Беседы с батюшкой. Вознесение

27 мая 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
В екатеринбургской студии нашего телеканала на вопросы отвечает председатель Отдела религиозного образования и катехизации Екатеринбургской епархии священник Андрей Щукин.

– Батюшка, еще сегодня мы слышали слова торжественных пасхальных песнопений, а завтра – Вознесение Господне. Что это такое?

– Это очень интересный праздник. Но иногда мы его пропускаем в своем духовном ликовании перед всеми праздниками церковными, в которых вспоминаются какие-то события, связанные со Христом. Почему пропускаем? Потому, что Пасха, впереди – Троица: совсем немного времени пройдет – и будет день сошествия Святого Духа на апостолов, день дарования Духа Святого. Но праздник Вознесения важен, нужен; его значение в нашей жизни мы понимаем тогда, когда начинаем размышлять над подвигом Христовым, то есть когда погружаемся в жизнь Христа и Его подвиг. Подвиг имеет развитие: он начинается, есть какая-то вершина, высокая точка, потом нам кажется, что значение Его подвига начинает умаляться, но на самом деле у Спасителя, у Бога все находится на своем месте; и все открывается нам, людям, в свое время. Это очень важный момент. То есть на самом деле нет какой-то кривизны в подвиге Христа, а есть все открывающаяся и открывающаяся слава Божия. Например, в это воскресенье мы вспоминали евангельское событие, когда Спаситель исцеляет слепорожденного. А почему он рожден слепым? Чтобы на нем явилась слава Божия. И вот эту славу Божию нам Христос открывает в том числе в празднике Вознесения Господня.

Но есть несколько моментов, на которые стоит обратить внимание, когда мы говорим о вознесении Господнем. Во-первых, нам кажется, что Он куда-то от нас скрывается. То есть существует какое-то историческое измерение этого праздника: Он возносится, Он от нас скрывается. Есть апостолы – свидетели этого вознесения, у которых свои переживания, и это отдельная тема. Нельзя сказать, что мы вспоминаем только какой-то исторический момент. Потому что на самом деле многие действия Христа открываются апостолам уже спустя какое-то время (причем даже достаточно большое время). Например, апостолы никогда не сомневались, что Христос посреди них. Мы знаем слова Христа: Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них. Апостолы чувствовали это; они жили в присутствии Христа. Потом это появляется в Евангелии у апостола и евангелиста Матфея, он заканчивает Евангелие словами Христа: Я с вами во все дни до скончания века. То есть: «Не думайте, что Я куда-то удаляюсь».

Но у Спасителя есть миссия – то, что Он должен исполнить, выполнить. Поэтому в какой-то момент Он говорит: «Я должен уйти», чтобы что-то произошло дальше; есть замысел Божий, и этот замысел должен исполниться – должен открыться миру Дух Святой, Он должен явиться в этот мир. Есть еще какой-то этап Его подвига.

С другой стороны, есть люди, которые не видели вознесения, – это мы с вами. Мы живем в другие времена и по-своему прочитываем это вознесение Господне. Для нас важен не сам исторический момент и даже не сами диалоги, а то, что нам открывается, когда мы начинаем размышлять о подвиге Христа, о Его смерти, Его Воскресении. То есть мы обращаем внимание не только на какие-то чудеса, какую-то уникальность Его поступков, но смотрим вглубь: как это касается лично меня, каждого человека и вообще человечества в целом. И здесь праздник для нас раскрывается более глубоко, более понятно. Потому что есть разное прочтение действ Христа, и Господь об этом знает, поэтому открывает Себя для нас постепенно.

Если говорить о свидетелях вознесения, об апостолах, то что они видят? Они видят возносящегося Христа. В Ветхом Завете есть образ вознесения человека – пророка Илии: огненная колесница уносит его в Царство Небесное. То есть, в принципе, для апостолов это неудивительно. Удивителен другой момент – что никто не явился за Христом: никакой огненной колесницы не было, никто Его не возносит – Он возносится Сам.

Это разговор о том, Кто есть Христос. Христос – не просто Человек, он Богочеловек. Он Тот, Кто совершает действие, Он – совершитель действия, Ему не нужны посредники и помощники. Спаситель возносится и говорит: «Я иду к Отцу».

– «К Отцу Моему и Отцу вашему».

– Да. Он говорит: «Я иду к Богу», Сам будучи Богом. Но здесь другой важный момент. Христос теперь носит в Себе человеческую природу. Сначала Он ее создал как Творец, а потом воспринял, соединил со Своей Божественной природой. Нераздельно, неразлучно, неизменно – как мы понимаем это соединение двух природ: Божественной и человеческой.

Эта человеческая природа была уязвлена, страдала, умерла, лежала в гробу. Произошло космическое событие, можно сказать, буквально разделившее историю человечества на две части. Христос воскрес, человеческая природа воскресла, приобрела какие-то новые свойства. И теперь куда она идет? Где ее итоговое место пребывания?

Христос, являя Свою человеческую природу людям, не хочет являть ее таким вот образом. У Него присутствие в мире происходит совсем другим образом, и мы сейчас скажем, почему это так, почему Он хочет являть Себя именно другим образом, не так, как Его видели апостолы и как до Него дотрагивались.

У Бога есть цель – не просто преобразить человеческую природу, но освятить ее, возвысить (это очень хорошее слово, которое сопряжено с вознесением), то есть показать великое достоинство человека. Христос – Богочеловек; апостолы видят Его как Человека и не сомневаются в том, что Он – Человек. Вот эта человеческая природа должна быть возвышена определенным образом. То есть нужно показать ее достоинство, ее великое значение, показать, где она достойна пребывать, а она достойна пребывания в самом теснейшем общении с Богом Отцом.

То есть вознесение – это разговор о достоинстве человека, достоинстве высоком. В древнем мире, в других религиозных культурах мы не замечаем такой идеи. Да, боги становились людьми в древнегреческой культуре...

– Скорее опускались до человеческого бытия.

– Наверное, это как раз не возвышение, а снисхождение к земной человеческой природе. Можно спорить на эту тему, но для древнего мира одной из ключевых идей была та, что человек и Бог – две параллельные вселенные. Причем человек – это слабое, немощное существо, призванное только к служению; человек – слуга Божий.

Христос буквально открывает нам другое измерение человеческого бытия. Он говорит: у вас есть перспектива; вы можете остаться в таком положении, а можете выбрать другое. И Бог этот выбор изначально вкладывает в творение. Это некое равенство с Богом; возвышение не по достоинству, а по любви. И есть инструмент, который позволяет человеку возвыситься до равенства с Богом. Бог этот инструмент открывает: «Заповедь новую даю вам: да любите друг друга».

– Батюшка, Вы открываете для меня лично здесь и сейчас одну из граней того утверждения, что человек может уподобиться Богу.

– Это и есть уподобление Богу в самом высоком смысле этого слова. Есть образ Божий – то, что в нас вложил Господь при творении, и есть некая перспектива. То есть мы можем активировать этот образ Божий, а можем остаться на каком-то уровне, который Бог, конечно, приемлет, но Он хочет, чтобы все-таки мы выросли.

Поэтому вознесение – это наша тема. Это не тема Христа, что Он возносится; наоборот, это перспектива для нас. Теперь уже апостолы  не могут говорить о каком-то второстепенном по отношению к Богу значении человека. Бог Сам возвышает человека буквально до Своего уровня. Я сейчас говорю по-человечески, пытаюсь подобрать слова. Апостолы точно так же: они увидели это, пережили, обдумали и потом раскрыли нам жизнь Христа.

Апостолы, конечно, думали, что в вознесении происходит нечто другое. Они сразу задали Христу вопрос, ключевой и главный для них: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю? Но Спаситель сказал им, что они не об этом думают, что не их дело знать времена и сроки; их дело – свидетельствовать о Нем до края земли, и это главная цель. Потому что если со Христом происходит все то, что мы знаем, что нам открывает Евангелие и Церковь, то это удивительная перспектива и удивительное решение для человеческой природы и вообще для мира. Потому что никто больше, ни одна религиозная культура не предлагает такой глубины и такой высоты для человечества в целом. Бог хочет вознести нас на эту высоту. Как Он это сделает – Он Сам знает; главное, что это есть в нашей жизни.

Здесь можно вспомнить слова Христа: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе. У апостолов сразу же возникает ассоциация с этими словами Христа, что вот сейчас Он восстанавливает Царство Божие. Нет; Христос дает им понять, что они все поймут и что главное – другое.

Спаситель вознесся, апостолы стояли и смотрели на небо. Господь снизошел к их стоянию, послав двух вестников, которые сказали им: «Мужи галилейские! Вы видели, что Христос вознесся. Наступит тот момент, то время, когда Он снова придет...» Но это будет уже конец времен, конец человеческой истории. Конец человеческой истории – это когда Спаситель явит Себя миру не так, как Он сделал это раньше. В следующий раз Он будет совсем по-другому открывать Себя миру, потому что мир придет к своему упадку. И чтобы совсем не разрушился мир, Спаситель вновь его спасет.

– Батюшка, Вы так интересно представили, в чем смысл торжества! Убрали все чудеса как инструменты, расставили акценты: что главное, а что – второстепенное. Ведь чаще всего у обывателя праздник ассоциируется с чудом...

– Есть чудо – есть праздник. Нет чуда – чего праздновать-то?.. Да, бывает такое восприятие каких-то действий Божиих.

Когда апостол и евангелист Иоанн Богослов начал писать свое Евангелие, он прочитал три предыдущих (то есть он был знаком с письменным свидетельством апостолов Матфея, Марка, Луки) и включил в Евангелие очень важные для него моменты: разговор Христа с самарянкой, разговор Христа с Никодимом, длинную беседу на Тайной Вечере. Для него очень важны были слова Христа; он понимал важность свидетельства и старался оставить последующим поколениям христиан как можно больше слов Христа. Он их слышал и постарался их тщательнейшим образом передать. Чудо чудом, но слова Христа – это то, что животворит. Он вообще начинает свое Евангелие с уподобления Христа Слову: В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Слово явилось нам, открылось нам.

То есть надо понимать, что есть события, которые открывают нам какую-то глубину. Более того, еще один важный момент, на который стоит обратить внимание, и это касается нашей жизни. Нам иногда кажется, что наша жизнь была бы лучше, если бы Христос буквально явился нам и нами управлял: туда ходи, туда не ходи. Это у нас бывает в отношении духовной жизни, когда мы священнослужителей заставляем нами руководить, мол, сам я грешник – давайте, батюшка, Вы мною руководите.

– Очень благая надежда...

– Есть одна проблема – это не соответствует Евангелию, это не соответствует тем действиям, которые совершает Христос.

– Это как?

– Объясняю. Для Бога очень важно нас вырастить до какого-то божественного уровня. И Богу очень важно, чтобы наша свобода никаким образом от Него не пострадала, то есть Он не хочет нами манипулировать. Он оставляет нам призыв, заповеди, оставляет нам Себя. Он понимает, что спастись сложно. Он говорит: человекам это невозможно, Богу же возможно всё. Он оставляет нам таинства, Свое слово, оставляет нам свидетелей жизни во Христе. Вообще, наверное, самая правильная книга, которую может оставить после себя святой, это книга о его жизни во Христе; это должен написать каждый святой. Потому что именно тогда мы можем сказать: вот это действительно святой человек, потому что он приблизился к святости Христа, и уже не он живет, но живет в нем Христос (по апостолу Павлу).

Человек говорит: «Хочу, чтобы во мне жил Христос. Хочу, чтобы во мне были те же чувствования, какие и во Христе Иисусе». Но это возможно сделать только свободно. Поэтому Спаситель в вознесении буквально рождает нашу свободу. Помните диалог Спасителя с фарисеями, книжниками? Для них правило было важнее, и они не размышляли, не думали о том, что есть заповеди Божии. Для них форма, обряд главные. Что надо сделать, чтобы спастись? – Хороший вопрос, который задали Христу.

– Он актуален и сейчас.

– Да, он актуален и по сей день. Что надо сделать? Может быть, надо определенным образом вести себя? Может быть, надо определенным образом причащаться Святых Христовых Таин (например, каждую неделю или каждый день)? Есть ли какой-то обряд, какое-то действие, которое без меня, без моего погружения в него меня спасет? Спаситель говорит, что такого нет. Потому что само по себе исполнение заповедей без любви не имеет животворящей силы; чуда не произойдет.

Христианство – это не мистическая религия. Христианство – это откровение даже не столько о Боге, сколько о самом человеке. Потому что Бог является, приходит в наш мир, открывает Себя, и мы, когда общаемся с Ним, открываем себя – происходит такой удивительный момент, потому что это для нас очень важно. И тогда  в нас вдруг открывается та свобода, которую задумал о нас Бог. Он говорит: «Вы, доверяя Мне, действуете свободно. И если вы доверяете Мне по-настоящему, в вас открывается та свобода, которая очень нужна вам для спасения и вообще для жизни, для счастья». Поэтому можно сказать, что Вознесение Господне – это праздник свободы. Спаситель видимо удаляется, возносится, и Он по-прежнему нам доверяет.

– Вот я смотрю сейчас на изображение вознесения Господня, которое у нас на заставке, и возникает вопрос: куда Он удаляется?

– Это изображение – попытка передать как раз исторический момент вознесения. Иконографический образ вознесения немножко другой: там Спаситель находится в круге, и в этом круге угадывается вселенная.

Вот это то, что видят глаза человеческие: Спаситель возносится, удаляется. Богословское, иконографическое прочтение праздника Вознесения Господня состоит в том, что Христос возносится именно туда, откуда начинается мир. А мир начинается со слов Божиих. Это указывает на то, что Он не только Тот, Кто совершает какие-то действия, указывает путь для человека, но Он и Тот, Кто держит этот мир в Своих руках. То есть Он не только Тот, Кто благословляет, но и Тот, Кто держит все в Своих руках...

Нам, наверное, это более понятно, когда мы смотрим на Бога глазами преподобного Андрея Рублева («Троица» Андрея Рублева). Есть символическое указание на мир (дерево, гора), и это, собственно, то, что нам подсказывает, Кто на каком месте находится: где Бог Отец, где Бог Сын и где Бог Дух Святой. Но после вознесения мы смотрим на Святую Троицу и понимаем, что там сидит уже воскресший Христос, там уже есть человеческая природа. Она так близко, так неразрывно в общении с Божественной природой, что теперь, взирая на Троицу, мы видим уже воскресшего, вознесенного Христа.

Икона читается по-разному. Иногда мы видим в «Троице» Рублева момент, когда еще мира нет, когда он еще только создается. Спаситель Христос, Второе Лицо Святой Троицы, протягивает руку к жертве и говорит: «Я готов умереть за мир, за человека». И мы можем перенестись уже в момент после вознесения и видим ту же самую картину, когда Христос это сделал. Это момент принятия человеческой природы, поднятия ее на высоту; это слава человеческой природы.

– Как нам, христианам, завтра встретить этот праздник? Как вести себя в этот день?

– Я понимаю, что сейчас сложная ситуация в стране. По возможности надо побывать в храме, причаститься Святых Христовых Таин. Если кто-то не может этого сделать, будет доступна трансляция богослужения, можно помолиться дома, и это совсем не означает, что человек исключен из какого-то хоровода праздника.

Тоже интересный момент. В празднике нам вдруг является то, что Спаситель к каждому человеку относится со всей полнотой. Например, Спаситель выбирает Себе двенадцать апостолов. А кто стоял рядом, подумали: мы недостойны. Наше человеческое сознание сразу говорит, что эти двенадцать достойны быть апостолами, а другие – нет.

– Да, мы судим категориями.

– У Бога вообще не так, потому что с каждым Он разговаривает, осознавая человека всего. Не с той точки зрения, что он может или не может, сделал или не сделал; нет – Он воспринимает с огромной любовью каждого человека, где бы тот ни находился.

Апостолам Он иногда говорит: «Ваши очи блаженны, что видят. Ибо многие желали видеть, что́ вы видите. Но на самом деле вы просто войдете в их славу, сделав свое дело. Вы войдете в труд тех людей, которые были до вас. Те начинали засеивать, а вы вошли в этот труд».

И так со всеми нами: Господь относится к каждому из нас, где бы мы ни находились, с глубокой любовью. Потому что Он хочет, чтобы в нас выросло то Царство Божие, которое Он в нас вложил. И выросло не внезапно, не вдруг, не под каким-то давлением или манипуляциями, а именно потихонечку, постепенно. В этом замысел Божий.

Поэтому каждый открывает для себя этот праздник в определенном месте и в определенное время. И вообще очень многое человек в своей духовной жизни открывает не сразу, не внезапно, не потому, что его заставили это сделать. Ничего подобного! Господь хочет, чтобы человек пришел к Нему свободно (это Его замысел вознесения) и свободно развивался.

Дальше, в день Святой Троицы, мы будем говорить о дарах Духа Святого, и это тоже очень интересная тема: как развивается слава человеческая в земной жизни человека. Слава человеческая (слава о человеке), которую задумал Бог.

Поэтому все имеют возможность порадоваться Христу, возносящемуся на небо и обещающему дары Духа Святого в полноте каждому с момента, как человек вступает в Церковь, с таинства Миропомазания. Господь готов нас всегда поддержать Своим присутствием в этом мире Телом и Кровью, в какой бы момент мы ни приступили к этому таинству. Он готов всегда всего Себя нам вновь и вновь отдать.

Ведущий Тимофей Обухов

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель строящегося храма во имя святой блаженной Матроны Московской города Санкт-Петербурга священник Михаил Проходцев. Тема беседы: «Самомнение, своенравие, своеволие и смирение».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать