Беседы с батюшкой. Предстоящие XXVIII Международные Рождественские образовательные чтения на тему «Великая Победа: наследие и наследники»

16 октября 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
В екатеринбургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает председатель Отдела религиозного образования и катехизации Екатеринбургской епархии священник Андрей Щукин.

– Предлагаю начать наш разговор с темы, ежегодно актуальной, потому что ее обсуждение затрагивает совершенно разные стороны нашей жизни, разные явления. В конце октября в Екатеринбургской епархии стартует региональный этап Рождественских образовательных чтений. Предлагаю поговорить о том, что обсуждается в этом году...

– Тема Рождественских чтений 2020 года, конечно же, связана с юбилейной датой – Великой Победой в Великой Отечественной войне. Она так и звучит: «Великая Победа: наследие и наследники». Рождественские чтения проходят в несколько этапов; до регионального этапа есть муниципальный, подготавливающий темы, которые будут обсуждаться не только в области, но и в Москве. Надо понять, что Рождественские чтения – это площадка для диалога. Люди, которые трудятся не только в сфере образования, просвещения, но и занимаются социальной работой, служением в обществе, готовы общаться друг с другом на какую-то определенную тему.

Для Рождественских чтений всегда выбирается какая-то актуальная, серьезная, глубокая тема. Тема «Наследие и наследники» – это как передать последующим поколениям то, что буквально вынесли на своих плечах победители в Великой Отечественной войне, то есть наши прадеды, наши деды; как передать эту победу, этот мир, эту заботу о мире. Прошло достаточно много времени; в следующем году мы будем праздновать семьдесят пять лет со дня Победы. И с каждым годом, с каждым десятилетием эта победа становится для нас, может быть, очень важной, потому что ее очень сложно сохранить.

Я, наверное, вспомню другую победу, связанную с другой трагедией нашего Отечества. Это Отечественная война 1812 года. Прошло всего лишь сто лет, и победу в этой войне в нашей стране перестали вспоминать. У нас есть такие трагедии – забытые войны. Мы иногда забываем подвиг тех людей, которые совершали свое служение, выполняли свой долг перед обществом, перед ближними.

Первая мировая война. По определенным, чисто политическим причинам (в России произошла смена власти) эта война тоже забыта. Сейчас, уже в XXI веке, мы вспоминаем, восстанавливаем какие-то памятники, посвященные той трагедии, той войне, тем людям, которые отдали свою жизнь за спасение Отечества. Мы их начинаем вспоминать, почитать.

Это тоже очень важный процесс, когда мы осознаем свое историческое наследие, не исключаем то, что происходило в нашей стране много десятилетий назад. Сегодня у нас есть возможность по-новому взглянуть на какие-то события истории. Но весь этот взгляд на события трагедий ХХ века или еще более поздние – это все разговор о сегодняшнем дне, то есть: что это для тебя сегодня? Какое значение имеет это для тебя сегодня? Готов ли ты совершать тот подвиг, который совершали твои прадеды, деды?

И вообще тема Рождественских чтений предлагает нам обсудить тему подвига, личного подвига сегодня. Как мы относимся к героям? Кто этот герой? На что ориентируется этот герой в своей жизни? Какие идеалы и ценности он защищает? Действительно ли его можно поставить в один ряд со всеми теми героями нашего Отечества, которых мы почитаем, вспоминаем время от времени, в определенные даты? Об этом можно говорить в школах, военных частях, в каких-то социальных институтах. То есть мы говорим о том, кто сегодня готов вновь продолжать то дело, на которое способен человек подвига, могущий полюбить своего ближнего и отдать за него свою жизнь. Наверное, так.

Тема Рождественских чтений еще развивается в каждой области, в каждой епархии Русской Православной Церкви. Сейчас как раз проходят этапы Рождественских чтений, люди встречаются друг с другом, обсуждают проблемы, пытаются решить их вместе, потому что если мы не будем общаться, обсуждать какие-то насущные проблемы, мы не сможем двигаться дальше. Мы можем потерять свое наследие; соответственно, можем потерять самоидентичность.

– Батюшка, вот в российском Гражданском кодексе есть такое понятие, как недостойный наследник. Это тот человек, который совершил какое-то противоправное действие против наследодателя, и он лишается наследства, которое мог бы получить. Если брать в более широком смысле, то как не стать этим недостойным наследником? Как помнить, для чего наши предки побеждали? И как не забывать свою историю – не только положительные ее стороны, но и отрицательные?

– Наверное, сначала надо вспомнить о том, для чего они жили. Это очень важно, потому что победа – результат какого-то подвига, и этот подвиг может совершиться в жизни человека в какой-то конкретный момент. До этого человек живет, трудится, и, может быть, никто не замечает всего того, что происходит в его жизни. Это очень важно – понимать, что мы, люди, живя друг с другом, иногда друг друга не замечаем. Страны не замечают друг друга в каком-то политическом пространстве. Бывает, мы не замечаем каких-то проблем, существующих в нашем обществе. Есть проблемы, которые мы не замечаем, когда не общаемся со своими соседями, с ближними, родственниками.

Знаете, недостойный наследник – это, наверное, человек, который просто отказался от урока, что предоставила нам история, предоставили другие поколения. Вот есть какая-то история, какое-то событие, есть причины этого события, есть то, как это событие развивалось, есть последствия этого события. Нам надо понимать, что наше будущее зависит от того, как правильно мы усвоим уроки истории, как правильно будем реагировать на те события, которые были не только в нашей жизни, но и в жизни предыдущих поколений. Будем ли мы ориентироваться на них? Будем ли думать об этом? Будем ли делать правильные выводы? Будем ли двигаться вперед, не наступая на те грабли, которые человечество бросает на своем пути? Если мы не будем замечать каких-то исторических событий, можем попасть в такую же ситуацию, в такое же историческое затруднение. Я не говорю, что нас ожидают только войны, если мы не усвоим уроки истории. Но дело даже не в этом. Дело в том, что мы можем потерять даже самих себя, потому что ненависть, злоба, которая движет конфликтами, войнами, начинается в сердце человека. Если человек не преодолевает это в своей жизни, не обращает на это внимание, копит злобу и ненависть, это прежде всего изменит его жизнь и может лишить его того, что нам передали предки.

Наверное, самое главное, что передают нам люди, которые победили в Великой Отечественной войне, – это мир. Если мы не будем поддерживать мир (мир друг с другом, в обществе, между сообществами, народами, странами), то наше будущее станет очень хрупким. Печально, когда человек идет на поводу у своей злобы, своих страстей. Это может лишить его той надежды, которую предыдущие поколения вкладывали в нас – своих потомков. Наверное, вот так.

– Долгие годы после войны День Победы не отмечался. И существуют разные обоснования, одно из которых: радоваться, вспоминая эту боль и те последствия, которые страна переживала после войны, было трудно и даже невозможно. Но время прошло, и постепенно боль затмила радость от этой победы. И это даже стало каким-то поводом для нашего, может быть, хвастовства (если можно так выразиться). Это не у всех и не всегда, но такие проявления бывают: мол, это мы, мы можем; мы можем показать и, что самое страшное, можем повторить. И это такой повод человеку самоутвердиться за счет других. То есть по факту – это подвиг, который совершили наш предки семьдесят пять лет назад (мы будем отмечать эту юбилейную дату), но мы все это переносим на себя, приписывая этот подвиг самим себе. И это выливается в неприятное удивление, что превращает эту память в какое-то совершенно непонятное явление.

– Это может быть разговор о неразумном отношении к истории. Действительно, ветераны (кто их помнит, знает) не любят говорить о том. Особенно в первые годы, когда люди возвращались с войны, они не говорили о том, что видели на войне. Это психологически понятно. Они возвращались к мирной жизни, и, вне всякого сомнения, это тяжело – переключаться на мирную жизнь. Но как бы то ни было, после войны мы видим особенное воодушевление людей в отношении строительства новой жизни. Они действительно отстроили всю страну заново. И они понимали, что это важно, что жизнь продолжается. Они понимали, что необходимо не только показать, что мы определенным образом победили своих врагов, но прежде всего показать, что для нас важно. А это для нас – свой родной дом, родная семья, то, что нас лично развивает. Многие люди, возвращаясь и отогревая свои сердца, шли дальше, вперед. Они шли учиться, развиваться дальше. Они понимали, что вся победа именно ради этого и была – ради того, чтобы жить дальше и любить.

Конечно же, мы восхищаемся победами, забываем о поражениях (это тоже такая особенность). Мы забываем о том, что в любой войне есть не только положительные моменты, но и такие, которые не хотелось бы вспоминать. Мне кажется, должна быть золотая середина, когда мы не вспоминаем, может быть, каких-то своих трагедий, но только в том смысле, чтобы двигаться вперед; не для того, чтобы оплакивать их постоянно. У ветеранов действительно есть такая особенная внутренняя любовь к жизни, и они проносят ее дальше. Но любовь к жизни у них всегда связана с жертвенностью. Они всегда заботятся о своих близких. Те люди, которые побеждают в войне, – это люди, которые прежде всего чувствуют друг друга, чувствуют ближнего. Есть то, когда мы отдаем жизнь за свое Отечество, а есть то, когда мы находимся в экстремальной ситуации, и человек отдает свою жизнь прежде всего за того, кто находится рядом. И когда человек переживает это присутствие другого в своей жизни, это очень важный момент его развития, его становления как человека, как образа Божия. Когда человек заботится о другом, он становится похожим на Бога. Это очень важно.

Поэтому часто говорят, что на войне нет неверующих. Не потому, что люди как-то сомневаются, ведь война – это ужас, это кошмар, это злоба и ненависть, можно озлобиться на войне. Но наши прадеды и деды, которые возвращались с войны, сохраняли в своем сердце любовь. Это было тяжело. Может быть, чтобы восстановить любовь в своем сердце, требовалось какое-то время, но они смогли это сделать. Они смогли забыть о чем-то своем и возлюбить большее: возлюбить ближнего, возлюбить страну настолько, чтобы ее отстроить. Мне кажется, так.

Вопрос телезрителя: «Какова роль Русской Православной Церкви в победе в Великой Отечественной войне?..  Ведь убивать людей нельзя…»

‒ Роль Русской Православной Церкви в войне – очень большая тема. Наверное, это как раз одна из тем, которые предложены для обсуждения на Рождественских чтениях. Русская Православная Церковь – это верующие православные христиане, которые живут на территории России. Они не просто лично участвовали в каких-то боевых действиях; верующие шли на войну, защищали свое Отечество. Русская Православная Церковь в целом осуществляла прежде всего определенные социальные проекты и помогала фронту всем, чем могла. То есть организовывала сборы, чтобы помочь воинам победить в этой страшной войне, потому что Великая Отечественная война – это война на уничтожение не просто одного какого-то народа; мы все знаем историю.

Война – это плохо, вне всякого сомнения. Проблема состоит в том, что мы, к сожалению, в человеческом обществе не все готовы исполнять заповедь Божию о любви к ближнему. И тогда человеческое общество ставит какие-то барьеры, какие-то преткновения для того, чтобы ненависть и злоба не смогли поглотить не только какое-то конкретное общество, но и целые страны… Людей, которые заботятся о сохранении мира, можно назвать миротворцами. Например, одним из первых миротворцев в истории был император Николай II, заботившийся о том, чтобы не наступила та же самая Первая мировая война. Ему это не удалось, но какие-то процессы были запущены таким образом, чтобы можно было пресечь это зло спустя какое-то время. Сейчас доступны очень интересные данные; например, по поводу того, как люди, которые жили в Российской империи, потом стали гражданами Советского Союза, и вот эти люди, которые помнили еще Первую мировую войну, участвовали во Второй мировой, Великой Отечественной. Кто эти люди, которые побеждали врага? Мы знаем о трагедии сорок первого года, когда наш фронт очень быстро продвинулся в глубь страны. В то же время мы знаем о том, что люди, которые вошли в Берлин, – это уже были не те, кому девятнадцать-двадцать лет, это были те, кому за сорок, пятьдесят. В строй вступили те, кто помнил победу русского оружия. К концу сорок первого года из десяти главнокомандующих фронтами четверо были те, кто прошел Первую мировую войну. То есть они имели опыт. Возвратились в строй люди, которые несли в себе какую-то воинскую традицию, они несли в себе дух победы.

Это было очень важно, потому что невозможно просто побеждать с помощью количества снарядов, каких-то тактических моментов, еще требуется духовно-нравственное преображение воина, требуется его понимание, какое он дело совершает. Потому что для нас эта война не просто была освободительная, эта война была неким спасительным деянием. Мы спасали не только себя и освобождали свою территорию, но и спасали другие народы. Это было тоже очень важно. Сейчас есть возможность обратиться к каким-то новым данным по поводу того, как проходили события этой войны и вообще как события были взаимосвязаны между собой. Есть вещи, к которым действительно не стоит возвращаться исторически, но не стоит возвращаться сегодня, именно здесь и сейчас, потому что предательство было порицаемо как в то время, так и сейчас, – предательство своего ближнего, своего Отечества.

Мне кажется, в нашу повседневную жизнь должно вернуться тяготение к миротворчеству, мы должны задуматься над тем, как созидать мир, как его строить в самом себе, в своих семьях, как созидать мир в обществе. Мы должны, наверное, вот об этом думать, о том, как не повторить тех ошибок, которые привели ко Второй мировой войне, привели к Великой Отечественной войне. Мы помним об этих ошибках и должны не повторить их. Вот тогда мы будем хорошими наследниками, тогда наши прадеды и деды скажут, что мы достойны их победы.

Девятого мая проходит ставшая в последнее время актуальной акция «Бессмертный полк». Победили вот эти люди, портреты которых последующие поколения несут абсолютно свободно, желая вспомнить своих дедов, прадедов, которые ценой своей жизни защищали мир. И мы призваны Богом быть миротворцами. Но этому невозможно научиться, если сам находишься в состоянии ненависти, гнева, злобы, если не умеешь выстраивать диалог, если не можешь сдерживать свои эмоции и страсти; так мы действительно будем далеко стоять от наших победоносных предков.

‒ Тема наследия хорошо пересекается с таким фразеологизмом, что народ, не знающий или забывший свое прошлое, не имеет будущего. Это пересекается и с темой памяти о Победе, и с темой памяти о трагическом прошлом и черных полосах, которые мы тоже можем вспомнить.

‒ Если мы не помним о цене мира (а эта цена – человеческая жизнь, это многие тысячи, миллионы людей), то действительно все может повториться; может быть, не в таком масштабе. Дай Бог, никогда мы этого не увидим. Как бы то ни было, конфликты продолжаются на планете Земля, люди враждуют друг с другом, ненавидят друг друга, несмотря на то, что принимаются различные усилия мирового сообщества, существуют институты, позволяющие сохранять мир, но не везде, не во всех уголках Земли это получается. Если мы, живущие в каком-то конкретном городе, иногда не можем влиять на какие-то процессы, то хотя бы можем поддерживать мир в том месте, где живем. И это немаловажно. Потому что в этом мы уподобляемся Христу, и от этого иногда зависят мировые процессы.

То есть у нас есть разговор в историческом сообществе о роли личности в истории. Господь выдвигает каких-то людей, которые спасают мир. Может быть, не они лично спасают мир, но они идут впереди, а за ними идут многие люди. Это как раз разговор о героях. Кто сегодня герой? Каких героев для наших детей мы открываем? Обращаемся ли мы к своему наследию, к своей христианской культуре? Что для нас значат те люди, которые сохраняли мир на нашей Русской земле? Мы видим, что они не просто любили Отечество, но любили Отечество потому, что любили Бога. Нельзя вычеркнуть из жизни героя его духовно-нравственный стержень – так не бывает. Потому что есть ценности, которыми человек дышит, живет, и это духовно-нравственные ценности.

Если человек исключает их из памяти, из наследия, получается так, что мы иногда пытаемся из истории выжать какие-то очень странные плоды. Есть такая притча. Человек брал вишенки, вытаскивал косточки и выбрасывал их, а мякоть сажал в землю, поливал. Его спрашивают: «Что ты делаешь?» А он говорил: «Я сажаю дерево». Над ним смеялись, говорили, что он выбрасывает самую главную часть, то, с чего дерево начинается. Он говорит: «Нет, это вы ничего не понимаете, я занимаюсь выращиванием вишневых деревьев».

То есть иногда в нашей жизни происходит примерно так же: мы выбрасываем стержень, не говорим о духовной и нравственной жизни наших предков и думаем, что можем быть их наследниками. Это как раз, наверное, иллюстрация к тому, когда мы бравируем победами. Потому что наши предки, наши деды и прадеды, не бравировали своими победами, они старались сохранить мир, чтобы эти ужасы войны не разодрали их изнутри. И мир они сохраняли как раз любовью к ближнему, тем самым побеждали ненависть и злобу в своей жизни. Это, наверное, к вопросу о роли Русской Православной Церкви, о роли верующих в войне.

Действительно, иногда человек не осознает во время войны или какой-то экстремальной ситуации вопросы веры, он действует так, к чему приучен. Но надо понимать, что те люди, которые воевали, были воспитаны отцами и матерями, пусть даже отрекшимися от своей веры. Но изначально тот посыл, который был вложен в их детство, в их воспитание, связан с этим импульсом, с этой живой верой в справедливость, в правду, что есть не просто моя личная правда, но есть правда вселенская, есть правда, которая выше всех наших разногласий. Эти люди были способны переносить тяготы экстремальной ситуации, тяготы войны.

А были люди, которые понимали, что от их умений и военных способностей зависит результат битвы; но есть еще то, что вкладывает в победу Бог. Удивительно, что определенные события во время войны связаны с какими-то церковными знамениями. Война началась в день всех святых, а закончилась Пасхой. Это тоже символ, напоминание нам о том, что наши предки, которые побеждали врагов в своем Отечестве, за много-много веков тоже были частью этой победы. И Суворов, и Александр Невский, и Дмитрий Донской, и все те святые, которых вспоминали в своих молитвах люди, приходившие в открывшиеся во время Великой Отечественной войны храмы. Можно было помолиться не только за спасение своих детей, но и за победу тоже, за возвращение воинов здоровыми. А многие и не вернулись. И память о них не должна исчезнуть.

Мне кажется, одно из важных деяний, которое продолжается и по сей день в России: откапывают тех, кто еще не похоронен по всем приличиям воинских захоронений (то есть не отдана честь этому человеку). Люди ездят в места сражений (к этому присоединяются и какие-то молодежные организации), ищут останки, всех тех воинов, которые положили свою жизнь за Отечество, отдают им честь, хоронят, находят родственников (это тоже очень важно).

Лично для меня одним из таких пунктов моей жизни, который очень важен, стало то, что я сравнительно недавно благодаря архивным данным тоже нашел могилу своего прадеда и съездил туда. Это братская могила, находящаяся в Литве. И помолиться на месте, где покоятся останки моего прадеда,  очень важно для меня: это отдать честь своему предку, родоначальнику.

Мне кажется, сейчас, когда мы готовимся вспомнить эту Великую Победу, когда люди приходят на могилы солдат Великой Отечественной войны (воинов, военачальников), когда памятники восстанавливаются, украшаются, это тоже очень важно сохранить. Потому что эта память, наверное, одна из ключевых в сохранении исторического наследия, когда мы относимся с почтением к местам захоронения наших солдат.

И мы с ужасом смотрим на то, когда в каких-то местах эта память оскверняется, когда разрушаются памятники, когда люди переписывают историю. Здесь, наверное, можно применить это слово, потому что это переписывание истории означает вычеркивание каких-то событий из жизни последующих поколений, из жизни страны. Мы можем таким образом действительно оказаться в ситуации, когда и нашу жизнь наши дети, наши потомки просто вычеркнут. Это надо понимать.

– Вопрос телезрителя из Воронежа: «Мы знаем из жития Паисия Святогорца, что он воевал в гражданской войне, и Гавриил Ургебадзе служил в армии и был на войне. Это святые XX века. Я хотел спросить, какие еще святые новомученики и исповедники, которые причислены к лику святых в XX веке, воевали».

– Рождественские чтения имеют своей целью как раз напоминание всем о том, что разные люди участвовали в войне, в том числе ставшие впоследствии священнослужителями и уже в мирное время проявившие себя как священники. Были и священники, которые участвовали в боевых действиях и имеют определенные награды. В каждой епархии, мне кажется, были такие люди; и есть до сих пор. Когда наступает праздник Победы, мы видим, что священнослужители в престарелом возрасте имеют не только церковные награды, но и государственные за мужество, за свою любовь к Отечеству. Просто, конечно же, с каждым годом этих священнослужителей остается меньше.

И мы понимаем, что это просто часть жизни верующего человека – способность отдать свою жизнь за ближних. Если это есть, значит, мы по-прежнему наследие Христово, по-прежнему Церковь. Как только в Церкви исчезают люди, готовые отдать свою жизнь за ближних, Церковь умаляется. Но, благодарение Богу, нам есть на кого опираться в своей жизни, на кого смотреть. Многие из архиереев Екатеринбургской епархии были солдатами Великой Отечественной войны.

В наше время – в XXI век – одна проблема: у нас есть много возможностей, чтобы изучать жизнь своих предков, чтобы узнать ее; хотя бы по документам, которые остались от них, но, увы, нас почему-то не интересует наше прошлое.

Часто нас не интересует и будущее. А настоящее зачастую нас интересует в каком-то узком разрезе, чисто в утилитарном, корыстном плане. Может быть, это часть жизни любого поколения, но главное, чтобы этого не стало много. Если корысть начинает побеждать в обществе, тогда и возникает вновь трагедия, когда люди начинают воевать друг с другом.

Мне кажется, нам надо не только бережно относиться к своему наследию, но хотя бы его знать, изучать, понимать и осознавать, что это за трагедия XX века, почему мы так бережно сейчас храним память об этой Великой Победе, почему это важно. Потому что у нас есть в истории моменты, когда мы забывали то, что не должны были забывать ни при каких обстоятельствах.

– Спасибо Вам за этот разговор. Будем надеяться, что дискуссия в ходе Рождественских чтений на региональном уровне и потом на международном будет продуктивна. И все те вопросы, которых мы с Вами так или иначе коснулись, и сама тема будут раскрыты так, чтобы в дальнейшем нам всем было над чем задуматься и поразмышлять.

Ведущий Дмитрий Бродовиков

Записали Людмила Ульянова и Елена Кузоро

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает духовник и старший священник Алексеевского женского ставропигиального монастыря города Москвы протоиерей Артемий Владимиров.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать