Беседы с батюшкой. Ответы на вопросы

19 ноября 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает председатель Епархиальной комиссии по социальному служению г. Москвы, настоятель храма в честь Входа Господня в Иерусалим в Бирюлеве (Москва) протоиерей Михаил Потокин.

– Сегодня мы будем отвечать на вопросы. Первый вопрос: «Объясните, пожалуйста, фрагмент из Евангелия от Матфея: "Господи, позволь мне пойти и похоронить отца моего. Но Иисус сказал: иди за Мной и предоставь мертвым погребать своих мертвецов"».

– Дело в том, что эта фраза многих иногда смущает. Действительно, она говорит о том, что Христос пришел победить смерть. И эта победа над смертью открывает человеку новую жизнь. Когда Христос говорит: «Следуй за Мной», Он имеет в виду, что следование за Ним – это как раз путь жизни, на который человек встает. А те, кто не встает на этот путь, остаются во власти смерти. Поэтому если не идешь за Христом, остаешься во власти смерти, которая властвует со времен Адама и до сих пор. Либо ты с Ним – и тогда смерти нет, либо ты пока под властью смерти.

– То есть те слова не буквально нужно понимать?

– Нет, конечно. Но и буквально тоже. Потому что Христос есть сама жизнь, Он же воскрешал мертвых, Он показал, что владеет и этой жизнью, но новая жизнь в другом.  Поэтому Он так ответил. В этом есть очень непростая правда. Несмотря на то, что мы сохраняем свои естественные семейные обязанности, есть еще одна фраза, которая всех смущает. Когда  Матерь Божия с братьями Спасителя не могут пройти к Христу через народ, Ему говорят: «Матерь Твоя и братья Твои пришли к Тебе, не прикажешь ли их пропустить?» А Он говорит: «Кто Матерь Моя и братья Мои? Тот, кто слушает слово Мое». То есть здесь мы никоим образом не упраздняем почитание наших родителей и близких и отдаем им должное, но в первую очередь в этой иерархии уделяем место Христу.

– Вопрос телезрителя: «У меня монашеская душа, хочу пойти в монастырь, я очень устал от города, даже исповедоваться и причащаться стараюсь в селах. Что делать на этом пути, когда устал от городской суеты? Я уже 23 года в одном городе и никак не могу поменять обстановку. Как найти Царство Божие внутри нас?»

– На оба эти вопроса один ответ – молитва. Это является основным путем для христианина. Упражнение в молитве – это самое главное в нашей духовной жизни. Как учил преподобный Серафим, никакое занятие не дает человеку Духа Святого больше, чем молитва. И она же, кстати, помогает нам выйти за пределы того мира, который мы имеем вокруг себя: города, семьи, работы.

Это видно по святым подвижникам, которые жили в пещерах. Я сам удивлялся, читая об этом. Как это? У человека был такой красивый мир вокруг, нетронутая природа, леса, поля, красота, а они свою жизнь проводили в пещерах, где-то в глубине земли, там, где нет солнечного света и всего того, что мы можем видеть. Почему это происходило? Потому, что свет был внутри их. И этот свет был гораздо ярче, чем все то, что представляла им природа и давал внешний мир. Поэтому здесь так же: если будем собирать внутреннее богатство, внешнее для нас станет менее значимым.

Есть такой момент в Евангелии, когда человек нашел клад в поле; он идет и продает все, что имел, чтобы купить это поле. Это похоже на духовный мир, потому что если ты нашел его, то все остальное тебе не нужно. И тебе неважно, где ты живешь, как живешь, как питаешься, как одеваешься. Если почитать жизнеописания святых подвижников, они совершенно об этом забывали. Конечно, мы не дерзаем на такую высоту подниматься. Но все-таки путь молитвы – самый верный и достойный путь для христианина, чтобы понять духовный мир, как-то приблизиться к нему (насколько возможно).

– Следующий вопрос: «Как приучить себя держать внимание, когда читаешь слова молитвы?»

– Я не от себя отвечу, я тоже раньше себе этот вопрос задавал. Когда-то прочитал у Феофана Затворника: если отвлекаешься, лучше читай вслух. Надо сказать, что вообще чтения про себя изначально не было. Блаженный Августин пишет, что когда-то он удивился, увидев, что его учитель Амвросий Медиоланский читает Священное Писание про себя (читали всегда вслух, даже когда были дома одни). И когда появилось чтение про себя, уже изменилось внутреннее и внешнее восприятие прочитанного. Конечно, отвлекаешься, даже когда читаешь вслух, но все-таки я бы посоветовал прислушаться к Феофану Затворнику: если чувствуешь, что отвлекаешься, читай вслух.

– Вспомнилась такая история. Глинские старцы приехали в Троице-Сергиеву лавру (а они были люди простые) и как-то сказали послушнику: «Иди читай Евангелие». Он хотел уточнить и спросил: «А как читать? Про себя?» Ему ответили: «Ты что? Про Христа читай».

– Еще 150–200 лет назад, когда не было телевидения, как проводили досуг семьи на Руси? Читали вслух. И в дневниках Достоевского есть такой момент: когда он написал роман «Бедные люди» и отнес Белинскому, там всю ночь его читали вслух. Интересное свойство у чтения вслух, особенно когда читаешь не один, а в компании, когда есть несколько человек. Есть такой хороший опыт евангельских групп, когда люди собираются, читают вслух Евангелие и потом вслух его обсуждают. Мы видим, что в этом есть очень большой резон.

– Вопрос телезрителя из Белгорода: «В притче про богатого, который набрал полные амбары, говорится: ну, теперь, душа, радуйся, ешь, пей, веселись и отдыхай. То есть получается, что там о душе говорится в ветхозаветном понимании, это симбиоз дыхания Божьего и материального тела. А дальше в этой же притче говорится: сегодня ночью заберут твою душу – и кому достанется то, что ты накопил? Тут уже получается, что душа понимается по греческому образцу, то есть вне тела; ее забирают, и она может существовать отдельно. Где правильное понятие о душе: ветхозаветное, что она в симбиозе с телом, или же греческое (платоновское) понятие, что тело – это темница для души и душа может существовать отдельно от тела?»

– Душа может существовать отдельно от тела, этому есть множество подтверждений. Другое дело, почему, как Вы говорите, к душе относятся так: ешь, пей и веселись? На самом деле это можно аллегорически понять, ведь тело не очень радуется пище, пище радуется душа. Мы больше думаем о пище, чем ее вкушаем, и больше получаем впечатлений от этих мыслей. Надо сказать, что тело не нуждается в таком количестве пищи, которое мы съедаем. А душа как раз ненасытна. Поэтому когда душе говорят «ешь, пей, веселись», это значит: думай о том, что у тебя всего много. То есть услаждайся изобилием. Он же не может съесть все эти закрома; значит, это все-таки аллегорически сказано: наслаждайся изобилием, которое есть у тебя, которое ты скопил, приобрел.

Поэтому я бы сказал, что чревоугодие больше относится не к телу, а к душе. То есть душа жаждет пищи, а тело не нуждается в таком ее количестве и в такой изощренной пище, как требует от нас гортанобесие. Здесь все-таки больше греческое понимание души (хотя и в связи с телом).

– Следующий вопрос: «Объясните, пожалуйста, что есть внутренняя молитва».

– Молитву объяснить невозможно. Есть много точной литературы людей, которые умели глубоко и хорошо молиться. Но молитва – это все-таки личное, поэтому здесь можно сделать какие-то общие выводы, выделить определенные вещи, замеченные молящимися людьми, общие для всех. Молитва – это наш личный разговор с Богом, личное общение. Поэтому сказать о том, какова внутренняя молитва, может только тот человек, который молится про себя, а у другого это будет совсем иное.

Здесь проще почитать литературу об умной молитве: «Откровенные рассказы странника своему духовному отцу» или другие книги, где такой опыт описан очень подробно. Но все-таки нужно признать, что это чужой опыт, а каждому человеку следует приобретать свой. Для этого надо просто стараться молиться, выделить на это время и по-евангельски молитву совершать: молиться так, чтобы тебя никто не видел, чтобы не было лишних мыслей в это время. Есть определенный порядок молитвы.

Мне кажется, что в каком-то смысле молитва – это все-таки дар,  как и все духовное. Это не что-то отработанное: «Вот я прочитаю сто раз Иисусову молитву – и со мной что-то случится». Это дар, которым Бог награждает человека, он внезапно открывается. Поэтому, стремясь молиться, все-таки не нужно требовать от молитвы, что сейчас я сколько-то помолюсь и что-то почувствую, что-то внутри себя приобрету. Молитва никогда не бывает отделена от других сторон духовной жизни человека. И остальные заповеди нужно соблюдать, тогда сердце очищается и уже само может молиться.

– Такой интересный вопрос: «Куда можно отдать вещи, которые наворовал, а потом в этом раскаялся?»

– Тем, у кого украл. Такой пример есть у владыки Антония Сурожского. Кто-то у него на приходе в Лондоне стал воровать; владыка помолился, тот человек пришел покаяться, а владыка ему сказал: «Теперь отдай тем, у кого украл». Он исчез. Владыка скорбел, что, наверное, человек не смог исполнить этот наказ, а тот вернулся и говорит: «Я просто много украл, долго ходил раздавал». Он все отдал. И в этом смысле оказался оправданным. Самое главное, что само желание взять чужое должно быть исповедано. А если есть что-то материальное из украденного, надо это раздать.

– Часто задается такой интересный вопрос о тайне исповеди: если к священнику приходит человек и говорит о каких-то грехах (например, убийстве), как быть? Ведь, с одной стороны, он говорит о преступлении, которое совершено не только перед Богом, но и перед людьми, это подсудное дело, а с другой стороны – это тайна исповеди.

– Тайна исповеди выше, чем какие-то государственные законы или понятия, потому что она имеет в виду духовные понятия. У государства могут быть разные законы: что-то может считаться преступлением, что-то – не считаться, а Церковь живет по иным представлениям. Но надо вспомнить и о том, что когда-то исповедь была публичной, каялись перед общиной.

И такая исповедь предполагала не только то, что человек искренне скажет, в чем он виноват, но и то, что те, кто его слушает, его не осудят. Поэтому здесь в христианской общине мы видим совершенно другие отношения, которые позволяли людям исповедовать вслух даже тяжкие грехи перед всем народом. И это давало им возможность больше их не совершать, потому что такое покаяние очень действенно.

Почитаем о жизни Иоанна Кронштадтского, у него тоже были такие случаи. Он так пламенно говорил проповедь и читал молитвы перед исповедью, что многие (а у него исповедовалось сразу много людей) каялись вслух, выкрикивали свои грехи. Это было начало XX века, уже другой мир, не такой, как у первохристиан. Другое дело, что повинную голову мы не сечем. Если человек раскаялся и готов понести наказание, ему будет только благо, его душа будет спасена. А сейчас в церковном обиходе принята тайна исповеди, и она неукоснительно соблюдается.

– Следующий вопрос: «Не могу найти владельца и вернуть ему вещи. Как быть?» Это, наверное, дополнение к вопросу о воровстве.

– Значит, нужно кому-то их отдать, может быть, пожертвовать куда-то. Иоанн Златоуст говорит, что грех врачуется противоположной добродетелью. А противоположна стяжанию как раз милостыня, подаяние. Можно пожертвовать куда-то на благие дела. Любостяжание толкает человека на преступление, связанное с воровством. Значит, против любостяжания надо поставить милость, щедрость.

– Вопрос телезрительницы: «В одном из монастырей Самарской области я хотела заказать сорокоуст о здравии своей семьи. Мы все крещеные, но в храм кто-то из нас ходит, кто-то нет. И мне отказали. Сказали: раз кто-то из вас не посещает храм, не ходит причащаться, мы не возьмем от вас никакие записки. Правы ли они?»

– Есть русская поговорка, что в чужой монастырь со своим уставом мы не можем ходить. По этому поводу есть разные мнения, но я знаю и тех, кто считает, что не нужно за таких людей молиться, и тех, кто, наоборот, говорит, что именно за таких и нужно молиться.

Но нужно отметить, что молитва может быть даже и о некрещеных, а не просто о невоцерковленных. Этому есть примеры в Священном Предании, в житиях святых. И даже молились за некрещеных умерших людей. В житии Макария Египетского есть момент, когда он, идя по пустыне, находит череп и спрашивает у него: «Ты чей?» Тот отвечает, что принадлежит языческому жрецу. Святой спрашивает: «Где ты теперь?» Он отвечает: «Мы горим в аду, но когда ты, Макарий, молишься за нас, мы видим лица друг друга, нам становится легче».

Макарий молился даже за некрещеных умерших. И это слово свидетельствует о том, что молитва – это благое дело для любого человека, а уж тем более для крещеного. Но повторю, что в чужой монастырь со своим уставом не ходят. Поэтому здесь все зависит от руководства монастыря, в котором приняты какие-то обычаи, нормы.

– А может, там какая-то бабушка что-то не поняла?

– Может быть, какой-то служитель. К сожалению, бывают такие люди, которые свое мнение считают очень авторитетным и стараются всем его навязать. Но это не только в монастырях, так и в жизни бывает. Иногда мы очень не уважаем людей, и нам кажется, что мы можем ими руководить, давать им какие-то указания. Я не знаю, какая была причина, но просто хочу сказать о том, что мы имеем пример молитвы даже за некрещеных людей. Это значит, что, конечно, молились за них святые люди. Но раз нам жития святых оставили такие свидетельства, мы можем сказать, что молитва, оказывается, бывает действенна даже и за таких людей.

– Но что же делать в такой ситуации, когда отказывают в сорокоусте? Я, например, не вижу проблемы в том, чтобы молиться за таких людей. Наоборот, нужно молиться. По сути, вывод из наших сегодняшних разговоров о молитве: мы всё равно должны молиться. Причащается человек или нет, отпал, не отпал – никаких критериев нет.

– Я думаю,  все-таки тут нужно шире смотреть. Если я пришел просить за кого-то молиться, наверное, Господь это видит. Молитва, хотя она совершается в храме, в монастыре, к Кому обращена? Тот, к Кому она обращена, уже ее услышал, когда Вы просили молиться о тех людях, назвав их имена. А если на земле эту просьбу где-то приняли, где-то не приняли – тут, к сожалению, бывают свои порядки.

Конечно, сорокоуст – это молитва, которая читается во время проскомидии на Божественной литургии. Это особенная молитва, действительно для верных. Почему иногда бывает, что строго к этому подходят? Ведь на самом деле эти люди, как и все стоящие в храме, участвуют в совершении литургии. Косвенно, но мы молимся за них. То есть это собрание верных, в него включены через поминовение и вынимание за них частиц те люди, за которых мы молимся. Они включены в нашу общую молитву, которая является совершением литургии вместе со священником, а не только одним священником. Кто может совершать литургию? Человек, который к этому готов, считает это важным для себя делом. То есть, конечно, важно отношение человека к вере, когда мы за него молимся. Но если пока вера в нем не пробудилась, мне кажется, это не повод, чтобы за него не молиться.

– Следующий вопрос: «Пять лет назад начал воцерковляться, появилось желание стать священником. Но был разведен еще до воцерковления, детей нет. Есть ли шанс стать священником?»

– Канонически считается, что если человек женат второй раз, то он не может уже принимать священный сан. Но монашество или целибат возможны. Но самое главное – это призвание к священству, то есть нужно понять, что это твое призвание, почувствовать его. Мне кажется, этот вопрос всегда решается с духовником. Если есть духовник, духовный руководитель, то с ним и нужно решать этот вопрос.

– Еще и семинарию нужно закончить.

– Это все понятно, но стоит ли ее заканчивать, если нет к этому призвания, если у человека есть только желание, но он не понял, станет ли это вообще самой его жизнью? Потому что священник – это не профессия.

– Следующий вопрос: «Как побороть пристрастие к земным вещам? Имею страсть к коллекционированию наручных часов».

– Дело в том, что побороть страсть недостаточно, потому что освободившееся место не должно остаться пустым. Мы должны не просто отказаться от чего-то, но чем-то это заменить. Нужно найти для себя что-то интересное и глубокое кроме этого коллекционирования и стараться избавиться от того, что смущает. Раз смущает, что-то уже не так, человек понял, что это занятие не очень полезно для него, тогда нужно найти что-то другое. Это может быть чтение, молитва. Душа не может пустовать, мы не можем ничем не заниматься. Представьте себе, сколько времени, сил и чувств занимало то, чем мы были когда-то увлечены. Поэтому просто взять и оторвать это нельзя. Человеку обязательно нужна какая-то положительная программа, какие-то положительные действия. Нужно не просто от чего-то отказаться, а заняться чем-то другим, что нам поможет и будет небесполезно для нашей духовной жизни.

– Следующий вопрос: «Как можно благодарить своих врагов?»

– Когда-то я прочитал у Сент-Экзюпери произведение «Цитадель». Это его философские размышления. И он пишет, что благодаря врагам мы становимся сильнее. То есть на самом деле не просто так Бог допускает какую-то вражду, но когда враг тебе досаждает, ты чему-то учишься, что-то познаешь.

Есть еще одно замечание (уже не светское, а духовное) о том, что чаще всего нас раздражают в других людях наши собственные недостатки. Мы, как в зеркале, видим другого человека, а себя не видим. Поэтому если у тебя есть враг и он тебе чем-то досаждает, подумай, не грешил ли ты сам этим, не было ли у тебя такого, не относился ли ты к людям так же, как к тебе относится тот, кто создает тебе какие-то неприятности?

Евангельское слово: «не делай другому того, чего не хочешь себе». Поэтому здесь нужно подумать о том, что польза для духовной жизни может быть всегда. И примеры святых об этом говорят. Серафим Саровский, когда к нему пришли грабители, не сопротивлялся им и в конце концов умолил, чтобы их не наказывали.

– Тоже похожий вопрос: «Как молиться за людей, которые делают тебе плохо? Когда хочешь за них помолиться, тут же вспоминаешь, что они причиняли тебе какую-то боль, сделали что-то нехорошее».

– Молиться действительно трудно. Здесь только одно правило для всех нас: вспомнить свои плохие поступки по отношению к людям. Конечно, мы кажемся себе более-менее благополучными, но все-таки такие поступки в нашей жизни были. Если мы можем себе честно в этом признаться, то тогда можем сказать так: «Если я сам подсудимый, как я буду судить другого человека? Да, он мне приносит неприятности, но я делал такое же или подобное». Да, может быть, не в той степени, но степень-то мы сами оценили. Для одного человека плохо, когда его побили, а другому человеку просто слово сказал – и он годами помнит его, обижается и так далее. Поэтому есть совершенно разные люди, они по-разному переживают вражду. Наши плохие поступки также кого-то задели, кого-то обидели, кому-то сделали больно, и об этом нужно вспомнить, чтобы не судить тех людей.

– Следующий вопрос: «Как понять, по духу ты живешь или по плоти? И как увидеть в себе Духа Святого?»

– Увидеть Духа Святого – это уж очень высоко. Нужно сказать, что оценивать себя, особенно с точки зрения добродетели, наверное, не очень хорошее занятие. Потому что христианство призывает нас к смирению. Это значит, что если мы сделали что-то доброе, должны постараться тут же об этом забыть. Если мы получили что-то сокровенное, то всегда нужно это скрыть и стараться даже самому себе не приводить это на память. Если мы все время будем себя за что-то восхвалять, мы этого лишимся.

Духовная жизнь непростая, и у каждого все происходит индивидуально. Поэтому здесь нельзя сказать какие-то общие вещи, но все-таки мы должны больше читать Священное Писание, потому что там всё есть. Если мы хотим действительно настоящей духовной жизни, должны просить у Бога, как ученики просили, открыть нам разум, вразумить нас. Потому что в Писании есть и про молитву, и про духовную жизнь, и про отношения с ближними, и про отношения с Богом. Вся жизнь Христа есть живое слово, которое может нас преобразить как закваска, которую положили в тесто... Мне кажется, если любишь читать Евангелие – это самый верный путь к Богу.

– Еще говорят, что есть такое особое положительное духовное состояние, когда  можешь видеть свои страсти и грехи и так далее. Это правильно?

– Это духовное состояние кто-то из святых так описал: тот, кто может видеть себя и свои грехи, выше, чем человек, который может воскрешать мертвых. Поэтому видеть себя на самом деле очень непросто. Мы видим не себя, а какую-то тень от себя. А действительно видеть себя – это быть глубоко духовным человеком. То есть это сравнение показывает, что мертвых воскрешать – это одно, а видеть себя – другое. Наверное, это тоже дар Божий для человека, когда он видит себя таким, каким его видит Бог. То есть таким, какой он есть, а не таким, каким себя представляет. Но нужно понять, что Бог дает свои дары только тогда, когда они нам необходимы.

Кстати, я забыл добавить к прошлому вопросу, что отличить одно дело от другого можно по плодам. То есть какое дело, такой и плод. Мы можем делать вроде хорошее дело, а потом раздражаемся, унываем, остываем и так далее. Значит, что-то нам нужно поправить, где-то мы были не правы. Поэтому плоды наших дел, собственно, и являют нам то, как мы поступали: хорошо или плохо.

– Вопрос телезрительницы: «В храм ходят грешные люди, и молятся они там за грешных людей. И я так же делаю: будучи сама грешной, молюсь за грешных людей. Мне непонятно такое явление, правильно ли это?»

– Совершенно правильно.

– А надо, чтобы молились святые?

– Нет, совершенно правильное явление, потому что Бог Сам о Себе говорит, что пришел не праведников, но грешников призвать к покаянию, пришел к грешным людям, пришел их спасать. Человеку, который считает себя праведным, не особо нужно спасение. На самом деле нет ни одного до конца праведного, но есть те, которые считают себя праведными.

А что касается грешников, совершенно верно Вы сказали, это часто людей смущает. Им кажется, что в храм должны ходить только святые и вести святую жизнь. Конечно, человек должен бороться со страстями, это верно. Но до святости нам далеко, а храм – это место спасения. Также можно сказать, что в поликлинику должны ходить только здоровые, но так не бывает. Зачем нам тогда больница, если ничего у нас не болит? А с другой стороны, этим христианство и удивительно, что оно возвращает человеку такое достоинство, которое он не сможет сам для себя приобрести. Это божественное достоинство, оно как дар. Господь говорит: «Я хочу, чтобы вы были не наемниками, не рабами, а друзьями».

– Практический вопрос: «Хочу причаститься, но не могу вычитать все правила ко Причастию, не могу полностью выстоять службы, очень болят ноги. Что делать в такой ситуации?»

– Подойти к священнику в тот храм, куда Вы ходите, и рассказать ему про это, попросить у него благословения прийти не к началу, а к середине богослужения. Если там нет исповеди, исповедоваться накануне. Если не можете все прочесть, почитать немного; сколько сможете. Состояние здоровья никоим образом не должно являться препятствием для причастия человека. Поэтому все церковные правила предписывают только общие советы для тех, кто здрав и может их выполнить. Но если человек по обстоятельствам жизни или здоровья не может их выполнить, эти правила для него должны меняться, он должен готовиться уже по другим правилам.

– Следующий вопрос: «Изгнав Адама и Еву из рая, Бог облек их в кожаные одежды. Что значит "кожаные одежды"? Это в буквальном смысле Адам убил животное и сшил одежды или это что-то другое?»

– Нет, кожаные ризы трактуют иногда как некую отделенность от духовного мира. Мы не наблюдаем ни ангелов, ни демонов, то есть человек перестал видеть духовный мир, хотя он существо духовное. Наверное, имелось в виду вот это. То есть «кожаная одежда» – это значит, что мы стали видеть только материальный мир, в нем стали общаться, в нем все видеть, а видение и знание духовного мира  потеряли. Одежда – это то, что отделяет наше тело от внешней среды. «Кожаная одежда» – это, может быть, разделение человека и духовного мира. То есть духовный ангельский мир остался, а человек от него отделен: не ведает, не знает и не наблюдает его.

– Еще один вопрос: «Как можно возлюбить Бога без Самого Бога, без Его помощи? Если в сердце мало любви к людям или нет ее вообще, как можно тогда полюбить Бога? Понимаю, что надо исполнять заповеди, но в сердце нет любви, о которой говорится».

– Тогда нужно постараться Его где-то встретить. Я говорил про чтение Евангелия. Теоретически никого нельзя полюбить. Как я могу полюбить человека, которого никогда не встречал, которого не видел и о котором не знаю? Скажем, я знаю только его профессию, место жительства, зарплату. Конечно, это ерунда. Любовь – это живое чувство двух личностей, и нужно встретить эту личность. Встретить Бога можно и в природе, в размышлениях, в молитве, в духовном чтении, даже в жизни – в другом человеке; и, безусловно, в таинствах. То есть огромное пространство, где Его можно встретить. Но эта встреча необходима для того, чтобы у нас были живые отношения. Иначе это действительно только теория, а в теории личных отношений не бывает. Там только все общее, там отношения не «я – ты», а «я – он – оно – кто-то».

– Вопрос телезрителя из Москвы: «Был ли Иисус Христос покорным Богу?»

– Был. Он о Себе говорит, что был послушен Своему Отцу даже до крестной смерти. Хотя мы видим, что это послушание непросто Ему далось, потому что моление о чаше в Гефсиманском саду показывает страдания, которые Он испытывал, принимая волю Отца. Он говорил: «Да минует Меня чаша сия, но да будет не Моя воля, но Твоя». В этом смысле был сделан выбор.

– Следующий вопрос: «Как помочь мужу? Поженились совсем недавно; оказалось, что у него есть склонность к алкоголю, но он не считает себя алкоголиком. Как ему помочь, с чего начать разговор? И можно ли ставить человека перед фактом: либо я, либо алкоголь?»

– Все индивидуально, у всех людей все по-разному. Поэтому какого-то определенного метода и  определенной стратегии нельзя придерживаться. Нужно понять, что за человек, в какой степени он сам может трезво оценить себя и свои поступки, насколько адекватно реагирует на Вас, какие у Вас взаимоотношения.

Мне кажется, если есть глубокие отношения, это не значит, что они постоянны. Если когда-то между людьми было что-то настоящее, тогда можно сказать в лицо правду. Но если эти отношения пока не очень глубокие, то человек эту правду может от тебя не услышать. То есть правду можно услышать только от очень близкого человека, с которым ты был когда-то буквально одним целым. Но мы не можем так жить постоянно, мы грешники, мы то обижаемся, то миримся. Поэтому можно тогда напрямую сказать.

Если же поставить человеку какие-то условия, начать его шантажировать, мне кажется, это не будет им хорошо воспринято. Страх в какой-то степени помогает человеку от чего-то избавиться. Но если корень страсти сидит в человеке глубоко, то вряд ли она его оставит из-за страха. Многие пьяницы знают, что у них здоровье не позволяет пить, что пьянка для них смертельна, а все равно пьют. Смерть, страх болезни, казалось бы, должны их испугать, но мы видим, что страсть сильнее. Мне кажется, если действительно есть настоящие отношения (не будем пока говорить высокое слово «любовь», она может многое дать), если мы с человеком близки, у нас есть дружба, можно просто откровенно ему сказать, что с ним происходит.

– Следующий вопрос: «Скажите, пожалуйста, когда делается земной поклон на литургии в воскресенье? После слов "со страхом Божиим и верою приступите"?»

– Есть устав о поклонах, его можно прочитать в книге «Закон Божий» Серафима Слободского. Там есть глава о крестном знамении, о поклонах. Но нужно понимать, что устав отличается от живой жизни. Живая жизнь совершенно иная, и человек может делать поклоны в разное время.

Я всегда вспоминаю притчу о мытаре и фарисее. Один стоял, а другой упал ниц. Оба молились. Я думаю, что земные поклоны, если Вы хотите их делать, нужно делать так, чтобы никому не мешать. Но есть определенные правила: на Пасху мы не кладем земных поклонов, а Великим постом, наоборот, кладем – и даже много, когда читаем молитву Ефрема Сирина.

На литургии Иоанна Златоуста кто-то перед причастием кладет земной поклон, кто-то после слов «святая святым». Но нужно понимать, что самое главное – это наше участие в службе, понимание того, что происходит, какие молитвы читаются. Устав о поклонах и крестном знамении можно почитать, но это только устав. Бывает, мы где-то внутри не готовы душой принять службу, молитву, содержание службы. Сейчас, к сожалению, молитвы, которые священник читает во время службы, читаются в алтаре, а хор в это время поет песнопения. Хорошо бы ознакомиться с этими молитвами, хотя бы знать, о чем мы молимся в этот момент, какие слова читаются. Тогда становится понятно, где кланяться, где креститься.

– Сейчас очень распространена практика чтения молитв вслух. И есть техническая возможность.

– Да, молитвы просто потрясающие. И здесь лучше заранее знать, о чем священник молится, какие читает в это время слова. Это удивительные слова! Или можно взять книгу и параллельно их прочитать, или дома посвятить этому время.

– Часто спрашивают: можно ли следить за этими молитвами по книге, когда священник совершает службу? Допустимо ли это?

– Мне кажется, можно. Но не нужно ничего повторять ни за священником, ни за хором, потому что получится чехарда, можно просто читать эти молитвы про себя. Единственное, что нужно понимать, к кому они относятся. Например, когда читают молитву во время Херувимской песни, она относится к священнику. То есть он читает эту молитву о себе. Надо сначала ознакомиться с литургической литературой, прочитать ее, а потом уже можно приступать и к этим молитвам.

Рекомендую книгу хорошего литургиста отца Александра Шмемана «Евхаристия. Таинство Царства». Она небольшая, и там как раз очень живо и хорошо описано то, что происходит во время литургии. И после этого уже можно следить за молитвами. Не читать их самому, но следить за тем, какие молитвы сейчас читаются. Мне кажется, это поможет молиться.

– Скоро Рождественский пост (уже совсем чуть-чуть осталось до него), вопрос касается послабления в посте. «Если есть какие-то очевидные медицинские показатели, которые напрямую запрещают поститься, как это полагается по уставу, нужно ли обязательно идти к священнику за благословением?»

– Мне кажется, необязательно, потому что уже как бы сама ситуация не подразумевает поста. Очевидно, что человеку поститься нельзя, потому что пост будет вредить его здоровью. То есть это равносильно медленному самоубийству, а это серьезный грех, если я сознательно наношу вред своему здоровью. Поэтому здесь нужно иметь в виду, что если тебе поставили диагноз и строго-настрого наказали следовать каким-то определенным правилам, нужно им следовать. Пост можно соблюдать так: молиться, больше читать, а со священником поговорить, что в этом случае делать в пост. Может, читать духовную литературу или что-то еще.

– Попрошу Вас в завершение нашей программы обратиться к нашим телезрителям.

– Так много слов сегодня было сказано о молитве и литургии. Я желаю, чтобы каждый из вас приобрел личный опыт и в молитве, и в участии в богослужении. Потому что никакие разговоры это не заменят. Когда вы сами это почувствуете, наверное, оцените то, что происходит во время молитвы, во время совершения таинств.

Ведущий Сергей Платонов

Записала Елена Кузоро

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать