Беседы с батюшкой. Тридцать три "причины" нарушить пост

9 марта 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель храма иконы Божией Матери "Державная" в поселке Кратово Раменского района Московской области протоиерей Николай Булгаков.

– Сегодня тема нашей передачи – тридцать три «причины» нарушить пост. У Вас есть книга, которая называется: «Тридцать три “причины” не ходить в храм».

– «Причины» в кавычках.

– Тема актуальная, потому что существует множество причин, по которым люди нарушают пост и не соблюдают его. Было бы интересно разобрать сегодня эти причины, прояснить, что такое пост, рассказать о природе поста, всех причинах, которые могут отвернуть людей от поста.

– Сейчас идет Великий пост. Нам очень важно постараться все-таки соблюдать его. Пост – это очень важное и простое установление. Бывает, мы на этом запинаемся. Такая простая вещь: ну что там, из этой кастрюли съел или из этой? Мы все время выбираем какие-то блюда, это что-то очень естественное. Почему это так важно? Даже говорят, что важно, чтобы это был духовный пост. Одна из причин, по которой нарушается пост: говорят, не так важно, что есть, главное – людей не есть. Это правильно, конечно. Важно, чтобы был духовный пост, чтобы мы были в мире со всеми людьми. Это все совершенно точно, правильно. Но это очень непростая задача: сдерживать свои мысли, чувства, свой язык, бороться со своими страстями, гордостью своей и прочими нашими душевными недугами.

Во-первых, Сам Господь показал нам этот пример, Он Сам постился. Постились и апостолы, постились святые, преподобные. Все они опытным путем прошли поприще поста. Духовные блага, которые они приобрели, были связаны с простым упражнением, которое и нам передано. Кстати, пример святых отцов очень важен, потому что перед самым постом мы празднуем день всех преподобных отцев, в подвиге просиявших. Какое выражение: в подвиге они просияли! Они достигали дара чудотворения, менялась их душа, потому что они пользовались простым средством – постились. И нам это передали. Действительно, когда говорят против телесного поста, то путают кое-какие вещи. Пост – это не вопрос питания. Питания тоже, конечно, но это не главное. Пост – это вопрос отношения к Богу, то есть самый главный вопрос. Как мы слушаем Бога, считаем ли мы себя чадами, рабами Божьими? Божьи мы или ничьи? Это очень важный вопрос. Такая простота постного упражнения сбивает с толку. Кажется, что такого? А за этим стоит именно воля человека, его вера, его послушание Богу, его стремление исправить свою душу. Все это может дать пост. Поэтому он так важен.

Мы стремимся стать лучше, мы должны совершенствоваться. Нужно перестраивать душу на евангельский строй, становиться другими. А как это сделать? Церковь нам предлагает подручные, простые средства. Только нужно их принять. Тут нужны чисто духовные усилия: смирение, терпение – все это замечательная тренировка.

Кто воюет против поста? Господь нам открыл тайну жизни, сказал, что от рода сего (бесовского, дьявольского, который нам мешает) можно избавиться только молитвой и постом. Понятно, что дьявол все время работает против молитвы и поста. А он же хитрый очень, хитрее всех нас. Он уже изобрел тридцать три причины не поститься совсем или нарушать пост. Он и гораздо больше придумает, и каждому с индивидуальным подходом в определенных обстоятельствах. И тут столько  всевозможных рассуждений! Первое мы уже назвали: надо, чтобы пост был духовный. Кто-то говорит: Господь Сам сказал, что не человек для субботы, а суббота для человека. Пост – это не самоцель, а средство, материальное упражнение для достижения духовных результатов, для исправления души. Хорошо, конечно, быть мирным, добрым, любвеобильным, скромным, терпеливым, целомудренным. Как это прекрасно! Но как это сделать, как к этому идти? Нужно двигаться, делать усилия. Пост в этом отношении – это, во-первых, милость Божия. Господь предлагает нам такой маленький труд. Мы стараемся поститься по Уставу, поэтому его очень важно знать, учитывать. Не любой ценой выполнять его, но учитывать надо, а для этого надо его знать. За все время Великого поста по Уставу нашей Церкви только два дня из всех семи недель Церковь предлагает нам вообще не есть (тем, кто может). Не запрещает, а предлагает. Остальные дни-то ешь, что Устав разрешает.

Был великий святитель нашего времени, новомученик и исповедник Афанасий (Сахаров). Замечательный батюшка. Сначала он был батюшкой, во время Поместного Собора 1917–1918 годов, иеромонахом тогда был. Тогда он начал участвовать в составлении службы всем русским святым. Великие слова «Русь Святая, храни веру православную»  как раз из этой службы. А когда он еще учился в семинарии, писал такую работу о Постной Триоди – «О переживаниях верующей души по Постной Триоди». Постная Триодь – это книга, по которой мы молимся, по которой читаются и поются песнопения и молитвы во время Великого поста. Великий покаянный канон Андрея Критского тоже входит в Постную Триодь. Он очень глубоко почувствовал именно духовную высоту этого настроя Великого поста – на покаяние прежде всего.

После революции, когда начались гонения на нашу веру, он устоял в верности православию, а православие без поста не может быть. Без поста нет православия. Именно тогда его сослали, потому что он не поддался обновленчеству. Обновленчество тогда было под руководством и при поддержке безбожной власти. Как боролись с православием? Обновленческими новшествами: богослужение на русском языке, отмена постов, второбрачие духовенства, женатый епископат. Все это обновленцы вели с большой поддержкой безбожной власти, цель которой была – вообще уничтожить веру православную и Церковь. Цель безумная, дьявольская, несбыточная, потому что Господь сказал, что врата ада не одолеют Церковь. Но они хотели сделать это  поэтапно. Сначала, так сказать, смягчить православие, в том числе отменить или смягчить посты. А владыка Афанасий остался верным этому. Его сослали. Он прошел тридцать лет лагерей и ссылок.

Есть такой пример. По-моему, в 1929 году, когда он переболел тифом (это было на Соловках), его переводили в Сибирь. Была первая неделя Великого поста. Он, больной, ослабленный, в дороге, какое там было питание? Но ему присылали посылки, и у него была баночка рыбной консервы. И он все-таки нарушил пост: эту баночку в дороге на первой неделе поста съел. А потом говорил: в первый раз в тот год на Благовещение Господь рыбки не послал. Поэтому он уже потом никогда не нарушал пост, что бы ни происходило (а это тридцать лет лагерей и ссылок). Конечно, он был великий молитвенник. Потом он вышел на свободу; преставился в 1961 году.

А то говорят, что в дороге можно нарушать пост. А что в дороге? Ну, свари картошечки в дорогу, огурчик возьми, капусты, медку. И в дороге можно поститься. Есть прекрасное выражение: кто хочет, ищет пути, кто не хочет, ищет причины.

– Вопрос телезрителя: «Как быть, если постной пищей не наедаются? У меня есть знакомый, который сбегает от жены к своей матери, чтобы поесть в пост повкуснее. А я не могу выдержать пост по состоянию здоровья».

– Святитель Афанасий как раз ответил на этот вопрос всем нам. Он говорил: я понимаю, когда человеку трудно бросить курить или пить, это страсть, он не в состоянии. Но я не понимаю, почему нельзя наесться. Ешь то, что Устав разрешает, сколько тебе нужно, наедайся, но только то, что Устав разрешает.

Очень важный момент. Действительно, поститься трудно, если не молиться, не ходить в храм, не исповедоваться, не причащаться, если развлекаться во время поста, если не ограничивать свои впечатления или разговоры. Молитва помогает посту. В том-то и великое достоинство поста, что он помогает молитве. Господь готов принять наши просьбы, но мы же грешные, мы лукавые. Мы одно говорим, а другое делаем. Тут же молитва усиливается тем, что мы не только говорим, но еще и делаем. Мы показываем, что действительно серьезно относимся к Богу, действительно хотим, чтобы была Его воля, хотим получить от Него помощь в том, что нам нужно. Когда человек и молится, и постится, тогда ему и то, и другое делать легче. Он получает благодатную силу.

Пост еще учит нас тому, чтобы мы не полагались на материальную сторону, на продукты, чтобы мы не забывали, что есть сила Божия прежде всего. Какой силой в нас переварится вся эта пища? Божьей силой, Господь все это совершает. И тут еще пост помогает. Это вообще великая школа. Он учит нас обращаться к Богу. Не хвататься сразу за тарелку, за таблетку, а сказать: «Прости, Господи! Помоги, Господи!» Господь помогает поститься, это точно. Но это надо все опытно проходить. Кто сомневается, поститься или нет, зачем, почему – попробуйте. Начинается пост, каждый раз удивляешься. Смотришь: почти ничего не ешь. Конечно, хорошо еще ходить в храм, потому что службы Великого поста особые. Все направлено на покаяние, на обретение благодати Божией. Человек, например, творит земные поклоны. Это телесный труд, но это же проявление смирения. Великим постом читаются такие слова: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать». Смирился, стал поститься; смирился – пришел в храм, сделал поклоны – получаешь благодать, и есть не хочется. Смотришь: прошла первая неделя поста, и жалко, что она кончилась.

Трудно, конечно. Но без труда разве бывает что-нибудь хорошее? Без труда сошьешь ли хороший пиджак, сваришь ли обед? Без труда ничего не бывает. Духовный труд нужен. Результаты-то какие! Господь так щедр к нам, что даже такие малейшие усилия дают великие духовные блага, это чувствуется. Причем никто ведь не говорит, что нужно только так. У каждого своя мера, свои возможности, свои привычки. Нужно еще привыкнуть. Свое состояние здоровья, свои усилия на работе. Ведь нужно поститься так, чтобы работать и в храм ходить. Поэтому пост – это дело совести. Надо стараться знать Устав. Великий пост – строгий пост. Рыба разрешается только на Благовещение и на Вербное воскресенье. В субботу и воскресенье – пища с растительным маслом. В остальные дни без растительного масла. Хотя бы так, в общих чертах. Когда человек стремится к посту, когда желает совершить этот благодатный труд, какое-то усилие должно быть. Не получается – прости, Господи. Но не бросай. Уж очень жалко бросать, потому что от поста такие великие блага, что жалко его бросать.

А некоторые спрашивают: а молочко? Но подожди, есть же ступени поста. Без масла, с маслом, рыба; это пост все-таки. Ну, поешь еще, но не беги от поста. Пост – наш друг. Мы обычно говорим о том, что пост чего-то нас лишает. Какой-то детский вопрос. А что пост дает? Как много он дает! Он берет у нас совсем чуть-чуть, а дает такие блага! Он дает нам временный труд, только до Пасхи, а потом дает вечное благо. В этом все дело: пост спасительный.

Если говорить просто, что такое пост, в раю Адам и Ева нарушили пост и лишились рая. Значит, чтобы вернуться в рай, нужно поститься.

– Какие существуют еще причины, чтобы нарушать пост? Их много.

– Вообще любимая тема на исповеди – нарушение поста. Все батюшки это очень хорошо знают. «Вот мне врач сказал, что я никак не могу поститься, у меня такие-то болезни». Во-первых, болезни – это следствие греха, а грех исцеляется покаянием и постом. Врачей нужно слушать одним ухом, а все-таки стараться поститься. Учитывать их рекомендации нужно, безусловно, мы к врачам обращаемся, но не забывать, что врач больше смотрит на сторону телесную, а человек – это не только тело. Человек – это прежде всего душа. Душа важнее. Постом мы стараемся ограничить тело в пользу души. Они находятся в некотором борении. Тело хочет командовать, требовать своего. А душа от этого испытывает урон, страдает. Мы хотим, чтобы душа вздохнула свободнее во время поста. Так и происходит, мы это чувствуем, только удивляемся: раз в пять ешь меньше, чем обычно, а есть не хочется.

– Еще часто говорят, что трудно поститься детям. Что можно на это ответить?

– Был такой батюшка, отец Алексей Грачев, Царствие ему Небесное. Он ушел рано, в 38 лет: с его другом отцом Романом они разбились на машине. Он до священства был детским врачом, три года работал в родильном доме в Москве, занимался маленькими детьми. У него было трое детей, они выросли уже. Мы с ним делали книжку «Когда болеют дети» – беседы врача и священника. Мы с ним много говорили о детском посте. Он как врач и как священник говорил, что с 1,5–2 лет уже можно постепенно приучать детей к посту. Очень постепенно. Когда такой навык прививается постепенно, это нетрудно. А с трех лет, как он говорил, уже можно кормить ребенка общей пищей, которой питается вся православная семья. Тем более когда семья многодетная, маме просто некогда готовить разные блюда, и ребенок постится. Конечно, детям стараются сделать пищу достаточно разнообразной, вкусной, питательной. Но с постной пищей все это вполне возможно.

Дело в том, что пост очень важен для детей, потому что это великое средство воспитания. Мы же хотим, чтобы дети наши были хорошими. А что значит хорошие? Послушные. Как воспитать послушание, как воспитать людей волевых, которые бы не раскисали при затруднениях, преодолевали трудности в жизни, преодолевали бы свои страсти (например, лень, когда не хочется учиться, делать уроки)? А еще этот батюшка говорил: когда ребенок постится, уходят все скорби, связанные с тем, что он мало ест. «Вот, деточка, за маму, за папу доешь кашку, ты растешь…» Ребенок будет есть, и с удовольствием. Уходят все слезы, переживания, раздоры между родителями. Когда ребенок привыкает к посту, ему в подростковом возрасте, когда нужно будет преодолевать себя, свои страсти, сдерживать свою плоть, уже будет этот навык. Это вообще в жизни пригодится. А мальчику, который постился, в армии гораздо проще. Еще Суворов Александр Васильевич, великий полководец, учил солдат: победи себя – будешь непобедим. Пост – это упражнение, чтобы учиться побеждать себя. Плохо ли быть непобедимым?

– Вопрос телезрителя: «Можно ли играть в компьютерные игры во время поста?»

– На этот вопрос совершенно точно и лучше всего ответил апостол Павел: все мне можно, но не все полезно. Все мне можно, но ничто не должно мною обладать. Эта зависимость – очень важный вопрос по отношению к Великому посту. Великим постом хорошо стать свободнее, освободиться от наших зависимостей. Враг рода человеческого уже зацепил нас и через Интернет, и через наши привычки (узнать новости, всякие игры). Столько всяких крючков, за которые он нас зацепил, что хорошо бы Великим постом отказаться от этого. Допустим, Великим постом в компьютерные игры не играть. А потом, когда Великий пост закончится, можно сказать: а может, вообще лучше дальше не играть? Вроде как лучше стало, свободного времени точно стало больше. Вообще свобода – это дар Божий, надо ее беречь. Пост – это наше свободное проявление послушания Богу, любви к Богу, почитание Его страданий. Это маленький труд, который мы берем на себя Великим постом, но он связан со страданиями Спасителя, поэтому  тоже спасительный. Он участвует в деле нашего спасения. Постишься много лет и каждый раз поражаешься бездонной глубине премудрости поста, как он прост, как глубок и щедр, как велик, как важен.

Поэтому лучше стараться не попадаться на таких моментах. Например, в гостях. «Не хочу обидеть хозяев». Во-первых, надо сказать, что есть правила святых отцов, по которым гости Великим постом отменяются. Гоголь прекрасно писал об этом в «Петербургских записках»: какое прекрасное время Великий пост – визиты отменялись. Телефонов не было, были визиты. Они отменялись, никто не принимает. Отменялись спектакли в театрах, развлечения. Кстати, по Уставу в пост не играются свадьбы и не празднуются дни рождения. Помнится, покойный патриарх Алексий II, Царствие ему Небесное, свой юбилей перенес с поста на Масленицу. Дни святых переносятся, не празднуются в будни, даже дни великих святых, бывает, переносятся на другой день. Праздники Матери Божией переносятся, храмовые праздники переносятся на субботу и воскресенье.

Что касается того, чтобы не обижать хозяев, во-первых, чайку-то дадут, хлебушка? Старец Паисий на эту тему ответил так: не бойтесь смутить хозяев... Нужно думать не только о том, что они что-то не так поймут, но и чтобы пользу принести им. Когда мы постимся, можно об этом сказать очень кротко: спасибо, спасибо, все хорошо, я сыт. Нужно это сказать не с вызовом (не дай Бог!), а очень кротко. «А Вы что, поститесь?» – «Да так, стараюсь, хотелось бы…» Нужно помнить вот о чем. Ну ладно, ты оказался постом в гостях (хотя вообще-то не надо). Ты можешь подумать о том, что ты им покажешь хороший пример. Еще святой праведный Иоанн Кронштадтский говорил, что соблюдение поста – это проповедь православной веры. Когда мне говорят: «Я на работе одна пощусь», я отвечаю: «Хорошо, что в этом коллективе хоть один человек есть, который постится; значит, он показывает пример. Уже никто не скажет, что никто не постится».

Я недавно читал, что в Кремле специально интересовались в столовой, какие постные блюда есть. Люди там желают поститься, возможность такая есть. Так что всегда есть возможность оказывать благотворное влияние именно в смысле православной веры таким примером: да, я пощусь. Одна раба Божия, прихожанка, говорила: «Я готовлю суп свой, постный, и непостный остальным. Но варю такой вкусный борщ, что мои просят дать им постное». А к детям уж точно надо искать такие подходы. Много можно всякой вкуснятины наготовить постом. Пироги всякие… Спрашивают: как же без того-то и того-то? Очень просто: на постном масле, когда можно, и все. Существуют толстые книги с рецептами постных блюд, можно и поэкспериментировать.

У поста есть еще одно великое достоинство (для детей это очень важно): мы начинаем всё ценить. Мы же привыкаем ко всему, а тут после первого дня поста оказывается, что вода – такая вкусная! А сухарик черного хлеба – просто объедение!

– Вопрос телезрителя: «Известно, что Великий пост длится 49 дней. Когда эти сроки были установлены? Известен факт, что первые христиане в апостольские времена, еще помнившие живого Христа, постились не больше недели».

– Прежде всего надо сказать, что святая Четыредесятница (сорок дней Великого поста до Страстной седмицы) была установлена апостолами сразу после крестного подвига Спасителя и после Воскресения. Они уже тогда начали поститься в память о сорокадневном посте Самого Спасителя и вспоминая Его крестные страдания. В центре Великого поста – вынос креста. Крест напоминает нам именно о страданиях Спасителя.

Кстати, обновленцы очень любили апеллировать к первым векам и говорили, что тогда было так, а позже стали что-то менять, вносить новшества. Да, православная вера живая, она является плодом духовного творчества многих веков, многих поколений святых отцов, причем великих святых. Святитель Иоанн Златоуст, Василий Великий – создатели литургии, которую мы служим. Они вносили свое творчество. Например, святитель Василий Великий ввел иконостас. Все это сокровище, богатство, которое нажито веками духовного горения наших святых, передавалось из поколения в поколение. Наши великие русские святые тоже внесли свой вклад. И как постились новомученики (мы вспоминали святителя Афанасия)? Там не было вопроса, 49 дней или нет. Мы принимаем от них это преемство, святое установление святых отцов. Дай Бог нам хранить эту традицию, которая передавалась все эти века, и стараться передавать ее дальше, не подвергать ревизии все эти установления, тем более Устав Церкви, который установлен святыми отцами, Духом Святым. Католики изменили Символ веры, а мы его храним в неизменности. И эти установления святых отцов мы храним. Дай Бог нам стараться хранить это все, получать от этого духовные блага, духовную пользу. А если у нас что-то не получается – тогда каяться. Это тоже польза. Попробовал – не получилось. Прости меня, Господи! Постом мы еще обретаем важнейшее духовное знание о своей немощи. Хочется попоститься по Уставу – не получается. Прости меня, Господи, и помоги. Осознание своей духовной немощи, своей греховности, необходимости в помощи Божией – это очень ценное приобретение поста.

– Вопрос телезрителя: «В дни Великого поста искушения усиливаются (неприятности, клевета на работе, ненависть ко мне от моих коллег). Идешь к чаше и уже знаешь, что после этого тебя на куски будут рвать. Почему искушения усиливаются именно в пост и почему люди не в духе нашем нас так ненавидят? Когда эта война закончится?»

– Искушения, связанные с Великим постом, начинаются еще до поста. Мы уже знаем это по опыту. Когда начинаются подготовительные недели к Великому посту, тогда начинаются искушения. Причем на Масленицу, даже еще раньше, за неделю до Масленицы, в нашей Церкви читаются евангельские чтения Страстной седмицы – о крестных страданиях Спасителя. Уже поэтому невидимый враг начинает нервничать, уже начинаются искушения. Это как раз говорит о том, насколько пост страшен для него, какое это оружие против врага. Он уже чувствует, что сейчас начнется ополчение против него.

Потом, когда начинается пост, становится легче. Эта борьба как раз говорит о том, как важен пост. Мы, бывает, сами не замечаем каких-то вещей, а невидимый враг открывает нам, что для него это действительно очень серьезное, очень острое оружие. В этих обстоятельствах надо сказать, что нет худа без добра. Слава Богу за все (по формуле святителя Иоанна Златоуста). Когда эти искушения происходят, надо смиряться, усиливать молитву, стараться думать прежде всего о себе, своих грехах. Великий пост – это время, когда мы призваны забыть обо всех (говорю условно), думать прежде всего о своих грехах.

Великий канон преподобного Андрея Критского, который мы только что слышали в церкви и молились с этими великими словами, учит нас полному, глубокому покаянию. Это полное признание своей бездонной греховности, полная невозможность обойтись без Бога. В этом истина. Вообще момент истины в Великий пост именно этот – мы призваны почувствовать свою греховность. Мы о ней забываем. Нам нужен Спаситель. Кстати, сила Великого канона как раз в том, что его можно слышать и читать только на церковнославянском языке. Там такая сила слов, что по-русски это просто невозможно передать. Автор говорит: ничего у меня нет, ни добродетелей, ни покаяния, Ты мне «Сам сия даруй». Этими словами преподобного Андрея Критского мы можем обращаться к Богу. У меня нет ничего – ни слез покаяния, ни добрых дел. Есть там слова о совести: в мире «нужнейшее» – прекрасное славянское слово. Мы молимся: «избави нас от всякия скорби, гнева и нужды». Что такое нужда? Это мука, мучение, неволя. Мучения совести – самые «нужнейшие», то есть самые страшные. Через полное, глубокое покаяние наша совесть очищается перед Богом. Мы призваны словами Великого канона, поклонами, молитвами к такому покаянию, которое нас примирит с Богом. Пост это может.

– Бывает ли такое, что человек постится, но, по сути, не постится (ему лишь кажется, что он постится)?

– Если он соблюдает правила о посте, если ограничивает себя, если замечает: вот это я не могу, не имею права, – он уже постится. Это усилия, которые он прикладывает. Некоторые читают написанный мелкими буквами состав продукта, входит туда что-то скоромное или не входит. Казалось бы, какая разница? Нет, если человек думает: могу или не могу, – он уже входит в некоторое ограничение, это некоторый подвиг. Господь это все знает. Святые говорят, что и крыло мухи имеет вес, а у Бога весы точные. У Бога все измерено, каждое усилие человека. Поэтому нужно поститься по совести и по возможности.

– Попрошу Вас подвести итог нашей теме о Великом посте.

– Слава Богу, дорогие братья и сестры, что мы вступили на поприще Великого поста. Слава Богу, что мы православные люди и имеем это сокровище, это установление Святой Православной Церкви. Постараемся с Божьей помощью взять то, что нам предлагает Святая Церковь, Мать наша, от Великого поста; постараемся подружиться с постом, считать его своим другом, обращаться к нему за помощью, и мы обязательно получим духовные блага и будем Бога благодарить. Мы за все Его благодарим, и за пост, конечно, тоже.

Ведущий Денис Береснев

Записала Маргарита Попова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать