Беседы с батюшкой. Ответы на вопросы

20 января 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает клирик храма святителя Николая Мирликийского в Хамовниках города Москвы протоиерей Андрей Овчинников.

– Радостно Вас приветствовать! Я знаю, что Вы участвовали в наших программах, но за то время, пока я работаю, я с Вами впервые. Можно сказать, для меня это маленький дебют, особенный эфир.

Вопрос: «Как быть, когда стыдно перед Богом за грех, который ты уже исповедовал, но совершил снова и не знаешь, хватит ли сил не оступиться еще раз?»

– Думаю, что стыд – это естественный результат совершенного греха. Стыдиться нужно не греха, а нераскаянности в грехе. Поэтому такое чувство нужно победить: подойти к священнику, который знает много таких случаев. Не нужно смущаться, что перед священником придется это рассказывать. Вы не первый человек, который будет каяться в этом грехе, уверяю Вас. Мы знаем практически всё, особенно если священник уже немолодой и не первый год служит в Церкви. Нас удивить ничем нельзя, утешайтесь этим. И самое главное, после того как над Вами прочитают разрешительную молитву, верьте, что в этот момент Господь дает Вам особые силы бороться с этим грехом. Говорю это из личного опыта. Сам тоже исповедуюсь в грехах и, когда хочу исправиться, начать новую жизнь, с особым покаянием стою перед Богом и чувствую внутреннюю силу для борьбы. Поэтому стыдиться не надо, надо над собой трудиться. Это называется плодами покаяния, которые ведут к новой жизни перед Богом и людьми.

– Когда каешься в грехе на исповеди, но понимаешь, что совершишь его снова, это покаяние или нет? Что делать?

– Возьмем пример: человек хочет покаяться в грехе курения, когда он курил тридцать лет. Понятно, что он сразу исправиться не сможет. Или грех многословия, с которым мы живем и тоже победить его не можем. В таком случае надо понижать градус греха. Это уже маленькая победа. Мы должны так поступать практически с каждой страстью. Мы же не сможем обуздать в себе ни осуждение, ни зависть, ни гнев, ни многословие. Но понизить градус в наших силах и потихоньку двигаться в работе над собой. Я думаю, надо на этот путь настроиться.

– Практический подход.

Вопрос телезрителя: «Моего прадедушку звали Эдуард. К сожалению, мы не знаем, какое имя ему дали при крещении. В храме сказали, что не будут его поминать».

– Эдуард – это имя христианское, поэтому его можно употреблять во время молитвы. На последнем Епархиальном собрании и на заседании Синода было принято решение: если имена людей созвучны с христианскими именами, то они не меняются при таинстве Крещения. Это старая проблема, когда взрослый человек начал свой путь в Церкви и не знает, каким именем его крестили, потому что носит нехристианское имя. На этот случай святитель Филарет Московский говорил, что надо подойти к священнику, исповедоваться, и во время разрешительной молитвы батюшка называет то имя, которое будет с человеком дальше по жизни. Первое причастие он совершает с новым именем. Имя Эдуард употребляется в молитвах, поэтому не надо смущаться, надо Вашего прадедушку так и поминать. Ну а людям, у которых есть такие проблемы, надо при жизни постараться их решить, чтобы не оставлять этот удел родственникам, которые будут тоже беспокоиться, когда мы уйдем в другой мир.

– Давайте подробнее поговорим об этом постановлении Священного Синода. Например, имя Иоанн в западной интерпретации – Джон, Джованни… Получается, крестим с именем Джон?

– Да, получается так, что имена, которые имеют другую транскрипцию в других языках, могут оставаться. Допустим, человек живет в Америке или Англии, ему будет комфортнее иметь это имя. Но оно предполагает, что человек крещен в честь Иоанна Златоустого, или святителя Иоанна Тобольского, или Иоанна Крестителя. Можно открыть журнал заседаний Синода, внимательно посмотреть, что сказано в решении, и руководствоваться этими постановлениями.

– Простые прихожане не всегда обращают внимание на такие решения (например, те, кто несет послушание за свечным ящиком). Приходят, например, грузины или сербы, не привязанные к именам так, как у нас это принято (мы по святцам называем), там абсолютно любое имя. Особое отношение.

Вопрос: «Как молиться за человека, если мы не знаем, жив он или нет?»

– Думаю, что можно употреблять приписку «без вести пропавший». Вопрос, в какой записке – заздравной или заупокойной. Думаю, пока мы точно не знаем о его кончине, можно подать о здравии. И вспомнить слова нашего Спасителя, что у Бога нет мертвых, у Него все живы. Надо молиться и предать жизнь человека Богу; верить, что Господь милостив к каждому.

– Вопрос: «Как правильно понимать покаяние и раскаяние? В чем разница?»

– Само слово «покаяние» («метанойя») означает «изменение жизни». Покаяние – это плод новой жизни, это разворот нашего корабля на другой курс. Раскаяние – это процесс принесения перед духовником исповеди, на которой происходит прощение грехов. Думаю, что это единый процесс. В покаянии присутствуют и исповедь, и сокрушение о грехах, и плач сердца, и епитимья может быть, и новые труды над собой. Все это есть покаяние. Но оно, конечно, предполагает участие сердца. Это самое главное. Пока человек не восплачется в душе тем плачем сердца, о котором очень много писал святитель Игнатий (Брянчанинов), ни о каком покаянии говорить нельзя. Мы понимаем, как глубоко согрешили, мы об этом очень сильно жалеем, мы хотим исправиться, начать новую жизнь. С этим мы приходим к Богу. Господь нас принимает в Свои объятия, духовник разрешает нас от грехов, благословляет, и мы начинаем новую жизнь, которая есть покаяние.

– Можно ли исповедоваться священнику по телефону или отправив ему электронное письмо?

– Мне кажется, исповедь не предполагает такого формата. А вот духовный совет возможен. Я часто этим пользуюсь, потому что мои духовные чада бывают далеко (или я могу быть в отъезде). Самое главное, чтобы связь со священником не прекращалась. Кстати, есть традиция: если вы уже выбрали себе наставника и совершили грех, который вам стыдно исповедовать перед вашим духовником (поэтому вы идете к другому батюшке), то, как говорили многие старцы, исповедь вообще не совершается. Это некое лукавство. Вы опять возвращаетесь к своему духовнику такими чистенькими, пушистенькими, хорошими, не сказав о том грехе, в котором вы постеснялись покаяться. Такого стыда быть не должно. Если это ваш духовный отец, он должен знать о вас все. Если у вас есть какие-то смущения, вас борют какие-то помыслы или вы даже согрешили, мне кажется, можно написать и позвонить, можно через электронные средства связаться с духовником. Во-первых, он помолится, и это будет уже преддверие исповеди, вы перед ним открылись. Это открытие себя перед священником – великая сила в борьбе с духовными напастями. Враг хочет самого главного – чтобы мы никому о грехе не рассказывали, чтобы свет покаяния не приходил в наше сердце, тогда с нами легче справиться.

– Вопрос телезрительницы: «Когда идешь к Причастию, обязательно надо простить всех. А если я не могу кого-то простить, как быть? Так и сказать батюшке, что не могу простить кого-то, а хочу причаститься?»

– Давайте так рассуждать. Любое исправление требует Божьей помощи. То, что Вы говорите о прощении, предполагает, что сердце вообще должно очиститься от обиды, от воспоминания того зла, которое Вам причинил человек. Понятно, что степень непрощения тоже разная. Бывает такая злоба на человека, что не хочется вообще его слышать и видеть. Но если человек над собой работает, с одной стороны, нужно прилагать свои усилия. Нужно делать все от нас зависящее. Например, прийти в храм и подать за Вашего обидчика записку. Или на работе сделать ему какой-нибудь маленький подарок, или предложить выполнить за него какую-нибудь работу. То есть мы со своей стороны идем на примирение. Это первая составляющая. Вторая составляющая – приход в наше сердце благодати, которая врачует эту рану.

По этому пути надо двигаться в отношении любой добродетели и любого греха, который мы совершаем. С одной стороны, наши усилия, без которых Божья помощь не приходит, с другой стороны – окончательное уврачевание, которое совершает благодать. Надо учиться этому. Например, ушел муж от женщины. Как можно причаститься с полным прощением его? Понятно, что она старается, но это очень тяжелый, болезненный удар. Для этого человек и причащается в том числе, чтобы эта рана как-то уврачевалась. Потихонечку, со временем, прощение будет приходить. Мы знаем очень много примеров, когда люди хотели исполнять эту заповедь Божию. Заповедь прощать врагов и обидчиков – центральная в Евангелии. На этот труд Бог смотрит внимательнее всего.

– Если рассуждать как телезрительница, можно вообще никогда не причаститься…

– Конечно. А вы еще подумайте, кто хочет вас от Причастия отлучить постоянными помыслами, что вы что-то не прочитали, плохо постились… Мне одна женщина рассказывала: ей все время снилось, что она что-то съела ночью или выпила воды. Она утром просыпается с чувством, как будто позавтракала, и так она идет на причастие. То же самое с непрощенной обидой. Приступайте с верой. В молитвах перед причастием мы тоже об этом молимся: во исцеление души и тела, в прощение грехов наших и наших ближних. Так что дерзайте.

– Вопрос: «Может ли мне помочь в приобретении смирения то, что меня постоянно заслуженно ругают?»

– Это самый краткий путь к смирению. Если мы просим у Бога смирения (об этом писали все святые отцы без исключения), мы себе просим человека, который к нам подойдет, даст пощечину, обидит, оскорбит несправедливо. Если вы хотите победить гордость, это самый короткий путь – получить несправедливую, незаслуженную критику, оскорбление и унижение.

– Это очень сложно.

– Но это самый быстрый способ.

– А как же чувство собственного достоинства? Порой, когда ругают, могут унижать, оскорблять так, что не то что смиришься, а вообще перестанешь верить в человеческую доброту

– Я бы советовал практиковаться. Среди множества заповедей в Евангелии есть заповеди, которые ведут нас к Богу разными путями. Одна и та же вершина: есть путь самый крутой, самый опасный, но короткий, а есть путь по извилистой тропе, которая может вокруг горы пять раз обойти, и двигаться мы будем гораздо дольше. Мне кажется, одно из самых ярких и четких указаний на то, как уподобиться Христу, как стать христианином, – это научиться терпеть со смирением и прощать незаслуженные наказания, обиды. Конечно, это трудно, больно, непривычно, потому что наша гордыня, самость все время восстает: а почему меня не ценят, почему обижают, за что?.. Это касается нас. Если речь идет об обиде твоего друга, жены, детей, наверное, здесь надо действовать по-другому. Личную обиду потерпи, а если надо защитить честь ближнего, наверное, надо вступиться и даже пострадать за это.

– Вопрос: «Надо сначала полюбить себя или ближнего? Что значит полюбить себя? Разве это не эгоизм?»

– Полюбить себя надо правильно. Надо полюбить то, что тебе полезно, что ведет тебя к главной цели. Любовь ведь не разделяется: нельзя любить себя и не любить ближнего или любить ближнего и не любить Бога. Мы читаем в Посланиях апостола Иоанна Богослова: человек, который не любит ближнего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? Всё вместе.

Про любовь я бы советовал говорить осторожнее, потому что это вершина христианской жизни, совокупность совершенства. Если представить, что мы строим дом, любовь – это конек, который ставится в конце стройки. Любовь основывается на послушании, смирении, молитве, посте, служении ближним. Из этих кирпичиков потихоньку созидается здание любви. Самая лучшая школа – это семья. Сколько нужно лет прожить супругам, чтобы они сказали, что друг друга любят?

– Сколько?

– Думаю, что не меньше двадцати. Я условно говорю, но любовь будет самой крепкой. Я прожил двадцать лет в браке и думаю, что свою матушку уже полюбил по-настоящему. То, что было в самом начале, – тоже любовь, но она была очень хрупкая, нежная. Она требовала укрепления, проверки жизнью, опытом. Вначале был цветочек, потом маленькое деревце, оно крепче сидит в земле и приносит плоды.

 Как сказал один старец, нужно в свою жену влюбляться каждый день, видеть в ней все лучшие качества.

– Очень интересная тема.

Вопрос: «На литургии, когда молились о здравии, батюшка читал имена живых людей. Я не расслышала и поминала усопших. Является ли это грехом?»

– Нет, грех – это нарушение заповеди Божией. Литургия – это главное богослужение, главная церковная молитва. В любой части литургии можно молиться и за здравие, и за упокой. Понятно, что есть особые моменты: на ектенье мы поминаем о здравии, а когда поется задостойник или «Достойно есть», мы молимся об упокоении. Но в целом в момент принесения бескровной Жертвы (это вершина Божественной любви) надо преклонить колена, поблагодарить Бога за эту жертву и со смирением помянуть себя, грешного, и всех, о ком хотим помолиться.

– Вопрос телезрителя: «В Послании к Римлянам апостол Павел говорит о божественности власти (правда, по ее приказу ему голову отрубили, но сейчас не об этом). В конце есть такие слова: “…Тертий, написавший сие послание“. Так кто его написал – Павел или Тертий? И кто такой Тертий?

– Раньше писарями были рабы. Апостол Павел был автором этого послания, но исполнял его Тертий. В конце этого послания была подпись Павла.

Про власть, которая была божественная, но издала указ о гонениях и о том, чтобы предать смерти Павла: такое было время, когда Церковь была гонима. Но это не означает, что это было для Церкви плохо. Вообще любая власть от Бога – либо благословенная, либо попущенная Богом, но в каждый исторический период мы видим красоту Церкви с разной стороны. И расцвет ее, наверное, приходится как раз на гонения. Когда жизнь спокойная, сытная, все общественные, социальные болезни приходят не только в общество, но и в Церковь. Святитель Иоанн Златоуст говорил, что самое страшное гонение – это отсутствие гонений. Когда жизнь спокойная, Церковь напоминает корабль, который оброс ракушечником и не может маневрировать, двигаться правильно и быстро. Требуется очищение. Приходят бедствия, скорби, гонения, чтобы очистить Церковь от плевел, которые туда проникли.

Так что читайте Послания апостола Павла, особенно к римлянам. Это самое обширное, глубокое, серьезное послание. Догматическая часть непростая. В каждом послании есть часть нравоучительная, где он говорит о многих заповедях, что можно исполнить в миру, в том числе это заповедь о семейной жизни, о взаимоотношениях друг с другом, об отношении к власти.

– Вопрос: «В молитвах ко Причастию читаем такие слова: „Прости нам согрешения и прегрешения наши“. В чем разница?»

– Думаю, оттенки разные. Возможно,  наш перевод не очень точно передает содержание. Думаю, это уже касается внутренней жизни. Грех – понятно, что это такое: что-то серьезное, тяжелое, глубокое. Вообще слово «грех» в единственном числе – это библейское учение, грех как повреждение человеческой природы. Уже потом, в более позднее время, стали говорить о грехах, о страстях, когда мы к поврежденности добавляем свои личные ошибки, нарушения, согрешения. С этим надо разбираться, потому что поврежденность – это одно (то, что мы наследуем от Адама), а то, что мы сами добавляем к этой болезни, – уже другой момент.

Прегрешения, согрешения, которые мы совершаем в жизни, бывают разные. Мы их совершаем в делах – это самая грубая сфера, которую нужно стараться исправлять в первую очередь. Дальше мы должны смотреть за своим языком, то есть за грехами словом. А все прегрешения, которые здесь имеются в виду, наверное, относятся уже к внутренней жизни, к нашим мыслям, чувствам, желаниям. С этим мы будем до конца жизни бороться, это невидимая брань, которая совершается внутри человека. Благодать Причастия влияет главным образом на это – на то, чтобы наше сердце, наш ум достигали чистоты, спокойствия. Чтобы мы не сами только над собой работали. Чтобы пришел мир Божий, и как хорошо станет! Всех хочется полюбить, всем хочется сделать добро. Нет похотливых, злобных, завистливых мыслей. Вот признак благодати. Вот пришел мир – значит, Бог к тебе пришел.

– Вопрос: «Почему наша Церковь не признает наличия братьев и сестер у Иисуса Христа, несмотря на то что в Евангелии неоднократно о них говорится?»

– Мы говорим о братьях и сестрах Иисуса Христа по плоти – это дети Иосифа от первого брака. Но рождение Христа Спасителя было чудесное. Кстати, в этом Его главное отличие как Человека от всех нас – чудесное рождение. Второе Его отличие – безгрешность. Рождение Спасителя от Духа Свята и Марии Девы – догмат нашей Церкви. Больше детей у Пречистой Богородицы не было. Надо это принять и помнить, что братья и сестры Иисуса Христа – это дети старца Иосифа от первого брака.

– Вот так, мы все равно их признаем...

Вопрос: «Дело воспитания детей должно начинаться с духовного воспитания родителей. Оправданны ли какие-то занятия с родителями на приходе и в какой форме?»

– Еще как оправданны! Надо воспитывать не только родителей, но и детей наших, подростков, чтобы они своих детей потом смогли правильно воспитать.

– Работать на перспективу.

– Да. Это проблема системная. Мы должны понимать, какая это серьезная проблема, потому что воспитание – это наука из наук, искусство из искусств. Сейчас в Церкви очень много людей, в том числе семейных, которые оторваны от традиций и сами не получили христианского воспитания. С ними нужно работать, с ними о чем-то говорить, учить их. На мой взгляд, самая главная задача – христианское воспитание в семье, счастливое детство, которое должны дать родители. Чтобы ребенок свои детские годы провел с мамой, папой, братьями, сестрами, чтобы у него были добрые, хорошие воспоминания, память о детстве. В это время закладываются и психика, и характер, и способности. Как в семье будет заложено, какой дух, какой климат, какая система ценностей, в том числе если это система христианских ценностей, так он и будет жить дальше. На приходе воспитать ребенка не получится – ни священнику, ни воскресной школе. Мы можем только что-то подправить, помочь родителям. Если они идут в правильном направлении, священник скажет ребенку: да, то, что говорят мама и папа, – это правильно, этим нужно заниматься.

Например, вся семья ходит в храм. Ребенок начинает капризничать. К батюшке подвели: «Петя, возьми себя в руки, ты же мальчик, будущий солдат, воин, защитник, как же ты будешь без веры жить, без Бога?» Можно поддержать. Или, например, хотят родители отучить детей от гаджетов, телефонов, игр. Подходят к священнику, и тот говорит: «Да, тебе надо спортом заниматься, книги читать, гулять». Ребенок видит, что ему с разных позиций советуют одно и то же. Очень важно еще, чтобы в семье было единство советов. Если и родители, и дедушка, бабушка, тетя, дядя, братья, сестры говорят об одном, то ребенок никуда не денется. Он будет слушаться. Сила семьи – великая сила. Эту силу нам нужно приобретать.

– Вопрос: «Не нахожу места после развода с мужем. Нахожусь в большом унынии и отчаянии. Хочу с ним помириться».

– Бог благословит!

– Видимо, надо идти и мириться.

– Однозначно.

– А если он не хочет?

– Помолиться и еще раз идти... Вообще за семью надо бороться – и за создание, и за сохранение, и за спасение ее. Любой священник Вам это благословит, помолится. Кстати, в моей пастырской практике были случаи, когда люди разводились, потом жили порознь, потом понимали, что жить одному плохо, начинали снова созваниваться, встречаться, и новый брак заключался «по второму кругу». Причем если первый брак был нецерковный, то во второй раз люди расписывались и венчались.

– А если они развелись, получили разрешение от архиерея…

– Я бы не сказал, что они получили разрешение на развод.

– …ну, представим такую ситуацию; и потом они сходятся, им надо заново венчаться?

– Если брак был венчанный, то, наверное, нет. Никакой процедуры «развенчания» нет. Если распался церковный брак, то невинная, пострадавшая сторона (мужчина или женщина) может второй раз вступать в брак. Это очень важный принцип. На второй церковный брак берется благословение архиерея. Если человек виновен в распаде церковного брака (например, мужчина ушел к другой женщине и хочет венчаться), то по канонам нельзя. Он лукавит перед Богом и виновен в распаде семьи. Но человек лукав, поэтому отследить трудно, кто прав, кто виноват.

– То есть они официально развелись и начинают жить друг с другом?

– Нет, давайте так. Развелись, разъехались по разным квартирам.

– Потом сошлись…

– Потом встретились, договорились, что будут жить вместе. Идут в ЗАГС, расписываются.

– А если без росписи начинают сожительствовать?

– Нехорошо.

– Это блуд.

– Конечно. На эту тему надо все время говорить – и взрослым, и молодым. Давайте все-таки с блудом справляться. Сожительство – это тема, о которой мы везде говорим: и на приходах, и в передачах.

– Вопрос телезрителя: «Можно ли крестить детей под именами святых других Православных Церквей? Например, чтобы имя Майкл осталось вместо Михаила? Ведь выбирать имя ребенку – это прерогатива родителей».

– Да, это точно. Родители выбирают имя ребенку. Это первое. Второе – крестить ребенка именем святых других Православных Церквей можно и нужно.

– Таких вопросов будет еще много, потому что у нас всегда очень щепетильно относятся к ним. У нас в народе обрядоверие…

– Во-первых, смотрите, когда ребенок родился. День рождения и ближайшие к нему сорок дней – может быть, в этот период есть святые, которые близки вам по духу, и в честь их вы бы хотели назвать свое чадо. Второй путь – перед рождением ребенка вы молились кому-то особым образом; допустим, преподобному Сергию. И вот у вас родился мальчик, а память преподобного Сергия еще не скоро. Ну а почему нет? Вы поручаете ему своего ребенка. Смотрите, чтобы святой, в честь которого назван ваш ребенок, имел праздник, день особого почитания. Всегда хочется праздновать именины торжественно: преподобного Серафима Саровского, Георгия Победоносца, мученицы Татьяны. Смотрите, чтобы в честь вашего святого была написана икона, была служба, молитва, канон, акафист. Если все это есть, тогда связь бывает более тесной. То, что мы видим в монашестве, – это другая практика. Их называют в честь святых незнакомых, греческих, сирийских, потому что их нужно немножко «посмирять».

– Там еще иногда восполняют братию.

– Да, скажем, монах умирает, надо восполнить ушедшего собрата, и в честь его называют новопостриженного, именем того же святого. Родители, которые ждут детей или уже родили их, отнеситесь к наречению имени серьезнее. Дети будут благодарны за это. Какая добрая традиция, когда на крестинах мы вручаем именные иконы, написанные в честь святых, или крестим в праздник, когда совершается память этого святого... Видно, что связь с духовным миром есть, связь со святыми научает нас святости жизни. Это очень важно. Мы приобретаем на небесах нашего небесного покровителя, реального и живого.

– ...Кстати, в народе была традиция называть детей несколькими именами. Народ верил, что будет несколько небесных покровителей.

– Как несколько крестных бывает. Скажем, бывает три пары крестных, чтобы больше молитвенников было вокруг ребенка.

– Да, такая логика, чтобы больше людей молилось.

Вопрос: «Есть ли в настоящее время старцы, можно ли у них излечиться от болезней? Какого старца Вы посоветуете?»

– Когда был жив архимандрит Кирилл (Павлов), ему неоднократно задавали этот вопрос. Он отвечал: есть старики. Думаю, старцы, наверное, есть, но я не могу Вам конкретно никого порекомендовать. Мне кажется, что Церковь не оскудевает своими пастырями и молитвенниками. По вере вашей да будет вам, говорит Господь. О каких исцелениях идет речь, я не знаю, какая болезнь – физическая или духовная, но у нас есть Евхаристия. Это самое главное в Церкви, это стержень, вокруг которого вращается вся наша жизнь. Это сердце нашей Церкви. Любой священник обладает благодатью прощения, молитвы, совета. Если Вы с верой приходите к пастырю, Вы получаете ответ. И хочу Вам пожелать, чтобы Вы нашли себе духовника и не бегали к разным батюшкам. Это трудно и нам – первый раз дать совет незнакомому человеку, и вам некомфортно каждый раз приспосабливаться к другому священнику. Ищем себе духовника, слушаем совет преподобного Иоанна Лествичника, который говорит: сначала испытай, чтобы тебе не выбрать больного вместо врача, гребца вместо кормчего, человека страстного вместо святого, а уже после этого прилепляйся и слушайся советов, исполняй их.

– Может быть, старец – это и средних лет священник.

– Может, и так. А может, старец для женщины – это ее муж. Почему нет?

– Так можно?

– В браке послушание мужу – это послушание Богу. А с верой послушать жену – значит, отдать себя в послушание старице. Кстати, старицы в древнем монашестве тоже обладали даром прозорливости и духовного руководства. Скажем, в древнем монашестве в Египте была преподобная Синклитикия, известная подвижница. Конечно, она не могла прощать грехи, она не была священником, но могла давать советы, наставления. Кстати, в наше время, в ХХ веке, было очень много блаженных – Христа ради юродивых, в том числе женщин, которые тоже могли сказать, как правильно. Они могли открыть тебе волю Божию и очень помочь в жизни. Таких примеров много.

– Все равно это очень опасно, можно попасть не на того человека.

– Да, можно. Поэтому еще раз говорю: залогом правильного решения будет признание человека праведным от ваших знакомых, близких, которым вы доверяете. Мы своим детям, например, говорим, к какому священнику лучше обращаться. Чтобы этот выбор был согласован с родителями. Человек, который первый раз пришел в церковь, этого не знает. Вот стоит пять священников, к кому подойти? Можно познакомиться с кем-то из прихожан и аккуратно спросить: «Кто из батюшек, на Ваш взгляд, может выслушать, посоветовать, помочь, помолиться?» Обычно люди об этом говорят достаточно охотно, открыто.

– Вы затронули интересную тему. У Вас семь детей. Не принято, чтобы дети исповедовались у родителей.

– Да.

– Как Вы к этому подходите? Что-то ребенок не может сказать отцу, но может сказать другому священнику. Как Вы судите, к какому священнику идти, или это выбор детей?

– У нас в этом смысле все нормально. Мы люди не ревнивые, понимаем, что дети растут, у них возникают свои вопросы, хочется их решать. Не всегда родители могут помочь, но мы определяем главное наше родительское требование: чтобы советы их духовников или духовных друзей не шли вразрез с духом нашей семьи, с основными ценностями, которые мы закладывали в момент взросления наших детей. Если духовник будет говорить что-то против родителей, надо быть очень осторожным и бить тревогу. Например, мы говорим, что нужно сначала хорошо поучиться, встать на ноги, а потом думать о принятии священного сана. И вдруг начинаются уговоры… У меня мальчики учатся в семинарии, и если бы мы услышали, что их кто-то склоняет к монашеству, к священству, к браку, – стоп... Родители – не последние люди в жизни.

– Тоже могут быть духовниками.

– Да, тоже могут давать очень добрые советы. А у нас как раз хорошо получилось, что священники, у которых исповедовались наши дети, понимают нас, мы с ними знакомы. Они как бы продолжают давать наши советы. За это я очень благодарен тем батюшкам, которые были с нашими ребятами.

– Вопрос телезрительницы: «Господь высказывался о человеке, который не был с Ним и с апостолами: „Ибо кто не против вас, тот за вас“. В другой раз Господь говорил: „Кто не со Мной, тот против Меня; кто не собирает со Мной, тот расточает“. Это противоречивые высказывания».

– Еще раз говорю: мы имеем дело с переводом. То, что мы спотыкаемся на тексте, – проблема нашего перевода: греческий язык – славянский – русский. Если мы вернемся хотя бы к славянскому тексту, там будет уже другой смысл. Христос говорит: кто не против вас, тот за вас. То есть тот, кто вам не строит козни, не вступает с вами в конфликт, не обижает вас и не гонит, скорее всего на нейтральной позиции, но очень возможно, что он скоро перейдет в ваш лагерь, будет вашим другом, соратником. Надо посмотреть. Если Вы владеете хотя бы славянским языком, то прочитаете там совсем другие оттенки.

Можно еще добавить вот что. Господь хочет призвать к Себе всех людей. Нельзя, чтобы все люди одновременно в Него поверили, чтобы у людей сразу появилось желание быть христианами. Мы видим, как непросто человек приходит к вере. Сколько вокруг нас людей, которые присматриваются, заходят в храм, выходят из него, пробуют причаститься, с кем-то поговорить. Делают очень робкие шаги. Они не против нас, но и пока еще не с нами. Они только идут к нам. С этими людьми нам нужно контактировать и как можно ближе привлекать к себе, всеми способами. Тогда они будут с нами.

– Сейчас особое внимание уделяется такому явлению, как социальные сети. Среди различных экспертов бытует мнение, что телевидение уходит в Интернет. Священник становится более доступным. Вы совсем недавно завели аккаунт в  Instagram. Каковы Ваши успехи? Реально ли люди начинают писать, спрашивать Вас? Какова Ваша проповедь сейчас на этих просторах?

– Спасибо, что подняли эту тему. Я совсем недавно стал блогером, блог пока еще маленький. Страничка в  Instagram – это новое направление, где мне хочется говорить о самом главном. Самое главное – это как быть христианином сегодня, поэтому я использую формат доступной беседы, привлекаю примеры истории. Например, недавно я даже опубликовал новогодний тост (и на Старый Новый год, и на гражданское новолетие) с пожеланиями, у наряженной елки. Я хотел бы, чтобы вы зашли на мою страничку @prot.andrey_ovchinnikov, посмотрели мои творческие проекты. Это стихотворения собственного сочинения, видеовыступления, ответы на письма, небольшие статьи, видеообращения. Я пытаюсь с разных сторон зайти к нашим посетителям, подписчикам. Самое главное – зацепиться, найти эту ниточку, мостик, чтобы мы были на связи и понимали друг друга. Христианство сейчас не должно быть строгим, навязчивым, железобетонным. Оно должно приспосабливаться к жизни современного человека, к немощам, к проблемам жизни. Но должно нести в себе красоту, мудрость и святость. Если я к этому вас подтолкну, буду Богу благодарен. Моя цель – собрать маленькую интернет-общину вокруг себя и работать с людьми, которым я интересен.

– Остается истиной то, что жатвы много, а делателей мало. Сколько миллионов подписчиков у всяких, мягко скажем, пустых аккаунтов, а у наших православных,  дай Бог, за сотню перевалит – уже успех.

– Конечно, особенно мы обращаемся в Интернете к людям занятым, которые работают, не могут быть на службе в будние дни. Они едут на работу, поэтому главные статьи выкладываются с утра, пока они еще едут, и вечером, когда возвращаются домой. Чтобы не лазить на разные ненужные сайты, зайдите ко мне, увидите что-нибудь новенькое.

– Слава Богу, что есть такие батюшки! Благодарим Вас за прекрасный вечер.

Ведущий Сергей Платонов

Записала Маргарита Попова

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает духовник и старший священник Алексеевского женского ставропигиального монастыря города Москвы протоиерей Артемий Владимиров.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать