Беседы с батюшкой. Вознесение и Преображение как преодоление страстей

28 мая 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает председатель Координационного центра по противодействию наркомании и алкоголизму при Епархиальном социальном отделе протоиерей Максим Плетнев.

– Сегодня у нас в гостях протоиерей Максим Плетнев, руководитель Координационного центра по противодействию наркомании и алкоголизму при Санкт-Петербургской епархии, клирик храма Спаса Нерукотворного Образа, что находится на Конюшенной площади.

– Бог да благословит всех. Всех поздравляю с праздником Вознесения Господня, дорогие братья и сестры. Вот мы дожили до этого праздника.

– Да, дожили. Пролетели пасхальные дни. Все как-то очень быстро прошло. Дорогие наши телезрители, тема сегодняшней передачи довольно сложная: «Вознесение как борьба со страстями».

– Я бы хотел сразу сделать еще одно объявление по поводу телефона нашей реабилитации. Те люди, которые сидят на этом телефоне, принимают звонки, говорят, что, к сожалению, очень много им звонят как на телестудию и говорят: «Батюшка, вот такой вопрос…» Так что обратите внимание на номер: 8-911-170-54-04 – это телефон помощи зависимым людям и их родственникам. Это не телефон студии. По нему звоните, если у вас или ваших близких людей есть проблемы с наркотиками, алкоголем, и мы будем пытаться вам помочь. 

– Вознесение… Я был сегодня на Божественной литургии в закрытом храме, и удивительное, радостное,  светлое чувство. С одной стороны, возникает странное ощущение, что мы уже не встречаем друг друга возгласом «Христос воскресе!», но вместе с тем все равно Христос никуда не ушел, Он с нами; более того, сегодня какой-то особенный день. В чем его особенность для Вас?

– Вознесение – очень светлый и, я бы сказал, легкий праздник. Есть легкость, воздушность в этом празднике. Конечно же, мы сорок дней проходили пасхальное действо. Как говорят,  Великий пост есть духовное путешествие. И пасхальный период тоже есть духовное путешествие. Мы, конечно же, думали о той радости, которую дарует нам Господь. Пасхальная радость победы над смертью, радость Воскресения, победы над грехом и над страстями и эта радость в наших сердцах есть отображение радости Божественной и блаженства, которое будет в Царствии Божием. В Пасху открываются врата рая, и символом этого являются открытые царские врата в алтаре: немножко приоткрывается для  нас блаженство райского бытия, бытия с Богом.

И вот мы наполнялись этой радостью и должны были как-то в ней пребывать. Мы учились в этот непростой для Церкви и даже всего мира период все равно радоваться, видеть духовную сторону бытия за внешними событиями. И оказалось, что поститься, может быть, легче, чем радоваться. Поститься, находиться в покаянном состоянии, может быть, легче, чем искать в себе свет Воскресения, эту победу, как бы одной ногой уже там стоять.

Это очень сложно, но мы должны были наполниться в этот период и сейчас возноситься вместе со Христом. Конечно же, когда мы говорим о вознесении, надо четко понимать, Кто возносится? Возносится Человек Иисус Христос в бытие Бога. И есть такие святоотеческие слова (их произносили многие святые отцы): Бог стал Человеком для того, чтобы человек стал богом. Часто мы эти слова понимаем как взаимоотношения нас и Бога. Сын Божий стал Человеком, чтобы мы, сыны человеческие, могли соединиться с Богом, пребывать в Боге, войти в Царствие Божие. Это то самое обожение, о котором говорит Церковь (чтобы оно происходило). Но эти слова можно  отнести и к празднику Вознесения. Сын Божий (Вторая Ипостась Бога Троицы) стал Человеком, принял природу человека, чтобы человеческая природа в полноте вошла в бытие Божественное.

Как это произошло? Это же соединение тварного и нетварного, видимого и невидимого. Тварная человеческая природа в полноте восходит, возносится в нетварное бытие Бога. Вот это мы с вами и празднуем. Но мы еще не возносимся, нам еще рано. Конечно же, мне кажется, для нашей духовной жизни вознесение – это то, о чем Вы говорили вначале:  преодоление страстей, победа над страстями, борьба со страстями. Это наше вознесение. Это, конечно, сложный, непростой путь, но единственный путь, который у нас есть.

– Наверно, здесь можно еще сказать о том, что каждый раз, когда мы ценой всей жизни преодолеваем страсть, мы над ней возносимся и уже можем посмотреть на себя как на человека, который уже не тот, прежний. Мы можем говорить: как хорошо бороться со страстями, как это замечательно, это нужно…

Каждый раз мы пытаемся преодолеть такой очевидный грех, как страсть осуждения. Я уже не говорю о страстях, с которыми Вам приходится каждый день работать, помогать людям избавиться от наркомании и алкоголизма. Может быть, этим людям в какой-то степени бывает легче (быть может, Вы меня поправите), потому что они видят свои страсти? Или этого все-таки не происходит?.. Есть убежденность в своей праведности, православности и в том, что гордыня, осуждение, ропот – это не самое страшное, а вот алкоголик, наркоман – это да, ему гореть в аду… 

– К сожалению, порой человек легче стремится к спасению, когда погибает. В каком-то смысле легче, это просто как необходимость. Гораздо труднее, когда внешне у тебя все благополучно – и в каком-то смысле тебе не нужен Спаситель. Это, наверно, более тяжелое и печальное состояние, но если вернуться к преодолению страстей вообще, как мы их преодолеваем? О чем говорит наше святоотеческое наследие? Оно говорит о том, что чуть ли не основное делание в борьбе со страстями заключается в творении обратной добродетели. То есть само по себе воздержание от страстей и борьба со страстями – это не только не делать грех, но делать добродетель.

Действительно, страшный грех – осуждение. Какова его основа, в чем корень этого греха? Конечно, в нелюбви. В конечном итоге чуть ли не все страсти нас к чему приведут? К тому, что любовь оскудеет в сердце человека. И борьба со страстью – это возрождение любви в своем сердце. Именно этот путь любви к Богу и ближнему – путь преодоления страстей. И это путь вознесения.

– Вопрос телезрителя: «У меня вопрос из Откровения Иоанна Богослова. В первой главе  он говорит, что был сослан на остров Патмос за слово Божие и свидетельство об Иисусе Христе. За слово Божие – понятно, он проповедовал. А что он имел в виду, когда сказал: за свидетельство об Иисусе Христе? Он это выделил. Что он под этим подразумевал?»

– Насколько я понимаю, он свидетельствовал о Христе. Часто в библейских текстах одна фраза дополняет другую, они даже повторяются по смыслу. Так и здесь, мне кажется. Это две похожие фразы. По сути, апостолы и мученики – это же свидетели. Свидетельствовать о Христе – путь исповедничества. Вроде не было смерти, но были гонения в разных формах: будь то заключение, ссылки, издевательства. Это все исповедничество, особый подвиг. Чин у нас есть: святые исповедники. Тут эта фраза достаточно понятная.

– Миссия.

– Да, миссия.

– Вернемся к нашей теме... Наше самоощущение иногда бывает таким, что мы не хотим преодолевать свой собственный грех по причине, что он привычный, родной, свой, милый и обжитой. Вместе с этим очень удобно, пребывая в таком состоянии, потихонечку допускать развитие этого греха. Я понимаю, что сейчас проблема зависимостей растет. Мне кажется, сейчас грех уныния и ропот пребывают в таком развитии, когда добавляется уже то, что мы называем винопитием. Я не знаю, как это связано с наркотиками, но с винопитием точно. Я прав?

– Конечно. Любые социальные потрясения, а мы сейчас с вами переживаем, наверно, самый большой кризис XXI века (социальный, политический, медицинский) – это не один кризис, а целый ряд кризисов, происходящих одновременно и вовлеченных в одну и ту же историю. Это, конечно, однозначно вызовет употребление алкоголя, наркотиков. Насколько я понимаю, это, к сожалению, будет увеличиваться: и употребление наркотиков, и употребление алкоголя. Думаю, будет большой всплеск, особенно когда снимут ограничительные меры карантина.

К сожалению, люди на карантине оторваны от труда. Для людей, которые любят уединение и созерцательный труд, размышление, какой-то тихий труд, который можно делать дома, возноситься в молитвах и мыслях, это, наверно, вообще прекрасное время. Думаю, у некоторых, может быть, в жизни ничего и не изменилось на карантине, но таких меньшинство. В основном жизнь людей – бесконечная гонка. И вдруг эту гонку остановили. Для людей это просто шок. И, конечно, многие люди злоупотребляли и злоупотребляют алкоголем. К сожалению, это факт, мимо которого трудно пройти.

– Я общаюсь с людьми, которые находятся в тяжелом положении. Раньше они считали, что необходимо обратиться за физической помощью: прийти в больницу, лечь под капельницу. Сейчас нет возможности принимать людей открыто, но разве можно человеку помочь, скажем, с помощью Интернета?

– К сожалению или к счастью, вся эта история подтолкнула не только нас, но и других, кто оказывает помощь людям зависимым и их родственникам, в интернет-пространство. Я бы даже сказал, что Церковь ворвалась в интернет-пространство со своими трансляциями богослужений. Некоторые трансляции богослужений в наших епархиальных храмах набирают десятки тысяч посещений. И это, думаю, событие очень важное для электронных СМИ.

Мы работали лабораторно, то есть к нам люди приходили на занятия. У нас срок реабилитации три месяца, и каждый день человек приходил на занятия. Были группы дневные и вечерние, группы для родственников. Что произошло за это время? Все эти группы перешли в интернет-формат.

Мы работаем через Интернет: это видеоконференции в программе Zoom (там есть свои плюсы и минусы); по сути, те же группы и остались: у нас есть дневные группы по три часа занятий (с 14:00 до 17:00). Люди в этих интернет-конференциях участвуют те же три месяца, те же задания прописываются и сдаются. Вечерние группы после работы, с 19:00 до 22:00. Что касается родственников, так случилось, что у нас увеличились группы практически в три раза. Были две группы на неделе для родственников, сейчас их шесть на неделе. Для нас это было неожиданно.

За счет чего увеличились группы для родственников? За счет иногородних. Поскольку мы теперь работаем в Интернете, то не привязаны к географии. Поэтому, дорогие братья и сестры, если раньше была определенная сложность (особенно за счет амбулаторного формата, человек должен был приехать, три месяца снимать жилье и ходить к нам на занятия), то теперь такой сложности нет.

Те амбулаторные программы, которые перешли в онлайн-режим, работают, и мы можем работать уже с иногородними. Есть люди и из других стран, это достаточно широкая география, и в этом формате мы отчасти останемся работать и после выхода из карантина. Нашу наработку, наш опыт мы оставим и будем дальше развивать.

– Вопрос телезрительницы: «Сейчас COVID, и наше руководство поступает очень непорядочно. Я не хотела этот вопрос поднимать, хотя могла: задать вопрос, куда-то позвонить... Я просто взяла иконку Иисуса Христа и сказала: “Господи, убери у меня эти мысли из головы, не буду никуда обращаться”. Но люди, придя на работу, возмущаются. Нам обидно, что нас ни во что не ставят. Могу ли я, пообещав Богу, что не буду никуда звонить, все же позвонить и помочь нашим сотрудникам получить вот эти денежные средства? Врачи наши получили, а все остальные сотрудники нет. Нам сказали, что мы получим копейки».

– Смотря какая цель в жизни. Если цель обретение мира и пребывание в мире (имею в виду мир как благодать Божию и бытие с Богом), то, конечно, все эти раздоры мир из нашего сердца похищают и удаляют. Если будут такие движения и другие сотрудники будут в этом участвовать, может, Вы и присоединитесь. А самому быть инициатором и идти впереди, вести за собой, мне кажется, не нужно, а порой духовно опасно, потому что человек может в это уйти, погрузиться. Мира там точно нет. Это некая война, борьба.

Конечно, плохо, когда несправедливо поступают, – тут я с Вами согласен. Но можем ли мы это исправить? И если можем, то как? Вот вопрос откровенный и жесткий для христиан: как нам быть – активно участвовать в социальной жизни? Должны ли мы, образно говоря, идти на баррикады или не должны? Все-таки, мне кажется, христианский ответ: не должны. У нас другая война – не против каких-то физических, материальных историй, а против духовных врагов, у нас духовная брань. Вот наше направление. Но это мой совет, не все однозначно…

– Духи злобы поднебесные… Когда мы боремся со своими страстями, у нас всегда возникает соблазн справиться с ними при помощи воспитания воли. Ведь нам все время говорят: «Боритесь против своих страстей, делайте зарядку, не ешьте жирного, не пейте сладкого…» И так далее.

В принципе, нам говорят о том, что человек самодостаточен, что сила воли – это твое достижение, с помощью которого можно справиться с любыми проблемами, в том числе и со страстями. Это уже привычная история, это с детства нам говорится. И  это ведь правда так.

Но когда приходит такая беда, что невозможно справиться с ней в одиночку, например смерть, мы требуем от своих друзей, близких сопереживания. И способно ли помочь человеку в борьбе со страстями сопереживание других людей?

– Конечно. У Вас были рассуждения про силу воли. Но сила воли – это не источник нашего стремления к духовному совершенству или вообще к каким-то духовным изменениям. Все-таки сила воли – это инструмент. Вот человек выбрал быть христианином и этого выбора будет придерживаться, чего бы ему это ни стоило. Это не сила воли в обычном мирском понимании, это другое – выбор, решимость. Это можно сравнить с несением креста. Постоянство в решении: несмотря на все, что со мной будет происходить (буду падать, будут проблемы духовные и не духовные, социальные, еще что-то; ведь обычно так или иначе какая-то сложность есть, есть какое-то давление на человека, внутреннее или внешнее), все равно иду этим путем.

Я его один раз выбрал, и этот выбор стараюсь в сердце хранить, о нем помнить и им руководствоваться. Здесь и разум должен участвовать, а также чувства и эмоции – конечно, я же это делаю потому, что люблю Бога, хочу любить Его, хочу научиться любить. То есть это не сила воли, а желательная сторона: чего же я хочу? По сути, надо разобраться, к чему я иду, куда стремлюсь, и выстроить эти желания. Желаниями мы можем управлять.

И, конечно, одна из задач: возжелать спасения, жизни со Христом. Мне порой трудно выразить духовные переживания, сложно перевести их на наш обычный язык. Но есть какое-то ощущение, что в духовной жизни все-таки главное даже не борьба со страстями, а поиск Бога и пребывание в Боге. А страсти – то, что нас не пускает к Богу. Вот есть цель, а есть задачи. Борьба со страстями – это задача. Цель – обретение Бога и пребывание в Боге. И эта цель открывается перед человеком, который ищет. Тогда и отношение к страстям у нас становится другим, мы их видим по-другому. И однозначно вот эта хватка страсти ослабевает.

– Хватка страсти – хорошая тема.

– Да. Но порой это страшно, это звериная хватка. И если вернуться к нашим болящим, то мы осуществляем нашу работу уже шесть лет в амбулаторном формате. Дорогие братья и сестры, шесть лет в Санкт-Петербургской епархии действует программа. Сначала мы назывались «Городской буксир», потом изменили название на «Фавор», а Фавор – это гора Преображения, место, где человек преображается.

Люди, которые обращаются к нам за помощью, – это люди, кого не просто схватила страсть, она их разрывает. Они ее рабы, ею уничтожаются, часто они как будто полумертвые. И дивным образом удается помочь человеку. Конечно, Господь помогает. Наша программа включает в себя и профессиональную психологическую помощь.

Это очень хорошо, что есть такая синергия помощи в воцерковлении и помощи в изменении своей духовной жизни. Где-то 20 процентов участников нашей программы – это люди церковные, верующие. К сожалению, они тоже пьют, даже иногда употребляют наркотики. Тогда ставится духовная задача. Если человек верующий во Христа, церковный, но при этом срывается в запои, понятно, что его духовная жизнь в глубоком кризисе. Надо этот кризис увидеть, разобраться  в нем, перенастроить духовную жизнь. Как бы второе дыхание появляется, возрождение происходит.

Соответственно, большая часть наших участников – люди, далекие от Церкви. Для них мы уже ставим задачу встречи с Богом, стараемся эти условия создать. Конечно, наша программа основана на критическом отношении к себе и к своей жизни и на осознанности. Мы пытаемся помочь человеку осознать себя. Это касается духовной жизни.

– Вопрос телезрителя Владимира из Воронежа: «Сейчас передача о страстях. Давайте рассмотрим пример Марии Магдалины, из которой Иисус Христос изгнал семь бесов. Может быть, она и не знала всех своих страстей? Она, наверно, не молилась какими-то особыми молитвами, как сейчас есть Иисусова молитва.

И пример Серафима Саровского – он постоянно читал молитву: «Боже, милости буди мне, грешному!» О чем он просил? Ведь там не было многословного перечисления грехов. Это примеры, как подходить к борьбе со страстями. Ведь мы ищем какое-то универсальное средство для победы над той или иной страстью».

– Глубокий вопрос. Все-таки в житии Марии Магдалины мне неизвестна такая сторона, как борьба со страстями. Насколько я понимаю, Господь полностью перевернул ее жизнь. И дальше мы видим апостольское служение, проповедь о Христе. Вот эта часть жизни Марии Магдалины нам более открыта. А то, о чем Вы сказали, нам не совсем открыто, мы этих подробностей не знаем.

Житие Серафима Саровского более близко нам по времени. И здесь как раз напряженная борьба со страстями выпукло показана. Если Вы помните, было стояние Серафима Саровского на камне. Ведь он же не просто так стоял на камне – это как раз отображение борьбы. Насколько я понимаю, это не только борьба со страстью, но и, если можно так выразиться, попытка пробиться к Богу. То есть борьба со страстями в том числе – это попытка пробиться к Богу.

Конечно, Серафим Саровский не просто так совершал подвиги – вроде как: «Что бы мне еще сделать? Какой бы еще духовный подвиг совершить?» Нет. Для святых это была реальная необходимость их духовной жизни. Можно сказать, что в этот момент они не могли по-другому. Их духовная борьба подводила их к каким-то, как нам кажется, крайним поступкам. Сейчас для многих наших зрителей и для меня это что-то такое: как так? я так просто не смогу.

– Владимир затронул еще один очень важный момент: немногословие. То есть, наверно, искренней молитвой мытаря можно сделать столько, сколько не достичь никаким многословием, если в этом многословии мало покаяния.

– Сегодня мы как раз говорили о цели и о задачах. Цель – это главное, а задача – то, что я должен сделать, чтобы этой цели достичь. А есть инструменты для выполнения задачи. Главная цель у нас – это жизнь в Боге, обретение Бога, обожение. Вся церковная жизнь и есть те самые инструменты: наш богослужебный круг со всеми праздниками, храмовое богослужение, церковные таинства, домашняя молитва (развернутая молитва – например, акафисты, чтение кафизм дома; или молитва, в которой мало слов, – например, Иисусова, умное делание). Ведь цель творения Иисусовой молитвы – войти в такое духовное состояние, когда уже словами молитва не произносится, она пребывает в сердце, и человек постоянно пред Богом, постоянно в этой обращенности; и уже вообще никаких слов не надо. Дай Бог нам дойти до такого духовного состояния.

– Мне очень нравится читать, как Господь обращался к пророкам, а они отвечали: «Вот я». Если в душе есть это состояние, тогда молитва мытаря просто как дыхание.

– Когда-то необходима и многословная молитва – это тоже молитвенное делание, а когда-то многословие, возможно, будет даже мешать духовному созерцанию, духовному бытию. Тут все очень тонко и для каждого очень индивидуально в разные моменты жизни.

– Вы говорили об интернет-миссионерстве, которое сейчас, слава Богу, Церковь вновь налаживает, и здесь есть очень интересный момент: мы знаем, что у нас много активно неверующих людей, и одна из главных их претензий к верующим, к Церкви – непонятные долгие богослужения и так далее.

Но когда человек входит в интернет-пространство Церкви, он сталкивается с возможностью задать вопросы о том и увидеть то, что его больше всего волнует, при этом не посещая храма. Сталкиваетесь ли Вы с тем, что люди неверующие через Интернет начинают задавать вопросы, которые могут задавать только уже верующие люди, христиане?

– Наверно, больше всего потенциальных участников нашей программы, людей, которым мы можем помочь, в группе «ВКонтакте». Мы с Вами в прошлый раз вспоминали, что произошло, когда мы туда ворвались, что начали читать, чтобы поддержать какую-то связь: люди же оказались оторваны от Церкви, это для многих было очень неожиданно, болезненно и тяжело.

Для того чтобы поддержать приходскую жизнь и опять-таки помочь нашим зависимым, мы ввели каждодневное чтение вечернего правила. И вот каждый день на страничке прямая трансляция идет. Поскольку мы не такие уж опытные люди в этом, то я сначала не отключил комментарии для всех… Можно посмотреть, какие трансляции популярны. Наша входила в список популярных, и люди к нам заходили и писали: «Ничего себе! Церковники уже и здесь!» Вот такие были высказывания, и много хулиганских. Люди очень живо реагировали, но серьезных вопросов не задавали. Потом я отключил комментарии, потому что это мешало молиться, начинались споры с нашими верующими.   Мир эта публика не несла.

Такие трансляции – вообще новое явление. Вдруг появился целый ряд церковных трансляций – и богослужений, и не только. Священники общаются, несут какую-то миссию, это совершенно удивительно. Это новое явление мощное. Мне кажется, оно повлияет на ситуацию.

– Вопрос телезрителя Игоря из Москвы: «После Воскресения Иисуса Христа Ему логично было бы остаться на земле. Вместо этого Он уходит. И этот день Вознесения отмечается как праздник. А людям остается ждать только Второго Пришествия. Стоит ли торопить это событие?»

–  Конечно, Господь не ушел. И мы говорили о том, что произошло: в Вознесение возносится человеческая природа, человек возносится в бытие Бога. Вот что мы празднуем. И это как раз действо, которое в богословской литературе называется Богостроительством; это строительство нашего спасения, делание по спасению рода человеческого. Вознесение – одна из частей этого спасения.

Мы также называем Христа Начатком. Мне этот образ очень нравится, он из чина жертвоприношения плодов в иудаизме. Начаток – это первый плод. Он приносился Богу, и через это освящался весь урожай. И Христа порой именуют Начатком: Он является первым, и через Него освящаются все люди – через Его победу над смертью, через то, что Он Своим рождением уже соединил в Себе Бога и Человека.

Далее Его земная жизнь, Его смерть телесная и Воскресение, победа над смертью, над грехом, над сатаной. Христос – Начаток, а мы в этом следуем за Ним, мы являемся наследниками Его победы. Вот о чем Вознесение. И конечно, Господь нас не оставил, Он с нами все это время.

Как описано в Апокалипсисе, Второе Пришествие – это не только пришествие во плоти Христа, это окончание этого мира. Мир полностью изменится. Больше не будет смерти, греха и страдания. И вся вселенная станет Царством Божьим. Вот что такое Второе Пришествие. Конечно, мы его ждем.

– Прошу Вас в итоге прокомментировать один интересный постулат – о том, что правда требует действий. Насколько это подходит к действию программы «Фавор»?

– Конечно же, правда требует действий. Если говорить о духовном осмыслении этой формулы, то правда – это Господь. Он требует от нас поступков. В программе «Фавор» мы пытаемся помочь людям. Это – наше действие. И мы надеемся, что оно свершается по воле Божьей и во славу Божью. 

Дорогие братья и сестры, еще раз призываю: если у вас есть эта беда, мы готовы идти  вам навстречу. У нас есть электронный формат, мы работаем в Интернете, это значит – иногородние могут проходить реабилитацию. Для этого нужно позвонить нам по телефону: 8-911-170-54-04. Идите за помощью. Ведь часто у людей, попавших в беду, навык искать и получать помощь отсутствует. Мы должны просить о помощи, не надо этого стесняться. Не надейтесь только на себя. Нам надо просить помощи у Бога и у тех людей, которые ее могут оказать. Это вообще хорошее правило для обычной жизни.

Просите, и дано будет вам.

– Конечно. Это христианское правило – в отличие от других правил, принятых, например, в уголовном мире.

– Но у нас, слава Богу, все-таки правила христианские. Отец Максим, благословите наших телезрителей.

– Храни всех Господь. Дорогие братья и сестры, всех с праздником Вознесения Господня!

Ведущий Глеб Ильинский

Записал Игорь Лунёв

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать