Беседы с батюшкой. Женское служение в Церкви

8 марта 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает насельник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры игумен Филарет (Пряшников).

– Тема нашей передачи напрямую связана с сегодняшним днем, Восьмое марта. В этот день мы поздравляем наших дорогих мам, жен, дочерей с праздником весны. Понятно, что уже давно этот праздник перестал быть связан с борьбой женщин за права. Сегодня мы будем говорить на тему, важную и значимую для всех православных, – женское служение: роль и место женщины в Церкви. Казалось бы, здесь мало о чем можно говорить, тем не менее очень много важных и нужных аспектов, которые мы сегодня будем раскрывать.

Женское служение в жизни Церкви – казалось бы, это тема, касающаяся прежде всего тех, кто ходит в Церковь. Я помню время, когда только женщины были в церквях, причем, конечно, пожилые. Молодежь встретить в храме было практически невозможно. Знаю, что хор был всегда только мужской. Но за недостатком мужчин в хоре стали петь и женщины, сейчас женщины регенты практически везде, за редким исключением. Можно и дальше много говорить о том, как женщина сейчас чувствует себя в церкви. Но мы будем говорить все-таки не о чувствах, а о деятельности. Задам главный вопрос сегодняшней темы: что же такое женское служение?

– Если мы посмотрим на окружающий нас мир, на Божье творение, мы увидим, что все иерархично. Человек является венцом творения Создателя. И если мы еще раз вникнем в саму суть Божьего творения, то увидим, что нет ничего случайного. Вопрос взаимоотношений мужчин и женщин в христианстве никогда не стоял. Господь спасает человека независимо от национальности, цвета кожи, взглядов. Так же и в Церкви Христовой: мы стоим на одном, у нас (как у мужчин, так и у женщин) есть определенная цель – достижение Царства Божия, преображение своей души. Но в социальном положении, конечно же, у мужчин одна задача, одно делание, а у женщин – совершенно другое.

Женское служение было всегда, и мы будем сегодня вспоминать об этом. Сегодня помощь женщин огромна. Мы уже привыкли к нашим прихожанкам, которые помогают в храме: они стоят за свечным ящиком, убирают подсвечники, моют полы, в консультативной службе помогают людям. В основном, конечно, это женщины преклонного возраста, которые, может быть, уже на пенсии. Но надо сказать, что и молодым тоже есть где применить свои таланты: это и волонтерское движение, и социальное служение, и прочее. Сегодня, как и всегда, это востребовано. К сожалению, феминисты и прочие пытаются диктовать свои условия, но все-таки Церковь всегда жила по закону Божьему, где, еще раз повторюсь, есть своя иерархия отношений.

– Посмотрим на нашу сегодняшнюю Церковь, на женское служение... Я, например, знаю одну добровольческую волонтерскую организацию, которая называется «Тридцать пять плюс». Понятно, что там волонтерам свыше тридцати пяти. Когда я с ними общался,  увидел, что мужчин там нет, практически одни женщины.  И я понимаю, насколько это активная жизненная позиция. Откуда, на Ваш взгляд, повелось, что именно женщины так активно проявляют себя в служении доброделания и вообще в церковном служении?

– Когда я готовился к нашей встрече, то заинтересовался вопросом, кому первому явился Христос. Есть две гипотезы – апостолу Петру и Марии Магдалине. Кто разнес весть о воскресении Христа? Конечно, женщины. И в первые века христианства они всегда были с Христом, ухаживали за Ним, помогали Ему...

– Марфа и Мария.

– Да, мы очень любим этот отрывок и слышим его, особенно во время Богородичных праздников. Но ведь взгляд на роль женщины в христианстве на протяжении уже более двух тысяч лет изменился по сравнению с тем взглядом, который существует, допустим, в иудаизме или в исламе... Примером женского служения, конечно, является Пресвятая Богородица, Которая родила нам Спасителя, Которая, так или иначе, поучаствовала в спасении рода человеческого. Мы о Ней не очень много знаем, потому что Она всегда находилась в тени Своего Божественного Сына. История знает примеры высокого подвига служения женщин и в первые века христианства, и в наше время. Поэтому пример для подражания для наших дорогих и любимых женщин есть в христианстве.  Я бы так ответил на этот вопрос.

– В Москве есть Марфо-Мариинская обитель. Мне очень нравится это сочетание в названии. Почему она так называется? Здесь соединяется служение Марфы как приуготовительницы, так сказать, быта, и служение Марии именно Господу. И что удивительно и знаменательно, это сочетание сейчас во многом является определяющим для тех людей, которые пытаются найти свой путь. Я удивился тому, что у нас есть очень много женщин, которые сейчас служат как монахини, они совершенно удалились от мира, но при этом все-таки остались в этом нашем мире. Насколько женщина в современном мире способна быть монахиней в миру (или избрать более сложный путь монахини)? Вы можете ответить на этот вопрос, потому что я имею в виду Вашу матушку, которая как раз и служила так.

– Как мы уже отмечали, у каждого есть свое предназначение в этом мире. Господь промышляет о человеке и дает ему таланты, которые он должен раскрыть в этой жизни. В притче о талантах говорится: кому сколько дано, тот столько должен вернуть; главное, не закапывать их. Огромный талант женской половины – это, конечно, доброта, любовь, забота, что связано и с материнством, и с опекой своих детей. Наверное, вот эти качества, которыми Господь наделил женщину, и отличают ее. Сейчас пытаются говорить, что женщина должна выполнять мужскую работу; например, летать на самолетах...

– Даже шпалы укладывать.

– Понимаете, бывает, стираются грани. Еще раз хочу сказать, что есть сильная половина человечества, которая должна брать на себя заботу о более слабых. Повторюсь, у каждого свой талант, и этот талант необходимо развивать.

– Вопрос телезрительницы из Подмосковья: «Считается ли служением Церкви труд женщины, которая стоит за свечным ящиком?»

– Я считаю,  да. В иконную лавку обращаются люди разные, и кто их встречает? Женщины. (Иногда, конечно, и братия стоит за свечным ящиком; например, у нас в Александро-Невской лавре; но мы сейчас говорим именно о женщинах.) Конечно, это служение, потому что надо иметь определенные знания, надо понимать, как ответить человеку. Где-то, может быть, нужно быть и психологом, понимать, кто к тебе подошел, как ты должен отреагировать, что должен ответить. Поэтому я уверен, что это тоже некое служение Богу и людям; без сомнения, потому что без этого никак.

– Я бы еще по-другому повернул этот вопрос. Только ли эта работа является служением в Церкви? Во время богослужений мы видим также женщин, которые меняют свечи, убирают их…

– Конечно же, служение разнообразно. Если мы берем Церковь как социальный институт, то Церковь отделена от государства, но не отделена от тех экономических вопросов, которые надо решать. Допустим, у нас в бухгалтерии работают женщины, составляют какую-то отчетность. У нас женщины повара, они варят еду как для братии, так и для прихожан, паломников. Есть ряд направлений, где женские руки необходимы. Уборка помещения храма – это ведь тоже род служения, когда ты этот мир преображаешь даже таким образом. Поэтому у Бога нет ненужного, все очень важно и направлено на то, чтобы, исполняя свою работу, человек привносил в мир что-то новое, хорошее и помогал окружающим.

– Еще один аспект. Наверное, каждый из нас сталкивался с тем, что женщины, к которым обращаешься за тем или иным вопросом, могут ответить тебе довольно резко… Для того чтобы этого не было, в нашей Православной Церкви стали заботиться о том, чтобы как бы воспитать этих служительниц церкви, чтобы они понимали основы поведения в храме и так далее. Насколько это сейчас воплощено в жизнь, в том числе в Александро-Невской лавре?

– Были так называемые курсы повышения квалификации для наших работниц, когда батюшки рассказывали какие-то моменты, отвечали на вопросы. Но ведь на самом деле есть много возможностей: и богословские курсы, и воскресные школы для взрослых, где можно получить много полезного и необходимого. Но прежде всего человек должен научиться работать над собой. Понятно, что в храм приходят очень разные люди, но мы всегда должны быть вежливыми и понимать: если я сейчас кого-то оттолкну, этот грех будет на мне.

– Вопрос телезрителя из Белгорода: «У апостола Павла почти во всех посланиях идут жесткие ограничения для женщин. В Послании к Тимофею он говорит, что женщине запрещено учить, она должна быть в безмолвии. Что нужно отвращаться от «бабьих басен»; чего только нет… Как же женщина может служить в Церкви, если ей все запрещено, по апостолу Павлу?»

– Знаете, я бы начал с такого момента. В послании апостола Павла говорится: жена да убоится своего мужа. Но почему-то никто не вспоминает другие его слова: мужья, любите своих жен; как Христос возлюбил Церковь, так и вы делайте.

Насчет бабьих басен. Бабьи басни – это выдумки. Апостол Павел в этом плане говорит: не слушайте выдумки, которые не имеют под собой никакого основания. Да, есть моменты, к которым нам необходимо прислушиваться; например, как  вести себя в храме, в общении, потому что каждый должен знать свое место. Поэтому я всегда прошу: когда читаете Священное Писание, пожалуйста, обращайте внимание, в каком контексте говорится то или иное слово. Никогда нельзя выдергивать что-то из контекста и бросаться этими фразами.

Поэтому здесь ответ такой: у каждого свое место; у мужчины тоже. Если это священнослужитель, который предстоит перед престолом и молится Господу Богу, – это одно служение. Если женщина помогает в храме, выполняет какую-то работу – это ее личное служение. И здесь совершенно разные подходы.

– Отец Филарет, Вы обратили мои размышления в сторону Церквей, где рукополагают женщин, причем даже в епископов. Это сейчас происходит в Западных Церквах (кроме Православных) довольно часто. И нас упрекают в том, что у нас нет рукоположения женщин. В связи с этим очень простой вопрос – почему?

– Вообще в нашей Церкви все богословски обосновано. Есть определенные вещи, которые нельзя подвергать сомнению, потому что они имеют глубокие корни как в истории, так и в богословии, в учении Спасителя и святоотеческом Предании. Когда священник предстоит перед престолом Божиим, он является иконой, прообразом Христа. Господь Иисус Христос преподает Тело и Кровь Своим ученикам – это первое, на что нам надо обратить внимание. И, конечно, история никогда не знала женского священства. Да, были диакониссы (с IV и до XI века), но эти женщины являлись социальными служащими. Например, у Иоанна Златоуста была диаконисса и несколько женщин, которые помогали ему в его служении. Их рукополагали как диаконов (понятно, что какие-то моменты там убирали). Интересно (по крайней мере, я нашел такие исторические свидетельства), что диакон выходил с Чашей причащать народ, а диаконисса ставила назад на престол эту Чашу в знак того, что она никогда не сможет причащать людей. Поэтому здесь глубокие корни, богословское обоснование. Все-таки священство берет свой образ от Христа, а Спаситель был мужчиной. Здесь только так можно ответить.

– Очень интересно. Возникает еще один вопрос. Если представить  женщину, которая служит Господу в качестве, простите, священника, то, наверное, в этом случае нужно забыть о чадородии.

Вопрос телезрителя: «Я бы хотел спросить о святых XX века: какой вклад они внесли не только в нашу Русскую, но и в целом в Православную Церковь? И о роли женщины в монашестве. Какова роль женщин, которые помогают Вам, отец Филарет (так как Вы являетесь монахом), в монастырском служении?»

– Вопрос многогранный. Несмотря на то, что у нас обитель мужская, у нас есть женщины преклонного возраста, которые помогают и в трапезной, и в гостинице; есть паломническая служба, которая также поддерживается женскими руками.

Что касается святых, несомненно, роль женщины в монашестве точно такая же, как и роль мужчины в монашестве, – преображение человеческой души. Монашество – это  покаянный путь; это выбор, когда человек хочет посвятить остаток своей жизни (а может быть, и всю жизнь) тому, чтобы приносить покаяние за свои грехи, молиться за своих близких, участвовать в том или ином послушании.

Возьмем монастырь: у каждого свое послушание. А в женских монастырях матушки – трудяги, я бы сказал; они часто имеют огромное приусадебное хозяйство, выращивают и животных, и какие-то культуры. Для чего они это делают? Они не просто забивают свои склады, чтобы в пост (сейчас шучу) все это кушать одним. Нет, при монастырях часто есть и больницы, и приюты. Часто монашеские обители окормляют и заключенных, и хосписы. Да, мы не можем трубить об этом, потому что знаем, как Господь сказал: правая рука не должна знать, что делает левая; то есть добро творится всегда втайне, об этом не говорят. Поэтому когда сегодня спрашивают: «А что делает ваша Церковь?» – задайтесь целью и посмотрите, сколько добровольцев трудится, помогая умирающим, поддерживая одиноких детей и прочее, и прочее.

– Я добавлю к тому, что Вы сказали. Я был не в одном хосписе и обратил внимание на очень важную проблему. Если в семье рождается ребенок с тяжелой родовой травмой или болен какой-то тяжелой и неизлечимой болезнью,  то я очень мало видел, чтобы в этой семье был мужчина, но женщина эту ношу, этот крест тянет, тянет и тянет. Слава Богу, если есть мужчина, который не бросает семью в такой беде. Это просто комментарий к тому, что Вы сказали.

Вернемся к вопросу о чадородии. В Священном Писании мы читаем: «Авраам родил Исаака» – и так далее, то есть мы читаем это как бы по мужской линии. Но мы понимаем и удивительный Божественный дар, когда женщина может наш мир улучшить своим присутствием.

– Сегодня Восьмое марта, и многие говорят много приятных слов своим любимым супругам, мамам, дочерям. Но, наверное, нам надо учиться совершенно другой тактике, другому поведению – говорить своим любимым постоянно, как они дороги для нас. А бывает так, что в праздник скажут, а завтра уже поругались...

Предназначение женщины в этом мире – это, конечно, быть матерью. В христианстве много что поменялось. Вы говорите про традиции еврейского народа – они были совершенно другими. Сегодня мы живем в новое время, когда Христос возвысил роль женщины, когда семья стала малой церковью, где тоже есть своя иерархия и все должны подчиняться определенному закону. Муж – добытчик, супруга – хранительница домашнего очага, вместе они воспитывают своих детей.

Мы говорим о служении, а ведь быть матерью – это тоже служение… И вот мама, рождая ребеночка, не просто должна его охранять от каких-то вещей, которые так или иначе могут навредить физическому здоровью. Она прежде всего, как ангел-хранитель, должна вести его своей молитвой. Ведь материнская молитва очень сильная.

– Еще один вопрос, связанный с женским служением. Церковь – это живой организм. В церковь часто приходят семьями: и муж, и жена, и дети. Они стоят в разных приделах храма: муж стоит напротив Господа Иисуса Христа, женщина стоит напротив Богородицы. И внутри церкви (я часто это замечаю) мужчина ведет себя так: мол, мое служение все-таки отстоит от вашего. Внутри семьи, внутри этой малой церкви, насколько мужчина должен регламентировать духовную жизнь своей супруги?

– Я монах; как я могу говорить о семье, когда не имею детей? Но я хотел бы обратить внимание, что мы ведь тоже рождаемся в семьях, у нас есть родители. Более того, священник набирается опыта, когда к нему приходят семьи с проблемами, говорят о каких-то ситуациях. А ситуации часто очень похожие. Поэтому, отвечая на вопрос, скажу, что все надо делать с любовью. Конечно, супруг определяет многие законы в своей семье, потому что он – глава семьи.

– Вопрос телезрителя из Москвы: «Чем отличаются женщины других веков от женщин эпохи Возрождения?»

Как я понимаю, в эпоху Возрождения культ светской женщины стал настолько возвеличен, что женщина стала практически править в светском обществе. В Средние века (скажем, XIII и XIV) женщина, наоборот, была в полной власти у мужчины. Кстати, в эпоху Возрождения началось то самое феминистское движение, которое в наше время имеет очень серьезные настроения, когда женщины говорят: нам не нужны мужчины, не нужна семья; главное в жизни – карьера.

– Что объединяет и эпоху Возрождения, и Средние века, и первохристианские времена –это то, что слова Христа всегда оставались одними и теми же. Если мы берем этот вопрос, то он все-таки существовал в Европе; там были свои определенные вещи, которые, так или иначе, являлись местными. Допустим, в те времена верующим Католической Церкви (если не ошибаюсь) запрещалось брать в руки Священное Писание, в доме не было Священного Писания.

Что касается всех этих движений, то, конечно же, это человеческий фактор. Это то, что пройдет: сегодня такое отношение, завтра будет иное. Но непреходящая ценность – высота женского служения. Не поклонение этому как идолу, а реальное понимание, что это за явление в нашем мире. Я бы так ответил. Я не знаю всей глубины этого вопроса, все-таки надо какие-то моменты изучать, специалисты здесь должны отвечать. Но я думаю так.

– Вернемся к нашей теме о женском служении и о роли женщины в Церкви. Мы знаем свечниц, женщин, которые помогают в лавке, но это все-таки единицы, в храме их десять человек, не больше. Большинство женщин, приходящих в церковь, может быть, и не ощущают себя людьми, служащими Церкви.

– По-моему, апостол Павел говорит, что если вы делаете что-то важное и нужное, не считайте, что вы делаете что-то сверх должного, вы это обязаны делать. Поэтому если Господь призывает меня к чему-то (потрудиться на каком-то поприще, быть преподавателем в академии или семинарии, быть сестрой милосердия и прочее), то это надо делать только с чувством любви к своему делу, осознавая, что отдаешь себя кому-то. Ведь это тоже очень важно в жизни. Вот мы говорим о женщине как о матери, говорим о материнском служении. Ведь мать всю себя отдает семье; не часть своей жизни, а всю себя. Так и в любом служении: в храме, или в каком-то социальном учреждении, или в библиотеке – огромное количество мест, где можно найти себе любимое послушание, призвание и нести этот крест. Потому что это тоже крест.

– Конечно, крест. Было время, когда я искал работу. И я искал работу для православных, потому что не мог себе представить деятельности, не связанной с Церковью. Я читал много объявлений, связанных с той или иной деятельностью в Церкви. Вся работа, которая предлагалась для мужчины, – это либо алтарник в каком-нибудь далеком селе, либо завхоз. Но для женщин – огромное количество объявлений. Например, на сайте miloserdie.ru: нужны работницы в службы милосердия в Москве, Санкт-Петербурге. Я тогда думал: как же это связано с работой в Церкви? А потом понял, что только человек, верующий в Господа, может работать в службе милосердия. Насколько востребован сейчас женский труд в Церкви?

– Мы живем в большом городе, и, в принципе, есть огромное количество людей, желающих предложить свою помощь. А возьмите маленький приход, где батюшка один служит (на селе). Часто его помощницами являются всего несколько женщин, которые выполняют практически все обязанности: и регентуют, и поют, и кадило подают батюшке, и поддержат батюшку каким-то словом, и на своей машине отвезут его в какой-то отдаленный уголок района, где он служит. То есть как в больших приходах, так и в малых служение этих небезразличных женщин, современных диаконисс (хотя этот институт и ушел), осталось.

Вы говорите про небольшое количество, но не каждый может понести то, что несут некоторые. Труд женщин важен, и он разнообразен. Особенно на маленьких приходах это очень и очень заметно. Потому что я сам служил на таком приходе, была совершенно небольшая община, и этих людей бережешь как маленький золотник, стараешься где-то их воспитывать, лелеять, чтобы они чувствовали свое предназначение, свою нужность даже в самых отдаленных уголках нашей необъятной Родины.

– Хочу добавить. Недавно я снимал трогательный репортаж о том, как в одном из храмов сделали комнату для пребывания детей во время литургии, чтобы они никому не мешали молиться и до молитвы «Отче наш» находились в этой комнатке. Комната замечательная, никто из детей ничего не сможет себе повредить... Но я наблюдал за некоторыми мамочками во время богослужения: она молится, слушает, но ухом прислушивается к тому, что происходит в комнатке, и время от времени подходит и смотрит, что там... Меня это очень тронуло.

– Молодец, батюшка, придумал хорошую вещь.

– Это отец Андрей Гребенюк, он служит в поселке Лесколово.

Вопрос телезрительницы из Челябинска: «К Святой Троице обычно обращаются в мужском роде. Я хотела бы узнать, можно ли обращаться к Ней в женском роде? И если нельзя, то почему? Могли бы Вы мне это доступно объяснить?»

– То, что Вторая Ипостась Святой Троицы вселилась в мужское тело, о чем-то говорит. Святая Троица – Бог Отец, Сын и Святой Дух. В Священном Писании Господь все-таки предстает перед нами больше как Отец, мы Его называем Отцом. Отец не может быть матерью, понимаете? Тут не должно возникать вопросов, мне кажется. Отец создал нас...

– И Отец един в трех Лицах...

Вы говорили про Божию Матерь. У нас есть Заступница наша. Когда мы обращаемся к Божией Матери, мы обращаемся к Ней как к человеку. Я размышлял, почему Господь выбрал Деву Марию…

–  Потому что в Священном Писании мы находим пророчество: семя жены сотрет главу змия. Все очень просто. Это исполнилось в судьбе этой чистой Девы, и Церковь Ее прославляет, очень нежно называя и Голубицей, и Неопалимой Купиной, и Землей...

– И Невесто Неневестная.

– Были пророчества, что женщина поучаствует в спасении рода человеческого. Я думаю, что это столетиями готовилось. Богородица родилась у благочестивых родителей – Иоакима и Анны, и предки у Нее были определенные, которых мы сегодня прославляем как ветхозаветных праведников. Пресвятая Богородица показала высоту служения; Бог все-таки вселился в этот чистый сосуд и стал Человеком, принес Себя в жертву и многое нам открыл. Он не открыл нам тех вещей, которые нам не нужно знать. Он открыл именно то, что необходимо для спасения человеческой души, Он все нам дал. Поэтому мы прославляем Его, прославляем за участие в этом  Пресвятую Богородицу и огромное количество подвижниц, которые так или иначе есть в судьбе Церкви и встречаются в судьбе каждого человека.

– Каждый раз, когда я задумываюсь о женском служении, вспоминается столько имен святых женщин! Это и Варвара, и Татиана, и Екатерина...

– Наши святые. Ксения Блаженная, Матрона Московская...

– У нас очень много примеров женского служения. Еще об одном скажу. Когда война выкосила мужчин, наше общество на девяносто процентов состояло из женщин; они трудились всюду  – начиная от шпалоукладчиц и заканчивая военными профессиями. И это было долго, до тех пор, пока не подросло новое поколение мужчин. Потом нашу страну выкосило пьянство, и опять женщины оказались на переднем рубеже,  заботились о том, чтобы спасти семьи от разрушения. И так далее, и так далее. И ведь бывает еще служение Церкви в соблюдении заповедей Божиих в своей жизни, в заботе о других: о своих мужьях, детях.

– В советское время говорили, что Церковь спасли «белые платочки». Вот Вы говорите о страшном периоде нашей истории: действительно огромное количество людей было уничтожено во время войны. Но я думаю, что и сейчас это актуально, и говорить можно, наверное, не только о «белых платочках»; и «модные шарфики» появляются – все-таки молодежь приходит в храм, получает образование в духовных школах. Сегодня перед нами стоят, конечно, другие задачи. Но отношение к девушке, к женщине, к маме всегда останется нежным, уважительным и понимающим.

– Женское служение и место женщины в Церкви – это особое место?

– Это служение невозможно переоценить. Женщины нужны, необходимы, они были, есть и всегда будут в христианской Церкви. Поэтому мы их будем только благодарить, что они всегда с нами рядышком.

– Каждая женщина, если она хочет служить Церкви, может просто прийти в церковь и сказать: «Чем я могу помочь?»

– Можно и так.

– Это, наверное, самый главный вывод сегодняшней передачи. Хотелось бы затронуть такой момент. У нас подрастают дочери. Можете сказать, как помочь семье привести дочь в Церковь?

– Если совсем коротко, то в центре жизни любой семьи должна быть любовь, – любовь к Богу, любовь друг к другу. Тогда и мир будет, и понимание, и меньше будет всех тех вещей, которые так или иначе доставляют нам какие-то неприятности. Храните себя, пожалуйста! Пусть Господь благословляет всех нас!

Ведущий Глеб Ильинский

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель строящегося храма во имя святой блаженной Матроны Московской города Санкт-Петербурга священник Михаил Проходцев. Тема беседы: «Самомнение, своенравие, своеволие и смирение».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать