Беседы с батюшкой. Ответы на вопросы

13 января 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает архимандрит Александр (Глоба), доктор богословия, врач-специалист в области организации здравоохранения, клирик Городницкого Свято-Георгиевского мужского монастыря.

– Рады Вас приветствовать в эти новогодние и рождественские дни. Мы уже вошли в праздник Обрезания Господня и праздник памяти святителя Василия Великого. Первый вопрос я хотел бы посвятить этим праздникам. В стихирах мы слышим, что по ветхозаветному обычаю на восьмой день происходило обрезание. Наверное, это может показаться странным, ведь сейчас никто не совершает таких обрядов. Почему Церковь так превозносит этот праздник особенным богослужением, всенощным бдением?

– Действительно, Церковь очень чествует этот праздник. Он имеет большое практическое и догматическое значение. Прежде всего мы должны обратиться к словам Священного Писания Ветхого Завета, где именно по этим актам, действиям, которые происходят уже в новозаветное время, мы можем идентифицировать родившегося Христа как Мессию. Он будет принесен в храм, Ему нарекут имя – великое имя... Также мы можем это заметить на страницах Священного Писания, Псалтири.

Если рассматривать вопрос догматически, была такая ересь, ее исповедовали докеты (от слова δοκέω  – «казаться»). Они проповедовали, что Христос имел только призрачную, кажущуюся плоть, не был настоящим Человеком, а только Божеством, потому превозношение Его только как Бога было бы правильным. Они ни в коем случае не превозносили Его как истинного Человека. Событие обрезания как раз перечеркивает все домыслы, учения докетов о том, что это была призрачная плоть. Они говорили даже о том, что Христос призрачно пострадал, то есть вообще не пострадал, не мучился.

– По сути, этим они рушат все богословие, всю догматику.

– Да, якобы никакой искупительной Жертвы не было. На самом деле искупительная Жертва была, это был настоящий Человек, такой же, как  мы. Мы Христа славим и любим, ведь Он показал, что будет с нами, с нашей плотью, вообще с Божьим замыслом о нас. Мы и умрем, и воскреснем. Христос показал, как это будет. Для догматического учения Церкви этот праздник имеет огромнейшее значение…

– Вопрос телезрителя: «Я прочитал одно высказывание девочки-подростка 14 лет, что она не пойдет больше в церковь, потому что ее отпугнули высказывания о постоянных врагах, страхах за жизнь. Девочке хочется, чтобы в церкви был праздник, а о чем-то вечном слушать не хочется. Что ответить такому подростку? Может быть, Церкви для привлечения молодежи стоит что-то изменить в службе?»

– А если девочка прочитает, что в метро, автобусах, самолетах совершаются террористические акты, получается, по ее логике, вообще не надо пользоваться этим транспортом?

– Или все время бояться?

– Да. Не надо пользоваться деньгами, потому что их подделывают. Не надо пользоваться банковской системой, электронными носителями информации, потому что они могут ошибиться – и человек может потерять все. Логика здесь нерабочая, детская. Утешает то, что так думает ребенок, а с ребенком надо разговаривать… Сначала надо доказать, что ее мысли применимы абсолютно ко всему постороннему, что может и не иметь отношения к Церкви. Она может столкнуться с трудностями не только в Церкви. А во-вторых, рассказать, что в Церкви самое главное – Бог. По всей видимости, она не понимает, что такое Бог и зачем Он нужен, как практически пользоваться Церковью для души, для своего спасения. Мы надеемся, что она подрастет и поймет, что это были именно детские мысли, которые имеют, конечно, право на существование. Ребенок растет, меняет свои взгляды, убеждения. Думаю, что она поменяет их в положительную сторону.

– Это частный случай, надо разбираться, в какой среде она растет. Может, она ходила только в мужской монастырь, где службы по семь часов, и устает.

– А мы не знаем еще, ходила ли она в православную церковь.  Может, она рядом с мечетью живет и думает, что это церковь. Там же тоже купола. Надо правильно определить, в каком состоянии девочка находится.

– А может, это переходный возраст, протест.

– Может быть. Может, на нее мальчик не обратил внимания, конфетой мама не поделилась – а виновата Церковь.

А еще: девочка написала что-то – и нашелся кто-то, кто прочитал эту информацию. Между тем о том, что происходит полезного (допустим, десятилетний мальчик спас восьмилетнего ребенка из пожара или пятнадцатилетний парень бросился в реку спасать двух утопающих девочек), умалчивают. А я уверен, что каждый день происходят какие-то события, которые имеют огромное значение религиозно-нравственного характера. Очень многие девочки и мальчики помогают умирающим людям: приходят в больницы, хосписы, поют колядки, обращают внимание на поколение тех, кто нуждается в помощи, внимании. Почему-то об этом не пишут. Почему-то хайп хотят поднять на том, что какой-то ребенок разубедился… Если это имеет право на существование, то такое право имеет и то полезное, хорошее, что происходит в стенах церкви.

– Вопрос: «Мне 36 лет, двое детей, подростки. Я ни разу не исповедовалась и не знаю, как к этому прийти. У меня не было родителей, чтобы они хоть что-то объяснили. Как мне быть, чтобы я своих детей привела к Богу, в Церковь?»

– Хорошо, что есть такой вопрос. Прежде всего сначала надо самой сходить в церковь, посмотреть, какая она, что происходит внутри, какие там богослужения, какие свечи, есть ли там святая, имя которой женщина носит. Нужно, чтобы она сама узнала побольше об этом прежде всего. Почему я это говорю? Потому, что при каждом храме с благословения нашего священноначалия развивается приходская жизнь. При каждом храме может быть воскресная школа, курсы, часы, когда родителям и детям посвящают особое время в субботние, воскресные дни. С этих шагов надо приступать к Церкви. Но подготовки к таинству Исповеди никакой нет. Она должна быть внутренняя, сердечная, тебе хочется пойти в церковь, найти священника, с которым можно поделиться. Как это сделать? Методом проб и ошибок.

– Может быть даже не исповедь, а просто беседа.

– Конечно. Есть замечательные ресурсы (допустим «Православие.ру», «Азбука.ру»).

– Телеканал «Союз».

– Совершенно правильно. И постоянно в доступной форме человек знакомится с тем, что может принести огромную пользу для его души.

– Вопрос телезрителя: «Вопрос по человечеству Христа. По догмам Церкви Бог – это Дух. Дух этот трехипостасен: Отец, Сын и Святой Дух. Бог неизменен. Но когда Христос вознесся в теле человеческом, получается, Троица изменилась?»

– Человек, к сожалению, здесь закован в определенные рамки, шаблоны и штампы. Сами богословы, чтобы богословствовать, должны воспринимать учение о Пресвятой Троице не только умом и сердцем, но и духом. Как это? Наверное, если смотреть с точки зрения программиста, это должна быть какая-то информационная матрица, чтобы представлять, где что поставить, чтобы образовался алгоритм программы. Программисты примерно так составляют программы: применяют определенные математические формулы, прописывают их, компьютер выдает какой-то штамп, видимый продукт (окно, интерфейс и так далее). Церковь же учит, что прежде всего необходимо просить Бога, чтобы Он даровал разумение, веру. Это определенные духовные дары Духа Святого, которые помогают человеку определиться со знанием и восприятием Бога. Человеку Бога понять из-за нашей ограниченности, греховности, к сожалению, невозможно.

Что касается учения Церкви о Спасителе, действительно правильно сказано, что Он истинный Бог, истинный Человек. По плоти Христос показал нам пример. Но это совершенно не значит, что Христос ограничен этой плотью. Он вочеловечился, пострадал, умер, воскрес этой плотью и ею вознесся. Был показан пример, как происходит этот механизм, ведь человек все время думает об этом, потому что он все время заботится и о себе в том числе. Христос закрывает вопрос полностью, показывая, что и как происходит.

Но выпадают тогда следующие моменты. Когда Христос во плоти явился двум путникам, они шли, разговаривали, Он слушал. Спросил у них, что случилось, а они говорят: «Неужели Ты не знаешь?» Потом они приходят в пункт назначения, совершают вечерю, происходит преломление хлеба, Он благословляет. Ученики понимают, Кто Он, и Он исчезает. Почему здесь вопрос не возникает о плотских, или человеческих, свойствах Личности Христа? Или, допустим, Христос возникает из ниоткуда посреди апостолов и говорит: «Мир вам!» Или когда как садовник показывается женщинам, которые пришли посмотреть, где находится Христос. В Евангелии не подчеркивается, что Он в других случаях где-то ходит с ранами. Чтобы уверить одного человека, а вместе с ним все христианское человечество, что это действительно Он, Христос является со Своими ранами. Он зашел не через дверь, не через окно, а просто появился. Подозвав апостола Фому, Христос говорит: «Вложи свои персты в раны Мои».

Почему здесь не возникает вопросов? Почему-то вопрос только о том, как Христос Богочеловек возносится на небо и где Он пребывает плотью. Нам это не дано знать, но мы знаем, что это уже личное дело Бога. Он показал Свою любовь к нам, показал, как произойдет спасение. Показал, что Он в этой плоти как ушел, так и придет нас судить. Это будет видимое явление (об этом узнают «от конец до конец земли»): гром и молнии, особенные явления, катаклизмы. Все человечество узнает, что это Второе Пришествие. Христос приходит судить во плоти. Здесь скрывается и догматический смысл учения Церкви, который заложен уже в страницах Священного Писания. Он придет, мы Его ожидаем. Как Он там живет? Мы не знаем, от нас это пока скрыто. Но Христос сказал, чтобы мы исполняли Его заповеди, чтобы попасть в Царствие Небесное.

Вместе с тем Бог не перестает быть Духом. Бог есть Дух. Но Он троичен в Лицах. Тайна сия велика есть. Здесь мы даже одним часом не ограничимся на полное объяснение свойств Божиих.

Вопрос телезрителя: «Жена посещает баптистскую церковь. Я против этого. Что Вы посоветуете?»

– Дети есть?

– Телезритель: «Есть».

– Они крещены в православии?

– Телезритель: «Да».

– И ходят в православный храм?

– Телезритель: «Ребенок ходит сейчас с мамой».

– Видно, что мама всем заправляет. Мама сделала погоду в доме. Может быть, она обладает большими правами. По большому счету она может манипулировать людьми, которые находятся рядом с ней. Что делать? Молиться прежде всего. И знать, что это за церковь, куда она ходит.

– Может быть, это какая-то манипуляция?

– Может быть. Как себя вести? Прежде всего молиться за свою семью. Надо узнать, куда она ходит, что это за организация. Может быть, она вообще запрещена в России. Скорее всего нужна личная беседа. Универсального ответа я не могу дать. Что касается Вас – надо ходить в храм Божий, причащаться, стараться поговорить с ребенком. Ребенок имеет право выбора, хочет он пойти с мамой или нет. Если с папой будет интереснее, ребенок пойдет с папой. Если мама его может подкупить или переманить на свою сторону, почему папа не действует такими способами, какими действует мама? В конце концов, надо определиться, кто в семье хозяин. Конечно, в семье не должно быть религиозных войн, но надо помнить, что если ребенок крещен в православной вере, то он должен ходить в православную церковь. Я очень уважаю людей, которые принадлежат баптистской церкви, исповедуют свою веру. Я с ними ни в коем случае бы не дрался и в полемику богословскую не вступал. Но вместе с тем, если в семье есть православный человек, крен должен делаться в православную сторону.

Почему я православный? Не потому, что Россия православная и здесь много православных церквей, а потому, что знаю: через православие я всегда могу спастись, могу обрести Царствие Небесное, встретиться со Христом. Я обрету благодать общения с Богом, буду радоваться. Я не буду страдать в аду. По учению Православной Церкви, мы так должны исповедовать нашу веру. Исповедь нашей веры даже до смерти, как свидетельствовали эту веру наши первые мученики и мученики в советское время. Они свидетельствовали, что принадлежат Православной Церкви, от веры отказываться не будут.

– Вопрос: «Церковь выступает против процедуры ЭКО, объясняя, что в процессе ее совершается грех. Но ведь то, что мы лечимся и совершаем какие-то изменения в себе с помощью докторов, не считается грехом. Как проводится грань между тем, что можно и что нельзя?»

– Подождите, давайте сразу реперные точки ставить. Допустим, у человека кариес. Это болезнь? Болезнь. Если человек не лечит кариес, он теряет зубы. Теряет зубы – страдает весь желудочно-кишечный тракт.

– И еще кошелек.

– И кошелек страдает. Такой человек быстрее умирает, потому что нутриенты, которые он получает с пищей, неправильно перерабатываются, отсюда целый комок болезней.

Другая болезнь. Человек попадает в аварию. Перелом ног, очень большие раны. Их надо зашить, провести процедуры, чтобы человека поставить на ноги. Это болезнь? Болезнь.

Что касается ЭКО – это биотехнологии. Болезнь болезни рознь. Во время ЭКО берется несколько яйцеклеток, оплодотворяется, из них выбирается самая сильная, а те, что по определенной шкале не проходят, уходят в биологический мусор. Церковь оговаривает, что если оплодотворяется одна яйцеклетка и делается одна подсадка этой яйцеклетки матери, плохого здесь ничего нет. Мы выступаем против того, когда оплодотворяется несколько яйцеклеток. Если яйцеклетка оплодотворена – жизнь началась, зародилась. Подсаживаете две – хорошо, пусть будут близнецы. Это возможно.

– То есть нужно сделать так, чтобы была стопроцентная гарантия, что человек родится.

– Да. Церковь – это институт умных мужей, образованных людей, которые думают над всеми вопросами, мучающими человечество, и дают правильные ответы. Если мы признаем жизнь, следовательно, мы должны уважать эту жизнь. Две жизни – пожалуйста, пусть две жизни и развиваются. А если плясать под дудочку «я это хочу, а это не хочу» – извините, выберите. Вы хотите ребенка по этой технологии? Можно к ней прибегнуть, но только с определенными вариантами, которые я признаю и могу себе позволить как православный человек.

Как Церковь рассматривает тех людей, которые не могут иметь детей? Это тоже разновидность «нормы» человечества, которое живет во грехе. У кого-то нос длиннее, у кого-то уши меньше, у кого-то глаза карие. Много чего может быть, это тоже норма, такие проявления в жизни людей распределяются по каким-то генетическим законам. Может быть и так, что у человека не может быть ребенка. Такое возможно от рождения или после того, как совершались аборты. Или в маточных трубах возникают спайки и воспаления. Либо внематочная беременность... Всякое бывает. А потом прибегают к методикам экстракорпорального оплодотворения.

… Удивляет тот момент, что ругают Церковь. Почему Церковь должна плясать под вашу греховную дудку? У нас есть определенные правила, вы эти правила игнорируете. Христос сказал, что должны быть вот такие условия, чтобы попасть в Царствие Небесное. А у нас хотят Церковь привести к общему знаменателю демократизации. Дескать, вот есть демократическое общество – и Церковь должна под эти временные законы демократического общества плясать. А у нас есть закон вечный, от Бога данный, мы придерживаемся его.

– Вопрос телезрительницы: «Я была у психолога, мне задавали вопросы. Как правильно ответить на вопрос, что общего между стаканом и петухом, между плащом и ночью?»

– Это тесты, которые, видимо, имеют свои ключи. Ответ каждого человека должен быть оригинальным. По этому ответу по определенным ключам выявляется градация, может быть, нарушений мыслительных и других процессов, происходящих в головном мозге. Универсального ответа нет.

– Вопрос: «Как православному христианину справляться с паническими атаками? Это духовная или медицинская проблема?»

– Есть такие состояния, которые могут привести к развитию панических атак, а есть такое состояние, которое требует психиатрического и соответственного медикаментозного лечения. Православный христианин должен помнить об этом состоянии. Если есть психиатрический статус, если болезнь уже развилась, то ее надо лечить определенными препаратами. Назначает их психиатр. Не надо бояться этого слова. Сейчас, по-моему, на учет уже не ставят. Это болезнь, которая ведется врачом-психиатром.

– Наверное, в больших городах это частое явление.

– Очень частое. Быстро ставится диагноз и оказывается очень хорошая помощь при назначении этих препаратов. Не надо бояться. Потом люди некоторое время находятся в сопровождении психолога, который определенными методиками, действиями помогает этому человеку социализироваться. Такой человек продолжает абсолютно нормально жить.

Если болезни связаны с поражением головного мозга – это либо органические поражения, либо нарушаются межнейронные передатчики определенных химических веществ. Надо при помощи фармацевтических препаратов наладить нормальную работу между нейронами либо компенсировать работу между полушариями. Этим уже занимаются врачи. А духовная болезнь – это когда еще нет проблемы, головной мозг абсолютно нормально функционирует, но происходят какие-то явления, при которых человек накручивает себя. Конечно, это духовная проблема, с которой человек должен уметь справляться. Молитва, правильное разъяснение (может, пойти к священнику поговорить, если священник грамотный, или к психологу, получить консультацию). Уходить в себя тоже нельзя. Кто-то начинает Иисусову молитву читать, кто-то Богородичное правило.

– Это тоже неплохо, наверное.

– Это неплохо, но если болезнь развивается, ее нужно поймать, диагностировать и оказать правильное лечение.

– Как Вы относитесь к такой практике, когда священники советуют обратиться к психологу?

– Это необходимо. Допустим, человек говорит, что у него есть мысли, не связанные с какой-то болезнью (например, об осуждении; молиться или не молиться). Думаю, любой священник подтвердит, что это его область (как себя воспитать), это воля человека. Если есть поражения воли – это уже психиатр. Как священник может диагностировать это? Он может спросить: «Вы вообще ничего не хотите делать или можете музыку послушать, телевизор посмотреть, поболтать с кем-то?» Если человек говорит: «Да, делаю то, что Вы сказали», тогда это область действия священника. Но если человек говорит: «Я вообще ничего не хочу, не двигаюсь, ничего не готовлю, за собой не убираю…» – это уже болезнь. Здесь не только психолог, но еще и психиатр нужен. Такая работа с людьми требует определенных знаний. Может быть, они будут неглубокие у священника (он не имеет определенных познаний в этой области), но он должен быть всегда в связке с психологом, не бояться предложить человеку обратиться к психиатру. Здесь ничего страшного нет.

– Вопрос: «Сын собирается жениться. Будущая сноха неверующая, не принимает и не понимает веру, не желает меняться, не прислушивается к мнению сына, в церковь ходить не хочет. Что делать? Терпеливо ждать, молиться? И надо ли?»

– Пусть сын съедет в отдельную квартиру для начала, чтобы свою семейную жизнь они сами налаживали. Свое православие навязывать тоже не нужно. Причем только духовник может определить, правильное оно или неправильное. Думаю, они разберутся сами, ходить ли в церковь, в какую церковь, что там делать. Может быть, здесь Господь призывает именно через сына, если он верующий, читает молитвы, осеменить верой свою возлюбленную, привести ее в храм и ввести таким образом в сообщество православных людей. Такое тоже может быть. А когда с такими советами бабушки и мамы пристают, они могут отбить у сына желание общаться с девушкой, у девушки – с сыном и начинают манипулировать жизнью взрослых людей, чего происходить не должно. Такой вот совет.

– Вопрос: «Как быть на литургии слабослышащему человеку, не знающему языка жестов? Нужно понимать, что читается и поется во время литургии, а то стоишь с пустой головой».

– Очень хороший вопрос. Если говорится о Москве, у нас в бывшем Ново-Симоновском монастыре есть храм, где Божественная литургия идет с сурдопереводом. Люди с ограничениями по слуху могут участвовать в этой литургии. И, по-моему, даже люди с ограничениями по зрению.

– Еще в Новокосино, кажется, храм есть.

– Да, есть. А если человек хочет именно в определенный храм ходить, у нас есть книжки. Если человек слабослышащий, значит, что-то он все-таки слышит. В каждом храме есть катехизатор. Телезритель может с помощью эсэмэски или на бумаге написать вопрос, а катехизатор таким же образом ответить. Или через аппарат. Дать человеку книжку «Всенощное бдение. Божественная литургия». Там все русским языком написано. Еще есть переиздание книги нашего митрополита Илариона (Алфеева). Он выпустил и Катехизис, есть перевод богослужения.  Можно ее попросить на богослужение и помолиться по ней, таким образом участвуя в богослужении.

– Вопрос телезрителя: «В одном из рассказов Валерия Лялина я услышал такую фразу: „Не вноси в церковь плату блудницы и цену пса“. Что означает эта фраза?»

– Действительно, есть такие церковные каноны: не нужно в церковь нести все грязное. Все, что перечислено, называется духовной грязью, это перед очами Божьими – мерзость. То, что у Бога мерзко, что Богу неприятно, чем ты Бога можешь оскорбить, лучше к святыне не приносить. Избавься от этого, сделай свое сердце лучше. Если есть какие-то мысли, которые оскверняют тебя, когда  подходишь к Причастию, мы с этими мыслями должны побороться, переубедить себя, настроить себя на соответствующий лад. И с чистыми мыслями уже возможно прикоснуться к святыне. А вот всякую грязь, мерзость пред очами Божьими приносить не нужно.

Обычно писатели, которые пишут гражданские романы, поэмы, пытаются каким-то нравственным примером оградить человека от чего-то нехорошего, поэтому применяют такие приемы. В принципе, это очень хороший прием, потому что он позволяет человеку избавиться от всего наносного, ненужного, противного Богу и Церкви.

– Вопрос: «Видел ли батюшка ангелов?»

– Я? Ну, я знаю, что они существуют, и прошу Господа, чтобы не видеть их. (Смеется.) Потому что я грешный человек.  Я знаю, что когда совершается Божественная литургия, они присутствуют, помогают, сослужат, особенно когда воспевают Трисвятую песнь, «Иже херувимы». Знаю, что они есть, я в это верю, и мне этого достаточно. Почему? Человек слабый (а я считаю себя слабым человеком, который должен еще укрепляться и в вере, и в своем служении). Представьте, привести человека в морг и, допустим, показать ему мозги. Что с человеком произойдет? В обморок упадет, ударится головой, испугается. Думаю, то же самое и со мной произойдет, потому что это настолько Божественные силы... Почему они сокрыты? Потому, что Господь бережет нас.

– Но ведь говорят, что раньше, в первые века, было больше чудес. Почему сейчас этого нет?

– Люди тогда были не так пронизаны грехом. Кто такой монах? Это человек, который стремится к спасению. А мы не грешные? Грешные. Мы не падаем? Падаем. Но и встаем, и просим у Бога помощи. Просим помощи, но знаем, что ангелы есть, но показывать их нам не надо.

– То есть не нужно ждать чудес.

– Нет. Для меня чудо произошло, когда Христос воскрес. Это самое большое чудо. Господь мне показал, что произойдет со мной, как это будет видимым образом. То, что читаешь в Священном Писании, – это просто список чудес, в которых снова уверяешься, когда снова начинаешь читать. А с физиологической точки зрения для меня очень большое чудо, когда бьется человеческое сердце, и кому-то Господь дает сильное сердце, а кому-то слабое. Как мозг работает – это тоже большое чудо.

Я человек, который стоит не на пути апостола Фомы. Я не хочу вкладывать пальцы в раны Христу. Я все-таки верю в то, что Он говорит.

– Вопрос: «Очень трудно молиться, сердце стало каменным. Что могло случиться?»

– Лень человеческая. Человек может купаться в достатке, ему хватает всего. А если рассматривать человека как физиологическое существо, в день он должен проходить 10-12 километров... Что касается человеческого духа, человек должен хвалить Бога, как написано в Священном Писании, очень много раз: это утренние и вечерние молитвы, молитвы в продолжение дня, участие в богослужении... Если человек все это исполняет, сердце никогда не окаменеет. А человек не молится. Прочитал: «Господи, помилуй», Серафимово правило... Я думаю: как так? Ну попробуй одни сухари поешь. Наешься ты ими?

– Там вроде какое-то краткое правило повторяется несколько раз в течение дня.

– Вот возьми сухари просто поешь. Ты хочешь первое, второе, третье, компот чтобы был, чтобы насытить организм. Так и молитва. Когда она по церковной рекомендации (11-12 молитв; там и к Богородице, и к Спасителю, и к святым, и к ангелу-хранителю), это обильное питание для души.  Будет человек на сухарях жить? Да, будет, но у него будут проблемы с обменом веществ. Так же и с душой: будут какие-то душевные проблемы... Церковь всегда делится своим опытом. Если церковный опыт показывает нам через молитвослов, какими молитвами надо молиться, прочти, впитай это сердцем, духом. Тебе будет проще жить. А если будешь по-своему жить – навалишь себе по половине Псалтири прочитывать в день, ожирение духа будет. Это тоже прелесть называется, по Игнатию (Брянчанинову). Надо все делать в меру, как рекомендует Церковь.

– Все равно есть какие-то правила. Часто об этом спрашивают. Молитвы утренние и вечерние уже наизусть выучены; можно ли вносить в свое молитвенное правило какое-то разнообразие? А то если как мантры читать, не будет никаких чувств.

– Сходите в зоопарк в клетку ко льву и попробуйте от него убежать. Чувства проснутся? Наверное, проснутся. Чего человек хочет? Адреналина? Какого чувства не хватает? Он живет в тишине, спокойствии, это уже хорошо. Что надо человеку, какое там ожесточение сердца? Если ты выучил молитвы наизусть, озаботься объяснить все слова, которые ты выучил наизусть. Допустим, «Отче наш» ты слышал и на греческом, и на латинском, а когда начинаешь читать объяснения различных толкователей,  думаешь: ничего себе, а это всего лишь «Отче наш»! А сколько там еще? Бездна, океан премудрости открыт в этой молитве. А я ее несколько раз в день прочитываю. Попробуй объяснить, что там, в этих молитвах, что Церковь и святые хотели донести до твоего сердца, ума. Не хватит жизни, чтобы это все объяснить. А если ты живешь так вот, это вера? Нет.

– Мы будем надеяться, что все эти сомнения будут развеяны. В наших эфирах мы стараемся оказывать помощь тем, кто за ней обращается, в том числе в таких сложных бытовых вопросах.

Попрошу Вас обратиться к нашим телезрителям.

– Хотел бы пожелать, дорогие телезрители, чтобы сердце ваше всегда было живо и участвовало в вашей молитве, чтобы молитва была действительно сердечной, чтобы жизнь ваша всегда была окрашена красками прекрасного, духовного, божественного. Пусть Божественная благодать, покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы, благословение святителя Николая Чудотворца пребывают со всеми вами.

Ведущий Сергей Платонов

Записала Маргарита Попова

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель строящегося храма во имя святой блаженной Матроны Московской города Санкт-Петербурга священник Михаил Проходцев. Тема беседы: «Самомнение, своенравие, своеволие и смирение».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать