Беседы с батюшкой. Ответы на вопросы

27 января 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает архимандрит Алексий (Вылажанин), благочинный Петропавловского округа Московской (городской) епархии, настоятель храма святых первоверховных апостолов Петра и Павла в Лефортове, член Канонической комиссии при Епархиальном совете города Москвы.

– Сегодня наша передача посвящена ответам на вопросы телезрителей.

Вопрос: «Как вдохновить сына тринадцати лет, чтобы он ходил в храм? На службах долго стоять не может, жалуется на скуку, нет особых увлечений, только компьютерные игры».

– Наверное, сегодня это самый болезненный вопрос, который стоит и перед верующими, и перед теми, кто только начинает ходить в храм; перед семьями, которые традиционно веруют, из поколения в поколение, являются постоянными прихожанами, и перед теми, которые только обращаются к Богу. Самое главное – не заставлять, особенно в тринадцать лет. Как воспитать? Воспитывать уже поздно. Русская мудрость гласит, что воспитывать ребенка можно, только пока он поперек лавки лежит. Лег вдоль лавки – только уже своим примером, своей любовью, молитвой, упованием на волю Божию, чтобы Господь вразумил и наставил чадо, порой неразумное.

Мы сами приучаем ребенка к компьютеру с детства, потому что проще сунуть в руки планшет и сказать «не мешай», ведь времени не хватает. Сейчас дети начинают пользоваться оргтехникой раньше, чем начинают говорить, и пользуются даже лучше взрослых. Это становится их образом жизни, они этим живут. И, может быть, родители сами на службу ходят не с такой радостью и любовью... Там, где есть любовь – к Богу, к Церкви, к богослужению, где хождение в храм не является обязанностью и люди идут туда с радостью, эта радость передается и детям.

Когда женщина еще непраздной ходит в храм, ребенок еще до рождения начинает соприкасаться с церковной жизнью и с самого своего рождения  становится членом Церкви. Для него это нормальный образ жизни. Да, потом придется столкнуться с окружающим миром, с соблазнами. Но в эти моменты, с самого начала, нужно дать ребенку эту закалку. Бывает, тяжело, нам лень. Вот я отдохну, в это воскресенье не пойду. В следующее воскресенье опять нашлись какие-то проблемы, ребенка не причастили. В лучшем случае раз в год… Потом у нас появляется свободное время, начинаем ходить в храм, а ребенок уже в разумном возрасте и для него храм – чужое место. Там неуютно, неинтересно, нехорошо. Надо, чтобы была радость. Надо самим любить храм Божий, службу, чтобы она нам не была в тягость, тогда наше внутреннее духовное состояние будет передаваться нашим детям.

Еще раз скажу: в самый сложный возраст, когда дети начинают проявлять свое «я», заставлять их ни в коем случае не надо. Можно беседовать, разговаривать, объяснять что-то, являть пример самим. Но если заставлять, кроме протеста, это не вызовет ничего. Бывает, зернышко доброты, любви к Церкви, к службе когда-то было посеяно, если ребенок в детстве причащался с радостью к Святым Христовым Таинам, а не кричал и не извивался на руках у родителей, пока его насильно тащили к Чаше… Так тоже часто бывает. Даже в эти моменты надо ребенка приучать: не хочет причащаться – не надо. Не понимает – не надо. Пусть посмотрит, как другие детишки причащаются. Рано или поздно это зернышко даст свои плоды, но если рядом будете вы, если будете для него являть пример христианской жизни – не показной, а внутренней, духовной. Чтобы это не со стороны было видно, а чувствовалось, что человек живет по-христиански. Не только говорит о Христе, но живет Христом. Тогда, глядишь, рано или поздно ребенок тоже обратится к Богу, вернется к тому доброму началу, которое когда-то в нем было заложено.

– Вопрос телезрителя: «Увидел в церкви, как молодые ребята с помощью смартфона переводят слова церковной службы на русский язык. Из их разговора я понял, что служба так становится интереснее. Как привлечь молодежь в православие?»

– Святейший Патриарх много говорит об этой проблеме. Сейчас идут Рождественские чтения; думаю, это будет основная тема – миссия Церкви среди молодежи. Не нужно это навязывать. Нужно говорить о Христе, но не с точки зрения строгости: вот только это, ничего другого быть не может. Молодые люди, к сожалению, очень сильно подвержены внешнему влиянию, негатив они впитывают гораздо больше. Нужно больше делать добрых дел внутри Церкви, и чтобы это было не показное, а внутреннее. Чем лучше будем мы, ходящие в Церковь, служащие в Церкви, тем больше будет меняться отношение молодежи к Церкви.

К сожалению, сегодня, как показывает опыт, студенческая молодежь под влиянием негатива, который льется на Церковь извне, сильно этому подвержена, принимает это как должное. На самом деле доброго в Церкви гораздо больше. Об этом молчат, и когда молодежь с этим соприкасается, она начинает постигать глубину и красоту Православной Церкви. Хорошо, что люди стоят: значит, им это интересно, им важна служба. Может, со временем они придут к тому, что будут искать что-то через смартфоны не во время богослужения, а после него. Будут участвовать в молодежных движениях, которые есть сегодня в Церкви. Они ставят своей задачей именно воспитать православную молодежь.

Ну а насильно никого притащить в храм невозможно. Невозможно заставить, чтобы люди туда ходили. Это должно быть доброй волей. Мы молимся, мы делаем все, что от нас зависит; встречаемся, беседуем, пытаемся показать красоту православия, а не только его историческую ценность как связующей матрицы в жизни русского народа, нашего государства. Пытаемся показать его прежде всего как живой организм, который сегодня дышит, действует. Невозможно согнать молодых людей на какие-то мероприятия, где будут говорить о Боге. Они должны сами к этому прийти. Если это будет насильно, то и результата положительного не будет.

– Вопрос: «Недавно была на исповеди, но не готовилась к ней специально. Просто высказала все, что волновало и тяготило. Почувствовала облегчение, прилив сил. Такого не было, даже когда все грехи выписывала на бумажку. Как правильно готовиться к исповеди, чтобы она была живой и настоящей?»

– Хороший вопрос. У каждого ведь свой путь спасения. Какая прежде всего задача, когда мы готовимся к исповеди? Осознать наш грех, увидеть его в себе, поискать причину его и не дать ему вновь зародиться в нашем сердце после того, как мы принесем в нем покаяние. Часто исповедь приводит к тому, что человек кладет перед собой книжку с перечнем грехов и по нему просто переписывает их. А в какой момент этот грех появился в нашем сердце, чем он был вызван, что стимулировало его, чтобы он развился в нас, – такого анализа человек не делает. Поэтому когда он приходит на исповедь с этой бумажкой, он как робот: прочитал ее, а потом еще дает батюшке разорвать. Прочитанной молитвы бывает мало… Так неоязычество проявляется: не от молитвы и Божьего благословения идет прощение грехов, а от разрывания этой бумажки. Если не разорвали, то полноты исповеди для этих людей нет.

А если вдруг появилась потребность прийти на исповедь, но вы не готовились к этому, просто вспомнили какие-то ваши грехи, – конечно, вы их осознали, прочувствовали, поэтому и ощущение от покаяния совершенно другое  в сердце человека. Конечно, хорошо бы прочитать книжечку с грехами, но потом отложить ее в сторону и постараться заглянуть внутрь своего сердца и подумать: а что же у меня-то было в моей жизни, чем это было вызвано? Почему я где-то смалодушничал, где-то не смог проявить строгость к себе? Вот здесь я согрешил в том-то и том-то, в этом каюсь и прошу у Господа прощения и сил, чтобы больше не совершать такого греха. Я считаю, что к покаянию надо готовиться так, а не просто что-то переписать, а потом прочитать. Я обычно забираю эту бумажку и говорю: что вспомнишь из того, что написал, в этом и нужно приносить покаяние. Тогда уже человек не перечисляет автоматически перечень, а начинает вспоминать, переживать. Только когда мы пережили покаяние, осознание этого греха, тогда мы стараемся с ним бороться, от него избавляться. А если сокрушения о грехе нет, тогда и покаяния искреннего не бывает.

– Вопрос телезрителя: «В Евангелии от Иоанна есть слова Христа: „Я уже не называю вас рабами, потому что раб не знает, что делает его господин; Я называю вас друзьями, потому что поведал вам все, что узнал от Отца Моего“. Многие с пафосом называют себя „мы рабы Божьи“. Получается, Богу не нужны рабы, которые идут по накатанной и повторяют одно и то же? Нужны друзья, которые будут познавать Бога?»

– Безусловно. Наверное, надо исходить из понятия раба того времени, в которое Господь проповедовал. Тогда от человека не зависело, хотел он быть рабом или нет. Он или был им, или не был. Раб был человек совершенно бесправный. Никто не спрашивал его мнения, желания. Поэтому Христос и говорит, что Ему не нужны рабы; не нужны люди, которые под принуждением слушают слово Божие и не принимают его всем сердцем, а по необходимости, потому что так должно быть. У нас в советское время, к сожалению, было такое, что членами партии становились не потому, что были убеждены в этом, а чтобы занять какое-то место, должность в обществе, положение. Был ли человек искренним членом партии, соработником своих товарищей? Не был. Так и христианин, если он добровольно не избирает этого пути.

Мы называем себя рабами Божьими не потому, что делаем что-то по принуждению. Рабами мы себя делаем сами из любви к Богу, стараясь выполнять волю Его. Достойны ли мы быть друзьями Божьими? Не знаю. Для этого надо много потрудиться. Не мы должны себя назвать друзьями Божьими, а Господь сказал: «Друже, приди ко Мне и сядь рядом со Мною». А мы пока себя считаем именно рабами: Господи, хотим исполнять волю Твою, жить с Тобою, быть рядом с Тобой, не по принуждению, а по своей внутренней духовной любви. Если когда-то мы услышим от Господа «друже Мой», для нас это будет огромное счастье. Но мы не сами себя так называем. Бывает, что мы друзьями себя называем, а дела-то наши говорят совершенно об обратном.

– Вопрос: «Мне 33 года, я не женат. Хочется найти родственную душу, создать семью. Но все девушки, к которым поначалу возникал интерес, при близком общении вызывают разочарование. Может быть, корень этого разочарования находится во мне самом?»

– Все проблемы всегда нужно искать прежде всего в себе, а не в окружающем нас мире. Конечно, проще всегда исправлять мир, менять что-то вокруг себя, нежели заглянуть внутрь себя. Старцы учили: стяжи дух мирен, то есть загляни внутрь себя, разберись в себе – и вокруг тебя люди начнут спасаться.

Может быть, и в Вас самих есть причина, что у Вас не складываются отношения. Постарайтесь любить не глазами, а сердцем. Надо всегда смотреть на начинку. Ищите внутреннего содержания в людях, особенно в тех, с кем хотите пройти свою последующую жизнь. Ищите духовника, который будет Вас окормлять, знать Вас. Может быть, он Вам посоветует исправить какие-то внутренние моменты Вашей жизни; посоветует добрую спутницу, которая, может быть, сразу внешне Вам и не понравится, но кто знает – может, этот человек Вам послан Богом. Надо уметь видеть волю Божию. Еще раз хочется вспомнить слова митрополита Питирима: видеть волю Божию и стараться ей не навредить.

Мы знаем много случаев, когда семинарист приходил к своему духовнику в лавре, а тот говорил: вот тебе невеста, женись на ней, это твоя спутница. И люди всю жизнь вместе, детей воспитывают и счастливы. Не всегда ищите внешнего. Ищите внутреннего, духовного состояния, и все будет нормально. Ищите волю Божию.

– Вы сказали о воле Божией. Может ли человек сам, без помощи духовника, Церкви увидеть ее, прочувствовать?

– С Богом человеку возможно все. А вне Церкви нет общения с Богом, понимаете? Какая воля Божия вне Церкви может быть у человека? Никакой абсолютно.

– Вопрос телезрительницы: «Я прочитала „Камо грядеши“, и с тех пор меня волнует вопрос: почему у первых христиан символом христианства была именно рыба?»

– Наверное, потому, что первые апостолы, которых избрал Господь, были рыбаками. Первым символом христианской жизни была именно рыба. «Сегодня ты, Петр, ловишь рыбу, завтра Я тебя сделаю ловцом душ человеческих». Уже в Дамаске впервые появилось изображение Христа, и христиане начали называть себя христианами. Думаю, с этим связано.

– Я слышал, что в слове «рыба» – «ихтиос» – заложена какая-то аббревиатура (кажется, имя Иисуса Христа). Может быть, покопаться в этом направлении?

– Да, можно найти много объяснений. Вот сейчас мы умеем компьютером пользоваться. Когда хотим что-то найти, то быстро находим. Наверняка найдете на православных сайтах правильный ответ на этот вопрос. Но мне кажется, что это связано именно с тем, что первые апостолы были рыбаками.

– Вопрос: «Как правильно подготовиться к причастию и причаститься, если я инсулинозависимый?»

– Здесь вопрос Вашей совести и того священника, который в этот момент служит. Есть разные ситуации, разные болезни. Допустим, когда мы приходим к умирающему в больницу, мы не спрашиваем у него, ел он что-то сегодня или нет, а причащаем его Святых Христовых Таин, если он при смерти, если в состоянии принять Причастие и принести Богу покаяние в своих грехах. Безусловно, это не значит, что можно покушать мясного супа и после этого идти причащаться. Постарайтесь этот вопрос согласовать с тем священником, который служит у вас на приходе. Я думаю, что он будет достаточно разумным человеком и посоветует Вам, как правильно это сделать.

Такие вопросы часто задавали Святейшему Патриарху. Он говорил, что надо подходить к решению данного вопроса с разумом. Нельзя отвергать человека, не допускать его, потому что он действительно болен, он зависим от своей болезни. Кто-то может терпеть и терпит. Кто-то на сильной стадии инсулиновой зависимости, но он же не ест перед самым причастием. Хотя бы за два часа какая-нибудь каша на воде, если уж настолько сложная у вас форма диабета. Постарайтесь так поступать. Но еще раз говорю: это как я бы принял Вас. Как поступит другой священник в этой ситуации, мне сложно сказать.

– Вопрос: «У меня есть друзья разных вероисповеданий и взглядов – протестанты, мусульмане, буддисты и даже атеисты. Когда мы общаемся на языке человеческого тепла, возникает единство и радость. Когда речь заходит о религии, возникают разногласия и в итоге разобщение. Как общаться с людьми разных конфессий и взглядов и избегать разобщения?»

– Просто не разговаривать на религиозные темы, особенно если Вы не очень подкованы в них. Если Вы вступаете в спор, то должны быть бесстрастны, уверены в себе. Не осуждайте человека за то, что он воспитан в той или иной вере. Это дело его совести. И Вы будьте православным христианином не на словах, а на деле. Бывает, мы часто о православии спорим, а сами понятия о православии не имеем. Смотрите на человека по его делам. Если Вы общаетесь с этим человеком, если видите в нем доброе начало (оно есть в каждом человеке), проявите к нему любовь, понимание, доброжелательность, не навязывая силой свою точку зрения. Если человек Вас спрашивает, интересуется не из праздного любопытства,  хочет разобраться, а не спровоцировать Вас на спор, тогда объясните что-то, если можете. Если не можете, посоветуйте человеку обратиться к тому, кто сможет дать ему объяснение. Если Вы этого не можете, не бойтесь это сказать. Скажите с добротой: я не готов сегодня тебе дать ответ. Иногда мы что-то знаем, но не можем все держать в голове. Мы не компьютеры, чтобы сразу извлечь что-то из своей памяти. У меня такое бывает, в том числе и на программе. Задают вопрос, а я не до конца готов на него ответить. Надо уметь признавать, что мы не можем все знать, все помнить. Какие-то вещи мы можем забывать. Для этого надо освежить память. Мы знаем источник, где можно посмотреть, это очень важно. А если это провокация – тем более не надо вступать в спор, дабы не опозориться самому и не опозорить Матерь Церковь.

– Вопрос телезрительницы: «Душа болит о детях. Вертится в голове всякое, что бы я попросила у Господа… В итоге получаются только слова: „Господи, помилуй!“ У меня старший сын пьет. Я прошу у Господа, чтобы Он его простил».

– Матушка, дорогая, надо просить у Господа, чтобы Он простил не его, а нас с вами. Может быть, мы в свое время где-то недоглядели, не дали любви. Ведь с чего-то вдруг человек начал пить. Значит, в этом есть где-то и наша вина, потому что мы отвечали за его воспитание как родители, наставники. Воспитывали ли мы его с Богом, в Церкви? Это не значит, что все, кто воспитывается в Церкви, вырастают идеальными людьми. Но большинство из них все-таки становятся людьми порядочными. Это не говорит и о том, что человек, воспитанный вне Церкви, обязательно должен стать пропойцей. Но шансов для этого у него гораздо больше, потому что нет внутреннего духовного стержня веры в Господа.

Попросите прежде всего о том, чтобы Господь простил Вам возможное невнимание. Попросите, чтобы Господь дал Вам сил понести крест, который Он возложил сегодня на Ваши плечи. Конечно, это огромная трагедия, когда близкий человек погибает от винопития или наркомании. Это страшно. Но исправить мы, к сожалению, ничего не можем. Мы можем только молиться, просить Господа, чтобы Он нас укрепил и как-то вразумил этого человека; чтобы он увидел красоту окружающего мира и понял, что пьянство – это не выход. Оно не дает радости, не решает проблем. Думаю, что так надо молиться.

– Вопрос: «Как найти общий язык с сестрой? Я человек открытый, общительный, интересуюсь ее жизнью, переживаю за нее. Она же более замкнутая, отстраненная. Она считает, что любить – это значит оставить человека в покое. Но мне сложно это понять и принять, чувствую в этом холод».

– Принимайте людей такими, какие они есть. Почему мы должны всех подгонять под свои стандарты? Один любит уединение, другой любит болтать по телефону. Конечно, это тоже кого-то раздражать начинает. Любите ее такой, какая она есть. Не такой, какой Вы ее хотите видеть, а просто за то, что это Ваша сестра, что Господь Вам дал такую радость, что она у Вас есть, что она близкий Вам человек. Когда Вы научитесь принимать ее такой, какая она есть, может быть, ее сердечко для Вас откроется. Не надо навязывать ни свою волю, ни свой образ жизни, ни свои желания. Не хочет человек сегодня говорить с Вами – это ее воля, ее выбор. Не надо на это злиться, не надо расстраиваться. Надо принимать это как данность.

– Вопрос: «Все в школе проходят классическую литературу. Классиков почитают, пишут о них книги, ставят памятники. Не является ли это созданием кумиров? Не секрет, что многие наши классики не отличались праведной жизнью, а некоторые даже сильно грешили. Личность человека оставляет отпечаток на его творениях; значит, и творения классиков не столь полезны, как принято считать?»

– Человек – существо думающее, Господь нас такими создал. Иногда мы не умеем, не хотим этого делать, но Господь нам дал такое право – думать, принимать решения, не следовать тупо за чем-то. Как познать мир? Только своим созерцанием. Понимать что-то не только своим умом, а посмотреть, что думали остальные о том или ином событии. Поэтому мы читаем классику. Что-то принимаем, что-то нет; что-то видим хорошее, а что-то – плохое, от чего нужно бежать. Где гарантия, что в нашей жизни не будет ситуации, описанной кем-то? Насколько автор был праведен или грешен – ему перед Богом отвечать… Человек плохой ничего хорошего написать не сможет. А у человека хорошего и произведения хорошие, которые хочется читать.

Не все, что считается сегодняшним миром нужным для прочтения, статусным, является полезным для спасения души человека. Может быть, и не надо человеку всего читать. Не стремитесь за мнением окружающего мира. Имейте свое мнение, читайте то, что вам нравится. Но читайте, не оставляйте чтение. Читайте классику. Не только нашу русскую классику, но и советскую, и зарубежную. Читайте православных авторов. Всему будете давать свою внутреннюю оценку. Что для себя можете почерпнуть положительного. Это лучше, чем сидеть в бездумных игрушках в компьютере. Но очень тяжело себя заставить отказаться от видимого отдыха за компьютерной игрой, чтобы обратить свой взор к полезному чтению.

– Вопрос: «Мне 27 лет. Я регулярно занимаюсь физической культурой (подтягиваюсь, бегаю). Стал замечать, что через эти занятия я стал много внимания уделять физической форме, красоте. Не вредно ли это для души? Или физические упражнения являются усмирением плоти и могут быть полезны?»

– Для усмирения плоти очень полезны поклоны. Мы поклонов не делаем, к сожалению, за редким исключением. Конечно, веселее в спортзале потягать железо или в бассейне поплавать, нежели поклоны поделать.

Тело – это храм души. Конечно, Господь нам его дал, и мы должны за него нести ответственность. У кого-то хватает силы воли, у кого-то нет. Но главное, чтобы это не превратилось в нарциссизм, когда состояние моего тела – самое главное, что есть в моей жизни. Мышцы, кубики на животе… Главное – это ваше внутреннее содержание как человека. Если это не страсть, когда человек ни о чем другом не думает или начинает принимать добавки, чтобы выглядеть таким образом, почему нет? Господь дал нам тело. Мы же квартиру держим в хорошем состоянии, не запускаем ее, следим за своей одеждой. За телом тоже должны следить. Для чего? Чтобы показать свою красоту окружающим или просто потому, что мне от этого комфортно? Тело не мешает мне делать поклоны, соблюдать посты; наоборот, помогает. Тогда никакого греха в этом нет, только польза для души. «В здоровом теле здоровый дух» – не всегда правильная поговорка. Не всегда это так. Часто тела-то здоровые, даже иногда людям кажутся красивыми, а духа здорового там совсем нет, дух совершенно другой.

Православные подвижники отличались определенной атлетичностью. Они не были толстыми. Они были трудолюбивыми, не чуждались самой тяжелой работы, при этом не занимались специально физкультурой. Они делали земные поклоны, от этого и духовно возрастали, и физически были достаточно благообразны. А сегодня, к сожалению, культ тела, но не культ духа. Гармония должна быть во всем. Нельзя давать приоритет одному или другому. Когда одно помогает другому, тогда это хорошо. Когда тело помогает вам духовно возрастать, тогда в этом есть польза, а когда этого нет, надо задуматься, нужно ли это. Червяки все равно съедят, им все равно, какое тело будет – красивое или нет. Перед Богом будем все равны, смерть всех уравняет.

– Вопрос телезрительницы: «Мы с дочкой причащаемся, ходим в храм постоянно, дома молимся. А у нас все хуже и хуже…» (Звонок прерывается.)

– Непонятно, что становится хуже… Хуже в материальном плане или отношения друг с другом становятся хуже? У нас в православной семье иногда бывает так. Живет православная семья, вроде все в храм ходят, регулярно причащаются, а дома все – как кошка с собакой…

– Подсказывают, что материальное положение становится хуже.

– Наверное, вы не только ходите в церковь, но и работаете. Если вы работаете, наверное, получаете деньги. Хуже, лучше – это относительная грань, которую очень тяжело провести. Нам, к сожалению, в том числе священникам, всегда кажется, что хорошо кому-то впереди: олигархи живут хорошо, богатые люди живут хорошо. Конечно, по отношению к ним мы живем все хуже и хуже. А стоит остановиться, повернуться назад – и окажется, что позади нас есть люди, которые живут гораздо хуже нас. Если Вы не инвалид, если у Вас целы руки и ноги, если есть стремление к жизни, стремитесь, работайте. Кто хочет работать, тот работает, тому Господь дает то, что ему нужно.

К сожалению, нам нужно больше, чем у нас есть. Но это не дает нам внутреннего счастья, потому что материальное начинает засасывать человека. Сегодня есть одно, мы приобрели это, стремимся к большему. Получили больше – нам опять мало. И этот процесс, к сожалению, не остановить. Не в этом счастье. Ни разу не видел ни одного абсолютно счастливого богатого человека. Человек, который живет с Богом, радуется тому, что Господь сегодня посылает. Господь сказал: не оставлю никого. Что хуже становится? Из дома нас выгнали? Почему? Наверное, Вы сами были в чем-то виноваты. Если у нас есть крыша над головой, есть кусочек хлеба, есть возможность ходить в храм, молиться, причащаться Святых Христовых Таин, работать, получать какие-то деньги – слава Богу. Нет черной икры на хлебе, но ведь маслице-то иногда мы мажем. Да, жизнь сегодня тяжелая, очень сложная. Но в жизни верующих людей ни в коем случае не должно быть отчаяния, уныния. Должно быть упование на волю Божию и наше желание, стремление трудиться, зарабатывать, помогать кому-то.

Почему мы живем плохо? Не работаем. Почему работы нет? Потому, что зарплата маленькая. Но пойди получи хотя бы это малое, и у тебя хоть что-то будет. «Нет, зачем же я за это малое буду работать…» Вот так. У меня сейчас проблема: не могу повариху найти в храм. Одна старенькая уже стала, вторая приболела. Все хотят получать много и не работать. А так не получается. Идите поработать, посмотрите на то место, которое у вас есть. Может быть, там вас оценят. Умейте благодарить Бога за то, что имеете, тогда и в материальном плане у вас, может быть, не все так плохо будет.

К сожалению, мы бываем инертны: пусть все идет как идет, как-то само собой разрешится, прилетит вдруг волшебник и решит все наши проблемы. Не бывает такого. Чтобы что-то в этой жизни иметь, надо много трудиться. Надо и духовно расти, и физическим трудом заниматься. Все управится. А когда мы не хотим ничего делать, только молиться в храме и жить как олигархи – так не бывает. Олигарх может прийти в храм и просто молиться, ничего не делая. А у нас так, к сожалению, не получается. В конце концов, найдите какое-то малое послушание в храме, куда Вы ходите. Наверняка там есть какая-то потребность. Умейте благодарить Бога за то, что есть.

Мы не умеем этого делать, к сожалению. Благодарите Бога за то, что у Вас есть возможность ходить в храм; цените замечательные взаимоотношения с дочерью, ведь вы едиными устами и единым сердцем прославляете Господа. Но проявите немного усердие  в том, чтобы найти достойную работу. Я понимаю, что бывает очень сложно. Вот в селе говорят: мы живем в нищете, умираем с голоду… Этого не могу понять. Понимаю, что в селе можно не иметь одежды, потому что на нее нужны деньги. Но когда человек с голоду умирает, а у него есть приусадебный участок?..  Обрабатывай, трудись! Значит, ты сидишь и ничего не делаешь. До революции такая же проблема была. Были твердые хозяйства, но обязательно в деревне одна-две семьи пьяниц, которые работать не хотели, ничего не делали. Их всем селом содержали, какой-то минимум достатка создавали, и им большего не надо было.

Чтобы что-то иметь, надо потрудиться. По-другому только в сказках бывает. Надо много трудиться, чтобы что-то в жизни иметь. Чтобы духовно возрасти, надо духовно потрудиться. Хотите материально – значит, надо заставлять себя работать.

– Несколько напутствий нашим телезрителям.

– Жизнь наша очень кратковременна, пролетает она очень быстро. Об этом нас заставляют задуматься моменты, когда кто-то из наших близких уходит из этого мира. Мы начинаем проецировать это на свою жизнь. Цените каждый день, который Господь вам дает здесь, на земле, для своего духовного совершенствования и для общения с близкими. Этим даром мы, к сожалению, часто пренебрегаем и сами от него отказываемся. Очень быстро жизнь пролетит, наш жизненный путь может закончиться в любой момент. Об этом помните, цените это. Благодарите Бога за великие милости, которые Он нам дает. Господь никогда не оставит нас. Благословение Божие да пребудет со всеми нами во все дни жизни нашей.

Ведущий Денис Береснев

Записала Маргарита Попова

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель строящегося храма во имя святой блаженной Матроны Московской города Санкт-Петербурга священник Михаил Проходцев. Тема беседы: «Самомнение, своенравие, своеволие и смирение».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать