Читаем Апостол. 19 июля. Не губи твоею пищею того, за кого Христос умер

19 июля 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Церковью читается Послание к Римлянам. Глава 14, ст. 9–18.

 

9. Ибо Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми.

10. А ты что осуждаешь брата твоего? Или и ты, что унижаешь брата твоего? Все мы предстанем на суд Христов.

11. Ибо написано: живу Я, говорит Господь, предо Мною преклонится всякое колено, и всякий язык будет исповедывать Бога.

12. Итак каждый из нас за себя даст отчет Богу.

13. Не станем же более судить друг друга, а лучше судите о том, как бы не подавать брату случая к преткновению или соблазну.

14. Я знаю и уверен в Господе Иисусе, что нет ничего в себе самом нечистого; только почитающему что-либо нечистым, тому нечисто.

15. Если же за пищу огорчается брат твой, то ты уже не по любви поступаешь. Не губи твоею пищею того, за кого Христос умер.

16. Да не хулится ваше доброе.

17. Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе.

18. Кто сим служит Христу, тот угоден Богу и достоин одобрения от людей.

(Рим. 14, 9-18)

 

Дорогие братья и сестры, мы продолжаем читать Послание апостола Павла к Римлянам, правда, совершили не маленький скачок, полностью пропустив прекрасную 13-ю главу, в которой находится очень интересный разговор об отношении христианина к властям. Кроме того, эта глава, может быть, ключевое место данного Послания: в ней апостол Павел говорит о том, как человек побеждает ситуацию «раздрая», то есть конфликта между грехом и законом, как пребывание во Христе делает его способным выполнить закон естественным образом, не надевая на себя иго закона. Но, как мы знаем, это место будет прочитано в субботу или воскресенье.

Мы же сразу перенеслись в 14-ю главу, которая начинается со слов:

1. Немощного в вере принимайте без споров о мнениях.

2. Ибо иной уверен, что можно есть все, а немощный ест овощи.

Этот отрывок мы читали перед Великом постом, и речь шла о том, что немощный в вере есть овощи, а сильный совестью ест всё. Но это, как вы помните, было связано с идоложертвенным мясом. Хотя перед Постом данный отрывок читается не случайно, а потому что очевидны некие параллели. Если же вспоминать ситуацию того времени, напомню, что практически все мясо было идоложертвенным, то есть посвященным тому или иному идолу и как правило было окроплено кровью жертвенного животного. Поэтому некоторые христиане считали, что, вкушая мясо, они служат идолу и ставили себе запрет есть мясо и ели только овощи. А те, кто считали, что идол – ничто (об этом апостол Павел подробно пишет в Первом послании к Коринфянам, которое мы еще будем читать), те спокойно ели мясо, в том числе идоложертвенное. Поэтому существовали разногласия между немощными и сильными (как и сейчас кто-то постится строго, а кто-то не так строго), и один мог другого укорять, осуждать. Здесь для апостола Павла как и всегда важнее всего единство и любовь, чтобы любовью покрывались все разногласия в общине.

Об этом говорится и в сегодняшнем отрывке:

9. Ибо Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми.

10. А ты что осуждаешь брата твоего? Или и ты, что унижаешь брата твоего? Все мы предстанем на суд Христов.

11. Ибо написано: живу Я, говорит Господь, предо Мною преклонится всякое колено, и всякий язык будет исповедывать Бога.

12. Итак каждый из нас за себя даст отчет Богу.

13. Не станем же более судить друг друга, а лучше судите о том, как бы не подавать брату случая к преткновению или соблазну.

Апостол говорит, что ни один человек не должен судить другого, а отчет он даст за себя и только за себя. Поэтому судить не надо, унижать и превозноситься не надо, но главное – не подавать повода к соблазну. Как всегда главное – мир и единство общины, главное – это любовь.

Дальше он пишет лично про свою позицию. Как мы видим из этого Послания и Послания к Коринфянам, себя Павел относил к сильным совестью. И в Послании к Коринфянам он говорит: «Я свободен, апостол и могу есть мясо, потому что знаю, что идол – ничто. Но если я соблазняю своего брата, то не буду есть мяса вовек». Здесь та же самая мысль, только в еще более развернутом виде:

14. Я знаю и уверен в Господе Иисусе, что нет ничего в себе самом нечистого; только почитающему что-либо нечистым, тому нечисто.

Хотя апостол говорит здесь о пище, это принцип универсальный, это фундаментальная христианская мысль. Заметьте, что Павел не говорит «я предполагаю», «это моя мысль», или, как он иногда пишет, «по рассуждению человеческому», но: я знаю и уверен в Господе Иисусе. Вот христианское открытие, прорыв, духовная революция – нет ничего в себе самом нечистого; только почитающему что-либо нечистым, тому нечисто. То есть все зависит от чистоты нашего ума, соответственно, знания, от чистоты нашего сердца. Понятия «чистого» и «нечистого», свойственные и для Ветхого Завета, разрушены Христом, поэтому ешьте, пожалуйста, что угодно. Здесь это сказано в контексте разговора про пищу, но, повторю, на самом деле этот принцип может быть развернут на всю жизнь христианина. Но при этом как всегда важнее всего любовь.

15. Если же за пищу огорчается брат твой, то ты уже не по любви поступаешь. Не губи твоею пищею того, за кого Христос умер.

16. Да не хулится ваше доброе.

17. Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе.

18. Кто сим служит Христу, тот угоден Богу и достоин одобрения от людей.

Павел говорит: да, ты свободен, ешь, пожалуйста, мясо и что угодно, но если ты соблазнишь брата, то согрешишь. Поэтому, как написано в 15-м стихе: Если же за пищу огорчается брат твой, то ты уже не по любви поступаешь. Не губи твоею пищею того, за кого Христос умер. Как и было сказано в Послании к Коринфянам, где Павел спорил с коринфскими либертинистами, говорившими: «все мне позволительно», а он отвечал: «да, вы правы, все позволительно, но не все полезно». Критерии для христианина именно в этом. В христианской жизни нет запретов с точки зрения подавляющего закона, но есть понятия, что полезно и что неполезно. Да, можно есть все что угодно, но если ты соблазнишь брата своего, если он огорчится, то ты не по любви поступишь, ради того чтобы показать свою свободу, ты погубишь его, а ведь за него проливал кровь Сам Христос. Имеется в виду, что если брат увидит, что ты спокойно ешь мясо, то либо осудит тебя и может погибнуть, либо соблазнится, поест с тобой, а потом вдруг совесть напомнит ему, что этого делать нельзя, и он будет укорять себя, считать падшим, погибшим, и тут тоже твоя вина: ты показал свою свободу. Поэтому не губи брата своей пищей и пониманием того, что нет ничего самого по себе нечистого. Это тот же принцип «все мне позволительно, но не все полезно». Если ты в ком-то вызовешь соблазн, то не делай этого. Не потому что нельзя, а потому что это может кого-то погубить, поэтому нужно поступить по любви.

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать