Беседы с батюшкой. Ответы на вопросы

9 декабря 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы отвечает настоятель храма в честь святых благоверных князей страстотерпцев микрорайона Юхновград города Юхнов, клирик храма во имя святителя Николая Мирликийского в Мосальске, преподаватель, руководитель Молодежного отдела Песоченской епархии (Калужская область) священник Владислав Береговой.

– Знаю, что у Вас очень много послушаний. Вообще в нашей Церкви работает истина, что жатвы много, а делателей мало. Я не стану их перечислять, это очень долго. Как живет сейчас современный священник, как он успевает с таким количеством послушаний? Тем более что Вы нашли альтернативный способ общения со своими прихожанами (аккаунт в Instagram). Как все успевать, как делать свою, так скажем, работу хорошо, то есть быть достойным пастырем?

– Есть только один секрет: если хочешь во всем успевать, у тебя должно быть много послушаний. Я страшно ленив. Дай мне только какие-то средства к существованию, теплую постельку, пульт от телевизора, телефон с Facebook – все, я буду лежать, попивать коктейли и жить на дивиденды, грубо говоря. Ну… служить иногда, воскресной школой заниматься… Но я же понимаю, что так нельзя. Это путь в преисподнюю. Не так страшные грехи нас ведут в ад, как элементарный эгоизм, желание комфортной жизни. Я прекрасно это знаю. Да и каждый, кто так живет, со временем начинает понимать, что если духовная жизнь останавливается, земная жизнь катится под уклон. Когда ты не борешься, не трудишься ежедневно, ты загниваешь, скатываешься, обрастаешь духовным и интеллектуальным «жирком» и идешь в никуда. Если ты собираешься жить год-два, наверное, это «хорошо». А если планы на будущее строишь, конечно, так жить нельзя.

Поэтому я искал послушание, искал работу, реализацию себя как священника. С отрочества, как я пришел к вере, у меня присутствовал «миссионерский зуд». Хотелось поделиться верой со всеми, как можно с большим количеством людей. Потом я почитал книги и узнал, что подобное желание есть у всякого неофита. Всякий, кто приходит к вере, испытывает это чувство разницы между миром вчерашним и миром сегодняшним и хочет всех к этой вере привести. А поскольку сам он только-только воцерковился, то зачастую использует не совсем верные методы. Но у меня это желание осталось. Я хотел стать священнослужителем, в первую очередь дьяконом, потому что дьяконство позволяет тебе быть у престола, участвовать в литургии практически на равных со священником, при этом не нести никакой бюрократичной ответственности (не заниматься налоговыми отчетами, не думать о том, где взять средства, чтобы оплатить отопление), но заниматься миссионерской деятельностью. На самом деле так и получилось со временем. Я пошел преподавать на одни курсы, потом на другие… Сначала обучился, потом преподавал там, где обучался.

Но став, по сути, деревенским священником, я столкнулся с дилеммой: говорить-то практически не с кем. Я пошел в школы. Сразу смог договориться, мы подписали договоры с обеими школами нашего городочка, чтобы легитимно иметь право разговаривать с детьми, не будучи осуждаемыми людьми иных конфессий и атеистами. В этом я нашел большую отдушину. Я сидел до двух-трех часов ночи, писал уроки. У четвертого и пятого классов есть основы православной культуры, я мог войти к ним как священнослужитель, пообщаться с ними (со старшеклассниками – во внеурочное время), поговорить о Христе. Но все равно хочется говорить со взрослыми.

Тут началась активная деятельность во всех наиболее популярных на сегодняшний день соцсетях. С ними тоже надо возиться, трудиться. Где же брать время? Чем больше послушаний, чем больше отделов, которые владыка мне дает, чем больше я ищу возможностей говорить о Христе с большим количеством людей, в том числе на вашем телеканале и в других СМИ, тем больше появляется возможностей этим заниматься. Чем больше хлопот, тем меньше времени на всякую ерунду. Мне нравится, что мой день бывает расписан по часам: одно мероприятие, другое, служба, послушание, встреча, статья, редакция какой-нибудь книжки, семейные заботы… Я страшно унываю, когда я без дела. Наверное, каждый человек, который какое-то время отдохнул от своей бурной деятельности, все равно понимает, что нет ничего хуже бездействия.

– Вы говорите о делах семьи, но разве в таком графике остается время на семью? Ведь жизнь матушки и детей – это, наверное, очень сложно.

– Когда матушка – надежный тыл, то батюшка может быть в авангарде событий. Все равно я не могу восполнить те обязанности, которые несет мать в семье. Да и маленькие дети все равно больше к матери тяготеют. У меня есть надежный тыл. Понятно, что детей надо вырастить, воспитать, вскормить, научить. Кто с уроками сидит? Матушка. До третьего класса. Пока не будешь с ним делать каждый урок, он учиться не будет. К сожалению (или к счастью), это суровая правда жизни. Если оставить его так: «Учись!», а потом еще ругать, что он не учится, это невозможно. Вчера еще он играл в машинки или куклы, а сегодня ты заставляешь его самостоятельно делать домашнее задание. Это невозможно. Поэтому быт, конечно, на матушке. Какие-то тяжелые вопросы по дому решаю, конечно, я. Ну, как решаю… Надо напомнить раза четыре, тогда, может быть, и решится к концу года какой-нибудь хозяйственный вопрос.

Но в целом деревенскому священнику намного проще быть дольше с детьми, чем городскому. У городского уходит два-четыре часа только на то, чтобы добраться от дома до прихода, а еще сколько послушаний! А если ты настоятель? А если еще и храм является культурной ценностью? Это же вообще катастрофа. Дети московских священников (да и священников других крупных городов) не видят отцов. У меня все-таки деревенька, до школы четыре минуты, до храма три минуты, до второго храма еще пять минут. Всё в шаговой доступности, и родителям не надо тратить несколько часов на то, чтобы со школы довести детей в музыкальную школу, из музыкальной в художественную, оттуда в спортклуб… Тут всё в радиусе пятисот метров. На этом у деревенского священника экономится время.

Ну и в конечном итоге что ребенку надо от папы? Во-первых, внимание.  Посмотреть, расспросить, что не получилось. Давай вместе разберемся в этом вопросе, пошли в шахматы сыграем, в бадминтон поиграем, вместе посуду помоем… Неважно, что ты делаешь вместе с ним. Надо подумать, в каком роде твоей деятельности может участвовать ребенок. «А давай ты мне в  Instagram лайки проставишь». Или: «пойдем на панихиду съездим, кадило подержишь». Детям важно помогать отцу, в этом и заключается отцовское воспитание. Маленький секрет открою всем нашим мужчинам: позвольте детям вам помогать. Это будет медленнее, не так качественно, как вам хотелось бы, но именно в этом и будет ваше воспитание.

– Вопрос телезрителя: «После грехопадения Адама и Евы сделал Господь Бог кожаные одежды Адаму и жене его и одел их. Непонятно, откуда кожа взялась. Я согласен, было бы справедливо, если бы кожу содрали со змея, но чтобы сделать кожу, должен был кто-то умереть. До этого смерти не было в раю. Кто-то умер уже, хотя Бог предупреждал Адама: если вкусишь, смертью умрешь. Но ни Адам, ни Ева не умерли. Значит, кто-то был уже приговорен к смерти, чтобы сшить кожи? Я видел толкования, что вроде бы Адам и Ева были чуть ли не светящиеся, без кожи, а потом появилась у них кожа, но, мне кажется, это несерьезно. Они же как-то ели, были материальными».

– Спасибо за вопрос. Вот посмотрите на свою руку: у нас есть кости, плоть, а что сверху? Сверху кожа. Посмотрите на Адама и Еву до грехопадения. Их тела были приблизительно как у Спасителя после воскрешения. С одной стороны, они принадлежали материальному миру, с другой стороны, не были ограничены законами тварного бытия. Кожаные одежды, в которые нас одел Господь, – это дебелость нашей плоти, которая требует пищи, питья, воздуха для поддержания жизни. Вот наши кожаные ризы. Не о животных речь идет. Это некоторое следствие грехопадения, наша грубость. Все так называемые безукоризненные страсти (болезнь тела) – результаты отделения от Бога. Новый Адам, Господь наш Иисус Христос, смог преодолеть эту «кожаность». Наша задача – спогребаясь со Христом в таинстве Крещения, совоскреситься с Ним, жить по Его заповедям и по смерти нашей преодолеть эту «кожаность».

– Вопрос: «Рай и Царство Небесное – это одно и то же?»

– Строго говоря, рай – это место, где жили Адам и Ева. Из Книги Бытия мы знаем, что там стоит херувим с огненным мечом и никого туда не впускает. Доступ в рай закрыт. Но нам открыто нечто большее – Царствие Божие искупительной жертвой Господа нашего Иисуса Христа. Каждый крестившийся, причащающийся, живущий по заповедям может достичь этого Царства. Оно уже открыто, главное – потрудиться самостоятельно, чтобы туда войти. Если мы ждем, что Господь нас, как котят, просто возьмет и занесет туда, – так не получится. Надо хоть ползти, но в правильном направлении.

А если нестрого говорить, в народе рай и Царствие Божие – синонимы. Любой священник, говоря на проповеди о том, что необходимо после смерти попасть в рай, имеет в виду Царствие Божие.

– Вопрос: «Как относиться к словам Феофана Затворника, что многозаботливость отвлекает от Бога?»

– Абсолютно буквально. Вот у тебя хлопоты (по дому, по семье, работе, когда берешь две-три работы, чтобы выплатить ипотеку, купить машину получше, чтобы одеваться побогаче). А предела совершенству нет; каждый раз, перешагнув через какой-то социальный уровень, ты жаждешь ползти к следующему. Сначала покупаешь одежду в секонд-хенде, потом в стоковых магазинах, потом бренды побогаче, поинтереснее, потом глядишь – и жизнь прошла. А о душе совсем не позаботился, потому что тебе всегда было мало. На нашей памяти немало войн, которые «вправляют мозг». Когда понимаешь, что в какой-то момент все это может перестать иметь какой-либо смысл (бренды, дорогие вещи, атрибуты богатой жизни), начинаешь задумываться о смерти и загробной жизни.

Если Бог есть (я точно знаю, что Он есть), надо же какие-то отношения с Ним организовать. Что для этого надо? Одно, второе, третье, а для этого – время и желание. Значит, мы меньше работаем, чаще в храм ходим, готовимся к причастию, читаем Писание. Но, если честно, мы просто совершенно безумно тратим данное нам время попусту. Сериалы, соцсети, просто рассматривание лампочки... Если продумать нашу повседневную жизнь, можно в нее вместить очень много важных знаний и поступков. Едешь в автомобиле, в автобусе, у тебя 15 минут до метро, а дома ты не прочитал утреннее правило. Надень наушники, послушай или прочитай. Писание? Никто не читает Писание, только протестанты, еще католики немножко. Мы вообще не читаем. Нам кажется, что достаточно помолиться у какой-нибудь иконы – и все будет хорошо. А Писание, слово Божие, не слышим. Господь говорит, а мы как те обезьянки – ничего не вижу, ничего не слышу, никому ничего не говорю. Почитаю в другой раз – там непонятно. А потом еще спрашивают: «А Коран, батюшка, можно почитать?» – «А Писание давно читали?» – «Вообще не читал». – «А Коран зачем хочешь почитать?» – «Ну так, для общего развития». Не грех почитать, почитай как-нибудь, но сначала в своем Писании разберись.

Нам всем нужна внутренняя дисциплина. Духовная жизнь в современном мире возможна, но в те минуты, когда ты свободен. Распиши порядок дня для себя: вот тут я читаю это, причащаться буду раз в две недели. Для этого надо в эти дни соблюдать пост, на службу сходить. Продумать все можно, было бы только желание.

– Это правда.

Вопрос телезрителя: «Почему на людей ложится грех наших прародителей? Какой у младенцев может быть грех?»

– Никак не ложится. Господь Иисус Христос искупительной Своей Жертвой давно его искупил на кресте. Вы носите нательный крест (я тоже ношу) – все, нет греха. Но мы несем его последствия. Знаете, бывают фантомные боли, когда человеку ампутировали ногу, а у него все равно боль. Или рана побаливает иногда из-за погоды. Так и здесь. Мы не несем никакой ответственности за грех Адама и Евы. Господь полностью понес его на Себе и распял его на кресте, уничтожил, исцелил. Но мы как потомки Адама и Евы еще немного предрасположены к нему. Но в отличие от ветхозаветного человека мы имеем возможность в себе это уничтожить, испепелить, можем очиститься с помощью решимости, участия в таинствах Исповеди и Причастия и благодаря добродетельной жизни во Христе. То есть мы никакого первородного греха на себе не несем.

– Вопрос одного из телезрителей. Вы сказали, что носите крест, но ведь у Вас еще и нательный крест есть. Получается, сейчас на Вас два креста?

– Да. Название каждого из них определяет их смысл. Первый крест – нательный, он на теле. Это символ того, что ты со Христом, ты когда-то был крещен. Священник надевает этот крестик на каждого младенчика с определенными словами. Каждый свои слова говорит, они в чинопоследовании не присутствуют, но обычно читается цитата из Писания: «Аще кто хощет быть Моим учеником, возьмет крест свой и по Мне грядет». А наперсный крест нужен для того, чтобы отличать дьякона от священника. Я слышал историю (не знаю, легенда это или нет), когда один из российских императоров подошел за благословением к дьякону (поскольку дьяконы носят такие же одежды, как священники). Тот опешил, говорит: «Я благословить не могу!» И с тех пор император (не помню – кто) повелел всем священникам носить кресты. А чтобы отличать епископов от священников, в повседневной жизни епископы носят не кресты (хотя имеют полное право их носить), а панагии – иконы Пресвятой Богородицы. Так нас можно отличать.

И кресты есть наградные. Чтобы отличить выдающегося по своим заслугам священника от только рукоположенного, кресты имеют разную окраску. Рукополагается священник с восьмиконечным серебряным крестом, потом в качестве награды (за выслугу лет или руководителям разных отделов) дают крест золотой (хотя никакой он не золотой, а позолоченный или просто натертая до блеска латунь); а уж через четверть века служения тебе могут дать крест с украшениями. Так что имейте в виду: если вы раньше не обращали внимания на крест священников, служащих в вашем храме, теперь будете знать.

– Вопрос телезрительницы: «Почему мы сначала встречаем Новый год, а потом Рождество, хотя, по Писанию, сначала родился Христос, а потом уже отмечался Новый год? Второй вопрос: не люблю голубей, так как они приносят антисанитарию, не приносят никакой пользы природе. А люди их жалеют, подкармливают. Я считаю эту птицу бесполезной. Как Вы думаете, как бы Господь посмотрел на то, что я их не люблю?»

– Насильно мил не будешь, конечно же. Писание говорит: блажен, кто и скотов милует… Насчет антисанитарии… Вы были на площади Сан-Марко в Венеции? Наверное, не были, я тоже не был. Там огромное количество голубей, все венецианцы их любят. Это туристическая достопримечательность, и никто не ругается. Голубь несколько раз упоминается в Священном Писании. Сначала в связи с историей потопа: Ной выпускал голубку несколько раз, именно она принесла ему оливковую ветвь, свидетельствуя о том, что потоп кончился и деревья плодоносят. Если Вы видели картину Пикассо «Голубь мира» – именно голубь символизирует мир во всем мире. Конечно, это история библейская.

Но если Вы их не любите, никто Вас не заставляет их любить. Главное – их не уничтожать. Ну а насчет пользы… Многие в блокадном Ленинграде выжили только благодаря тому, что голуби какое-то время там еще летали. Так что кому-то они спасли жизнь. Вообще это птица красивая, благородная. Многие разводят декоративных голубей, скоростных. Многие тысячелетия голуби использовались для почты. Поверьте, если в какой-то момент вырубится электричество, не будет ни Интернета, ни этого телеканала, ни света у вас в доме, а Вы захотите передавать письма, через каких-нибудь 10-15 лет все голуби будут использоваться в качестве почты. Так что Вы ими не пренебрегайте, а то Господь может всякое сотворить, потом будешь еще сокрушаться: я-то думала, что они бесполезные, а моя внучка письмо от меня получила…

– Первый вопрос был такой: почему Рождество празднуется позже Нового года?

– Вы сказали, в Евангелии написано, что это правильный порядок. Но на самом деле в Евангелии вообще об этом не говорится. О Новом годе говорится в Священном Писании. Если не ошибаюсь, он в израильском народе праздновался в сентябре. Но Рождества еще не было в Ветхом Завете. Поэтому тут Вы немножко не правы.

Почему же так происходит? Потому, что мы живем по юлианскому календарю, а весь мир – по григорианскому. В этом есть некоторое несоответствие (в России и некоторых других государствах). В других странах, где Церковь перешла на григорианский календарь, такой последовательности нет. У них сначала идет Рождество, потом Новый год. Сказать, что в этом для христианина есть какая-то проблема, нельзя. Вообще мы не относимся так трепетно к Новому году, как весь окружающий мир, не слишком знающий и любящий Христа. Для нас Рождество Христово – праздников праздник и торжество из торжеств. Пасха, Рождество – это наши самые любимые дни. Новый год – ну, хорошо. У нас, церковных людей, Новый год вообще празднуется 14 сентября, если на то пошло, даже более торжественно, чем календарный Новый год. Начинается новый богослужебный год с праздника Торжества Пресвятой Богородицы, читается специальный  молебен на новый год. Есть Церковь, есть мир. Мы, живя в миру, больше тяготеем к церковным ценностям.

– В истории нашей страны были витки, когда календарь менялся, были нововведения.

– Да, с Петром I это связано.

– Если мы откроем праздничную Минею, то Рождество будет 7 января, а служба будет за 25 декабря.

– Рождество Спасителя вообще неизвестно когда было. Никто не знает. Его поставили на 7-е число ввиду того, что в этот день был один из самых крупных римских праздников, чтобы затмить его более важным, более необходимым для христиан праздником Рождества. В этом также есть символика зимнего солнцестояния, увеличения дня и так далее. Господь родился Бог весть когда, но на нашу веру это никоим образом не влияет. Главное, что Он родился.

– Вопрос: «Может ли считаться дьявол истинным злом и почему? Ведь он был ангелом. Значит, в нем есть что-то доброе?»

– Он был добрейшим из добрейших ангелов, но так этим возгордился, что стал злейшим из злых. Прошло уже колоссальное количество времени с момента грехопадения, но ясно, что это было еще до сотворения мира. Как говорят отцы, он настолько укоренился во зле, что уже не в состоянии творить добро. На сегодняшний день в нем нет ни тени добра. Спаситель об этом говорит, что он ходит по земле как лев рыкающий, ища, кого поглотить. В нем нет ни сострадания, ни жалости, ни любви – ни к Богу, ни к нам.

– Почему же Господь допустил существование злых ангелов, почему нельзя было их уничтожить? Не было бы стольких проблем.

– Если кратко, Господь создавал разумных существ, которых уничтожить невозможно. Душа человеческая не может быть уничтожена. Если уже ты создаешь по образу и подобию своему некоторое разумное существо со свободной волей, ты его уничтожить не можешь. Не можешь уничтожить человека, не можешь уничтожить ни одну из ангельских сил и ждешь их покаяния, преображения, изменения. Здесь же покаяния нет, и Господь говорит даже с некоторой грустью: ад – уготованное для дьявола места, в котором он и будет существовать в вечности.

– Вопрос: «Я замужем, у нас с мужем не очень крепкое здоровье. Хотим иметь детей. Что делать, чтобы они были, и как молиться Богу, чтобы были силы их вырастить?»

– Не знаю, что сказать конкретно об этой семье. Надо общаться, поговорить с мужем, с женой, понять, что за ситуация.

– Это проблема многих людей.

– Конечно. Поэтому есть некоторый общий знаменатель. Надо понять, почему так. Как понять? Покопаться в себе, в своей духовной жизни. Нам надо просто принять волю Божию. Пока ты не можешь ее принять, не дашь Богу возможности действовать. Молиться о даровании ребенка необходимо, но при этом всей душой говорить: «Да будет воля Твоя, Господи!» И жить так, чтобы быть достойным ребенка. Ведь если Господь действительно его не дает, то надо понять – почему. Бог знает будущее и почему-то тебе, сегодняшней, ребенка не дает. Или мужу твоему – сегодняшнему, такому, какой он есть, не дает. Значит, надо меняться, воцерковляться. Не просто оградить свою жизнь огромным количеством правил, предписаний, ритуальных обрядов. Надо по-настоящему жить во Христе.

Во-первых, по-настоящему живя в Боге, по-другому смотришь на свои желания. Ты наконец-то успокаиваешься и говоришь совершенно чистосердечно: как будет, так будет. Когда ты принимаешь свою ситуацию как душеспасительную, в этот момент ты меняешься. Тогда тебе сегодняшнему, изменившемуся, новому человеку, Бог может дать ребенка, которого ты воспитаешь, уже будучи другим. Если, допустим, у тебя будет один ребенок и ты (сегодняшняя, какая есть) воспитаешь одного ребенка, он может стать тяжелым эгоистом, думающим только о себе, живущим для самого себя, не исполняющим никаких заповедей. Кто знает, как он воспитает своих детей и кто в результате, лет через пятьдесят, будет управлять нашей страной. Может, ты будешь бабушкой будущего президента, а он будет хуже Гитлера. Мы думаем, что наши дети будут самые лучшие дети в мире. Да откуда, извините? Столько хороших маленьких детей, откуда берется столько негодяев? Мы уверены, что у них какие-то другие матери – асоциальные; и странные отцы. Но тобой может быть воспитан будущий уничтожитель всего человечества и всего доброго, разумного, вечного. Поэтому надо самой измениться, быть достойной того, чтобы воспитать настоящего христианина. Тогда что-то изменится.

Я знаю множество случаев, когда через три, пять, семь, десять лет люди получали желаемое. Во-первых, они осознавали наконец это рождение как чудо и еще больше укреплялись в вере. Когда врачи говорят, что невозможно, а ты молишься, просишь у Бога помощи и получаешь желаемое, ты понимаешь, что это ребенок Божий. И ребенка по-другому воспитываешь, и сама себя по-другому ведешь. Мы, священники, неоднократно видели рождение детей, следующее за преображением жизни родителей.

– Все с себя нужно начинать.

– Особенно когда собираешься родить нового человека в мир. Этот мир будет другим – немного, в какой-то своей области, а может быть, и весь мир. Откуда ты знаешь, кого родишь? Может быть, Эйнштейна, Беллинсгаузена… А может, Гитлера.

– Будем надеяться на лучшее.

Вопрос телезрительницы: «Какая разница между уцелевшими останками воинов Великой Отечественной войны и мощами святых?»

– В Книге Деяний апостольских мы читаем: когда апостолы Павел, Петр проходили по улицам Иерусалима, даже их тень исцеляла тех, кто там находился и ждал апостолов. Когда они свои платки (восточная одежда для мужчин) возлагали на болящих, даже одежда обладала чудотворной силой, и по вере болящие получали исцеление. Кровоточивая женщина, которая только прикоснулась к одежде Спасителя, получила исцеление. Из этих фактов, которые нам непонятны, научно необъяснимы, ясно, что мы бережно относимся ко всему, что так или иначе связано с жизнью Спасителя, Богородицы и святых, а особенно с их мощами. Очень часто мы видим чудеса от прикладывания к мощам, к святыням. Люди, живущие в Духе Святом, обладали еще при жизни даром чудотворения. Не все, но многие. Дух Святой наложил отпечаток на их тела. По сей день Дух Святой действует через эти святыни на всех, с верой к ним припадающих и их целующих.

А что касается останков воинов-освободителей – да, они умерли за веру, Отечество, кто-то за царя, за других полководцев и предводителей. Но была ли в их жизни святость? Они же не за Христа погибли мученически. Мы их не канонизировали. Через останки просто мертвых людей Господь Свою силу, как правило, не являет. Допустим, где-то есть три источника прекрасной родниковой воды. Один из них святой, а два просто хорошие. Почему так? Неизвестно. Попил из одного колодца – хорошая вода; из другого – болезни пропали. Почему Господь так действует? Неизвестно. Так же и со святыми. Помолился у одной иконы – ничего, а у другой помолился – чудотворная,  получил желаемое. Почему так? Тоже неизвестно, чудо.

– Все по вере нашей.

– Да. Это одно условие. Почему Господь через что-то действует, а через что-то нет, мы не знаем. Поэтому что надо делать? Молиться, трудиться и надеяться на чудо.

– Следующий вопрос очень часто возникает у наших телезрителей (и даже противников). В чем разница между Казанской иконой Божией Матери в обычном приходском храме и чудотворной Казанской иконой Божией Матери? Мы ведь восходим к первообразу. Почему нужно стоять многотысячные очереди к святыне, хотя эта же икона или даже частичка мощей есть в соседнем храме?

– Человеку нужен подвиг. Если хотите, стояние в очереди – это форма паломничества, форма давно утративших свою актуальность городских крестных ходов. Еще в царское время, сто лет назад, были долгие крестные ходы. Сейчас они восстанавливаются, реанимируются. Многодневные крестные ходы из одного города в другой. Кто из нас сейчас на камне стоит? Кто из нас по-настоящему постится, не вкушая ничего сорок дней? Кто истязает плоть свою, чтобы не быть рабом ее? Практически никто. У православных христиан телесного подвига практически нет, хотя это нонсенс, потому что достичь благополучного духовного результата можно только трудясь телом и духом. Ты и молишься, и трудишься. Трудишься во славу Божию, как апостол Павел говорит: в телах своих прославляйте Господа.

Все поклоны – поясные, земные, крестные ходы, утруждающие тело, являются тоже одним из духовных деланий. Человек, отстоявший двенадцать часов к мощам святого Николая (в частности, я возил туда паломническую группу от нашего храма, хотя у нас в храме есть частица мощей святого Николая), понимает, что это особый труд. Не просто тот «святее», чем этот. Но только когда ты отстоял, прошел, поклонился, устал, ты чувствуешь и телом эту благодать, действенность. Ты потрудился – и больше получил. Чем больше трудишься, тем больше получаешь. Это любой монах знает.

С одной стороны, я понимаю, что и здесь мощи, и там мощи; и здесь икона, и там такая же, не менее благодатная. Но человек потрудившийся, по-настоящему уставший, имеет больше возможностей принять Божью благодать. Одна и та же благодать дается и перед Казанской иконой ламинированной в храме или дома, и перед аутентичной иконой, списком с которой является та ламинированная икона. Но там ты потрудился и больше вместил. Человек соделывает себя способным вкушать Божью благодать трудясь.

Тем более мы знаем, что Господь часто тем, кто приходит в храм с обыкновенной, простой, незатейливой просьбой (может, она со временем тебе даже стыдной покажется), таким новоначальным верующим людям часто с лихвой дает желаемое, чтобы тот укрепился в вере и дальше шел своими ногами.

– Вопрос: «Для чего наши души Богу и сатане?»

– Сатана переводится на русский язык как «противник Бога». То есть они не столько ему нужны, сколько он хочет раздосадовать Бога. Мы – любимые создания Божии. Если хотите, мы вершина эволюции, если говорить богословским языком, ведь наша природа выше ангельской. Дьяволу крайне приятно отнять человеческие души от Бога. Причем он не может всем поставить штрих-код в паспорт или биометрию на лоб или на правую руку и сказать: всё, это мои. Как Богу мы нужны добровольно, свободно любящие его, так и дьяволу. Он нам предлагает отойти от Бога всеми возможными, доступными ему средствами. Человек обладает огромной силой противостоять дьяволу, но мы не хотим ею пользоваться. Богу мы нужны потому, что Бог есть любовь, Он хочет, чтобы как можно больше разумных существ разделило радость вечного богообщения в Царстве любви, праведности, доброты, красоты, истины; великого, неотъемлемого, постоянного счастья.

– Вопрос: «Мы из сельской местности. Служба у нас только по воскресеньям. Когда мы должны делать земные поклоны во время литургии?»

– А посмотрите на священника. Если храм маленький, вы увидите в царских вратах, когда он делает поклоны во время воскресной литургии.

– А если там все закрыто? Такое бывает.

– Любой священник каждое воскресенье, кроме периода от Пасхи до Пятидесятницы, делает в алтаре два земных поклона. Хоть Троица, хоть Рождество, хоть Крещение, хоть воскресный день – священник делает минимум два земных поклона. А иногда делают еще несколько поклонов при входе в алтарь. Первый поклон – когда на клиросе поется «Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим, Господи…» – во время так называемого Евхаристического канона и преложения хлеба и вина в Тело и Кровь Господни. Второй раз – перед тем, как причаститься. Завеса закрывается, царские врата закрываются, священник поет из алтаря: «Святая святым». В этот момент на клиросе поют «Един Свят, Един Господь Иисус Христос…», потом начинают читать молитвы перед Причастием или какие-то духовные песнопения. В этот момент священник причащается в алтаре, и перед Причастием обязательно делает земной поклон.

Соответственно, в момент, когда он с Чашей выходит к людям, не будет грехом сотворить поклон, даже в воскресный день. Отменяются земные покаянные поклоны, а не поклоны благоговения. Воскресный день, царство радости и счастья, нет места твоему личному покаянию. А поклон благоговения вполне приветствуется.

– Вопрос: «Почему мужчины в храме после службы целуют крест первыми?»

– Это древняя традиция, она идет еще с Ветхого Завета. Если вы сейчас зайдете в синагогу, то увидите, что там есть отдельное помещение для мужчин, отдельное для женщин. У них ничего не изменилось. Собственно, древние храмы были построены по тому же принципу: мужчины всегда стояли справа, женщины слева. Соответственно, мужчины подходили к кресту первыми: во-первых, как мужчины, во-вторых, как стоящие ближе к нему. Но в первую очередь как мужчины. Во многих храмах и сейчас продолжается эта традиция. А если нет четкого разделения, то мужчины стараются идти первыми согласно этой древнейшей традиции.

– Никакой дискриминации, только традиция.

– Конечно.

– Вопрос: «Один человек просто делает добрые дела, а другой делает их во имя Господа. Чем отличается механизм делания добрых дел?»

– Когда ты их делаешь во славу свою, славу общества – это одно. Когда делаешь во славу Божию – немножко другое. Если бы наше спасение зависело только от добрых дел, тогда не надо было бы приходить в мир Спасителю. Делай добрые дела и спасайся. Но никто из ветхозаветных праведников не смог достичь Царствия Божиего. «Сниду к сыну моему, сетуя, во ад», – говорит праведный Иаков о своем сыне, прекрасном Иосифе. Даже Иоанн Креститель после смерти своей сошел во ад. До воскрешения Спасителя невозможно было спастись никакими добрыми делами.

Разница в этом. Мы творим добрые дела не для спасения, а по любви к Богу, Который нас спас, в Которого мы крестились и в качестве благодарности Которому стараемся не превращать жизнь других людей в ад; стараемся распространять Царствие Божие вокруг нас. Как говорит Спаситель, «так да просветится свет ваш перед людьми, чтобы, видя ваши добрые дела, прославили Отца вашего Небесного». Христианин, делая добрые дела, надеется, что окружающие, зная, что он христианин, делает эти дела не столько потому, что он хорош, добр и человеколюбив, а потому, что хочет быть христианином, понуждая себя. Ибо Царствие Божие силою берется. Это особенно хорошо действует в семейной жизни. Мужья приходят к вере не потому, что ты читаешь мужу Осипова или постоянно заставляешь смотреть православный телеканал, а потому, что муж видит, как жена потихоньку становится молчаливая, скромная, принимает иерархические ценности семейной жизни. Он думает: наверное, что-то хорошее в этом храме говорят, надо походить туда, послушать.

– Через любовь.

– Да, через любовь, через дела любви, через принуждение себя к этим делам Христа ради. Сам я злой человек и ничего доброго делать не хочу и не буду. Но Христос сказал – придется делать. Через силу. Необязательно любить весь мир. Можно относиться к этому нехотя (на первом этапе), но все равно творить добрые дела, и Господь примет это. Даже больше примет, чем доброе дело человека, который делает это по естеству. Доброе дело человека, который не хочет его делать, скупердяя, сребролюбца, что жертвует средства нуждающимся, может быть даже выше перед Богом, чем дело человека, щедрого от рождения. Потому что тот не понуждает себя. Труд особо ценится Богом.

– То есть преодоление того, что в тебе закоренело и без чего ты не можешь.

– Да. Ты болтун – попробуй молчать. Тяжело. А кто-то молчалив от рождения, вообще людей сторонится. У кого больше добродетель?

– С кого больше спросится…

– В том числе. Есть интересная история. Один старец приехал в монастырь и спрашивает у наместника: «Кто из вас самый добродетельный?» – «Вот такие-то старцы». И ему было ночью видение, что самый добродетельный человек – гневливый повар, который всех обзывает, на всех ругается, ведет себя крайне не по-монашески. Старец спрашивает: «Как же так? Я и подумать не мог, что он из спасающихся». Ангел небесный ему ответил: «Если бы повар себя не сдерживал, он бы всех поубивал». А другие – они добрые, тихие, молчаливые, негневливые. Им легко. А когда ты человека задушить хочешь, а сам только сказал крепкое словцо, но себя сдерживаешь – вот труд какой…

– Это применимо к посту, который сейчас идет. Уже прошло много времени, мы должны были уже привыкнуть к тому укладу жизни, который нам предписывает Устав.

– Пост похож на спортивные сборы. Мы должны жить в состоянии поста 365 дней в году, но мы расслабляемся. Как делает любой спортсмен? Он тренируется два раза в неделю, а перед чемпионатом – каждый день на сборах. Так и здесь. Мы немножко расслабляемся в течение года, а пост – это время более усердного хранения души и духовных подвигов. Апостол Иоанн Златоуст говорит: если ты перестал поститься после дней святой Четыредесятницы, то дни впустую прошли. Он же не о гастрономическом составе поста говорил. Он говорил о зависти, сребролюбии, о качестве воздержания и в другие дни.

– Можете обратиться к нашим телезрителям.

– Друзья, берегите друг друга, распространяйте любовь среди своих друзей, коллег, членов семьи. Старайтесь быть милосердными, терпеливыми, снисходительными. Пусть Господь наш Иисус Христос подаст вам и человеколюбие, и терпение, и долготерпение к окружающим людям, вознаградит вас за предпринимаемые вами труды, даст вам крепкое здравие земное, небесное благополучие на многие годы.            

Ведущий Сергей Платонов

Записала Маргарита Попова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать