Беседы с батюшкой. Вера и образование

23 июля 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает игумен Петр (Еремеев), наместник Высоко-Петровского мужского монастыря.

– Сегодня тема нашей передачи – «Православное образование». Как соотносятся между собой образование и вера? Например, апостолы были необразованными людьми, многие святые не имели высшего образования. Может быть, чтобы развиваться духовно и спастись, человеку необязательно иметь хорошее образование?

– Апостолов было много. На самом деле часть из них были образованными – исходя из опыта жизни. Эти люди выросли в верующих семьях и впитали традицию веры, религиозной жизни с молоком матери. В том числе были апостолы, которые учились вере. Один из них – это всем известный апостол Павел, один из знатоков Священного Писания. И он, обращаясь со словом к своей пастве, призывает знать веру и уметь отвечать на вопросы о своей вере (это его красивое выражение, что каждый из нас должен уметь дать ответ о своем уповании, то есть о своей вере). Поэтому каждый из христиан призван и веровать в Бога, и доверять Ему, но вместе с тем исследовать в своей жизни, как Господь его ведет к спасению, в том числе разбираться и в вопросах вероучения.

– Расскажите, пожалуйста, о деятельности Российского православного университета, ректором которого Вы являетесь? В чем его миссия?

– Российский православный университет – это высшее учебное заведение, целью которого при его создании 25 лет назад было созидание таких условий, когда верующие студенты, поступая в этот вуз, обучаясь в нем, могли бы получить высшее образование. И все 90-е годы, когда наш вуз развивался (это был первый этап его развития), в него поступали ищущие Бога и сделавшие первый шаг навстречу Богу молодые люди, получившие за годы обучения и основы христианской веры через изучение Священного Писания, через приобщение к опыту духовной жизни (в большей степени благодаря преподавателям), и диплом о высшем светском образовании.

Продолжая традицию основателя нашего университета, сегодня, наряду с подготовкой наших выпускников по светским специальностям, стараемся давать им возможность приобщиться и к вере через специальные предметы, которые погружают обучающихся в традиционную русскую культуру. А также через участие в тех или иных внеучебных событиях и мероприятиях. Это и поездки в святые места, и участие в православных праздниках. Всё в совокупности – это подготовка человека к будущей самостоятельной жизни. В нашем случае это и приобщение наших студентов к основам православной веры.

– В вашем университете преподаются как светские специальности, так и православные. Каким образом преподаются светские специальности? Есть какая-то особенность их преподавания?

– Все дело в том, что наш вуз, нося наименование «Российский православный университет святого Иоанна Богослова», является светским учебным заведением. Это важно понять. Он был создан изначально как образовательная площадка, на базе которой Церковь реализует светские образовательные стандарты. Но, обучая наших студентов по светским образовательным стандартам, мы, конечно же, помогаем им приобрести основы веры, научиться основам духовной жизни.

И если об этом рассказывать подробно, нужно упомянуть о перечне специальностей, которые у нас есть сегодня. Во-первых, это религиоведение, теология, психология, юриспруденция, филология, журналистика, социальная работа. Вместе с тем мы учитываем, что это основные программы образования на бакалавриате и магистратуре, потому также имеем в качестве образовательных программ программы так называемого полубакалавриата. Это подготовка церковных специалистов для будущей самостоятельной профессиональной деятельности на приходах, благочиниях, викариатствах города Москвы, подготовка обучающихся на программах работы с молодежью, миссионеров, катехизаторов.

К слову сказать, именно эти программы дают возможность готовиться к рукоположению в дьяконский сан. Если первая часть программы – это светская подготовка, то по стандарту церковного образования те, кто обучается на полубакалавриате, готовятся стать миссионерами, катехизаторами или работать с молодежью в церковной ограде; эти выпускники могут претендовать на рукоположение в дьяконский сан и по окончании даже на перевод на третий курс духовной семинарии.

– Очень интересно. В преподавании светских специальностей есть какие-то вкрапления духовного характера, какие-то такие предметы?

– С самого начала, когда вуз создавался (это 1992–1993 годы), к основным программам подготовки (это светские стандарты, которые я уже перечислил) были добавлены программы, формирующие православное мировоззрение. Это основы христианского вероучения, называемые сегодня модулем ценностно-ориентированного образования; они присутствуют сегодня в программах нашего университета. Это, конечно же, основы Священного Писания, основы истории Церкви, сравнительное религиоведение (что необходимо сегодня знать каждому образованному человеку) и, конечно же, основы христианской психологии. В итоге, оканчивая магистратуру или бакалавриат, юрист либо журналист, социальный работник, психолог имеют основы христианского мировоззрения. И хочу верить, что в том числе и опыт духовной жизни.

– То есть, обучаясь по специальности, скажем, «юриспруденция» или «психология», именно в вашем университете человек получает не только знания, но и ценностные ориентиры.

– Это отличительная особенность православного университета, в котором студенты получают необходимые знания в светской профессии, которую они избрали, но вместе с тем укореняются в православном мировоззрении. Это очень сложная задача для преподавателей и студентов, и это не только теория. Теория – только малая часть воцерковления или познания основ веры, главное – это жизнь. И задачей каждого из нас (администрации университета, преподавателей вуза) всегда останется – показать на деле своим примером, что есть христианская жизнь.

– Сейчас в вашем университете особое время – идет последняя неделя подачи заявлений, насколько я знаю.

– Вузы заканчивают принимать заявления от абитуриентов 26 июля; так и в нашем вузе.

– Много ли абитуриентов желают поступить в ваш университет? И кто поступает?

– В этом году, как и в прошлом, у нас много абитуриентов. Если до прошлого года обучение в нашем вузе было лишь платным (все предшествующие годы вуз жил за счет оплаты за обучение), то сегодня мы имеем возможность принять желающих на бюджетные места. Благодаря мониторингу качества образования в нашем университете Министерство науки выделяет нам теперь бюджетные места (так называемые контрольные цифры приема). И начиная с прошлого года мы, увеличивая количество бюджетных мест, принимаем на бесплатные формы обучения. Конечно же, это увеличивает количество абитуриентов. Но это еще и вызов, потому что если мы принимаем всех желающих на общих основаниях (а желающих сегодня много), то принимаем на основании ЕГЭ.

Я хочу верить, что все приходящие к нам прекрасно осознают, что такое православный университет, а порой, даже будучи неверующими людьми, по крайней мере, разделяют симпатию к православию. Хочу верить в то, что за годы обучения они разовьют в себе эту симпатию и любовь и станут православными по существу, по духу и по своим поступкам.

– Кто поступает в ваш университет?

– Совершенно разные люди.

– Не только православные, но, может быть, ищущие люди? Почему именно в ваш университет?

– Большей частью наши абитуриенты – православные люди. Если это бакалавриат, то это ребята после школы либо после средне-специального образования. В магистратуру поступает одна часть – выпускники бакалавриата, чаще нашего же университета, но другая половина – это люди с профессией, которые получают второе высшее образование либо специализируются. И в бакалавриате, и в магистратуре, и в аспирантуре обучаются люди разных мировоззрений, но подавляющее большинство – это православные. Но если приходит к нам тот, кто говорит, что пришел в православный вуз, не являясь пока православным, – это для нас не повод его не принять. Наша миссионерская задача – помочь ему открыть в себе любовь, понимание православных ценностей. Если мы справимся с такой задачей, то сделаем свое дело так, как хотели.

Скажу о самом главном. В высшем образовании главным является качество образования. Мы, как и любой другой вуз, должны показать нашему студенту и в теории, и на практике, что означает его будущая профессия. Совершенно очевидно, что, получая диплом о высшем образовании, человек выходит в жизнь и в профессию не до конца подготовленным, если просто воспринимает как сумму знаний то, что он должен получить за годы обучения.

Обучение – это совокупность всего; это и учеба, и наука, и воспитание, формирование восприятия всей профессии во всей ее полноте плюс еще развитие лучших личных качеств, формирование личности. Поэтому наша задача наряду с качественным образованием дать возможность студенту развить в себе чувство интереса к профессии, чтобы, выходя на самостоятельное поприще, он постоянно самосовершенствовался и был открыт к получению новых знаний. Это задача любого университета.

Конечно, на качественное образование ложится еще и дополнительная форма образования: ценностно-ориентированный образовательный модуль, внеучебная работа и вообще весь тот набор, который предлагает вуз своим студентам, включая досуг, спорт и все остальное.

– Вопрос телезрительницы: «У меня сын перестал верить в Бога; раньше верил, но сильно увлекся компьютером. Как быть в такой ситуации? Как вернуть сына в Церковь?»

– Я не могу сказать, каким образом Господь действует в сердце Вашего сына. Дело в том, что пути Господни нам непонятны до конца, неисповедимы. Но одно могу сказать с уверенностью: Господь имеет личное попечение о каждом человеке. И если сегодня у Вашего сына такой период испытаний, сомнения, маловерия, то Ваша задача как матери, не укоряя его, поддержать его, быть еще более расположенной, более сердечной, более радушной. И Ваш сын, увидев, что мать его не оставила, не корит и не пилит его в его испытаниях, в этом маловерии или малодушии, которое сегодня временно он испытывает, вернется обратно к правильному пониманию и ощущению смысла своей жизни, который, конечно, находится за рамками виртуальной жизни. Я хочу Вам пожелать, чтобы Ваша любовь и сердечное восприятие боли Вашего сына отозвались в его сердце возвращением к Богу и церковной жизни.

– Расскажите, пожалуйста, подробнее о подготовке миссионеров и катехизаторов. Почему эти специальности актуальны сегодня?

– Два года назад Святейший Патриарх Кирилл распорядился создать в нашем университете миссионерский факультет. Мы не просили об этом Святейшего Патриарха, это было благословение. И, получив указ о создании миссионерского факультета, мы разработали необходимые для этого программы вуза, чтобы церковный стандарт мог быть реализован на нашей площадке максимально эффективно.

На сегодняшний день обучение по программам церковной подготовки миссионеров, катехизаторов, работников с молодежью проходит на базе зданий бывшего Богоявленского монастыря. Это рядом с Новой площадью, Богоявленский переулок, метро «Площадь революции». Это место уникальное. Именно там жили первый год приехавшие в Москву братья Лихуды, основавшие впоследствии первый русский университет – Греко-латинскую академию.

Сегодня, соединяясь в поколениях с этой историей, мы отдаем себе отчет в том, какой перед нами стоит вызов – подготовить миссионеров или работников с молодежью не просто по программе богословской подготовки, знающих о вере, об основах своей веры, а подготовить людей, максимально открытых к современному человеку, к современному обществу. Миссионер, работник с молодежью, катехизатор – это, во-первых, очень искренний, честный, с открытой душой человек. Если он разобрался в себе, если  понимает, во что и почему он верит, то щедро поделится этим богатством с тем, кто к нему придет.

И цель обучения на этих программах подготовки – это еще и приобщение к лучшему опыту, который сегодня в Москве есть. Поэтому преподаватели этого факультета (этих программ подготовки) – это реально работающие сегодня в Москве миссионеры, работники с молодежью. Это приходские священники, всем известные богословы, полемизаторы с атеистами, с людьми иных религиозных взглядов. Я очень хочу надеяться, что за эти два с половиной года обучения (а это ничто с точки зрения периода обучения) наши студенты сумеют схватить самое главное и потом это развить, работая на приходах.

– В чем заключается миссионерство? Может быть, для настоящего миссионерства нужен только пример собственной жизни, а знания не так важны?

– Я думаю, все имеет значение. И, конечно, показать веру делами, по слову апостола Павла, должен каждый из нас. Невозможно правильно учить словом, не показывая на деле, что ты веруешь так, как говоришь, как учишь. Конечно, каждый из нас – это свидетель Бога перед человеком, это человек, который не отделяет слово от дела. В этом смысле – Ваша правда: миссионер, работник с молодежью, катехизатор должен являть собой пример христианской жизни. Лучший пример, который он может предъявить в миссии, в проповеди, в апологетике, – это личный пример своей жизни. В этом смысле Вы совершенно правы.

– Какие предметы изучают миссионеры и катехизаторы?

– Курс составлен большой комиссией, которая разрабатывала эти программы, утвержден Священным Синодом, включает в себя первый год исключительно богословский; будущие миссионеры и катехизаторы, работники с молодежью обучаются основам православного вероучения, основам богословия. В последующие год с половиной – это уже специализация; студенты изучают основы психологии, риторики, учатся на лучших примерах полемизировать, доказывать свою правоту, в том числе и в живой дискуссии.

То есть сама программа построена так, чтобы выпускник, во-первых, за годы обучения и практики, которая проходит в период обучения, научился правильно выражать свою мысль, правильно говорить о Боге; не поучать, а рассказывать о Боге, свидетельствовать о Нем своим примером и своим словом. Так построена программа, и этому она должна научить нашего студента-выпускника.

– В чем особенность этой программы и ее отличие от других подобных программ?

– Эти программы универсальные. В силу того что они являются для всех вузов, их реализующих, общими, то и в Московской духовной академии, и в нашем университете, и в семинариях, которые взяли на вооружение эти программы в регионах, они одинаковы. Разве что в них можно добавить свои программы, относящиеся к местному региону. Допустим, там, где приходится полемизировать на тему отличий или сходных моментов ислама и православия, наверное, нужно давать больше основ изучения Корана и учения ислама. Это регионы, где больше всего присутствует мусульман.

Там, где проживает больше иудеев или буддистов, стоит изучать более подробно эти стороны религиозных взглядов на мир, на Бога и жизнь. Но в Москве у нас универсальная программа, она единая, мы не стали ее сильно расширять. Нам очень важно, чтобы за два с половиной года мы смогли рассказать студентам о том, что требуется по стандарту.

– Вопрос телезрителя: «Образование есть знание в первую очередь. Люди сейчас познают очень много. Такая масса знаний о Вселенной, галактиках... И все эти знания, объемы и масштабы галактик, которые созданы Богом, не приводят ли к сомнению в некоторых положениях Писания, что Бог посчитал каждый волос на человеке, каждого таракана знает? Зачем Ему это нужно при таких объемах?»

– Этот вопрос из сферы апологетики, защиты и объяснения веры. Дело в том, что Священное Писание имеет в себе все основные постулаты современного научного знания и о множестве планет, и о безмерности создания, творения Божьего, Вселенной, галактик. В том числе Священное Писание подробно рассказывает об участии Бога в жизни человека, как Вы процитировали Писание, вплоть до того, что Господь исчисляет количество волос на голове каждого человека.

Смысл того, что мы сегодня так глубоко стараемся познать волю Божию, которая проявляется в жизни человека и человечества, – это научиться благодарности. Все дело в том, что вера имеет в своей основе два качества: доверие (вера – это не просто знание, а знание, переходящее в доверие) и способность благодарить. Изучение творения Божьего, изучение всей полноты участия Творца в жизни Своего творения – это возможность научиться благодарить Бога за каждый день, каждое мгновение нашей жизни и жизни вообще всей цивилизации нашего рода.

Я считаю, что необходимо изучать Писание, необходимо усматривать и рассматривать участие Бога в жизни всей истории человечества и благодарить Его за то, что Он помогал нам выживать вопреки тому, что свойство греха нас толкало на истребление друг друга, истребление себя на протяжении всей истории цивилизации. Но Бог пробуждал в людях самые добрые и лучшие качества и Промыслом управлял все ситуации ко благу. Поэтому изучение истории в том числе учит нас тому, чтобы мы сегодня находили основы духовной жизни, духовного рывка и в собственной жизни.

 – Могут ли знания не приводить к Богу, а, наоборот, уводить от Него? Есть такое выражение, что революция вышла из семинарии. Известно, что люди, которые оканчивали семинарию, иногда не приближались к Богу, а отдалялись от Него и разочаровывались в своей вере.

– Проблема поставлена верно, но содержание вопроса имеет в себе некоторый изъян. Дело в том, что выпускники семинарий не потому участвовали в революции, что они хорошо изучали Священное Писание или догматическое богословие, а потому, что они не тому учились в семинариях. Мы прекрасно знаем из истории, что семинарии  до революции, до первых реформ духовного образования были сословными. В семинарии могли поступать дети священников, и они же не могли поступать в светские университеты. Так было очень долго. И по причине этой ограниченности выбора очень часто поступали в семинарию дети священников, дьяконов и церковного причта против своей воли,  не чувствуя призвания к этому. Это была обуза, обязательство.

Как вы знаете, против любви и выбора все-таки нельзя идти, потому что это всегда рождает протест. В этом случае это рождало протест такого рода. Именно поэтому семинаристы, отчаиваясь от бесперспективности своей жизни (они не хотели быть священниками, не хотели поступать в семинарию, но не имели другого выбора), устраивали бунты, в том числе доходившие до протестов в годы обучения. Истории эти известные. Семинарии закрывались по этой причине, потому что семинаристы были участниками самых радикальных революционных групп. Были и покушения на ректоров, инспекторов, преподавателей семинарии.

Когда сословность была преодолена, то в семинарии смогли поступать люди из других сословий, а дети церковных клириков и причта могли поступать в университеты. Это несколько разрядило ситуацию, но она оставалась вплоть до революции именно такой в преимущественном плане.

Поэтому я считаю, что обучение в сегодняшней семинарии, с одной стороны, является сознательным выбором для семинариста, который выбирает служение Богу и поступает в семинарию не по необходимости, а порой даже жертвуя иным жизненным выбором, карьерой. Поступает с желанием научиться быть пастырем, служителем алтаря. Во-первых, это отличает его от семинариста дореволюционного формата. А во-вторых, сама сегодняшняя жизнь, когда служение Богу, алтарю, людям в сане священника является все-таки определенного рода жертвой. Мы живем в сложное время, когда выбор священнического пути – это определенное осознание, что не будет просто.

Это в том числе служит ко благу духовного образования, потому что помогает тем, кто пришел по ошибке на этот путь, вовремя с него уйти. Они проучились, поняли, что это не их призвание, что идти против совести не стоит. Но в силу того, что реформа духовного образования позволила получить духовным семинариям аккредитацию, то такие ребята, которые учатся на теологии, но понимают, что их путь – не служение Богу в сане священника, а жизнь по вере в качестве мирянина, могут перевестись в другое учебное заведение и окончить его по светскому стандарту. Они не теряют время, которое потратили на обучение в семинарии.

– Какими качествами должен обладать миссионер?

– Во-первых, он должен быть искренним и честным с самим собой. Если человек чувствует призвание быть миссионером, а именно помогать людям обретать Бога через слово любви, откровения, то он искренне выходит на этот путь, понимая, что ему это будет стоить. А будет он ему стоить, во-первых, личной жизни, потому что миссионер – это все-таки тот, кто отдает себя, как и священник, людям. Поэтому в каких-то сторонах его жизнь будет ограничена, лишена свободы. Это первое. Он должен быть честным с самим собой и понимать, что путь миссионера – это не работа, а служение.

Второе – это жизнь согласно слову, которое он несет. То есть он должен быть до конца последователем того учения, которое исповедует и проповедует, которое защищает перед лицом яростных атак. Миссионер – это апологет веры большей частью. А третье – он должен уметь выразить правильно мысль, уметь донести свое понимание веры до каждого, кто с ним общается. А четвертое, пятое, шестое – это уже профессиональные навыки: умение полемизировать, отстаивать с любовью и трезво свою точку зрения, не терять лицо, не терять самообладания. Этому нужно учиться, наверное, всю жизнь, это не диплом, который дает возможность устроиться миссионером на приход.

– Совсем немного времени остается до окончания подачи заявлений в ваш университет. Что бы Вы могли пожелать абитуриентам, которые подают заявления в ваш университет? Какое напутствие могли бы им сказать?

– Приглашая поступать в Российский православный университет, я хочу пожелать каждому из абитуриентов, делающих сегодня выбор будущей профессии, найти в себе  чувство призвания к тому, что вам в будущем будет интересно делать. Даже если вы ошибетесь, поступив на специальность и выбрав профиль по ошибке, помните, что первый год для всех направлений подготовки общий и у вас есть возможность за первый год выбрать иную профессию, поменять факультет, кафедру, выбрать другой профиль подготовки. Вообще очень важно получить то образование, которое вам откроет путь в профессию, по-настоящему вам интересную, что станет частью вашей жизни.

– Наверное, всю подробную информацию можно узнать на сайте?

– Или позвонив в приемную комиссию.

– Расскажите о Епархиальной комиссии по взаимодействию с вузами, начальником которой Вы являетесь. Буквально недавно Вас назначили. Расскажите, пожалуйста, об этом назначении и цели создания комиссии.

– Московская епархиальная комиссия по взаимодействию с вузами и научным сообществом действовала весь прошлый год, ее возглавлял епископ Иоанн (Домодедовский) с сопредседателем комиссии профессором Вяземским, известным тележурналистом, преподавателем, профессором МГИМО. С лета этого года, в связи с переводом владыки Иоанна на епархиальное служение, мне было поручено стать сопредседателем этой комиссии. Комиссия имеет своей задачей способствовать организации взаимодействия православных приходов, общин города Москвы и университетского сообщества.

Надо сказать, во-первых, о том, что сегодня почти в каждом вузе есть православная община, но не в каждом есть храм. Но в части вузов города Москвы есть действующие храмы. Это храмы исторические, как в Московском университете храм мученицы Татианы, есть храмы во вновь открытых университетах, в частных вузах, где есть служащие клирики. Но в большинстве университетов города Москвы нет своих приходов, есть общины, которые посещают соседние храмы. Одной из задач нашей комиссии является помощь в организации взаимодействия университетского сообщества, приходских общин, чтобы приходская жизнь помогала одухотворить университетское сообщество и его формы деятельности.

Вместе с тем есть еще другие сферы деятельности. Это взаимодействие в проведении научных мероприятий, научных конференций, организация досуга. Мы сейчас разрабатываем программу поездок в монастыри города Москвы и Подмосковья, в которых могут принять участие и преподаватели, и студенты, работники научных организаций города Москвы.

Мы сейчас приступили к созданию (уже есть первый пилотный этап) межвузовского центра социального добровольчества, когда студенты из разных вузов и преподаватели посещают онкологические центры, приюты, больницы, дома престарелых и оказывают людям необходимую помощь, просто участвуя в их жизни, общаясь с ними. Могу сказать об этом пару слов, не больше. Работа идет, мы разрабатываем сегодня концепцию деятельности этой комиссии и план работы.

– Вопрос телезрительницы из Московской области: «Где в Москве можно получить качественное регентское образование, если я не могу учиться в дневное время? Мне 46 лет, у меня есть работа. Могу ли я свой талант не зарывать, а получить образование и служить Господу?»

– Сегодня перерабатывается стандарт подготовки регентов и певчих. В этом процессе первенство занимает Санкт-Петербургская духовная академия, но и регентское отделение Московской духовной академии принимает деятельное участие в улучшении программ подготовки будущих регентов и певчих. Если у Вас нет возможности поступить и обучаться на регентском отделении Московской духовной академии, могу предложить Вам поступить на кафедру церковного пения в наш университет. Для этого Вам нужно подъехать и пообщаться с руководителем этой программы подготовки протоиереем Андреем (Нефедовым) в бывший Богоявленский монастырь города Москвы.

– Расскажите о планах, которые перед вами стоят на пути развития Российского православного университета. Мы сегодня в качестве заставки выбрали как раз ваш университет. Он не в том виде, какой сейчас, нет купола на колокольне. Расскажите, пожалуйста, о внешних и внутренних изменениях в вашем университете.

– Недавно мы отпраздновали четверть века существования нашего университета. Годы его жизни были разными, было и сложно (хотя всегда бывает нелегко, особенно вузам в наше время). Но сегодня можно сказать с уверенностью, что благодаря наличию в нашем вузе аккредитованных программ подготовки бакалавриата, магистратуры, открытию аспирантуры, аккредитации Ученого совета, появлению бюджетных мест перспективы развития нашего вуза мы прогнозируем как вполне положительные.

А что касается внешних форм, у нас сегодня действуют два главных учебных корпуса. Один находится возле метро «Достоевская», другой возле метро «Теплый стан». Факультет дополнительного образования (Центр дополнительных образовательных программ) находится на Якиманке. А на Новой площади располагается, как Вы заметили, слегка уже в другом виде (мы завершили реставрацию фасадов в прошлом году, уже восстановлена в полном виде колокольня) духовный центр нашего университета – храм апостола Иоанна Богослова, имя которого носит наш университет.

Вместе с тем с этого года мы, разработав концепцию развития центра организации досуга для студентов нашего университета, создаем на базе храма на Новой площади и прилегающих строений университета межвузовский центр организации досуга для учащейся молодежи. Это будет центр организации волонтерских проектов и программ, кафе, кинозалы. Мы надеемся за какое-то время, проведя реконструкцию внутренних помещений, сделать этот центр действующим круглосуточно.

Если все сложится, возможно, и один из храмов (здесь два храма – верхний и нижний) будет действовать тоже круглосуточно, чтобы все могли прийти, помолиться в любое время. Надеюсь, что будет дежурить психолог. Есть такие планы. Поэтому с точки зрения  планирования деятельности, во-первых, это организация необходимой работы по улучшению качества образования, а второе – организация досуга через развитие деятельности нашего студенческого центра на Новой площади.

– Какие есть изменения и как вообще идет внеучебная, внеаудиторная жизнь университета?

– Все мы прекрасно понимаем, что молодой человек формируется под влиянием факторов, отстоящих далеко от лекционной аудитории. Это круг его общения, то, что он смотрит, с кем общается, что читает. Поэтому мы отдаем себе отчет, что формирование мировоззрения студента происходит, как правило, вне учебной аудитории. Конечно, будущая профессия формирует его взгляды на жизнь, изучение предметов его профиля в этом занимает важное место. Но то, что он делает после учебных занятий, с кем  общается, – это, наверное, формирует его не в меньшей степени.

Поэтому мы сегодня стараемся развивать программы и формы внеучебной работы через создание таких интересных форм, как социальное волонтерство, попечение о нуждающихся, забота о тех, кто видит тебя, откликается душой и сердцем на твой приход, на твою заботу, слово, взгляд. Это меняет ребят в лучшую сторону. Вместе с тем это, конечно, программы спортивных занятий, совместные поездки и путешествия. Как и в любом вузе, досуг занимает и будет занимать в жизни нашего университета важное место.

– Может быть, кто-то из наших телезрителей загорится идеей поступить в ваш университет. Что бы Вы могли пожелать поступающим? Какие экзамены и на каких факультетах существуют?

– Если мы говорим о программах светской подготовки (психология, социальная работа, теология, религиоведение, журналистика и другие программы), то это ЕГЭ для поступающих на бакалавриат. Если к нам поступают в магистратуру, то необходимо иметь базовое образование (или специалитет, или  диплом бакалавра). Если к нам поступают на программы церковной подготовки, то требуется рекомендация благочинного, который направляет на обучение, либо священника, чтобы мы принимали будущего миссионера, катехизатора, работника с молодежью, понимая, куда впоследствии он пойдет, где будет трудиться после окончания. Поэтому нужно понимать, что у нас есть два направления подготовки: светское и церковное.

Если же есть желание поступать, то это нужно делать прямо сейчас, потому что в пятницу мы заканчиваем принимать документы абитуриентов на светские программы подготовки. А что касается церковной программы, до конца лета мы принимаем документы, рекомендации от духовенства города Москвы на поступление к нам наших будущих миссионеров, катехизаторов, молодежных работников.

– Может быть, еще несколько пожеланий Вашим абитуриентам? Все-таки очень важно свой путь осознанно выбрать и осознанно по нему идти. Может быть, еще что-то Вы могли бы пожелать нашим молодым людям, как-то наставить их?

– Наставлять я не буду, только поделюсь своим опытом, как я выбирал свою будущую стезю. Я почувствовал призвание поступать в семинарию и совершенно горячее, осознанное желание обучаться, чтобы потом, возможно, стать священником. Я даже надеялся, что буду священником, но не был уверен в этом, понимая, что недостоин им быть. Я поступал в семинарию из светской семьи. Ощутил призвание поступать за полгода до вступительных экзаменов, поступил Промыслом Божиим, был готов плохо, не успел хорошо подготовиться.

Но с тех пор я понимаю, что если есть чувство призвания, ощущение, что это твое предназначение, твой путь, то ты можешь преодолеть любые препятствия на своем пути, если будешь следовать своему призванию. Поэтому если молодой человек ощущает настоящее призвание, чувство интереса, которое его зажигает, к выбору профессии социального работника, журналиста или юриста, нужно идти по этой стезе, получать необходимые знания и жить интересами этой профессии.

Мы ведь прекрасно понимаем, что профессия – это не просто род занятий, это то, что формирует наше мировоззрение, наши ценности, смыслы, которыми мы живем. Поэтому очень важно выбирать профессию, чтобы она соответствовала, с одной стороны, призванию, а с другой – христианскому мировоззрению.

В этой связи что можно пожелать сегодня молодому человеку? Со всей чуткостью и вниманием отнестись к этому времени, не потерять его зря. Пока вам 20, 25, 30 лет, у вас есть способность учиться, читать, учить. Потом уже необходимо полученные знания совершенствовать на практике, в жизненном опыте и умножать через реальную работу в профессиональной деятельности.

Каждому периоду жизни, каждому возрасту Господь дает соответствующие дары, способности, поэтому важно не потерять это время. Очень важно сегодня, у кого есть такая возможность, поступать и учиться. Благо в большинстве вузов сегодня есть бюджетные места – и необязательно иметь средства, чтобы обучаться. Если ты готов, хорошо сдал ЕГЭ, поступай и учись.

– Как Вы считаете, есть ли профессии, которые противоречат христианскому мировоззрению?

– Очевидно, что такие профессии существуют. Но я бы сказал более точно: скорее есть род занятий, который противоречит христианскому мировоззрению, если он связан с обманом, с преступлением против другого человека и против своей совести. И профессий, таких родов занятий много. На самом деле все зависит от человека. Можно и вполне приличную, пристойную профессию извратить до такой степени, что она будет тебя губить. Можно плохо готовить хлеб, будучи дурным пекарем, обманывая своего покупателя. Можно быть плохим продавцом, дурным юристом или экономистом. В этом отношении все зависит от качества полученных знаний и от качества взглядов на жизнь, того мировоззрения, которым руководствуется человек в реализации полученных знаний в своей профессии.

– Может быть, еще несколько слов в качестве финала нашей передачи Вы захотите сказать нашим телезрителям?

– Я хочу пожелать тем, кто сегодня выбирает путь будущей жизни, свою профессию, со всей ответственностью отнестись к этому выбору. И пожелать родителям, старшему поколению не давить на молодежь, не показывать на примере своей жизни, кем молодой человек должен стать, а дать возможность выбрать будущую профессию нашему вчерашнему школяру самостоятельно. Поддержите наших детей, наше подрастающее поколение словом, любовью, поддержите их своим сочувствием. И я уверен, что, выбрав будущий путь своей жизни, ваши дети потом будут вам благодарны за ваше терпение и понимание их выбора.

Ведущий Денис Береснев

Записала Елена Кузоро

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель строящегося храма во имя святой блаженной Матроны Московской города Санкт-Петербурга священник Михаил Проходцев. Тема беседы: «Самомнение, своенравие, своеволие и смирение».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать