Читаем Апостол. 16 июля. Грех не должен над вами господствовать, ибо вы не под законом, но под благодатью

16 июля 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Церковью читается Послание к Римлянам. Глава 6, ст. 11–17.

 

11. Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем.

12. Итак да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его;

13. и не предавайте членов ваших греху в орудия неправды, но представьте себя Богу, как оживших из мертвых, и члены ваши Богу в орудия праведности.

14. Грех не должен над вами господствовать, ибо вы не под законом, но под благодатью.

15. Что же? станем ли грешить, потому что мы не под законом, а под благодатью? Никак.

16. Неужели вы не знаете, что, кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы, кому повинуетесь, или рабы греха к смерти, или послушания к праведности?

17. Благодарение Богу, что вы, бывши прежде рабами греха, от сердца стали послушны тому образу учения, которому предали себя.

(Рим. 6, 11-17)

 

Итак, дорогие братья и сестры, на буднях мы с вами дочитали Послание апостола Павла к Римлянам до 11-й главы включительно, а по субботам и воскресеньям в соответствии с обычаем церковного календаря возвращаемся к тем отрывкам, которые были ранее пропущены. Поэтому мы читаем немного вразнобой, с разрывами и возвращениями, тем не менее в этом нет ничего страшного. Сегодня мы вернемся мыслями немного назад, в 6-ю главу, где речь шла совсем о другом. Если с 9-й по 11-ю главу мы размышляли о судьбах израильского народа и языческих народов – это так называемая историософия апостола Павла, то в 6-й главе речь идет о том, как человек приходит к спасению, как он выходит из сложной ситуации противостояния закона и греха. Человек плотской продан под грех (как сказано здесь, в Послании к Римлянам), а закон – благ и свят, но, сталкиваясь с законом, греховный человек не может его выполнить, и, таким образом, закон может только давать опыт греха, но не может спасать. Напомним, что это ключевая мысль как Послания к Римлянам, так и Послания к Галатам и в целом всего богословия апостола Павла – спасение происходит по благодати, по вере в Иисуса Христа, а закон лишь дает опыт греха. Павел очень много говорит и иллюстрирует этот тезис, и, конечно, в связи с ним возникали вопросы у реальных и гипотетических собеседников: А как же быть? Получается, что закон – это что-то, способствующее греху? Или же, исходя из этой логики, получается, что надо совершать больше грехов и преступлений, чтобы благодать умножилась? Мы помним, каким «провокационным» высказыванием апостола Павла заканчивается 5-я глава: где умножился грех, стала преизобиловать благодать (см. Рим. 5, 20) – совершенно возмутительно для иудейского уха, и не только для иудейского. Павел не превозносит закон выше, чем нужно, он говорит, что это воля Божия, святая, но невозможно сделать так, чтобы закон спасал, он лишь дает опыт греха.

6-я глава начиналась с вопроса:

1. Что же скажем? оставаться ли нам в грехе, чтобы умножилась благодать? Никак.

2. Мы умерли для греха…

Вопрос, возникавший у собеседников, звучал так: Что же оставаться в грехе? Или, может быть, еще больше творить греха, чтобы умножилась благодать? Но Павел, понимая этот вопрос, пытается «сдвинуть» их сознание, говоря, что если мы умерли для греха, то как же нам жить в нем? И здесь, в начале 6-й главы, он рассуждает о том, что человек, крестящийся во Христа, вместе с Ним умирает, спогребается Ему и совоскресает – происходит символическая смерть ветхого человека и рождение нового. Этот отрывок – начало 6-й главы – всегда читается во время Таинства крещения и заканчивается как раз 11-м стихом, с которого мы начали читать сегодня, и где подводится итог тому, что происходит с человеком во Христе:

11. Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем.

То есть человек во Христе никоим образом не будет умножать грех, чтобы умножилась благодать: он уже находится во Христе, поэтому умер для ветхой ситуации, где закон и грех являлись двумя противоборствующими началами, разрывающими человека, делающими его «шизофреником», то есть человеком с раздвоенным сознанием. Эта ситуация умирает в купели Крещения, и человек восстает как новый человек, служащий Христу и творящий Его волю, которая, конечно же, благодатна и не является тем, что умножает грех. Далее апостол иллюстрирует эту мысль:

12. Итак да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его;

13. и не предавайте членов ваших греху в орудия неправды, но представьте себя Богу, как оживших из мертвых, и члены ваши Богу в орудия праведности.

14. Грех не должен над вами господствовать, ибо вы не под законом, но под благодатью.

Опять фраза, которая может показаться соблазнительной и провокационной. Павел говорит: вы умерли для греха и умерли в этом отношении для закона. И в 14-м стихе произносит такую мысль:

14. Грех не должен над вами господствовать, ибо вы не под законом, но под благодатью.

Христианин – это человек, водимый Духом Святым, человек, который хотя и живет в этом смертном теле, тем не менее его восприятие мира уже совершенно иное. И конфликт греха и закона уже не действует на него. По крайней мере по мысли апостола Павла, который говорит: грех не должен над вами господствовать, потому что вы не под законом. Грех и закон всегда связаны: с одной стороны, грешный человек, а с другой – закон, который, хотя и праведный, но не спасает, а подчас и провоцирует грех, делает его более явным, дразнит человека, потому что запретное более сладкое, и человек в этом состоянии мечется. Павел же говорит: грех уже не должен господствовать, потому что вы не под законом, а под благодатью.

Дальше вопрос, похожий на тот, что был в 1-м стихе 6-й главы:

15. Что же? станем ли грешить, потому что мы не под законом, а под благодатью? Никак.

16. Неужели вы не знаете, что, кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы, кому повинуетесь, или рабы греха к смерти, или послушания к праведности?

17. Благодарение Богу, что вы, бывши прежде рабами греха, от сердца стали послушны тому образу учения, которому предали себя.

Апостол приводит для сравнения ситуацию, знакомую в тогдашней Римской империи, – ситуацию господина и раба, и говорит: если вы служите греху, то ваша ситуация еще ветхая и иной плод, то есть вознаграждение (об этом сказано уже в конце этой главы). Если же вы служите Христу, то ваше вознаграждение – жизнь вечная. Поэтому здесь Павел увещевает, что ни в коем случае не значит, что во Христе мы должны служить греху, ведь мы уже умерли для него и служим для Христа.

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать