Биоэтика

27 сентября 2013 г.

Аудио
Скачать .mp3
Передача из Санкт-Петербурга. Эфир 26 сентября.

 

- Здравствуйте, дорогие телезрители! У нас сегодня в гостях клирик храма Нерукотворного Образа Спаса на Конюшенной площади протоиерей Константин Константинов. Тема сегодняшней передачи «Биоэтика». 
В известном архиерейском документе 2000 года «Социальная Концепция Русской Православной Церкви» есть глава, посвященная биоэтике. Ее мы и будем обсуждать. Здравствуйте, батюшка.

- Здравствуйте, Михаил и телезрители! Пользуясь случаем, хочу поздравить всех с праздником Воздвижения Креста Господня!

- Батюшка расскажите, что означает слово биоэтика?
- Если говорить кратко и понятно, биоэтика – это нравственная оценка биотехнологий. А биотехнологии – это плод работы многих ученых: биологов, физиологов, физиков, химиков. Они создают продукцию, но не выносят ей нравственной или моральной оценки. И задача биоэтики – оценить этот продукт с точки зрения нормальных человеческих ценностей. И тут начинаются сложности. Каковы ценности? Существуют несколько моделей биоэтики. И мы сегодня будем рассуждать в рамках православной биоэтики. Есть и другие модели.

- В каких областях науки возникают биоэтические вопросы?
- Одна из самых актуальных тем в биоэтике – это вопросы репродукции, так называемы репродуктивные технологии. Рождаемость в ряде стран падает. И не потому, что пары отказываются иметь детей, а в силу патологий. Таких патологий все больше и больше. Люди не могут зачать. Господь не дает детей. Люди пытаются обойти запреты, недостатки, и решить дело путем искусственного оплодотворения. Наверняка вы слышали о технологии «экстракорпоральное оплодотворение» (далее ЭКО – ред.). Насчет нее можно долго дискутировать. Сразу надо сказать главное с точки зрения христианства: это недопустимая технология! 
Для реализации этой технологии оплодотворяется несколько яйцеклеток. Невозможно обеспечить 100-процентную вероятность выживаемости оплодотворенной клетки – зиготы. Оплодотворяют несколько зигот. А имплантируют потом далеко не все. Что делать с остальными?! Другие яйцеклетки консервируют, а часть – убивают. С нашей точки зрения – это убийство. ЭКО не благословляется! И это оговаривается в Основах социальной концепции РПЦ.
Есть и другие технологии, которые путают с ЭКО. Например, искусственное оплодотворение. Вот оно – допустимо. Тут гибели оплодотворенных клеток нет. Обе технологии принципиально разные. Хотя проблема для бесплодных пар – огромная. Выстраиваются очереди на получение квот на ЭКО. Люди, не задумываясь, идут, на процедуру ЭКО, не думая о духовных последствиях. В таких случаях ценой жизни рожденных в результате процедуры детей является гибель других «детей», зигот. Они несут на себе груз других, убитых людей. Вот та ситуация, когда наша нравственная оценка очень существенна! Она влияет на судьбу будущих детей!

- Звонок от телезрителя: Что делать, если медикаментозно прописан срочный аборт?
- В социальной концепции этот способ оговорен, он имеется. Возможен в ряде случаев такой аборт по медицинским показаниям. Но надо взвешивать каждую ситуацию конкретно.

- Звонок в прямой эфир: Как быть, если внедрена яйцеклетка от другого родственника? Уместно ли это, и может рожденный ребенок считаться собственным?
- Суррогатное материнство не благословляется, не разрешено, ибо это нарушает целостность брака. Богом установлено: в браке участвуют мужчина и женщина. Если мы берем клетку от третьего человека, то нарушается целостность брака.

- Много вопросов о старости. Сейчас распространяется явление эвтаназии. Как оно оценивается с точки зрения биоэтики?
- Эвтаназия это комфортный уход из жизни. И оно Церковью не благословляется! Ибо мы дерзаем решить судьбу человека. Она наравне с убийством или самоубийством идет! В западном мире эта тема все более и более муссируется. Нам часто преподносят, что это единственный выход. Бывают ситуации, когда дальнейшая жизнь для страдающего человека становится невыносимой. Да, можно согласиться, но для православных есть специальные молитвы о долго страждущем! И Господь сам забирает страдающего больного. Но сами родные не лишают жизни больного. Это недопустимо.

- Вопрос от врача-хирурга. Ваше преподобие, почему Церковь скептически относится к ЭКО? Ведь многие не могут физически выносить и родить ребенка. Я считаю, что должна быть поддержка церкви таким родителям. 
- Чисто теоретически можно привести ЭКО с православной этикой, если обеспечить 100%-ную дальнейшую выживаемость оплодотворенных всех зигот. Но на сегодня это не возможно. 
На сегодня ЭКО сопряжено с убийством, и именно поэтому оно недопустимо. Церковь разделяет горе и страдание семей, которые не могут иметь детей! Задача хорошего духовника - молиться вместе с несчастными родителями, скорбеть с ними. И тут чудо может произойти. Привозили недавно пояс Пресвятой Богородицы в города России. Некоторые родители не могли иметь детей. И когда они пришли к Поясу, они потом исцелились! Но тут вопрос в другом.
Давайте посмотрим на проблему под другим углом. Пара, не имеющая детей, страдает. Пара хочет избежать страданий. Эта мера страданий и скорби, может ли она переступить черту, которую провел Господь: «не убий»?
Можно просить, вымаливать. Например, в Священной истории были случаи временного бесплодия: а Анна-мать пророка Самуила, а Иоаким и Анна, родители Девы Марии, а Авраам и Сарра… Нам не известны промыслы Божии. Вот, соседи и окружающие говорили: их Господь карает. А Господь до времени откладывал. А потом дал детей. Авраам молился и не унывал. Церковь поддерживает, скорбит, но вразумляет: есть такое страдание, и избежать его любой ценой нельзя, его надо принять. Вот такой пространный ответ.

- Батюшка, вернемся к эавтаназии. Сейчас часто выживают те младенцы, которые сто лет назад не выжили бы. Человечество берет на себя ответственность за выживание этих детей. Эти методы поддержания жизни и по развитию эвтаназии являются шагом? Может быть, шаг прогрессивный, или все же порок?
- У меня сразу ассоциация с компьютерами возникла. Одно время даже ругали компьютеры. А старец Иоанн Крестьянкин сказал про компьютеры: да их Господь дал! Многое нам попускает Господь. Всё правильно говорите. В древности все решалось молитвами, теперь решается технологиями. Это некий и спорный тренд: дальше от неба - ближе к технологиям и глубже в технологии. Господь дает и такое решение проблем.
Я не выступаю против технологий. Но они все чаще и чаще входят в конфликт с нашими нравственными традиционными ценностями. А почему так происходит? Я вот что думаю. Все больше и больше технологии вторгаются в онтологически пограничную зону - в границу жизни и смерти. 

- Технологии приносят все более фантастические результаты. Люди могут заменять свои больные органы здоровыми органами. Все технологии стремятся увеличивать продолжительность жизни человека. Принимать ли их или жить, сколько отмерено?
- Принимать, конечно. Но не забывать о нравственности. Если применение технологии сопряжено с нарушением духовного закона, то это недопустимо. Продлять жизнь за счет уничтожения другой жизни - не принимать. А если нет нравственной коллизии, принимать!
Мне видится, что возможно такое отрицательное решение. Знаете, допустим, появится хозяин у тех технологий, которые продлевают жизнь. Хозяин, который сможет продлять жизнь подчиненным в зависимости от их социального статуса. И он будет назначать: начальнику - 1000 лет, служащему - 500 лет, а рабочему - 100 лет. Тут социальная опасность видится, а не медицинская.

- Уместна ли пересадка органов? Уместна ли европейская практика, когда у умерших людей извлекаются органы автоматически для продления жизни нуждающихся?
- Тут дискуссия возникнет. Что значит автоматически? Автоматически это значит за счет ограничения свободы, пусть даже свободы умершего. Автоматическое изъятие органов – очень нежелательная вещь. Должны быть прижизненное согласие или выражение непротивления. То есть должна быть большая определенность в этом вопросе.

- Сколько сирот сейчас. Если нет своих детей, усыновляют.
- Да, хорошая подсказка. Если нет детей, усыновление – это доброе решение проблемы. Кстати, усыновление церковью благословляется.

- Иногда роды ставят под угрозу жизнь матери. И чтобы она выжила, приходиться умертвить плод.
- Да, это сложные случаи. Могу сказать только одно. Рассматриваются они сугубо индивидуально. Тут общих рекомендаций нельзя дать. Общее правило: не убий! Надо до последнего избегать такого исхода – смерти ребенка. Господи, упаси от этих ситуаций. Как на себя брать ответственность решать что важнее: жизнь матери или ребенка? Давайте молиться.
Даже эти случаи возникают не просто как, а из-за каких-то деяний. Мы своим поведением, возможно, влияем.

- Почему нельзя «предохраняться» женщине?
- Что значит: нельзя предохраняться? Есть разные способы предохранения. Есть абортивные способы, есть неабортивные способы. Неабортивные способы решаемы и допустимы. Есть допустимые моменты. Их надо конкретно обговаривать с духовником. Эти вопросы есть в социальной концепции. Недопустимы абортивные способы!

- Развитие технологий часто людей пугает. Есть категория людей, которые готовы сейчас собирать вещи и уходить в лес. Что вы им можете сказать?
- Дорогие мои, не уходите в лес! Если нас останется мало, мир точно погибнет. Чем нас деятельно больше в мире - больше шансов у мира на выживание. Конечно, сложнее и сложнее становится во всем. Но я лично исполнен надежд. Православная жизнь может стать доминирующей в России. И может быть шансом к спасению всего мира. Россия не все сказала в мире. Давайте не будем убегать в леса!

- Можно ли детям принимать лекарства, свечи, на основе человеческой крови?
- Можно. Почему собственно нельзя? Потому что душа находится в крови? Но есть ряд препаратов на основе плаценты… Есть препараты из абортивного материала – вот их принимать недопустимо. 

- Я знаю, что вы преподаете биоэтику. Как вы строите лекции в семинарии и академии, и что вы хотите в первую очередь студентам донести?
- В академии и семинарии я пытаюсь больше говорить о биологии. Семинаристы и академисты очень подкованы в знании Священного Писания и Отцов. А какие-то азбучные истины биологии из школьного курса они подзабыли. А сейчас такие истины надо знать. Например, что такое геном. Надо знать, как происходит слияние клеток, надо знать, когда образуется новый геном. Я пытаюсь это объяснить студентам простыми словами. Некоторые сложные вещи (современные понятия и технологии) объясняю на пальцах. Безусловно, в контексте нравственной оценки. Объясняю механизмы той или иной технологии. Пытаюсь препарировать технологию, чтоб обосновать нравственную оценку.

- Звонок в студию: Мой внук появился через способ ЭКО. Как относиться к ребенку, рожденному в результате ЭКО?
- Любить ребенка, ни в коем случае не травмировать, исповедовать по возможности, причащать, приближать к церкви. Не делать из обстоятельства трагедии, чтоб ребенка никак не угнетало. Приобщайте его к церкви. Все-таки жизнь появилась. Цена за эту жизнь – большая. Но угнетать его – будет еще большим грехом. Вот и всё.

- Современная медицина зиждется на том, что все исследования проводятся на мертвецах. Как идти студентам в анатомичку?
- Он ведь не ради любопытства этим занимается. Пусть учится. Если потом совесть шевельнется, никто ему не мешает придти в храм и исповедоваться. Ему следует стать профессионалом. Он так учится лечить людей.

- Кроме биологии, какие знания еще необходимы священнику?
- Просто священнослужитель должен ориентироваться в современной жизни. Он не должен гнушаться цифровой техники. Он может в своей практике духовной использовать эти знания.

- Звонок в прямой эфир: Святые отцы говорят, что душа материальна. Как в мизерной клеточке умещается душа? 
- Вы хотите приоткрыть самую сокровенную тайну. 
Ваш тезис о материальности души неверен. Душа не материальна. Тут надо определиться. Что мы называем душой? Ее можно понимать как психофизиологические свойства личности (память, внимание). Душа, в таком случае есть следствие работы нервной системы. Когда мы говорим «душевный человек», мы имеем в виду эмоции, чувства, психофизическую деятельность.
Но мы-то часто употребляем в нематериальном смысле слова. Эта сущность обладает вечной жизнью. Если эта сущность природой имеет «дыхание Бога», в метафорическом выражении, какая же тут материальность?! Есть термин «божественная энергия». Если происходит дыхание, то оно идет из самых недр Божества. Это что-то не внешнее относительно Бога. Это отдельная тема…
По поводу клеток. Соединяются две клетки, они живые, работает психофизическая механика. Но где тут душа? Когда она появляется? Это тайна. Природа этой бессмертной души нематериальна, она парадоксальна относительно нашего мира. От кого она появляется, в какой момент?! Есть три гипотезы, но мы их опустим. Самое лучшее решение такое: душа появляется примерно в тот момент, когда происходит слияние клеток. Может она появляется за секунду до или через секунду после слияния клеток. С точки зрения биологии жизнь появляется тогда, когда происходит слияние после соединения двух геномов, материнского и отцовского. Но когда появляется душа? Мы не можем спекулировать на этой тайне. Это сложный вопрос.

- Звонок в студию: Вопрос о тайнах экстракорпорального оплодотворения. Ведь часть яйцеклеток и так погибает в женском организме, единицы переходят в фазу человеческого организма. Когда возникает тот момент, когда это отдельные субстанции под названием человек?
- В случае ЭКО решение об уничтожении будущего эмбриона принимаем мы. Принимаем на себя ответственность сами. А в случае естественного оплодотворения не мы принимаем ответственность. Все происходит по воле Божьей. Не мы решаем, какая зигота будет отторгнута. Речь идет о том, кто принимает решение о будущей жизни эмбриона, это мы решаем или решает Господь Бог.

- Как вы видите развитие науки и биомедицинских технологий?
- Мир нацелен на развитие биотехнологий. Весной этого года в США на президентском уровне подписан документ, регламентирующий развитие сугубых исследований деятельности мозга. В нем - многомиллиардные проекты. Но у нас, к сожалению, до такого далеко. Хотя надо такие технологии развивать в России.

- Существует ли опасность клонирования?
- Конечно, существует. С того момента как мы узнали о существовании генома, генетической информации, о развитии клеток, автоматически возникает прецедент, как бы поманипулировать процессами, геномами и клетками. Человеческий интерес тут не знает границ. Но это очень опасная вещь. Как вырастить новый организм, что это будет за существо в плане личностных свойств, будет ли у организма душа в качестве бессмертной сущности? А есть любопытство ученых. Но это очень опасная вещь.

- Мы привыкли, что на прилавках у нас генетически модифицированные продукты. Возможна ли генетическая модификация человека?
 - Определение генетическая модификация человека это широкая тема. В каких пределах возможна генетическая модификация человека? Например, генетические изменения лечить надо манипуляциями с геномом. Очень важна цель, очень важны пределы этих манипуляций. Какая цена будет «заплачена»? А в принципе манипулирование геномами и модификация человека возможны.

- Вопрос не по теме немного. Наша планета – это живой организм. Как относится к технологиям, которые влияют на погоду?
- С точки зрения биологии, планета организмом не является. Как человек влияет на погоду? Я тут ничего конкретного сказать не могу…  

- Существует ли связь между нравственным поведением человека и биосферой?
- Конечно, существует! Представьте, едите вы за машиной, которая выбрасывает из выхлопной трубы облака черного дыма. Вот пример, когда нравственное состояние водителя позволяет ему так обходиться с окружающей средой.

- Экология относится к разряду биоэтики? 
- Экология напрямую не входит в сферу биоэтики. А косвенно затрагивается. Ну а вопросы генномодифицированных организмов, растений не являются классическими вопросами биоэтики. У меня ясности по поводу ГМО нет. Я отношусь с осторожностью к этому кругу вопросов. Вмешательство в сложную систему генома может привести к таким последствиям, о которых мы даже не догадываемся. Это чревато! Важны цели. Когда мы широко внедряем генномодифицированные продуктов, надо исследовать эту тему.
Я знаю такие исследования: кормление мышей генномодифицированными продуктами приводит к бесплодию следующего поколения мышей. Насколько достоверны факты эти, сказать трудно. Это очень изощренные исследования. По умолчанию, я за естественный продукт.

- Если ген мы можем сравнить с книгой, написанной Богом, то деятельность человека в этой книге, с чем можно сравнить?
- Лучше сказать, ген это предложение или абзац из этой книги. Может ли человек исправлять ошибки в этой книге? Ошибки появились как следствие нашего падшего мира. И следствие может влиять на нашу экологию. Этот «текст» частично несет ошибки и нужно исправлять эти ошибки.

- Спасибо. Прошу, батюшка, благословить наших телезрителей!
- В канун праздника Воздвижения креста Господня всех вас благословляю, желаю здравия и духовной крепости!

 

Ведущий: Михаил Кудрявцев.
Расшифровка: Олег Сиротин.

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель храма во имя святой великомученицы Варвары в поселке Рахья Выборгской епархии священник Олег Патрикеев. Тема беседы: «Смертный грех. Гарантия смерти?»

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​