Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Святой Церковью читается Послание к Римлянам. Глава 6, ст. 11–17.
11. Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем.
12. Итак да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его;
13. и не предавайте членов ваших греху в орудия неправды, но представьте себя Богу, как оживших из мертвых, и члены ваши Богу в орудия праведности.
14. Грех не должен над вами господствовать, ибо вы не под законом, но под благодатью.
15. Что же? станем ли грешить, потому что мы не под законом, а под благодатью? Никак.
16. Неужели вы не знаете, что, кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы, кому повинуетесь, или рабы греха к смерти, или послушания к праведности?
17. Благодарение Богу, что вы, бывши прежде рабами греха, от сердца стали послушны тому образу учения, которому предали себя.
(Рим. 6, 11-17)
Итак, дорогие братья и сестры, на буднях мы с вами дочитали Послание апостола Павла к Римлянам до 11-й главы включительно, а по субботам и воскресеньям в соответствии с обычаем церковного календаря возвращаемся к тем отрывкам, которые были ранее пропущены. Поэтому мы читаем немного вразнобой, с разрывами и возвращениями, тем не менее в этом нет ничего страшного. Сегодня мы вернемся мыслями немного назад, в 6-ю главу, где речь шла совсем о другом. Если с 9-й по 11-ю главу мы размышляли о судьбах израильского народа и языческих народов – это так называемая историософия апостола Павла, то в 6-й главе речь идет о том, как человек приходит к спасению, как он выходит из сложной ситуации противостояния закона и греха. Человек плотской продан под грех (как сказано здесь, в Послании к Римлянам), а закон – благ и свят, но, сталкиваясь с законом, греховный человек не может его выполнить, и, таким образом, закон может только давать опыт греха, но не может спасать. Напомним, что это ключевая мысль как Послания к Римлянам, так и Послания к Галатам и в целом всего богословия апостола Павла – спасение происходит по благодати, по вере в Иисуса Христа, а закон лишь дает опыт греха. Павел очень много говорит и иллюстрирует этот тезис, и, конечно, в связи с ним возникали вопросы у реальных и гипотетических собеседников: А как же быть? Получается, что закон – это что-то, способствующее греху? Или же, исходя из этой логики, получается, что надо совершать больше грехов и преступлений, чтобы благодать умножилась? Мы помним, каким «провокационным» высказыванием апостола Павла заканчивается 5-я глава: где умножился грех, стала преизобиловать благодать (см. Рим. 5, 20) – совершенно возмутительно для иудейского уха, и не только для иудейского. Павел не превозносит закон выше, чем нужно, он говорит, что это воля Божия, святая, но невозможно сделать так, чтобы закон спасал, он лишь дает опыт греха.
6-я глава начиналась с вопроса:
1. Что же скажем? оставаться ли нам в грехе, чтобы умножилась благодать? Никак.
2. Мы умерли для греха…
Вопрос, возникавший у собеседников, звучал так: Что же оставаться в грехе? Или, может быть, еще больше творить греха, чтобы умножилась благодать? Но Павел, понимая этот вопрос, пытается «сдвинуть» их сознание, говоря, что если мы умерли для греха, то как же нам жить в нем? И здесь, в начале 6-й главы, он рассуждает о том, что человек, крестящийся во Христа, вместе с Ним умирает, спогребается Ему и совоскресает – происходит символическая смерть ветхого человека и рождение нового. Этот отрывок – начало 6-й главы – всегда читается во время Таинства крещения и заканчивается как раз 11-м стихом, с которого мы начали читать сегодня, и где подводится итог тому, что происходит с человеком во Христе:
11. Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем.
То есть человек во Христе никоим образом не будет умножать грех, чтобы умножилась благодать: он уже находится во Христе, поэтому умер для ветхой ситуации, где закон и грех являлись двумя противоборствующими началами, разрывающими человека, делающими его «шизофреником», то есть человеком с раздвоенным сознанием. Эта ситуация умирает в купели Крещения, и человек восстает как новый человек, служащий Христу и творящий Его волю, которая, конечно же, благодатна и не является тем, что умножает грех. Далее апостол иллюстрирует эту мысль:
12. Итак да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его;
13. и не предавайте членов ваших греху в орудия неправды, но представьте себя Богу, как оживших из мертвых, и члены ваши Богу в орудия праведности.
14. Грех не должен над вами господствовать, ибо вы не под законом, но под благодатью.
Опять фраза, которая может показаться соблазнительной и провокационной. Павел говорит: вы умерли для греха и умерли в этом отношении для закона. И в 14-м стихе произносит такую мысль:
14. Грех не должен над вами господствовать, ибо вы не под законом, но под благодатью.
Христианин – это человек, водимый Духом Святым, человек, который хотя и живет в этом смертном теле, тем не менее его восприятие мира уже совершенно иное. И конфликт греха и закона уже не действует на него. По крайней мере по мысли апостола Павла, который говорит: грех не должен над вами господствовать, потому что вы не под законом. Грех и закон всегда связаны: с одной стороны, грешный человек, а с другой – закон, который, хотя и праведный, но не спасает, а подчас и провоцирует грех, делает его более явным, дразнит человека, потому что запретное более сладкое, и человек в этом состоянии мечется. Павел же говорит: грех уже не должен господствовать, потому что вы не под законом, а под благодатью.
Дальше вопрос, похожий на тот, что был в 1-м стихе 6-й главы:
15. Что же? станем ли грешить, потому что мы не под законом, а под благодатью? Никак.
16. Неужели вы не знаете, что, кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы, кому повинуетесь, или рабы греха к смерти, или послушания к праведности?
17. Благодарение Богу, что вы, бывши прежде рабами греха, от сердца стали послушны тому образу учения, которому предали себя.
Апостол приводит для сравнения ситуацию, знакомую в тогдашней Римской империи, – ситуацию господина и раба, и говорит: если вы служите греху, то ваша ситуация еще ветхая и иной плод, то есть вознаграждение (об этом сказано уже в конце этой главы). Если же вы служите Христу, то ваше вознаграждение – жизнь вечная. Поэтому здесь Павел увещевает, что ни в коем случае не значит, что во Христе мы должны служить греху, ведь мы уже умерли для него и служим для Христа.
Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!
Иерей Михаил Ромадов
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
События недели. 19 мая 2024
Воскресные беседы. Тамара Грузинская
Кулинарное паломничество. Рецепт пирожного. Храм Воскресения Христова в Кадашах
Церковь и общество. Беседа с иеромонахом Макарием (Комогоровым). Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!