Беседы с батюшкой. Вербное воскресенье

19 апреля 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает клирик собора Феодоровской иконы Божией Матери в память 300-летия Дома Романовых священник Алексий Волчков.

– Тема сегодняшней передачи – Вербное воскресенье, Вход Господень в Иерусалим. Мы будем говорить не только об этом, но и вообще о богослужениях Страстной седмицы.

Казалось бы, Вербное воскресенье знают все: как воцерковленные, так и невоцерковленные люди. Более того, если спросить об этом людей, которые совсем не посещают храм, даже они знают, что такое Вербное воскресенье; или думают, что знают. Давайте все-таки попробуем разобраться, что же это за день, почему в Русской Православной Церкви он имеет особое значение. Почему для православных христиан Вербное воскресенье – знаковый день?

– Главный пункт, о котором сообщают Евангелия, имеющиеся у нас (от Матфея, Марка, Луки, Иоанна), связан со страстями Господними. О том, что Господь приходит в Иерусалим, у Него есть Своя паства, Своя аудитория, Свои почитатели, поклонники, и начинается ряд событий, который приводит к тому, что Христа арестовывают, над Ним издеваются, Его ждет мучительная смерть. А потом – торжество над смертью, восстание из мертвых. И за неделю до этого Воскресения начинается то, что Церковь запомнила и решила отмечать регулярно.

На Ваши слова о том, что многие что-то знают, замечу, что, конечно же, культура основательно усвоила, освоила все библейские сюжеты (и новозаветные, и ветхозаветные), и люди сейчас образованные, знают и про Марию Магдалину, и про Самсона, и про Самуила, и про Соломона, и про апостолов. Тем не менее нам, как людям забывающим, склонным к забвению чего-то важного, нужно регулярно это повторять. И вот цикл, связанный с Пасхой, с Великим постом и другими праздниками православного календаря, имеет своей целью снова и снова, из года в год, повторять нам, взрослеющим, меняющимся, обретающим какие-то новые мысли, мировоззрение, достижения или потери, какие-то важные события Библейской Священной истории. Чтобы мы кое-что поняли о Боге, о себе, о нашей жизни в этом мире в свете этих памятных библейских дат. Это Вход Господень в Иерусалим, изгнание торгующих из храма, воскрешение Лазаря и прочие события, память о которых будет совершаться в начинающуюся уже с понедельника Страстную седмицу.

Замечу, что Великий пост уже сегодняшним вечером заканчивается, начинаются два праздничных дня – Лазарева суббота и Вход Господень в Иерусалим. А потом начинается то, что Церковью называется не Великим постом, а Страстной седмицей. И праздник Входа Господня в Иерусалим является преддверием, началом (или рубежной точкой) между Великим постом и Страстной седмицей.

Почему участие в этом уместно и нужно? Потому что нам нужно это повторять снова и снова. Кроме того, замечу, что многие так и понимают. Это праздник очень понятный и близкий всем возрастам. Есть разные уровни, скажем так, участия в этом празднике, и каждому это дается по его силам, по его возможностям. У каждого есть свой максимум и праздник этот максимум способен вполне удовлетворить. У кого-то этот максимум связан с пучком вербы, каких-то растений – тоже неплохо. У кого-то большие запросы. Для каждого возраста – детишек, подростков, взрослых, людей думающих, размышляющих или уже мало размышляющих в силу возраста – праздник дает что-то, какую-то пищу для размышления, назидания, наставления на будущий год.

– Вход Господень в Иерусалим всегда многих поражает еще тем, что Господь въехал в Иерусалим не на коне, а на каком-то ослике. Неужели даже это промыслительно? Господь въехал не как царь, но как кто?

– Конечно, тут требуется комментарий, связанный с теми реалиями, которые описываются в Евангелиях. Эпоха, в которой жил Господь, была накалена: люди ожидали освобождения, ожидали Спасителя, Мессию. И большинство думали, что он будет Мессией генеральского типа: завоеватель, политик, полководец, освободитель; новый Давид. Ждали сына Давидова, Давидовича, который будет, как и его предок, – воин, полководец, праведник, святой человек, при этом политик. И, конечно же, ожидали, что будет что-то, что положит начало восстанию против захватчиков, против римлян. Хорошим поводом было обещанное пророками событие, когда Мессия въедет в город Иерусалим.

И Господь это исполняет. Но обыгрывается это пророчество тем, что Господь выбирает не коня, боевое животное (на конях воевали долгие времена), а выбирает «транспорт», скажем так, мирного использования. Потому что на осликах воевать нельзя; ослик – это помощник по хозяйству, друг, соратник в трудах и заботах каждого крестьянина. Господь выбирает мирное животное, вступая в Иерусалим как Царь мира. В этой связи Он полагает еще один рубеж в том, чтобы переформатировать, изменить, перетолковать тот комплекс ожиданий, связанных с Мессией, который был у евреев, в новом, уже христианском свете. Мессия пришел, Он в силе, Он победитель, Он даст вам свободу, Он вас освободит, но эта свобода будет другая, не та, что вы ожидаете и какую хотите. Вам не нужен новый Давид, полководец, вам нужен новый Давид – спаситель от греха, проклятия смерти. И вот это событие начинает исполняться в связи с входом Господним в Иерусалим на молодом ослике.

– Его встречают жители города пальмовыми ветвями, бросают Ему под ноги свои одежды. Действительно, Его встречают как царя. У нас пальмовые ветви заменяет верба – это первое, что у нас расцветает. И получается, что сейчас мы встречаем Господа, крича Ему «Осанна!», а потом будем кричать: «Распни»? Получается, что неся вербы в храм, мы уподобляемся тем самым евреям, которые встречали Мессию именно как царя-избавителя? Но прежде чем Вы ответите на мой вопрос, давайте ответим на телефонный звонок.

Вопрос телезрителя: «Как провести Страстную неделю так, чтобы каждый день был нацелен на слезный, покаянный лад? Потому что Господь пострадал за нас. И как правильно подготовиться к Пасхе, чтобы Пасха была для нас сиянием Божественного света?»

Действительно, осталось семь дней до Великой Субботы. Представим себе, что есть такие люди, которые еще не начинали готовиться. Что делать? Как подготовиться к Пасхе?

– Церковь за свою историю придумала очень хороший график, план, как правильно это сделать, как быть готовым к встрече Пасхи Господней. Есть богослужебный календарь. И хорошо было бы некоторые богослужения посетить, поучаствовать в них. Этих богослужений не то чтобы очень много, но они есть, их можно назвать. Например, Великая Среда (можно начать со среды) – день, который традиционно считается днем раскаяния, покаяния. Кто уже давно не каялся или ни разу в жизни не каялся, тому нужно раскаяться перед Богом в присутствии священника в том, что вызывает стыд, какое-то беспокойство. Среда – день для покаяния.

Четверг – один из дней рождения Церкви. Есть Пятидесятница, а есть еще один день рождения – Великий Четверг, когда появляется (Господь это придумывает и сообщает ученикам) главное событие церковной жизни, до сегодняшнего дня Православной Церковью бережно сохраняемое и практикуемое, – совместная трапеза, совместная вечеря (правда, сейчас совершаемая, как правило, утром). Это застолье, где участвуют разные люди, которые вне Христова движения, Христова коллектива никогда не были бы друг с другом вместе.

Мы сейчас не очень-то понимаем эти вещи, однако для древнего мира они были очевидны. Тогда не принято было вместе трапезничать, общаться евреям и прочим (разным язычникам, нехорошим людям), мужчинам и женщинам, богатым и свободным, местным и приезжим. Но в контексте того, что Господь сказал: «Сие творите в Мое воспоминание» (именно литургию, Евхаристию), – эти барьеры падают, исчезают. Поэтому Четверг – лучший день для причастия.

Вечером в четверг совершается богослужение Страстных Евангелий. Конечно же, участие в этом богослужении необходимо, потому что мы выслушиваем те повествования, сохранившиеся в Евангелиях, где рассказывается, как и что было, как об этом рассказывают Марк, Матфей, Лука, Иоанн. К слову сказать, ученые проанализировали самое первое и древнее Евангелие из известных нам (от Марка) и пришли к довольно любопытному выводу: Евангелие от Марка  есть повествование о страстях Господних с маленькой прелюдией, с предшествующим повествованием. Главное в Евангелиях (и у Марка точно) – это страстные сюжеты. И вот все эти сюжеты мы можем выслушать вечером в Великий Четверг.

Пятница – это время, когда мы оплакиваем распятие Христа, совершается служба погребения, выноса Плащаницы.

Суббота: замечу, что сейчас смысл этого праздника, этого дня полностью пропал, исчез. Лишь в некоторых храмах есть попытки по воссозданию, возрождению исконного смысла этого дня. Если мы проведем виртуальный опрос, кто из слушателей знает, чему была посвящена Великая Суббота в Древней Церкви, думаю, что лишь процентов пять смогут дать правильный ответ. Поэтому сообщаю, что в Древней Церкви Великая Суббота была днем крещения тех, кто прошел оглашение. Все предшествующее время (это могло быть либо время Великого поста, либо более пространный период времени) были встречи, где катехуменам (оглашаемым) сообщались какие-то важные истины, связанные с христианской верой, христианской практикой. И в субботу вся община участвовала в крещении новообращенных.

На этой субботней литургии (которая сейчас совершается утром) есть очень важный момент – обилие чтений, так называемых паремий. Они читаются и читаются, их там очень много. Так вот, эти чтения раньше были функциональны, у них была своя задача, функция – занять каким-то хорошим развлечением, каким-то досугом присутствующих в храме верных, пока в баптистерии крещаются новообращенные, оглашенные, будущие братья и сестры. День субботний, утренняя служба посвящены именно этому.

В ночь с субботы на воскресенье уже совершается пасхальное богослужение, начинающееся с полунощницы, потом крестный ход, потом часы, потом утреня, потом Божественная литургия. Поэтому лучший способ окончательно приготовиться, раз вы до сих пор не готовы, – просто посвятить свои силы и свое время посещению этих богослужений, исполняя послушание ради церковной дисциплины. Церковь нам говорит посещать эти службы, и мы, как верные чада христианской Церкви, должны посещать.

– Многие мои друзья обязательно берут отпуск на первую седмицу Великого поста и на Страстную седмицу, потому что это действительно чрезвычайно важные и полезные дни (прежде всего для молитвы), чтобы мы могли каким-то образом изменить себя в этом мире.

Вернусь к своему вопросу. Мы встречаем Господа ветвями, вербой. Не уподобляемся ли мы тем самым евреям, которые потом будут кричать: «Распни Его, распни!»?

– Некоторые уподобляются, некоторые нет. Как и всегда в истории: некоторые люди плохие, другие хорошие. Замечу, что при входе Господа в Иерусалим в руках у кого-то были вайи, пальмовые ветви; наверное, это были детишки, которым было радостно, интересно. Они, может быть, и не понимали, что к чему, но что-то важное происходило, и они могли в этом посильно участвовать: прыгать, махать ветвями и так далее.

Очевидно, что когда уже были судилища и кто-то кричал: «Распни», дети там вряд ли участвовали. Другие люди, связанные с другими кланами иерусалимского общества, связанные со священниками, храмовыми  структурами, кричали. А более простые, более наивные были искренне рады тому, что великие события, обещанные однажды Богом через пророков, совершаются в истории Иерусалима, Израиля, и что они являются свидетелями, очевидцами этих больших Господних событий.

– Давайте вернемся к евангельским событиям. Господь вошел в Иерусалим. Понятно, что это радостное событие. И мы всегда будем радоваться, когда Господь входит в нашу душу; мы действительно должны встречать Его радостью, а не каким-то сожалением или ужасом. Часто среди православных мы слышим такие выражения, как, например, «угрюмое православие». Понятно, что прежде всего православие – радостное... Господь въехал в Иерусалим. Что дальше описывается в евангельских событиях?

– Он занимается чем-то нелогичным. Во-первых, провоцированием «верхушки» храма в Иерусалиме, устраивая так называемый погром: Он изгоняет торгующих из храма. И потом Он не делает того, что от Него ожидают: не начинает за что-то агитировать, поднимать градус политического противостояния. То есть Он занимается чем-то непонятным, а чем-то ожидаемым не занимается, тем самым полагая конец тем схемам, которые были связаны в обществе и, может быть, в фарисейских кругах с пришествием Мессии. Он говорит, что Мессия пришел, но иным образом.

Начинается добровольный путь через провокацию в храме к тому, чтобы Его все-таки арестовали и чтобы свершилось то, что Богом было однажды обещано и заявлено пророками. Бог должен спасти народ, умерев за человека, отдав Свою жизнь, жизнь невиновного Человека, Сына Божьего во искупление (дословно выкуп) за тех, кто виновен, грешен. Невиновный умирает за виновного – формула, которая была известна в древнем мире, совершается, сбывается. Невиновный, Праведник, Святой отдает Свою жизнь, для того чтобы виновные, грешники получили освобождение, прощение, примирение с Богом и вечную жизнь. Этому поступательному ходу от входа в Иерусалим к Голгофе и посвящены большие части Евангелий и богослужебный чин, порядок начинающейся Страстной седмицы.

– В Священном Писании говорится о тех, кто служил в храмах, то есть о храмовых священниках. Мы знаем о фарисеях и под фарисейством понимаем какой-то негатив. Все-таки что такое фарисейство? Кто такие фарисеи? И почему был необходим новый закон? Почему людям нужно было перестроиться, начать по-другому видеть, мыслить? Люди были слепы, глухи?

– Вопрос очень серьезный, требует ряда детальных обсуждений, пояснений. Общество того времени в Израиле было очень раздроблено. Была очень богатая, насыщенная, но устроенная как мозаика религиозная жизнь. Там были разные кланы, направления, движения, и мы узнаем это из Евангелий. Например, были саддукеи, фарисеи, какие-то зелоты. Был Иоанн Предтеча – и у него тоже были ученики. Были еще какие-то кумраниты, ессеи. Все это мы узнаем из сочинений библейских авторов, писателей, и это показывает, что общество было очень раздроблено.

Вы сказали о фарисеях. Многие думают, что фарисеи Христа убили. Как раз наоборот, фарисеи наименее в этом виновны, фарисеи были в стороне. Некоторые фарисеи были против Христа, другие – за Христа; некоторые стали христианскими учителями, апостолами. Например, апостол Павел. Фарисеи были близки к Христу по образу жизни, по вниманию к Писанию, по попытке практиковать Писание в жизни. И у них были наиболее острые дебаты.

А были те, кто был далек от дебатов Христа и фарисеев,– допустим, саддукеи, у которых был храм, они это любили, им все это нравилось. Вот им как раз и не нравилось учение Христа о том, что Господь делает нечто новое, что старые времена проходят и храмы с его кровавыми жертвами, кровавыми подношениями, видимо, Богу Израилеву уже не нужны. Вот они-то и были участниками заговора против Иисуса Христа.

– Вопрос телезрителя из Воронежа: «Батюшка, как приучить себя к чтению Псалтири? Полтора года назад я купил эту замечательную книгу и до сих пор никак не могу прочитать. Я был на святой Иверской земле, в Грузии, и там по благословению священника купил Псалтирь на русском языке. Это была единственная книга на русском языке во всем магазине. Как побороть лень, чтобы начать читать духовные книги?»

– Я нисколько Вас не осуждаю и не считаю, что Вы ленивый или какой-то недалекий. Потому что Псалтирь – это очень древний текст, очень древняя литература. И нас, людей XXI века, горожан, людей просвещенных, знающих много чего, отделяет от эпохи написания Псалтири очень и очень много столетий, даже тысячелетия. Нам тяжеловато читать и радоваться от чтения такого рода литературы. Поэтому нам нужны помощники в этом деле. Слава Богу, в наше время есть много чего в помощь. Во-первых, это комментарии. Есть разного рода комментарии на псалмы, православные, протестантские, католические – все они нормальные. Все, что публикуется, – это более-менее качественное, это можно читать, сравнивать.

Второе. Нужны разного рода справочники, библейские словари, энциклопедии. Они тоже есть. Есть словарь Брокгауза и Ефрона. Используя помощь этих пособий (комментариев, энциклопедий, словарей), рекомендую вам обратиться еще раз к псалмам. И не торопиться. Допустим, читать по одному псалму в день; возможно, в разных переводах (русском, церковнославянском, синодальном, в переводе Российского библейского общества), сравнивая их и пытаясь понять, какой смысл этого псалма изначальный и какое значение для тебя он может иметь.

И еще одна вещь: в Интернете есть много лекций, связанных в том числе и с комментированием, с попыткой объяснить значение разных псалмов. Резюме такое: было бы желание, а возможностей, чтобы обрести вкус, интерес  к чтению ветхозаветных и новозаветных текстов, очень много.

– На сайте «Азбука веры» есть очень удобный поисковик, очень легко можно все найти.

Кстати, по поводу псалмов. В 50-м псалме в конце есть слова: «...возложат на алтарь Твой тельцы». До этого все в псалме понятно, что сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. Но что означают эти слова?

– Да, очень хорошее окончание; непонятное, но благочестивое. Мы читаем псалом, молимся и как будто бы его понимаем. Но надо понимать, что автор этого псалма, видимо, не Давид и псалом был дополнен, дописан в более позднюю эпоху. Псалом содержит молитву, упование, что однажды храм, разрушенный в ходе завоевания, будет отстроен, восстановлен. Тут два варианта. Если Давид написал псалом, то он молится, что однажды храм он построит (до этого была скиния). Если этот псалом был дописан, переделан уже после плена или во время плена, то там была молитва о том, чтобы храм однажды был отстроен, воссоздан и чтобы в нем опять приносились Богом установленные жертвоприношения.

Заметим, что псалом 50-й одобряет разные жертвы, а Христос это уже осуждает, Христос против этой системы. Вывод такой: то, что в одно время работает хорошо, в другое уже является чем-то устаревшим, неправильным, тем, что нужно отложить в сторону, потому что на землю пришло нечто новое, правильное и возвышенное, а именно духовное, словесное поклонение Богу, и это поклонение Христос Сам нам и оставляет взамен древних кровавых жертв.

– Вопрос телезрителя из Москвы: «Что делать с веточками вербы, которые остались с прошлого года?»

– Много святынь скапливается в доме православного христианина в течение года. Это и вербы, и артос (скоро будет раздаваться). Сюда можно добавить старые церковные календари, бумажные иконки, которые уже потрепались и которые мы не используем по правильному назначению. Как быть с этими церковными полусвятынями? Есть очень хороший совет – убрать их в непопираемое место. Если мы все это бросим на дорогу и будем топтать – это плохо. Если бросим в помойку, в довольно постыдное место – тоже плохо. Поэтому надо выбрать какое-то непопираемое место и утилизировать. Если есть дача или домик в деревне, можно сжигать эти неактуальные церковные полусвятыни. Старую просфору, уже превратившуюся в камень, допускается бросить в воду или закопать в непопираемом месте.

– Еще один вопрос возникает часто. Мы освящаем куличи, яйца, пасху. Что потом делать с яичной скорлупой? Ко всему прочему сейчас выпускают очень много наклеек с изображением и Спасителя, и Богоматери, и святых. При употреблении освященных яиц, получается,  ты их рвешь. Непонятно, что с этим делать. И второе. Мы часто видим, как в храм приносят освящать в том числе мясо и вино; несут всю пасхальную трапезу, чтобы ее освятить. Это правильно?

– Про яичную скорлупу. Думаю, что ее можно утилизировать обыкновенно, в мусорное ведро. Что касается наклеек, то проблема есть: если там изображен образ, то первое действие – лучше их не покупать. Второй действие: если вам подарили такое яичко, нужно это священное изображение утилизировать так, как мы сказали до этого: в непопираемое место, закопать, сжечь и так далее.

Что касается Вашего второго вопроса про меню освящаемых блюд, то тут нет никаких жестких правил. По идее, такое поведение является логичным, потому что мы благословляем в храме непостную, скоромную пищу. То есть то, что во время поста мы не ели (а это и мясо, и разные веселящие напитки, разные кулинарные изделия), нам Церковь позволяет есть, и можно эти продукты освятить и благословить принесением в храм. Поэтому ничего зазорного не вижу в том, что в Великую Субботу люди приносят на освящение то, что у них есть дома и что они потом будут есть, разговляясь.

Говоря о мясе, о вине, напомню очевидную вещь, что разговляемся мы после Пасхи. В субботу мы пока еще ничего не едим: ни куличи, ни прочие яства. Все это мы будем вкушать за семейным застольем уже после Пасхи Господней. В некоторых храмах (для кого-то, может быть, это будет сенсация, новость) устраиваются застолья после окончания пасхального богослужения. Отслужили, помолились, причастились, время еще ночное, транспорт не ходит (три часа ночи, например), и правильно было бы устроить общее застолье, общую трапезу, где участвовали бы на одинаковых правах клирики, священники храма, диаконы и братья и сестры. Это будет совершенно правильная, уместная традиция в жизни православного прихода. В нашем храме это есть.

– Если еще где-то этого нет, то благочестивые прихожане могут это инициировать.

– Да. Предложить это настоятелю, и он, может быть, согласится.

– Вопрос по поводу артоса. Мы знаем, как происходит освящение артоса, как это звучно, как это красиво. Потом артос ставится при открытых царских вратах, потом раздается. Что такое артос? Что это означает?

– В Церкви есть спектр святынь разной силы, разного качества. Нет двух позиций: святое и не святое. Это не Евхаристия, не Причастие, артосом никто не причащается. Но это не простой хлеб, а освященный. Люди благочестивые его хранят, высушивают, а потом в случае какой-то духовной болезни, неустроенности, уныния употребляют с молитвой. Говорят, помогает. Это освященный, благословленный хлеб, связанный с Пасхой, с важным событием церковного календаря; пища, которая однажды может нас насытить, утешить, поддержать.

– Вопрос телезрительницы из Германии: «В Великий пост много разных чтений. Чтобы не впасть в уныние, как это все пройти? Может быть, с каждым постом постепенно увеличивать?..»

– Первый совет такой: читайте то, что читается в храме. Есть очень хорошие издания, в которых дублируется то, что в определенный день будет петься и читаться в храме. Просто следите за ходом богослужения, что читается в храме, и не более того.

Второй совет. Вообще говоря, время для чтения псалмов (время святой Четыредесятницы) уже прошло. Сейчас воистину время, когда нужно больше слушать, внимать, думать. Никаких духовных усилий в виде вычитывания, сурового поста сейчас уже не требуется – время поста, как я сказал, уже закончилось. А вообще, когда мы имеем дело с большим объемом текстов, очень хорошее правило (и для всех случаев жизни) – чувство меры. Какой смысл, если вы будете вычитывать половину Псалтири за присест, а потом у вас возникнет отвращение, аллергия, изжога? Кому будет хорошо от этого?

Чтобы такого не было, берите все по силам; например, один псалом в день и разбирайте его. Утром прочитали, потом весь день думаете о нем, вечером почитали комментарии, справочники, лекцию послушали. Вот хороший режим – один маленький текст в течение дня. Это очень хорошее и правильное христианское начинание. Если это будет совершаться изо дня в день регулярно, ваше чувство воли, дисциплины возобладает – это будет очень хорошо, потому что за год вы прочитаете Псалтирь внимательно, компетентно, погруженно два раза, что неплохо. А вообще есть календарь церковных чтений, где есть и Псалтирь, и кусочек из Нового Завета; можно идти по этому пути – что читает Церковь в этот день, то читайте и вы в течение Великого поста и вообще во все дни церковного календаря.

– Когда я слышу выражение «по силам», я понимаю, что это вовсе не значит в лености сказать: «Ну, мне это не по силам». Все-таки прикладывать усилия необходимо. Потому что если этих усилий нет, то, наверное, с каждым постом их будет все меньше и меньше?

– Усилия нужны, но слово «вычитывать» я не приемлю. Вычитывать никому ничего не надо, потому что ни Богу, ни вам от вычитывания никакой радости и пользы не будет. Поэтому должна быть какая-то середина, когда господствует чувство меры, дисциплина, христианское послушание.

Я, например, занимаюсь преподаванием и комментированием Писания и всегда хочу, чтобы люди были движимы любовью. Я занимаюсь изучением Писания из-за того, что  люблю это делать. Не потому, что я должен или меня благословили, – такого нет, я занимаюсь этим, изучаю древние языки потому, что мне это очень нравится; я люблю эти древние тексты, заниматься их изучением очень и очень интересно. И я хотел бы, чтобы многие жители нашего Отечества, тем более верующие люди, православные христиане, тоже испытывали бы любовь к Писанию.

– Кстати, если мы говорим о Писании, то имеем в виду не только Новый Завет, но и Ветхий...

– Конечно.

– Ветхий Завет для многих – все-таки закрытая книга, потому что там столько непонятного! И нужно изучать историю, чтобы просто понять ход повествования в Ветхом Завете. Вопрос: каким образом вообще привить интерес и любовь к знанию Ветхого Завета?

– Конечно же, это писание, сложное для понимания. И многие, начиная читать, например, Книгу Левит или Книгу Иисуса Навина, сразу расстраиваются – ничего непонятно, масса странных жанров, большие родословия, описание жертв, жестокие сцены убийства, разрушения городов, настоящего геноцида, которые вроде бы Богом благословляются. Это, конечно же, вызывает фрустрацию (есть такое модное слово) в сознании верующего читателя. Как быть со всем этим?

Помнить о том, что Церковь однажды решила, что Ветхий Завет нужен. Хотя во II веке новой эры были сомнения в том, нужен ли Церкви, христианам Ветхий Завет. Ведь уже есть Новый Завет: есть Евангелия, есть послания апостола Павла, Христос и Его учение. Нужен ли нам, христианам, Ветхий Завет? Была даже ересь маркионитов (ее основателем был Маркион), которая  Церковью отвергнута. Церковь сказала: Ветхий Завет – наша книга, никому его не отдадим, сохраним, будем читать, изучать, назидаться. И это решение, которое было принято Церковью мучеников, святых людей, мы должны проводить и сейчас в нашей жизни.

Как испытать любовь и нужную мотивацию к изучению книг Ветхого Завета? Повторю еще раз: комментарии, справочники, лекции онлайн. И добавлю еще четвертый момент: хорошо было бы, чтобы священники во всех приходах, во всех краях, регионах нашей Русской Православной Церкви, находящейся в России или за рубежом, занимались тем, чем занимались всегда люди в Церкви (святые отцы занимались этим, Ориген, Тертуллиан и прочие), а именно – комментированием Писания. Это очень интересное, увлекательное дело. Когда верующие собирались, пели гимны, псалмы, все было как у нас, но потом они посвящали большое время тому, что изучали, вместе читали, комментировали, слушали проповеди на разные чтения Ветхого и Нового Завета. Это была практика Церкви в течение столетий.

Лишь в последнее время все это вышло из церковной жизни, к сожалению, и мы заменили все это другими форматами церковного жития: акафистами, какими-то другими ритуалами. Все это хорошо, но всему свое место. Я думаю, что изучению Библии тоже есть большое место в нашем церковном обиходе, но, увы, это место не всегда правильно занимается.

– В данном случае хочу привести такое свидетельство. Я одно время преподавал в православной школе Ветхий Завет. Ребятам (это был третий класс) невозможно о чем-либо рассказывать каким-то мертвым языком. Мне приходилось всю эту историю рассказывать, как говорится, живым языком. И дети очень любили Ветхий Завет, потому что это реальная история с очень большим количеством событий, которые очень интересны.

Вернемся к Страстной седмице. Хочу спросить о том, как себя вести в эти дни в быту со своими близкими, коллегами. Все работают, и в эти дни приходится общаться с людьми, в том числе и с маловерующими. Как себя вести? Повесить нос, быть очень грустным, серьезным человеком или все-таки должно быть какое-то другое поведение?

– Думаю, что нужно вести себя подобающим образом. Причем нужно вести себя подобающим образом во все дни церковного календаря. Некоторые основательно «отрабатывают» дни Великого поста, выдумывают себе разного рода задания, например не есть сахар или чего-то еще, то есть сами себе максимально, радикально усложняют жизнь и думают, что у них уже есть индульгенция на весь год.

Но, вообще говоря, для верующего человека не должно быть такого различия между одними днями календаря и другими – нужно вести себя правильно во все дни года. Но, увы, мы обычно об этом забываем, и во время поста есть повод вспомнить о том, как себя правильно вести. И выясняется, что нужно взаимодействовать с коллегами, с начальством и при этом вести себя правильно, то есть уравновешенно, спокойно, без какого-то негодования, раздражения, недовольства, не сплетничать. Вести себя ровно, сдержанно, мотивированно, эффективно работать.

Если вы работаете в офисе и читаете акафист во время рабочего времени, то это очень плохая форма проповеди Евангелия и христианского образа жизни. Если ты работаешь, то должен работать так, чтобы начальник сказал: «Молодец, пять баллов!» А для всего остального есть вечернее время, богослужебное или раннее утро. Можно пораньше встать, приехать на раннее богослужение, в некоторых храмах есть ранние службы. А во время рабочего дня нужно вести себя как рабочий человек. Поддержу Вашу мысль о том, что хорошо было бы брать два дня отгула; четверг, пятница и два выходных – самое то.

– Я очень признателен Вам, что Вы нашли время посетить нашу студию. Благословите, пожалуйста, наших телезрителей.

– Дорогие друзья, братья и сестры! Очень рад нашему общению и вашим звонкам. Я желаю вам провести начинающиеся восемь дней правильным образом, как проводят их просвещенные, здравые, посвященные Богу и Церкви христиане. Бог вас благословит на вашем начинающемся страстном и пасхальном пути!

Ведущий Глеб Ильинский

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель строящегося храма во имя святой блаженной Матроны Московской города Санкт-Петербурга священник Михаил Проходцев. Тема беседы: «Самомнение, своенравие, своеволие и смирение».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать