Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Святой Церковью читается Послание к Римлянам. Глава 10, ст. 11–21; глава 11, ст. 1–2.
11. Ибо Писание говорит: всякий, верующий в Него, не постыдится.
12. Здесь нет различия между Иудеем и Еллином, потому что один Господь у всех, богатый для всех, призывающих Его.
13. Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется.
14. Но как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слышали? как слышать без проповедующего?
15. И как проповедовать, если не будут посланы? как написано: как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое!
16. Но не все послушались благовествования. Ибо Исаия говорит: Господи! кто поверил слышанному от нас?
17. Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия.
18. Но спрашиваю: разве они не слышали? Напротив, по всей земле прошел голос их, и до пределов вселенной слова их.
19. Еще спрашиваю: разве Израиль не знал? Но первый Моисей говорит: Я возбужу в вас ревность не народом, раздражу вас народом несмысленным.
20. А Исаия смело говорит: Меня нашли не искавшие Меня; Я открылся не вопрошавшим о Мне.
21. Об Израиле же говорит: целый день Я простирал руки Мои к народу непослушному и упорному.
1. Итак, спрашиваю: неужели Бог отверг народ Свой? Никак. Ибо и я Израильтянин, от семени Авраамова, из колена Вениаминова.
2. Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря…
(Рим. 10, 11–11, 2)
Итак, братья и сестры, мы с вами продолжаем читать Послание апостола Павла к Римлянам и размышлять над его глубочайшими идеями. Вы, наверное, заметили, что сегодня, в день памяти апостолов Петра и Павла – большой праздник для Церкви, с которым я всех вас поздравляю, – в календаре стоит другое апостольское чтение, а сегодняшнее рядовое было перенесено на понедельник. То апостольское чтение, которое звучит сегодня в церкви, в свое время было рядовым, и мы о нем уже говорили. Поэтому мы читаем отрывок за вторник, но поставленный на понедельник, который нам не следует упускать, иначе будет разрыв в понимании.
Напомню, что с 9-й по 11-ю главу Павел размышляет о судьбе израильского народа и вообще о распространении Христовой вести не только у иудеев, но и язычников и о соотношении судеб израильского и языческих народов. Здесь, в 10-й главе, продолжается это рассуждение, и мы видим огромное количество цитат: апостол Павел хочет сказать, что уже в Ветхом Завете было предсказано, предчувствовано (если так можно выразиться), что в конце концов и языческие народы услышат спасительную весть об истинном Боге.
11. Ибо Писание говорит: всякий, верующий в Него, не постыдится.
12. Здесь нет различия между Иудеем и Еллином, потому что один Господь у всех, богатый для всех, призывающих Его.
Опираясь на цитату из пророка Исаии, Павел говорит, что Господь есть единственно существующий Бог для всех людей, поэтому нет различия между иудеем и эллином.
13. Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется.
14. Но как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слышали? как слышать без проповедующего?
15. И как проповедовать, если не будут посланы? как написано: как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое!
16. Но не все послушались благовествования. Ибо Исаия говорит: Господи! кто поверил слышанному от нас?
17. Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия.
Достаточно понятная мысль – для того чтобы услышать о Боге, это должно быть проповедано. Действительно, израильский народ был избран Богом не потому, что обладал привилегиями, а для чего-то. Для чего он был избран? Как раз для того чтобы возвещать имя Божие язычникам, эта мысль неоднократно встречается в Ветхом Завете. Бог избрал Свой народ как тот народ, который будет являть имя истинного Бога в мире. Именно в этом состояла миссия израильского народа, и уже от него, по мысли апостола Павла, вера в истинного Бога должна была распространиться среди всех язычников, или всех народов. Напомню, что слово «языцы» по-славянски – то же самое, что «народы», соответственно, с точки зрения библейского восприятия язычник – человек, принадлежащий к остальным народам, кроме иудейского, а языческая вера – вера народов, находящихся вне библейской культуры, вне истинного понимания Бога. Соответственно, здесь говорится, что слово Божие должно быть проповедано, иначе как узнать истинного Бога и как Его призвать, если ты о Нем не слышал и в Него не веришь?
18. Но спрашиваю: разве они не слышали? Напротив, по всей земле прошел голос их, и до пределов вселенной слова их. То есть слово Божие должно быть проповедано по всей вселенной.
19. Еще спрашиваю: разве Израиль не знал? Но первый Моисей говорит: Я возбужу в вас ревность не народом, раздражу вас народом несмысленным.
20. А Исаия смело говорит: Меня нашли не искавшие Меня; Я открылся не вопрошавшим о Мне.
21. Об Израиле же говорит: целый день Я простирал руки Мои к народу непослушному и упорному.
Здесь Павел путем противопоставления иллюстрирует мысль, что народ израильский часто был упорен даже в своем богопротивлении. Хотя Бог и избрал этот народ, но, скажем честно, люди очень часто уклонялись с пути, указанного Богом, впадали в идолопоклонство, ропот. Собственно говоря, Ветхий Завет об этом и написан. Недаром многие богословы обращают наше внимание на то, что не стоит смущаться множеством непонятных и соблазнительных для нас мест Ветхого Завета, говорящих о жестокости, неверности, лукавстве каких-то ветхозаветных персонажей, и предлагают посмотреть на них таким образом: это действительно история израильского народа, написанная самими же евреями, причем достаточно честно, трезво и самокритично. Прошлое Израиля не представляется в исключительно розовых тонах, но говорится, что были разные ситуации и народ постоянно отступал от Бога, а Он через пророков и святых мужей постоянно возвращал его на правый путь. Об этом здесь и говорит апостол Павел, цитируя пророка Исаию: целый день Я простирал руки Мои к народу непослушному и упорному. А с язычниками, получается наоборот:
20. …Меня нашли не искавшие Меня; Я открылся не вопрошавшим о Мне.
Вот каким образом развивалась история спасения: Бог наставлял Свой народ, а тот был упорен в своем непослушании, язычники же вроде бы не искали истинного Бога, а получилось так, что нашли. Эти размышления апостол Павел продолжит в 11-й главе, которую мы прочитаем в следующий раз.
Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!
Иерей Михаил Ромадов
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
События недели. 19 мая 2024
Воскресные беседы. Тамара Грузинская
Кулинарное паломничество. Рецепт пирожного. Храм Воскресения Христова в Кадашах
Церковь и общество. Беседа с иеромонахом Макарием (Комогоровым). Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!