Читаем Апостол. 27 июня. Итак, какое преимущество быть Иудеем, или какая польза от обрезания? Великое преимущество во всех отношениях, а наипаче в том, что им вверено слово Божие.

27 июня 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Церковью читается Послание к Римлянам. Глава 2, ст. 28–29; глава  3, ст. 1–18.

 

2:28. Ибо не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти;

2:29. но тот Иудей, кто внутренно таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога.

3:1. Итак, какое преимущество быть Иудеем, или какая польза от обрезания?

3:2. Великое преимущество во всех отношениях, а наипаче в том, что им вверено слово Божие.

3:3. Ибо что же? если некоторые и неверны были, неверность их уничтожит ли верность Божию?

3:4. Никак. Бог верен, а всякий человек лжив, как написано: Ты праведен в словах Твоих и победишь в суде Твоем.

3:5. Если же наша неправда открывает правду Божию, то что скажем? не будет ли Бог несправедлив, когда изъявляет гнев? (говорю по человеческому рассуждению).

3:6. Никак. Ибо иначе как Богу судить мир?

3:7. Ибо, если верность Божия возвышается моею неверностью к славе Божией, за что еще меня же судить, как грешника?

3:8. И не делать ли нам зло, чтобы вышло добро, как некоторые злословят нас и говорят, будто мы так учим? Праведен суд на таковых.

3:9. Итак, что же? имеем ли мы преимущество? Нисколько. Ибо мы уже доказали, что как Иудеи, так и Еллины, все под грехом,

3:10. как написано: нет праведного ни одного;

3:11. нет разумевающего; никто не ищет Бога;

3:12. все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного.

3:13. Гортань их — открытый гроб; языком своим обманывают; яд аспидов на губах их.

3:14. Уста их полны злословия и горечи.

3:15. Ноги их быстры на пролитие крови;

3:16. разрушение и пагуба на путях их;

3:17. они не знают пути мира.

3:18. Нет страха Божия перед глазами их.

(Рим. 2, 28 – 3, 18)

 

Вот какой замечательный отрывок, дорогие братья и сестры. Мы с вами продолжаем погружаться в мир богословия апостола Павла. Действительно, Послание к Римлянам – это, наверное, самое серьезное его богословское произведение. Послание к Галатам, которое мы с вами читали, тоже очень интересно и во многом говорит о том же, что и Послание к Римлянам, но в более краткой форме. К сожалению, мы с вами опять будем торопиться, но ничего не поделаешь, надо успевать вписываться в формат нашей передачи.

Два последних стиха 2-й главы мы с вами уже прочитывали в прошлый раз. Не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти. Мы обращали внимание на удивительную мысль: оказывается, бывает иудей (или любой верующий человек, даже христианин) по плоти, который соблюдает все ритуалы, но далек от Бога, не творит волю Божию. И наоборот: кто-то, кто формально не принадлежит к сообществу (церковному, христианскому), по духу оказывается более близким к тому, чтобы творить волю Божию. Заканчивается 29-й стих такими словами: ему и похвала не от людей, но от Бога. Действительно, если человек принадлежит к Церкви и делает благие дела, то все скажут про него: «Какой замечательный человек, ходит в церковь, является христианином, делает добрые дела!». Понятно, что Бог оценит его благочестие, его дела, как посчитает нужным, но здесь от людей человек тоже получает похвалу. А про того, кто, может быть, формально скажет: «Я не хожу в церковь, не соблюдаю постов» или еще что-то, люди скажут: «Ну вот, какой он, не то что церковные люди». При этом человек, может быть, внутренне несет больше любви, добра и реально добрых дел, творит их совершенно бескорыстно. Тогда похвалы от людей он, может быть, не получит, но он получит ее от Бога, ведь Бог все равно все видит.

В 3-й главе апостол Павел использует знаменитый прием диатрибы (о котором мы уже говорили, разбирая Послание к Коринфянам) – диалог с воображаемым собеседником. Во-первых, у Павла, конечно, бывали споры в реальности, а во-вторых, он вкладывает в уста воображаемого оппонента как реальные вопросы, так и гипотетические, для того чтобы сразу попытаться на них ответить и не ввести читателей Послания в заблуждение.

Первый вопрос гипотетического оппонента: Итак, какое преимущество быть Иудеем, или какая польза от обрезания? Павел закончил 2-ю главу такой мыслью: если ты являешься обрезанным, но не творишь волю Божию, не выполняешь закон, то твое обрезание не вменяется тебе в обрезание. И наоборот: если не обрезывался, но творишь волю Божию, то твое необрезание тебе вменится в обрезание. Так что же, вообще не надо обрезываться и никакого смысла не было в Ветхом Завете, в избранничестве? Задается вопрос воображаемого оппонента: «Какое же тогда преимущество?» И Павел говорит:

3:2. Великое преимущество во всех отношениях, а наипаче в том, что им (иудеям) вверено слово Божие.

3:3. Ибо что же? если некоторые и неверны были, неверность их уничтожит ли верность Божию?

3:4. Никак. Бог верен, а всякий человек лжив…

Неверность ветхого Израиля не уничтожит верность Божию. Бог все равно любит всякого человека, призывает к спасению даже тех, кто был неверен, кто был распинателем Господа нашего Иисуса Христа и их потомков. Бог верен, Он не обижается и любит каждого человека до конца.

3:5. Если же наша неправда открывает правду Божию, то что скажем? не будет ли Бог несправедлив, когда изъявляет гнев? (говорю по человеческому рассуждению).

3:6. Никак…

Апостол Павел как бы отвечает: «Как же Бог будет несправедлив?». Тогда «оппонент» задает следующий вопрос:

3:6. …Ибо иначе как Богу судить мир?

3:7. Ибо, если верность Божия возвышается моею неверностью к славе Божией, за что еще меня же судить, как грешника?

3:8. И не делать ли нам зло, чтобы вышло добро, как некоторые злословят нас и говорят, будто мы так учим? Праведен суд на таковых.

Очень интересный момент, которому надо бы посвятить гораздо больше времени, но скажем хотя бы вкратце. Павел видит, какие могут быть психологические затруднения у его слушателей, которые могут сказать: «Если благость Божия проявляет себя тогда, когда мы наиболее немощные, грешные, ограниченные, то, во-первых, как Бог будет нас судить, если через наши грехи открывается Его благость? Как Богу судить мир?» Здесь апостол Павел еще не отвечает конкретно, каким образом это уложить в голове. Он просто говорит: Никак, то есть «Это неправильное мнение». Позже он будет отвечать на эти вопросы уже в свете Евангелия, сейчас же просто говорит, что это неправильное понимание. Не нужно считать, что сам Павел так думает. Особенно в 8-м стихе: не делать ли нам зло, чтобы вышло добро. Получается, чем больше человек грешит, тем больше Бог проявляет Свою благость. Что же, тогда нужно делать больше зла, чтобы вышло добро? Это логическая ошибка, и Павел говорит: «Мы так не учим, это искажение». Почему это искажение и как думать правильно, он напишет позже. Здесь он просто предлагает гипотетические вопросы, которые могут возникнуть у читателя. Действительно, понять этот тонкий психологический момент не всегда просто.

И в наше время далеко не все понимают апостола Павла, его мысль о спасении благодатью и вслед за воображаемым оппонентом, возможно, тоже захотят спросить: «Так что же, если мы спасаемся по благодати, а где умножается грех, там умножается благодать, нам больше грешить?». Все это, повторяю, нас ждет дальше по тексту Послания. Единственное, на что хочется обратить внимание, это 9-й стих: Итак, что же? имеем ли мы преимущество?.. Слово преимущество встречается и в 1-м стихе 3-й главы. Однако в 9-м стихе преимущество – это не совсем правильный перевод. Правильнее перевести «имеем ли мы превосходство»? И Павел говорит: «Нисколько, потому что все под грехом». Итак, преимущества быть иудеем есть, а превосходства – нет, потому что все под грехом. Надо понимать, что здесь нет противоречия между 1-м и 9-м стихами 3-й главы.

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать