Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Святой Церковью читается Послание к Римлянам. Глава 11, ст. 13–24.
20. Хорошо. Они отломились неверием, а ты держишься верою: не гордись, но бойся
13. Вам говорю, язычникам. Как Апостол язычников, я прославляю служение мое.
14. Не возбужу ли ревность в сродниках моих по плоти и не спасу ли некоторых из них?
15. Ибо если отвержение их — примирение мира, то что будет принятие, как не жизнь из мертвых?
16. Если начаток свят, то и целое; и если корень свят, то и ветви.
17. Если же некоторые из ветвей отломились, а ты, дикая маслина, привился на место их и стал общником корня и сока маслины,
18. то не превозносись перед ветвями. Если же превозносишься, то вспомни, что не ты корень держишь, но корень тебя.
19. Скажешь: «ветви отломились, чтобы мне привиться».
20. Хорошо. Они отломились неверием, а ты держишься верою: не гордись, но бойся.
21. Ибо если Бог не пощадил природных ветвей, то смотри, пощадит ли и тебя.
22. Итак видишь благость и строгость Божию: строгость к отпадшим, а благость к тебе, если пребудешь в благости Божией; иначе и ты будешь отсечен.
23. Но и те, если не пребудут в неверии, привьются, потому что Бог силен опять привить их.
24. Ибо если ты отсечен от дикой по природе маслины и не по природе привился к хорошей маслине, то тем более сии природные привьются к своей маслине.
(Рим. 11, 13-24)
Апостол Павел продолжает свои историософские размышления, то есть дает свою философию истории на примере сопоставления судеб израильского народа, с одной стороны, и языческого мира, с другой. Конечно, можно было бы сделать эту историософию, условно говоря, более разветвленной, говорить об языческих народах более подробно, как о нескольких цивилизационных линиях. Но здесь для апостола Павла важнее тот принцип, что был народ Божий – люди, которых Бог избрал для того, чтобы возвестить имя истинного Бога, и в конце концов привести к Нему, а далее все произошло парадоксальным образом: оказывается, Бог предусмотрел, что большая часть избранного народа не примет Сына Божьего и тогда, будучи отвергнутой, евангельская весть пойдет ко всем народам. Неважно к каким именно, но ко всем тем, которые не принадлежали по своей природе и происхождению к избранному еврейскому народу. Но это не означает, говорит апостол Павел, что отпавший израильский народ отпал навсегда и обречен на погибель.
Это очень важный и принципиальный момент, братья и сестры, потому что если мы посмотрим на историю развития христианской Церкви, на историю взаимоотношений христиан и иудеев, то увидим, что было очень много вражды. Конечно, иудеи сначала гнали христиан и подталкивали римскую власть к этим гонениям, мы уже не раз говорили, размышляя и над Апокалипсисом, и книгой Деяний апостольских, и Посланиями апостола Павла, что иудеи подстрекали римскую власть к притеснению христиан. От иудеев, конечно, было много зла для христианства. Мы помним, что в одном из посланий к церквам Ассийским в Апокалипсисе синагога называется «сонмищем сатаниным», то есть синагогой сатаны – вот как христиане характеризовали иудеев, от которых им было много трудностей и зла. Это противостояние было особенно острым и в первые века, и потом тоже, скажем прямо, христиане и иудеи не всегда находились в дружественных отношениях. Тем не менее мы должны помнить эту мысль апостола Павла, особенно в свете того, что эти сложные отношения имеют место и по сей день, что иногда проявляется в форме антисемитских настроений внутри христианства, и православия в частности. Конечно, это связано и с XX веком, когда наше государство прошло трудный путь, и представители еврейского народа тоже участвовали в этих непростых обстоятельствах, тем не менее мы должны понимать, что одно дело – наши личные, человеческие и национальные симпатии и антипатии, а другое дело – замысел Божий, та любовь Божия, которая всех хочет привести к спасению. Поэтому как таковых антисемитских настроений внутри истинного христианства, пронизанного духовным восприятием, а не жаждой войны, вражды, мести, быть не должно. И нашим критерием, фундаментом истинного отношения к этой ситуации как раз являются эти мысли апостола Павла. Наверное, кто-то все же считает, что нельзя так относиться к этим строкам, что антисемитские настроения надо распространять, и подогревать. Вы сами, дорогие братья и сестры, знаете, что это существует даже в лоне нашего православия. Тем не менее давайте внимательно вчитаемся в эти строки, каждый из вас отдельно и все вместе.
13. Вам говорю, язычникам. Как Апостол язычников, я прославляю служение мое.
Павел говорит: я славлю, что Бог дал мне возможность прийти к вам, язычникам, с проповедью Евангелия, хотя сам являюсь иудеем.
14. Не возбужу ли ревность в сродниках моих по плоти и не спасу ли некоторых из них?
Как мы помним, в начале 9-й главы Павел говорит, что готов вообще быть вычеркнутым из числа спасенных, лишь бы братья по плоти, то есть иудеи, все-таки пришли ко Христу.
15. Ибо если отвержение их — примирение мира, то что будет принятие, как не жизнь из мертвых? То есть разве Бог, воскрешающий мертвых, не может воскресить к истинной, вечной жизни, ко Христу отпадших иудеев?
16. Если начаток свят, то и целое; и если корень свят, то и ветви.
17. Если же некоторые из ветвей отломились, а ты, дикая маслина, привился на место их и стал общником корня и сока маслины,
18. то не превозносись перед ветвями. Если же превозносишься, то вспомни, что не ты корень держишь, но корень тебя.
Иными словами: вы, язычники, привились – это прекрасно, слава Богу за это (Павел, как апостол язычников, радуется этому), но помните, что корень вас держит, а не вы – корень. Все равно это спасение пришло к вам из лона иудейства, поэтому на надо превозноситься, не надо ненавидеть свой корень, несмотря на то, что какая-то часть людей, вышедших из этой культуры, пусть даже бо ́льшая, оказалась противостоящей Евангелию, все-таки у них есть связь с этим корнем.
19. Скажешь: «ветви отломились, чтобы мне привиться».
20. Хорошо. Они отломились неверием, а ты держишься верою: не гордись, но бойся.
Очень важные слова!
21. Ибо если Бог не пощадил природных ветвей, то смотри, пощадит ли и тебя.
22. Итак видишь благость и строгость Божию: строгость к отпадшим, а благость к тебе, если пребудешь в благости Божией; иначе и ты будешь отсечен.
23. Но и те, если не пребудут в неверии, привьются, потому что Бог силен опять привить их.
24. Ибо если ты отсечен от дикой по природе маслины и не по природе привился к хорошей маслине, то тем более сии природные привьются к своей маслине.
То есть Павел держит в уме своего сердца надежду, что Бог сможет отпадшую маслину привить к тому благому корню, куда уже привились и язычники. Он очень надеется на это и молит об этом Бога.
Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!
Иерей Михаил Ромадов
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
События недели. 19 мая 2024
Воскресные беседы. Тамара Грузинская
Кулинарное паломничество. Рецепт пирожного. Храм Воскресения Христова в Кадашах
Церковь и общество. Беседа с иеромонахом Макарием (Комогоровым). Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!