Беседы с батюшкой. Христово Воскресение. Воскресение души

14 мая 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель храма святителя Николая в Толмачах при Государственной Третьяковской галерее протоиерей Николай Соколов.

– Тема нашей передачи сегодня – «Воскресение Христово и воскресение души». Отец Николай, каково значение Воскресения Христова в историческом масштабе и как сокровенное для каждого человека?

– Воскресение Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа является самым важным событием всей мировой истории. Для человека-христианина это событие его сакраментального внутреннего человека, его души. Для мира, ради которого Господь пришел, воплотился, пострадал и воскрес, Он всегда будет не совсем приемлем. Но Господь сказал: Мужайтесь: Я победил мир (Ин. 16, 33). И вот Воскресение Христово есть победа над смертью (а смерть – самое страшное в истории мира, что случилось после грехопадения). Поэтому и Пасха Христова празднуется всеми христианами во всем мире. Немножко в разное время, но празднуется радостно, светло, ибо Господь невидимо присутствует в душе каждого человека, который призывает Его и говорит рядом стоящему другу, брату, сестре: «Христос воскресе!» И получает ответ: «Воистину воскресе!»

К Воскресению Христову нас готовит Священное Писание, которое на многих страницах и Ветхого Завета, и Нового Завета показывает нам, что Господь постепенно готовил человека к моменту понятия о воскресении. Но еще в самые далекие, доисторические времена понятие о вечной жизни было у человека. Даже самые древние захоронения, насчитывающие многие тысячелетия, показывают: когда хоронили человека, придавали ему определенную позу, которая говорила о том, что он возвращается в жизнь, только в иную жизнь. И присутствовала красная краска, которая в духовном плане означает воскресение, радость, мир. Это было задолго до Христа.

Постепенно Господь через пророка Моисея и других праотцев, патриархов, пророков готовил человека к понятию, что есть жизнь вечная, что человек только гость на земле. И воистину так. Потом апостол Павел скажет слова: не имамы зде пребывающаго града, но грядущаго взыскуем (Евр. 13, 14). То есть мы живем ради будущей жизни. Задача понять, что есть будущая жизнь, есть воскресение, была поставлена и священниками, и пророками, писателями Ветхого Завета и уже окончательно утвердилась в мыслях и посланиях новозаветных писателей.

Для многих людей Ветхого Завета вопрос о воскресении стоял очень остро. Часть иудейской публики, которая все-таки веровала в Единого Бога (я не говорю про язычников пока), воспринимала Воскресение Христово, часть – отрицала, хотя они были одной веры. И, к сожалению, отрицала верхушка, саддукеи, которые представляли священническое начало.

Поэтому Господь, придя на землю, тоже готовил постепенно человека к Своему Воскресению. Его жизнь была исполнена мира, любви, радости, полноты ощущения близости к человеку, потому что больше Господа для человека никто не сделал в этой жизни. И в Своей жизни земной (около трех лет Он был с нами), когда проповедовал, Он несколько раз воскрешал умерших, чтобы готовить человечество к собственному воскрешению, и предупреждал об этом учеников не раз.

Одно из  известных событий – воскрешение дочери Иаира, только что умершей девочки (буквально несколько часов прошло). Вторым известным воскрешением было воскрешение сына наинской вдовы, когда уже около суток прошло, как хоронили этого юношу; Господь воскресил его, утешив мать. И третье удивительное воскрешение было воскрешение праведного друга Божьего Лазаря Четверодневного. Через четыре дня, когда уже смердил покойник, Господь воскрешает его и говорит Марии: «Веришь ли?» Она говорит: «Да, Господи, верю, что воскреснет он в последний день!» То есть вера в воскресение человека была. И Господь показал, что Он – Владыка жизни и смерти, Повелитель воскресения – готовит все человечество к Своему Воскресению.

И Господь, указывая на человека ветхозаветного, говорил: вам тоже открыт этот момент воскресения. А примером этого является известная история пророка Божьего Ионы, который, подобно Господу, был во чреве кита (так перевели у нас; на самом деле – это большое морское животное) три дня. Спустя три дня он остался жив и вновь пошел исполнять то повеление Божье, от которого хотел отказаться.

Вот и у нас сегодня выбор: принять Воскресение Христово или не принять. Мы – христиане, мы крещены, у нас у всех есть символ воскресения, символ распятия, Крест Христов, мы все миропомазаны Духом Святым. Однако наша жизнь подчас часто идет в разрез с теми уставами и теми повелениями, которые Господь оставил нам после воскресения. А прежде всего Он завещал нам Царство Свое, в которое мы должны войти как цари, как соправители Господа в этом мире. Но для этого нужно смириться и увидеть свой грех, покаяться. Тогда Воскресение Христово будет поистине в чистом сердце. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят (Мф. 5, 8).

Начинаем мы с вами праздник Воскресения Господа нашего Иисуса Христа с молитвы, которую поет весь народ со священниками: «Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небеси, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити».

Вопрос телезрителя: «Можно ли оценить стоимость души?»

– На это уже есть ответ в Евангелии. Господь нам сказал: «Если человек весь мир приобретет, а душе своей повредит, он ничего не получит». Душа бесценна, и каждая личность неповторима. Все блага мира невозможно отдать за одну душу человека. Святые говорят: «Если бы даже один человек согрешил, а все остальные были праведными, Господь за него бы пострадал». Поэтому великое счастье, что душа человеческая является самым дорогим сокровищем на земле в наше время.

– Отец Николай, Вы сказали, что Воскресение Христово – это величайшее событие в истории человечества, величайшее событие для мира. Почему же мир не принимает Христа?

– Господь сказал: «Мир во зле лежит». Зло, которое вошло с грехом в мир, настолько въелось в наши мирские дела, события, действия, что с большим трудом мы можем что-то сделать, чтобы от этого освободиться. У нас везде сейчас стоят компьютеры, везде  техника, а в сердце мы не впускаем то, что нужно, – благодать Божию. Чтобы мир изменился, нужно измениться каждому человеку. Хотя бы частично измениться. Ведь изменяя себя, человек преобразует этот мир. И великое счастье (сейчас был задан вопрос о душе), если и одна душа спасается: рядом загораются «лампочки» близ находящихся душ. Чем больше человек очищает свою душу, тем больше делает для мира. Не для себя. Себя нужно забыть. В христианстве очень важно, чтобы человек был соработником Богу на земле. А быть соработником Богу – это значит окончательно забыть себя, свои желания, за все славить и благодарить Бога и жить, не принимая за основу материальные блага. «Сегодня едим, пьем, а завтра умрем» – так сказали древние. За этот период времени не изменилось ничего. Все люди сейчас живут одним днем.

Подчас задают вопрос: «Умрем, а что будет дальше? А кто оттуда вернулся, что-то доказал?» Вернулись. И сказали, и доказали. Просто люди не слышат, не хотят этого слышать. А такие примеры явления из загробного мира душ человеческих – это реальность, это не галлюцинации. Это то, что переживала и переживает Вселенская Церковь; может быть, каждая домашняя церковь, потому что в каждой семье, у каждой личности есть то, что  мог сделать только один Господь. И, говоря о вечной жизни, мы, конечно, благодарим Бога, что у нас есть великая радость – Русская Православная Церковь. Но это не заслуга, а обязанность – быть достойными христианами. Потому что если и у нас не будет порядка и мира в Церкви, то что говорить о других конфессиях, направлениях, религиозных течениях?

– Вопрос телезрителя: «Почему Господь Иисусу сошел сначала в ад, а не в рай после Воскресения?»

– Хороший вопрос. Кто в аду был? Ведь ад – это понятие духовное. Не нужно понимать, что это какой-то кипящий котел и люди там пребывают в муках. Это образное понятие. Что страшнее? Муки души. У души бестелесное состояние, она нуждается в духовном укреплении и духовном спасении. И до Христа было  много праведных, которые по причине изгнания человека из рая не смогли войти после своей смерти  душами в райское состояние. Поэтому Господь и спустился в ад. Там есть такое место, шеол, где находились праведники начиная с древних времен, великие пророки, святые Ветхого Завета. Он их всех вывел оттуда, потому что они своей жизнью предвосхитили Его славное Воскресение.

А за Ним уже пошли другие люди, которые достойны были войти в Царство Небесное по своим делам, даже, может быть, не зная истинной веры, которой обладали евреи, иудейский народ. Поэтому Господь и сошел во ад, чтобы их вывести. Первым вошел в рай, как вы помните, благоразумный разбойник. Кем он был по национальности, мы не знаем, но знаем, что Господь ему сказал: «Ныне же будешь со Мною в раю». Поэтому говорим сегодня: «Помяни мя, Господи, во Царствии Твоем». С сегодняшнего дня, дня Воскресения Христова, когда Господь был на Кресте и сошел во ад, врата рая уже открыты. И одно из песнопений христианской Церкви имеет такие слова: «… и херувим отступает от древа жизни, и аз райския пищи причащаюся». То есть вхожу в рай и нахожусь в райском блаженстве.

– Тема нашей передачи «Воскресение Христово и воскресение души». Воскресение души – это восстановление образа Божьего в человеке. Каковы черты этого образа и не противоречат ли они образу, предлагаемому светской культурой?

– Мы уже заговорили о мирском и о духовном. И часто противоречия здесь очень серьезные. Любой человек есть образ Божий, надо это помнить. Независимо от его происхождения, воспитания или статуса в жизни мы должны видеть в каждом  создание Божие. Образ Божий перед нами предстает искаженный грехом. Мы должны в своей деятельности (как священники, как христиане православные) уметь отсекать от человека греховное и видеть в нем светлое. Что составляет светлое как образ Божий? Конечно, это понятие для всех ясное – любовь. Бог есть любовь. И если человек исполнен любви, мира, согласия, терпения, умеет прощать, умеет видеть именно свои недостатки («Дай мне зрети мои грехи, а не брата моего»), то в нем постепенно начинает образ Божий выкристаллизовываться. Нельзя сказать, что крестился, стал священником, надели на тебя святой крест – и ты уже образ Божий. Нет. Это путь всей жизни. Путь, который только один Господь может знать, когда этот образ достигнет того начала или той границы, что этой душе Господь положил в жизни.

Поэтому часто и наступает внезапная смерть… Господь человека забирает. Значит, что-то в его душе появилось, что было сообразно нужному образу; он воплотил его уже на земле. И Господь, видя его сердце, зная наперед, что могло бы с ним быть, берет его душу к Себе. Поэтому в любом человеке мы должны увидеть как бы Христа, пришедшего к нам. Мы не можем сказать: ты мне нравишься или не нравишься. Человеку мы должны всегда говорить доброе, хорошее и светлое. Даже если он этого и не заслуживает. И подчас, говоря ему добро, ты приобретаешь себе друга. Он открывает сердце для тебя. И твои добрые качества, если они у тебя есть, переходят к нему, а его – к тебе. И начинается добрая, хорошая христианская жизнь.

– Вопрос телезрителя: «Известно по Преданию Церкви, что после смерти человека происходит частный суд. Человек проходит мытарства, и Бог потом определяет – праведники с Богом, грешники в аду. Но после Второго Пришествия опять будет всеобщее воскресение. Если уже Бог осудил человека на частный ад, то зачем вытаскивать человека снова из ада на всеобщее воскресение, а потом ему снова отправляться в ад на вечную муку?»

– Это серьезный вопрос и действительно касается всех и вся, потому что нет человека, иже жив будет, и не согрешит. Частные мнения самые разные по этому поводу. Как мне кажется, есть временный суд, который определяет бытие человека до Страшного Суда, когда все откроется. Господь судит умершего человека по тому, как он жил, был  праведником или грешником. Мы можем даже что-то не знать о нем. И подчас его считаем грешником, а на самом деле за ним могут стоять такие события, за которые Господь ему не вменит греха. Скажет, что это было попущено, чтобы кого-то привести к Нему, чтобы что-то сделать доброе через него… Но Страшный Суд  будет тем судом, когда все миллиарды людей встанут перед Господом – и у каждого откроется все, что было когда-либо потаенно и сокрыто. Тогда мы увидим, как души, которые были осуждены Господом на временное пребывание в адских мучениях, будут освобождаться от этого.

Мы все живем в этом мире, и у всех  нас есть болезни, скорби, печали. Врач нас отправляет на лечение в санаторий, а там говорят, что нужно сделать то и это, ампутацию часто делают. Парализованные люди лежат там. И разве они и будут там лежать? Нет. Они выздоравливают. Я думаю, если человек хотя бы один раз в жизни сказал «Господи, помилуй меня!» и сделал добро (как сказано,  даже чаша холодной воды будет засчитана), то это будет все раскрыто на Страшном Суде. Это будет уже Суд Божий. И от человека зависит, сможет ли он принять ту любовь Божию, которую Господь ему простирает как спасающую руку. Господь никого не будет судить, мы сами себя будем судить за свои поступки.

– Вы сказали, что образ Божий должен выкристаллизовываться в человеке постепенно. В этом деле что зависит от человека, а что от Бога?

– И Бог, и человек здесь соработники. Есть  понятие синергии, когда воля человеческая и воля Божия соединяются вместе. Это можно проверить на любом примере. Мы выходим из дома и говорим: «Господи, слава Тебе за этот день; слава Тебе, что Ты нас восставил от сна, что мне радостно идти на свою работу; что у меня есть счастливые родные (моя жена, мои дети), мои подруги, друзья. Благодарю Бога за все». Господь видит твое доброе настроение и посылает что-то, чтобы ты еще больше убедился, что Он с тобою вместе. Если ты против Бога восстал, то даже если  встал в хорошем настроении, тебе будет все казаться плохо. Ты не выспался, плохая погода на улице, что-то делается не то, в семье как-то обозвали, не поняли на работе... Ты в смущенном состоянии. Но запомни, что Господь тебя ведет. И каждый твой шаг сопряжен с тем, что Господь идет рядом и несет твой жизненный крест вместе с тобой. Если человек понимает это и этот момент синергии (воля Божия – воля человеческая), то становится легко и просто жить на земле, славя Бога.

– Как семья способствует воскресению души человека?

– Семья – это малая церковь! Я имею в виду сейчас христианскую семью. Вообще любая семья – это община, которая является ядром мира на земле. Все началось с маленькой семьи – Адам, Ева, их дети. Сегодня мы видим миллиарды людей, живущих на земле, которые, к сожалению, не имеют добрых семей.

 Помните предыдущий разговор о мире, о зле? Если нет в семье мира, согласия, любви, прощения, снисхождения, то ничего хорошего не может быть. Не могут от плохой яблони быть хорошие яблоки. Поэтому семейный мир, духовный мир влияет более всего на преображение души человека. Он начинается с первых дней жизни. Даже уже в момент зачатия, когда отец с матерью мечтают о том, что у них будет ребеночек.

Если еще мама благочестивая и отец – христианин, верующий,  они ходят в храм, причащаются Святых Христовых Таин, соблюдают определенные нормы христианской жизни, то у них дети благодатные. Я таких детей иногда вижу. Не то что они плохие или хорошие, на них печать Божьей благодати.

В то же время в храм приходят дети тоже хорошие, добрые, интересные, талантливые, но на них печать мира сего. Они не могут даже постоять пять минут нормально, не могут друг с другом общаться. Они бедняжки. Они, видимо, не получили той духовной зарядки, которую нужно получить в семье.

Семья – это именно процесс воспитания. Божью Матерь, когда Она была младенцем, привели в храм. Есть такие слова: «Пришла еси воспитатися в храме». До определенного времени, пока человек еще живет не в школе, а в семье, это воспитание, именно духовное, самое важное. То, что заложено до пяти-шести лет, остается на всю жизнь.

Я вспоминаю себя. Никто меня не заставлял молиться, чтобы я клал поклоны, столько-то молитв читал и т.д. Рядом со мной просто молились отец, мать, дедушка, бабушка, близкие люди. Меня ставили рядом. Если я не мог стоять или мне трудно было, меня отпускали на улицу.

Я вспоминаю, мы приходили в наш родной деревенский храм, выстаивали половину всенощной, а потом с радостью кричали: «Шестопсалмие!» Можно было погулять. Мы выбегали на улицу и на протяжении семи-восьми минут бегали вокруг храма, во что-то играли, что-то делали, а потом нам взрослые говорили: «Пойдемте, пойдемте, сейчас будет полиелей, будут вам лобики помазывать». Что такое полиелей, елей, мы понимали, но до конца не все понятно было. Читали Евангелие, потом мы подходили, получали благословенный хлебец, если была лития, и что-то еще... Дальше нас не заставляли выстаивать службу. Но обязательно перед вечером читалось хотя бы несколько молитв;  опять же их не заставляли учить наизусть, просто с нами читали.

 Если с ребенком ежедневно будете в течение двух-трех месяцев читать «Богородице Дево, радуйся», «Отче наш», «Ангел Божий», «Царю Небесный», то буквально через три месяца он будет все это знать наизусть. Это духовное воспитание в семье дает тот фундамент, когда человек уже, возрастая, без этого жить не может. Пусть кратко, но молиться не забудет. Пусть какая угодно в жизни ситуация, но он без молитвы не будет.

 Всегда вспоминаешь добрым словом тех людей, которые дали начало твоей духовной жизни. Отца, маму, братьев, близких. Сказано про всех христиан: «Вы свет мира. Вы соль земли». Этот свет начинается в христианской семье.

Вопрос телезрительницы Татьяны: «Очень большое желание изменить себя. Хочется сделать доброе дело. Начинаю это доброе дело, все получается. А под конец все насмарку. Возьму и споткнусь. Господь принимает вот это желание и намерение?»

– Спасибо за те чувства, которые Вы испытываете.  Есть такое выражение: «Господь и намерение целует». Поэтому это уже хорошо. Не всякое доброе дело можно довести до конца. Вам кажется, нужно его довести, а Господь остановил его на какой-то период времени... Если вы чувствуете, что не до конца сделали это доброе дело, споткнулись, ни в коем случае не скорбите. А скажите: «Господи, я сделала все, что могла, но по своей немощи не смогла доделать до конца задуманное мною. Прости меня, вразуми меня. Пусть еще кто-то поможет мне или доделает дело, которое я не смогла сделать».

Надо проявить в данном случае смирение, спокойствие. Вот я сегодня сделал доброе дело, потом говорю: «Какой я хороший, как я здорово сделал». И начинается гордыня. Это самое страшное, что может быть в человеке. Чтобы человек не гордился, Господь его иногда чуть тормозит. «Подожди, подожди. Все успеется. Ты еще сделай, но чуть позже». Поэтому никогда не скорбите, скажите: «Слава Богу за все!»

– Вопрос о миссионерстве. Какой должна быть проповедь христианства, чтобы она приводила к воскресению души?

– Вопрос о миссионерстве стоит очень остро. Россия – это православная страна, но невоцерковленные люди. Многие воспринимают христианство как национальную принадлежность: я русский, я крещен, этого достаточно.

Поэтому слово о Христе, о Церкви, о миссии Церкви должно звучать постоянно не только из уст священника или миссионера, а из всех возможных источников просвещения, которые сегодня доступны. Это радио, телевидение (как мы сегодня видим, это тоже миссионерство). Слово Божие через технику дается людям (через магнитофоны, через записи).

Сегодня человек-миссионер, если он занимается этим профессионально,  должен, во-первых, получить образование. Без образования трудно говорить об этом. Во-вторых, он должен получить благословение от правящего архиерея или от священника-духовника и работать уже на определенном поприще по благословению, а не по своему желанию. В-третьих, он должен уметь молиться и своими молитвами помогать ближнему. Еще одно, что важно: он должен уметь делать добро человеку. Если  я  буду вас убеждать в своей религиозной принадлежности и заставлять вас креститься и одновременно буду вас жестоко обличать в грехах ваших, говорить какие-то неприятные вещи (или знаю, что вы нуждаетесь, а пройду мимо и куска хлеба вам не дам), то какой я миссионер?

Один из интересных миссионеров, владыка Иннокентий, архиепископ Аляскинский, митрополит Московский, написал в свое время в письме будущему митрополиту Николаю Касаткину, который был в Японии: «Миссионер должен сначала полюбить то, что он будет говорить людям, т.е. Христа, Священное Писание, Господа. Затем он  должен полюбить того, к кому  будет обращаться. После этого проповедовать  слово Божье».

Это не просто так сделать. Часто бывает, миссия начинается с первых слов: «Я вам расскажу, как правильно верить». Не буду называть конфессию, которая сейчас под запретом. А вы правильно веруете? А знаете, какое имя Христа? Какое имя Божие? Вы неправильно говорите сразу. Начинают с этого. Мы должны просто войти в жизнь человека, посмотреть, что происходит в человеке.

Наши знаменитые миссионеры прошлого века (начала двадцатых годов прошлого века и девятнадцатого века) начинали с того, что приезжали в те места, где люди еще не знали о Христе, жили с ними и своим жизненным примером показывали, что можно жить лучше, быть счастливее и радостнее. Тогда к ним обращались: «Почему Вы так живете? Вроде едите тот же хлеб. Совершаете те же действия, что и мы. Но у Вас на лице всегда радостная улыбка. Вы никогда не скорбите». –  «Я вам скажу, что рядом со мной есть Священное Писание, которое есть образ Христа на земле. Передо мной Иисус Христос». Тогда можно говорить... И никогда не осуждать человека за его личные убеждения, даже если он идет против вас.

– Вы сказали, что миссионер должен научиться молиться. Какой должна быть молитва, чтобы она способствовала воскресению души, была на пользу нашей душе?

– Очень просто: молитва – это разговор с Богом. Это не вычитывание правил. Я очень не люблю, когда мне говорят: все вычитал (или вычитала). Вы помолились после того, как вычитали? Это я сам по себе знаю. Читаешь, бывает, правило, приходишь усталый. Знаешь, что нужно прочесть каноны, акафист. Читаю, но мысли совсем не там. «А читал я это? Уже забыл». Это разве молитва? Молитва – это когда скажешь «горе сей, и она сдвинется с места». Скажешь: «Господи, помилуй мя», – и, бывает, это больше всех канонов и акафистов. Поэтому нужно открыть сердце для Бога и просто побыть с Богом в тишине.

Как-то владыка Антоний (Блум)  приводил пример одного крестьянина, который просто сидел в храме, французском храме, и смотрел на алтарь и распятие. Владыка его спросил: «Ты молишься? Он ответил: «Нет, я просто сижу и смотрю. Мне так хорошо…»

Молитва бывает разная. Молятся и дома, и в храме, и в автомобиле. Много есть популярных записей молитвословов. Можно найти и песнопения, и акафисты, и каноны, все можно послушать через магнитофон. К этому относятся по-разному. Иногда можно и послушать; слава Богу, что есть такая возможность. Допустим, человек уставший. Просто посидит в тишине и послушает это слово, если он правильно свое сердце настроит. Постоянно этим пользоваться тоже не следует.

В молитве прежде всего – человек и Бог. Если есть это соприкосновение, то это великое счастье. Это счастье дается не каждый раз и не в каждой молитве. Нужно еще заслужить такой момент, когда почувствуешь, что Господь тебя услышал и ты рядом с Богом. Такие случаи бывают в жизни, когда человек в тяжелом состоянии, в болезнях, скорбях,  страданиях. Тогда молитва вдруг идет. Она идет совершенно по-особому. Пусть читаются не те правила, которые нужно, но это идет из глубины сердца, из глубины души. Я включил, послушал, мне хорошо...

Нашему известному духовнику, отцу Кириллу (Павлову), как-то задали вопрос: «Может ли спастись человек, если он постоянно слушает молитвы по магнитофону, по записи?»  Отец Кирилл сказал: «Не знаю, как человек, но магнитофон спасется».

Вопрос телезрителя: «Дух Святой может видеть, слышать и разговаривать? Я прочитал в Библии, что семь духов в Царствии Небесном, а сколько вообще  святых духов?»

– Вопрос, конечно, понятен мне. Дух Святой один. Но есть многообразие даров Святого Духа. Он проявляется во многих моментах нашей жизни. И в слове, и в деле, и во взгляде, и в различных явлениях нашей жизни.

Есть понятие – семь даров Святого Духа. Это понятие духовное, но Дух один. Поэтому  не смущайтесь, если вам скажут: «Дух видит». Дух бестелесный. Где у него глаза? Где у него язык? Он и говорит, и видит, и слышит, и действует там, где хочет. Дух дышит где хочет. Когда приходит, когда уходит, мы не знаем. Это великая тайна, которую Господь открыл Своим ученикам. «Примите Духа Святого», – сказал Он. Отныне Дух Святой с нами пребывает до скончания века.

– В деле воскресения души очень важен пример святых. Совсем скоро Церковь будет праздновать память святителя Николая. В вашем храме будет престольный праздник. Не могли бы Вы немного рассказать о святителе Николае и о престольном празднике, как он будет проходить?

– Спасибо за этот вопрос; я сам ношу имя святителя Николая, поэтому он мой близкий святой, икона его висела над моей кроваткой в детстве. И, сам того не ведая, я вдруг стал настоятелем храма святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее. Действительно, через несколько дней будет праздноваться весенний праздник в честь этого святителя. Перенесение святых мощей из Мир Ликийских в град Бар. Для нас этот праздник престольный, поэтому у нас будет совершаться торжественное богослужение. Как всегда, всенощное бдение и литургия.

Чем так важен для нас этот праздник? В нашем храме находится несколько чтимых икон святителя Николая, которые принесли к нам. Этот святой особый; как говорят, он моментально исполняет просьбы, желания, если они угодны Богу, если они добрые.

Когда меня назначали на этот приход, я не знал, что это за приход. В день назначения  меня вызвали в Патриархию и вручили указ. Взяв указ у представителя патриарха, я поехал на очередную требу, которая была связана с освящением одного гаража, где были старые машины и где происходили несчастья, люди стали разбиваться. Просили меня освятить гараж и машины. Обычная история. Я освящаю эти машины, этот гараж, и мне говорят: «Батюшка, сколько денег мы должны дать за это?» Я говорю: «Во-первых,  мы не договорились о деньгах. Вы просто мои друзья. Никаких денег я брать в вашем тяжелом положении не буду. Люди погибли». –  «Нет, мы должны поблагодарить Вас. Мы Вам дадим икону. У нас здесь в углу стоит икона. Она стоит уже года три-четыре. Кто-то бросил ее. Возьмите ее себе».  Я захожу за груду шин, которые стоят в углу, и вижу икону святителя Николая. Большая, хорошая (правда, треснутая), письма XIX века. Открываю указ и вижу назначение в храм Николы в Толмачах... Потом мы освятили ее, отдали на реставрацию. Сегодня она находится в нашем храме.

Также икона святителя Николая невидимо присутствует сегодня на великой чудотворной иконе Владимирской Божьей Матери. Владимирская икона – самая великая святыня России. Она находится в нашем храме уже двадцать лет. Недавно сделали исследование и обнаружили, что на ее тыльной стороне изображение святителя Николая. Они совместились на этой иконе и свое благодатное благословение дают всем приходящим к нам. Буду рад всех видеть, помолиться вместе с вами.

– Я думаю, что можно пригласить 3 июня наших телезрителей на празднование иконы Божьей Матери Владимирской.

– Да, будет праздник Владимирской иконы Божьей Матери. Напоминаю, что она празднуется трижды в году – 3 июня, 6 июля и 8 сентября. Великая святыня находится в храме уже двадцать лет.

К удивлению, совсем нет очередей к ней. Люди приходят и удивляются. Как так? Это подлинная святыня? Нас не обманули? Это не копия? Я им говорю: «Нет, это подлинная святыня». А где же народ? Народа-то и нет. Приходят за день десять-пятнадцать человек (имею в виду верующих людей), которые поклонятся ей, купят свечечку. А так люди приходят к нам на праздники. Не забывайте, приходите к Богоматери, Она вас услышит и поможет всем.

Записали Светлана Тодосейчук и Владислав Рябов 

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает духовник и старший священник Алексеевского женского ставропигиального монастыря города Москвы протоиерей Артемий Владимиров.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать