Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Святой Церковью читается Послание к Римлянам. Глава 1, ст. 28–32; глава 2, ст. 1-9.
1:28. И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму — делать непотребства,
1:29. так что они исполнены всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы, исполнены зависти, убийства, распрей, обмана, злонравия,
1:30. злоречивы, клеветники, богоненавистники, обидчики, самохвалы, горды, изобретательны на зло, непослушны родителям,
1:31. безрассудны, вероломны, нелюбовны, непримиримы, немилостивы.
1:32. Они знают праведный суд Божий, что делающие такие дела достойны смерти; однако не только их делают, но и делающих одобряют.
2:1. Итак, неизвинителен ты, всякий человек, судящий другого, ибо тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя, потому что, судя другого, делаешь то же.
2:2. А мы знаем, что поистине есть суд Божий на делающих такие дела.
2:3. Неужели думаешь ты, человек, что избежишь суда Божия, осуждая делающих такие дела и (сам) делая то же?
2:4. Или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию?
2:5. Но, по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога,
2:6. Который воздаст каждому по делам его:
2:7. тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия, — жизнь вечную;
2:8. а тем, которые упорствуют и не покоряются истине, но предаются неправде, — ярость и гнев.
2:9. Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое, во-первых, Иудея, потом и Еллина!
(Рим. 1, 28 – 2, 9)
Дорогие братья и сестры, мы с вами продолжаем размышлять над интереснейшим посланием апостола Павла – Посланием к Римлянам. В прошлый раз (предыдущий отрывок стоит непосредственно перед сегодняшним) мы говорили о том, что Павел описывает бедственное состояние языческого мира. Конечно, кто-то может подумать, что он утрирует, поскольку в языческом мире были люди по-своему достойные и достаточно высоконравственные. Однако для Павла важнее сам принцип: язычество является следствием отступлением от веры в Единого Бога Творца. Помните, как он говорил: «…не возблагодарили Его, как Творца, и стали поклоняться твари вместо Творца». Отсюда различные грехи, которые он перечисляет, в том числе противоестественные грехи плоти.
Здесь приводится целый каталог грехов, что у апостола Павла встречается часто. Также это часто встречалось у античных философов, в первую очередь у стоиков. Философия стоицизма уделяла очень большое внимание нравственным проблемам, поэтому там были свои каталоги грехов и добродетелей, противопоставление жизни умеренной, аскетичной и разнузданной, жизни по природе и жизни против природы, естественного и противоестественного. Апостол Павел, человек образованный в своей библейской традиции, но и соприкасавшийся с какими-то эллинистическими философскими течениями, в той или иной степени проводит параллель между ними. Перечитывать сейчас этот каталог грехов, наверное, нет смысла: каждый из вас может его прочитать сам.
В конце главы Павел подытоживает: Они знают праведный суд Божий, что делающие такие дела достойны смерти; однако не только их делают, но и делающих одобряют. Он повторяет мысль о том, что язычники, ведущие такой образ жизни, знают, что Бог, единый Творец, проявляет Себя в творениях, можно познать этого истинного Бога Живого и даже узнать Его замысел. Все эти дела не являются отражением замысла Божия, поэтому люди чувствуют, что делают что-то не так, знают это в глубине души, но продолжают делать и одобряют тех, кто делает подобное или даже что-то худшее.
2:1. Итак, неизвинителен ты, всякий человек, судящий другого, ибо тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя, потому что, судя другого, делаешь то же.
2:2. А мы знаем, что поистине есть суд Божий на делающих такие дела.
2:3. Неужели думаешь ты, человек, что избежишь суда Божия, осуждая делающих такие дела и (сам) делая то же?
2:4. Или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию?
2:5. Но, по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога,
2:6. Который воздаст каждому по делам его…
Апостол переходит к следующей части своего рассуждения, где говорит о том, что если какой-то человек судит другого, а сам делает то же самое, то он незвинителен: у него нет никакого преимущества, никакого права судить другого. Павел перекидывает мостик между состоянием языческого мира и состоянием иудеев, потому что для иудеев, конечно, было странно слышать, что они так же неправедны, не оправдываются перед Богом, как и язычники. Им это казалось чем-то возмутительным, поскольку они принадлежали к народу Божию, исполняли какие-то ритуалы закона, и вдруг им говорят, что они абсолютно так же, как и язычники, нуждаются в Евангелии, спасении, в оправдании верой и благодатью. Поэтому апостол Павел начинает очень аккуратно выстраивать этот «мостик», говоря: «Как ты судишь другого, если делаешь то же самое? Не понимаешь ли ты, что Бог ведет тебя к покаянию, что именно ощущение своего недостоинства, ограниченности, понимания, что ты ничем не лучше другого, приведет к тому, что ты сугубо почувствуешь благость Божию? Она ведет тебя к тому, чтобы ты по-настоящему изменился, раскрылся для благодати Божией, для Духа Святого и с тобой действительно произошло бы настоящее изменение, ты бы стал уже новым человеком». Поэтому и требуется, чтобы был момент покаяния, момент ощущения своей ограниченности. Для апостола Павла важно, чтобы иудей понял, что перед лицом Евангелия он такой же грешник, такой же нуждающийся, как и язычник.
Это очень важный момент, можно сказать, внутренне революционный. Как иногда мыслим мы с вами, братья и сестры, так тогда мыслили и иудеи: «Да, конечно, среди нас есть грешники, мы тоже грешим, не всегда все делаем правильно, но мы соблюдаем правильные ритуалы, посещаем храм и синагогу, приносим жертву, участвуем в праздниках, значит, мы все равно лучше, чем язычники. Да, мы грешим, но мы все-таки принципиально и качественно иные». Апостол Павел говорит о другом: оказывается, все одинаковы перед лицом Христа и Евангелия. Все грешники, нет праведного ни одного (в Ветхом Завете об этом нередко было написано), поэтому нет никакой принципиальной разницы. В Евангелии одинаково нуждаются и иудеи, и эллины. Это главное, на чем строит свою аргументацию Павел, и что очень не нравилось иудеям и христианам из иудеев, которые все-таки считали, что некоторое преимущество у них должно быть.
Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!
Иерей Михаил Ромадов
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
События недели. 19 мая 2024
Воскресные беседы. Тамара Грузинская
Кулинарное паломничество. Рецепт пирожного. Храм Воскресения Христова в Кадашах
Церковь и общество. Беседа с иеромонахом Макарием (Комогоровым). Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!