Беседы с батюшкой. Юродство ради Христа

6 февраля 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает клирик храма святой равноапостольной Нины (г. Санкт-Петербург) священник Михаил Проходцев.

– Тема сегодняшнего обсуждения: «Юродство Христа ради». Тема юродства обсуждается в нашем обществе довольно давно. К сожалению, я много раз слышал мнение о том, что юродство – одно из самых странных проявлений православной мысли, бытия и вообще православия. Эта тема в особенности сегодня требует нашего размышления, потому что сегодня мы были на литургии, посвященной блаженной Ксении. Она одна из самых любимых наших святых не только в Петербурге, но и вообще в Православной Церкви. Ее юродство обсуждается в течение сотен лет. Давайте разберемся, что такое юродство.

– Спасибо за приглашение на такую интересную тему, за возможность поговорить. Я хотел бы поздравить всех с днем памяти святой блаженной Ксении Петербургской. Радостно, что ее почитание не прервалось ни в годину революции, ни в годину перестроек, ни сегодня, когда мы живем фактически в постхристианской цивилизации, когда кажется, будто Бога уже нет в мире, будто Он не действует, неинтересен, не нужен, неудобен. Все равно люди почитают эту святую. Это замечательно, слава Богу. С праздником!

Подвиг юродства – это проявление православия. В Православной Церкви, в частности в Русской Православной Церкви, мы можем насчитать с полсотни юродивых (если считать грубо, с XIII–XIV веков и идти до XVIII века). В XVI веке было самое большое количество юродивых: четырнадцать (я имею в виду прославленных в лике святых). В других Церквах это не получило распространения. Есть Франциск Ассизский, но это был основан орден францисканцев, они просто жили в бедности, они не юродствовали.

В многочисленных протестантских церквях нет вообще такого понятия, как юродство. Оно есть только в православии. Важно, что в Православной Церкви есть понятие «Христа ради юродивый». Если вообще говорить о слове «юродивый», то можно сказать «уродивый» – некто странный, непонятный, совершенно не похожий на других, ведущий себя в крайней степени эпатажно (сегодня бы так сказали), для общества ведущий себя странно. Кто-то даже напрямую может указать на такого человека и сказать, что этот человек – урод, потому что он выглядит уродливо и ведет себя уродливо, не так, как другие.

Понятно, что и юродивых ради Христа некоторые (может, даже многие) могли считать уродами общества, которые обществу неудобны и непонятны. Но почему мы говорим «юродивый ради Христа»? Потому, что первым юродивым, с Которого это юродство и начинается, был Сам Господь наш Иисус Христос – бродячий проповедник из Галилеи, Который для своего времени и общества был настоящим революционером. Его учение, что Он проповедовал, и предпринимаемые Им действия были абсолютно неудобны для общества, в котором Он жил.

В результате нашего Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Который взял на Себя грехи мира, вочеловечился ради нас, бесконечно смирил Себя, принял человеческую природу, распинают. Распинают Его и как бунтовщика, и как мятежника, и как богохульника. Все обвинения, что можно было на Него навесить, навесили, но на дощечке, которая была прибита на Кресте, было написано: «Иисус, Царь Иудейский» – вот вина, что была Ему вменена. За Ним не было никакого греха, никакой вины, и мы все, христиане, это прекрасно знаем.

А те люди, которые добровольно взяли на себя такой путь – буквально исполнить учение Христа, Его Евангелие (ту радостную весть, которую Он нам дал), и есть Христа ради юродивые. И мы сегодня можем поговорить о юродстве Христа ради, полном подражании Христу на примере святой блаженной Ксении Петербургской. Не обладая ни богословским образованием, ни какими-то вещами, которым надо много учиться, она тем не менее явила полный, абсолютный пример христианской любви.

– Вопрос телезрителя: «Человек может принимать вид безумного по разным причинам. Например, принц Гамлет, герой повести Шекспира, притворялся умалишенным, чтобы совершить свою месть. Но его вряд ли можно отнести к юродивым ради Христа. Есть такое понятие, как кликушество. Как оно отличается от юродства Христа ради?»

– Действительно, человек может принимать на себя вид безумного, но это вовсе не значит, что это юродивый ради Христа. Мы с вами сегодня еще раскроем это понятие, поэтому я не буду далеко забегать. Что касается людей, которых называют кликушами, мы примерно представляем, о ком речь: такие люди, сидя на улице, поносят всех матерными словами. Они выглядят соответствующим образом; например, какая-нибудь бабушка сидит с пакетом, в нем какие-то банки, бутылки, и она всех очень грубо хает. Я знаю немало людей, которые, оказываясь рядом с подобными, переживали такое состояние, как будто оказались рядом с бесноватым.

Я объясню, что это такое. Бывает, в храм приносят какие-то мощи и приводят бесноватых. Когда я был студентом духовной академии, первого курса, мне довелось стоять у мощей святителя Спиридона Тримифунтского (нужно было регулировать поток молящихся), и принесли  бабушку, которая кричала; казалось, что силы в ней больше, чем есть на самом деле.

Мое переживание тогда было такое, что у меня душа к пяткам ушла и к этим пяткам прилипла. Это было подлинное ощущение того, что я оказался рядом с тем самым бесом, о которых я только слышал, читал и которых реально никогда не видел, слава Богу. Но это переживание (не ощущение силы, потому что бес не имеет никакой силы) того, что это реальность и я с этой реальностью не хочу иметь ничего общего, заставило горячо молиться Богу и святителю Спиридону, чтобы это состояние прошло и в душе наступил мир. Это состояние не мною одним пережито, и другие люди это переживали.

Поэтому говорят, что такие люди настолько находятся во власти беса, что их личности здесь практически нет. Это кликушество. А Христа ради юродство – это когда человек добровольно отрекается от себя, своей личности, но при этом он находится в чистом сознании и постоянном богообщении. Если для сравнения поставить рядом какую-то современную кликушу и житийного юродивого, то мы увидим колоссальную разницу. Внешне они могут быть похожи, но внутреннее состояние будет принципиально другое. Если первый отдал себя на бесовское растерзание (в таком случае я не знаю, что тут делать), то второй, наоборот, ограждает себя молитвой от всякого беса, укрепляется Господом и молится за каждого человека, встречающегося ему, плюющему на него, дающему ему копеечку, чтобы Господь и этого человека оградил от всякого зла. Я прошу меня простить за это пространное введение, но это было важно – на таких живых примерах обозначить эту разницу. Мы с вами знаем, что блаженная Ксения – юродивая ради Христа.

– Пример ее – удивительный, совершенный. Если мы понимаем, что такой подвиг – высшее христианское проявление (я имею в виду пример блаженной Ксении или Василия Блаженного), то почему нам не стать юродивыми? Я принимаю решение, бросаю все, иду на улицу и начинаю юродствовать. Это же невозможно сделать от ума? Ведь должно же что-то произойти в жизни человека, чтобы это случилось? Почему мы не можем стать юродивыми?

– Мне кажется, слава Богу, что мы не можем стать юродивыми. Если мы познакомимся с житием святой блаженной Ксении, то увидим, что на этот подвиг, который она несла 45 лет, ее толкнуло страшное горе, невосполнимая утрата. Святая блаженная Ксения – Ксения Григорьевна Петрова – это замечательный образец подлинно русской женщины традиционных укладов. Она вышла замуж за Андрея Федоровича Петрова, придворного певчего, полюбила его, а он полюбил ее. Это замечательно.

Мы с вами видим, что ее осознанная взрослая жизнь начинается с того, что она вышла замуж, полюбила своего мужа, души в нем не чаяла. Ведь апостол Павел говорит, что муж – глава семьи и что это важно понимать. Если женщина это понимает, не ставит себя выше мужа, не пытается роли в семье поменять, то это замечательно; значит, она подлинно понимает свое предназначение.

Если муж не является тираном в семье, авторитарным, подлинно любит свою жену и понимает, что он для нее после Господа Бога первый (это важно понять), то это тоже замечательно. Кажется, именно такие отношения, такая настоящая любовь, этот совместный рост были у Ксении Григорьевны и Андрея Федоровича. Но внезапно Андрей Федорович умирает. Умирает, как мы знаем из жития святой блаженной Ксении, без церковного покаяния. Не написано, какие грехи он совершил, которые подтолкнули его супругу выйти на улицу в его одежде и сказать: «Всё, Ксения умерла, я теперь Андрей». Об этом могла знать только будущая святая Ксения.

Мы не будем рассуждать, что он мог быть страшным грешником (это совершенно ни к чему), и честно можно сказать, что Бог ему судья. Для Ксении эта потеря стала моментом, который она не то чтобы не могла пережить как супруга (да, для нее это было очень сложно), но нужно понимать, что это был XVIII век. Как это умереть без покаяния, какой-то грех не осознать в себе, не покаяться в нем искренне, не прийти к тому, чтобы выбросить его из своей жизни и соединиться с Богом, подлинно стать ближе к Нему? Одна только святая Ксения знала, что это такое.

Ради любви к своему мужу, которого она безмерно любила, в котором видела образ Божий (не то чтобы это был Бог для нее, а в нем как бы отражался образ Божий), ей нужно было молиться за своего супруга, чтобы Господь сподобил его вечной жизни. Вот это бесконечное переживание за своего мужа, эта подлинная любовь толкнули ее выйти на улицу в абсолютно здравом уме и начать общаться с Богом от его имени.

– Скоро будет родительская суббота, и мы говорим, что наш христианский, человеческий долг – молиться о наших близких, отошедших к Господу. Молиться за них – это наша обязанность. Я могу себе представить, насколько это великий подвиг, когда вся жизнь превращается в молитву сначала за одного человека, а в результате за всех. Когда мы говорим о том, что такое христианская любовь и кто такая Ксения Петербургская, мы понимаем, что можно от любви к одному человеку прийти к любви ко всем людям. Подвиг любви – это, наверно, тот самый путь, по которому, даст Бог, мы должны пройти. По этому поводу вспоминается апостол Павел.

– Здесь важно понимать, что будущая святая Ксения не планировала возлюбить все человечество. Она любила своего мужа, и ей наверняка этого было достаточно. Вот мы говорим: «Как любить всех?» Нам бы научиться своих ближних любить: по-настоящему любить свою жену, своих детей, уделять им больше внимания, бабушку, дедушку, маму, папу – самых близких. Ведь радиус своей любви трудно раскинуть сразу на всех, распылиться и сгореть. Любовь – это и дар, и процесс, которому мы постоянно учимся и в котором постоянно возрастаем. Так нам говорит Священное Писание.

Святая Ксения, выходя на улицу в таком видимом безумстве, уже получила этот дар от Господа – через обретение своего мужа и бесконечно скорбя, что он ушел из этой жизни без того должного покаяния, из-за которого она пошла на 45 лет молиться за него, пока не преставилась сама, как говорит предание, на его могиле. (Есть предположение, что в часовне они оба.) Наверняка она, будучи замужем, при живом муже, читала слова из Послания апостола Павла к Галатам: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона». Если эти слова были ей знакомы, она слышала их в храме, то всецело хотела бы направить их на своего супруга, адресовать ему: «Ты мой супруг, я тебя люблю».

Но после того как Андрея Федоровича не стало, для нее принципиально важным оказалось сказать уже не «ты», а «я – это ты», то есть полностью растворить свою личность в любимом человеке, как бы стать им. А на самом деле это и есть любовь, потому что если каждый из нас посмотрит на свои отношения с другими людьми, то увидит, как много в этих отношениях занимает он и как мало в этих отношениях занимает другой – тот, с кем в данный момент ты общаешься или кому пытаешься выразить свою любовь.

Она – это воплощенное Евангелия, подражание Христу, буквальное исполнение тех слов, которые говорит Христос. «Отвергнись себя, возьми крест свой, следуй за Мной, раздай свое имение нищим». Мы всё это видим. И в результате – стяжание тех плодов  Духа, о которых говорит святой апостол.

– Вспоминаем апостола Павла: «И уже не я живу, но живет во мне Христос». И здесь как раз тот самый вариант.

Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий вчера в проповеди говорил о том, что можно жить с умом, но без Бога. А можно жить без ума, но с Богом. Эти слова заставили задуматься. Я понимаю, что можно жить с умом без Бога. Таких примеров тьма. Но можно ли жить без ума с Богом? Этот вопрос я и хочу Вам адресовать.

– Мы сейчас говорим о святой блаженной Ксении. И в пример приводить все время я буду именно ее. Нужно понимать: юродивые носили видимое безумие, но по факту они были абсолютно здравомыслящие люди.  

Как сегодня говорят: он юродивый (или блаженный); значит, как бы сумасшедший или близкий к этому состоянию. Многие говорят: юродивые были психически больные люди. Но, друзья, ни одни психиатр не будет ставить диагноз заочно. И выставлять диагноз по житиям, той же святой Ксении, совершенно необъективно.

Те, кто говорил, что безумие юродивых было психическим отклонением, как правило,  занимали сугубо материалистическую позицию и стоят на ней. Говорят, что нет никакого действия Святого Духа. А вот эти явления и проявления были якобы какой-то патологией.

Для того чтобы каждый из нас мог открыть для себя русское юродство, подлинное (не стать юродивым, а понять, что это такое), рекомендую каждому нашему телезрителю добыть книгу замечательного современного российского писателя Евгения Водолазкина «Лавр» и прочесть ее. До недавнего времени ректор Санкт-Петербургской духовной академии архиепископ Амвросий, теперь архиепископ Верейский, нам говорил: «Ребята, это надо читать. Эта книга о святом». И когда эту книгу в нашей семье прочел я, потом моя супруга, нам действительно открылось юродство. Я что-то понимал, читал жития, но Евгению Водолазкину удалось очень ярко показать это явление. Показать то, что это абсолютно нормальный, вменяемый человек, который бесконечно любит своего ближнего, за которого он юродствует ради Христа.

Такие юродствуют всегда за кого-то. Святая блаженная Ксения  пошла юродствовать ради Христа за своего мужа. Герой книги Евгения Водолазкина тоже юродствует всего-навсего за одного человека. Весь путь его жизни ради молитвы об одном человеке. Перед этим человеком он увидел себя виноватым, грешным, который ушел в мир иной без покаяния и за которого необходима была вся его жизненная молитва.

– Если мы вспоминаем жития святых юродивых, во всех случаях сталкиваемся с тем, что Господь дает им дар особого знания и прозрения.

 – Да, это есть.

– Неужели для того, чтобы стать зрячим, нужно каким-то образом отречься от этого мира? И в этом случае такой аспект. В нашем сегодняшнем, как Вы выразились, постхристианском обществе (здесь тоже есть о чем поспорить), где принцип наслаждения и самого простого секулярного образа жизни, неужели мы совсем обречены быть слепыми? Или все-таки у нас есть какой-то возможный путь для прозрения?

– Каждый из юродивых, обретая ум Христов, тот, о котором говорит апостол Павел (мы его сегодня цитируем), все больше и больше становился безумным для мира с теми требованиями, стереотипами, порядками, которые в этом мире существовали. Если мы будем размышлять сегодня, стоит ли становиться безумными для мира, чтобы стяжать ум Христов, то это актуально для каждого нас. Для мира каждый из нас должен стать безумным, чтобы обрести премудрость Божию.

 Проверить это элементарно. Попробуйте перекреститься в троллейбусе, электричке или метро и понаблюдайте за реакцией. Не как эксперимент, а просто в какой-то момент осените себя крестным знамением и скажите: «Господи, помилуй меня, грешного». Очень много удивительных и даже страшных вещей можно услышать о себе в этот момент. Пойдут разные слова: «фанатик», «юродивый», «блаженный». Это можно услышать в свой адрес.

А если человек исповедует себя христианином, работая в какой-то организации, на фабрике, заводе, в фирме, где большинство сотрудников глумятся или настроены негативно по отношению к Церкви, к Богу, Который якобы не дает им того или иного, заставляет людей страдать, то можно понять, насколько мы, христиане, впадаем в это безумство – по мнению постхристианского мира. (Прошу прощения, я буду использовать эту формулировку и, если что, могу ее обосновать.)

…Не нужно думать, что мы, христиане, особенные. Мы такие же люди, как и все остальные. Мы живем в таком же обществе. У нас те же интересы. Но единственное наше отличие: мы понимаем, что в этом мире очень много безумия, которое уводит нас от нашего любимого Господа. И наша задача, цель христианской жизни идти от этого безумия к постижению премудрости Божией, к стяжанию ума Христова. И, конечно, на этом пути мы будем неизбежно поносимы как безумцы.

– Вопрос телезрительницы из Калужской области: «У меня есть некоторый опыт. Двадцать лет назад у меня были непростые жизненные обстоятельства, и один протоиерей из Волгограда, ныне покойный, мне сказал: “Поезжай к отцу Серафиму в Дивеево. Там тебя ждут, там найдешь себе пристанище”. Двадцать лет назад там было определенное количество сестер, и они не очень-то могли меня принять. Там только одно место было свободное – где юродивые. Я сказала отцу Александру, что не готова. Отказаться полностью от ума я не готова.

Я не поехала, хотя, наверное, так было надо; наверное, Господь хотел, чтобы я стала юродивой… Юродивость – это не то, чтобы остаться умным и изображать из себя юродивого. Нет, это совсем другое. Это добровольно отказываешься от своего ума. Чтобы твой ум уже не вмешивался ни в какое слово, что ты должен сказать. Пусть народ тебя считает сумасшедшим, но ты все равно должен донести до него то, что хочет Господь. То есть нужно полностью отрешиться от ума. Ни о каком сумасшествии речи быть не может. Иначе это театральная постановка. То есть юродивость серьезнее, чем мы можем себе представить…»

– Да, интересное мнение. Действительно, не подумайте, что юродивый – это тот, кто полностью сохраняет холодную расчетливость своего ума, изображает из себя сумасшедшего. Нет, ни в коем случае. Это тот человек, который искренне отрекается от самого себя. Но в то же время он, при всем своем безумстве, сохраняет чистоту своего разума. И понимает, что он молится, трудится ради блага того, за кого он молится и ради кого трудится. То есть он как бы не помнит себя. Но на самом деле он помнит себя. Он как бы не помнит свой дом и тех, с  кем  общался. Но на самом деле он, конечно, это помнит. Он как бы не помнит и не знает того, что можно одеться в новые и чистые одежды, тем не менее он может это сделать в любой момент. И такие юродивые в истории тоже есть: они юродствовали до определенного времени, а потом несли другой подвиг.

В книге Евгения Водолазкина на примере житий юродивых описан как раз такой пример. Человек до поры до времени пребывает в миру и юродствует, а потом оказывается в монастыре монахом. И мы понимаем: как безумца, абсолютно сумасшедшего человека постричь в монахи, как он принесет монашеские обеты? Как он трижды поднимет ножницы и отдаст их игумену, после чего тот сотворит над этим человеком постриг и наречет ему новое имя в монашестве? Как он будет жить по тем законам монашеского общежития, которые ему будут предложены и которые он будет добровольно исполнять?

Да, он отрекается от себя. В данном случае святая блаженная Ксения нарекает себя своим мужем, откликается только на имя своего мужа, ведет себя странно. Ходит босая, мерзнет, голодает, терпит поношения. Но она не сумасшедшая. Это важно понимать.

Если какого-либо юродивого попытались бы на экспертизе проверить на то, сумасшедший он или нет, то я не думаю, что опытный врач поставил бы реальное безумие. Тогда возникает вопрос, что это: юродство или клиника? Клиника – это не юродство. А юродство – это не клиника.

– Вспоминается один из самых известных наших юродивых – Василий Нагой. Известно, что Иван Грозный очень ценил и боялся его. Ведь он же обличал Ивана Грозного в таких вещах, за которые Иван IV мог и казнить. Но при этом известен случай, когда юродивый Василий обвинил Ивана Грозного в том, что тот не был вчера на литургии. «Как же так? Весь народ видел меня на литургии!» – «Нет, ты в этот момент свой дворец на Воробьевых горах строил». Имеется в виду, что Иван Грозный думал на литургии не о Боге, не о молитве, а размышлял о том, каким должен быть его дворец на Воробьевых горах. И понятно, что это не сумасшествие, а какой-то другой ум.

– Да, это отречение от себя, смирение, стяжание Духа Святого благодаря этому бесконечному стремлению к осмысленному, буквальному исполнению Евангелия, без всякой гордости, а просто из любви к Богу, к человеку. Святая блаженная молилась и за других. Эта любовь затрагивает и касается каждого, кто с ней встретится. И даже тех, кто не встретится. Она молилась за весь город. Все ее подвиги, все чудеса, которые были сотворены, были  для горожан и ради горожан, которые жили в Петербурге. Это и дом, который не сгорел, и множество разных случаев, когда женщина обрела себе сына на Смоленском кладбище. И когда женщина чудесным образом обрела себе мужа.

Естественно, юродивый не отправляется на этот подвиг ради того, чтобы взять и обрести вот это все. Нет, он движим только любовью. Мне кажется, что святая блаженная Ксения была счастлива, несмотря на все лишения, в которых она находилась. Потому что любить по-настоящему – это быть счастливым. Возможность по-настоящему любить своего мужа при жизни и после его земной кончины,  направить свою жизнь на то, чтобы молиться за него, – это любовь. И в этой любви можно было обрести и счастье, и успокоение, и Бога, что очень важно.

– Меня поражало в Петербурге всегда несколько вещей. Спроси любого петербуржца, как найти храм Смоленской иконы Божией Матери, могут не все знать. Но как пройти к блаженной Ксении – знают все. В любом районе города спроси, все знают. И на Смоленском кладбище не только в день почитания святой блаженной Ксении, но и каждый день невероятная очередь из людей, с просьбой притекающих к блаженной Ксении. Очень и очень много. Раньше мне казалось, что это постоянно бытовые просьбы. А потом я понял, что ведь все эти просьбы людей, которые заботятся о своих близких. Они просят помощи и заступничества Ксении перед Господом. И это очень радостно.

И последний момент. Меня потрясла история, когда еще не полностью была снята блокада: пришел первый поезд с продовольствием на Финляндский вокзал, его встречала толпа примерно в десять тысяч человек; все опустились на колени и возвели руки к небу. В этот момент все поверили Господу. Все поняли, как это удивительно.

Записали Наталья Культяева и Екатерина Береснёва

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать