Беседы с батюшкой. Ответы на вопросы

28 мая 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы отвечает председатель Епархиальной комиссии по социальному служению г. Москвы протоиерей Михаил Потокин.

– Сегодня у нас особенный день – праздник Никола летний. Расскажите, чем отличаются праздники Никола летний и Никола зимний?

– Эти праздники посвящены разным событиям. Один из них (Никола зимний) отмечается в день успения святителя Николая, а второй (Никола летний) посвящен дню перенесения его мощей из Мир Ликийских в итальянский город Бари. Второй праздник почитания святителя Николая учрежден позднее, но это событие вошло в церковный календарь, и мы его празднуем весной. Хотя оба праздника посвящены одному и тому же лицу – святителю Николаю, который очень почитаем, очень любим всеми и много кому помогает, молитва к нему всегда очень для нас дорога. Я думаю, что нет такого святого, который был бы столь известен в Русской Церкви, как святитель Николай. Его икону можно встретить везде, храмы в честь святителя Николая воздвигнуты везде. Причем это почитание идет не с современности, а самого начала строительства Русской Православной Церкви. Мы всегда перед этим святым преклоняемся и понимаем, что недаром наши молитвы были произнесены, потому что был и ответ на эти молитвы.

– В иконописи его образы немножко отличаются...

– Нет, просто иногда святителя Николая изображают в митре (как и положено архиерею, в полном архиерейском облачении), а иногда без митры, но с нимбом (как на фреске Дионисия). Я бы не придавал этому значения, потому что святой один и тот же, а уж как изображать – это дело художника-иконописца.

– Вы сказали, что почитание святителя Николая идет с самого начала, от крещения Руси. Действительно, иногда кажется, что это самый настоящий русский святой. А в Вашей жизни были какие-то случаи, когда Вы особенно чувствовали помощь святителя Николая?

– Это личное, я не стал бы это как-то озвучивать. Но хочу сказать больше. Когда на его праздник готовишься к проповеди, перечитываешь его житие, чувствуешь, какая духовная сила была явлена в этом человеке! Какая удивительная цельность, удивительное смирение, кротость и при этом сила духовная! Мы часто читаем Евангелие, знаем множество разного рода притч, но как Евангелие воплощается в жизнь и что такое православие – можно понять по святым. В том числе по одному из самых ярких православных святых – святителю Николаю. Поэтому он почитаем не только в России, но и по всему миру.

Я знаю, что в Италии (в городе Бари, где сейчас находятся его мощи) в какой-то момент он стал местночтимым святым. То есть сначала Католическая Церковь почитала его как общецерковного святого, а потом сделала местночтимым, как бы понизила статус почитания общецерковный до местночтимого в городе Бари. Но опять-таки это не относится к личности святителя Николая, это скорее просто некая церковная доктрина, видение, как следует почитать того или иного святого.

На Руси же мы с самого начала видим и фрески, и древнейшие иконы святителя Николая; это значит, что они были востребованы во все времена. Русские всегда почитали Николая, как, впрочем, и Георгия Победоносца, и Илию Пророка – как русских святых, хотя они не имеют никакого отношения к славянам по своему происхождению. Но ведь духовное родство не в этом заключается. В чем здесь родство? Есть какая-то особенная любовь к правде в этих святых. Илия Пророк отстаивал правду вплоть до изгнания… Иоанн Предтеча пострадал после того, как обличил неправду Ирода. И святитель Николай тоже был поборник правды: он защищал неправедно осужденных, останавливал казни, много всего другого делал. Такой образ святости близок людям, они желают, чтобы эти качества были во многих, и ценят это. Это важно, и, наверное, это связано с нашим народом.

– Вопрос: «Я работаю при деревенском храме. Во время Божественной литургии  готовлю трапезу на весь приход. Присутствовать на литургии нет возможности, но очень хочется участвовать в таинстве Причастия. Как я могу приступить к таинству, если не находилась на службе?»

– Есть люди, которые не находятся на службе не по собственному произволению, а по послушанию (как мы это называем). И здесь уже не считается, что они вне службы, хотя они не слышат литургических молитв и даже находятся в другом помещении. Все-таки они включены в то христианское сообщество, которое молится за Божественной литургией, несмотря на то, что находятся где-то в удалении. Поэтому такие различные послушания, которые люди несут, мне кажется, не являются препятствием для причастия на Божественной литургии, если люди подготовились и желают принять Причастие.

Мы же понимаем, что кто-то на службе свое усердие выказывает, а кто-то должен сторожить, кто-то должен убирать, кто-то должен готовить, без этого тоже нельзя. Но все мы – члены Церкви, и все мы в одинаковом достоинстве. Поэтому приходим и приступаем со страхом, верою и любовью к церковным таинствам.

Нужно поговорить со священником в вашем храме – думаю, это самый главный ответ на вопрос. С точки зрения подготовки к причастию можно готовить и молиться, хотя, в общем-то, это непросто, но, наверное, можно и этому научиться.

– Как раз здесь можно применить выражение, что послушание выше поста и молитвы. А в каком случае послушание действительно выше поста и молитвы? Ведь слушаться не так легко...

– И хорошо, что слушаться – не так легко. Послушание побеждает в человеке практически самую глубокую и самую богопротивную страсть – гордость. Потому что и молитва, и пост хороши, это крылья духовные (как называет их Церковь), но если они совершаются неразумно, без непосредственного духовного руководства, человек может возгордиться этим: «я такой постник, я такой молитвенник». А послушанием никто гордиться не будет, особенно когда дают какие-то простые послушания (на кухне, убрать мусор или пол подмести).

С другой стороны, из жизни преподобных отцов, Оптинских старцев видно, что именно в простом послушании они и возрастали. Архимандрит Софроний пишет про Силуана Афонского, что тот много лет работал в гостинице, а это значит, что он много общался с паломниками. Хотя по складу своему он был исихаст, и, наверное, общение с людьми немножко нарушало его внутренний строй. Но по послушанию он это выполнял.

Есть интересный случай из жизни Иоанна Кронштадтского. Как-то он серьезно заболел. Был пост, и врачи настаивали, чтобы он прекратил поститься и начал кушать скоромную молочную пищу. Тогда Иоанн Кронштадтский попросил написать матери, разрешит ли она. Она не разрешила, и он молочное есть не стал. И выздоровел. Он проявил послушание матери.

– «Исихаст» – такое слово сейчас прозвучало. Можете подробнее рассказать, что это за люди?

– Исихазм – это монашеское делание, монашеский труд, который связан именно с непрерывной молитвой. Считается, что люди, которые хотят духовно совершенствоваться, могут через непрестанную краткую молитву, которую они постоянно произносят, достичь определенной степени духовного совершенства в этом делании. Но тут много всяких подводных камней, много интересного, чего человек не знает, приступая к этому. Ему кажется, что он будет повторять молитву – и все исправится. Но на самом деле там и большой внутренний труд, и покаяние, и исповедание помыслов, и все прочее, то есть человек должен очень внимательно следить за собой.

Молитва (особенно произнесение имени Господа) имеет огромную силу. Так же, как и всякое слово, ведь мир словом создан. Поэтому слово молитвы, если оно произносится чистым сердцем, имеет огромную силу. Такую силу люди обретали в Иисусовой молитве, практика которой существует до сих пор в афонских монастырях и во многих других. Наверное, она сокрыта, то есть не так явна. Обычно люди, которые занимаются умной молитвой, никак этого не выказывают, не выставляют. Внешне вы этого не поймете явно. То есть это не человек, который стоит и постоянно шепчет что-то. Эта молитва совершается внутри человека, совершается сама; она как мысль, которая постоянно возвращается к человеку, и с этой молитвой в сердце человек живет.

Есть довольно обширная литература, которая посвящена этому. Это «Откровенные рассказы странника духовному своему отцу» и много других книг, которые можно почитать (кто интересуется). Но тут есть одно обстоятельство – обязательно нужно все такие молитвы совершать вместе с духовником, под руководством или хотя бы с благословения священника. Если нет духовника, просто посоветоваться со священником: «Я хочу читать вот такие молитвы, в таком количестве, ежедневно». Мне кажется, когда это происходит не по личному решению, а кто-то помогает, наблюдает, все ли верно ты совершаешь, это может принести большую пользу человеку.

Такой образ монашеской жизни, который был принят, дал очень богатые плоды, и мы знаем много святых – исихастов, которые молились этой молитвой непрестанно.

– Мирянам тоже можно попробовать?

– Знаете, нет ничего в Церкви, что можно монахам, а нельзя мирянам. Есть определенные монашеские обеты, которые человек принимает (обет послушания и прочие), но что касается молитвы, вообще любого церковного таинства, действия, поста – все это можно и монахам, и мирянам. Дело в другом. Монашеский образ жизни по своей структуре другой: есть послушание, есть частая исповедь, есть откровение помыслов, есть духовник. Все это предупреждает всякого рода искажения в духовной жизни, которые могут происходить. А человек этого не знает, начинает пользоваться умной молитвой, начинает читать духовные книги и воображать что-то себе. Он может вообразить что-то несуществующее и в это поверить, это будет не на пользу.

– Вопрос: «В Библии ничего не говорится о динозаврах. Как ребенку объяснить этот факт? Как соотнести Библию и то, что говорят в школе?»

– Библия вообще очень кратко говорит. Если мы говорим о Книге Бытия, то в нашем понимании там проходят тысячелетия, а написано несколько слов всего. Скорее всего нужно объяснить так: Библия – это не учебник биологии и не учебник физики, это книга, которая рассказывает о духовной истории человечества. Духовная история человечества началась с создания мира. Создан мир был Богом, Который есть Дух. Но описание того, что происходило в мире материальном, минимально, все подчинено главной цели.

Например, мы на картине изображаем лицо человека, а вокруг пейзаж; если лицо мы напишем нечетко, а все листья прорисуем так, что на них будут видны все прожилочки, то получится, что мы рисовали не человека, а пейзаж, который вокруг него. То есть всегда есть что-то главное.

Жизнеописатель Моисей выделяет как главное именно духовную историю; причем не просто духовную историю, а духовную историю человека. Даже об ангелах там сказано кратко: что Денница отпал от Бога, что он был изгнан вместе с частью ангелов, и все. Огромный ангельский мир обойден стороной, потому что самым важным и главным было – сконцентрироваться на человеке.

Поэтому все виды животных, растений и все их взаимодействие в природе Библия никак не описывает. Но что удивительно для того времени, она довольно точно описывает само происхождение Вселенной, последовательность ее происхождения. Это удивительно потому, что, казалось бы, человек видит мир другой с обратной стороны: сначала мы видим немного – пейзаж вокруг нас, воздух, небо, потом начинаем видеть то, что выше, – звезды, солнце, луну. То есть мир идет от человека  дальше, дальше... А в Библии, наоборот, Моисей начинает с самого главного (когда еще не было человека, не было мира) – с создания земли, солнца, светил, Вселенной. Интересно, что взят именно такой правильный порядок изложения создания мира. Ведь этот порядок стал известен, в общем-то, довольно недавно. Несколько столетий назад люди имели совершенно иное представление о мире. То представление о мире, к которому мы приближаемся сейчас, никак не противоречит Книге Бытия, и это удивительно, потому что нас разделяет огромное расстояние по времени и по нашим знаниям всех натуралистических наук: физики, биологии, химии.

– А каким-то физическим явлениям, которые сейчас приняты как основополагающие в науке, можно найти подтверждение, доказательства в Библии?

– Доказательством это не является, но есть интересные совпадения. Например, доказано, что свет высокой интенсивности может рождать материальные частицы – протоны. Фактически это означает, что из света может произойти материя. Хотя фотон сам по себе не имеет массы. То есть энергия рождает материю. Первозданный свет мог родить материальные частицы. Это удивительно!

Когда мы говорим, что Вселенная произошла от большого взрыва, мы не понимаем, откуда произошел сам взрыв, но развитие после взрыва вполне соответствует тому, что говорится в Книге Бытия: это образование светил, образование планетной системы. Так что есть многие вещи, которые удивительным образом сочетаются. Но это не является подтверждением или опровержением Библии, потому что мы рассматриваем разные природы этого, мы смотрим совершенно с другой стороны. Поэтому сказать, что это то же самое (или что это что-то подтверждает или отрицает), нельзя.

Мне кажется, к этому нужно относиться более разумно и понимать, что физики, биологи и химики изучают свою сторону природы. У них есть определенные общепринятые методы, считается, что этими методами мы сейчас пользуемся, и эти методы вполне оправданные для науки. Поэтому вторгаться Церкви в их область деятельности, мне кажется, не нужно.

С другой стороны, любой ученый, когда пишет какую-то работу или делает какое-то открытие, всегда очерчивает рамки того, где его открытие, его теория действенны. Дело в том, что нет ни одной всеобщей теории; все теории и наши с вами открытия действуют в определенных условиях. Если есть так называемый термостат, замкнутая система, то действует закон сохранения – и ничего никуда не вытекает из этой системы. Как закрытый сосуд: из него жидкость никуда не денется. Но если сделать маленькую дырочку в сосуде, то жидкость вытечет – это другие условия, и, соответственно, закон сохранения в этом случае не работает. Если взять наш мир и сделать в нем маленькую дырочку куда-то в другой мир, то из нашего мира что-то может исчезать (или, наоборот, прибывать в него откуда-то извне). При этом закон сохранения тогда уже не работает...

Вот закон сохранения лежит в основе всех наших представлений: что ничего ниоткуда не происходит внезапно и ничего никуда не исчезает; что-то переходит из одной формы в другую, но сохраняется в том объеме, в котором мы живем.

– Как интересно! Из этого можно сделать целую программу.

– Это мое представление. Я не буду говорить, что это общее представление, просто я так вижу. Во всяком случае, нигде не доказано, например, почему наш мир трехмерный. Есть высота, ширина, длина, и мы в трехмерном пространстве существуем. Но на самом деле, если посмотреть, мир мог бы быть плоским или четырехмерным, когда он создавался. Измерения не было. Мы живем в трехмерном пространстве и считаем, что по-другому не может быть. На самом деле может быть и четыре измерения, и пять, и сколько угодно, любой математик вам скажет про это. Но если есть четыре измерения, то наше трехмерное пространство кажется очень ограниченным, в него можно заходить, выходить из четвертого измерения, через стену проходить...

То есть здесь мы встаем перед проблемой философии науки. Потому что есть решения общепринятые: какие-то доказанные теоремы, какие-то доказанные явления, которые повторялись и которые мы зафиксировали. Но обобщить это в общую картину мира, представить, как это все сочетается вместе и сосуществует в природе, скорее всего науке не под силу, потому что очень сложная система (нужно совместить все процессы: и биологические, и химические, и физические). Конечно, это невозможно. Значит, мы должны иметь просто картину в целом, как мы видим мир, а потом смотреть на части и говорить, как вода себя ведет, как воздух себя ведет, как живая природа себя ведет. Но это часть того мира, который я себе уже представил, и я понимаю, что происходит в этом мире. То есть нужна и полная картина мира, и частное исследование каждой ее составляющей, которая нам помогает развивать технологии, помогает узнавать этот мир.

Так вот, полная картина мира – это вопрос, и этот вопрос как раз разрешается Книгой Бытия. Потому что Книга Бытия дает полную картину мира. С ней можно не соглашаться. Ученый скажет: «Это не доказано». А как доказать Того, Кто нас создал? Получается, как народ говорит: яйца курицу не учат. Мы здесь становимся уже перед вопросом философским (конечно, и религиозным для нас, христиан, но для ученых это философский вопрос) – вопросом о понимании мира как целого и о взаимодействии внутри него различных частей, которые мы с вами изучаем.

Мне кажется, это такая проблема, на которую сейчас, к сожалению, мало внимания обращают и в школе, а она, может быть, одна из самых важных. Потому что человек не запомнит все химические формулы, которые он учил, или атомный вес элементов, но он должен иметь представление о мире: как он живет, как взаимодействует природа во Вселенной, в человеке, в каком-то маленьком атоме, в живых организмах. Должно быть представление об этом.

– Каким должен быть взгляд Церкви на эти явления?

– Например, «Беседы на Шестоднев» Василия Великого – это, собственно говоря, одна из первых и, может быть, самых талантливых, самых глубоких попыток увязать естественнонаучные знания той эпохи вместе с библейским повествованием о сотворении мира. Надо сказать, что там очень много глубоких мыслей. Но все-таки мы должны понимать, что религия совершенно на другое обращает внимание. Человек, который думает о вере, в первую очередь думает о совести, нравственности, о различного рода вещах, которые происходят внутри его. Если мы говорим о внешнем мире, то это уже совершенно другое.

Что касается религии и науки, я бы не стал их связывать крепко воедино. Хотя, если вы вспомните, в семинариях до революции, особенно в духовных академиях, преподавали математику, естественные науки. То есть священнослужители, духовная профессура знали естественные науки. Эти предметы были обязательными в духовных учебных учреждениях. Поэтому мы можем сказать, что, естественно, видим пользу от физики, от того знания, которое мы с вами приобретаем, когда изучаем внешний мир, потому что он – тоже творение Божие.

Мне кажется, для Церкви тоже важно иметь некое представление о взаимодействии с наукой и об общем философском взгляде на мир (а не только религиозном), чтобы мы принимали общий взгляд на мир. Кстати говоря, этот общий взгляд на мир, наверное, позволит нам поставить некие ценностные и нравственные рамки в науке. Потому что мы видим, что сейчас происходит в генетике: генная инженерия, различного рода влияние на человека уже на генном уровне. Допустимо ли это? И насколько допустимо? Это должно быть не просто какое-то исследование, это – из общей картины. Если это соответствует представлению о том, как мир должен жить, тогда это допустимо. Если это все-таки вырывается за рамки – тогда недопустимо.

Так же, как и нравственные нормы: если поступки соответствуют общепринятым нормам общества, они допустимы. Если поступок не соответствует нравственному уровню, значит, он должен быть наказан, исправлен или как-то поставлен на вид.

Мне кажется, нужно об этом думать сейчас. Потому что естественные науки сейчас быстро развиваются. Но среди ученых есть много людей, которые, мне кажется, пожелают такого диалога с Церковью, с философами, еще с кем-то – о том, какая картина мира сейчас, как человек видит мир. Для современного человека это очень важно; мне кажется, это значимое событие.

Во все времена люди пытались освоить мир. Вспомните Леонардо да Винчи: он всем занимался не потому, что был рассеянным человеком (и ему хотелось одного, второго), – он искал целостную картину мира. Живопись, скульптура, графика, наука, акваланг, крылья, на которых он пытался взлететь... Это мир целиком, понимаете? И в эпоху Возрождения, и в ранние эпохи человек посвящал себя осознанию целостной картины мира.

– Немножко спустимся на землю... Такой обычный, житейский вопрос: «Я с детства молюсь в душе Богу, проговариваю “Отче наш” и обращаюсь к Нему с просьбами. Но в церковь не хожу, не причащалась, не исповедовалась. Считаюсь ли я верующей?»

– Конечно, верующей считаетесь. Человек считается верующим, когда он верит в Бога. Но мы являемся членами Церкви тогда, когда участвуем в церковных таинствах. Было правило в первые века: если человек три недели не участвовал в таинствах, считалось, что он уже из Церкви вышел. Из Церкви вышел, но не стал неверующим, не стал язычником. Здесь есть большая разница.

Мне кажется, сначала предшествует какой-то зов Божий. Как Господь говорил ученикам: «Никто из вас сам не пришел. Я вас позвал». Позвал Бог человека – и внутри его вера зародилась. Но когда он приходит в Церковь – это уже следующий шаг, и он должен быть свободным. Когда придет время, тогда человек может переступить церковный порог и войти в церковную семью. Но он уже верующий человек.

– Но может быть вне Церкви.

– Да. Но он верующий человек, в Бога верит. Другое дело, что пока он не стал членом Церкви, не вошел в Церковь. Но это не значит, что он язычник или атеист.

– А дальнейшая участь такого человека? Ты веришь в Бога, молишься, но как спасаться?

– Спасаться никто из нас не может без Христа. С другой стороны, мы не можем за Бога решать, как и кого Он будет спасать. Мы иногда начинаем судить о людях, мне кажется, достаточно резко и неразумно. Да, мы знаем, Христос говорит Сам: «Кто принимает Тело Мое и Кровь Мою, того Я воскрешу в последний день, тот становится причастником Моей жизни». С другой стороны, много примеров, когда люди принимали Святые Таины, но недостойно себя вели. Поэтому много разговоров по этому поводу можно вести, но лучше все-таки оставить эти вопросы открытыми: кто спасается, как спасается, как Бог спасает человека...

Если ты пришел в храм, если участвуешь в таинствах – прекрасно; участвуй в них, старайся готовиться, серьезно к ним относиться, и тебе Бог откроет, как Он тебя спасет. Что касается другого – не суди его, потому что у него свой путь, и Бог его так же любит, как и тебя. Он оставляет девяносто девять овец, которые в стаде, и идет за одной, которая потерялась.

Поэтому здесь это нужно оставить на усмотрение Бога и никак не судить таких людей, спасутся они или не спасутся. Верит человек в Бога, старается жить нравственной жизнью, старается жить по вере своей, старается молиться – хорошо, прекрасно. Помолись за него, чтобы он вошел в Церковь, если будет на это его решение.

– Еще один интересный вопрос: «Подскажите, как победить игроманию сына? И надо ли ему помогать с его долгами, если он твердо решил больше не играть?»

– Вопрос очень сложный. Я всегда обращаюсь к произведению Достоевского «Игрок». Он же сам играл. И, будучи хорошим психологом, он прекрасно описал, что с человеком происходит: человек сам собой не управляет – он понимает, что этого делать нельзя, но не делать этого не может. Поэтому здесь мы должны иметь в виду, что человек, который заражен игроманией (компьютерной или какой-то еще), собой не управляет. В каком-то смысле этот человек уже не очень адекватный. Поэтому нужно осторожно вести себя с ним. И если он говорит: «Все, это в последний раз, больше не буду никогда», – конечно, мы желаем в это верить, но поверим только тогда, когда это действительно будет в последний раз.

– Еще один вопрос: «Как детям объяснить про привидения и призраков, что их нет? Или я ошибаюсь?»

– Смотря что называть привидениями и призраками. Если мы имеем в виду то, что сейчас имеется в нынешней культуре (всякого рода фантастические фильмы ужасов и все прочее),  – конечно, такого в природе нет. Но что касается духовного мира, то он существует. Есть книга Дмитрия Булгаковского «Явления умерших от глубокой древности до наших дней», где описаны случаи явления умерших, происходившие не только во сне, но и наяву. Эти явления всегда обусловлены какой-то целью: что-то изменить в отношениях людей в этом мире, что-то важное принести (что касается умершего) в этот мир. Таких случаев происходило много и в России, и за рубежом.

Мне кажется, это свидетельство того, что миры наши остаются связанными. Но проявляются они не всегда. Это не просто какое-то желание напугать или что-то еще сделать (это скорее всего не видение, а фантазии или прилог к нам с нехорошей стороны). Что касается явлений умерших, они всегда подчинены какой-то определенной цели: что-то нужно человеку открыть и открыть через человека умершего – тогда он является в этот мир и может что-то нам открыть. Вот так. Но сказать, что совсем видений не существует, было бы неправдой.

– Если тебе кто-то приснился из родственников, как к этому относиться?

– Толковать сны мы не умеем, поэтому всегда советуем относиться к этому проще: пойти помолиться за этого человека в церковь, но при этом не пытаться разгадывать смысл сказанного или увиденного, потому что этот смысл часто от нас сокрыт, а мы слишком прямо его трактуем. Бывают, например, случаи, когда умерший родственник приснился босиком, и люди несут обувь в храм, ставят на канун, чтобы у него обувь была.

– Такого еще не слышал.

– К сожалению, иногда мы слишком прямо трактуем какие-то вещи.

– Здесь надо быть аккуратным. А если снится человек, который еще живой, – за него тоже надо молиться?

– Я думаю, что когда нам снятся близкие люди, это неплохо. Это же не какие-то кошмары, а дорогие нам люди, с которыми мы живем, общаемся (или общались, если человек ушел из этого мира). Это неплохо.

– Интересный вопрос: «Как появляется, зарождается душа? Можно ли молиться и как за нерожденного ребенка? Случилась замершая беременность (это было на четвертом месяце). Можно ли думать, что у ребенка уже была душа и она попала в Царствие Божие?»

– Я думаю, что душа, конечно, есть у человека, потому что он чувствует уже в утробе матери. Само происхождение души неизвестно. Когда у человека соединяется душа с телом, как она живет в теле, пока он находится в чреве матери, – это вопрос очень сложный, и вряд ли возможно в нем разобраться, потому что мы памяти об этом времени не имеем (никто не помнит себя в утробе), фактически у нас нет материала. Это значит, что этот вопрос от нас скрыт. Раз скрыт – нечего гадать.

Единственное, по внешним признакам известно, что ребенок чувствует уже в утробе матери. А раз он может чувствовать и переживать (это не какие-то биологические процессы, а именно психические, духовные процессы), значит, он уже имеет духовную природу, он уже человек в полном смысле этого слова. Как он там живет, как в нем это сочетается? Он же не видит, не слышит практически ничего. Мы не можем говорить о том, что происходит в первый момент зарождения человека и в момент созревания, и мне кажется, это не нужно. Нужно понять, что жизнь – это не первый момент, это вся жизнь человека: огромное пространство его души, его связи с людьми, с работой, его таланты. Жизнь – это все ее протяжение, а дальше – это целая вечность.

Если Бог забрал ребенка, наверное, Он откроет ему в том мире, куда забрал, всю полноту жизни, которую мы все проходим здесь. А там, известно, человек будет иметь больше, чем здесь. Если Господь сравнивает эту жизнь с зерном, которое упало в землю, то там это растение, которое уже расцвело. Масштаб разный. Значит, там раскроется его жизнь, если здесь не раскрылась.

– Вопрос: «Скажите, с чего начать свой путь в Православную Церковь? Я совсем ничего не знаю: как и когда ставят свечи, как правильно прикладываться к иконам, мощам святых, как общаться со священником. Наверное, невозможно все спрашивать у батюшки. Где и как можно научиться всем правилам православной веры?»

– Практически при каждом храме (если только это не больничные храмы или не закрытая территория) сейчас есть воскресные школы. Везде есть группы для взрослых, куда можно пойти. Если этого в ближайшем храме нет, то в соседнем районе можно найти. Вы пришли, вы слушаете, задаете вопросы, слушаете вопросы, которые задают другие, и в таком режиме диалога выясняете все, что вас волнует, интересует. Потому что когда мы читаем книги, не всегда понимаем, как это на практике применить. Поэтому нужно пообщаться с людьми, услышать от них, как они это практикуют. Здесь нужно общение в рамках общины или воскресной школы. Что такое воскресная школа? Это община. Вы приходите, общаетесь с педагогом, со священником, они делятся с вами своим опытом, и вы, воспринимая этот опыт, можете применять его на практике.

– Можно даже в храме понаблюдать, как кто делает.

– В храме неудобно, потому что идет служба. Не будешь же ходить и считать, когда кто поклонился. Есть книги хорошие, «Закон Божий». Но в воскресной школе можно живо воспринять самое важное. Когда мы читаем книгу, мы выделяем то, что, на наш взгляд, важное, подчеркиваем это. А когда с другим человеком общаешься, он может сказать: «Важнее всего вот это. Об этом ты должен подумать. Ты это должен сделать».

Поэтому важно общение. Как общались первые христианские общины? Апостолы переходили из общины в общину, бывали в общине только три дня и потом уходили в другую общину. Это не те апостолы, которых было двенадцать или семьдесят, это было целое служение в Церкви. Были дидаскалы (учителя) и апостолы. Апостол, переходя из общины в общину, передавал опыт, и этот обмен опытом позволил Церкви сохранить единство обряда. Представляете, на огромной территории Римской империи без телевидения, без радио, газет, прессы, книг сохранялось единство веры, единство обряда благодаря этим людям, которые переходили из общины в общину и из уст в уста передавали все тонкости веры.

Здесь то же самое: мне кажется, через человека быстрее и лучше все узнаешь, чем сам будешь додумывать через книгу или наблюдать со стороны. Лучше в воскресной школе, познакомившись с кем-то в общине, беседовать и задавать вопросы: «А как вы это делаете? Как то делаете?» А если внутри будут возникать препятствия (например, говорят: «Делай так», а тебе неприятно или ты не можешь), можно подойти к священнику и сказать: «Мне говорят делать так и так, а я не принимаю этого». И вы с ним выясните, в чем дело, где правда и как нужно поступать.

– Вопрос: «Подскажите, пожалуйста, какие молитвы надо читать, когда супруг начинает злиться и обвинять тебя во всех смертных грехах? Причем обвинения происходят на пустом месте, внезапно. До сих пор не могу этого понять, хотя живем уже сорок три года (венчанный брак). Супруг в храм не ходит».

– Знаете, любая молитва помогает нам в первую очередь увидеть дело с правильной стороны. Потому что иногда обида – это реакция нашего самолюбия на то, что нам что-то обидное сказали, а на самом деле обижаться или сильно расстраиваться повода нет. Во-вторых, надо понять, что у человека есть характер. Мы же понимаем, что характер, к сожалению, с возрастом лучше не становится. Поэтому Амвросий Оптинский говорил: старого учить – что мертвого лечить.

Здесь нужно примиряться, что есть какие-то особенности характера человека. Это его худая сторона, но есть же и добрая сторона. Если мы будем думать не только о том, что человек сердитый, когда-то ругается, но у него есть и другая, добрая сторона (потому что такая сторона обязательно тоже есть), и на нее будем опираться, о ней думать больше, чем о том, что он ругается, тогда, мне кажется, легче будет выстроить отношения. Если же  будем концентрироваться на худом, конечно, недалеко до обиды или до какого-то уныния в отношениях.

– Вопрос: «Мой близкий человек поддерживает мнение, что детей крестить не нужно, что ребенок должен сознательно принять данное решение, будучи уже в зрелом возрасте. А когда его крестят в младенчестве против его воли, это вроде как насилие над ребенком. Как на это можно ответить?»

– В каком-то смысле ребенок крещеный все равно потом должен будет выбрать свою духовную жизнь. Поэтому мы никак насилие над ним не сможем совершить, потому что Бог оставил его свободным. Во-вторых, хочу сказать, что любой молодой человек никогда не бывает свободным, он находится под влиянием. Чаще всего это влияние его окружения (особенно если это юноши среднего, подросткового возраста). То есть он не будет свободно принимать это решение, он будет принимать его под влиянием не вас, а своих друзей, которым он будет верить больше, чем семье. Когда наступит определенный возраст, родители уйдут на второй план, а на первый план выйдут приятели, друзья. У человека будут другие авторитеты, но авторитеты будут всегда, он всегда будет жить под влиянием авторитетов.

Что дает христианство? Оно, наоборот, дает свободу. Если человек желает, он может свободно решать вопросы своей жизни, своей судьбы. А так, конечно, всегда человек находится под влиянием. В малом возрасте он находится под влиянием семьи, а когда становится старше, для него становится важнее мнение друзей, мнение коллектива, социальные вещи начинают проявляться. Мы с вами сами были в этом возрасте и понимаем это. Поэтому человек вовсе не свободно принимает решения в этом возрасте. Свободно – это когда уже имеется опыт, это уже лет под пятьдесят, наверное, но до этого ждать долго.

– Следующий вопрос: «Какая разница между крещеным и некрещеным человеком? Разве Господь будет любить меньше некрещеного, чем крещеного?»

– Господь любит всех. Но вопрос именно в том, что от тех, кого Он любит, Он ждет некий свободный ответ. Поэтому в этом мире как раз большой разницы между крещеными и некрещеными нет, иначе бы свободного ответа не было. Если бы крещеному что-то давали за то, что он крещеный, а некрещеному не давали этого, тогда не было бы свободы. Человек должен сам свободно решить, как он относится к Богу, и Бог никогда не будет в этом случае лишать его этой свободы. Но, с другой стороны, все-таки что мы выберем, так и будем жить. Если мы выбираем жить с Ним – будем жить с Ним; если без Него – значит, без Него. Так вот, подумаем о том, какая жизнь нас ждет без Него.

Да, батюшка, иногда страшно даже подумать, что было бы...

Вопрос: «Два года назад я сделала аборт, за что сейчас себя ненавижу. Я исповедовалась, но эти мысли меня не оставляют. Что же я наделала? Боюсь Божьего наказания и того, что за мои грехи может пострадать сын. Имею ли я право снова родить ребеночка?»

– Конечно, имеете право родить. И бояться за сына не нужно, потому что он не будет отвечать за Ваши поступки, он же не принимал участия в этом грехе. Неразумно было бы наказывать человека за то, за что он не отвечает. А грех этот, конечно, очень долго тянет людей, потому что само по себе это действие настолько противно совести… А совесть никак не уговоришь. И здесь нужно терпеливо исповедоваться, каяться, молиться, покаянные молитвы читать дома, если есть такая возможность, пока не утихнет все это внутри. А рожать, конечно, можно – это всегда благо, когда новый человек приходит в мир.

И, может быть, будет какое-то утешение...

– Утешение будет. Но дело в том, что одно не искупает другого: нельзя подарить жизнь, отняв ее; это разные вещи. С другой стороны, мы понимаем, что если делаем какие-то добрые, хорошие дела, что жизнь у нас добродетельная, то она способствует тому, чтобы мы меньше и меньше чувствовали грехов, которые совершили. Но, к сожалению, должен пройти какой-то период времени.

У Силуана Афонского есть рассказ. Один крестьянин очень весело играл на гармошке, всех веселил, а Силуан знал, что когда-то он был убийцей. Он подошел к нему и с удивлением сказал: «Ты так себя ведешь, как будто никогда не убивал!» На что бывший преступник ответил ему очень просто и глубоко: «Я пробыл в тюрьме, на каторге двадцать пять лет. И все эти двадцать пять лет я раскаивался и молился, чтобы Бог меня простил. И вот наконец Бог меня простил». Прощение было в том, что его душа обновилась, он жил так, как будто не совершал этого поступка. То есть у человека не просто из памяти это ушло, а ушло состояние, когда ты понимаешь, что виноват.

Вот результат настоящего покаяния.

– Да, Силуан Афонский (архимандрит Софроний об этом пишет) приводит этот пример покаяния. Старец Силуан, еще будучи юношей, увидел, какова сила покаяния. Но двадцать пять лет – это очень большой срок, это четверть жизни, если даже не больше.

– Это чуть больше, чем мне сейчас. Огромный срок.

Отец Михаил, мы ответили на много разных вопросов, подняли очень важные темы. Благодарю Вас за эту беседу.

– Я хочу пожелать, чтобы молитвы святителя Николая нам помогали в жизни, особенно в жизни духовной, делали жизнь живой, цельной, интересной. Потому что сам святитель Николай настолько был живой! Он и остается живым для нас. Читаешь его житие и думаешь: «Вот человек, который так интересно и так глубоко раскрыл в себе веру!» Дай Бог, чтобы вера в нас раскрывалась так же, как она раскрывалась в святых Божиих.

Ведущий Сергей Платонов

Записали Светлана Тодосейчук и Владислав Рябов

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает духовник и старший священник Алексеевского женского ставропигиального монастыря города Москвы протоиерей Артемий Владимиров.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать