Аудио |
|
Скачать .mp3 |
4. Ибо, как в одном теле у нас много членов, но не у всех членов одно и то же дело,
5. так мы, многие, составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены.
[ … ]
15. Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими.
16. Будьте единомысленны между собою; не высокомудрствуйте, но последуйте смиренным; не мечтайте о себе;
17. никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром перед всеми человеками.
18. Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми.
19. Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь.
20. Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья.
21. Не будь побежден злом, но побеждай зло добром.
(Рим. 12, 4-5, 15-21)
Итак, дорогие братья и сестры, мы вновь читаем Послание к Римлянам в формате будних дней, то есть последовательно. Хотя даже здесь не всегда получается четко соблюдать хронологию, например, сегодня мы немного «перепрыгнули» с 5-го на 15-й стих, а пропущенные стихи, по всей видимости, будут прочитаны позже, в субботу или воскресенье.
Здесь апостол Павел начинает увещевательную часть. В начале Послания он описал ситуацию, связанную с оправданием человека, сперва рассказав о гибельном положении языческих народов, после о том, что иудеи внутренне ничем не отличаются, потому что тоже не исполняют закон, хотя его и имеют. Затем рассказал о том, как в принципе противоборствуют грех и закон, как эти две силы разрывают человека на части, как потом приходит оправдание и что такое умереть во Христе или новым человеком жить уже для Бога. С 9-й по 11-ю главу, как мы помним, была историософия, где Павел рассуждал о судьбах израильского и прочих народов. Здесь же мы видим уже конкретные увещевания, адресованные конкретным слушателям, христианам Рима.
4. Ибо, как в одном теле у нас много членов, но не у всех членов одно и то же дело,
5. так мы, многие, составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены.
Очень принципиальная, важная мысль, достаточно известная и часто упоминаемая и в наших беседах и вообще в современном богословии (лекциях, выступлениях) о том, что Церковь – это тело Христово, собрание всех христиан. В первую очередь это мистическая с богословской точки зрения Церковь Христова, а не просто некий институт, юридическое лицо, как бы сейчас сказали. С точки зрения юриспруденции, так и есть: Русская Православная Церковь – большая религиозная централизованная организация, а приход – местная религиозная организация. На юридическом языке это звучит именно так, но мы понимаем, что это не только институт, где есть разные люди, со своими немощами, своей ограниченностью и страстями, но это, конечно же, и мистическое Тело Христово и все мы его члены. Конечно, мы бываем и немощны, и ограничены, но сила Тела вовсе не в нас, немощных людях, а в Главе Церкви, Который есть Христос. Он делает Церковь святой, непоколебимой, Он делает Церковь мужественной и мудрой, все зиждется на Христе, и, как здесь сказано, все вместе мы составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены.
Далее переходим к 15-му стиху, коротким конкретным наставлениям, с подобными мы уже сталкивались в Послании к Фессалоникийцам и в других:
15. Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими.
То есть будьте со всеми во всех ситуациях, самых различных.
16. Будьте единомысленны между собою; не высокомудрствуйте, но последуйте смиренным; не мечтайте о себе.
Об этом апостол Павел тоже уже говорил, когда речь шла о судьбах Израиля и других народов, и предостерегал язычников, чтобы они не мечтали о себе, что они теперь избранные, а ветхозаветный Израиль уже погибший и никаких шансов у него нет. Это было названо апостолом Павлом мечтательностью, самомнением, воображаемым высоким положением, и здесь он в очередной раз говорит: не мечтайте о себе.
17. никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром перед всеми человеками. – полезное христианское наставление
18. Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми.
То есть, если нет каких-то принципиальных разногласий, если не происходит какая-то неправда, тогда надо стараться быть в мире. Конечно, этот совет достаточно «растяжимый»: мы стараемся быть в мире, а другой человек не всегда готов к этому и всячески раздувает какой-то конфликт. Но, по крайней мере со своей стороны, мы призваны всегда быть в мире, дружелюбии, благодушии, а со стороны того человека – уж как получится, сможет он справиться со своими страстями и эмоциями или нет, он уже сам будет отвечать за это перед Богом. Наше дело – быть самим благодушными и мирными.
19. Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь.
Это знаменитая цитата из книги Второзаконие, где говорится, что Господь – Судья, Господь Сам воздает: Мне отмщение и Аз воздам. Мы помним, что как раз эта фраза из Ветхого Завета является эпиграфом к знаменитому роману Льва Николаевича Толстого «Анна Каренина». Наверное, смысл в том, что нельзя судить даже героев романа, воображаемых людей (которые, конечно, отражают какие-то черты реально существовавших людей), потому что суд только у Бога.
20. Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья.
Очень правильный, типично христианский совет: если твой враг оказался в таком положении, что ты можешь его накормить, напоить, приютить, посетить в темнице или больнице, сделать что-то еще, связанное с милосердием и благотворительностью, то делай это обязательно, потому что это будет как горящие уголья ему на голову. Но не в том смысле, что мы хотим отомстить ему, показав: ах, вот ты какой, а мы-то оказались хорошие – это, конечно, совсем не христианское побуждение. Здесь совершенно иной смысл: мы отвечаем на зло добром, кормим, поим нашего врага и надеемся, что его вражеское настроение, его ненависть, негатив по отношению к нам будет побежден нашей любовью, потому что мы тоже приобщили этого человека к состоянию любви, чтобы он изменился. Потому что если мы не питаем к нему вражеских чувств, то было бы замечательно, чтобы и он перестал считать нас своими врагами.
И последний стих:
21. Не будь побежден злом, но побеждай зло добром.
Такое христианское наставление. Конечно, человек во Христе так и живет и идет по жизни именно с этим мировосприятием и посылом.
Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключены великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!
Иерей Михаил Ромадов
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
События недели. 19 мая 2024
Воскресные беседы. Тамара Грузинская
Кулинарное паломничество. Рецепт пирожного. Храм Воскресения Христова в Кадашах
Церковь и общество. Беседа с иеромонахом Макарием (Комогоровым). Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!