Беседы с батюшкой. Земной путь и наша вечная участь

6 марта 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает насельник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры игумен Филарет (Пряшников).

– Тема сегодняшней передачи сложная, и звучит она таким образом – «Земной путь и наша участь в вечности».

Отец Филарет, тема сложная, многогранная. Я бы, наверное, разложил ее на две составляющие. Наш земной путь, который мы проходим в этой жизни, вызывает много вопросов у нас самих. Мы спрашиваем и себя, и священников, как правильно наладить свою жизнь, чтобы она была в связи с нашим размышлением о нашей вечной участи. При этом мы часто разделяем нашу духовную жизнь и обычную плотскую жизнь. В результате наше сознание раздваивается, и мы не знаем, как справиться с этой жизнью.

Давайте начнем разговор с вопроса: наш земной путь – это что?

– Вы говорите о разобщенности внутреннего человека, потому что грех разрушает изнутри. В молитве Ефрема Сирина, которую мы слышим на протяжении всей первой недели Великого поста, есть замечательные слова: мы просим у Бога духа целомудрия. Целомудрие ведь относится не только к сохранению телесной чистоты, но это прежде всего дух целостности. А этот дух даруется человеку Богом как некий дар за правильный образ жизни.

Господь Иисус Христос в Священном Писании показал, какими путями ходить можно, а какими нельзя. Он оставил нам духовные заветы, заповеди, которые являются некими дорожными знаками, помогающими нам идти. Кстати говоря, древнехристианская письменность содержит много указаний на два пути. Один путь широкий и ведет в погибель – это путь греха, вседозволенности, злобы, ненависти. Второй путь – узкий, благодатный, который не устлан розами, а, наверное, шипами от роз. Господь говорит, что многие идут широким путем и попадают в погибель. Но есть все-таки избранные, которые, исполняя заповеди, идут по узкому пути и совершают свою жизнь со смиренномудрием; его мы тоже просим у Бога в удивительной молитве Ефрема Сирина.

Духовная жизнь и телесная жизнь всегда должны соприкасаться; в нас живет душа, и мы не относимся с презрением к своему телу, потому что тело – это оружие. Если тело будет больное, мы не сможем сделать доброе дело, не сможем помочь кому-то. Поэтому, конечно, мы должны следить за своим здоровьем. Если будет здоровой душа, тогда и телесная оболочка тоже будет выглядеть соответственно. Все должно быть гармонично в человеке. Господь есть гармония, и к Нему мы стремимся, исполняя все то, что Он нам говорит.

– В Евангелии говорится: будьте святы, как Господь свят. Каким образом мы можем выполнить эту заповедь? Каким образом это возможно?

– Углубимся в познание, что такое святость Ветхого Завета и святость Нового Завета. Святость Ветхого Завета – это соблюдение закона; это иметь истинного Бога, иметь истинное представление о Нем и хранить тот закон, который Он дал Своему избранному народу. Новозаветная святость совершенно иная – мы говорим об обожении, о приближении к Богу. И мы приближаемся к Нему не потому, что достойны этого света. Апостол Павел говорит, что Господь живет в неприступном свете,  Его никто никогда не видел. Этот Божественный свет только отчасти касается нас, когда мы ведем правильный образ жизни. Таинства Церкви тоже имеют некое освящающее действие в жизни человека. На первой неделе Великого поста мы совершали литургию Преждеосвященных Даров и приобщались Тела и Крови Христа – это залог вечности, который нас к этой вечности и готовит. И это удивительно!

– Я вспомнил еще один момент из Евангелия: если око твое будет худо, то все тело твое будет темно. Если свет, который в тебе, – тьма, то какова же тьма? Я к тому, что наше земное существование мы способны превратить в постоянный путь греха, и в этом случае мы можем даже уже и не видеть того, что совершаем. А может случиться такое, что мы сумеем понять свое ничтожество. Насколько христианин в своей земной жизни должен ощущать свое недостоинство?

– Мы просим у Господа смиренномудрия, то есть осознания, кто я есть в этом мире. Я не господин, не властелин; хотя Господь и дал человеку при творении определенную власть обладать всем видимым тварным миром, беречь его и охранять. Что такое смиренномудрие? Повторюсь, это осознание того, кто я есть. Это не забитость, не слабость. Потому что часто смирение воспринимают как некую слабость. Не думаю, что ученики преподобного Сергия, которых он дал Дмитрию Донскому, были слабыми; они были настоящими воинами, которые сражались за Русь. Они были монахами, а у монаха смирение всегда должно быть на первом месте.

– То есть смирение – это сила.

– Да, смирение – это сила. Вспомним подвиг новомучеников и исповедников Российских: каким же надо быть мужественным, чтобы смотреть в глаза убийцы! Это смирение, это высота, это мужество. Господь Иисус Христос говорит: Царство Божие внутри вас есть. Оно не где-то за горами, оно внутри человека. Так же и ад внутри человека. Хочу еще раз напомнить всем, что мы – разумные существа, и когда мы грешим, мы понимаем, что так нельзя. И когда мы, будучи христианами, выполняем то, что нужно, мы тоже понимаем, что не сделали одолжение Богу или людям, но, как говорит апостол Павел, исполнили то, что должны исполнять.

– Вопрос телезрителя из Белгорода: «Мне хотелось бы конкретнее понять, в чем заключается наш земной путь, что конкретно нужно делать на этом пути? Ведь можно соблюдать все уставы, все посты, причащаться – и оказаться у разбитого корыта. Допустим, правый разбойник: какой у него был земной путь? Разве он причащался или делал что-то хорошее? Но он почему-то первым попал в рай».

– В духовной и христианской жизни у нас нет штампов; или, как говорят, нет лекал. Единственное лекало – Господь Бог. Иногда действительно важен один вздох, что сделал тот разбойник. Ведь почему Господь простил его? Потому, что этот разбойник пожалел страдающего; и эта капля перевесила все.

Что касается поста, молитвы – это всего лишь средства для достижения определенной цели. Вспомним историю Русской Церкви, реформы патриарха Никона, когда появились люди, которые придерживались старых обрядов. Ведь в чем был вопрос? Что именно форма спасает, а не дух. А в Священном Писании Господь говорит, что дух животворит.

Когда человек совершает свой жизненный путь, надо исполнять волю Божию. Господь говорит, обращаясь к каждому из нас: «Кто любит Меня, тот заповеди Мои соблюдет». Значит, надо исполнять Его заповеди. Пост, молитва – это всего лишь средства, но и они нужны для того, чтобы мы шли в правильном направлении. Человек прекрасно понимает, что есть добро и зло.

– Мы очень часто, как настоящие фарисеи, соблюдение закона ставим во главу угла. Свечку подавать левой рукой нельзя и так далее. Мы уже считаем это какими-то догмами, которые необходимо соблюдать. То есть человек заменяет Бога законом. И это было всегда. Каким образом отличить в нашей жизни вот этот неживотворящий дух от настоящей веры?

– Апостол Павел говорит: вера без дел мертва. Мы всегда должны просеивать свою жизнь, свои поступки, основываясь на вере. Хочется вспомнить притчу о Страшном суде, которую мы читали перед Великим постом. В ней содержатся уникальные слова Спасителя о том, что ждет каждого из нас. Одни будут поставлены по правую сторону, другие – по левую. То есть все будут разделены на праведников и грешников. И мы видим, что Господь спрашивает, что мы сделали в этой жизни: накормили ли, напоили ли, были ли сострадательными. Ведь любой поступок строится на сострадании и милосердии.

Бог есть любовь, Бог есть милосердие, Бог есть любящий Отец. Яко Благ и Человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем... Мы всегда прославляем Бога как Того, Кто любит нас и не пожелает нам ничего плохого. В Евангелии Господь говорит: «Какой отец подаст ребенку вместо хлеба камень, а вместо рыбы – змею? Тем более Отец Небесный даст блага просящему у Него». Поэтому нужно просить разума духовного и не скатываться к обрядоверию. Обряд не спасает, спасает благодать Святого Духа. Обряд – это всего лишь форма, через которую нам передается спасительная Божественная благодать, которой мы освящаемся.

Вы правильно привели слова из Евангелия: будьте святы, как Отец ваш Небесный. То есть светите своими добрыми делами, своим отношением, великодушием и прочими добродетелями. Трудно в наше время соблюсти все это. Трудно быть нераздражительным, трудно быть всепрощающим. Говорю это из личного опыта, но это мой опыт, и я, с одной стороны, рад этому и воспитываю себя на каких-то жизненных примерах. Например, когда супруги просят: «Господи, сохрани нашу любовь», Господь дает им ситуацию, когда они могут эту любовь показать.

– Вопрос телезрителя из Москвы: «Учительница в школе нам говорила: как человек хочет, чтобы с ним поступали, так и ему необходимо вести себя с другими. Оказывается, это слова из Евангелия. В связи с этим вопрос: так ли важно для человека, чтобы о нем помнили как о хорошем человеке?»

– В истории немало хороших людей, о которых мы читаем в Священном Писании. Но можно быть хорошим человеком, однако если не будет соли, не будет истины, не будет сердцевины. Почему добро есть в человеке? Апостол Павел пишет замечательные слова: есть естественный нравственный закон, и он написан в сердцах даже язычников. Нас объединяет стремление к добру, стремление любить. Почему, например, в Декалоге не написано: «люби отца твоего и матерь твою», а написано: «почитай отца и мать»? Потому, что любить – это естественно, и мы любим своих родителей. Но что значит «почитай»? Здесь Божественная мудрость, глубина, которая передана людям.

Да, человек добрый, хороший, но в каких критериях? Какие критерии к жизни применяются? Возьмем пример с историей: как историки пишут историю? Можно написать историю великими свершениями, а можно – великими падениями, войнами, несправедливостью.

Конечно, в очах Божиих наша жизнь бесценна. Но не секрет, что человек уже здесь, на земле, определяет свою участь. Притча о Страшном суде (это даже не притча, а предсказание – это то, что свершится) говорит нам о том, что там будет взвешена жизнь человека, хороший он или плохой. А тот факт, что люди, не признающие Бога, могут совершать хорошие поступки, – это нормально, это заложено в каждом человеке.

Известный богослов Клайв Льюис очень хорошо описывает ад. Он пишет, что в аду грешники заперлись изнутри. Много значит выбор человека: если он не хочет жить с Богом, он там с Ним точно не будет.

– Очень правильная мысль, что ад – это абсолютное одиночество. Это, конечно, очень страшно...

Вы сказали, что свою участь мы определяем уже здесь, в нашей земной жизни. Есть люди, которые живут, стараясь быть хорошими по определению, а есть люди, которые так даже не пытаются. Но при этом всех нас определенно ждет смерть. Есть замечательная поговорка: двум смертям не бывать, одной – не миновать. Раньше люди старались креститься перед смертью. Возможно ли ближе к смерти вдруг стать верующим человеком, покаяться – и все будет хорошо?

– Расскажу такой случай. Пришла ко мне семья: муж, жена, ребеночек. И все в слезах. Спрашиваю, что случилось. Они рассказали, что Господь спас их в автокатастрофе – все погибли, а они втроем выжили. Я посмотрел на них и сказал: «Знаете, Господь дал вам шанс на покаяние. Редко кому дается такой шанс. Подумайте о своей жизни. Может, у вас есть то, что сейчас нужно исправить? Сколько Господь вам отпустит – неизвестно».

Часто в храме выслушиваешь такое, что в жизни не придумаешь. Но случайностей не бывает. Покаяние возможно, пока мы дышим. Пока мы дышим, мы можем что-то изменить. А когда Господь примет Свое решение по нашему жизненному пути и закончит нашу жизнь, после этой точки ничего уже не исправить. Я всегда шучу: пока пишется книга моей жизни, я еще живу. А вот когда наступит смерть телесная, закроется последняя страница – все: книга написана.

Апостол Павел говорит, что человекам положено однажды умереть, а потом суд. Но мы не пугаем судом как чем-то страшным; мы говорим, что когда-то будет подведена черта, и человек, понимая это, выстраивает всю свою жизнь. Очень важно жить, понимая это. Господь дает шанс на исправление любому. Часто люди удивляются, когда слышат, как какой-то актер, например, находясь в тяжелой болезни, исповедовался и накануне своей кончины причащался. Люди, особенно нецерковные, удивляются этому, а это нормально. Иногда в нашей жизни случаются события, которые заставляют нас пересмотреть всю свою жизнь. Господь говорит в Евангелии, что на небесах более радости об одном грешнике кающемся, чем о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии.

– Когда мы размышляем о смерти и нашей вечной участи, задумываемся над словами о том, что будут вечные муки, и в нашем представлении вечное – это очень-очень  долгое время, то есть века, например. Во всяком случае, в нашем понимании это то, что исчисляется временем. Скажите, вечность имеет отношение ко времени?

– Время же появилось тогда, когда появился свет. Когда Господь начал творить Вселенную, Он сказал: да будет свет. Так Моисей передал нам это на страницах Пятикнижия. И тогда появилось земное измерение времени: солнце восходит, заходит. А Бог есть вечность. Вечность – это всегда.

– Если это «всегда», то мы здесь, в нашем земном пути, заботимся о том, что будет всегда.

– Да.

– Вопрос телезрительницы: «Церковь однозначно определяет понятие греха. Но мне это не очень понятно, я не могу с этим согласиться. Есть ситуации в жизни, когда человек совершает какой-то грех потому, что есть определенные условия. Предположим, женщина начала встречаться с мужчиной. Он сказал, что в разводе, а оказалось – не в разводе. У них сильные чувства. Он несчастлив в своей семье, но развестись по разным причинам не может. Она тоже в разводе по определенным обстоятельствам, связанным с документами и всякими материальными вещами. Получается, что эти люди грешат. Но если они несчастны в семье, почему это называется грехом?»

– Я, конечно, не специализируюсь на отношениях. Но хочу из личного опыта сказать, что я уже где-то такое слышал. Грех не бывает белым и пушистым. Грех – это добровольное делание зла. Господь говорит: «Не делай вот этого». Значит, Он знает, о чем говорит. Что касается семейного счастья, то надо, наверно, знать эту семью. Пройдет время, и, быть может, в вашей семье начнется это же несчастье, построенное на лжи, грехе. Я даже не знаю, что здесь посоветовать. У Вас есть право выбора. Вы можете жить так, как Вы живете. Грех не даст вам свободы. Грех всегда порабощает. Иногда человеку нужно смирение, чтобы воспринять ту ситуацию, которая происходит в его семье. Что значит несчастлив? Если есть дети, это уже счастье. Значит, надо найти возможность жить для кого-то. Это самое главное, когда мы поступаемся собой, своим счастьем. Жизнь коротка. Я понимаю, что Вы, может быть, скажете, что жизнь проходит… Понимаете, самое главное, чтобы потом вспоминать только светлое. Грех никогда не будет оправдывать человека.

– Интересная тема: грех поневоле. Наверно, надо отдельно поговорить на эту тему.

– Чем мы апеллируем? Мы открываем книги, смотрим, что об этом сказано. Любой врач, специалист откроет энциклопедию, сверится со своим видением. Так же и мы. В Священном Писании перечисляются все человеческие пороки. Злая мысль – это уже страшно. Что рождает зависть? – Ненависть. Ненависть рождает убийство. Что и произошло в советское время, когда был лозунг не «Долой бедных», а «Долой богатых» – вот что интересно. Грех всегда останется. Апостол Павел говорит, что всякий грех – смерть. Нельзя грешить чуть-чуть, все будет откладываться. За любой поступок, даже, может быть, невольный, он должен будет ответить перед своей совестью, перед Богом, потому что всегда есть выбор.

– Но мы же все время уповаем на милосердие…

– Пришла такая мысль по поводу вопроса телезрительницы. Я, может быть, не совсем правильно ответил. Иногда Господь дает ситуацию, показывает, что это не твое. Грех, может быть, человека вразумит – и начнется что-то другое в жизни.

– Что такое грех?

– Добровольное делание зла. «Грех» – греческое слово, буквально означает «промах». Господь ставит нам задачу: «Человек, не завидуй, будь предан, не убивай, не суди, будь доволен тем, что у тебя есть». А мы не попадаем в эту цель: грешим, ненавидим, изменяем, бываем недовольны и прочее. Есть целый расклад, о чем можно подумать. Это говорит Господь. А нравится это или не нравится, вы уже выбираете сами.

– Вернемся к нашей теме. Один мой знакомый спрашивал: «Почему вы говорите: „Страшный суд“? Господь – страшный?» Этот вопрос для многих сложный.

– На самом деле все очень просто. Когда мы крадем что-то, мы хотим, чтобы об этом знали? Например, человека в магазине приводят к охраннику, что сидит перед монитором для видеонаблюдения, и говорят: «Вот посмотрите». А вы понимаете, в чем замысел того, что ждет нас? Вся наша жизнь будет представлена: то, что мы скрываем, не хотим, чтобы это кто-то знал. Будут ли нас осуждать? Самое главное,  будет понятно, какой я человек. Мало того что есть такие слова: «Книги разгибаются, реки разливаются…»  Это все метафоры, иносказания. Самое главное, первое, чем этот суд будет страшен для человека: все узнают, кто он на самом деле.

Это страшно, когда правда будет открыта. Здесь мы можем это скрывать, говорить, какие мы хорошие, добрые. В Священном Писании сказано: «За каждое праздное слово человек ответит». Для того человечества, которое сейчас живет, будет поставлена точка. Настолько это будет событие из ряда вон выходящее. Мы верим в это, в Символе веры говорится о будущем воздаянии.

– Я задумывался, почему у нас в церквях так много пожилых. Это не потому, что молодых мало и им неинтересно. Просто пожилые люди в размышлениях о вечности понимают, что есть путь, по которому нужно идти. Поэтому в церковь приходят мудрые люди. А когда мы молоды, нам кажется, что ничего не важно. Размышляя о смерти, мы обращаемся к литературе, пытаемся прочесть толкования на Апокалипсис. Но самая популярная книга, которую покупают (и в пост тоже), это размышления о воздушных мытарствах Феодоры. Насколько имеет смысл заглядывать в то, что скрыто от нас Самим Господом?

– Выше своей головы не прыгнешь, и Господь все равно откроет человечеству, обществу столько, сколько необходимо. В нашем обществе бывает показательный суд – это как пример: «Не делайте так, потому что за это есть наказание». Вот так же и эти книги. Когда мы их читаем, мы, наверно, внушаем себе, что так жить нельзя.

– Эти книги могут быть как помощь к спасению?

– Как предостережение прежде всего.

– Вопрос телезрительницы: «Я полностью согласна, что случайностей в нашей жизни не бывает. Ко мне на данный момент пришла скорбь. Я понимаю, что мне Господь попустил в чем-то покаяться и разобраться. С чего начать? Прошу: „Господи, открой мне, с чего начать. Изъянов, грехов много. Я хочу понять, для чего она мне дана.“ Как понять, с чего начинать? Вроде исповедуюсь, но понимаю, что это не случайно, что-то надо переменить. Как понять, что переменить?»

– Вы подходите на исповедь, уже подготовившись, а часто люди пишут на листочек свои грехи. Когда я разговариваю с теми, кого знаю, всегда говорю: «Давайте в следующий раз вот от этого избавимся» (показываю на строчку в списке). Если список уменьшается, то человек над чем-то работает. Вы прекрасно знаете, какие Ваши слабые стороны. Как с этим бороться? Для этого есть  святоотеческое наследие. Святые отцы говорили, что корень всех зол – гордость. Все от гордости: ненависть, раздражительность, самомнение и иные грехи. Начинать надо с этого: просить у Бога духа смиренномудрия и больше внутри терпимости к людям, окружающим, животным. «Дай мне, Господи, видеть моя прегрешения». Видеть свои грехи, не осуждать власти мира сего (они сами ответят за свои деяния, поступки). Мы должны посмотреть на свою жизнь. Не быть безучастными к тому, что происходит вокруг, но следить за своим внутренним миром – это самое важное, это основы, с чего начинать.

– В Евангелии сказано: «Не молись многословно, как делают те, что останавливаются на дорогах и молятся открыто». Человек часто произносит много молитв, но при этом он становится многоречивым. А может, имеет смысл все свести к одной молитве «Отче наш»?

– Молитва – это прежде всего разговор с Богом. Я выкладываю перед своим Создателем все, что переживаю, что меня трогает. Те молитвы, которые мы видим в молитвослове, – это образцы. Когда человек занимается изучением языка, ему нужны упражнения. Так же и здесь. Нужно посмотреть, что молитва означает, кто ее написал. Почитать житие этого человека, почему он говорит: «Яко николиже сотворих благое пред Тобою». Кто написал эту молитву? Макарий Великий. Его называли Великим. Это не просто так, как часто говорят: попы придумали. Это история. И каждая молитва – духовное зернышко в наследии христианства. Это чей-то опыт, люди его прошли и, пропустив через себя, обладая чистотой сердца, дали нам эту молитву, где нет ничего лишнего. Поэтому, конечно, мы читаем молитовки. Кто-то читает полное правило, кто-то по мере своих обязанностей вынужден прибегать к более коротким молитвословиям. Но это должно быть правилом жизни.

– Получается, наш земной путь – как молитва. Кому-то пока нужно очень внимательно относиться ко всему, что происходит в жизни, еще и еще раз узнавать о себе.

– Сейчас актуальна для нас подготовка к Святому Причастию. Почему мы читаем каноны? До революции было огромное количество неграмотных крестьян. Как они молились? Многие не держали книгу, а только соху. А как молились? – Вопрос. Это всего лишь подготовка к встрече с Богом.

Каноны мы можем растянуть. Я всегда говорю: «Не оставляйте все на последний день, готовьтесь постепенно». Часто люди стоят, три часа читают – и им уже ничего не хочется. Сегодня есть силы – в дополнение к вечерним молитвам почитайте Покаянный канон. И тогда это будет уже система. Нам до святых далеко, но для Божиих угодников, может быть, и одной молитвы было достаточно – они всегда были в молитве.

– Мы произносим постом Иисусову молитву. Если ее искренне произнести, то какой силой она обладает... Я хотел еще затронуть такую тему. Очень люблю Вашу книгу о священниках, которые потратили силы, жизнь на служение на Сахалине, Дальнем Востоке. Когда я читал документы, меня поразила одна история: как священник с дьяконом отправлялись на Курилы и из-за непогоды вынуждены были там зимовать. У них не было еды. Та еда, которую они с собой везли, кончилась. Они всю зимовку питались с алеутами, к которым  приехали с Евангелием, с христианским просвещением. Все это время они ели ламинарию, морскую капусту. И они ведь не умерли. Этот путь невозможен для всех, я понимаю. Но является ли он примером для нашего земного пути?

– Безусловно. Ведь жития святых, которые мы имеем у себя дома, – это примеры для подражания. В этих примерах мы можем найти много мудрого, духовного и необходимого, что нужно человеку в жизненных ситуациях. Десятого марта в нашем духовно-просветительском центре будет встреча-беседа. Мы ее обозначили так: «Священство: профессия или подвиг?» Мы хотим сказать, что нельзя забывать всего того, что люди тогда несли, поступаясь своей жизнью, принципами, комфортом. Они ехали туда, где ничего хорошего их не ждало. Они делали это по слову Господа, ведь Он сказал: «Идите в мир, научите все народы, крестя их». Важно понимать, что тот пример, который есть в истории Церкви, никогда нельзя забывать. Это люди, которые действительно посвятили всю свою жизнь без остатка служению Богу, людям, Церкви. Поэтому я их не забываю и буду говорить об этих священниках, пока будет возможность.

– Есть у меня книга «Материалы Собора 1917 года». Это просто сборник документов. Я так понимаю, что способность видеть жизнь других людей не как путь греха, а как путь спасения – это как вектор поменять. У меня был знакомый священник, который уже отошел к Господу. Царство Небесное отцу Александру Григорьеву. Я спросил у него: «Как нам жить, чтобы наша жизнь была обожена?» Он сказал: «Нам хотя бы вектор поменять. Хотя бы просто посмотреть в сторону Христа – это уже очень много». Я тогда подумал: «Наверно, это слишком». Но потом согласился: да. Сегодня уже прозвучала эта тема: нам  часто кажется, что мы грешим по необходимости. И в этом случае просто повернуться в сторону Христа – это уже для нас огромный духовный подвиг.

Последний вопрос по поводу нашей участи в вечности. Бог есть любовь, только любовь. И ничего, кроме любви. Мы все надеемся на Царствие Небесное, на то, что Господь нас простит. Есть ли в нашей жизни то, что безоговорочно может нас погубить?

– В Священном Писании говорится, что любой грех простится, а грех хулы на Духа Святого не простится. То есть это явное противление Божьей правде. Самое главное мы должны помнить: когда люди стоят на своем, утверждая, что нет Создателя, что все совершенно по-другому, – это безоговорочно не прощается. Но часто бывает так, что человек не придерживался ничего, а потом Господь коснулся его сердца, и через какую-то ситуацию жизнь человека изменилась, может быть, на пороге жизненного пути. Господь прощает все, кроме противления правде Божьей.

– Если подвести одним предложением итог нашей сегодняшней беседы?..

–  Мы бессмертны. Частичка вечности находится в каждом из нас. Господь при творении дал нам это. Мы – частичка неба, вечности.

– Образ и подобие Божие, и в этом случае у нас есть надежда. Самое главное, чтобы в нашем земном пути мы хотя бы постарались найти эту правду в себе.

Ведущий Глеб Ильинский

Записали Нина Кирсанова и Наталья Культяева

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать