Аудио |
|
Скачать .mp3 |
1В то время царь Ирод поднял руки на некоторых из принадлежащих к церкви, чтобы сделать им зло, 2и убил Иакова, брата Иоаннова, мечом.
3Видя же, что это приятно Иудеям, вслед за тем взял и Петра,- тогда были дни опресноков,- 4и, задержав его, посадил в темницу, и приказал четырем четверицам воинов стеречь его, намереваясь после Пасхи вывести его к народу.
5Итак Петра стерегли в темнице, между тем церковь прилежно молилась о нем Богу.
6Когда же Ирод хотел вывести его, в ту ночь Петр спал между двумя воинами, скованный двумя цепями, и стражи у дверей стерегли темницу.
7И вот, Ангел Господень предстал, и свет осиял темницу. Ангел, толкнув Петра в бок, пробудил его и сказал: встань скорее. И цепи упали с рук его.
8И сказал ему Ангел: опояшься и обуйся. Он сделал так. Потом говорит ему: надень одежду твою и иди за мною.
9Петр вышел и следовал за ним, не зная, что делаемое Ангелом было действительно, а думая, что видит видение.
10Пройдя первую и вторую стражу, они пришли к железным воротам, ведущим в город, которые сами собою отворились им: они вышли, и прошли одну улицу, и вдруг Ангела не стало с ним.
11Тогда Петр, придя в себя, сказал: теперь я вижу воистину, что Господь послал Ангела Своего и избавил меня из руки Ирода и от всего, чего ждал народ Иудейский.
Итак, братья и сестры, мы с вами продолжаем знакомиться с книгой «Деяния святых апостолов». Сегодня мы прочитали начало 12-й главы и видим, как антагонизм, противостояние между иудеями и христианами не ослабевает, а нарастает. 12-я глава начинается со слов: «В то время царь Ирод поднял руки на некоторых из принадлежащих к церкви, чтобы сделать им зло, и убил Иакова, брата Иоаннова, мечом». Мы помним, что из 12-ти учеников самыми ближайшими с точки зрения евангельского повествования были трое: Петр, Иоанн, и Иаков, брат Иоанна Зеведеова. В книге «Деяний» в основном речь идет о Петре и Иоанне (до того момента, когда уже повествование практически полностью переключается на деятельность апостола Павла). А в первых главах мы видим, что лидерами выступают именно Петр и Иоанн. Иакова автор книги «Деяний» не упоминает, за исключением момента, где сказано, что он был усечен мечем. Понятно, что после этого никаких упоминаний о нем тем более не будет.
Здесь, в 3-м стихе, мы видим такой комментарий: «Видя же, что это приятно Иудеям, вслед за тем взял и Петра,- тогда были дни опресноков,- и, задержав его, посадил в темницу, и приказал четырем четверицам воинов стеречь его, намереваясь после Пасхи вывести его к народу». Итак, это были дни опресноков (или дни пасхальные). Мы помним, что Пасха – это очень древний праздник с точки зрения своего названия, с точки зрения даже своего времени празднования. Если мы возьмем Ветхий Завет, мы знаем, что там была своя Пасха. Но и до ветхозаветной Пасхи был некий праздник, скорее всего сельскохозяйственный, связанный с началом сельскохозяйственного года, потому что это весна (как и сейчас Пасха происходит весной). Потом на этот праздник, по мнению многих исследователей, наложился праздник ветхозаветной Пасхи – избавление Израиля от египетского рабства, празднование Исхода из Египта. И уже на ветхозаветную Пасху наложилась Пасха новозаветная. Господь пострадал на кресте в пасхальные дни. Он успел провести с учениками Тайную Вечерю – последний свой ужин, раздав им хлеб и вино и установив Евхаристию, после чего был веден на распятие. И получилось, что во дни ветхозаветной Пасхи, когда обычно приносился в жертву непорочный агнец, тогда же за грехи всего мира был принесен Агнец Божий – безгрешный Сын Божий. Таким образом, Пасха приобрела еще одно измерение. Само это слово «Пасха» («Песах» по-еврейски) означает «прохождение мимо», то есть смерть прошла мимо. Сначала у этого праздника были очень древние корни, потом ветхозаветные еврейские, потом уже христианские.
Здесь речь идет о ветхозаветной Пасхе, потому что в ранней Церкви, в особенности в Иерусалиме, не было еще четкого разделения между иудеями и христианами. Иудеи не любили христиан, потому что христиане говорили о том, что Иисус есть Мессия, Христос, и тем самым обвиняли иудеев, неверующих во Христа, в смерти Мессии. До этого мы читали «Деяния», что иудейские религиозные лидеры возмущались именно потому, что христиане обвиняли их в убийстве Мессии. Начинались притеснения, столкновения, поскольку традиционный иудаизм был очень силен в Иерусалиме, это было что-то лидирующее, фундаментальное, а христианство, еще совсем не отошедшее от иудаизма, воспринималось скорее как некая иудейская секта, как некое заблуждение, некий раскол. Впоследствии и Римская Империя тоже часто будет смотреть на христиан как на отколовшихся от иудаизма сектантов. Первые христиане исполняли закон Моисея и жили в парадигме иудейского восприятии мира, просто верили в то, что Христос – это есть Мессия. Если мы внимательно прочитаем начальные проповеди апостола Петра и в некоторых случаях апостола Павла, то никакого разрыва с иудаизмом там мы не найдем. А проповедь архидиакона Стефана перед его мученической смертью? Наоборот, весь Ветхий Завет подводится к тому, что должен прийти Мессия (собственно, иудаизм с этим и не спорил). Но иудаизм не видел в Иисусе из Назарета Мессию, в то время как христиане говорили: «Посмотрите, это Он и есть». Вот здесь и наступал момент разрыва. Впоследствии отрицание обязательности закона Моисея станет камнем преткновения, – что не обязательно обрезываться язычникам, не обязательно соблюдать субботу и т.д. Поэтому когда из числа язычников станет уже много христиан, то по большому счету христианство превратится в нечто самостоятельное, хотя и имеющее иудейские корни. Тем более в христианскую традицию вошло очень много язычников, в том числе образованных, философствующих, представителей эллинистической культуры. Поэтому иудейская традиция была обогащена еще и эллинистической. По большому счету христианское богословие имеет два источника. Есть даже такая книга нашего отечественного философа Льва Шестова «Афины и Иерусалим». Название этой книги происходит от знаменитого вопроса Тертуллиана, который отрицал возможность синтеза античной философии и библейского откровения. Он говорил: «Что общего между Афинами и Иерусалимом?» Спустя века Лев Шестов написал такую книгу «Афины и Иерусалим», как некую аллюзию на этот вопрос Тертуллиана. На самом деле так и есть. Ведь святые отцы были как знатоками Библии, так и прекрасными философами. Многие из них заканчивали знаменитую Академию Платона. Поэтому невозможно не учитывать то, что в конечном счете христианское богословие имело именно эти два источника. И ничего в этом страшного нет. Наоборот, очень хорошо, что появилась возможность проложить этот мост и найти взаимопонимание между такими разными мирами, как мир Библии и мир античной эллинистической культуры.
Напоминаю Вам о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключены великая отрада и утешение и наставление. Храни вас всех Господь!
Иерей Михаил Ромадов
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
События недели. 19 мая 2024
Воскресные беседы. Тамара Грузинская
Кулинарное паломничество. Рецепт пирожного. Храм Воскресения Христова в Кадашах
Церковь и общество. Беседа с иеромонахом Макарием (Комогоровым). Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!