Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Святой Церковью читается Деяния святых апостолов. Глава 23, ст. 1–11.
1. Павел, устремив взор на синедрион, сказал: мужи братия! я всею доброю совестью жил пред Богом до сего дня.
2. Первосвященник же Анания стоявшим перед ним приказал бить его по устам.
3. Тогда Павел сказал ему: Бог будет бить тебя, стена подбеленная! ты сидишь, чтобы судить по закону, и, вопреки закону, велишь бить меня.
4. Предстоящие же сказали: первосвященника Божия поносишь?
5. Павел сказал: я не знал, братия, что он первосвященник; ибо написано: начальствующего в народе твоем не злословь.
6. Узнав же Павел, что тут одна часть саддукеев, а другая фарисеев, возгласил в синедрионе: мужи братия! я фарисей, сын фарисея; за чаяние воскресения мертвых меня судят.
7. Когда же он сказал это, произошла распря между фарисеями и саддукеями, и собрание разделилось.
8. Ибо саддукеи говорят, что нет воскресения, ни Ангела, ни духа; а фарисеи признают и то и другое.
9. Сделался большой крик; и, встав, книжники фарисейской стороны спорили, говоря: ничего худого мы не находим в этом человеке; если же дух или Ангел говорил ему, не будем противиться Богу.
10. Но как раздор увеличился, то тысяченачальник, опасаясь, чтобы они не растерзали Павла, повелел воинам сойти взять его из среды их и отвести в крепость.
11. В следующую ночь Господь, явившись ему, сказал: дерзай, Павел; ибо, как ты свидетельствовал о Мне в Иерусалиме, так надлежит тебе свидетельствовать и в Риме.
(Деян. 23, 1 – 11)
Дорогие братья и сестры, мы с вами потихоньку подбираемся к завершению Книги деяний святых апостолов, завершению великой истории великого миссионера апостола Павла. В прошлый раз мы с вами читали 21-ю главу, а сейчас сразу перепрыгнули на 23-ю. Вновь это нас немного запутывает, потому что мы упускаем промежуточные события, речи. Тем не менее я всегда советую вам самим читать все подряд.
В прошлый раз мы говорили о том, как эфесские иудеи возбудили всех иерусалимских иудеев против Павла и как его чуть было не растерзала разъяренная толпа. Конечно, иудеи не желают слышать о том, что Павел посылается Богом для проповеди язычникам, поскольку для иудеев немыслимо, что, оказывается, язычники приравниваются к ним. Поэтому опять все закончилось гневом, яростью, но тысяченачальник, представитель римской власти, оградил Павла от этого самосуда. К тому же он узнал, что Павел является римским гражданином. Вся эта ситуация закончилась тем, что Павел все-таки был спасен от растерзания. Также он имел возможность обратиться к своим единоплеменникам, иудеям; об этом сказано в 22-й главе. В той же главе он рассказывает о том, как сам обратился ко Христу. Историю его обращения мы уже читали в середине Книги деяний и разбирали.
На другой день тысяченачальник опять повелел собрать синедрион, чтобы разобраться, в чем иудеи обвиняют Павла. Конечно, для римских администраторов часто было непонятно и не особо интересно, о чем спорят иудеи, лишь бы не было особых волнений. 23-я глава начинается с того, как Павел выступает перед синедрионом.
1. Павел, устремив взор на синедрион, сказал: мужи братия! я всею доброю совестью жил пред Богом до сего дня.
2. Первосвященник же Анания стоявшим перед ним приказал бить его по устам.
3. Тогда Павел сказал ему: Бог будет бить тебя, стена подбеленная! ты сидишь, чтобы судить по закону, и, вопреки закону, велишь бить меня.
Интересное выражение апостола Павла, дерзкое и ироничное. Бог будет бить тебя, то есть «Почему ты меня бьешь? Не боишься наказания Божия!». Стена подбеленная – считается, что это обвинение в лицемерии, как мы бы сейчас сказали, фарисействе (тогда “фарисей” еще не было словом нарицательным, синонимом двуличия). «Ты ведь по закону должен меня судить, а против закона бьешь», – говорит Павел.
4. Предстоящие же сказали: первосвященника Божия поносишь?
5. Павел сказал: я не знал, братия, что он первосвященник; ибо написано: начальствующего в народе твоем не злословь.
Может быть, Павел действительно не знал, что Анания – первосвященник, поскольку этот человек был первосвященником в Иерусалиме не так давно, возможно, Павел еще не сталкивался с ним лицом к лицу. Либо, как говорят толкователи, здесь может быть элемент иронии, то есть Павел как бы говорит: «Я не знал, что первосвященник может так поступать, вопреки закону велеть бить другого человека. Разве этот человек похож на первосвященника?». Потом он цитирует Книгу Исход: «Если это первосвященник, то я начальствующего в народе не буду злословить, ибо закон велит не злословить первосвященников».
Далее мы видим, что Павел идет на хитрость. Он действительно был очень умным, образованным человеком и в какой-то степени был и по-житейски мудрым. Он понимал, что в синедрионе есть часть фарисеев и часть саддукеев и это две разные, довольно сильно отличающиеся друг от друга партии. Он сам был из фарисеев, поэтому понимал, что по определенным вопросам существует вражда, и решает разжечь эту вражду прямо на месте, чтобы в этой перепалке у него появились союзники.
6. Узнав же Павел, что тут одна часть саддукеев, а другая фарисеев, возгласил в синедрионе: мужи братия! я фарисей, сын фарисея; за чаяние воскресения мертвых меня судят.
7. Когда же он сказал это, произошла распря между фарисеями и саддукеями, и собрание разделилось.
8. Ибо саддукеи говорят, что нет воскресения, ни Ангела, ни духа; а фарисеи признают и то и другое.
Саддукеи были религиозными материалистами, если так можно сказать. Хотя они и считались религиозными людьми и деятелями, но во все мистическое не верили; для них религия больше была чем-то социальным, тем, что регулирует отношения между людьми, приносит им благоденствие. Фарисеи верили во многое: воскресение мертвых, ангелов, духов и так далее. Соответственно, фарисеи в этой распре приняли сторону апостола Павла, поскольку он объявил, что его и судят за то, что он ожидает воскресения. Кстати, Павел не солгал: он действительно ожидал воскресения мертвых, но уже в свете нового, христианского мировосприятия. Но тут он не стал это уточнять, а просто сказал, что верит в воскресение мертвых. Фарисеи сразу стали спорить за него, а саддукеи – против. Случился раздор, тысяченачальник понял, что здесь не будет никакого толку и опять отвел его в крепость, где Павлу явился Господь и сказал, что ему надлежит так же свидетельствовать о Христе в Риме, как он это делал в Иерусалиме.
Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!
Иерей Михаил Ромадов
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
События недели. 19 мая 2024
Воскресные беседы. Тамара Грузинская
Кулинарное паломничество. Рецепт пирожного. Храм Воскресения Христова в Кадашах
Церковь и общество. Беседа с иеромонахом Макарием (Комогоровым). Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!