Беседы с батюшкой. Волонтерское движение

19 марта 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы телезрителей отвечает иерей Артемий Пиянзов, представитель благотворительного фонда «Православная реабилитация». Передача из Санкт-Петербурга. 

 

— Нужны ли Вам добровольцы в деле реабилитации нарко — и алкозависимых?

— Да, обязательно. Дело в том, что процесс реабилитации на 90 процентов связан с движением добровольцев. Все сотрудники Отдела по противодействию наркомании и алкоголизму являются добровольцами: священники, миряне, специалисты.

— Под волонтерами часто понимаются люди, которые трудятся и помогают без оплаты и оформления. Какова роль таких людей?

— Решающая. По личному опыту могу сказать, что священники в подобных отделах трудятся зачастую во славу Божию. Многие специалисты трудятся бесплатно, но не все. К нам также приходят просто желающие как-то помочь и посодействовать, не всегда специалисты, они трудятся бесплатно. Это их подвиг: ради Христа отдать часть себя другим. Все реабилитационное движение зиждется на волонтерах, на тех, кто хочет реально пожертвовать своим временем и собой ради других. Тем самым, они исполняют заповедь Христа «Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов».

— Расскажите, пожалуйста, о фонде «Православная реабилитация», его масштабах, численности, сотрудниках?

— Фонд «Православная реабилитация» образовался после реорганизации отдела по противодействию наркомании и алкоголизму Санкт-Петербургской митрополии. Соответственно, практически все специалисты остались на местах. Изменилось название, но не изменилась суть. Главная наша реабилитационная база находится в поселке Саперное Приозерского района Ленинградской области. Она осталась на том же месте и работает в том же режиме. Поэтому сейчас у нас трудятся порядка пяти священников, примерно пять-шесть специалистов по психологии, пять преподавателей.

— А сколько волонтеров?

— Их гораздо больше. Основная масса волонтеров — это ребята, которые уже прошли реабилитацию в Саперном. Реабилитация длится год. После того как человек год провел в Саперном, ему предлагают остаться в качестве добровольца. Очень многие соглашаются. Есть два разных понятия - «старший брат» и «волонтер». «Старший брат» — человек, который показал себя в процессе реабилитации очень хорошо, но еще ее не закончил. Он уже кандидат в волонтеры, ему уже доверяют помогать своим неопытным братьям. «Волонтер» — человек, который достойным образом прошел реабилитацию и изъявил желание остаться. С ним договариваются, на какое время он остается в Саперном, исходя из его желания. Теперь у него другой статус, он выезжает в город, пользуется мобильным телефоном - он своего рода старшина среди ребят. Волонтер живет отдельно и у него есть возможность общаться с родителями. При этом все время он проводит на территории реабилитационного центра, помогая своим братьям, ведь он имеет колоссальный опыт, и, конечно, незаменим. Без волонтеров, которые уже прошли реабилитацию, мы бы просто не справились. И они это делают абсолютно бесплатно.

— Куда может обратиться человек, желающий поучаствовать в этом благом деле в качестве добровольца?

— Есть два варианта. Первый вариант — помощь в Мотивационном центре, который находится на территории Санкт-Петербурга. Здесь не нужны специфические знания по работе непосредственно с наркозависимыми. Человек приходит и говорит: «Я медик, могу помочь проводить беседы с реабилитантами», либо: «Я педагог», либо просто: «Чем помочь?». Мы просим: «Не могли бы вы наших реабилитантов сопровождать на службу, почитать им лекции». У нас есть специалисты по трудотерапии, которые помогают ребятам заниматься общественным, физическим трудом. Им это тяжело дается, они не привыкли работать. У нас есть специалисты, которые ведут кружки рукоделия. Это развивает моторику, дает возможность сосредоточиться, ведь наркозависимые не умеют сосредотачиваться. Есть специалисты по такому интересному предмету, как «Сказкотерапия». Преподаватель в сказках использует евангельские моменты, учит взаимовыручке. Это важно, потому что наркозависимые не адаптированы социально: они эгоисты, у них плохо с моралью. Через сказкотерапию такой человек входит в нужный моральный облик, происходит воздействие на его детское подсознание.

Человек пришел и предложил свои умения, а нам нужны все: учителя, трудовики. В будущем человек, поработав в Мотивационном центре, получает определенный опыт и может продолжать как профессиональный волонтер. Нам очень нужны добровольцы, иначе нам не справиться, энтузиастов слишком мало.

— Есть ли особая востребованность людей конкретных вакансий?

— Если говорить о наркозависимых и алкозависимых, то самые важные для нас вакансии: медики, педагоги, психологи.

— Существуют ли некие ограничения для участия в вашей работе? Например, может ли человек, который употребляет алкоголь, работать с зависимыми?

— Конечно, нет. Человек, который желает помочь зависимым, должен быть сам трезв, иначе это не логично. Как мы будем призывать наших подопечных к трезвости, не будучи сами трезвыми. Если человек работает с наркозависимыми, он в идеале тоже должен быть непьющим и не иметь никакого отношения к наркотикам. Человек может выпивать и работать с наркозависимыми, но тогда он не будет работать на той должности, где нужно призывать к трезвости. Мы не требуем от педагога, врача, медика, который работает с наркозависимыми, чтобы он совсем не пил. Но к нам он должен приходить трезвым - это очень важный момент. Дома расслабился, но на волонтерское служение вышел абсолютно трезвым, ибо нельзя смущать наших братьев.

— Вы ведете трезвый образ жизни? Для Вас это вынужденная мера или естественное решение?

— Естественное, но оно пришло не сразу. Когда я пришел в Отдел по противодействию наркомании и алкоголизму, то сначала трудился как преподаватель по катехизации. Потом постепенно стал вникать в дела Отдела, меня стали интересовать ребята, их жизнь, здоровье, судьба. Мне благословили заниматься с ними уже как духовнику. Когда я понял, что я тот человек, который должен призывать их к трезвости как духовник, я решил: «Бросаю пить». Как сказал апостол Павел: «И потому, если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего». Если я духовник организации, которая противодействует наркомании и алкоголизму, то я должен быть абсолютно трезв. Уже не первый год я нахожусь в трезвости и не жалею. Многие ребята честно признались, что они взяли обеты трезвости после прохождения реабилитации, потому что духовник был трезв. Получается, я своим примером привожу людей к трезвости.

На занятиях ребята хитро смотрят на меня и спрашивают: «А Вы, отец Артемий?». И я говорю, что трезвенник. Тогда сразу проходят улыбочки, и дальше они меня слушают абсолютно серьезно. Если бы не моя работа в Отделе, не знаю, как бы сложилась моя жизнь как трезвенника. В любом случае — это полезный опыт. Не только реабилитанты, но и все мои родственники счастливы, что я непьющий.

— Телезрители спрашивают, сколько стоит реабилитация и каковы условия проживания человека, находящегося в процессе реабилитации?

— Реабилитация в Центре «Саперное» бесплатная. В Мотивационном центре, где реабилитантам предстоит пробыть от месяца до трех перед «Саперным» - тоже бесплатно. Но мы пока не можем обеспечить жильем. Вопрос только в том, чтобы в момент нахождения в дневном стационаре, человеку было где жить. Сама же реабилитация бесплатная. Когда человек уезжает в «Саперное» на год, мы обеспечиваем его жильем и питанием, нужно только взять с собой одежду.

— Это, наверное, колоссальные расходы? У Вас есть крупные меценаты?

— За двадцать лет нашей работы многие серьезные люди поняли, насколько наша программа действительно работает, и они нам помогают. Мы реабилитировали не одну сотню ребят, которые встали на ноги. Кто-то сам стал влиятельным человеком, бизнесменом, и они нам помогают. У ребят есть благодарные родители, они тоже оказывают помощь. Это как снежный ком: спасешь одного - найдешь потом десятки помощников. Священники трудятся бесплатно, поэтому Отделу не приходится нас содержать, и организации от этого тоже легче. «Саперное», как реабилитационный центр, вполне способен сейчас находиться на самоокупаемости. Конечно, с помощью меценатов, но его автономное существование уже налажено. Когда к нам приходит человек, он вписывается в процесс существования нашего Центра: ему дается определенное послушание, и этим самым он сам себе помогает жить. Допустим, он работает в деревообрабатывающем цеху или на звериной ферме либо трудится там, где выращивают огурцы, помидоры, и тем самым кормит и себя. За двадцать лет система отработана.

В реабилитации необходимо желание. Если человек хочет, мы его возьмем, и он исправится. Для этого нужны не его деньги, а его желание. Будет желание - он сможет приложить свой труд на благо «Саперного», и сам себя там же и прокормит. Деньги нужны, чтобы доехать до Санкт-Петербурга, а дальше все проще.

— Вопрос от подростка: «Как объяснить дедушке, что выпивать плохо?»

— Сложный вопрос. Не все дедушки прислушиваются к мнению внуков. На самом деле, человеку очень тяжело объяснить, что пить вредно, если ему это нравится. Никто не сможет объяснить, если ему нравится грешить. Даже дедушка пьющему внуку не сможет объяснить этого, несмотря на свой авторитет. Тем более, если внук пытается учить дедушку, да еще если дедушка неверующий. Внук может сказать, что дедушка мог бы жить лучше и дольше, если бы не пил, а он просто ответит: «Яйца курицу не учат».

Проблема в том, что многие люди считают, что наркотики — это плохо, а алкоголь — не так страшно: «Подумаешь, выпиваю». Но тогда у нас в стране не было бы столько преступлений по «пьяной лавочке», ведь статистика эта очень грустная. Российский человек не имеет культуры пития: когда мы напиваемся, то хулиганим. В Евангелии сказано «вино веселит сердце человека», но также «не упивайтесь вином, в нем же есть блуд». Наша беда и, возможно, беда того дедушки в том, что он выпивает много и часто и превращается из доброго дедушки во вредного злого старикашку. Внуку нужно подойти к дедушке и спросить: «Ты меня очень любишь?». Дедушка ответит: «Конечно». «Ты хочешь, чтобы я всегда был счастлив и радостен? Тогда брось пить: когда ты напиваешься, ты ужасен», — скажет внук. Наверное, только так можно воздействовать на дедушку.

Наша беда в том, что в нетрезвом состоянии мы не можем себя контролировать, поэтому лучше - всегда быть в трезвом. Когда мы немножко выпиваем, нам становится легче. Но оглянитесь вокруг, много вы видите вокруг себя людей, которые находятся «немножко» выпившими. В праздничные дни вокруг нас полно абсолютно неадекватных людей. Так как мы не умеем культурно расслабляться (а это факт), то доводим себя алкоголем и наркотиками до свинского состояния, и от этого страдаем мы, страдают и наши ближние. Самое главное - страдают дети. Ребенок, детство которого прошло среди пьющих родственников, психически не здоров. Я вас призываю даже не ради вашего здоровья, а ради здоровья ваших детей и внуков. Дайте им возможность вас любить. А любить они вас будут, когда будут видеть в адекватном, достойном состоянии. Ведь когда они вырастут, не будут нас уважать за наше скотское состояние. Тяжело уважать человека, который больше похож на павиана. Если не умеете культурно выпивать - вообще бросайте пить. Полумер здесь быть не может. Либо вы действительно умеете чуть-чуть выпивать и веселить свое сердце, либо переставайте пить вовсе. Иначе, рано или поздно, придется Богу вас остановить. У меня есть очень много грустных историй, когда у людей была идея бросить, приступить к реабилитации, но по разным причинам они откладывали это мероприятие, и второго шанса Господь им уже не давал: либо человек попадал в тюрьму, либо в психиатрическую лечебницу, либо умирал. Не искушайте Господа Бога.

Если у вас появилось желание реабилитироваться или бросить - делайте сразу. Мне 42 года, из них я полностью непьющий порядка трех лет, и честно скажу, что не жалею. Мало того, вокруг меня очень много людей серьезно пострадало от алкоголя и наркотиков: мои друзья детства, юности, прихожане и даже родственники. Поверьте опытному батюшке, человеку, который много видел судеб и не ломайте свою судьбу. Я три года не пью и не могу сказать, что я что-то потерял. Но я приобрел адекватное восприятие мира, доверие моих прихожан и тех, кто реабилитируется с моей помощью. Они видят, что можно победить этот недуг и остаться вполне счастливым человеком. Мои родственники очень рады, что я непьющий. Очень важно, когда ваши близкие видят, что вы их любите и поэтому всегда тратите на них и себя, и свое время, и свои деньги тоже, на них, а не на водку или наркотики. Только так можно завоевать уважение и любовь тех, с кем мы общаемся, а иначе - все только слова. Когда человек говорит: «Я могу бросить хоть завтра», тогда нужно завтра и бросать. А если не можешь, тогда иди и реабилитируйся, а не обманывай себя и других. Чтобы потом не плакать, спрашивая, почему мы так одиноки. Да потому, что мы сами всех, кто нас любил, разогнали своим поведением, ложью, эгоизмом.

— Звонок от телезрительницы из г. Костромы «Мы с мужем пили вместе, сейчас не пьем, воцерковились. Но дети наши выпивают и сильно. Что делать?».

— Прекрасно, что вы воцерковляетесь, значит, вы уже понимаете, что важно, чтобы Господь помогал нам в наших проблемах. Как сказал апостол Павел: «Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе». Молитесь
за своих детей и конкретно просите, чтобы Господь дал им возможность победить недуг. Молитесь своими словами и своим примером давайте детям понять, что вы бросили пить надолго и серьезно. Обязательно молитесь перед иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша», Богородица очень помогает страждущим. Сами начинайте как можно чаще исповедоваться и причащаться. Чем ближе вы будете к Богу, тем сильнее Он будет вам помогать. Ваша христианская жизнь поможет Ему услышать ваши молитвы. Господь увидит, что вы серьезно решились идти по пути христианской жизни, а Он всегда помогает Своим. Если вы будете серьезными, любящими христианами, уважающими Творца, то вашими молитвами Господь поможет и вашим детям. Вы будете теми, кто даст толчок к их трезвой жизни.

Дети пока не воцерковлены - возьмите маленький подвиг ради них, скажите: «Господи, я очень хочу, чтобы мои дети перестали пить. Ради них я готова потрудиться во славу Твою». Молитва, пост, добрые дела, помощь нуждающимся (пусть даже малая), милостыня ради Бога — вот, что необходимо. «Господи, ради Тебя я усилю молитву, буду серьезно подходить к духовной жизни, помогать ближним хотя бы минимальной благотворительностью». Можно прийти в свой храм и спросить, чем вы могли бы помочь. Вы понесете труды ради Бога, а Он поможет вашим детям. Только таким образом можно помочь: не просто сидеть дома и молиться - нужно еще трудиться, ибо вера без дел мертва есть. И важно поддерживать своих детей добрым опытом, а не смотреть свысока на всех, кто пьет. Не нужно говорить, что Господь их покарает, они умрут. Этим можно поселить в сердце обиду: ваши дети могут сказать, что, когда вы пили и не были христианами, вы были добрее, а сейчас стали злыми. От слабости мы пьем: от осознания никчемности и ненужности, от проблем, которые не можем решить. Но, если мы честно взглянем на нашу жизнь, то поймем, что Господь может управить нашу жизнь, нужно лишь отставить стакан в сторону. Обратитесь к Богу, чтобы Он помог и управил вашу жизнь. Слушайтесь и уважайте Бога. Зачастую мы пьем от нашей собственной лени, никчемности и нежелания решать свои проблемы. Взяли руки в ноги, собрались, протрезвели и пошли молиться. «Невозможное человекам, возможно Богу». Он знает наши слабости и с удовольствием поможет.

Человек пьющий должен отбросить гордыню и признать свою слабость, сказать, что ему надоело зависеть - от бутылки, дилера, но он хочет стать личностью, свободной от внешних обстоятельств. Ведь такой человек зависит даже от времени суток: когда продается и когда не продается. Давайте будем зависимы только от милости Божией, и тогда никто, кроме нас самих, не сможет негативно влиять на нашу жизнь. И не будем искать врагов на стороне: «Я пью, потому что меня уволили с работы». Может быть, тебя уволили потому, что ты пьешь? «Ах, меня бросила жена, и я пью». Может, она бросила тебя потому, что ты пьешь. Один раз взгляните на себя трезво и честно, осознайте все свои отрицательные качества и постарайтесь над ними поработать, а Господь вам поможет. Мы проводим мониторинг наших реабилитантов: в нашем реабилитационном центре из 100 наркозависимых 87 человек выходят со стойкой ремиссией: она не три года, а пожизненная. У алкозависимых статистика еще более радостная. Если вы захотите отставить стакан в сторону, Господь тут же будет вам помогать, а со стаканом пить не бросишь.

— Телезрители просят назвать адрес и контакты Вашего центра.

— Благотворительный фонд «Православная реабилитация». Адрес сайта - www.sapernoe.ru. Номер телефона +7 (931) 540-01-40. Звоните и пишите, вам ответят наши диспетчеры. Если будут вопросы непосредственно ко мне, так и напишите: «У меня вопрос к отцу Артемию». Ваше письмо перешлют мне на почту. Я всегда рад, не стесняйтесь. Мы трудимся для того, чтобы вам было легче, постараемся вам во всем помочь.

— Вопрос от телезрителя: «Принимают ли к вам на реабилитацию ВИЧ-инфицированных?»

— Да. Мы сотрудничаем со многими центрами, и есть возможность пройти реабилитацию не только в «Саперном». В «Саперное» принять мы не можем, но есть центры, которые работают по нашей программе, где берут ВИЧ-инфицированных. Когда мы узнаем, что реабилитант ВИЧ-инфицирован, направляем его в другие центры, которые ничуть не хуже, чем «Саперное». Если у человека психиатрические проблемы, но он не опасен социально, мы тоже его принимаем. Если он не здоров с точки зрения психики, у него справки, он наблюдается у психиатров и даже лежал на обследовании в клиниках, мы все равно готовы с ним работать. На то у нас и психологи, чтобы понять пройдет человек реабилитацию или не справится. Пожалуйста, если у ваших родственников подобные проблемы, обращайтесь к нашим сотрудникам, они все расскажут. Мы не воздушно-десантные войска набираем, мы лечим - обращайтесь все.

 

Расшифровка: Наталья Маслова

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель храма во имя святителя Николая Чудотворца в селе Сапково Рязанской епархии, руководитель Рязанского Центра охраны материнства и детства «Право на жизнь» священник Виталий Рыбаков.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​