Беседы с батюшкой. Ответы на вопросы

9 октября 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
В екатеринбургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает старший священник Храма-на-Крови города Екатеринбурга протоиерей Максим Миняйло.

– Батюшка, начнем наш разговор, как говорят, с темы дня – это подготовка к опросу, который 13 октября пройдет в Екатеринбурге по вопросу выбора места для строительства храма святой Екатерины. Много об этом говорится и на светских, и на церковных телеканалах. Вообще вопрос о строительстве храма святой Екатерины перетекает из года в год и всегда вызывает общественный резонанс. Это обсуждается среди всех горожан, которым небезразлична судьба их города. Почему принять участие в голосовании важно и нужно?

– Мы живем в удивительное время. Буквально в эти дни мы станем свидетелями опроса, который, возможно, пройдет впервые в России в таком формате. Опрос общегородской: в нем смогут принять участие чуть больше миллиона избирателей в возрасте от 18 лет. Он должен поставить точку в вопросе, где будет стоять кафедральный собор. И в каком-то смысле мы с вами, наверное, уже войдем в историю. Особенно те, кто возьмет на себя небольшой труд – дойти до избирательного участка и высказать свое мнение, которое очень важно для Церкви, властей и всего народа.

Вот Христос входил в Иерусалим – и люди постилали одежды, чтобы ослик по ним прошел, чтобы потом, может быть, эту одежду сохранить в доме, передать из рода в род –  рассказать, что Мессия прошел по этому плащу, по этой одежде, по этому хитону. Что-то подобное часто происходит и рядом с нами – то, что потом уйдет в века, о чем будут вспоминать и снимать фильмы. И мы сможем сказать: да, я жил в это время, и я был первым строителем, потому что в  результате опроса будет выбрано место и тем самым как бы откроется дверь для этого строительства. А тот человек, который примет в этом участие, послужит великому делу. Храм святой Екатерины в городе Екатеринбурге – главный храм области, восстановленный в том числе и при моем участии, пусть небольшом. Хотя в дальнейшем, конечно, мы сможем поучаствовать и организационно, и финансово (и быть волонтерами) в стройке и других мероприятиях  (как делается у нас в епархии и вообще в Церкви). Но вот сегодня это такой Рубикон, очень важный день, с которого все начнется.

Да, к этому дню мы шли непросто. В том числе прошли через несогласие части наших горожан… Есть, конечно, такие люди, которые в принципе против храма. Хорошо, когда они об этом говорят открыто, потому что, по крайней мере, это не лицемерие – какая-то позиция.  Понятно, что она нам не близка. Но если она честная, то заслуживает какого-то снисхождения или, может быть, даже уважения.

Но если под видом борьбы за разные общественные блага все-таки скрывается борьба с храмом, то, конечно, это уже немножко хуже – в этом есть какая-то нечистоплотность и неправда. Поэтому мы с открытым сердцем, без всякого камня за пазухой, пойдем участвовать в этом опросе. И надеемся, что место, которое будет выбрано, не только поставит точку – оно будет концом всех распрей и началом новой радости. Чтобы радость вернулась в нашу жизнь – радость единения, радость совместных больших добрых дел. Это очень важно.

Поэтому за таким вроде бы формальным делом – голосованием – много скрывается всего хорошего. Этот храм мы не построили (не начали стройку) в сквере, и это было, конечно, очень больно для наших прихожан и нашей церковной общины, и не только екатеринбургской. За нас переживали и переживают православные не только в России, но даже за ее пределами.

Но все это послужило в том числе и во благо: во всем мире нет сейчас более известной церковной стройки; и чтобы узнать, как у нас дела, даже специально приезжают из-за рубежа журналисты. Не просто узнать что-то про Урал, промышленность, историю, а в том числе и про храм: как здесь мы будем этот храм строить, что с этим вопросом происходит. Бог обернул эти неприятности и какие-то даже страдания в большую пользу. Потому что это действительно народная стройка, она может ею стать – и она ею станет.

– Батюшка, Вы тот человек, который время от времени прогуливается по паркам в подряснике. И коли уж Храм-на-Крови находится в центре города, то многие (и жители Екатеринбурга, и те, кто приезжает в Екатеринбург)  так или иначе Вас видели, знакомы с Вами. Вы человек, который вот так просто общается с людьми, если что – отвечает на какие-то их вопросы о Церкви, Боге… В том числе Вы не побоялись во время весенних митингов прийти к Театру драмы, к протестующим – и поговорить с ними, попытаться объясниться. И стали неофициальным лицом епархии и каким-то народным героем.

Хотелось бы у Вас узнать: по Вашим ощущениям – это было противостояние против строительства в сквере как неком общественном пространстве или все-таки против храма как такового? Потому что история с храмом святой Екатерины возникла не в этом году. И ранее, когда планировалось строить храм на его историческом месте, где находится сейчас часовня, были какие-то общественные волнения, весь город тоже обсуждал это строительство. Это продолжается все та же самая история?

– У протеста всегда есть или могут быть разные причины и поводы. Для кого-то это существенный вопрос: можно ли позволить православной святыне быть архитектурной доминантой в таком, как некоторые считают, либеральном городе западной ориентации, как Екатеринбург. Что-то такое может быть. Кто-то действительно был против застройки сквера. Кто-то вообще был против пенсионной реформы и туда пришел – и это место стало точкой выплеска всякой народной боли.

А разумные аргументы всегда бывают услышаны. Поэтому мы не боялись, многие наши священники приходили туда не поспорить, а поговорить. В том числе и наши собратья – священники, которых я знаю; они всегда были в этом сквере. И у нас было архиерейское благословение, а когда есть благословение – с ним всегда просто и легко. И самое главное, что мы ведь ничего плохого сделать не хотим. Сама идея очень красивая, прекрасная: восстановить тот храм, с которого начинался город.

Всегда очень важно начало какого-то дела. Это описано в евангельской притче: на чем мы строим – на песке или камне. Фундамент – начало основания – это всегда ключевой вопрос. Наши предки строили город с храма – это второе сооружение. Первое – это гидротехническое сооружение (плотина), а второе – это храм. И они там принимали присягу, хранили знамена. Сколько людей было крещено в этом храме, сколько венчалось, сколько стояло на службах... В том числе – известные горожане. Из этого храма приходил священник Иоанн Сторожев к царской семье.

Недавно владыка выяснил этот очень интересный вопрос: когда царская семья переезжала из Тобольска, то одним из последних храмов, которые они видели, был Екатерининский храм в одном из сел Тюменской (сегодня) области. И вообще святая Екатерина – покровительница многих: Кембридж, Оксфорд, другие институты и многие города хранят память о ней как о покровительнице. Поэтому это замечательная, прекрасная идея – возвращение исторической памяти и какой-то справедливости.

И самое главное, о чем говорил владыка: место Храма-на-Крови, конечно, очень важное; и оно заметно. Из всех центральных частей города виден, заметен храм. Но это место все же трагическое и связано с тяжелейшим преступлением – убийством царской семьи. Но если мы, жители сегодняшнего Екатеринбурга, современного, развивающегося, построим этот красивый храм в центре города, если он действительно будет определенной доминантой (не только архитектурной, но и духовной), то мы заложим основание новой, радостной, счастливой жизни. Мы хотим эту жизнь строить не вне науки, не вне технических достижений, а, наоборот, – во всех смыслах развивая наш город. И никогда этому Церковь не мешала; наоборот, только вдохновляла.

Поэтому всегда есть что сказать тем, кто был против этого храма. И я вам скажу, что в каком-то плане мы преуспели. Не хочется особенно хвалиться, но мы видели этих людей, которые нас слышали. Я этих людей знаю, сейчас я с ними даже дружу и переписываюсь, они иногда заходят в храм. Это те люди, с которыми я познакомился в сквере. Они стали в какой-то мере нашими сторонниками. Я не могу сказать, что прихожанами (не буду так преувеличивать),  но уже сторонниками. А если, как сказано, и одного человека удастся отвратить от заблуждения, то это уже очень хорошее дело. Поэтому – смотрите, сколько полезного мы получили в результате этого пусть даже конфликта! Сколько нового узнали наши горожане о святой Екатерине, о том храме, который был построен...

Мы совсем недавно узнали, что икона, которая была подарена на 200-летие этого храма и была в этом храме чуть меньше десяти лет (до 1930 года), оказывается, сохранилась, она есть сегодня в музее. Она изображена на том большом плакате, который встречает всех гостей нашего города. Если они едут из аэропорта Кольцово, то их встречает большой транспарант: «Добро пожаловать в город святой Екатерины». Мы стали городом святой Екатерины! Для многих  наших жителей поменялось представление о том, кто мы. Мы уже давно не свердловчане, но в каком-то смысле оставались ими по нашим делам и поступкам.

Сегодня возвращается в нашу жизнь духовное начало, память предков, святой храм и все, что с ним связано. Конечно, и личность святой Екатерины удивительна. Она прославила Бога своей жизнью, много сделала, несмотря на свою молодость, и, как звезда, просияла на небосклоне. Она будет нам указывать пути нашей жизни, сделает наш город лучше, добрее. Вот для чего, мне кажется, все это было – разговоры, споры. И хорошо, если в результате этих разговоров хоть кто-то стал добрее… А страх и неприятие – это тоже признак слабости, признак отсутствия любви. Сегодня нам не хватает любви, о чем владыка и говорит непрестанно, на всех проповедях. Есть на сайте абзац из его слова, что будущий храм – это символ Воскресения. Но мы должны потрудиться, потому что он сам собой не построится.

Всегда особенно ценный ребенок – долгожданный и выстраданный. Вспомните историю Захарии и Елисаветы (недавно был праздник, когда мы вспоминали Иоанна Крестителя) или Иоакима и Анны… И сегодня храм святой Екатерины для нас – это пока ребенок, он еще не построен, пока только в чертежах, только на бумаге и в сердцах, в умах людей, которые желают его восстановить. Но он будет долгожданным, выстраданным и оттого очень ценным для нас.

– Вопрос телезрителя Евгения Александровича из Белгорода: «По храму я свое мнение уже высказывал, повторяться не буду. У меня вопрос про апостола Павла. В Первом послании к Коринфянам он рассказывает, что придут времена, когда будет Бог всё и во всем. И там есть такие слова: "Если мертвые не воскресают – для чего крестятся для мертвых?" Вот и я спрашиваю: для чего крестятся для мертвых?»

– Но мертвые воскресают. И как раз об этом апостол Павел и говорит: мы крестимся для того, чтобы в жизнь вечную воскресать и пребывать в Царствии Небесном. Я думаю, что речь как раз идет об утверждении нас в истинности, в вере в воскресение мертвых – о чем говорили и древние пророки, и Сам Христос, и все апостолы.

– Батюшка, нашу тему со строительством храма и восстановлением святынь предлагаю развить следующим образом: поговорить о том, почему важно восстановление святынь. Потому что если посмотреть на наши и города, и села, то можно встретить переоборудованные, изуродованные, полуразрушенные храмы. Они постепенно время от времени восстанавливаются (особенно если речь идет о городских храмах). Но если говорить о храмах, которые находятся в селах и деревнях, то очень часто ситуация, конечно, плачевная. И понятно, что это, наверное, зависит и от общины, которая испытывает потребность в том, чтобы этот храм наконец обрел купола, наконец был восстановлен и в нем вновь зазвучала молитва.

Вопрос телезрительницы Людмилы из Москвы: «Скажите, пожалуйста, разве у вас в Екатеринбурге не было общественного обсуждения строительства храма – на местном телевидении, радио, в газетах, вообще в обществе, что дошло до такого противостояния? Вообще, сказать честно, вся страна за вами наблюдала (и лично я) с удивлением. Как можно вообще такое противостояние создать – фактически на ровном месте? Ведь строительство храма – это святое».

– Обсуждение у нас было, и было очень активное. И идея его восстановления была презентована, об этом рассказывалось многократно, в течение многих лет. Последовательно выбирались площадки, начиная с исторического места. И, конечно, люди об этом знали. В том числе рассказывалось о том, насколько может преобразиться та территория, которая будет окружать этот храм. Вся набережная должна была пойти под реконструкцию.

И в проекте этой реконструкции были учтены интересы всех групп – и молодежи, и людей среднего возраста, и любителей прогулок. И сохранение и увеличение зеленых зон. Я думаю, что было достаточно информации для того, чтобы горожане об этом узнали. Но, к сожалению, обстоятельства сложились так, что в этом месте были объединены разные протестные группы. И этот протест (мы не можем не говорить об этом) был организован, безусловно. Поэтому сегодня мы говорим об этом храме еще больше.

Общегородской опрос дает возможность принять участие в этом каждому горожанину.  Поэтому все вопросы, как мне кажется, уже сняты – они заданы; на них получены ответы. Поэтому я, честно говоря, исключаю возможность повторения такой ситуации. Надеемся, что опрос поставит в этом проблемном вопросе точку – и мы начнем готовиться к строительству.

– А теперь что касается восстановления исторической справедливости и восстановления храмов, поруганных святынь, которые во множестве представлены во многих селах и городах…

– «Без Бога не до порога». Наши предки всегда ставили храм в основу своей жизни, в центр своего существования. Где был храм, там и была жизнь – «жизнь жительствовала», рождались дети. Люди, которые получали через молитву, через приобщение к Богу смысл жизни – земной жизни и вечной – добивались огромных успехов и, самое главное, жили счастливой и полноценной жизнью. Прошло то время, когда храмы были разрушены; мы получили возможность их восстанавливать. И посмотрите, как преображаются те села, города, где восстановлены храмы, сколько там молодежи, как туда стремятся люди... Часто нас обвиняли в том, что храмы наши никому не нужны, даже некоторые говорили, что они стоят пустыми, но важно понимать, что в понедельник, будний день, храм не может быть заполнен; люди приходят в храм в большие праздники и воскресные дни. Буквально несколько дней назад к нам приезжал корреспондент из Дании. Когда он первый раз пришел, его очень многое удивило. Он был удивлен, что так много разных служб, даже ночью есть службы. И он своими глазами увидел, что очень много детей.

А где жизнь? Там, где дети, где детский смех, где ребятишки играют, где их много и они молятся. И если мы хотим жить дальше как народ, то, конечно, не обойдемся без наших святынь, они нас вдохновляют, дают нам силу, наполняют смыслом нашу жизнь. Мы это видим в наше время, в наши дни, поэтому забота о восстановлении храмов является очень важным, большим делом. Даже в самых отдаленных деревнях в храмах закреплен кто-то ответственный (священник), кто собирает общину, и в какое-то время этот храм будет восстановлен, даже находящийся в самом заброшенном уголке (в том числе в нашей области или других областях, регионах, городах).

Раньше даже у маленького села были большие, красивые, величественные соборы (храмы). Заедешь куда-нибудь: казалось бы, одна, две улицы в деревеньке, но при этом очень большой храм. Почему в наши дни такое явление встречается все реже?

– Люди совсем по-другому относились к храмостроительству. Во-первых, храмы строили долго, не в последнюю очередь из-за технологий, а с другой стороны, в силу основательности подхода к строительству храмов. Делали на века, каждый кирпич – с молитвой, особым усердием; и отдавали для храма самое ценное, что имели. Где-то, может быть, свой дом был не так украшен, как старались украсить дом Божий. Это такая черта нашего народа, она, может быть, не природная, она воспитана христианством, многими подвижниками. Таким образом, мы видим в маленьком селе огромный собор, потому что все село считало за честь прикоснуться к этой возможности – построить храм. Это время не закончилось; слава Богу, за последние 30 лет построено и восстановлено очень много храмов. Сколько людей приняли в этом участие!  Написали иконы, озолотили кресты, сделали колокола... Это происходит сегодня, на наших глазах.

На днях в городе Березовском была закладка воскресной школы, то есть построен храмовый комплекс, строят новое здание церковной школы. Это было вчера, а сколько таких строек мы видим за год? Почему это делается? Потому, что в церковную школу придет ребенок, он бесплатно будет обучаться не только церковным дисциплинам, но и скаутскому движению, которое на сегодняшний день у нас развивается. По опросам наш народ максимально доверяет армии и Церкви, это значит, что детей приведут, чтобы мы вместе с ними занимались, изучали историю Отечества, богословие, они будут учиться петь и изучать церковнославянский язык. Все это при храмах есть, в том числе детские хоры и художественные школы. Поэтому храм не только символ, это место воспитания, это училище для человека и его детей.

– Батюшка, если говорить о благах, которые дают церковные школы и вообще наличие храма, то все-таки становится непонятным и странным, почему вопрос о строительстве храмов часто вызывает народное возмущение. Вспоминается недавняя история в Первоуральске, где в парковой зоне хотели построить храм. Нужно было срубить два маленьких дерева, причем планировалось благоустройство самого парка, и нашлось много людей, которые встали на защиту этого парка. Когда видишь фотографию того, что там есть сейчас, то это не парк, где есть скамеечки для мам, детские площадки, где все обустроено. По сути, это полузаброшенный, полузаросший лес, в котором есть дорожки, какие-то направления, ничего  выдающегося в этом парке, на мой взгляд, не было и нет…

Вспоминается история с парком «Торфянка» в Москве, когда тоже появлялось народное возмущение и множество людей приходили и окружали строительную площадку, освистывали людей, которые совершали молебны, хотя храм занимал небольшую площадь территории парка, на котором он размещался (с краю, не задевая парковые объекты). Не укладывается в голове, почему эти возмущения появляются.

– Часто люди бывают обмануты при реализации градостроительной политики. Часто так бывает, что различные зеленые зоны попадают под реконструкцию. За счет этих зон что-то строилось, какие-то были обещания, но мы видим, что эти обещания не всегда выполняются. И у людей накапливается определенный негатив. Но, с другой стороны, нашим горожанам, гражданам стоит заметить, что прихрамовая территория – это самое благоукрашенное место. В нашем городе некоторые из храмов несколько лет подряд получают городскую премию по ландшафтному дизайну (благоустройству). Потому что там люди стараются изо всех сил, и не для себя стараются. Храмовая территория – это всегда общественно доступная территория…

Иногда бывает, что этот протест организован теми, кто не хотел бы, чтобы мы восстанавливали православные храмы, но мы в нашей неотступности должны следовать путем добра и не осуждения ближних, а убеждения. Тем не менее со своего пути сворачивать мы не собираемся, так как у нас как граждан есть такие же права для того, чтобы построить или восстановить храм в том или ином месте. Сколько Церковь пострадала от безбожной власти, сколько храмов было разрушено! Имеет ли право сегодня Церковь восстанавливать эти храмы? Мне кажется, безусловно. Другое дело, что мы должны об этом говорить и рассказывать, в том числе делать это в дружелюбной форме.

Батюшка, что касается предстоящего голосования, то на повестке дня остаются две площадки для строительства храма: в центре города, на Горького (на месте приборостроительного завода), и за Макаровским мостом. Лично Вы какую площадку поддерживаете, за что будете голосовать и вообще что они из себя представляют?

– Конечно, каждый человек имеет право высказать свое мнение и сообразно этому мнению выбрать одну из двух площадок, но, как мне кажется, сегодня время показать, что мы православные христиане. Через что? Через послушание Матери Церкви. Если мы крещеные, если относим себя к Русской Православной Церкви, то нам следует выбрать ту площадку, за которую призывает Екатеринбургская епархия. Безусловно, это место исторического центра. Не может кафедральный собор быть на окраине города, это абсолютно бессмысленно, недопустимо… Вот был деревянный Храм-на-Крови. Его перенесли и поставили чуть выше, на Вознесенскую горку, а на месте разрушенного алтаря появилась Ильинская часовня вблизи Ипатьевского дома. Такая практика переноса храмов в силу разных обстоятельств присутствовала, она нам известна, поэтому на историческом месте (на месте алтаря) сегодня стоит Екатерининская часовня, в которой совершаются полноценные богослужения, там есть община Екатерининского храма, есть настоятель. Совершенно рукой подать до того исторического места, где мы предполагаем построить кафедральный собор. Поэтому место достойное, очень красивое, на берегу городского пруда, оно соответствует статусу будущего кафедрального собора. В этом месте храм станет, безусловно, основной городской доминантой. Поэтому, мне кажется, выбор очевиден, нам просто нужно его поддержать.

– Остается молиться, и Господь управит.

– Безусловно.

Ведущий Дмитрий Бродовиков

Записали Татьяна Муравьева и Анастасия Мельничук

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает духовник и старший священник Алексеевского женского ставропигиального монастыря города Москвы протоиерей Артемий Владимиров.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать