Читаем Апостол. 11 июля. Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного употребления, а другой для низкого

11 июля 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
Святой Церковью читается Послание к Римлянам. Глава 9, ст. 18–33.

 

18. Итак, кого хочет, милует; а кого хочет, ожесточает.

19. Ты скажешь мне: «за что же еще обвиняет? Ибо кто противостанет воле Его?»

20. А ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: «зачем ты меня так сделал?»

21. Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного употребления, а другой для низкого?

22. Что же, если Бог, желая показать гнев и явить могущество Свое, с великим долготерпением щадил сосуды гнева, готовые к погибели,

23. дабы вместе явить богатство славы Своей над сосудами милосердия, которые Он приготовил к славе,

24. над нами, которых Он призвал не только из Иудеев, но и из язычников?

25. Как и у Осии говорит: не Мой народ назову Моим народом, и не возлюбленную — возлюбленною.

26. И на том месте, где сказано им: вы не Мой народ, там названы будут сынами Бога живаго.

27. А Исаия провозглашает об Израиле: хотя бы сыны Израилевы были числом, как песок морской, только остаток спасется;

28. ибо дело оканчивает и скоро решит по правде, дело решительное совершит Господь на земле.

29. И, как предсказал Исаия: если бы Господь Саваоф не оставил нам семени, то мы сделались бы, как Содом, и были бы подобны Гоморре.

30. Что же скажем? Язычники, не искавшие праведности, получили праведность, праведность от веры.

31. А Израиль, искавший закона праведности, не достиг до закона праведности.

32. Почему? потому что искали не в вере, а в делах закона. Ибо преткнулись о камень преткновения,

33. как написано: вот, полагаю в Сионе камень преткновения и камень соблазна; но всякий, верующий в Него, не постыдится.

(Рим. 9, 18-33)

 

Сегодня мы полностью прочитали 9-ю главу. Напомню, что с 9-й по 11-ю главу Послания к Римлянам апостол Павел рассуждает об очень важной теме: об истории родного еврейского народа и о том, как же ему быть дальше. Говорит, что израильскому народу были даны обетования: Бог избрал его как особый народ, призванный нести истину в мир. И вот случается так, что далеко не все иудеи, а скорее, даже малая их часть принимает Христа и верует в Него, остальная же часть мало того, что распинает, но и в дальнейшем не принимает вести о спасительном подвиге Иисуса Христа, даже не давая распространять эту весть апостолам.

Павел как раз рассуждает о том, что еще в Ветхом Завете Бог проводил избрание по определенным людям: скажем, у Авраама был не только Исаак, но линия пошла по нему. Потом у Исаака было два сына: Исав и Иаков, но Бог, как написано, возлюбил Иакова, а Исава возненавидел, еще раз напомню, что смысл слов не такой жесткий, речь идет о том, что Иакова Бог избрал, чтобы по нему шла линия обетования, а линию Исава не включил. И в самом начале сегодняшнего отрывка задается вопрос:

19. Ты скажешь мне: «за что же еще обвиняет? Ибо кто противостанет воле Его?»

20. А ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: «зачем ты меня так сделал?»

21. Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного употребления, а другой для низкого?

Речь идет о том, что у Господа Свой Промысл, Свой замысел: Он видит, как развиваются народы, история всего человечества, поэтому в какой-то момент, как горшечник, который лепит сосуды для разного употребления: низкого и высокого, так и Бог один народ приуготовляет к одной миссии, другой – к иной. Так и линия обетования шла через определенных людей и достигла до Самого Господа Иисуса Христа. Другие народы шли иными путями, скажем, у Авраама, кроме Исаака, был еще сын Измаил, который считается прародителем арабских народов, и мусульмане почитают его как своего прародителя. Эти народы идут своим путем, и, как мы сейчас видим, на их территориях доминирует ислам, который вообще активно развивается, но мы не знаем полностью замысла Божия. Может быть, получится так, что и эти народы принесут свой плод на христианской почве. Сейчас мы больше говорим именно о вражде, противостоянии, которое, на самом деле, касается и евреев: существует как бы некое соревнование вер, религий, все пытаются друг друга откуда-то вытеснить, занять новые территории, позиции. Как мы видим, апостол Павел рассуждает иначе. Конечно, он не говорит о мусульманах, которых тогда еще не было и ислама не существовало, но размышляет об иудеях, о том, что они тоже имеют свой путь, свою миссию, и даже если сейчас заблуждаются, то имеют шанс в будущем прийти ко Христу (о чем он скажет позже, уже в 11-й главе). Но смысл идей Павла именно в том, что Бог избирает одних для одного, других для другого, а дальше все может произойти абсолютно непредсказуемо для человека, Бог же это видел уже изначально.

22. Что же, если Бог, желая показать гнев и явить могущество Свое, с великим долготерпением щадил сосуды гнева, готовые к погибели,

23. дабы вместе явить богатство славы Своей над сосудами милосердия, которые Он приготовил к славе,

24. над нами, которых Он призвал не только из Иудеев, но и из язычников?

Сосуды милосердия – те, кого Бог изначально избрал для почетной миссии, это линия обетования, линия народа Божия – ветхозаветного Израиля. И окружающие народы – сосуды гнева: мы помним, как часто в Ветхом Завете Бог наказывает различные языческие народы через Свой народ, какие-то войны, ситуации завоевания. Действительно, мы видим, что Бог не щадит эти сосуды гнева, то есть язычников. Но Он устраивает так, что может явить Свое милосердие и над сосудами гнева, то есть, как поясняет Павел в 24-м стихе, над нами, которых Он призвал не только из Иудеев, но и из язычников. Таким образом, во времена Христова пришествия Бог поворачивает историю так, что не только избранные сосуды, то есть ветхозаветный Израиль, становятся носителями обетования, но и те, кто пришли в христианство из язычества, – милосердие Божие распространяется одинаково и на первых, и на вторых.

Мы должны понимать, что не знаем окончательных путей Божиих, и наша задача – проповедовать, нести Христа людям любых убеждений, конфессий, религий и делать это именно с любовью, радостью, с открытым сердцем, а не думать изначально, что все мы враждуем и ни о какой проповеди не может быть речи. На самом деле, великий миссионер апостол Павел учит нас иному.

И в окончании 9-й главы Павел приводит множество различных ветхозаветных цитат:

25. Как и у Осии говорит: не Мой народ назову Моим народом, и не возлюбленную — возлюбленною. То есть был не Мой народ – стал Моим, был не возлюбленным – стал возлюбленным.

И подытоживает:

30. Что же скажем? Язычники, не искавшие праведности, получили праведность, праведность от веры.

31. А Израиль, искавший закона праведности, не достиг до закона праведности.

32. Почему? потому что искали не в вере, а в делах закона. Ибо преткнулись о камень преткновения,

Получается, что иудеи преткнулись, а язычники обрели праведность по вере. Такое интересное рассуждение о путях языческих и иудейского народов, и оно будет продолжено в 10-й и 11-й главах, которые мы с вами еще будем читать.

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать