Беседы с батюшкой. День народного единства

4 ноября 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель храма иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» на Ходынском поле города Москвы протоиерей Иоанн Кудрявцев.

– Поздравляю всех с праздником иконы Казанской Божией Матери и Днем народного единства, который имеет очень глубокий смысл. Сегодняшний разговор будет как раз посвящен этому дню. 

– Расскажите нам о смысле Дня народного единства. 

– Прежде всего необходимо рассказать о самом главном событии сегодняшнего дня – праздновании в честь Казанской иконы Божией Матери. Именно с этим празднованием сочетается День народного единства. Казанская икона Божией Матери прославилась в ХVI веке, когда была обретена в Казани. Но самый известный, самый важный момент истории – это преодоление народной смуты. Именно молитва перед Казанской иконой Божией Матери и призывы патриарха Гермогена – человека, который обретал эту икону, привлекли милосердие Божие, чтобы остановилась междоусобица на Руси, чтобы народ наконец осознал свое единство, объединился и дал отпор врагу. Таким образом была спасена Москва, была спасена Россия. 

Праздник в честь Казанской иконы Божией Матери в воспоминание о преодолении смуты в 1612 году очень органично соединяется с современным праздником – Днем народного единства. Он был установлен несколько лет назад как альтернатива дню 7 ноября – празднованию революции. Сочетание этих праздников говорит о том, что мы должны найти то, что объединяет нас, наш народ, что делает нас одним большим великим народом, что помогает нам преодолеть человеческие противоречия, нашу разность, раздробленность и объединить нас на прочном основании. 

Возникает вопрос: что является основанием для такого единства, как можно достичь этого народного единства? Очень многие считают, что нужна какая-то идея, нужны правильные законы или правильное устройство нашей общественной жизни; или какой-то харизматичный человек, который может всех объединить и повести за собой. Все эти мнения, конечно, могут иметь место, но история нашего Отечества показывает, что наш народ всегда объединялся тогда, когда возвращался к своей вере, к покаянию, когда начинал молиться. Молитва Матери Божией всегда служила объединяющим началом, которое помогало нам преодолеть междоусобицы, противоречия, разногласия. Так было и в Смутное время, так происходит и сейчас. 

Думаю, многие из вас вчера были в храме на всенощном бдении и могли почувствовать: когда мы вместе молимся Пресвятой Богородице, ощущаем, насколько мы близки друг другу в храме. Мы ощущаем себя как одна семья. Все наши противоречия, разногласия уходят, потому что становятся незначительными, неважными. То, что мы вместе со своими немощами предстоим Богу, Царице Небесной, просим Ее помощи и заступничества, как раз объединяет нас. Это и есть главный смысл сегодняшнего праздника, в чем мы должны найти это единство. 

Конечно, человеку очень сложно бывает обрести единство со своим ближним, найти согласие, найти общую точку зрения. К сожалению, в современной жизни очень многое разделяет нас. У каждого есть свое мнение, свои интересы. Материальное состояние у всех разное, способности разные. Мы все разные. Кажется, что мы обречены на то, чтобы постоянно спорить, разделяться, доказывать, кто прав, кто не прав. Это приводит к тому, что мы сами себя разрушаем. Мы разрушаем свои семьи, общество, самих себя, потому что находимся в постоянном противоречии. Оказывается, проблема не в том, что наша жизнь устроена как-то не так, что у нас не такая идеология или не такое государственное устройство, не такие законы. Если честно посмотреть на свою жизнь, то можно понять, что источник этого разделения – внутри нас самих. 

В богослужении есть такие слова: «От юности моея мнози борют мя страсти». Внутренняя борьба страстей внутри нас разделяет нас, раздробляет. Она делает нас непримиримыми. Это приводит к тому, что мы во всем видим только плохое. Нас все раздражает. В каждом человеке мы видим недостатки. Мы не можем никому уступить, не можем найти согласие друг с другом. Все это происходит не от того, что нам не хватает способностей найти истину, а просто потому, что у нас в душе нет мира, нет внутреннего единства с Богом, внутренней цельности. 

Недавно мне довелось прочитать статью одного известного священника. Он был протопресвитер армии и флота в царской России – это Евгений Аквилонов. В журнале «Христианское чтение» за 1906 год (после первой русской революции) он пишет о состоянии общества: везде раздаются призывы к свержению власти, к установлению новых законов, социалистических правил жизни и так далее. Еще тогда Аквилонов говорил о том, что все эти призывы кончатся или ничем, или братоубийственной войной, потому что они не затрагивают самого главного. Они не говорят о том, что человек сам должен позаботиться о своем внутреннем единстве, чтобы была едина его семья как ячейка общества, чтобы он был в согласии со своими близкими, со своей христианской совестью. Только тогда можно преодолеть внешние противоречия, которые в то время были в обществе и в конце концов привели к страшным революционным событиям. 

Его слова о том, что человек должен начинать с себя, с семьи, очень актуальны и сейчас. Сейчас, к сожалению, тоже есть тенденции все критиковать, разрушать, как будто бы это может нам дать что-то хорошее. Сегодняшний праздник народного единства должен заставить нас задуматься о том, где нам это единство искать, как его найти. Ответ на этот вопрос дан в Священном Писании. Ответ на него дает нам Святая Церковь: устрой порядок в своей душе, научись делать добро, любить людей, научись прощать, молиться и каяться в своих грехах. Тогда ты сможешь преодолеть эту рознь, полюбить своего ближнего, сможешь его понять и найти с ним общую точку зрения. Конечно, это путь непростой, но единственно возможный для того, чтобы достичь единства, взаимопонимания, любви и согласия в обществе. 

Есть еще один момент. В Евангелии говорится: чтобы человек мог возлюбить Бога всем сердцем, он должен возлюбить своего ближнего, то есть обрести единство со своим ближним, тогда он обретает единство с Богом. Тогда он не просто обретает благополучное существование на земле, но становится способен достичь спасения, вечной жизни. 

– То есть единство – это путь к спасению? 

– Это путь к спасению, к вечной жизни. Поэтому мы к этому так стремимся. Вообще человеческая природа стремится к единению. Человек создан как общественный организм, член общества. У каждого человека есть внутренняя потребность быть кому-то полезным. 

Сейчас, к сожалению, мы от этого уходим, потому что жить проще эгоистом. Проще от всех отделиться и не брать не себя чужих проблем. Есть даже такое выражение: «не надо меня загружать вашими проблемами». Это считается порой нормой в обществе: не высказывать никаких личных проблем, не делиться, просто говорить на деловые темы. Этим человек сам себя отделяет, загоняет в тупик. Он делает себя одиноким, несчастным, духовно мертвым. Жизнь для человека – это общение с Богом и с близкими, помощь близким, дела милосердия, любви. Только тогда он обретает смысл жизни, радость существования. Только тогда он может сказать, что живет не зря. 

Мы все должны задуматься, как нам жить так, чтобы ощущать это единство. Не думать в глобальных масштабах всего народа, всей страны, а подумать, есть ли единство в моей семье, ощущаю ли я единение со своими детьми, своей супругой, своими родными, родителями. А что мне мешает, что нас разделяет? 

– Вопрос телезрителя: «Кажется, апостол Павел говорил: „Какое может быть согласие между Христом и Велиаром?“ Большевики устроили кладбище на Красной площади, миллионы людей угробили и прочее. Разве они покаялись? Нет. Какое может быть единство, ведь без покаяния нет прощения? О каком единстве Вы говорите?» 

– Вопрос серьезный, непростой. Действительно, какое может быть единство между Христом и дьяволом, добром и злом? Конечно, нет единства, это огромная пропасть. В чем же может быть единство? В том, что мы можем молиться за этих людей, можем прощать людей, которые совершили грехи, или разделяют нехристианские мнения, или живут в грехе. Все равно это наши братья и сестры, это люди нам близкие. Часто это наши родственники. Естественно, мы переживаем за них. Мы можем хотя бы за них молиться: «Господи, дай им покаяние, прости им, не ведают, что творят». Таким путем шли новомученики. Когда их расстреливали и убивали, они так и молились: «Господи, прости им; не ведают, что творят». 

Это, наверное, и есть путь к тому, чтобы достичь единства, чтобы преодолеть наконец постоянную вражду и противоречие. По большому счету важно не то, какие взгляды разделяют люди, а чтобы мы друг друга пожалели и поняли. Поняли, что каждый человек в чем-то немощен. У кого-то ошибочные взгляды на историю, у кого-то личные грехи, еще какие-то недостатки. Но все это можно преодолеть прощением друг друга, молитвой друг за друга. Тогда, наверное, может прийти и покаяние. Безусловно, если человек не кается, как он может это ощутить? Но можно за него молиться, чтобы Господь дал ему этот дар. По большому счету не мы сами приходим к покаянию. Не мы сами приходим к исправлению, к осознанию своих грехов и ошибок. Это дар Божий, который дается нам по молитвам наших родственников или людей, которые угодили Богу и за нас молятся. Мы это получили просто как подарок и этим пользуемся. 

– Как стоит себя вести с человеком, который открыто хулит Церковь? Стоит ли с ним спорить, доказывать свою точку зрения или прекратить всякие противоречия и просто относиться к нему как к своему брату, с любовью? 

– Собственно, Вы уже отвечаете на этот вопрос. Я хотел бы привести пример из медицины. Когда человек страдает какими-то приступами, врачи стараются не доводить его до них, жалеют его, дают ему лекарство, которое может купировать его состояние и не приводить к осложнениям. Так же и здесь: если человек болен неверием, богохульством, злобой (а это действительно болезнь, с которой порой невозможно самому справиться), не надо его доводить до состояния агрессии. Не надо вообще касаться этой темы, провоцировать его на скандальный разговор. Не надо вообще об этом говорить. Можно найти общие темы, которые будут всех устраивать, помогут обрести единство. Например, поговорить о футболе или о рыбалке; о чем-то, что человеку близко и понятно. Через это можно ощутить родство с этим человеком, через самые простые, бытовые вещи, а на основании чувства родства и понимания развивать дальше отношения. 

– Мы говорили о единстве в семье. Из чего оно строится? 

– Наверное, это главная проблема в нашем обществе – неустройство семьи, раздробленность. Часто семьи распадаются. Бывает так, что дети живут с одним родителем, а второй иногда навещает их. Дети то с мамой, то с папой. Это страшно, это разделение. Когда люди живут вместе, они часто не могут понять друг друга, постоянно спорят, не соглашаются с чем-то, выясняют отношения. Как это преодолеть? Конечно, я не дерзаю давать советов, потому что это очень непростой путь. Я сам в самом начале этого пути, и давать кому-то советы мне очень трудно. Но, во всяком случае, сейчас я понимаю: для того чтобы сохранить мир в семье, единство, понимание, нужно постараться меньше показывать свое собственное настроение, свои желания, свою гордыню, но больше уступать, молчать, прислушиваться к мнению другого человека. Может быть, оно и неправильное, как нам кажется, но надо его выслушать и постараться понять. Или помолиться, чтобы найти согласие. 

По большому счету люди тогда могут понять друг друга, когда они стараются другого не обидеть, не огорчить. Уже это может помочь обрести единство. Но основа всего этого единства – конечно, вера человека в Бога, в идеалы, в добро, любовь, правду. Эта вера без дел мертва. Если мы эту веру исповедуем и хотим жить по вере, мы должны совершать поступки, согласные с верой. Мы должны сами работать над собой, понуждать себя к тому, чтобы бороться с собственными недостатками. А немощи другого человека должны терпеть, прощать и носить. Это и есть тот узкий путь к достижению мира, единства, который нам заповедал Господь. 

– Возможно ли достичь единства в семье, если к нему стремится только один человек? Если он пытается прощать, уступать, а другие члены семьи не стараются этого делать? Не будет ли это неполезно для тех, кто не стремится к единству? Может, это будет взращивать их гордыню? 

– Пример для меня здесь – наша трагическая история начала ХХ века. Были люди, настроенные злобно, агрессивно, которые хотели все разрушать, ничего не понимали, и были христианские мученики, исповедники, которые понимали, в чем корень зла, но не могли это донести до озлобленных, несчастных людей, потому что те были не в состоянии это воспринимать – в таком помрачении они находились. Что остается? Они нам показали путь мученичества, страдания за тех, кто их преследовал, убивал, путь молитвы за них. Наверное, это путь очень сложный, который не каждый может пройти. Во всяком случае, в какой-то степени это страдание за другого человека, когда ты терпишь его недостатки и ему это не высказываешь, прощаешь его. Конечно, он без всяких слов почувствует, что ты его прощаешь, что относишься к нему снисходительно. Наверное, это даст ему шанс потом осознать что-то и исправиться. Так и произошло в нашей истории. Может быть, не сразу, по истечении многих лет, но те, что были гонителями, палачами (или их потомки), осознали, что это было заблуждение, страшная ошибка. По результатам, по рекам крови, которые проливались у нас, по страшным трагедиям, жестокости. Во всяком случае, новомученики показали нам путь, как можно побеждать зло добром. Это путь непростой, но иногда бывает единственно возможный. 

– Известно, что очень сложно достичь понимания между разными поколениями. Проблема отцов и детей. Как достигается понимание между старшим и младшим поколениями? 

– Конечно, наши дети очень сильно отличаются от нас. Порой мы их не понимаем, а они не понимают нас. Но есть то, что нас связывает, – это любовь, снисхождение, желание принять того, кого ты не понимаешь, таким, какой он есть. Наверное, мы должны учить этому детей. Если ты кого-то не понимаешь, твоя точка зрения не совпадает с его точкой зрения, прими его таким, какой он есть. Он тоже имеет право иметь свою точку зрения. Тогда можно как-то решать проблему отцов и детей. Проблема не в том, что у нас разные взгляды на жизнь, а во внутренней гордыне. Ты себя считаешь во всем правым. Но предположи, что ты тоже можешь быть не прав, тоже часто ошибаешься. Здесь большую роль играет христианское воспитание детей, чтобы они с детства научились видеть свои грехи, каяться, осознавать свои ошибки и понимать, что они часто ошибаются сами. Когда человек поймет и почувствует, какие страшные промахи он порой делает, тогда он осторожнее относится к другому человеку – и к старому, и к молодому, и к родителям, и к знакомым, друзьям. Появляется осторожность, когда ты убеждаешься в собственной противоречивости. Этому мы должны учить своих детей – учить каяться, видеть свои ошибки, осознавать их и исправлять. Тогда конфликтов не будет. Мы всегда будем находить общий язык, находить единство. 

– В чем корень разделения людей? 

– Корень этого зла, конечно, – грех. Не все это отчетливо понимают. Кому-то кажется, что причина в другом. Но если смотреть в глубину, то это грех. Грех – это внутренняя неправда человека, отсутствие любви. Люди на исповеди часто спрашивают, что такое грех, в чем надо каяться. В отсутствии любви. Когда нет любви, тогда и приходит грех. 

Святые отцы говорили, что Господь не создавал греха. Что такое грех, если он существует реально? Это отсутствие добра, любви. Надо преодолеть эту пустоту, наполнить ее содержанием, любовью. Тогда можно преодолеть источник разделения – грех. Конечно, это происходит не сразу, постепенно. Тем не менее если человек к этому стремится, он начинает ощущать, что происходит какое-то движение, становится легче, ты начинаешь это чувствовать, понимать и получать радость от того, что какие-то греховные вещи остаются в прошлом. Во всяком случае, даже грех имеет очень важные последствия. Если он осознан и оплакан человеком, он приводит человека к смирению, а смирение как раз объединяет людей. 

Пример из медицины. Когда мы приходим к врачу на прием и сидим в очереди, мы все становимся очень похожими друг на друга. Мы все боимся своей болезни, своих диагнозов. Мы общаемся, делимся своими переживаниями, и это нас объединяет. Нас объединяет смиренное состояние, осознание своего греха, своих ошибок и немощей. Да, мы не можем их исправить, не можем что-то изменить сразу. Но можем хотя бы покаяться и понять: тот, кто сейчас рядом с нами, такой же несчастный и достоин сочувствия, сострадания. 

– Вопрос телезрителя: «В чем заключается единство нации и какими средствами оно достигается?» 

– Думаю, ответу на этот вопрос как раз посвящена вся наша передача. В чем заключается единство народа? Безусловно, в вере, которая объединяет людей. Вера в Бога, в правду, в любовь. И не только вера как предположение, что так надо жить, но и жизнь согласно с этой верой, преодоление своего греховного состояния, своей собственной раздробленности в том, чтобы научиться жить в мире с людьми, которые тебя окружают. Тогда это и будет путь к тому, чтобы наш народ был единым, чтобы мы не разделялись, не враждовали друг с другом. 

– Как достичь единства между верующим человеком и неверующим или между верующими разных конфессий? 

– Порой мы очень упрощенно говорим о человеке, делим на категории: этот верующий, а этот неверующий, разделяем людей разных конфессий. На самом деле наши внешние разделения не так значительны по сравнению с тем, что нас объединяет. Нас объединяет гораздо больше, чем разъединяет. Нас объединяет способность любить, чувство долга, ответственность, стремление к правде, к чистоте. Думаю, каждый человек любой национальности, конфессии это понимает всегда одинаково. Если мы общаемся с людьми разных исповеданий, убеждений, то мы должны как раз находить это общее, единое, что понятно каждому. Тогда мы сможем жить в мире со всеми, достичь чего-то хорошего, сделать что-то хорошее, построить наше общество, государство, построить семью, взаимоотношения в коллективе, который тоже бывает многоконфессиональным. Мне кажется, мы уже привыкли, что в нашем обществе живут люди разных вер, конфессий, национальностей. Слава Богу, это очень хорошо. Надеюсь, ушли в прошлое времена, когда мы говорили: «понаехали тут» и так далее. Принять и понять можно любого человека, если хочешь это сделать. Неважно, какой он национальности, какой веры. Можно найти с ним единство. 

Я вспоминаю свои годы юности, когда служил в армии. В советское время в армии в одной роте служили ребята разных национальностей, образования, культуры. Армейская жизнь, армейские трудности помогали ощутить себя родными. Помню, после армии я переписывался с одним другом, он жил в Узбекистане. Он еле-еле писал по-русски, но мне было очень приятно и радостно получать от него письма. Армейское общение, эта дружба была очень ценна, дорога. Я не говорю про другую сторону, неуставные взаимоотношения – это как раз противоположность, когда люди не способны найти общее. Это приводит к злобе, ненависти, агрессии. А когда люди ищут это, особенно если находятся в одних и тех же трудных условиях, это проходит. Удивительно и поразительно, что совершенно разные люди могут быть едины, могут найти точки соприкосновения. 

– Вы сказали, что трудные условия объединяют людей. Современная жизнь диктует совсем другие правила: люди часто стремятся к комфорту. Можно ли утверждать, что комфорт является причиной разъединения людей? 

– Думаю, комфорт – это очень большое искушение. С одной стороны, хорошо, когда он есть, но не каждый может его принять безболезненно, не повредившись. Комфорт может быть безопасным только тогда, когда человек очень строг к самому себе, имеет очень высокие к себе требования, не считает комфорт главной целью своей жизни. Тогда, может быть, это и безопасно. Но если комфорт становится целью жизни, это развратит человека, потому что он идет не к той цели. Его цель – научиться любить, сострадать, помогать ближнему, а комфорт зовет к противоположному: наслаждайся жизнью, отгородись от чужих проблем, чтобы тебя никто не трогал, тогда будешь счастлив. Оказывается, человек этого счастья не достигает. Он мучается, страдает от своего одиночества, от нереализованности и попадает в ловушку. Ему кажется, что комфорт создает условия для творческой работы, для созидания, достижения успехов, а на самом деле комфорт его повреждает как человека творческого. Иногда житейские трудности, наоборот, стимулируют, активируют человека. Что повышает иммунитет? Обливание холодной водой, физические упражнения, преодоление трудностей. 

– Даже голодание. 

– Да. Так же и здесь: внутреннюю жизненную силу человека, способность любить, творить, создавать что-то новое, интересное повышает преодоление трудностей. Это очевидно. В этом отношении комфорт так же опасен, как сладкое для диабетиков. Лучше, наверное, избегать излишнего комфорта. Как правило, комфорт – это эгоизм. 

– Вопрос телезрительницы: «Вопрос о празднике иконы Божией Матери. Я прочитала в церковном календаре, что в то время был один священнослужитель Арсений, который был в плену у поляков. Ему было открыто, что поляки будут изгнаны из России. Мне интересно, что это была за личность». 

– Это был грек, епископ Арсений Элассонский, который, будучи в плену, молился. Ему было открыто, что Москва будет спасена предстательством преподобного Сергия, святителей московских. В то же самое время то же видение было одной монахине московского монастыря: из Кремля идет крестный ход со святынями, будто бы покидая Кремль, Москву, и навстречу крестному ходу выступает преподобный Сергий, который молится, чтобы 

Господь помиловал Россию и Москву; крестный ход возвращается обратно в Кремль, в Успенский собор Кремля. Этот эпизод описан в истории Русской Церкви, подробнее почитать об этом эпизоде, этом епископе, о видении, которое было явлено в Смутное время, можно у митрополита Макария. 

– Существует точка зрения, что для объединения людей необходимы отношения лидерства и подчинения, жесткие рамки. Без лидерства, видимо, ни одно сообщество людей не может обойтись. На каких принципах должно строиться лидерство и каким должен быть лидер, чтобы он по-настоящему, не формально, а глубоко объединял людей? 

– Очень хороший вопрос. В нашем мире везде есть иерархия. Есть лидер; и есть ведомый. Главный наш лидер, который нас ведет и нами руководит, – это наш Господь. У каждого лидера огромная ответственность. Если ты поставлен старшим, то от тебя требуется особая, жертвенная любовь к твоим подчиненным. На этом и должно быть основано лидерство, основана любая иерархия. Пример этого являет Сам Господь. Он наш Глава, и Он Свое лидерство подтверждает, являет Своей жертвой, любовью к миру. Именно наш лидер за нас страдает, за нас умирает на кресте и дает нам победу над смертью, вечную жизнь. В любом коллективе, где есть отношения лидера и подчиненных, любой лидер должен об этом помнить. Во-первых, на нем огромная ответственность, он отвечает не только за себя, но и за своих подчиненных. Во-вторых, он должен являть большую любовь, с него больше спросится. Кому больше дано, с того больше спросится. А что спросится? Спросится о жертвенной любви. Только тогда он может быть лидером. Если этого нет, лидер превращается в диктатора, и эта диктатура рано или поздно заканчивается гибелью, самоуничтожением и лидера, и всего того, что он построил. Таких примеров в истории очень много. 

– Настоящее лидерство должно естественно вытекать из качеств лидера, из его способностей к жертвенной любви? 

– Конечно. Настоящее лидерство должно быть основано на жертвенной любви. Примером этого лидерства является любовь Господа к нам, к миру. 

– Как молитва может объединить людей? 

– Об этом мы говорили в начале передачи. Когда мы вместе молимся за богослужением, каждый со своими скорбями, но обращаемся к одному Богу, к Пречистой Матери Божией, мы начинаем чувствовать, что очень близки друг другу, очень похожи друг на друга в своих немощах, прошениях, молитвах. Это нас объединяет. Особенно нас объединяет богослужебная молитва, молитва в храме. Поэтому так важно бывать на богослужениях в храме, особенно на Божественной литургии. Это не только объединение, так сказать, в ощущении, но объединение реальное. Когда мы участвуем в литургии, в Евхаристии, причащаемся Тела и Крови Христовых, каждый из нас становится частичкой Тела Христова. Мы становимся особенно близки друг другу, становимся родственниками по плоти. Это не только душевное, духовное единение, нравственное, это и физическое единение. Мы составляем одно Тело Христово. Это нас объединяет. 

Нас объединяет покаянная молитва прежде всего, покаяние в наших грехах и немощах. Есть тайна исповеди, в современной практике мы другим людям своих грехов не говорим, чтобы никого не смутит. Но, совершая что-то втайне, мы явно начинаем ощущать единение с другими людьми, потому что все преграды между нами уничтожаются, преграды греха исчезают через покаянную молитву. Тогда мы видим друг друга как близких, родных людей. Многие люди участвуют в крестных ходах. Это тоже удивительная форма молитвы, молитва на ногах, в движении, в путешествии. Это молитва, которая часто сопровождается трудностями, преодолением себя, но удивительно объединяет людей. 

Еще одна форма объединения – паломничество, когда люди вместе едут к святым местам молиться. После этой поездки они ощущают себя близкими родственниками, много лет вспоминают потом, как они вместе молились, как посещали святыни. Конечно, все это – молитва, которая может быть в разных проявлениях: богослужение в храме, паломничество, крестный ход. Но все это молитва. Порой решение каких-то проблем, испытания, которые мы вместе проходим и молимся, тоже нас очень объединяют. Это преодоление связано с молитвой. 

– Как Вы считаете, современные технические средства способны разъединять людей? Есть тенденция, что каждый человек находится в своем маленьком мире, отключается от ближних своих; особенно дети, которые постоянно общаются через электронные средства. Как преодолеть эту зависимость и сделать так, чтобы люди нуждались друг в друге, а не в технических средствах? 

– Мне кажется, ответ на этот вопрос и да, и нет. С одной стороны, да: технические средства могут разъединять людей. Когда каждый уткнется в свой компьютер, свой телефон, нет никакого общения. Есть анекдот: на свадьбе было тихо, потому что был бесплатный Интернет. С другой стороны, современные средства могут быть обращены на пользу. Они помогают людям общаться, ведь многие и переписываются, и делятся своими скорбями, и просят о помощи через современные средства. Часто священника вызывают через WhatsApp или телефон, чтобы навестить больного или причастить умирающего. Если бы не было этих средств, наверное, было бы гораздо сложнее это сделать. Поэтому и да, и нет. 

Средства технические, поэтому они не определяют вектор жизни человека. Вектор человек выбирает сам. Он может эти средства использовать как во благо, так и во зло. В любом случае ему нужно любящее сердце, нужна вера, нужно трезвенное отношение к своей жизни. Тогда он сможет понять, как пользоваться этими средствами, как их употребить во благо, а не во зло самому себе. Хотя, конечно, когда это происходит с детьми, они не могут себя контролировать. Это гораздо сложнее. Они заражаются сидением в телефонах, и, естественно, они не в состоянии себя направить и контролировать. От этого они могут повреждаться. Здесь уже родители должны этот процесс направлять, объяснять. Все равно главным для нас остается человеческое общение, беседа, встреча, просто сходить друг к другу в гости, просто увидеть человека, ощутить его, потому что невозможно через телефон ощутить человека. Можно написать дежурные фразы, очень красивые и хорошие, но ты не почувствуешь, насколько это искренне. Когда мы общаемся, разговариваем, мы чувствуем друг друга. Мы чувствуем состояние друг друга. Конечно, это средство общения ничем нельзя заменить. 

– Прошу Вас подвести итог нашей сегодняшней теме. 

– Я всех сердечно поздравляю с праздником Пресвятой Богородицы, с Днем народного единства и желаю каждому из нас стремиться к единству в своей семье, своем коллективе, в среде своих близких. Желаю обрести единство с Богом, с самим собой, чтобы чувствовать, насколько прекрасна наша жизнь в этом единстве, и благодарить Бога за то, что мы все вместе, мы составляем единое Тело Христово. За то, что мы можем свою любовь дарить друг другу. Этой любви я всем желаю, всем помощи Божией, здоровья и спасения. 

Ведущий Денис Береснев 
Записала Маргарита Попова

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель строящегося храма во имя святой блаженной Матроны Московской города Санкт-Петербурга священник Михаил Проходцев. Тема беседы: «Самомнение, своенравие, своеволие и смирение».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать