Беседы с батюшкой. Ответы на вопросы

19 января 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель строящегося храма Воздвижения Креста Господня в Митине священник Стахий Колотвин.

(В расшифровке сохранены некоторые особенности устной речи)

– Батюшка, сегодня, конечно, нельзя не упомянуть о таком празднике, как Богоявление. Расскажите, пожалуйста, вкратце об этом празднике.

– Нам очень важно помнить, что Богоявление в древности праздновалось в один день с Рождеством. Это был один праздник. Господь явился в мир: родился, жил в безвестности, скромности, смирении. Спустя 30 лет Он выходит на проповедь. Господь является, Дух Святой сходит с небес в виде голубя, Бог Отец свидетельствует о Сыне гласом. Это первое явление Живоначальной Троицы в мире.

Ветхозаветные иудеи даже помыслить не могли, что Бог – Троица, потому что между Богом и человечеством была стена греха. А здесь людям является не только Христос – Сын Божий (выходит в мир и крестится в реке Иордан), но вся Живоначальная Троица. Поэтому этот праздник имеет особое значение.

Канун этого праздника – сочельник. Необычный порядок служб: вечерня, которая служится отдельно в соединении с литургией, а всенощное бдение – наоборот, с повечерием. Точно так же, как и на Рождество.

Столько было ветхозаветных чтений, пророчеств, которые читались в один день праздника Богоявления (Рождества и Крещения), что со временем эти два праздника разделили. И из-за этого появились святки (непостные праздничные дни, когда по уставу Церкви запрещен пост), когда все причащаются, хоть и после праздничного непостного стола, потому что, можно сказать, праздник продолжается. За исключением дня накануне: сочельник – день аскетической подготовки, который помогает нам отвлечься от застолья, празднования и подумать о духовном.

В праздник Крещения Господня мы радуемся, что Господь освящает воду. Мы знаем, что человек на много процентов состоит из воды, жизнь зависит от воды; на Марсе, на Луне пытаются найти ее капельки, чтобы понять, есть ли где-нибудь еще жизнь во Вселенной (может, какие-то микробы)...

Когда Господь освящает воду прикосновением Своего Божественного тела, Он освящает всю природу. Причем главное – живую, которая не распадается, не разрушается, как, например, горы, а растет, развивается, дает потомство, какой-то плод. Недаром в Евангелии постоянно приводятся примеры цветения, собирания плодов.

Это праздник не только явления Живоначальной Троицы, явления Христа во плоти всему миру, но и праздник живой и неживой природы. И, конечно, это праздник каждого человека, которому открывается возможность второго рождения. В беседе с Никодимом Господь говорит: человек получает второе рождение свыше. Никодим думает: «Как человек может родиться свыше? Неужели он, старый, вошел опять в утробу матери?» Прямо так и спрашивает. Такая святая простота, а с другой стороны – глубокий аналитический ум. А Господь говорит: «Нет, второе рождение – в купели крещения».

Поэтому сегодняшний праздник – еще и праздник каждого крещеного человека. Обязательно поздравьте своих близких, особенно тех, кто редко заглядывает в храм. Напомните им, позвоните, напишите: «С Крещением тебя! Ты крещеный человек! Радуйся! Выпей крещенской водички и соберись с духом, чтобы покаяться в своих грехах, причаститься Святых Христовых Таин!»

– Вопрос телезрителя: «Однажды моя мама нашла крестик, подняла его и отнесла в церковь. А знакомые сказали, что не надо было поднимать этот крестик, так как на нем может быть порча – и в семье начнутся проблемы. Так ли это?»

– Знакомые явно давно не пили святую крещенскую, богоявленскую воду, а если даже и пили, то это на пользу не пошло, потому что они после этого не пошли каяться. Есть такой предрассудок: в прорубь окунулся – и все грехи смыл…

Я думаю, не нужно обижаться на этих знакомых, потому что они заботятся, беспокоятся   о Вашей маме: «Ой, аккуратно!» Они за нее переживают, но это переживание там, где не нужно: лукавый их обманул. Почему он так обманывает? Потому, что ему приятно, что люди будут ходить и случайно наступать на знамение Креста Господня. Но это же попрание Креста!

Помните грузинских мучеников? Персы положили кресты и иконы на мост и сказали: «Кто перейдет – тот живет. Кто не перейдет – того убивают на месте». Десятки тысяч человек убили, потому что никто не перешел. Река была полна кровью. Не может христианин поступить по-другому.

Господь говорит в Евангелии: возьми крест свой, и следуй за Мною. Поэтому для нас поднять крест и идти за Господом – это великое благо. На крестах не может быть порчи. Наоборот, «Крест – хранитель всея вселенныя… Ангелов слава и демонов язва», то есть от креста бежит вся нечистая сила. Поэтому лукавый и боится, что кто-то еще один крестик поднимет.

Правда, если человек невоцерковленный, не исповедуется, не причащается, то на него какой-то колдун магию может навести. Если человек воцерковленный, находится в общении с Духом Святым в таинствах Церкви, то ему ничего не страшно. И даже если человек не очень воцерковленный, но крестик носит не как украшение, это немножко определяет его жизнь: он чуть-чуть смиряет свои страсти, крестик напоминает о молитве, о том, что Господа надо просить. Сила вражия бежит.

Но напоминаю: если крестик подняли, то это не значит, что вы обязаны его носить. Можно просто положить его на полочку. Если это красивый крестик, то можно отнести его в храм, попросить повесить его к какой-то особо почитаемой иконе, украсить ее. Бывает, люди в благодарность приносят. Вариантов много. Главное, чтобы крест не остался в небрежении. И самое главное, если мы технически что-то куда-то отнесли, повесили, без молитвы все равно толку не будет.

– Предрассудков у нас очень много. Самый главный вопрос: чем отличается богоявленская вода от крещенской?

– О да! Есть такая мифология! В студенческие годы и в начале обучения в аспирантуре Свято-Тихоновского университета, где я изучал богословие, у меня была частичная нагрузка в Богоявленском кафедральном соборе, поскольку надо было кормить мою молодую семью, а не только на учебе сосредоточиться. Это второй по значению храм в Русской Православной Церкви после Храма Христа Спасителя. В советские годы главным был Богоявленский собор, потому что Храм Христа Спасителя разрушили во время гонений. Богоявление – престольный праздник собора, в этот день всегда служит Святейший Патриарх.

Вчера Господь сподобил выбраться на всенощное бдение в родной для меня Богоявленский собор, где я оставил столько трудов, сил, любви... Долгие годы я там уже не служу, но тем не менее это близкое и радостное для меня место. Прихожу на всенощную – идет патриаршая служба, при этом полно людей, которые на службу даже не заглядывают. Они просто пришли, потому что: «О! Богоявленский собор! Здесь самая святая вода!» Люди не идут в храм рядом с домом, а специально приезжают сюда, потому что здесь «самая-самая» богоявленская вода.

Надо понимать, что везде, где совершен чин Великого освящения воды, который служится в сочельник и повторяется в день Крещения, вода одна и та же. Во всех храмах. Поэтому я даже немножко расширю ответ на вопрос: во всех храмах вода одинаковая. Идите туда, куда душа тянет в этот праздник.

Вчера душа потянула меня в родной собор – я туда пришел, попал на патриаршую службу. Святейший помазал меня елеем. Встреча с ним всегда радостна, потому что ровно девять лет назад, как раз в соборе, Патриарх благословил меня на ношение подрясника. Для меня это памятное событие: это было на исходе нескольких лет моего труда там в качестве чтеца. И люди, приходя в Богоявленский собор, очень часто спрашивали, порой и у меня как чтеца (поскольку батюшки бывали заняты): «Когда нам набрать воды: сегодня или завтра?»

На этот вопрос приходится отвечать снова и снова. Надо сказать, что у нас чин Великого освящения воды по Уставу совершается один раз: накануне, в сочельник, то есть не в день праздника, не 19-го, а 18-го числа, после литургии, которая обычно соединяется с вечерней. Но поскольку все мы люди немощные (на двунадесятый праздник у нас есть силы прийти, а на сочельник – не у всех), для того, чтобы все могли еще раз набрать воды, побывать на этом чудесном коротеньком богослужении, его просто повторяют на следующий день. Поэтому вода, освященная на нем, абсолютно та же самая.

Это предрассудки, что накануне Богоявления и накануне Крещения разная вода. Богоявление – это Крещение. Как я уже говорил, Богоявление раньше объединяло названия двух праздников: Рождества и Крещения. А сейчас оно осталось как второе название – Крещение, потому что здесь Бог явился не только во плоти, как при Рождестве, но всей Живоначальной Троицей. Поэтому Богоявление – это Крещение. Здесь нет никакой разницы. И между крещенской и богоявленской водой тоже. Между водой, освященной 18-го, в сочельник, и 19-го, в сам праздник, тоже нет никакой разницы: это один чин.

Поэтому можете в один день спокойно набрать воды, а в другой – спокойно молиться, не отвлекаться.

– Подытожим Ваш монолог: никакой разницы нет. Договорились, надеюсь, на следующий год такой вопрос не возникнет.

– Через год проверим усвоение материала.

– Вопрос телезрительницы из Новгородской области: «Сейчас я живу в Новгородской области и немножко удалена от своей епархии. Зависит ли количество людей, о которых мы молимся во время чтения молитвенного правила, от духовного роста или чего-нибудь еще? Есть ли какое-нибудь ограничение? Я спрашиваю об этом потому, что страдаю гордыней и тщеславием, и мне бы не хотелось перепрыгнуть тот порог, о котором говорили святые отцы. Как определить этот порог?»

– Надо понимать, что наша молитва количественно не измеряется. Господь сказал в Евангелии: думают, что в многословии своем будут услышаны. Нет, молиться нужно совершенно не так. Поэтому надо избегать двух крайностей. Господь говорит: путь в Царствие Небесное – это узкий путь, только посередине – христианский, царский путь.

Вы живете в замечательной Новгородской области. Очень люблю Великий Новгород, стараюсь там каждый год бывать, потому что там самые древние храмы: монголо-татары туда не дошли. Господь специально сохранил уголок нашей Родины, где находятся самые древние фрески. И европейцы туда не дошли (спасибо Александру Невскому), то есть это некий заповедник. Потом, конечно, шведы грабили, но, слава Богу, не разрушили наши храмы. Замечательный регион! Я старался туда со школьниками выезжать. Поэтому не нужно думать, что Вы отдалены от чего-то и издалека Вам сложнее молиться. Нет, это место святое, наша северо-западная святая земля, и Господь слышит Ваши молитвы.

Что касается количества имен, ни один святой отец не говорит, что надо ограничивать себя в молитве. Можно ограничить себя только в многословии. Если Вы просто ставите техническую задачу (перечислить как можно больше имен), надо понимать, что это никак не приблизит Вас к Богу. Понятно, что если Вы думаете о ком-то, беспокоитесь о чьих-то духовных или даже земных, приземленных проблемах, то, конечно, помолитесь за этого человека.

Апостол Павел дает нам два совета, которые мы должны совместить. Непрестанно молиться. То есть ты просыпаешься и засыпаешь с молитвой, но не в том смысле, что непрестанно стоишь – поклоны кладешь. Нет, что бы ты ни делал: домашние дела, семейные, рабочие, отдых ли у тебя, веселишься, – молитва должна быть внутри постоянно. Это, конечно, высокие идеалы, они не настолько достижимы в миру. Но мысли, страсти куда-то увели, а потом – вернулся как в тихую гавань; внутри сердца помолился.

Апостол Павел также говорит: молитесь друг за друга. И еще: друг друга тяготы носите. Если рядом идет бабушка с тяжелой сумкой, надо помочь ей нести эту сумку, а не помолиться, чтобы бабушке стало легче ее нести. Хотя можно совместить: и сумку взять, и за бабушку помолиться.

Когда люди находятся далеко друг от друга, невозможно помочь очно, можно помочь молитвой. Поэтому молитесь за любое количество людей. Единственно, если Вы понимаете, что у Вас сейчас не молитва, а вычитывание каких-то имен, то лучше замените это на какую-то осознанную молитву: закройте список имен – почитайте Псалтирь или спойте какой-то акафист. Богу не нужен список имен (если мы кого-то не перечислили – забыли). Если Господь понимает, что эти люди в нашем сердце, мы о них думаем, то Он это обязательно учтет.

Поэтому подытожим: ограничений нет. Можно молиться за любое количество людей, но при этом не надо гнаться за тем, чтобы вычитать какой-то длиннющий список. Вполне достаточно просто попросить Господа. Он поймет, кого Вы имеете в виду. Бог все знает.

– Вопрос: «С прошлого года осталась крещенская вода, но изменила свой цвет и запах. Как ее можно использовать? Можно ли полить этой водичкой комнатные растения?»

– Да. Господь Сам установил законы физики, биологии, поэтому в воде могут завестись какие-то микроорганизмы. Но с крещенской водой происходят такие чудеса, что она может стоять несколько лет. Но это не самоцель. Даже с мощами святых не бывает такого, что человек как умер – так и лежит. Например, мощи святителя Спиридона нетленны, но они уже потемнели. Господь показывает: наша задача не за земное цепляться, а к небесному идти.

Так и с крещенской водой. Бывает, она постояла год и уже цветет. У нас не хватает веры, чтобы ее выпить. Да, может, и правда не стоит рисковать, потому что Господь ставит перед нами задачу совершать не физические подвиги (преодолев отвращение, выпить), а подвиги любви. Лучше преодолеть отвращение – подойти к бомжу, обнять его, вынести ему тарелку праздничного супа. Лучше в этом совершать какое-то преодоление себя.

Можно спокойно поливать комнатные цветочки. Святыня не должна быть попрана. Все-таки комнатные цветы, в отличие от огородных растений или дерева во дворе,– это то, что не попирается.

На следующий год старайтесь набирать не так много крещенской воды. Порой люди набирают столько баков воды! Несут – качаются. Мне их жалко. Думаешь: как можно столько воды выпить?

– Кстати, сколько баков нужно-то всего?

– Надо понимать, что святую воду можно всегда набрать в храме после малого освящения. Крещенскую воду все-таки пьют натощак (или не натощак, когда человек болеет). Если вы не выпили эту воду за год, то в следующем году не надо столько набирать. Благодать не измеряется объемом.

Бывает, что вода смешивается. Более того, она обычно так и освящается. Мы освящаем целые кубы. У нас гигантские баки (простенькие). Но все равно этих баков не хватает: большой район, многие, кто в храм никогда не ходит, тоже приходят за водичкой. Поэтому в любом храме, естественно, баки пополняются. Мы верим, что Господь это все соединяет. Как мы освящаемся крещенской водой: мы ее выпили – и с нами происходит то же самое, в нас не только святая крещенская вода. Если мы с молитвой приобщились этой воды, то святость коснулась и нашего тела, и нашей природы.

– Вопрос: «Верно ли, что святую воду нельзя ставить на землю или на пол в квартире?»

– Ничего страшного. Но лучше поставить на какую-то полочку, на антресоли. Все-таки у нее есть некий символический смысл. Если мы находим место на полке для прошлогодних валенок, а для крещенской воды нет, то это не очень честно.

– Вопрос: «Можно ли хранить святую воду в пластиковых бутылках?»

– Можно. Святая вода не оскверняется никакой тарой: ее святость в той молитве, которую Церковь соборно совершала. Эту святость никакими техническими материалами не ограничить.

– Вопрос: «Нужно ли освящать квартиру после ремонта (она была освящена десять лет назад) или достаточно окропить ее святой водой и наклеить наклейки с изображением Креста Господня?»

– Ремонт – это один из поводов, потому что чин называется «чином освящения нового дома». Когда наши предки строили дом (особенно на Севере, в Архангельской области), они не могли строить его вширь, потому что рядом на улице были другие дома. Дом вырастал в длину (назад), так как семья увеличивалась. И его на каждом новом этапе строительства освящали.

Понятно, что ремонт – это не строительство, но можно освятить. У нас, например, есть праздник Обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме: храм чуть-чуть перестроили, подремонтировали – и заново освятили. Раз храм освящают, то можно позвать священника, чтобы освятить дом (особенно если вы не просто обои поменяли, а серьезно в это вложились, украсили стены своей домашней церкви).

Кроме того, в эти крещенские дни можно позвать батюшку не для освящения квартиры, а чтобы он отслужил благодарственный молебен за предыдущий год, покропил святой водой, заодно попить с ним чайку, поговорить о каких-то духовных и житейских вопросах. Хорошая традиция, которая была распространена до революции.

У нас в храме второй батюшка – бразилец. Он воспитывался в семинарии, учился в Русской Зарубежной Церкви (это эмигранты, которые сохранили традиции дореволюционной России). У них до сих пор так и происходит. Эта хорошая традиция потерялась в советские годы.

В Западной Украине бывают злоупотребления, которые докатываются и до нас: каждый год освящать квартиру. Не зовут батюшку, не молятся вместе с ним – он начинает что-то изобретать. Не нужно: благодать никуда не уходит. Просто послужить молебен, покропить крещенской водой можно.

Помню, в детстве мы с братьями, сестрой, папой, мамой после праздника Крещения приезжали домой, пели тропарь. Папа ходил, окроплял (причем он у меня не священник, обычный светский человек), а мы пели. Это было маленькое семейное христианское торжество.

– Вопрос: «Я старообрядческой веры по крещению. В нашем городе нет старообрядческой церкви, поэтому езжу в другой город. Если я старообрядец, могу ли посещать не старообрядческий храм?»

– Раскол, который произошел в XVII веке, был во многом политическим. Церковь оказалась под гнетом государственной машины, поэтому некоторые церковные правила вводились насильственно, что вызывало отторжение: люди не понимали, что происходит.

В 70-х годах ХХ века, как ни странно, собрался Собор: это ж время богоборческих советских гонений! Но сила Божия в немощи совершается.  В общецерковной немощи было принято решение, которое Церковь не могла продвинуть в победоносную имперскую эпоху! Несмотря на то, что она была в руинах, было принято правильное богословское решение: считать все старообрядческие таинства абсолютно богодухновенными. То есть не надо перекрещиваться.

Другое дело – христианская практика и жизнь: старообрядчество (хоть таинства и признаются) – это все равно раскол, пусть и вызванный политическими причинами. Но когда купец в Евангелии находит многоценный жемчуг, он продает все, чем владеет, чтобы его купить. Наверняка купец богатый: у него были яхонты, но он их продал и купил эту драгоценную гигантскую жемчужину. Так и мы: если можем получить большее (полноту православия в нашей Русской Православной Церкви), то не следует специально ездить в старообрядческий храм.

Кроме того, есть традиция единоверия. Существуют храмы, относящиеся к Русской Православной Церкви, в которых благословлено совершение старого обряда постоянно. Есть храмы с элементами старообрядного богослужения. В Москве, в районе Строгино, у отца Георгия Крылова есть православная единоверческая старообрядческая община. Они проводят раннюю службу в воскресенье, еще одну – в будни, по старым дореформенным книгам.

Я Вам советую стараться ходить в храм и причащаться каждое воскресенье. А поскольку Вы не можете доехать до старообрядческого храма каждое воскресенье, выберите для посещения храм в Вашем городе, который ближе сердцу. Скажите, что Вы не сторонник раскола – Вас просто так крестили, покайтесь на исповеди и спокойно будьте со Христом. Не надо прилагать для этого никаких искусственных усилий.

– Вопрос телезрителя: «В Послании апостола Павла к Галатам, в главе 4, есть такие слова: Если бы возможно быловы исторгли бы очи свои и отдали мне. Он говорит о своих глазах и в других Посланиях тоже упоминает об этом. Когда он шел в Дамаск, он был ослеплен, потом зрение вернулось. Но получается, что проблемы с глазами у него остались, он плохо видел. Значит ли это, что Христос не простил ему его убеждения, гонения на христиан?»

– Нет, Господь его всецело простил. Давайте вспомним апостола Петра, предателя Господа, который трижды отрекся от Него. Господь простил его еще на Галилейском берегу и поручил ему пасти Своих овец. Когда мы каемся перед Господом, Он прощает нас, можно сказать, авансом. Это относится и к апостолу Петру, и к апостолу Павлу, и к каждому из православных христиан. Как в притче о немилосердном заимодавце. Было два должника. Господь простил одному из них долг в 50 миллионов долларов (в пересчете на современные деньги), а тот не простил своему должнику, хотя долг был гораздо меньше.

Если попросить Господа, Он все сразу прощает. Но если ты потом думаешь, что ничего не должен, – это не так: ты должен Господу. Господь прощает нас авансом. И апостола Павла Он простил авансом за те гонения. И апостола Петра за предательство Он простил авансом. Потом они доказали своей жизнью, что достойны этого прощения.

Может, мы не отрекались от Христа, как апостол Петр, не гнали христиан, как апостол Павел, но тем не менее Он нас прощает за наши малые грехи. Нам, возможно, не нужно идти, все оставив, проповедовать христианство, чтобы нас побивали камнями, спускали в корзине со стены, чтобы мы терпели кораблекрушения. Может, не нужно нам таких подвигов.

Но мы, как и апостолы, должны помнить: если мы сегодня покаялись, то это не значит, что через неделю придем – и снова покаемся, ничего страшного. Нет, мы говорим: «Господи, я чувствую, что мои грехи отделили меня от Тебя. Я сейчас пройду этот путь обратно». Апостол Павел шел этим путем всю жизнь. Он говорит: дан мне пакостник плоти. Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня.

Я не задумывался об этом, очень интересно. Я всегда рад вашим вопросам по Священному Писанию. Порой с прихожанами читаешь Евангелие – а старенькая бабушка скажет что-то, о чем я (вроде и учился богословию, и сдавал экзамены, и читал специальную литературу) с этой стороны и не размышлял. Очень важно обмениваться мыслями о Священном Писании.

Правда, может, у апостола Павла сохранялось поражение зрения. Может, ему было тяжело. Сложно узнать людей на расстоянии, кто-то на него за это обижался: «Ой, что-то не здоровается», – а человек просто плохо видит. Конечно, это ему тоже, может, мешало.

Нет, Господь его сразу простил. Но, чтобы апостол Павел не возгордился, Он ему посылал некоторые телесные немощи. Очень часто Господь посылает нам какие-то болезни не для того, чтобы мы дальше каялись в каких-то грехах. Нет, может, мы уже на пути исправления. Но просто, если у нас сейчас все будет только хорошо, мы возгордимся и пойдем за гордостью, как денница, который пал и стал сатаной.

Господь полностью простил и дал апостолу Павлу длинную жизнь до мученической смерти, чтобы показать, что он достоин этого прощения. Будем и мы показывать Христу, что достойны прощения.

– Вопрос: «Один наш известный богослов говорит, что и Иуда причастился, но не спасся. А батюшки говорят, что причащаться надо раз в неделю, раз в месяц, раз в год. Получается, спасает только покаяние?»

– Мне тоже близко это толкование. У святых отцов есть два направления (традиции) толкования. Одни считают, что Иуда не причастился, что он был на традиционной пасхальной иудейской поминальной трапезе, но в момент причастия его уже не было. Мне все-таки пасторски ближе другая святоотеческая точка зрения, которая была сейчас озвучена, что Иуда причастился, но причастился в осуждение. Потому что это очень важный урок нам от Господа: само по себе, технически, причастие нас не спасет.

Если мы идем на причастие с нераскаянным грехом, даже если исповедовались, но не изменили себя (думаем, что правы в каком-то грехе), то, конечно, это очень большой риск. Спасает нас только Христос. Господь говорит: Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Конечно, у Господа милосердие неизреченное: Он может спасти кого хочет, в том числе человека, который ни разу не причащался.

Но все-таки, чтобы действовать наверняка, надо обязательно причащаться. Стремиться к этому единству со Христом всем сердцем, быть как апостолы, которые, когда Господь вознесся на небеса, сидели в Сионской горнице и каждый вечер совершали Евхаристию (еще не сошел Дух Святой, просто как воспоминание). Потом первые христиане собирались в катакомбах, старались, несмотря на гонения, не отпадать от причастия ни на неделю, ни на месяц. По возможности собирались каждый день.

Очень важный, грамотный вопрос. Связь с покаянием. Причем не с таинством, в котором мы исповедью свидетельствуем, что каемся и внутри. Когда на Тайной Вечере Господь сказал: «Один из вас предаст Меня», – все апостолы стали спрашивать: «Не я ли, Господи?» То есть были некоторые покаянные слова: а может, это я? Иуда тоже сказал: «Не я ли, Господи?» – Но это не было покаянием.

Человек может подойти и сказать: «Я в этом каюсь», – но идет причащаться и по-прежнему думает: «Я буду мстить, вредить». Тут есть большой риск.

Поэтому (если резюмировать) причащаться надо на каждой Божественной литургии, но каждый раз смотреть не на то, сколько я прочитал текстов в молитвослове, а нет ли у меня такого греха, что я уверен: у меня есть право и какое-то извинение совершать этот грех. Даже если мы не можем победить какой-то грех (бывают какие-то вредные привычки, которые мы – точно знаем – будем повторять, или бывают страсти, с которыми мы боремся, однако они снова нас одолеют), но знаем, что это несправедливо, что мы не хотим этого, это не будет причастие в осуждение.

А если мы идем к причастию и – «нет, у меня есть такие обстоятельства, условия, что я вправе совершать этот грех (в уме, на словах или в делах)», то тогда это уже причастие в осуждение: мы, увы, пойдем по дорожке Иуды. А лучше идти по дорожке других апостолов, того же апостола Петра.

– Вопрос телезрителя: «Крестный ход вокруг храма должен совершаться по часовой стрелке или это не имеет значения?»

– Это не имеет значения, потому что сейчас у нас сняты все анафемы со всех старообрядческих традиций. По нашей православной традиции (уже не раскольнической) мы выходим из храма – и идем против часовой стрелки.

– Как это будет: по солнцу или нет? Как старообрядцы комментировали: «Не в ту сторону пошли».

– Я сейчас даже не соображу, как это будет: по солнцу или против солнца. Мы не язычники. Это было важно для древних людей. Для нас это не так важно. Старообрядцы выходят в другую сторону. Никакой разницы в этом нет. Есть традиция, и мы из нее не выбиваемся.

В Подмосковье есть единоверческие приходы. Когда митрополит Ювеналий приезжает туда на престольный праздник, он надевает сшитое по старому чину облачение и на крестный ход идет по часовой стрелке. А в остальных храмах он ходит так же, как и мы, то есть против часовой стрелки. Никакого греха в этом нет. Это вопрос вторичный. Он нас никак не отделит от спасения (и, увы, не приблизит к нему)… Никакого технического приближения к спасению нет.

Даже если мы совершим знамение Честного и Животворящего Креста Господня медленно, четко, с расстановкой, но без искренней молитвы в сердце, оно нам не поможет.

– Вопрос: «Христос многое делал до Своей проповеди, Своего выхода на общественное служение. Он говорил, что исполнял Закон. Что произошло во время Крещения? Зачем это было нужно? Почему крестил Предтеча?»

– Ответ на этот вопрос легче понять, если прийти на службу в сочельник. И дай Бог, чтобы на ней более-менее понятно читали паремии, потому что паремии – ветхозаветные отрывки пророчеств о Крещении. Причем у нас есть не только прямые пророчества, например, из пророка Исаии («грядите на воду»), но есть и символические пророчества действием: Иоанн Предтеча мыслится как новый Илия. Илия проходит через Иордан, вместе с ним пророк Елисей. И Елисей получает от Илии силу в два раза большую, чем его собственная.

– В тексте службы есть такие слова.

– Да. Это тоже вспоминается, потому что Илия и Елисей пророчески символизируют Иоанна Предтечу и Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, так как Спаситель несравнимо больше, чем Иоанн Предтеча. Точно так же Елисей получил силу вдвое больше, чем пророк Илия, хотя он немножко в тени.

Поскольку все двунадесятые праздники связаны с Пасхой, Праздником праздников, Крещение неразрывно связано с этой финишной прямой – Воскресением Христовым. Точно так же ветхозаветная Пасха. Евреи, выходя из египетского языческого плена, проходят через Чермное море, воды расступаются – и спасают их. То есть тех, кто идет к Господу, они ограждают, а тех, кто против Господа, они потопляют.

Можно сказать, что точно так же нас спасает от греха иорданская вода: Господь исполняет ветхозаветное пророчество, когда Сам входит в эту воду.

Еще одно, менее известное, но тоже читаемое на богослужении ветхозаветное символическое пророчество, которое Господь исполнил как Человек и как Бог: Бог дал этот Закон, и Человек (по своей природе) Господь этот Закон исполняет. Сам исполняет Свои правила.

Господь – Манна, сошедшая с небес, потому что мы вкушаем Его Тело и Кровь. Это Хлеб Жизни, сошедший с небес. Господь говорит об этом в Евангелии от Иоанна (в других Евангелиях этого нет). Очень важный отрывок – беседа о Хлебе Жизни. Обязательно ее перечитайте.

Вот священники несут Ковчег Завета, вступают в воды реки Иордан… Очень натуралистично описано – воды не просто расступились, вода стала стеной там, где она притекала, а там, где утекала вниз, по всем законам физики ушла дальше, назад, до Мертвого моря. Люди посуху перешли.

Все книжники и фарисеи, которые стояли на иорданском берегу, видели этого голубя, слышали глас с небес. Они, поскольку с утра до вечера  учили народ, должны были сразу принять Христа как Мессию и пойти поклониться Ему в ноги. Но нет, они от этого отказались. Нам же это очень важно. Поэтому советую всем читать Ветхий Завет, вдохновляться.

Те, у кого не получилось выбраться на службу сочельника, найдите в Интернете, откройте ссылочки и прочитайте (просто даже по своей Библии) эти 13 коротких отрывков. Это займет у вас 20 минут, если читать про себя. С каким-то размышлением, может быть, полчаса, если каждый осмыслять, обдумывать. Они очень важны. Для вас яснее будет связь Ветхого и Нового Заветов в празднике Крещения.

– Вы купались?

– Я только два раза в жизни окунался. Владыка Алексий (Царствие ему Небесное), наместник Новоспасского монастыря, председатель Богослужебной комиссии, который вдохновил меня на принятие священного сана, всегда освящал прорубь рядом с монастырем. Там пруд. Собирался народ. Даже мои брат и сестра, которые младше меня на восемь и десять лет, совсем малыши, радостно окунались.

Я человек теплолюбивый. Даже летом в речке мне тяжело купаться: быстренько искупался – и вылез (мерзну). Мне, конечно, было тяжело, но один раз я окунулся.

Еще один раз я окунулся, уже будучи священником. В этом был миссионерский смысл, потому что у нас в Митине – два места для окунания, но там рядом другие храмы. Я в них никогда не служил, но меня позвал настоятель одного из этих храмов – и я пришел. Собралась большая толпа людей, которые, я знал, точно в храм не придут, потому что они там все не поместятся. Они стоят. Внизу пруд. Я ничего не анонсировал. Думал окунуться, если мне хватит храбрости. И все-таки решился. И это дало мне право сказать: «Приходите завтра на службу!»

Крещенская вода – святая, поэтому на самом деле в нее не окунаются. Проруби на Руси всегда освящали. Но почему это делали? Приходил батюшка, освящал прорубь – и люди из чистой реки, которая не загрязнена никакими химикатами, набирали воду, несли домой. Как сейчас мы в храме набираем водичку, которая в баке освящена и дополняется водопроводной водой.

Проруби всегда освящались, но окунаний не было. Чего надо обязательно беречься? Языческого смысла. Потому что лукавый обманывает. Он настолько хочет, чтобы люди не дошли до исповеди (а совесть-то мучает людей!), что посылает предрассудок: если  окунешься в прорубь – тебе простятся грехи. Не простятся грехи от окунания в прорубь. Поэтому если ваши близкие окунулись в прорубь, подскажите им: «Господь, конечно, оценит то, что ты ради Бога сделал (даже, может, какую-то необязательную вещь), Господь никогда не забудет. Но теперь Господь дает тебе сил, энергии как раз для того, чтобы постараться до начала Великого поста исповедоваться».

Окунаться в прорубь необязательно. Это обычай поздний. Традиция окунания в реку Иордан имеет немножко другое значение, паломническое. Потому что там мы вспоминаем событие Крещения Христа. Точно так же паломники идут по святому городу Иерусалиму, несут маленькие крестики, поют «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко». Для нас, как для прихожан Крестовоздвиженского храма, было важно пройти крестным ходом. Думаю, прихожанам Богоявленских (многочисленных на Руси) храмов тоже важно доехать до святой реки Иордан, окунуться там с молитвой.

Есть риск: огда ты окунаешься в прорубь, тебе чаще всего бывает не до молитвы. Именно «эй, ухнем!», появляется какая-то гордость. Поэтому если вам гордость не грозит, если после того, как вы окунаетесь, у вас хватает сил прийти с утра на службу, окунайтесь себе на здоровье. Если вам неохота это делать, это абсолютно необязательно. На спасении души это никак не скажется.

– Главное – теплый чай. А вообще сегодня еще можно купаться, 19-го числа?

– Можно, если кто хочет. Главное, чтобы еще спасатели дежурили. Если спасатели уже закончили дежурить, лучше не рисковать: береженого Бог бережет. Лучше искушений себе не изобретать и подождать до следующего года.

– Батюшка, мы говорили, что освящается всех вод естество. А в кране дома – не святая вода?

– Нет. Понятное дело: вся вода соединяется, весь мир у нас един… Конечно, с одной стороны, в этом мире все освящено, потому что в нем действует и животворит Дух Святой, но тем не менее не все имеет одинаковую святость. Например, Причастие – величайшая святыня, а мощи святых – тоже святыни, но все-таки святыни второго порядка. Наш нательный крестик – тоже святыня. Нам, конечно, охота отправиться в паломничество к мощам святых, но и на нас тоже есть маленькая святыня. И мы сами должны быть сосудом святости. Поэтому вода, можно сказать, и в нас тоже освящается.

В принципе, набирать воду из-под крана как крещенскую немножко нелепо, потому что мы все-таки приходим в храм, чтобы там вместе помолиться, поучаствовать в этой молитве, даже если мы опоздали. Особенно когда рабочий день. Сейчас хорошо: был выходной. А так люди приходят после работы, набирают воду. Ты уже сопричастник этой молитвы.

Помню, в детстве, когда мама с братьями и сестрой не ездили на прорубь, дома тоже могли набрать ванну, спеть тропарь – и погрузиться в нее. Это было сделано для того, чтобы объяснить суть праздника детям, но когда мы подросли, это уже не имело такого значения. Детям же не объяснишь какие-то богословские величины, которые мы с вами сегодня разобрали: проявление Троицы и так далее. Детям надо как-то попроще. Поэтому дома вполне можно набирать ванну, окунать деток. Не надо их при этом морозить, окунать в какую-то ледяную воду, потому что Господь все-таки крестился в реке Иордан, где была достаточно теплая вода даже в зимний, январский, период.

Наш бразильский батюшка (он очень теплолюбивый человек, вырос в Рио-де-Жанейро) в декабре ездил с группой наших прихожан в Святую Землю. Даже он окунулся спокойно. Потому что там все-таки достаточно тепло.

Семейная, домашняя традиция для маленьких детей: воду не набираем, но окунуться можно, но тоже с молитвой, пением тропаря.

– Такой у нас праздник, традиции, даже, может, какие-то суеверия, но все равно это говорит о том, что русский человек настолько искренне воспринимает законы и догматы, что иногда немножко что-то преувеличивает, но остается верующим.

– Стремление есть.

– Да, стремление просто огромное. И порой даже страшно развеивать какие-то мифы, потому что человек так верит.

Батюшка, прошу Вас подытожить нашу сегодняшнюю встречу.

– Дорогие телезрители, рад встретиться с вами именно в этот праздник! Сегодня на приходе собралось много людей, были люди, которые не пошли в храм, но выстроились в очередь за водой. Я обращался к ним – и к вам Господь сподобил меня обратиться. Несите эту евангельскую радость! Потому что для Господа Крещение было лишь некоторым шагом. После Крещения Господь  три года проповедовал Евангелие. Если мы христиане, носим на себе имя Христово, мы должны поступать так же. Постарайтесь всем своим близким, которые брали крещенскую воду, напомнить о том, что хорошо бы теперь исповедоваться и причаститься, почитать Евангелие. Старайтесь тоже нести евангельскую весть. Помните, мы сегодня говорили, как Господь прощал грехи апостолам Петру и Павлу? Мы тоже должны проповедовать. Но не начетнически: я такой православный, а вы грешники; идите кайтесь в храм». С любовью, с заботой. Кому-то из близких – кто хоть чуть-чуть стремится ко Христу, берет крещенскую водичку, но никак до исповеди не дойдет – помогите, подскажите, объясните, приведите какие-то доводы (может, найдете что-то из сегодняшнего эфира).

В заключение скажу: конечно, всегда очень важны добрые дела. Потому что если человек напился крещенской воды, а добрых дел не делает, какой толк?  Всегда напоминаю: «Крест над Москвой». Заходите на сайт нашего храма, помогайте строительству, воздвижению Креста Христова над нашей столицей. Всей нашей стране от этого будет лучше – и будет она под Божественной защитой.

Записала Светлана Волкова

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель строящегося храма во имя святой блаженной Матроны Московской города Санкт-Петербурга священник Михаил Проходцев. Тема беседы: «Самомнение, своенравие, своеволие и смирение».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать