Читаем Апостол. 1 октября. Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость

1 октября 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Церковью читается Послание к Ефесянам. Глава 5, ст. 33; глава 6, ст. 1-9

 

5:33. Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа.

6:1. Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость.

6:2. Почитай отца твоего и мать, это первая заповедь с обетованием:

6:3. да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле.

6:4. И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем.

6:5. Рабы, повинуйтесь господам своим по плоти со страхом и трепетом, в простоте сердца вашего, как Христу,

6:6. не с видимою только услужливостью, как человекоугодники, но как рабы Христовы, исполняя волю Божию от души,

6:7. служа с усердием, как Господу, а не как человекам,

6:8. зная, что каждый получит от Господа по мере добра, которое он сделал, раб ли, или свободный.

6:9. И вы, господа, поступайте с ними так же, умеряя строгость, зная, что и над вами самими и над ними есть на небесах Господь, у Которого нет лицеприятия.

(Еф. 5, 33 – 6, 9)

 

Мы продолжаем размышлять над Посланием апостола Павла к Ефесянам, ближе к концу которого апостол увещевает ефесян в конкретных ситуациях. В прошлый раз мы говорили об отношениях мужа и жены, в сегодняшнем отрывке апостол рассуждает о других взаимоотношениях.

Дети, повинуйтесь своим родителям… Апостол Павел напоминает, что этого требует не только справедливость, светская этика, но и Ветхий Завет, Закон Моисеев. Это пятая заповедь Декалога (10-ти заповедей): «Почитай отца твоего и мать, и будет тебе благо, и будешь долголетен на земле». Апостол подчеркивает, что это первая заповедь с обетованием. Если до нее заповеди звучали без каких-либо обещаний, то здесь впервые человеку что-то обещается в качестве награды за исполнение заповеди. В древности заповеди носили очень конкретный характер. Когда мы с вами слышим «почитай отца и мать», мы мыслим об этом с современных позиций, немного философских, теоретических, то есть «почитать» - значит относиться уважительно, не обижать, не оскорблять, слушаться. Это тоже правильно, не противно Божественной заповеди, но если брать исконный смысл, заложенный в Законе Моисеевом, то «почитать» означало содержать родителей в старости, когда они не могут содержать сами себя. Обетование о благе и долголетии связывалось и с тем, что если человек будет содержать, кормить своих родителей в старости, то и его дети, видя этот пример, так же будут поступать с ним, когда он сам достигнет старости.

В свою очередь, апостол Павел призывает и отцов поступать определенным образом: не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем . Речь идет о том, что родители, имея определенную власть над детьми, не должны этой властью злоупотреблять: не должны раздражать детей, подавлять их существование, а должны воспитывать в учении Господнем, то есть делать это так, как сказано в Священных книгах, Священном учении, наставлять их в этом ключе. Действительно, нередко родитель может применять свою власть ради самой власти, чтобы показать, что он сильнее, чем его ребенок. Это не одобряется Священным Писанием, и в частности апостолом Павлом.

В 5-м стихе апостол Павел обращается к рабам. Мы все прекрасно знаем, что общество достаточно долго существовало при рабовладельческом строе, когда одни люди были господами, другие - рабами. Когда 2000 лет назад в мир пришло христианство, оно принесло учение о том, что каждый человек абсолютно ценен перед Богом, что один не лучше другого по причине социального статуса. Однако переломить социальную ситуацию в одночасье было, конечно, невозможно. Иногда христианству предъявляются претензии по поводу того, что ему 2000 лет, а рабство было отменено не так давно: в Европе чуть раньше, а в России крепостное право было упразднено только в XIX веке. Мы с вами должны понимать, что закваска христианства действовала постепенно и те гуманистические ценности, которые сейчас так явно провозглашаются, в частности в европейском сообществе, есть некие плоды действия христианства. Христианство помогало людям двигаться в принятии решений и реформ в области социальных ценностей. В России проект отмены крепостного права Александру II помогал составлять митрополит Филарет Дроздов, иерарх Русской Православной Церкви.

Апостол Павел, не будучи социальным революционером, не говорит, что нужно в одночасье отменить рабство, а пишет, что рабам следует повиноваться господам своим по плоти со страхом и трепетом, в простоте сердца вашего, как Христу . Поскольку случилось так, что человек является рабом с социальной точки зрения, то ему следует повиноваться своему господину, как Самому Христу, но не ради человекоугодия, а потому что воля Божия заключалась в том, что один человек родился в такой ситуации, а другой родился в иной.

Апостол обращается и к господам, напоминая, что им следует поступать с рабами своими человеколюбиво, милосердно, сострадательно, по-христиански, потому что в конце концов перед лицом Господа не имеет никакой разницы, является человек рабом или свободным в социальном смысле слова. В религиозном смысле все являются одновременно рабами Господними, то есть служителями Божиими, и свободными во Христе, потому что Христос дает человеку свободу от греха, смерти, от давления закона. Таким образом, перед лицом Бога рабы и господа абсолютно равны, об этом и напоминает апостол Павел господам.

Всем нам напоминаю, что необходимо ежедневно читать Слово Божие, потому что в нем великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать