Беседы с батюшкой. Эфир от 1 января

1 января 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала - беседа с председателем Комиссии по церковному просвещению и деятельности воскресных школ при Епархиальном совете города Москвы, настоятелем храма святого благоверного великого князя Димитрия Донского в Северном Бутове протоиереем Андреем Алексеевым.

– Батюшка, с Новым годом, с праздником! Рады Вас видеть!

– Дорогие братья и сестры, с новолетием, с Новым годом! Радуюсь возможности вас поздравить с этим событием в состоянии вдохновения после ночной литургии. Когда служишь литургию в новогоднюю ночь – первый вздох обращен к Богу с благодарностью, признательностью и просьбой на хорошее грядущее новолетие. Состояние удивительное! Делюсь им. И всегда оно очень возвышает, ощущаешь прилив чувств, готовность трудиться и служить.

– Ведь Евхаристия – это благодарение. И вся наша жизнь, как Вы отмечаете, – это благодарность Богу.

– Это центр жизни.

– И как встретишь Новый год, так и проведешь.

– Именно поэтому и встречаем так, чтобы первый возглас в новом году был обращен к Богу: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь». С Новым годом!

Вы знаете, Новый год – добрый семейный праздник, который важно и нужно наполнить домашним, мирным, хорошим содержанием. Люди по-разному к этому относятся: кто-то отмечает более широко, кто-то менее (продолжается пост, никто его не отменяет, это естественно). И давайте не будем ломать копья и мечи скрещивать. Это мирный день, который важно наполнить добрым содержанием.

Я не хочу рассматривать случаи иного характера, потому что христианину в любое время года надлежит трезвиться. Я не хочу даже об этом говорить, это не формат нашего общения. Я рассуждаю о том образе Божьем в человеке, который предполагает, что завершающийся год – время, когда мы Господа благодарим за ушедшее, а в наступающее лето  просим Его благословения на перспективу каждого следующего шага. И как важно, чтобы каждый из нас учился этому искусству встречи и с Богом, и с близкими, в том числе и в эти часы, в эти минуты какого-то семейного торжества (возможно, застолья). Это происходит по-разному, в той мере, которая определяется совестью христианина.

– …Я хотел спросить. Написанные Вами на разные темы стихи неоднократно звучали в нашей студии. А где их можно найти? Наверное, на сайте? Где еще?

– Есть сейчас и книги, которые я издаю; Катехизис в стихах (он есть в нашем храме, бывает и в других храмах). Я сейчас отдал его на согласование в Издательский совет. Мы его дарили на детских фестивалях. Он должен сейчас получить гриф, чтобы можно было  распространять его в иных местах (эта книжка издана). Есть сказки, которые я издаю. Сейчас в работе и должна выйти книга «Дневник духовника олимпийской сборной»…

– Такой житейский вопрос: Вы говорите, что мы должны объединяться, собираться семьями, Новый год действительно семейный праздник. Но часто встречаются вопросы (и в Интернете, и люди присылают нам) об одиночестве. Наверное, это бич современности. Человек  чувствует себя одиноким, а бывает такое, что у него действительно никого нет. Как ему встречать Новый год?

– Вы подняли очень важную тему. Я поделюсь одним событием, которое меня в предновогодние дни очень взволновало. К нам в храм пришел человек, которого я знаю не один год, но уже давно его не видел. Когда-то он помогал нам в организации молодежных мероприятий, приходил, участвовал, старался, а потом как-то пропал. Я его несколько лет уже не видел. Причем он где-то мелькнет, в храм заглянет… Но не подходил, как-то не получалось пересечься. Раз – и его уже нет; опять на месяцы, а может быть, и на год. Снова появится – и опять его нет.

И вот он пришел для разговора впервые за долгое время и поделился своим состоянием.  Когда мы стали разбирать причину (покопались искренне, честно перед Крестом и Евангелием), обнаружили, что человек живет для себя. Причина в том, что он в себе ищет объект послушания и служения себе самому, который его и привел в это состояние. Это взрослый мужчина. Осознав это, он был потрясен, он это принял, согласился, что это действительно так.

В каждого из нас Господь вложил потенциально готовность и умение служить другим. Вспомните евангельские слова, которые мы читаем в преддверии Великого поста. Как Господь нас будет спрашивать на Суде? Ты накормил? Ты посетил? Ты утешил? Ты был человечен? Как ты отнесся к людям, которые имеют нужду в чем-то? Ты послужил им? Ты позаботился о них? И Вы знаете, что интересно? Меня очень порадовала готовность этого человека рассмотреть это в себе, а затем спросить: а где сейчас я могу быть полезен?

Причина одиночества – уход внутрь себя, уход от той связи с Богом, которая всегда предполагает готовность служить и готовность отдавать себя. Я встречаю сегодня людей в преклонных годах, которые молоды душой, готовы отдавать себя. У нас есть замечательные старушки, которые служат Богу, идут помогать в наш центр работы с детьми. Они уже в большой немощи пребывают, но как же они служат, насколько готовы к жертвенному подходу, к пониманию того, что ты сейчас можешь уподобиться Христу!

Или я встречаю нередко молодых мертвецов, которые зациклены на себе, ушли внутрь своего маленького мира, закрывая за собой двери и не пуская туда ни Бога, ни людей. И здесь, к сожалению, и спесивость, и высокомерие, и гордыня, и одиночество, и уныние как следствие того, что человек пребывает в состоянии страшного греха. Это лесть себе, это служение себе, кумир из самого себя. К сожалению, это беда сегодняшнего времени. И  как следствие, это неблагодарность. Нет благодарности ни Богу, ни людям.

Вы подняли хорошую тему. И, наверное, для Нового года она очень актуальна. Насколько замечательные слова преподобного старца Паисия Святогорца созвучны Вашему замечанию об этих людях в одиночестве! Вспомните, как он рассуждает о пчелах и мухах. Я, к сожалению, сегодня наблюдаю печальную картину: люди часто замечают больше плохое. Постоянно видят плохое во всем: в людях, во власти, в любой ситуации в жизни, в церкви, в священниках, в мирянах – в ком угодно… Где же место для Христа?

А день прошел, неделя пролетела, год закончился. И, пребывая в этом состоянии, человек чувствует себя всегда плохо. И вот он ищет этот навоз даже на цветущем поле и дышит парами этого болота. Но ведь важно поискать цветок и собрать нектар оттуда. Найди лучшее! День закончится. Поищи хорошее, сделай что-нибудь доброе.

Я вспоминаю своего покойного духовника игумена Виссариона (Остапенко), духовника Троице-Сергиевой лавры. Он мне говорил: «Не смотри, кто как живет. Ты сам посмотри, что ты сделал хорошего, как послужил людям. Иди и старайся, и Бог будет с тобой, Он поможет тебе в этом служении». Что ты сделал хорошего для людей? Иди и делай. И не будет одиноко.

– И не жди какой-то отдачи.

– Да. От Бога жди. И еще. Есть замечательные слова у апостола и евангелиста Луки: «Горе тебе, если ты для всех хорош». Невозможно быть хорошим для всех. Замечательно об этом писал святитель Феофан Затворник: «Твоя позиция веры для кого-то может быть неприемлема. Ну и что? Это повод остановиться? Ты за Христом идешь, служи и получи то, что должен получить сегодня ото всех: от тех, кто возле тебя или вдали от тебя». Но главное, как Господь будет смотреть на твои дела, чем ты мотивирован, какова внутренняя основа твоих поступков, зачем ты это делаешь сейчас, чем ты движим?

Конечно, ты наблюдаешь в себе несовершенство. Воздыхай об этом, борясь и с тем недобрым, что есть в тебе. К сожалению, это так. Но поставь перед собой другие задачи. А они есть в Евангелии, они были в прошлом году, они будут и в будущем году. Мы же просим Господа благословить нас на это лето, мы уже вступили в это лето. Этот год уже вошел в нашу жизнь. С чем мы его пройдем? Мы будем за Христом идти? Мы у Него испрашиваем благословение? Или погружаемся в глубину этого состояния мрака, злобности? Давайте замечать в людях лучшее, то лучшее, что в каждом из нас есть. И вот с этим «новым человеком» работать в новом году.

Так вот, желаю, дорогие братья и сестры, искать в новом году в себе нового человека Христа. В ближнем своем, в каждом окружающем нас человеке. Ну а с ветхим человеком в себе, конечно, вести борьбу. Научиться этому искусству непросто.

– У нас говорят: с Новым годом, с новым счастьем! В нашем православном понимании какое это счастье? Оно новое?

– Эти слова транслируют, конечно, вкладывая в них что-то хорошее... Но бывает, что человек нередко принимает только внешнюю сторону того, что считает для себя счастьем. Вот сегодня спрашивают человека: «Как тебе?» – «Мне комфортно». Такое интересное высказывание…

– Повезло ему…

– Комфортно. Не то чтобы надо уходить от того, что приятно. Что ласковое, нежное, пушистое... Просто ты не можешь только к одному этому стремиться. Ведь есть еще и другие ценности в жизни. Порой нужно, чтобы было трудно, сложно; чтобы была метель, был ветер, были какие-то преграды. Потому что, преодолевая их, начинаешь ценить руку Божию в жизни; понимаешь, что без Него ты не преодолеешь это. И ты просишь Его об этом. Поэтому новое счастье предполагает присутствие в нашей жизни Бога, потому что Он источник счастья. А полнота счастья только в Царствии Небесном. Поэтому высшую степень счастья мы называем блаженством.

Поэтому, желая счастья, я вкладываю в это понятие преодоление трудностей. Я вкладываю в это, конечно, и семейные радости – куда же без них? Это наша большая опора и поддержка в этой земной жизни. Но чтобы и там была жизнь, по слову преподобного Амвросия Оптинского, похожая на колесо телеги: только одной частью это колесо стоит на земле. Мы опираемся на землю, мы должны на ней стоять, мы люди, у нас душа и тело. Но в целом человек должен быть устремлен к небесному. Мы не можем подойти к этому сразу, в одночасье, но мы учимся этому. Если сегодня, в первый день нового года, мы об этом счастье – о стремлении к небу – не будем говорить, тогда какова же цена нашим словам? Мы только земное счастье полагаем для себя главным? И что вкладываем в смысл земного счастья? Только внешние блага?

Мы, конечно, молимся об изобилии плодов земных. Мы сегодня молились об этом и за литургией. Но ведь мы об этом земном прошении говорим в конце ектеньи. Начинаем-то с того, чтобы быть в мире друг с другом, соединиться во Христе, простить друг друга. Мы просим и об устроении нашего внутреннего человека, но не забываем, конечно, и о внешнем. Поэтому рассуждение о счастье должно быть с пониманием того, Кто нам его дает и что нам при этом нужно делать, чтобы войти в это счастье.

– Мы говорили о прощении, о примирении со всеми. Мне кажется, наверное, это нужно делать не только на Новый год. Как это – по-настоящему простить человека? Мне кажется, это сейчас тоже одна из проблем нашего общества, потому что прощать мы не умеем. Мы можем сказать «прощаю», а осадочек-то остается.

– В Евангелии сказано об условии общения Бога с человеком: если мы не прощаем нашего ближнего, мы не можем вступить в соединение с Богом. Нет того, что называется «религией». Нет связи, нет союза, нет восстановления, воссоединения, нет живого диалога. Да, когда укореняется в человеке злоба, ему трудно простить, он должен начать это делать. «Господи, помоги мне, дай мне силы простить ближнего». Потому что как сказано в Священном Писании? Если ты не простишь, то будешь закрыт от Бога, ты не можешь получить прощение, ты не открываешься для Божией благодати.

Как к Чаше подойти? Мы же не причастимся тогда. Или в суд и осуждение причастимся, если не будем прощать. Мы должны захотеть, понуждать себя и просить Бога о помощи. Вот пришел ученик в первый класс, он уже ученик школы. Он еще не выпускник школы, но ему нельзя сказать: слушай, пойди и сдай вот этот предмет за 10-й или 11-й класс. Он не сможет этого сделать. Но мы его и не ставим в такое положение, он постепенно к чему-то идет.

Я хочу простить, я желаю этого, я пытаюсь, я прошу Бога о помощи и использую данные от Бога инструменты; призываю себя к этому. А Новый год – это еще одна возможность поставить перед собой задачу. Потому что если этого не сделать, если об этом себе не напоминать, можно вообще об этом забыть. У каждого из нас в жизни есть недоброжелатели.

Преподобный Иоанн Лествичник (простите, позволю себе такое небольшое добавление, комментарий к сказанному) на все времена произнес: начинай молиться об этом человеке прежде, чем ты будешь молиться обо всех остальных людях. И объясняет дальше, как это делать. «Спаси, Господи, и помилуй раба Твоего (называется имя) и святыми его  молитвами помилуй мя, грешнаго».

Вы знаете, как помогает! Насколько в сердце растворяется эта злоба! Мы начинаем молиться о человеке, мы просим Господа о милости. И, входя в этот год, мы уже желаем быть в мире с Богом и в сердце примириться с человеком. Возможно, он не захочет с нами примириться, но тогда это будет уже его боль. Мы не желаем ему этой боли, призываем его к миру. Но если он не захочет сам примириться, тогда он будет оставаться в этом состоянии злобы (не дай Бог, конечно). Но это уже его вопрос, а мы должны простить.  

И еще есть замечательные слова у пророка Иезекииля. Он обращается к нам, и Господь через него говорит: «Не молчи, человек! Говори тому, кто ошибается, чтобы он, услышав тебя (возможно, не сразу), в сердце положил твои слова, подумал на эту тему, пожил с этим». Поэтому как можно поздравлять с Новым годом и не пожелать мира и примирения с теми, кто возле нас? Хотя, возможно, они в эти часы и не услышали этого слова или сердечного импульса…

– И повод хороший, праздник все-таки, атмосфера такая, скоро Рождество.

– Ну конечно.

– Трудности... Действительно, я тоже понимаю, что без трудностей скучно жить как минимум. И расти некуда, если трудностей нет. Но когда возникают трудности, зачастую есть такие побочные эффекты, как постоянное чувство тревоги (а сейчас это называется как угодно: стрессом, депрессией и так далее). Как преодолевать трудности в наступающем году и при этом быть в мире хотя бы с самим собой?

– В святоотеческой традиции есть замечательные поучения о том, что прежде нужно искать Божьего Царства и правды его, а остальное  приложится. То, о чем Вы говорите, – это сбой в помыслах человека… Как мы погружаемся в евангельское слово? Мы начинаем хоть немножко усиливать свою духовную жизнь. Заметьте, эти правила на все времена одни и те же. Войдя в круг обихода церковной жизни, мы получаем от Господа силу, мы Его ставим на главное место. Если Господь на центральном месте в нашей жизни, все остальное на своих местах. Если этого не происходит, тогда человек выбивается из этого ритма, не настраивается на эту волну, не воспринимает то, что Господь готов ему дать.

Какие же это правила? Давайте их повторим в новом году. Воскресная служба: шесть дней трудись, седьмой – Господу Богу твоему. Так Господь все управил в этой жизни, что шесть дней ты трудишься. Растрачиваешь, к сожалению, полученное; пополняешь это домашней молитвой, обращением к Богу (в принципе, в диалоге с Ним в течение дня). Но ведь ты должен открывать Священное Писание каждый день. Возможно, мы устали, возможно, у нас много различных обстоятельств, дел. Найти время и открывать Священное Писание надо обязательно каждый день. Непременно хоть немножечко открывать и читать святоотеческие поучения. Я подчеркиваю: именно святоотеческие поучения, которые научают нас борьбе со страстями и взращиванию добродетелей. Пусть немножко.

Очень удобно читать святителя Феофана Затворника: «Мысли на каждый день…» Они гениальные, потрясающие. Настолько емко в небольшом формате! Как же удивительно он пишет!  Преподобный Паисий Святогорец, преподобные Оптинские старцы, их письма, святой Иоанн Кронштадтский… Я называю кого-то из этих святых, но это не все. Святитель Игнатий (Брянчанинов) – возможно, не для всех сразу. У него есть хорошее высказывание; он пишет, как важно найти ту литературу, которая соответствует сейчас твоему образу жизни, чтобы ты не унывал, если что-то не получается. Но ты должен читать, потому что если этого мало в сердце, начинаешь унывать. Либо не ведешь борьбу с помыслами. И тогда входишь в состояние этого раздрая – не читая Евангелие, пропуская воскресные богослужения, не читая святых отцов, редко участвуя в таинствах.

А это участие должно быть частым. И необходимо регулярное общение с духовником, нужно находить время, чтобы непременно с ним советоваться, общаться. Если этого не происходит, человек, духовно неправильно что-то преодолевая, входит в это состояние уныния, отчаяния, немирности. И ему трудно воспринимать Божественные слова, потому что он не в теме, он не на волне, он не заточен под это, в его сердце места для Христа мало или совсем нет. Вот в чем беда.

Нужно находить это место, потому что без понуждения себя к этому поиску место будет заполняться другим: суетным, пустым, мелочным. И человек истощается, он себя опустошает, ему больно, трудно. Надо прийти к священнику поговорить, выстроить, систематизировать свою духовную жизнь в первую очередь. Поэтому, рассуждая о новолетии, желаю всем нам выстраивать нашу духовную жизнь, непременно искать совета у духовного наставника, искать на это время.

Я вспоминаю, как-то на одном из епархиальных собраний (это было несколько лет назад) Святейший Патриарх Кирилл сказал замечательные слова, обращаясь к пастырям нашего первопрестольного града (но и ко всем тоже). Слова эти зафиксированы, они существуют, они есть, они живут полной жизнью совета. Он сказал: «Искать возможность уделять внимание пастве в вечернее время». Утром литургия: порой нельзя исповедовать, потому что такие моменты службы, когда нужно остановиться, нужно молиться. Надо искать возможность вечером для общения (для совета в вопросах семейной жизни, перспектив развития какого-то дела; для разрешения сомнений, смущений, для советов по литературе, которую стоит почитать).

Знаю те храмы, в которых люди спешат на беседу с пастырем. Да, не всегда получается прийти вечером, бывает короткий вдох и в утренние часы. Но надо искать время хотя бы раз в месяц прийти к духовнику, посоветоваться с ним, обсудить важнейшие темы. То, о чем Вы говорите, – это следствие отсутствия именно этой практики общения. Желаю всем в новом году искать возможности чаще общаться с духовником, со священником и советоваться в решении ваших задач: и внутренних, и внешних.

– Это хорошо для тех, у кого есть духовник или хотя бы батюшка, которому они доверяют свою духовную жизнь. Часто встречается следующий вопрос: как найти духовника, как найти того священника, которому можно полностью довериться?

– Я скажу, что нет ничего нового. В Евангелии очень четко сказано: просите – и дастся вам, ищите – и обрящете. А дальше? Что еще?

– Толцыте – и отверзется вам.

– Правильно, мы должны толкать, мы должны действие совершить. Мы должны захотеть и поискать… Не всегда получается сразу найти того, кого ищете. Но чтобы вы нашли его, нужно толкать, нужно двигаться в эту сторону, необходимы действия. Призывать Бога в помощь. Поискать того, с кем вы найдете точки соприкосновения, это единение. И скажу вам: найдя такого священника, вы будете дорожить этой связью и ощущать, насколько значима она для вас. Вы будете искать возможности  для диалога, хотеть этого общения, этих встреч и советов; как писал святой Игнатий (Брянчанинов), жительства по совету.

Мы спрашиваем, как правильно устроить семейную жизнь, решить какие-то свои внутренние и внешние задачи. Как это верно сделать? К священнику приходят очень разные люди, и для каждого он находит то слово, которое сдобрено солью в той степени, в какой может вместить человек. Поищите, помолитесь, постучите, двигайтесь в эту сторону. Желаю тем, кто не имеет духовника, в этом году искать его, призывая Господа в помощь.

– Кто-то говорит, что духовник не нужен, есть законы совести; может, кто-то подскажет и так далее. Эти люди заблуждаются или, может быть, все-таки могут справиться со своей жизнью?

– Святой Игнатий (Брянчанинов) писал в XIX веке: «Боговдохновенных наставников нет у нас». Что он имел в виду? Речь шла о бесстрастных наставниках, о тех, кто достиг высшей степени святости. Сам святитель Игнатий не достиг этой высшей степени святости. Кстати, очень интересные рассуждения у святого Иоанна Кронштадтского. Говоря о своих немощах, он пишет о них в дневнике, и перед нами раскрывается образ пастыря высокой духовной жизни, который достиг святости, но бесстрастия не достиг – вот той боговдохновенности, которую называет святитель Игнатий высокой ступенью этого совершенствования. Но вместе с тем, заметьте, ведь тот же святой Игнатий рассуждает дальше: «Ищи добросовестного духовника. И если найдешь, будь и этому рад; нынче (это XIX век) добросовестные духовники – великая редкость».

– И сейчас можно услышать, что старцев нет, отец Кирилл ушел, отец Наум ушел… Закончилась жизнь... Вот так сейчас об этом говорят, ничего нового.

– Вы знаете, это «жительство по совету» очень значимо и важно, потому что когда «сам себе режиссер» – это опасно, трудно, сложно.

– К одиночеству можно прийти, с чего мы и начали.

– Кстати, один из моментов. Вы правы, совершенно верно. Будем внимательны. Я благодарен Господу, что есть один доктор, который обо мне заботится, беспокоится, заранее что-то матушке скажет, что надо бы что-то учесть, как-то немножко поддержать чем-то… Вот такие добрые советы дает. Это свободная воля человека, который захотел беспокоиться о священнике. Дай Бог здоровья этому доброму человеку… Да, в общем-то, и не один человек беспокоится, слава Богу. Но я про другое хочу сказать.

В духовной жизни мы должны искать возможности приходить к священнику и испрашивать совет духовного врача. Посоветоваться, рассмотреть: вот сейчас эта мысль –от Бога или нет? Образ жизни, который я веду, угодный Богу или его как-то подкорректировать надо? Может быть, не все сразу я могу изменить, но я перед собой ставлю задачу: вот это сегодня неверно, но я хочу измениться. «Господи, я двигаюсь в эту сторону, я зову Тебя». Желаю вам, дорогие, в этом году двигаться в эту сторону, решая эти задачи. Может быть, не всё сразу, но постепенно изживать в себе то, что мешает нам быть похожими на Христа, быть новыми людьми в новом году.

– Будем стараться.

– Я тоже буду стараться, я себе не нравлюсь. Я нахожу в себе то, что мне не нравится, и  борюсь с этим. Я очень благодарен Господу. Я двигаюсь в эту сторону. К сожалению, оступаюсь, ошибаюсь, воздыхаю, но поднимаюсь и иду снова. Признаюсь честно, радуюсь тому, что я в Церкви и имею возможность вести борьбу с тем, что мне в себе не нравится. И дорожу тем, что в моей жизни есть те духовные наставники, которые научают, вразумляют, советуют, где-то и взыщут, где-то и пожурят. Но как же потом сладостно от того, что ты имеешь правильный ориентир!

Я не соответствую этой высоте, но планку-то не принижаю, пытаюсь в эту сторону двигаться. Иначе какой смысл в нашей жизни? Зачем ты пришел сюда, человек? Какие твои цели, куда ты идешь? Разве об этом мы не должны рассуждать в первый день наступившего нового года? Куда иду, где новая дорога, какие новые планы, какие новые цели? И главная цель стала для меня таковой: я ищу Царствия Божьего, хочу спастись в вечности;  хочу преобразиться, обожиться, измениться, стать другим, обновиться. Или нет? Чем не тема для новолетия? Чем не рассуждение о вечности?

Мы для этого собрались сегодня, в первый день вот этого замечательного зимнего времени подготовки к Рождеству. Потому что впереди у нас с вами главное событие. Как мы будем встречать родившегося Христа? Как мы Его зачнем в сердце, как мы родим Его, как выстроим отношения? Как мы принесем к Его ногам эти дары?

Кстати, не могу не поделиться одним интересным событием. У нас в храме вот такая ситуация. Была семья, которая жертвовала ладан для богослужения. И так сложилось, что эти люди уехали жить в другое место. Бывало, приносили и другие люди ладан, но чаще приносила именно вот эта семья. Сейчас ситуация изменилась. И я, обращаясь к прихожанам в конце богослужения (после проповеди), предложил: «Кто хочет восполнить утрату? Кто желает занять место, кто желает принести ладан Богомладенцу? Не только в предрождественские дни, но и на будущее готов взять на себя попечение об этом важном деле, приложить свое сердце к этому делу. Это попечение о богослужении».

Сразу откликнулись несколько человек. Одной семье я пока сказал: «Спасибо, нет; надо решить некоторые духовные вопросы». (Это тайна исповеди.) А вот три семьи – да. И особенно один мужчина очень настойчиво, педантично, ответственно к этому отнесся. Он мне звонил: а где, а что лучше? В одно место поехал, в другое позвонил, списался, вышел на сайт, посмотрел. Извинялся, что меня обременяет. Какое же обременение? Я радовался. И вот он первым принес большую коробку лучшего ладана. Я пользуюсь всегда хорошим ладаном, но он нашел самый-самый... Именно так. Свежайший.

– Старался.

– Вы знаете, вот он хотел – и он принес. Причем получилось так: он отдал мне его вечером, в будний день. Прибежал, отдал коробку – счастливый, радостный. Через день эсэмэска: «Батюшка, не могу не поделиться, я потрясен. Мне дали приличную премию, давно ожидаемую, но куда-то далеко задвинутую». Я прихожу на другой день в нашу гимназию, ко мне подходит жена этого человека и говорит: «У нас продолжаются чудеса, нам дали денежную дотацию».

После этого я обратился к прихожанам… А у нас замечательное, красивое место в Северном Бутове (кто был, тот знает), храм святого князя Дмитрия Донского, скоро будет строиться собор. И у нас очень вкусные просфорки, они самые лучшие (Святейший Патриарх служит, используя эти просфорки). Мы оттуда и берем; они дорогие, но мы их берем и много раздаем, они вкусные, хочется их есть… Я никогда не озвучивал прихожанам, чтобы они вернулись к традиции нести просфорки и оплачивать десятину в храм, чтобы вот этот хлеб для богослужения они обеспечивали, чтобы они хотели этого. Для этого нужно было создать общину.

И вот сейчас, когда мы пришли к тому, что есть уже крепкая община, я обратился впервые за эти годы к прихожанам: «Братья и сестры, кто хочет отвечать за просфорки?» Три семьи. Трое мужчин. Причем мы совсем недавно ездили с этими мужчинами на Афон, и оттуда отец Евлогий из нашего монастыря благословил передать хлеб в наш храм. Мы привезли большие, замечательные, потрясающие хлебы, выпеченные в той печке и в тех формах, которые помнят еще преподобного Силуана Афонского! Какой же вкусный хлеб! И вот они везли эти хлебы и испытали потрясающее состояние. Говорят: «Мы такие… хлебодары».

И вот я обратился к прихожанам: «Кто готов?» – «Батюшка, можно мы? Мы этот хлеб хотим принести». Дорогие братья и сестры, хочу к вам обратиться. Возможно, вы в вашем храме, услышав сегодня эти слова в новом году, подойдете к священнику и скажете: «Батюшка, а можно мы будем отвечать за ладан? Можно мы Христу принесем его? Можно мы будем понемножку приносить эту коробочку для фимиама, который символизирует нашу молитву к Богу, обновление нашего ума, готовность, чтобы она была умной, сердечной? Может, не сразу, конечно, это большой путь, но хотя бы с малого начать, с этого нашего дара, чтобы стала наша молитва приятной, угодной небу».

А другие скажут: «Батюшка, а можно мы тоже поучаствуем в том, чтобы быть хлебодарами, чтобы принести этот хлеб и вино в храм, чтобы мы могли делать это постоянно?» Вы больше получите, дорогие братья и сестры. Я призываю вас помнить об этом искусстве жертвы ради Христа, той десятины, неся которую в храм, обогащается сам человек. Господь даст ему больше, это правда. И тот, кто жертвует (а святой Иоанн Кронштадтский писал, что мы все должны жертвовать), знает, о чем я сейчас говорю. Твое только то, что ты отдал. Желаю вам, дорогие братья и сестры, в этом году учиться искусству этой радости от жертвы, получая потом значительно больше от Господа.

– Действительно, я с Вами полностью согласен. Понимаете, очень много настроений в нашей стране, в православной христианской стране, где откровенно ропщут на Церковь, говорят о многих не очень приятных вещах: что деньги за требы, еще что-то. Разные вопросы поднимают, смотрят на чьи-то туфли и так далее. Я думаю, Вы ответили сейчас всем этим людям. Потому что надо участвовать в жизни Церкви.

– В нашем центре уже более 900 детей. Можно посмотреть наш сайт dmdonskoy.ru. И спортивная школа, и дошкольный лицей; много кружков и секций; и гимназия, и как таковая воскресная школа, и много других направлений деятельности. Вы знаете, что самое важное здесь? Что люди, которые приходят сюда, в значительной степени (не все, конечно, кто-то только в пути) участвуют в жизни прихода, а не только пользуются тем, что есть. А есть многое, центр работает с утра до позднего вечера, приходят люди (взрослые, дети), расписаны часы, мы открыты для всех, но со своими правилами. Люди ощущают, что все это содержат они, что их трудами это было создано.

Мы пришли в чистое поле шесть с половиной лет назад без копейки денег. А сегодня многое вложено, и это действует и работает. Откуда все это пришло? Люди вкладывали, развивали, сегодня содержат, радуются этому, найдя возможность для служения в этой приходской семье. И, приходя в храм, человек ищет возможность быть полезным, включаясь в то пространство, где он учится искусству обновления себя в процессе служения. Это большая радость.

Поэтому желаю вам, дорогие братья и сестры, искать возможность быть полезным. Приходя в храм, спрашивать: «Чем могу помочь? Я имею желание и готовность…» Пусть будет совсем маленькое, муравьиное усилие, но регулярное. Это терапия, это то, что меняет сознание человека. Мы входим в ощущение своей нужности: я нужен Богу. Я могу сегодня прийти почистить снег, я могу сегодня прийти и подежурить в трапезной, я могу подготовить что-то в гардеробной, я могу что-то убрать, приготовить, сделать, ярмарку провести.

У нас приехала из Америки семья, и вот последней каплей было: «Батюшка, давайте проведем ярмарку». Совсем недавно. Замечательно! Я впервые у нас на подворье провел вот это удивительное действо связи людей. И таких ситуаций много. И состояние радости переполняет, когда ты чувствуешь, что нужен. Вот этот момент общего: это наше. Не твое – Божье, но дано тебе, ему, ей. Это твое, потому что ты тоже часть этого. Мы говорим: наше подворье. Мы так говорим. Это патриаршее подворье, но оно же еще и наше, потому что мы туда сердце вложили. Оно твое, потому что ты чувствуешь живую связь с людьми, ты им принадлежишь. В любое время они звонят тебе, они к тебе спешат...

Когда я был на Олимпийских играх (там шесть часов разницы с Кореей), звонят: «Батюшка, можно посоветоваться?» Конечно, да. Ночью звонят девчонки и мальчишки: «Можно посоветоваться? Вот есть такой вопрос». «Конечно», – отвечаешь. Это часть твоей жизни. Желаю вам, дорогие, искать возможность быть полезным, прийти к Церкви, которая навсегда даст самое главное для спасения нашего внутреннего человека. Но давайте и мы маленькое усилие принесем, потрудимся, послужим, испытав при этом огромную радость.

– Огромное Вам спасибо за сегодняшнюю беседу. Мне кажется, сегодня мы подняли фундаментальные вещи и за это короткое время, думаю, все-таки их раскрыли. На этом будем прощаться. Ваши пожелания нашим телезрителям.

– Дорогие друзья, мы вступили в новый год. Желаю всем нам милости Божией и готовности слышать Божественное слово в нашем сердце, торопиться в храм. И в преддверии грядущего Рождества призываю на всех вас Божие благословение. И с этой милостью Господней, которая обращается к нашему внутреннему человеку, постараемся пройти в течение этого года с благодарностью к Спасителю и с желанием и готовностью быть полезными Ему, с готовностью служения в Церкви, получая то проникновенное и радостное, что вдохновляет нас на труды. Спаси Господи!

Ведущий Сергей Платонов

Записала Елена Кузоро

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает клирик храма Живоначальной Троицы у Салтыкова моста священник Николай Конюхов. Тема беседы: «Духовное развитие».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы