Беседы с батюшкой. Ответы на вопросы

22 июля 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает архимандрит Алексий (Вылажанин), благочинный Петропавловского округа Московской (городской) епархии, настоятель храма святых первоверховных апостолов Петра и Павла в Лефортове, член Канонической комиссии при Епархиальном совете города Москвы.

– Рад приветствовать Вас в нашей студии после больших праздников. Недавно был у вас престольный праздник – Казанской иконы.

– Рад приветствовать вас, дорогие телезрители! Со всеми прошедшими и грядущими праздниками! В этом году отмечается юбилей преставления княгини Ольги. С грядущим праздником крестителя земли Русской – равноапостольного князя Владимира! Большие торжества намечаются в Москве, большой крестный ход из Кремля к памятнику, молебное пение. Со всеми этими праздниками вас, да их молитвами укрепит всех нас Господь! И конечно, предстательством Пречистой Владычицы Богородицы.

– У нас, православных, всегда праздник, унывать некогда. Как раз о том, что никогда не нужно унывать, вопрос телезрителя: «Как не впасть в уныние от осознания своей греховности?»

– Через покаяние. Покаяться, забыть о своих грехах. «Покайся, иди и больше не греши». Уныние почему появляется? Потому, что человек не хочет исправляться от своего греха, который он ощущает, и не может в нем принести своего искреннего покаяния. А если человек имеет веру в Бога, он не унывает, он молится, просит у Господа, чтобы Господь его укрепил. Согрешил – опять кайся. Проси у Господа прежде всего желания избавиться от греха, который вводит в уныние, и, конечно, избавить от самого уныния. Не надейся только на свои силы. Когда человек начинает надеяться только на себя, на свои силы, тогда и получается уныние, отчаяние и нет исправления.

– И куча проблем вместе с этим.

– Унывать проще, чем исправляться.

– Да. Иногда еще тебя жалеют: как все плохо… Кстати, говорят, саможаление – это проявление гордости. Если ты часто акцентируешь внимание на том, как тебе плохо, это проявление гордыни.

– Это непринятие воли Божией. Мы никогда не узнали бы, что такое горькое, если бы не узнали сладкого, и наоборот: не знали бы, что такое сладко, если бы не было горя. Не знали бы, что такое соленое, если бы не пробовали его. Так и здесь: зачем унывать, зачем отчаиваться, зачем себя жалеть в этой ситуации? Ну да, мы люди; конечно, нам это свойственно. Наверное, и мне в какой-то мере это свойственно иногда, но не надо поддаваться этому состоянию, застревать в нем. Бежать надо от него. Промелькнуло это – перекрестился, помолился, и дальше надо двигаться.

– Это очень простая схема. Мы затронули тему воли Божией, говорим о проявлении воли Божией и ее принятии. Мы не всегда можем принять то, что нам предлагают обстоятельства и Промысл Бога. Как по-настоящему уметь принимать то, что тебе дается, и, даже принимая какие-то решения против себя, не унывать, получить радость от того, что ты сделал?

– Просить Господа об укреплении в вере прежде всего. Если будет крепость веры, тогда будет и все остальное. Если мы унываем, если не можем принять волю Божию, это прежде всего маловерие. Пример для нас, я считаю, – Иов Многострадальный. Вот умение принимать волю Божию. Потому что была вера в Бога, было упование на Бога. А мы в малой беде уже считаем, что Господь нас оставил, от нас убежал.

– Вопрос очень простой: что такое послушание? Можно его расширить: что такое церковное послушание, одно и то же ли?

– Это послушание прежде всего воле Божией.

– Даже если оно исходит от руководства, например?

– Начальство – оно от Бога, всякая власть от Бога дана. Я всегда говорю: не нравится начальство – пишите заявление, уходите. Чего критиковать начальника? Ищите другую работу. Бывает часто, на исповедь приходят: все плохо, начальство такое-то… Но уходить-то никто не хочет. Я говорю: «Тогда ищите». – «Нет, меня работа устраивает». – «Раз устраивает, работай. Устраивает зарплата, значит, начальство должно устраивать». Послушание ли это воле Божией? В какой-то мере, наверное, да. Здесь общий вопрос. Сказать, как это должно быть, очень сложно. В каждой конкретной ситуации надо подходить с конкретным действием.

Святые тоже нам часто показывают опыт. Иногда они противились воле Божией, и в жизни все начинало совершаться немножко по-другому. Когда они начинали принимать волю Божию, – казалось, с точки зрения человеческой, они правильно поступали, – но нет, оказывается, надо было принять эту волю. И потом Господь, как говорят, скорбь в радость претворит. Мне недавно так один человек сказал. Я тоже немножко поскорбел, а мне сказали: ничего, отец, твоя скорбь твоей радостью будет.

Надо стараться… Почему все это появляется в нашей жизни? Потому, что мы не верим в волю Божию, не верим в Бога до конца. Если Господь считает, что для нашего смирения нам нужен плохой начальник, нам дают плохого начальника. Если Господь считает, что нам надо поболеть для нашего духовного здоровья, физически помучиться, – наверное, надо это принять, пострадать, но не уйти от Бога, не уйти от молитвы, от общения с Ним, чувствовать Его всегда в своем сердце. Тогда все будет по-другому. А мы вроде бы верующие, верим в Бога, а считаем, что Господь-то считает по-другому. А откуда же мы знаем, как думает Господь? Он же попустил что-то, какое-то событие в нашей жизни, и нам его надо было принять. Иногда нет сил принять. Но проходит время, мы успокаиваемся. Иногда происходит так: когда ты это принял, успокоился, скорбь переходит в радость.

– Как иногда говорится, чтобы вылечить болезнь, нужно принять горькое лекарство, а иногда даже и под нож лечь.

– Конечно.

– Вопрос телезрителя: «Вопрос о власти. Апостол Павел написал Послание к Римлянам. У меня по этому поводу и вопрос, какую власть он имел в виду? Допустим, Нерон, по приказу которого ему отрубили голову, получается, делал добрые дела, а злом был Павел? Потому что „начальствующие ... не для добрых дел, а для злых“. Получается, те, кто противился власти Гитлера, противились Божьему установлению? Я не говорю уже о большевиках. Как это все сочетается с властью?»

– Спасибо, это наш постоянный слушатель Евгений, он всегда задает интересные вопросы, которые иногда даже в ступор нас вводят, но мы все равно пытаемся отвечать. Конечно, Нерон не был святым. Но апостол Павел принял волю Божию. Через свои страдания он проповедовал слово Божие. Не принял бы он свои страдания – неизвестно, что было бы. Нужно было в свое время извести из темницы апостола Петра – Господь послал ангела и извел Петра из темницы. Господь посчитал, что здесь, сегодня, для той Церкви, которую он заповедовал, нужны страдания Павла. А они готовы были к этим страданиям, они шли к ним, они хотели пострадать как Христос.

Власть Гитлера – конечно, это плохая власть, недостойная. Но Господь человечеству для чего-то дал это. Люди же сами его избрали, тот же немецкий народ. Всему всегда дается воздаяние, в том числе и тем, кто поступает неправедно. Господь посылает тех людей, которые остановят зло и прекратят то или иное событие. Русскому народу Господь дал силы противостоять этому злу и убрать фашизм и с нашей земли, и с немецкой. Поэтому надо уповать на Бога. Господь все знает. Попустил же Господь в свое время Москву взять полякам? Но в нужный момент. Потому что сами были виноваты, у самих было много грехов в те времена. И от Бога где-то отворачивались, а как повернулись – сразу Минин и Пожарский появились. Когда услышали голос святителя Гермогена, принимавшего мученическую кончину в подвалах Чудова монастыря, – тогда все получило новый поворот.

– И трехдневный пост держали…

– Конечно, и поститься начали. Знаете, иногда в нашей жизни мы плачемся: почему так тяжело, почему Господь от нас отвернулся, почему у нас все так плохо устроено… А почему должно быть по-другому? Надо благодарить Бога за то, что хотя бы так есть сегодня, а не совсем плохо. А мы-то где, с Богом ли мы? Иногда в большие церковные праздники или в воскресный день входишь в храм на службе, и хочется плакать от горя: где же люди? Господь вас призывает: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас». Где вы? Вас нет. А почему тогда должно быть у нас лучше? Вот поэтому принимаем то, что есть.

– Вопрос: «Знаю, что сплетники будут гореть в аду. Какие обсуждения можно назвать сплетнями, а какие можно отнести к категории „учиться на чужих ошибках“, обсуждая чужую жизнь?»

Где здесь грань и компромисс?

– Сплетни вообще – это, наверное, больше всего ложь, которая разносится теми или иными людьми. Это неправда. Когда сказали правду – это уже не совсем сплетня, наверное.

– Это уже бьет.

– Да, поэтому говорите правду всегда и не слушайте лжи. Пропускайте ложь мимо своих ушей. Не задерживайте в своей голове то, что не нужно, если не уверены в правде. Тогда и не будете сплетниками. Если кто-то вам что-то сказал нехорошее о каком-то человеке, а вы его знаете совсем с другой стороны, не поддавайтесь сразу на провокации, а старайтесь свое мнение сохранить при себе. Не факт, что человек, который вам это говорит, прав во всем. Мы можем обвинять кого-то, рассказывать о каком-то грехе того или иного человека, не являясь свидетелями этого греха. Тот человек, который вам об этом рассказывает, сам этого не видел, но слышал от кого-то. Как можно осуждать или обсуждать того, кого мы не знаем, о ком знаем понаслышке, или того, о ком у нас сложилось свое мнение? Господь каждого из нас создал индивидуальным, создал личностью. Поэтому имейте свою точку зрения, свое мнение. Не поддавайтесь злым слухам, сплетням, которые разносятся в разные стороны, не поддавайтесь тем людям, которые их разносят, тогда и не будете сплетниками. Тогда хотя бы за этот грех не придется отвечать перед Богом в день Страшного Суда.

– Вопрос телезрителя: «Как правильно понять покаяние, кроме того что это перемена ума? Что еще надо человеку, который каждый день если и не грешит, то много угождает и много нехорошего делает?»

– Не совсем понял вопрос.

– Я тоже не совсем понял начало вопроса. Угождает…

– Человек, который считает, что много не грешит, наверное, в прелести находится. А если мы так считаем о человеке, то он, наверное, достиг святости. Уж грешим-то мы, к сожалению, достаточно часто – не столько делами, сколько своим умом и какими-то мыслями, нашим внутренним состоянием, а это тоже есть грех.

– Мне тут подсказывают, попробуем угадать. Вопрос был о покаянии. Ты приходишь на исповедь и говоришь грехи. А что еще нужно для того, чтобы покаяние состоялось, кроме того что ты участвуешь в таинстве Исповеди?

– Внутреннее духовое сокрушение. Желание избавиться от греха. Это очень важно. Даже если мы очень зависимы от какого-то греха, понимаем, что на сегодняшний день страсть одолевает (к деньгам или еще к чему-то), у нас хотя бы должно быть желание бороться с тем или иным грехом, мы должны просить Господа, чтобы Господь в наше сердце вложил это желание. Потому что цена, к сожалению, есть у любого греха. Я считаю, что нет греха большого или малого. Любой грех ведет человека к погибели. Любой нераскаянный грех ведет к погибели. Нужно, чтобы появилось в сердце кающегося человека это желание – просить у Бога дать ему силы избавиться от греха. А когда появится это желание, тогда уже и духовная внутренняя борьба начнется с тем или иным пороком. Сказать на исповеди: «Я грешен, но я человек немощный и все равно потом буду грешить», – мало. Нужно прийти на исповедь со слезами, понимая свое недостоинство, несовершенство, свое бессилие, что мы сами не можем побороть грех, только с помощью Божией, только если Господь будет нас укреплять. А все остальное есть гордыня. Не я поборол грех – Ты, Господи, помог мне преодолеть мое недостоинство в том или ином виде. Только так.

– Вот прошло время, когда ты каешься, остается осадок. Видимо, грехи тяжелые были. Вроде и покаялся, но ты о них думаешь. Что это такое и нужно ли с этим бороться?

– Это, возможно, наслаждение идет тем грехом…

– А если ест тебя изнутри?

– Значит, не до конца искреннее покаяние было.

– То есть нужно приходить на исповедь и каяться?

– Я думаю, что это чувство в сердце остается. Ведь воспоминание греха отвлекает человека от его делания. Может быть, это появляется как напоминание, чтобы ты не совершал его дальше. Но не надо копаться в том, что было. Надо искать то, что есть сегодня, и стараться не допускать того, что было, не совершать то, чем сегодня мы искушаемся. Соблазнов-то везде полно. Каждый день то осудить кого-нибудь, то разозлиться на кого-нибудь, то посчитать, что где-то какая-то неправота, а правы мы. Надо промолчать, принять это.

– Следующий вопрос достаточно часто встречается; видимо, очень актуальный для наших телезрителей: «Как быть со старыми календарями, на которых изображены святые, а также с иконами, которые не подлежат восстановлению? Можно ли их сжечь?»

– Да, я думаю, это оптимальный вариант. Необязательно нести те же календари в храм. В храме, к сожалению, тоже не всегда есть возможность их сжигать. И как поступали в старые времена? Если были писаные иконы, если была еще приличная доска, то счищали лик и писали новую икону на старых досках. Сейчас это тоже делается очень часто, потому что доска уже выдержанная, выстоявшаяся, на ней пытаются писать новые лики. Иногда иконы пускали в проточные реки. Но сейчас у нас реки перегорожены плотинами, сбрасывается в них непонятно что. Поэтому лучше сжигать это все.

– А пепел куда?

– В церкви есть специальные колодцы, куда это закапывается.

– Вопрос телезрителя: «Должно ли быть в православной семье равноправие? Или жена должна брать больше ответственность за мужа?»

– В семье прежде всего должна быть любовь и взаимоуважение, умение слушать друг друга; и не только слушать, но прежде всего слышать. Семья – это крест, который надо нести на протяжении всей своей жизни, умея уступать друг другу. А уж кто главнее… «Оставит человек отца своего и матерь свою и прилепится к жене своей, и будут двое плоть едина». Конечно, муж есть глава жены, как мы читаем в Евангелии, но для этого мужчина должен быть мужчиной, он должен обеспечивать дом, семью, любить жену. Любить жену как самого себя, а не быть самодуром, который приходит домой, кулаком стучит по столу и говорит: «Я главный!» А если он ничего не делает, сидит дома, в лучшем случае занимается домашним хозяйством и семьей, а супруга работает на двух-трех работах, чтобы создать материальное положение в своей семье, то, наверное, она в какой-то мере главной получается, потому что функции у нее становятся больше мужские, чем женские. Вот здесь как раз стоит вопрос о равноправии: равные партнеры, две половиночки одного целого, которые должны любить и уважать друг друга. Тогда в семье будет счастье.

– Вопрос: «У меня есть святая вода, взятая из монастыря. В бутылке появился сильный осадок, хотя вода взята не больше месяца назад. Что с ней делать?»

– Можно домашние цветы полить, можно пропустить через ватку, процедить, осадок сжечь, а воду, если она не испортилась и запах не появился, употребить. Иногда говорят: у нас крещенская вода позеленела. Она зеленеет иногда оттого, что на солнце стоит, храним ее неправильно. Но она не портится. Ее просто нужно профильтровать и правильно потом хранить.

– И, наверное, надо употреблять ее в должное время.

– Да. Для чего вы ее взяли? Чтобы она стояла и всем ее показывать? «У меня вот такая святыня есть, из такого-то монастыря привезенная…» Привезли – пользуйтесь… Или просфоры храним до того момента, пока они не позеленеют. И что дальше с ними делать? Опять же или в проточную воду, или сжигать.

– Но лучше не доводить до этого.

– Да.

– А брать в меру. Можно не наливать десять литров воды, а взять бутылочку…

– Капля море освящает.

– Вопрос телезрительницы: «Православные христиане верят во Святую Троицу. Мусульмане – в Аллаха. Но Русская Православная Церковь утверждает, что Аллаха в природе не существует. А когда мусульмане молятся в мечети, кто тогда их молитвенные прошения исполняет?»

– Мы верим в Пресвятую Троицу. Каждый человек вправе верить в то, во что хочет. Мы считаем, что Бог Един в Троице, Троица в Единстве. Кто исполняет? Не знаю. Они молятся, они верят, они имеют на это право. Я не сильный богослов, чтобы об этом вопросе судить. Мы воспитаны в своей традиции, живем в ней, считаем, что наша традиция истинная. Поэтому давайте придерживаться нашей традиции, а не рассуждать, что там у соседа в доме происходит… Смотрите, чтобы порядок был прежде всего в Вашем доме.

– Вопрос: «В современном мире, особенно в мегаполисах, приходится работать, нарушая заповеди. Много лет работаю в финансовой сфере и всегда, чтобы обеспечить семью и чтобы не уволили, приходится обманывать клиентов. Очень терзает совесть. Как быть?»

– Во-первых, что значит обманывать клиента? Когда заведомая ложь, за всякую ложь будете отвечать.

– Не только по духовному закону, но и по Уголовному кодексу.

– Конечно. Найдите себе работу, чтобы быть спокойным. У меня был в жизни такой пример. Как-то меня остановили рано утром, я летел на службу в Иосифо-Волоцкий монастырь, еще совсем молодой был. Владыка Питирим тогда болел. И понимаю, что придется мне дать взятку. Нарушение? Нарушение. Куда деваться? На службу опаздываю. Иду и думаю: да что же такое, купюра крупная, сдачи не дадут... Подхожу, а человек говорит: «Батюшка, помолитесь лучше, чтобы мне Господь послал такую работу, где я мог бы честно работать и содержать свою семью достойно». Молитесь, просите у Бога: «Господи, пошли мне такую работу, чтобы не надо было обманывать людей». У нас выбор есть всегда: кусок хлеба или Царствие Божие. Вот и выбирайте. У нас, священников, такой выбор часто стоит. Ради Бога служим или за кусок хлеба.

– Вопрос: «Как общаться с молодым настоятелем? Мне пятьдесят, а батюшка мне в сыновья годится».

– Ну, так можно все поставить под сомнение…

– Не только батюшку.

– Да. Как начальнику подчиняться… Как Вы начальнику тридцатилетнему на работе подчиняетесь? А бывает и больше разница. И что значит подчиняться? С уважением относиться, если он себя ведет достойно, проявляет ревностное служение. А если что-то Вас не устраивает в нем – или прямо об этом скажите, без раздражительности, попытайтесь донести до него, что Вас не устраивает, или найдите себе другого священника. Что уж Вам, прямо к настоятелю надо? Настоятель – это не панацея. Есть и другие батюшки. У каждого батюшки свой приход. Даже у самого, как нам кажется, плохого и недостойного, всегда есть люди, которые считают его самым лучшим, самым достойным священником. Вот так и относитесь. Господь поставил его через священноначалие, которое посчитало, что в этот момент на этом приходе должен быть такой настоятель.

И потом, если что-то не устраивает, принимайте волю Божию. У нас, к сожалению, не воля Божия, а сразу в Патриархию жаловаться. Всем не угодишь. И батюшка тоже человек. Во-первых, носите тяготы друг друга.

– Как батюшке-то трудно, наверное?

– Полюбите его, тогда и он Вас полюбит. Отдайте частичку теплоты своего сердца, так же как священник пытается отдавать частичку теплоты Вам. Тогда, глядишь, все меняется. Лед расходится, появляется зелень, росточки благодати.

– Вопрос: «Возможно ли повторное крещение, если человек изменил имя по всем документам?»

– «Исповедую едино крещение во оставление грехов». Нет, невозможно повторное крещение. Независимо от того, что человек изменил в документах или в своем организме, никакого другого крещения быть не может, потому что Символ веры, который мы исповедуем в момент крещения, нам твердо говорит: «исповедую едино крещение во оставление грехов».

– Вопрос: «Муж вспыльчив, быстро выходит из себя, не может решать проблему разговорами, сразу переходит на повышенный тон, крик. В его семье папа имел такое же поведение. Может по стене ударить, дверью хлопнуть сильно. Боюсь, что такое поведение приведет к плохим последствиям. Чем ему можно помочь?»

– Молитесь за своего мужа, чтобы Господь умягчил его сердце. Есть икона «Умягчение злых сердец». Чтобы Господь его вразумил. Тем более Вы знаете, что человек вспыльчив, не провоцируйте его лишний раз. Это крест такой. Вы же, наверное, знали, что и отец его такой, но выбрали же его. Поэтому несите свой крест.

– Наверное, в этом мудрость женщины.

– Конечно. У меня знакомые рассказывают. Муж выпивал сильно, скандалы закатывал. Ночью заставлял кашу варить: по восемь раз, говорит, за ночь переваривала. Сначала возмущалась, а потом просто молча стала это делать. Не спорила с ним. Не понравилось – иду варю. И пить бросил муж, и общаться стали нормально, замечательная семья стала. Вот смирение к чему приводит. Мудрости просите у Бога.

– Вопрос: «Мне восемь с половиной лет, у меня бывают нервные срывы и агрессия. Как это преодолеть?»

– Во-первых, хорошо, что ты это осознаешь, это замечательно. Наверное, если ты слушаешь нашу передачу,  могу предположить, что ты человек, посещающий церковь. А если пока нет, постарайся начать посещать церковь, привлекая к этому и своих родителей. Через общение со священником, со своими сверстниками, ходящими в храм Божий, Бог даст, избавишься от гнева и вспыльчивости. Господь любит смиренных, терпеливых, трудолюбивых, которые проявляют усердие. Вот к этому стремись, и мир вокруг будет изменяться, и отношение людей будет совершенно другое.

– Вопрос: «Грешно ли не общаться с родителями мужа?»

Видимо, есть какая-то большая проблема, но сформулирована так.

– Его родители должны стать Вашими родителями, Ваши родители должны быть его родителями. Надо уметь любить их, принимать, потому что это родители Вашего любимого человека, который рядом с Вами находится. Во-первых, загляните внутрь себя. Иногда мы сами бываем причиной такого. А уж если совсем нет такого желания или каждое общение сводится к скандалу и трезвого анализа провести не может ни та, ни другая сторона, – лучше постараться воздержаться от такого общения. Но еще раз говорю: если мы не можем найти любви и взаимопонимания со своими близкими, тогда какие же мы христиане? Наверное, не хватает христианской любви, терпения. Проявляется где-то наша гордыня. Где-то нам сказали что-то обидное, а мы эту маленькую гадость помним всю жизнь, она гложет наше сердце, и враг отвращает нас от наших близких. Старайтесь это преодолеть, этого избежать. Тогда, может быть, Господь все это по-другому управит. Жизнь станет проще.

– Вопрос телезрителя: «Можно ли покупать и употреблять фрукты и мед до освящения (14 августа)? Не факт, что будет возможность освятить».

– Есть традиция освящения меда. Почему в этот момент? Как правило, к этому моменту начинается медосбор, откачка меда. За лето пчелы накопили достаточно меда в своих ульях, если было удачное лето, и начинается откачка. Я, правда, не пчеловод, не очень понимаю в этом, но Церковь установила так, что именно в этот день идет освящение нового меда. Можно ли есть мед? Да, конечно, мед старого урожая можно есть. Нужно ли есть новый мед? Опять же это вопрос нашей веры. Все можно, Господь ничего не запрещает. Но даже если в малых вещах мы не можем последовать тем правилам, которые установлены Матерью Церковью, как же тогда в большом будем верны ей? Покупайте новый мед, пройдет 14-е число, освятят его – будете его есть. Он не успеет состариться за две недели. А сейчас, я считаю, достаточно и старого меда, если уж Вы такой любитель меда.

– И традиций.

– А по поводу овощей и фруктов… Есть сорта яблок, которые к моменту освящения, Преображения, уже отходят.

– А если в магазине продаются?

– Сейчас много чего в магазине. Виноград продается круглый год. На самом деле освящался виноград, потому что к этому времени в тех странах, где он рос, он созревал. Его приносили в храм, освящали... Виноград нового урожая мы стараемся не кушать до момента Преображения.

По поводу яблок – каждый для себя выбирает. Есть что-то другое, что можно кушать помимо яблок в это время. Но у меня правило такое для себя: с началом Петрова поста я прекращаю есть яблоки до момента их освящения. А так принесите в храм батюшке, если «белый налив» у вас созрел уже, а еще три-четыре недели до праздника Преображения остается. Наверное, уж батюшка освятит Ваш созревший урожай. Но можно и потерпеть на самом деле.

– Это же больше вопрос традиций, чем особых церковных установлений.

– Это неканоническое…

– Если вы съедите яблоки, греха не будет.

– Наверное, все-таки не будет грехом. Меня, может быть, многие осудят. У нас же, знаете, есть приверженцы строгих правил: нет – значит, нет. Но если ваша совесть спокойна в этом отношении… Грех не в устах, грех из уст чаще всего происходит. Захотелось вам этого яблочка – лучше съешьте; не осуждайте никого, не раздражайтесь. Хуже будет, если вы не будете  есть ни меда, ни яблок, но будете ходить злые, это будет больший грех. Лучше кушайте яблоки, мед и будьте добрыми, любите тех, кто рядом с вами.

– Вопрос: «Стоит ли выходить замуж, если постоянно думаю о другом мужчине?»

– Не стоит выходить замуж, если Вы думаете о другом мужчине. Думать надо о том человеке, за которого собрались замуж. Во-первых, должна быть взаимная любовь, уважение. А какое может быть взаимное уважение, если Вы думаете о ком-то другом? Счастье в таком браке вряд ли будет.

– Лучше бежать от таких…

– Да.

– Надо быть честным человеком.

– Ничего хорошего не будет. Доброго плода данный союз не принесет.

– Очень много потом и разводов, и вопросов, которые приходят к нам, после того как первый шаг в семейной жизни сделан неправильный. А потом и разводы, и несчастные дети.

– К сожалению, бывает по-другому, когда два человека встретились и считают, что это тот единственный… Взыграла любовь, как они говорят. Но это просто страсть, влечение друг к другу. Они еще друг друга-то не знают, не познали, не рассмотрели. Не посмотрели на родителей друг друга, кто как живет.

– Не полюбили родственников мужа.

– Страсть появилась, но им кажется, что эта страсть на всю жизнь. А через какое-то время страсть пропадает, начинается рутина повседневная, ежедневное общение, когда не цветы и шампанское, а носки, пеленки, плита. Начинается распределение, кто что должен делать, и любовь уже прошла. А взаимоуважение не сформировалось. Вечная любовь, которая должна была бы быть, рассыпалась.

Петр и Феврония, мощи которых недавно приносили, могли преодолевать невзгоды, печали и радости, которые выпадали им, вместе. Говорили: выгони ее, плохая жена у тебя, останешься князем, она нам не подходит. Нет, он счел лучшим уйти вместе с ней. Господь вразумил потом бояр, вернули их вместе. Но тоже разве сразу он ее полюбил? Нет, какое-то время он общался с ней, видел ее, пока она его лечила. Увидел, наверное, ту внутреннюю красоту, которая в ней была наряду с внешней. Это помогло им прожить всю жизнь вместе. Они имели уважение друг к другу, имели любовь, умели носить тяготы друг друга. То, чего нам сейчас так не хватает в семейной жизни. Мы умеем предъявлять претензии друг к другу, кто в чем не прав, вместо того чтобы понять друг друга, поддержать в какой-то ситуации. Вот этому учитесь. Научитесь этому – верю, будет семейное счастье. Не научитесь – беда.

– Вопрос телезрительницы: «При чтении Псалтири есть момент, когда нужно сказать „Господи, помилуй“ 40 раз. Бывает, что я сбиваюсь. Как быть в таких случаях? Если был перерыв два-три дня при чтении Псалтири, начинать ли с первой кафизмы или можно продолжать? Второй вопрос: при домашнем чтении канонов, акафистов и панихиды для мирян обязательно ли благословение батюшки?»

– Вообще в своем молитвенном правиле, что сверх утренних и вечерних молитв, старайтесь обращаться к священнику за советом, благословением. Он, видя Ваше постепенное духовное совершенствование, будет считать, нужно Вам это или не нужно. Чтобы, во-первых, в гордыню Вам не впасть и не проявлять свою волю. Можно схватиться за большой камень, поднять его и понести, но заработать грыжу. Так и в духовном плане. Можно, конечно, за многое взяться, а потом надорваться и вообще не исполнять ничего. Все должно быть разумно, по Вашим духовным силам, но оценку этим силам должны давать не Вы сами, а тот священник, у которого Вы окормляетесь.

По поводу Псалтири – разные ситуации бывают. Иногда чувствуем себя плохо, не хватает сил, чтобы читать. Потом возьмите и продолжайте дальше читать, чтобы не прерывать ее. А чтобы не путаться в чтении „Господи, помилуй“ 40 раз – возьмите себе четки для домашнего правила. Ну а если и сбились – ничего страшного, перекреститесь и заново начните считать. Господь принимает любую нашу молитву.

– Вопрос: «Я начала воцерковляться и более серьезно стала изучать все вопросы церковной жизни, хотя всегда была верующей. Сейчас понимаю, что очень многого не знаю. Муж не поддерживает меня в этом, хотя говорит, что верит в душе и молится про себя. Так же ведет себя и мой сын. Я боюсь заставлять их идти в церковь, исповедоваться и причащаться, потому что боюсь тут перегнуть и оттолкнуть их. Как правильно себя вести в этой ситуации?»

– Во-первых, проявлять любовь к своим близким. Ничто не должно измениться в Вашем отношении к ним. И они должны видеть, что Ваше посещение храма преображает Вас, что Вы становитесь не фанатичной верующей, приходящей из храма замкнутым человеком (мол, там святость, а среди вас сплошной грех). Этим Вы совсем ничего не добьетесь. Заставить в храм идти невозможно, невольник не богомольник. Надо действовать мудрее. Может быть, ездить в совместные поездки не совсем церковные, посещая достопримечательности нашего Отечества, которые в любом случае бывают связаны с Православной Церковью. Это и монастыри, и храмы. Через такое привлекать. Любить надо своих близких. Печалиться за них, молиться за них. Но молиться не напоказ, чтобы они видели: вот я за вас молиться сейчас пойду, чтобы вы не погибли… Нет, должна быть любовь к ним. Гибнут наши самые близкие люди, а мы вместо сострадания, вместо терпения проявляем такую агрессивность.

История христианства много раз показывала, как через верующую жену спасался неверующий муж – видя, как она совершенствовалась. А если Вы станете чем-то инородным и совсем чуждым для них, ничего хорошего в этом не будет. Они Вам не препятствуют ходить в храм – уже хорошо, уже счастье. Хорошо, когда они увидят радостную маму, пришедшую из храма, напекшую пирогов, накрывшую стол в воскресный день, вместе сядут за стол… А не маму, которая придет и начнет на них ворчать: вот вы спите, телевизор смотрите, у компьютера сидите, а я в храм ходила… Нет, если будет все по-хорошему, глядишь, потихонечку и их сердца оттают.

– Будем прощаться.

– Дорогие телезрители, благодарю вас за вопросы. Благословение Божие да пребудет со всеми вами во все дни жизни вашей!

Ведущий Сергей Платонов

Записала Маргарита Попова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать