Беседы с батюшкой. Ответы на вопросы

6 мая 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
В екатеринбургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает руководитель Миссионерского отдела Екатеринбургской епархии, настоятель прихода во имя святого страстотерпца врача Евгения Боткина и строящегося Благовещенского храма Святых Божиих строителей в Академическом районе города Екатеринбурга, ключарь Архиерейских подворий и преподаватель Екатеринбургской православной духовной семинарии священник Даниил Рябинин.

– Батюшка, Вы являетесь настоятелем большого храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Академическом районе города Екатеринбурга. В одной из наших бесед Вы упоминали, что это практически единственный храм в огромном новом районе. Большое количество людей к Вам обращается с различными вопросами, просьбами, духовными чаяниями, сомнениями. Сейчас такая ситуация, когда все мы в той или иной мере вынуждены ощущать последствия этого заразного поветрия – эпидемии коронавирусной инфекции. И если наши знакомые и близкие еще не болеют, то это совсем не значит, что мы не испытываем психологического, эмоционального, в том числе духовного давления. Ведь фактически приходится оставаться наедине с самим собой.

С одной стороны, замечательное время; все советуют провести его с семьей, почитать умные книги, посмотреть фильмы, узнать что-то новое; например, начать изучать языки или научиться игре на инструментах по самоучителю. С другой стороны, мы понимаем, что это всего лишь некое замещение высвободившегося времени и пространства. И если бы все было так легко и прекрасно, не возникали бы вопросы об унынии, беспокойстве, тревожности. А заменители не всегда подходят, а если и подходят, то способны занять ум, тело и душу на какой-то очень короткий промежуток времени.

Именно в этот момент неразрешенные духовные вопросы вновь возникают в каждом из нас. Как быть в этой ситуации? С одной стороны, прийти в храм – это замечательно, но есть опасность, о которой говорят и эпидемиологи, и врачи, и светские власти. С другой стороны, ответы мы должны искать здесь и сейчас.

– Действительно,  непростое время испытаний и трудностей. Но для кого оно становится сложным? Наверное, для человека, который не готов к аскезе. Мне кажется, для нас, христиан (да и вообще для человека, который имеет религиозное сознание, религиозный опыт – это может быть иудей, мусульманин или буддист; религия не ограничивается только христианством), понятие аскезы, в частности самоограничения, вполне понятно (по крайней мере, должно быть понятно). Рассуждая в этом ключе, те сложности и испытания, которые предстали сейчас перед всем человечеством, христианину пережить несколько проще.

Мы недавно прожили Великий пост – время самоограничения. Сейчас не только христианам, но всем жителям планеты предоставлено время самоограничения. И люди не знают, куда деть высвободившееся время, чему его посвятить; у них возникают духовные проблемы и вопросы. Но, напротив, вся эта ситуация должна мотивировать нас к тому, чтобы посмотреть на все это под другим углом.

Мир живет в бешеных скоростях; возникло общество потребления. Сейчас все это вывернуто наизнанку. В нынешней ситуации человек потерян: он не знает, как жить, когда все ритмы и режимы сбиты. Человек остался один на один с самим собой, со своей семьей... Раньше он ругал воспитателей или учителей школы, а теперь понимает, какой титанический труд – работа с детьми. Раньше человек проводил большую часть времени на работе, всячески досадуя, что работы слишком много, а сейчас работу можно выполнять отчасти и дома, что предлагается работодателем, но, оказывается, дома это совершенно невыполнимо.

То есть многие вещи мы не ценили, а сейчас понимаем, насколько замечательно было ходить в школу, институт, учиться в семинарии, например, и выполнять послушания. То же самое и со многими другими проблемами. Сегодня действительно многое, простите за такое выражение, выворачивается наизнанку.

Но христианин на эту ситуацию смотрит через опыт Церкви, обращая внимание на то, что говорит Христос. Ведь мы всегда повторяем, что быть христианином – это не значит быть человеком, лишенным проблем, мол, если я христианин, значит, у меня все в жизни классно и круто. Вовсе не так. Напротив, Христос говорит: в мире скорбны будете. И продолжает: но дерзайте, ибо Я победил мир. Действительно, Христос победил мир: сначала крест, смерть, но потом Воскресение.

Поэтому и мы стремимся к светлому будущему. Ведь эта ситуация рано или поздно закончится, пройдет. Но, как сейчас принято говорить, мир не станет прежним. И мы тоже не должны остаться прежними. Когда мы проходим полосу испытаний, трудностей, мы либо сходим с дистанции, либо достойно ее проходим. Мы должны найти в себе силы, чтобы стать лучше, сильнее, крепче.

 Христианин на каждое испытание смотрит через призму христианского учения. И в этом ключе мы не лишаемся проблемы, но рассуждаем о ней с другой позиции, имея твердый фундамент, основание и серьезный внутренний стержень. Вот что помогало и помогает человеку духовному (если так можно выразиться) преодолевать все сложности и трудности.

Говоря о русском народе, мы говорим о великой силе русского духа. Проживая в этом году юбилейный год Великой Победы, мы вновь и вновь вспоминаем о силе русского духа. Русский дух всегда связан с преодолением испытаний. Русский человек всегда имел внутренние мотивационные духовные силы. Наверное, мы с молоком матери впитываем это, и в нашей крови живет потрясающий многовековой опыт жизни в сложнейших условиях войн, репрессий, смертей. Все это делает нас крепче и сильнее. Но этого не было бы или было бы для нас невозможно, если бы мы твердо и крепко не стояли на основах, о которых сейчас говорим, – это наш дух, который связан с нашим вероисповеданием.

Когда человек сталкивается с непреодолимыми трудностями и препятствиями, с которыми своими силами и знаниями не может справиться, не может их пережить и понять, это говорит о необходимости духовной основы. Сегодня общество переживает страх, сомнения, потерю ориентиров, и это, как мне кажется (это сугубо мое мнение и со мной в этом можно не согласиться), связано с потерей тех духовных основ и ориентиров, о которых мы постоянно говорим. Причем говорим в разных контекстах, например, вспоминая события Великой Отечественной войны, события большевистского террора (или в свете каких-то иных событий). Сегодняшняя проблема вообще поразила все человечество, весь мир. И как нам жить?

Как раз сейчас и нужно находить мотивацию и силы в том, чем человечество жило на протяжении своего существования, – в жизни с Богом. Может быть, именно на это нам сегодня указывается. Но я не пророк и не тот человек, который может проводить какие-то параллели, если вдруг кто-то попытается меня сейчас осудить. Тем не менее мы должны сегодня обратить на это максимальное внимание, мне кажется.

Как находить в себе силы? Стараться это делать. Да, мир не будет прежним, и мы отчасти не будем прежними и должны сделать какие-то закономерные выводы из этого. Но надо помнить, что наш народ пережил многие скорби все-таки благодаря нашему духу, фундаментом которого была наша духовность, наша вера, наше упование на Бога, понимание того, что такое Промысл Божий, каков Бог, что Он от нас хочет, как жить в условиях поражений, испытаний и искушений. Все это должно быть применимо в сегодняшней ситуации.

Тем, кто сегодня находится в состоянии растерянности, нужно находить в себе силы обращаться к Богу – вот то, к чему сегодня еще в большей степени подталкивает сложившаяся ситуация. И сделать закономерные выводы: научиться ценить то, что имели. Нам, верующим, важно ценить то, что мы имели совсем недавно: открытые храмы, свободное посещение богослужений. Ведь на самом деле многие стали относиться к этому посредственно: то батюшка не нравится, то богослужение подавай на русском языке, то служба длинная (или короткая), то батюшка какие-то глупости говорит, то слишком умный... А вот сейчас все дома сидят, плачут, звонят, пишут: когда же наконец можно будет прийти на богослужение.

Сейчас в регионах разная ситуация. В нашем регионе, слава Богу, была возможность посещать богослужения, но все равно люди боятся. Все эти испытания в церковной жизни – безусловно, серьезные моменты, над которыми мы (и священники, и люди, приходящие в храм) должны задуматься. Повторюсь, посредственное отношение к жизни сложилось в том числе и в церковной среде. Я уж не говорю о жизни в целом. Все жаловались, как плохо жить. Но, оказывается, всем хорошо жилось до этого: и работа была, и все остальное, чего сейчас мы лишились.

Повторюсь, самоограничение – это путь аскезы. Сегодня у кого-то душа жаждет праздника, шашлыков, футбольных матчей, митингов. А мир предлагает нам аскезу. Христианин готов к аскезе, готов к самоограничению, к ущемлению себя в чем-то. Раньше говорили (да и сейчас говорят), что смирение, например, – это показатель слабого характера. Оказывается, это вовсе не так; это то качество, благодаря которому можно преодолеть трудности и испытания, принимая ситуацию такой, какая она есть, и выстраивая свою жизнь дальше. Что нам, собственно, Христос и предлагает в Писании. Поэтому сегодня можно посвятить свое время чтению, изучению Священного Писания, которое даст возможность нормально существовать, в конечном счете прожив это время достойно.

– Вы очень хорошо заметили, что смирение нам ставят в вину. Но, получается, только по-настоящему смиряясь, будешь иметь силы преодолеть какие-то сложные ситуации, на которые по-другому повлиять не можешь.

– Да, это верно в том плане, что сейчас нужно принять ситуацию такой, какая она есть. Изменить сейчас ничего не можешь. Но жить-то как-то надо! Нужно продолжать развиваться, и движение вперед должно быть. Поэтому, принимая такие «условия игры», скажем так, ты не деградируешь, но продолжаешь дальше развиваться. И это затрагивает все сферы жизнедеятельности человека.

А протестное настроение («Да что это такое? Да как это достало!») – это тот дух, который всегда вредит человеку, если сказать примитивно; это как раз то, что показывает тебя слабым человеком. «Да как же теперь быть? В ресторан не могу пойти…» (Или на футбольный матч.) Как жить дальше? Ввели какие-то ограничения. Жуть! Ну а как ты хотел? Всю жизнь жить, как тебе хочется?..

Смирение и другие базовые духовные качества, которые делают человека действительно выдержанным, полноценным в плане житейской и духовной мудрости, – это то, чего не хватает современному человеку. Сейчас задень человека или лиши его чего-нибудь – сразу скандал, истерика. То есть человек никак не может угомониться. Ну вот теперь будем так жить...

– Вы отметили еще один момент. Буквально полтора-два месяца назад наши стенания были о том, что плохо живем, ничего не устраивает, куда ни глянь – все неправильно. А сейчас мы даже с неким воодушевлением вспоминаем жизнь двухмесячной давности и говорим, что все на самом-то деле было хорошо. Мы постоянно слышим от настоятелей, священнослужителей призывы: цените это, смотрите вокруг себя... Но наша повседневность, рутинность затирают всю глубину и смысл этих слов. Почему обязательно должно что-то произойти, чтобы человек начал что-то осознавать, принимать и руководствоваться этим в своей жизни?

– Таков человек... Все познается в сравнении. И вот так, через сравнение, Господь тоже нас поучает: то, что не ценили, забирается.

Вспомним историю Ветхого Завета с Исходом евреев из Египта. Для нас, христиан, библейские примеры показательны.

– Можно напомнить эту историю для наших телезрителей.

– Евреи находились в рабстве, все у них было плохо. Вышли они из Египта с Моисеем в землю обетованную. Бог ведет их – все прекрасно, красота! Но им некомфортно, условия в пустыне не очень хорошие. С едой у них неполадки какие-то, прочие проблемы. И они ропщут: «Ну чего ты нас вывел? Мы в Египте сидели у котлов с мясом (так говорится в богослужебных текстах). Хочется вернуться обратно. Ну и пусть мы камни носили, но зато спокойно жили, спали».

И постоянно так происходит: вроде бы человеку предлагается лучшее, а он недоволен. Возник образ соляного столпа. Все, наверное, помнят из Библии эпизод, как Лот со своей женой бегут из Содома и Гоморры; супруга его, оглянувшись назад, превратилась в соляной столп. Страшное наказание, конечно, но через этот образ мы понимаем, что, обращаясь к прежним вещам, переживая о них, человек теряет все.

И человек постоянно так колеблется. Повторюсь, для нас библейские мотивы – яркие, красочные, показательные; там ярко показаны наказания, которые даются человеку. Например, Моисей поднялся получать закон, а евреи тут же сделали себе золотого тельца. И прочие примеры отчасти могут выглядеть анекдотично, но в них глубокий смысл. Человек – такое существо.

Сейчас, например, все у нас вдруг стали вирусологами. До этого все были политиками, знали, как надо жить, куда двигаться, обсуждали всё на своей кухне. Сейчас все – вирусологи, обсуждают, какие проигрыши у нас во внутренней и внешней политике, что распределение бюджета у нас не то, другие вещи... Но пройдет и этот период (он же рано или поздно закончится), и будем опять рассуждать, как у нас все плохо, что государство движется в неправильном направлении и не о том говорится. К сожалению, это так. И это выбивается из наших христианских понятий.

Еще раз повторю мысль о том, что наши оппоненты пытаются нас, христиан, облить грязью: «Вы существа ведомые. Вам сказали так делать – вы делаете, пнули – подставляете себя, чтоб еще раз пнули. То есть вы – бесхарактерные, бесхребетные существа. А мы-то, понимаете ли, с позицией, у нас есть свои мысли...» Но сейчас все это оказывается пустыми разговорами. Потому что когда человек предлагает обществу, имеющему многовековой опыт жизни в преодолении разных ситуаций, свою безосновательную позицию, основанную лишь на своих интересах и горделивых стремлениях, все это разбивается о скалы существующей реальности.

Поэтому то, о чем мы всегда говорили и проповедовали, мы будем проповедовать до скончания века, это то, чем мы живем и благодаря чему существует мир. Человек – такое противненькое существо, которое постоянно колеблется. Даже в Писании говорится, что Бог – не человек, чтоб Ему лгать, и не сын человеческий, чтоб Ему изменяться. Слово Божие действует в веках и остается без изменений. Если захотел Бог сотворить человека и дать ему возможность войти в Царство Небесное, то каким бы противным человек ни был, это обетование остается; и эта цель определена для каждого из нас. Первый человек согрешил, отпал, был изгнан из райских обителей, но мы все равно стремимся к Царству Небесному. И Господь через разные вещи до нас это доносит.

А мы немножко по-другому на это смотрим, но, думаю, через назидание, которое дает нам Господь, все-таки будем приходить к правильным вещам и возвращаться в Божие русло. Мир сегодня существует в каком-то сумасшедшем ритме, движении, непонятных ощущениях и переживаниях – надо от этого отряхнуться; может, повторюсь, кто-то сойдет с дистанции. Будет так, как будет, но мы надеемся и молимся, чтобы разрешилось все скорее и до нас дошло Божественное Провидение и смыслы.

– Зацеплюсь за Вашу мысль, хотел бы попросить немножко раскрыть идею. Вы сказали, что мы через какой-то промежуток времени снова услышим те истины, которые говорились много веков назад: будут говориться истины и произноситься слова, которые имеют великую, неизмеримую ценность. А все то, что появляется  как мыльный пузырь и быстро заполняет пространство вокруг нас, – вдруг лопается под какими-то обстоятельствами, изменениями мирового порядка, и на их место вновь приходит что-то яркое, блестящее, приманивающее. Почему тогда мы попадаемся на эти пустышки, притягиваемся к ним? Думающие люди так или иначе все равно понимают в какой-то момент, что это пустое, стоит в чем-то другом искать для себя основу жизни, миропонимания, мироощущения. Но почему это существует вокруг нас до сих пор?

– Человек – существо увлекающееся, легко покупается на такие вещи. Мы говорим о неких христианских истинах, вечных ценностных вещах – это то, что человеку, можно сказать, наскучило, знаете ли. Есть люди, которые увлекаются религиозными течениями. Такое увлечение моментами, когда человек (если использовать образ блудного сына)  ищет интерес в стране далече – что-то там мне сейчас дастся...

Ты говоришь: «Что такое счастье? Денег много, семья полная, машина, квартира, работа…»  Это могут быть нормальные вещи, с точки зрения человека, мы против них не выступаем.  Мы говорим, это все хорошо, но эти вещи преходящие. Они, может быть, сделают тебя сегодня счастливым, но полноты не дадут. О каких-то более глубоких истинах нужно рассуждать, а это тяжело.

Мы начали наш разговор с момента тех испытаний, которые представлены человеку: надо находиться дома. Кто-то дома сидит, и везде с телеэкранов, трибун говорят: «Давайте это время посвятим хорошим делам!» Можно начать учить иностранный язык, книжку хорошую почитать, даже предлагают электронные библиотеки, видео просмотреть можно бесплатно – только займи свое время. Высвобождается время, а не знаешь, куда его деть, хотя все жаловались: времени не хватает, нет времени.

Занимается кто-то этим или нет? Мне кажется, дома лень. Я по себе скажу, что молитва в храме – это молитва в храме: органичная, богослужебная, литургическая жизнь. Понятно, что какие-то вечерние, утренние правила, подготовка к таинствам – это моменты, которые для нас привычны. А так для большинства людей высвободившееся время не особо-то и полезно, как мне видится. Дома человек не настраивается ни на работу, ни на молитву – ему вообще лень чем-то заниматься. Уже появляются такие мемы: время карантина прошло, а ты ничего не выучил, еще не начал заниматься. Еще хуже стало, чем было…

Мы начали говорить, почему человек на легкие вещи легко покупается: они проще, там не надо особо думать. Это проще, чем в какие-то вещи углубляться. Сложнее что-то понять, читая Писание. Хотя, к слову сказать, надо его читать – в том плане, что оно должно быть просто и понятно для человека, ведь оно простым языком написано для нас.

Человек в последнее время страдал тренингами успешной жизни, карьеры, как сделать семью счастливой, какие пять шагов к успеху – это моменты, когда хочется без труда вытащить рыбку из пруда.

Библейский мотив – грехопадение человека: либо трудись, возделывай рай, либо скушай это и приобретешь все очень быстро и легко. Сегодня современному человеку думать особо не хочется. Тем более что все настроено так, чтобы автоматизировалось; робототехника, гаджеты – мы не готовы к каким-то глубоким вещам. Я говорю не о глубокой какой-то философии, я тоже человек молодой, нисколько не претендую на роль великого седовласого гуру, чтобы раскрыть все понятия жизни, тем не менее некоторые моменты для нас, христиан, на любом пути более понятны.

Мы должны быть готовы к глубоким вещам. На то, что предлагалось и предлагается сегодня легко, человек ведется, но это не дает глубины, и рано или поздно человек должен в этом разочароваться. И это разочарование – наверное, обидная вещь. Это происходит в том числе и сегодня, когда человек был очарован современным миром, его новомодными тенденциями, но, как оказалось, они отчасти пустые, безосновательные и надуманные. Оказывается, надо было за что-то другое браться, за другие ценности и ориентиры.

Сейчас действительно существуют проблемы, трудности у людей в сфере труда. Я для себя заметил: какой огромный сегмент на рынке услуг был предложен всевозможным развлечениям. Понятно, что люди терпят скорбь и лишения, потому что кто-то потерял работу или еще что-то, тем не менее огромная сфера услуг – всевозможные развлечения. Такое ощущение, что надо только веселиться, прыгать, скакать.

– У кого-то это была работа и вся жизнь – развлечение…

– Да. А сейчас, оказывается, не до веселья вообще. Отсюда и целое направление деятельности, труда, которое развивалось в мире, сейчас оказывается абсолютно ненужным. Мы не радуемся этому человеческому горю, но пытаемся понять, что надо наши усилия, возможности, таланты направить на какую-то реальную пользу для человека.

– Выводы какие-то сделать.

– Безусловно. Правильные выводы. Сложно представить, будут ли они планомерные, масштабные. Вся сфера услуг в плане развлечений (они должны быть, безусловно, для детей, родителей, туры вокруг света и еще что-то) – это все занимательно, хорошо, но слишком сильно этим увлеклись. Может быть, сейчас мы от этого отойдем. Дай Бог, чтобы каждый человек, кто сегодня испытывает трудности, тоже нашел применение  своим талантам. Может быть, это будет мотивировать, чтобы уцепиться за то, что реально необходимо нам сегодня.

Также урбанизация – какие-то современные вещи из жизни – показывает колоссальные изъяны, оторванность человека от земли, от условий, в которых мир существовал… Может быть, мои рассуждения совершенно однобокие (я приму любую критику), но это мой взгляд, мое видение – все очень странно развивалось, развивается. Дай Бог, чтобы все шероховатости и неполадки исправились, чтобы мы сделали правильные выводы, а соответственно, и те люди, которые стоят у кормила государственного управления (сейчас мы видим, насколько необходимо что-то было – слава Богу, у нас это есть), вкладывая средства в развитие медицины, поддержку специалистов, развитие науки, образования…

– Хочу Вас поблагодарить за живой отклик, живой взгляд на происходящие события и за Ваше пастырское слово.

– Дай Бог, будем жить, двигаться дальше. Впереди что нас ожидает? Светлое будущее. Мы проживаем все эти дни, памятуя о Христе воскресшем. День Великой Победы, год Великой Победы мы торжественно празднуем. Он ведь не в парадах техники – это все действительно важный атрибут сегодня, но он в наших сердцах, наших душах, нашей крепкой вере, заботе, памяти, любви и молитве о тех людях, кто ковал эту великую Победу. Это наш русский народ. Поэтому мы преодолеем все трудности и препятствия – и выйдем из них еще крепче, мотивируя себя к дальнейшим свершениям, на которые нас призывает сегодня Господь наш Иисус Христос. Дай Бог – все у нас будет хорошо, с Божией помощью совершится; и мы будем жить в привычном, благоустроенном, замечательном и прекрасном мире.

– После Ваших слов я даже улыбаться шире стал и понимаю – прежде всего не унывать. Себе говорю: не унывать и надеяться, что, дай Бог, все получится.

Ведущий Тимофей Обухов

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель строящегося храма во имя святой блаженной Матроны Московской города Санкт-Петербурга священник Михаил Проходцев. Тема беседы: «Самомнение, своенравие, своеволие и смирение».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать