Читаем Апостол. 18 июля. Не будь побежден злом, но побеждай зло добром

18 июля 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
Святой Церковью читается Послание к Римлянам. Глава 12, ст. 4–5, 15–21.

 

4. Ибо, как в одном теле у нас много членов, но не у всех членов одно и то же дело,

5. так мы, многие, составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены.

[ … ]

15. Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими.

16. Будьте единомысленны между собою; не высокомудрствуйте, но последуйте смиренным; не мечтайте о себе;

17. никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром перед всеми человеками.

18. Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми.

19. Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь.

20. Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья.

21. Не будь побежден злом, но побеждай зло добром.

(Рим. 12, 4-5, 15-21)

 

Итак, дорогие братья и сестры, мы вновь читаем Послание к Римлянам в формате будних дней, то есть последовательно. Хотя даже здесь не всегда получается четко соблюдать хронологию, например, сегодня мы немного «перепрыгнули» с 5-го на 15-й стих, а пропущенные стихи, по всей видимости, будут прочитаны позже, в субботу или воскресенье.

Здесь апостол Павел начинает увещевательную часть. В начале Послания он описал ситуацию, связанную с оправданием человека, сперва рассказав о гибельном положении языческих народов, после о том, что иудеи внутренне ничем не отличаются, потому что тоже не исполняют закон, хотя его и имеют. Затем рассказал о том, как в принципе противоборствуют грех и закон, как эти две силы разрывают человека на части, как потом приходит оправдание и что такое умереть во Христе или новым человеком жить уже для Бога. С 9-й по 11-ю главу, как мы помним, была историософия, где Павел рассуждал о судьбах израильского и прочих народов. Здесь же мы видим уже конкретные увещевания, адресованные конкретным слушателям, христианам Рима.

4. Ибо, как в одном теле у нас много членов, но не у всех членов одно и то же дело,

5. так мы, многие, составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены.

Очень принципиальная, важная мысль, достаточно известная и часто упоминаемая и в наших беседах и вообще в современном богословии (лекциях, выступлениях) о том, что Церковь – это тело Христово, собрание всех христиан. В первую очередь это мистическая с богословской точки зрения Церковь Христова, а не просто некий институт, юридическое лицо, как бы сейчас сказали. С точки зрения юриспруденции, так и есть: Русская Православная Церковь – большая религиозная централизованная организация, а приход – местная религиозная организация. На юридическом языке это звучит именно так, но мы понимаем, что это не только институт, где есть разные люди, со своими немощами, своей ограниченностью и страстями, но это, конечно же, и мистическое Тело Христово и все мы его члены. Конечно, мы бываем и немощны, и ограничены, но сила Тела вовсе не в нас, немощных людях, а в Главе Церкви, Который есть Христос. Он делает Церковь святой, непоколебимой, Он делает Церковь мужественной и мудрой, все зиждется на Христе, и, как здесь сказано, все вместе мы составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены.

Далее переходим к 15-му стиху, коротким конкретным наставлениям, с подобными мы уже сталкивались в Послании к Фессалоникийцам и в других:

15. Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими.

То есть будьте со всеми во всех ситуациях, самых различных.

16. Будьте единомысленны между собою; не высокомудрствуйте, но последуйте смиренным; не мечтайте о себе.

Об этом апостол Павел тоже уже говорил, когда речь шла о судьбах Израиля и других народов, и предостерегал язычников, чтобы они не мечтали о себе, что они теперь избранные, а ветхозаветный Израиль уже погибший и никаких шансов у него нет. Это было названо апостолом Павлом мечтательностью, самомнением, воображаемым высоким положением, и здесь он в очередной раз говорит: не мечтайте о себе.

17. никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром перед всеми человеками. – полезное христианское наставление

18. Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми.

То есть, если нет каких-то принципиальных разногласий, если не происходит какая-то неправда, тогда надо стараться быть в мире. Конечно, этот совет достаточно «растяжимый»: мы стараемся быть в мире, а другой человек не всегда готов к этому и всячески раздувает какой-то конфликт. Но, по крайней мере со своей стороны, мы призваны всегда быть в мире, дружелюбии, благодушии, а со стороны того человека – уж как получится, сможет он справиться со своими страстями и эмоциями или нет, он уже сам будет отвечать за это перед Богом. Наше дело – быть самим благодушными и мирными.

19. Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь.

Это знаменитая цитата из книги Второзаконие, где говорится, что Господь – Судья, Господь Сам воздает: Мне отмщение и Аз воздам. Мы помним, что как раз эта фраза из Ветхого Завета является эпиграфом к знаменитому роману Льва Николаевича Толстого «Анна Каренина». Наверное, смысл в том, что нельзя судить даже героев романа, воображаемых людей (которые, конечно, отражают какие-то черты реально существовавших людей), потому что суд только у Бога.

20. Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья.

Очень правильный, типично христианский совет: если твой враг оказался в таком положении, что ты можешь его накормить, напоить, приютить, посетить в темнице или больнице, сделать что-то еще, связанное с милосердием и благотворительностью, то делай это обязательно, потому что это будет как горящие уголья ему на голову. Но не в том смысле, что мы хотим отомстить ему, показав: ах, вот ты какой, а мы-то оказались хорошие – это, конечно, совсем не христианское побуждение. Здесь совершенно иной смысл: мы отвечаем на зло добром, кормим, поим нашего врага и надеемся, что его вражеское настроение, его ненависть, негатив по отношению к нам будет побежден нашей любовью, потому что мы тоже приобщили этого человека к состоянию любви, чтобы он изменился. Потому что если мы не питаем к нему вражеских чувств, то было бы замечательно, чтобы и он перестал считать нас своими врагами.

И последний стих:

21. Не будь побежден злом, но побеждай зло добром.

Такое христианское наставление. Конечно, человек во Христе так и живет и идет по жизни именно с этим мировосприятием и посылом.

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключены великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать