Аудио |
|
Скачать .mp3 |
4. Воздаяние делающему вменяется не по милости, но по долгу.
5. А не делающему, но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность.
6. Так и Давид называет блаженным человека, которому Бог вменяет праведность независимо от дел:
7. Блаженны, чьи беззакония прощены и чьи грехи покрыты.
8. Блажен человек, которому Господь не вменит греха.
9. Блаженство сие относится к обрезанию, или к необрезанию? Мы говорим, что Аврааму вера вменилась в праведность.
10. Когда вменилась? по обрезании или до обрезания? Не по обрезании, а до обрезания.
11. И знак обрезания он получил, как печать праведности через веру, которую имел в необрезании, так что он стал отцом всех верующих в необрезании, чтобы и им вменилась праведность,
12. и отцом обрезанных, не только принявших обрезание, но и ходящих по следам веры отца нашего Авраама, которую имел он в необрезании.
(Рим. 4, 4–12)
Мы продолжаем читать удивительнейшее, глубочайшее и очень важное послание апостола Павла. Если христианин хотя бы немного не поймет, что имел в виду апостол Павел, то его христианство по сути будет неполным, ущербным, если он вообще сможет понять, что такое христианство, без проникновения в суть Послания к Римлянам и других Посланий.
Итак, мы снова немного перепрыгнули: оказались в 4-й главе, хотя перед этим остановились на 18-м стихе 3-й главы. Напомню, что пропущенные отрывки мы будем вскоре читать в субботние и воскресные дни. Апостол Павел продолжает свою аргументацию, чтобы показать, что и иудеи и язычники находятся в одинаковом положении: и тем и другим требуется Евангелие, и те и другие спасаются верой, а не делами закона. Как и в Послании к Галатам, для того чтобы лучше проиллюстрировать свою мысль, Павел вспоминает праотца Авраама, которого называет отцом всех верующих, и в начале 4-й главы рассуждает об его истории. Мы начали читать отрывок с 4-го стиха, поэтому, чтобы не упустить личности Авраама, прочитаем начало главы:
1. Что же, скажем, Авраам, отец наш, приобрел по плоти?
2. Если Авраам оправдался делами, он имеет похвалу, но не пред Богом.
3. Ибо что говорит Писание? Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность.
Речь идет о том, что в праведность Аврааму вменилась именно вера – то, что он поверил Богу, когда Он позвал идти из родного города неизвестно куда; поверил, когда Бог сказал, что у них с Саррой, людей, уже престарелых, родится сын; поверил, когда Бог повелел ему принести Исаака в жертву – везде мы видим абсолютное и беспрекословное доверие Авраама Богу.
4. Воздаяние делающему вменяется не по милости, но по долгу.
5. А не делающему, но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность.
6. Так и Давид называет блаженным человека, которому Бог вменяет праведность независимо от дел…
Постоянная мысль – праведность независима от дел.
7. Блаженны, чьи беззакония прощены и чьи грехи покрыты.
8. Блажен человек, которому Господь не вменит греха.
9. Блаженство сие относится к обрезанию, или к необрезанию? Мы говорим, что Аврааму вера вменилась в праведность.
Апостол вновь повторяет этот тезис: Авраам – ключевая фигура Ветхого Завета, это патриарх, то есть главный, первый, поэтому для дискуссии, обращенной в первую очередь к иудео-христианам, его фигура играет огромную роль, отсюда постоянная апелляция к Аврааму. И Павел вновь спрашивает:
9. … Мы говорим, что Аврааму вера вменилась в праведность.
10. Когда вменилась? по обрезании или до обрезания? Не по обрезании, а до обрезания.
11. И знак обрезания он получил, как печать праведности через веру, которую имел в необрезании, так что он стал отцом всех верующих в необрезании, чтобы и им вменилась праведность…
Слова «обрезание» и «необрезание» звучат очень часто, и мы можем немного запутаться, поэтому надо все аккуратно разложить в своей голове. Речь идет о том, что Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность еще до того, как он был обрезан. Когда Бог позвал его из родного гора Ура Халдейского, это был достаточно богатый город с хорошей инфраструктурой и у Авраама в житейском смысле слова все было хорошо. Но он жаждал большего, и Бог, как говорят толкователи, видя эту жажду, открылся ему и сказал: «Иди, куда я тебе скажу» (хотя и не сказал, куда именно). Авраам уже тогда поверил Богу, это был первый акт веры, и уже тогда это вменилось ему в праведность. Дальше, когда им с женой был обещан сын, он, несмотря на их престарелый возраст, тоже поверил Богу, и это тоже вменилось ему в праведность. Мы видим, что Авраам постоянно доверяет Богу, что и есть залог его праведности и во многом происходит до его обрезания. Хотя происходит и после обрезания, но все-таки первичный и основные акты доверия были совершены им до обрезания. И уже потом, как здесь написано, Авраам получает обрезание как печать праведности через веру. Но саму веру, как еще раз замечает Павел, он имел вне обрезания:
11. … так что он стал отцом всех верующих в необрезании, чтобы и им вменилась праведность,
12. и отцом обрезанных, не только принявших обрезание, но и ходящих по следам веры отца нашего Авраама, которую имел он в необрезании.
Апостол Павел, великий богослов, психолог и оратор, говорит, что обрезание – это только печать веры, которую Авраам имел и вне обрезания. Для чего вера вменилась Аврааму в праведность еще до обрезания? По мысли апостола Павла, для того чтобы он стал отцом всех верующих. Все, кто верят в Бога так же, как Авраам, являются его детьми до обрезания и после обрезания. То есть те, кто не обрезаны, язычники, по вере в Иисуса Христа тоже становятся детьми Авраама. И те, кто обрезаны, тоже дети Авраама, потому что обрезались, как и он. Авраам же обрезался, чтобы, как здесь написано, была печать его веры. То есть обрезание – лишь внешний знак того, что он доверяет Богу, то есть является верующим. Поскольку это лишь внешний знак, то речь идет о том, что фигура и вера Авраама как бы вмещают в себя всех истинно доверяющих Богу во Христе Иисусе.
В данном случае апостолу важно именно то, что через Христа все: и иудеи, и эллины становятся детьми Авраама. Для Павла, как и раньше (в Послании к Галатам, Книге деяний), важно сказать, что хотя обрезание является важным и фундаментальным фактором избранничества для иудейского народа, тем не менее сейчас, в христианскую эпоху, оно теряет свое исключительное значение, потому что таким исключительным значением наделяется вера, подобная вере Авраама, которой тот обладал еще до обрезания, и значит, он вмещает всех верующих: и обрезанных, и необрезанных. Это очень серьезное богословие, очень серьезные мысли. Для Павла, как всегда, важно, чтобы христианство вышло из узкого иудео-христианского круга и охватило огромные языческие территории, чтобы язычники тоже видели во Христе спасение, а иудеи не препятствовали им в этом, а, наоборот, помогали и принимали как полноценных братьев и сестер.
Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!
Иерей Михаил Ромадов
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
События недели. 19 мая 2024
Воскресные беседы. Тамара Грузинская
Кулинарное паломничество. Рецепт пирожного. Храм Воскресения Христова в Кадашах
Церковь и общество. Беседа с иеромонахом Макарием (Комогоровым). Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!