Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Святой Церковью читается Послание к Евреям. Глава 11, ст. 33–40; глава 12, ст. 1–2.
11:33. которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов,
11:34. угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих;
11:35. жены получали умерших своих воскресшими; иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение;
11:36. другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу,
11:37. были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления;
11:38. те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли.
11:39. И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного,
11:40. потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства.
12:1. Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще,
12:2. взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия.
(Евр. 11, 33–12, 2)
Дорогие братья и сестры, сегодня от Послания к Римлянам мы перешли к Посланию к Евреям. Это связано с тем, что сегодня первое воскресенье после Троицы и празднуется Неделя Всех святых, когда бы то ни было существовавших: и тех, которых мы прославили, и даже тех, которых Церковь не прославила, поскольку, конечно, у Бога святых может быть гораздо больше, чем мы имеем здесь, на земле. Этот отрывок уже читался нами дважды: в Неделю святых отец, то есть воскресенье перед Рождеством Христовым, и в первую Неделю Великого поста.
Вы помните, что Послание к Евреям во многом строится на системе прообразов, то есть апостол Павел вспоминает какие-то ситуации и персонажей из Ветхого Завета и, отталкиваясь от этих событий, пытается дать увещевание и поучение христианам, которым он непосредственно пишет свое послание. Здесь он вспоминает множество героев, праведников Ветхого Завета, которые были стойкими и не отказались от веры в истинного Бога даже перед лицом мучений, смерти, отвержения.
До этого апостол Павел перечисляет различных ветхозаветных персонажей, праведников и даже людей, которые поверили, будучи не совсем праведными. Например, перечисление заканчивается упоминанием Раав блудницы: Верою Раав блудница, с миром приняв соглядатаев (и проводив их другим путем), не погибла с неверными (Евр. 11, 31). Это та самая блудница Раав, грешная женщина, которая спасла соглядатаев, посланных в город Иерихон для того, чтобы узнать, как там обстоят дела.
Дальше, подытоживая свои воспоминания об этих ветхозаветных людях, Павел говорит: И что еще скажу? Недостанет мне времени, чтобы повествовать о Гедеоне, о Вараке, о Самсоне и Иеффае, о Давиде, Самуиле и (других) пророках (Евр. 11, 32). Потом он пишет, чем они в общем были славны:
11:33. которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов,
11:34. угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих;
11:35. жены получали умерших своих воскресшими; иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение…
Апостол Павел перечисляет различные скорбные, неприятные обстоятельства, связанные с жизнью многих праведников, героев веры, которые действительно были стойкими перед лицом опасностей. Здесь написано, что некоторых жены получали воскресшими. Мы помним, что случаи воскрешения были и в Ветхом Завете. Но иные же замучены были, не приняв освобождения, то есть уже не вернулись в эту жизнь, в это тело, для того чтобы получить лучшее воскресение. До Пришествия Христа тоже существовало мнение о том, что будет воскресение мертвых. Когда мы читали Книгу деяний, то говорили о фарисеях и саддукеях, двух религиозных партиях. Фарисеи верили в воскресение мертвых, а саддукеи не верили, это был один из важных пунктов их разногласий. Мы помним, что на этом разногласии однажды сыграл апостол Павел: стоя перед синедрионом, он увидел, что там находятся фарисеи и саддукеи, и выкрикнул, что его судят за веру в воскресение мертвых. Надо сказать, что он не обманул, потому что действительно верил в воскресение мертвых, но уже как христианин, то есть в свете того, что Сам Христос воскрес, однако сказал в общих формулировках, что верит в воскресение мертвых, не упоминая о Христе. Сама эта фраза была понятна фарисеям и саддукеям, вызвала между ними спор, и фарисеи даже заступились за Павла. Действительно, вера в то, что мертвые воскреснут, существовала, а в свете Воскресения Христова укрепилась и стала восприниматься уже в христианском контексте, поэтому здесь апостол Павел пишет о вере в то, что те, кто не смог избежать всех мучений и смерти, будет достоин сподобиться лучшего воскресения.
11:36. другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу,
11:37. были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления…
Действительно, чего только не бывало с людьми и в ветхозаветное время, и в новозаветное. Конечно, это очень печально с той точки зрения, что человек в своей греховности способен так издеваться над другим человеком: не просто убить, но часто именно подвергнуть мучительной казни, чтобы подавить волю человека. Это одно из самых неприятных и при этом ярких проявлений человеческой греховности, поскольку даже в животном мире мы практически не встретим ситуаций, когда животные с особой яростью и наслаждением доставляют муки себе подобным. У человека такие ситуации бывают, поэтому во все времена были мученики (конечно, не только в христианстве), претерпевавшие страшные муки от тех или иных людей.
Апостол Павел подытоживает свои рассуждения тем, что Бог предусмотрел о нас, христианах, что-то лучшее, чтобы те мученики достигли совершенства не без нас, чтобы мы вместе наследовали Царство Божие в свете Нового Завета. Поэтому в начале 12-й главы Павел призывает нас идти по их стопам, быть такими же верными в несении христианской проповеди и вести.
Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!
Иерей Михаил Ромадов
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
События недели. 19 мая 2024
Воскресные беседы. Тамара Грузинская
Кулинарное паломничество. Рецепт пирожного. Храм Воскресения Христова в Кадашах
Церковь и общество. Беседа с иеромонахом Макарием (Комогоровым). Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!