Беседы с батюшкой. Родная вера русских - православие

16 июля 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы отвечает настоятель храма иконы Божией Матери "Державная" в поселке Кратово Раменского района Московской области протоиерей Николай Булгаков.

(В расшифровке сохранены некоторые особенности устной речи)

– Сегодня тема нашей передачи – «Родная вера русских – православие». Отец Николай, почему вопрос о родной вере актуален сегодня?

– Есть такое слово «родноверие», это неоязыческое понятие. И приходится в наши дни сталкиваться с тем, что, оказывается, наши молодые люди (юноши и девушки) начинают увлекаться этой верой, оставляют православие (конечно, это не может не волновать). Хотелось бы на эту тему побеседовать: может быть, они все-таки как-то услышат и задумаются вместе с нами об этом.

Вообще, когда встречаешь какие-то человеческие взгляды и даже слабости, всегда хочется понять этих людей, понять, какой положительный момент в этом присутствует. И в этом явлении тоже присутствует какой-то положительный момент. Это почитание предков, почитание своего Отечества, своей истории (как люди ее понимают)…Это все хорошо и замечательно. Но если задуматься, то ведь наши предки, которых мы хотим почитать, это прежде всего самые родные нам люди: отец, мать, бабушка, дедушка, прабабушка, прадедушка, фотографии которых мы храним. Мы знаем, что они любили в этой жизни, ради чего жили, какой был смысл их жизни, в чем они его видели. Это для нас очень важно.

А тут вдруг получается, что переходят через тысячу лет, через многочисленные поколения наших православных предков и обращают внимание на людей, которые жили давным-давно. Очевидно, они тоже были нам родными по крови, но это же так далеко! До Крещения Руси (какие-то люди и после Крещения Руси оставались язычниками).

Этим увлекались, например, славянофилы в XIX веке, когда стали интересоваться нашей стариной. Это был хороший момент, потому что шла борьба с западным влиянием. И, конечно, люди обращались к своим предкам, к своей культуре, к своим истокам. Но они оставались при этом православными. Когда тысячу с лишним лет назад князь Владимир, а перед ним его бабушка, равноапостольная Ольга, думали, какая вера нужна нашему народу, они выбрали православную веру и крестились. И они изменились (а мы помним, как изменила князя православная вера, благодать Божия). Но они все-таки тоже думали, выбирали...

То, что здесь очень много исторических искажений, это мы знаем. Например, мы знаем спор Белинского с Гоголем, когда Белинский был возмущен тем, что Гоголь обратился так явно с призывом жить по Евангелию ко всему обществу, уже став знаменитым писателем. Белинский возражал ему, что православие несвойственно нашему народу.

Гоголь ведь написал ему ответ; правда, он по своей мудрости и смирению не стал его отправлять Белинскому. Он написал очень короткий ответ, понимая, что споры бывают бесплодными. Тем не менее он не сжег свой ответ, а разорвал и положил в конверт. Но потом литературоведы восстановили этот замечательный текст: он пишет, что русскому народу было свойственно именно православие.

У него даже есть в одном письме замечательное толкование евангельской притчи о сеятеле. Он говорил, что сеятель (имеется в виду Спаситель) сеет по всему миру семя веры и оно падает на разную почву: на камни, в терние и на хорошую, добрую почву. И добрая почва, на которую упало это семя евангельской проповеди, – это как раз наша русская православная природа.

Православная вера оказалась близка по духу, по характеру нашему народу, и она его облагородила, очистила, укрепила в нем все лучшие черты. Когда Россия молилась, она спасалась,  писал Гоголь.  Она помолилась в Смутное время – и спаслась; помолилась в 1812 году – и спаслась. И он много писал о необходимости единства нашего народа, когда грозит опасность (как при наполеоновском нашествии, когда весь народ объединился и был как один человек). И действительно, православная вера объединяла наш народ, укрепляла его; можно даже сказать, что без православия нашего народа просто уже не было бы. История нам об этом говорит.

Что сейчас происходит, какие сейчас трудности, какие бывают нестроения, расколы – мы все это видим, но все-таки очень важно смотреть в исторической перспективе и видеть весь этот опыт. Потому что наши предки имеют этот опыт, а нам нужно взять его себе и обогатиться им. И когда приходят молодые люди, особенно подростки, на исповедь, бывает такой момент, что они каются в трениях с родителями. Я им говорю: «А какой смысл спорить? Если ты даже уверен, что мать и отец совершенно не правы (вообще не правы, кажется, на сто процентов), то не спеши спорить, возражать, не говори, что не хочешь их слушать; подожди и скажи, что подумаешь. Потом подумаешь и увидишь, что у них есть опыт, они старше (а опыт – это большое дело)».

И если посмотреть на опыт всех наших поколений за тысячу с лишним лет – сколько людей было!.. На нашей земле жили самые разные люди, наши предки были и полководцами, и князьями, и крестьянами, и воинами, и учителями, и врачами, и писателями, и музыкантами – кого только не было! А какое у них было мировоззрение? Смотришь – все были православные. Это же важно для нас. А почему они так думали? Среди них были гениальные люди. Взять, например, Пушкина. Как русский дух может быть без Пушкина? «Там русский дух, там Русью пахнет» – кто написал?

– Пушкин.

– Александр Сергеевич Пушкин (Царство ему Небесное). И Пушкин ведь был православным, а он был очень образованным, умным человеком. Гениальный был человек, прямо скажем. И как его почитал Гоголь! А он тоже был гением и тоже,  совершенно ясно, выбрал православную веру. Кстати, в отличие от Пушкина он очень долго жил на Западе, в Италии, особенно в Риме. Мне приходилось там видеть дом, где он жил, где он писал «Мертвые души». А совсем рядом, через несколько домов, жил великий сказочник Андерсен.

И Николай Васильевич Гоголь совершенно ясно ощущал на Западе опасность. Призрак коммунизма уже бродил по Европе, и Гоголь чувствовал эту опасность для нашего народа, он об этом совершенно прозорливо писал (это можно прочитать в «Выбранных местах из переписки с друзьями») за год до того, как Маркс и Энгельс опубликовали «Манифест Коммунистической партии».

Пушкин, Гоголь и Достоевский были настолько гениальными людьми, настолько любили наш народ, глубоко чувствовали его, будучи православными людьми, что именно они ощущали и опасности, которые предстоят нашему народу, и предсказывали это. В нашей литературе они как магистральная линия, они все были пророками, и Лермонтов тоже пророчествовал. И они хотели предостеречь наш народ: «Русь, куда ты несешься?» Чувствовали с болью, что этот полет, это устремление, конечно, должно быть облагорожено православной верой, иначе могут быть опасности, что и произошло в XX веке.

– Почему люди, которые приходят к родноверию, пренебрегают опытом предков и не ищут ответов на свои вопросы в православии?

– Тут, конечно, ответ очень простой, на мой взгляд. Дело в том, что в жизни идет духовная борьба. Эти два начала известны родноверам, но истинное понимание того, в чем суть этой борьбы, дал нам Сам Господь, Который пришел на землю, вочеловечился и открыл нам истину, что происходит: есть Бог, есть дьявол, есть эта борьба. И для этого Он пришел: чтобы спасти людей от вечного дьявольского плена. А дьявол очень хитрый, он хитрее человека, и он все время ищет пути, как человека увести от Бога.

У нас было увлечение коммунизмом, коммунистической идеей. Тоже были положительные устремления, люди хотели справедливости, правды, им не нравилось, что богатые и бедные имеют разные права, хотелось послужить народу – это все понятно. Но без православия это было опасно, потому что враг уводил людей от истины. И мы знаем, что много было сделано положительного, но самое главное – душа человека. В том-то и дело, что православие создавало душу человека, очищало, возвышало ее.

В язычестве, как я понимаю, больше такого: что-то нужно взять, попросить, получить, а с самим человеком что будет? Что будет с ним в этой и особенно в будущей жизни? Материалистическая идеология говорила, что души у человека вообще нет, душа отрицалась. И это было самое главное заблуждение.

Причем наше поколение очень хорошо помнит, когда стала выдыхаться коммунистическая идеология. Когда стало понятно, что в ней больше слов и расхождение с делом, и люди жили иной жизнью; сами руководители нашего коммунистического государства стали увлекаться Западом, стали любить западные командировки. Наш народ уже чувствовал этот духовный голод и стремился найти, к какому источнику припасть.

И вот тут началось такое (я это очень хорошо помню), когда в магазинах ничего не продавалось (ни православная, ни оккультная литература), люди искали эту литературу, увлекались летающими тарелками, парапсихологией, экстрасенсорикой, всевозможным оккультизмом, йогой, восточными религиями. В лучшем случае, слава Богу, люди приходили к православию, чувствовали, что что-то другое – это не то, не наше, чужое.

Когда в 90-х годах появилась свобода, к нам хлынули восточные, западные проповедники, но наш народ, слава Богу, устоял против этого, не поддался этому западному влиянию. Кто-то поддался, кто-то даже уехал за границу. Как они там живут? Ходят в наши храмы и за границей тоже. Ведь наши эмигранты, которые были вынуждены после революции покинуть свою Родину с великой болью, страдали без нее и не имели возможности под страхом смерти сюда вернуться. Но они строили храмы на всех континентах, в этом тоже был Промысл Божий, чтобы наша православная вера распространялась по всему миру.

Храмы построили даже в Австралии и в Африке. Но без храма, без православия люди не могли себя считать русскими. И когда люди уходили от коммунистической идеологии, от материалистического мировоззрения, они в лучшем случае возвращались в православие, но дьяволу это, конечно, не понравилось: «Хорошо, коммунизм вас не устраивает, а православие меня не устраивает, тогда вот вам родноверие. Смотрите, вот наше родное, не западное, свое». Простите, а что же тогда делать со всеми поколениями наших предков, которые жили эти тысячи лет, ходили в храм?

Я помню, когда я стал ходить в церковь в советское время, меня поражало, вдохновляло, радовало, что я слышу то же самое, что слышал Пушкин, Гоголь, даже Ломоносов, Менделеев. Ведь когда Господь дает сделать какие-то открытия в науке (скажем, Менделеев открыл периодическую таблицу), так и живи дальше, уже открыто и принято, что это истина. Зачем же возвращаться к незнанию или заблуждению, которое было до этого открытия? Так же и здесь.

Говорят, что якобы силой нам навязали православие, с чем как раз и спорил Гоголь. Но это же не так. Гоголь говорит: нет, без огня и меча было принято православие, как раз наоборот. И даже когда действительно были кровавые гонения в XX веке, наши новомученики остались верны православной вере. И такой свободолюбивый, такой преданный своей вере народ где еще найдешь? Давайте смотреть на ближайшую историю. Мы ведь знаем, что даже в 1937 году, когда была перепись населения, был вопрос об отношении к вере,  и две трети сельского населения и треть городского тогда назвали себя верующими людьми.

– Не побоялись.

– Да. У меня есть такой пример. Недавно почила Слава Александровна Шапошникова. Слава – это советское имя, потому что она была дочерью очень высокого чиновника НКВД, но в крещении Фотиния. Почти 90 лет ей было, кода она почила. В 1937 году, когда ей было девять лет, ее нянька не боялась у них в доме учить ее вере, молитве, посту. Эта простая женщина говорила ей: «В пост мясо едят только баре и собаки». И когда ее пытались чем-то кормить в пост, она говорила: «Нет, я это не буду». В такой семье, в такое время эта простая женщина не боялась учить православной вере ребенка, которого ей доверили. Девочка училась в элитной школе, где учились дети советских начальников, и они все хвастались, кто у кого отец, а она говорила: «Есть Тот, кто важнее всех пап. Это Бог».

Действительно, если посмотреть на нашу историю, то мы все-таки остались верными даже в этих гонениях; и тогда, когда были войны, и когда были нестроения, смутные времена. Ведь это же опыт, мы же обращались к вере. Например, праздник Покрова Божией Матери. Мы знаем, что он имеет истоком то чудо, которое было в Константинополе много лет назад во Влахернской церкви. Греки его не празднуют, но празднуют у нас. Причем у нас это любимый праздник.

Кстати, природа сама показывает: в этот день очень часто у нас на Руси выпадает первый снег, земля покрывается снежным покровом. Естественно, это связано с небом. И вот наши люди убедились в том, что Матерь Божия покрывает нас Своим покровом, Она избрала нашу Святую Русь (так ее именовали наши предки, потому что она своим идеалом, смыслом жизни выбрала святость). Святую Русь возлюбила Матерь Божия.

Наши русские люди убеждались многократно, что Она действительно всегда покрывала нашу землю. Причем в такие моменты, когда невозможно было надеяться на какую-то человеческую помощь, на войско, на медицину, а к Матери Божией обращались слезно, бросались на колени и почитали Ее иконы, умоляли Ее. И Матерь Божия помогала. Поэтому празднуется у нас Покров Божией Матери так, как нигде в другом мире, даже в православном.

– А для родноверов всего этого как будто нет...

– Да. Теперь смотрите – наши близкие предки. Блаженная Матрона Московская. Я родился, когда она еще была жива, молилась здесь. Помню ее скромную могилку в Москве, на Даниловском кладбище, как приходили на эту могилку; потом уже очереди были человек по сорок, молились, получали помощь. А сейчас рака с ее мощами находится в Москве, в Покровском монастыре, и к ней постоянно стоит многочасовая очередь. Причем в этой очереди половина стоят без цветов, половина – с букетами цветов. То есть половина людей приходят просить, вторая половина – благодарить, приносят ей цветы. Значит, она помогает.

И как это все близко к нам! Это наши предки, наши святые сродники. Я думаю, если какой-нибудь молодой человек из тех, кто интересуется родноверием, придет в праздник всех русских святых в наш православный храм, если он услышит эти молитвы, эти дивные песнопения: «Русь Святая, храни веру православную, в ней же тебе утверждение», – то его сердце не останется равнодушным, потому что мы прославляем наших святых сродников (сродники – очень теплое слово).

Блаженная Матрона Московская помогает людям в самых разных обстоятельствах. Заболел (даже раком) или какие-то трудности, пьянство, наркомания – обратись к ней, попроси; она же помогает, это очень близкая к нам святая. Она жила здесь во время войны, с 1942 по 1950 год. Восемь лет жила в доме Ждановых на Арбате, в Москве, в Староконюшенном переулке. Господь сподобил меня причащать, соборовать и потом отпевать Ждановых, прежде всего Зинаиду Владимировну Жданову и ее брата, Сергея Владимировича, у которых и жила Матрона.

Зинаида Владимировна рассказывала мне про нее, как это все было. Она первая опубликовала воспоминания о блаженной Матроне, через нее-то мы и узнали про Матрону. Было даже время, когда мы думали, что блаженная Матрона Дмитриевна Никонова (Московская) и блаженная Матрона Белякова (Анемнясевская) – это одна и та же святая. Потом оказалось, что нет. Они жили примерно в одно время, но это были разные святые, та тоже была великая чудотворица.

Это все близкие к нам святые, и даже ветхозаветные (скажем, Илья Пророк) нам близки. Святитель Афанасий (Сахаров), который составил службу русским святым, включил Илию Пророка в число русских святых, который по крови совершенно не русский.

Родноверы говорят, что христианство – это еврейская вера и была нам навязана. Но русский народ полюбил Илию Пророка, хотя против него евреи бастовали, он обличал еврейский народ в отступлении от истинного Бога. Наш народ полюбил его – опять же исходя из опыта. Дождика нет, засуха – молились, служили молебны Илье Пророку, и когда шли на такой молебен, брали с собой зонтик. И вера людей оправдывалась. Или наоборот: когда дождем все заливает, молились – и солнышко появлялось. Это действительно наш любимый русский святой.

Или, например, святитель Николай. По-моему, в каждой машине его иконка. Как же без него?.. Это же море чудес. Начиная от Александра Невского, который молился на коленях. Враги были численно сильнее, но он говорил: «Не в силе Бог, но в правде». И Господь помогал, и побеждали. Причем было еще такое видение, что Борис и Глеб (наши первые прославленные русские святые) беседовали между собой: «Давай поможем нашему сроднику Александру»; молились – и он побеждал.

А потом Александр Невский с ними помогал Дмитрию Донскому, а потом Суворову и Кутузову тоже помогали наши предки, а уже в Великую Отечественную войну опять обратились к Александру Невскому, к Суворову и Кутузову.

– Даже орден Александра Невского был учрежден.

– Да, в 1942 году; и орден Кутузова, и орден Суворова. Война-то началась в день всех русских святых. И русские святые, конечно же, помогали нам побеждать. Посмотрите воинский календарь главных сражений. Там все это видно.

– То есть все сражения совпадают с памятными датами?

– Я не могу сказать, что прямо все; просто обратил внимание, что очень важные этапы войны были связаны с какими-то днями наших русских святых.

– Например?

– В Храме Христа Спасителя есть эти мраморные доски, и там даты сражений и день памяти святого. То есть наши предки были уверены: если в день святого совершилось сражение, то святой, конечно, помог.

Прохоровское сражение было в день Петра и Павла в 1943 году. А победа была вымолена нашим народом и дарована в день Пасхи – 6 мая 1945 года, когда Германия признала себя побежденной. К тому же это день великомученика Георгия Победоносца. «Егорий», как у нас говорили. У нас же был Георгиевский крест, святой Георгий был покровителем нашего сухопутного воинства, покровителем наших моряков был Николай Чудотворец, Андреевский флаг в честь Андрея Первозванного; на главном ордене Андрея Первозванного было написано: «За веру и верность». А когда появился воздушный флот,  тогда генерал Кованько (еще до революции) избрал покровителем наших воздушных сил Илию Пророка. В день Илии Пророка у нас День воздушно-десантных войск.

Если посмотреть на все это – вопросов не должно оставаться. Настоящий русский дух невозможно представить себе без наших святых, без людей, которые были глубоко верующими. Вспомним Пушкина или Пирогова...

– Менделеева.

– И так далее, до сегодняшнего дня. У нас рядом Жуковский, испытательный аэродром. Мне рассказывали люди, которые уже ушли (которых мы провожали здесь и напутствовали Святыми Таинами, причащали, соборовали), что все наши генеральные конструкторы – Королев, Туполев, Сухой, Мясищев, все эти гениальные люди были верующими. Мне говорил один человек, который работал с Туполевым, что он был беспартийный, потому что все знали, что он верующий. И когда его тоже агитировали вступать в партию, говорили: «Что ж ты не вступаешь? Один Туполев у нас беспартийный», он отвечал: «Я буду вторым». И Гагарин, известно, был верующим человеком. Кто предложил восстановить Храм Христа Спасителя в Москве? Гагарин предложил.

– Я не знал.

– Да. Это был пленум ЦК комсомола, а рассказывал про это полковник Петров, который был его преподавателем в академии Жуковского. Они приехали на экскурсию в Троице-Сергиеву лавру, это сердце Святой Руси. Там был церковно-археологический кабинет, где был макет разрушенного Храма Христа Спасителя. В то время на его месте был бассейн (потому что не получилось возвести Дворец Советов) – чудовищный, уродливый. Вот что значит, когда люди, которые строили, не были верующими. Православные люди строили прекрасные храмы, лучшая архитектура в мире – это наши храмы допетровского времени, до начала западных влияний. Мы для постройки нашего храма Державной Божией Матери взяли образец из псково-новгородской архитектуры.

Так вот, когда Юрий Гагарин увидел макет Храма Христа Спасителя, услышал историю этого разрушения, он задумался, а потом, когда был пленум ЦК комсомола по патриотическому воспитанию, сказал: «Вот храм, давайте его восстановим, это будет памятник нашему воинству, он будет зримым уроком православия и патриотизма». Он же был построен в честь победы над Наполеоном; русские люди понимали, что их освободил от наполеоновского нашествия прежде всего Господь, и в благодарность Ему возвели этот Храм Христа Спасителя, который спас наше Отечество.

Настоящий патриотизм без православия немыслим, потому что если бы не заступничество Матери Божией, нашего народа уже просто не было бы. Кстати, ведь не только мы свидетельствуем об этом, это же говорят иностранцы. Есть же известное выражение, что Россия единственная страна, которая держится Богом, иначе непонятно, как она вообще существует.

А территория? Когда мы были язычниками, то было маленькое княжество, а потом, когда мы стали православными, Господь дал нам самую большую территорию в мире. Святитель Николай Сербский, который очень любил нашу страну и был здесь, прекрасно сказал: «Мы знаем евангельскую заповедь: блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Самая большая территория в мире дана самому кроткому народу в мире».

Родноверы говорят, что православие воспитывало покорность; это говорили и коммунисты. Все одно и то же, и с либералами родноверы смыкаются, кстати говоря; это очень интересно, об этом уже написано. Они говорят, что православие воспитывало покорность, но дело обстоит совсем наоборот. Потому что смирение – это великая сила. Суворов как учил солдат? Победи себя – и будешь непобедим. Опять опыт. Ни одного сражения он не проиграл. «Молись Богу – от него победа». «”Пресвятая Богородице, спаси нас”, “Святителю отче Николае, моли Бога о нас” – без этих молитв ружье не заряжай, штык не обнажай, ничего не начинай», – говорил Суворов.

Одна наша бабушка в Жуковском прекрасно сказала: надо все начинать со лба. И когда ты хочешь действительно решить какой-то вопрос, когда хочешь что-то понять, искренне стремишься к истине, помолись Богу – и Господь поможет, откроет. Он хочет, чтобы все могли спастись и в разум истины прийти. И обязательно поможет тому, кто стремится познать истинного Бога, то есть Святую Троицу.

– Что такое настоящее смирение? Почему родноверы не понимают истинного смысла этого качества?

– Мне кажется, тут нужно иногда просто задуматься, не спешить. Смирение связано с мудростью. Есть слово «смиренномудрие». Мудрость говорит тебе: «Подожди спорить, успеешь, твое мнение никуда от тебя не денется, подумай немножечко». Что-то, может быть, примешь; может, будешь говорить: да, мама, я все-таки хотел бы так и так. Ну ладно. Все равно это будет твое решение, но нужно иметь дух смирения. И этот дух смирения дает человеку многое. Чтобы смириться, нужна воля.

Гоголь писал: не так трудно сказать своим желаниям «да»; трудно сказать своим желаниям «нет». Эта духовная борьба, о которой мы говорили, идет прежде всего внутри нас самих. Она и будет идти всегда. И именно внимание к себе важно. Гоголь говорил, что его духовный путь был в обращении на себя, на свою душу: что во мне происходит, какая во мне идет борьба. И тогда человек видит, что именно в нем самом это происходит, что он не может справиться даже со своими мыслями, потому что мысли-то ведь не свои.

Как одна бабушка говорила своему внуку, когда он увлекался коммунистическими идеями в XIX веке: «Да какое это твое мнение? Тебе “капнули” в ухо, вот и все твое мнение». Лучше действительно как-то задуматься, почитать, поинтересоваться историей...

Был такой человек святой жизни, как я его ощущал в общении с ним, – митрополит Ленинградский, потом Петербургский, Иоанн (Снычев). У него есть замечательная книга «Русская симфония». Тем русским людям, которые интересуются нашей историей именно с православной точки зрения, очень советую внимательно почитать эту книгу. Ее автор был молитвенник, умница, гениальный человек, очень любивший нашу Родину, он был из крестьян русского духа. И в книге он говорит: «Думайте, русские люди, думайте».

Надо думать. Столько мудрых людей у нас размышляло на эти темы: Хомяков, Киреевский, Самарин, Данилевский… Они осмысливали всю историю человечества, русскую историю. Этим надо поинтересоваться, посмотреть, все это нам оставлено, это наше наследие, наше сокровище. Наши предки очень хотели, чтобы мы были верными тому, что для них было важным. А для них самое главное было – православная вера, когда они кровью полили нашу Родину за веру, царя и Отечество, прежде всего за веру православную. Почему? Потому, что православная вера – это сокровище духовное, которое дает нам спасение.

У язычества нет святых. Сколько у нас святых? Миллионы. И сколько воинов погибло! Сколько простых людей, которые скромно, тихо, но очень твердо в нравственном отношении прожили на этой земле... Я помню, как одна бабушка преставилась на Крещение. Я ее исповедовал перед кончиной, и она сказала: девять детей у меня было, всех родила, никого не убила, всех вырастила. Я ее исповедовал, причастил, соборовал, и в день Крещения она попила водички, которую только что освятили, и спокойно отошла.

Сколько таких людей было на нашей земле, которые тихо молились, тихо постились, тихо растили детей… А когда враг нападал либо с запада, либо с востока, просто брали оружие, шли, благословясь, перекрестясь, защищать свою веру, свое Отечество православное – и взошли на небеса. Они нам помогают теперь, мы же знаем это. Они молятся за нас.

И когда был Поместный Собор Русской Православной Церкви в 1917 году, когда было это катастрофическое нашествие безбожия на нашу землю, тогда те, кто там собрались, почувствовали, что своих сил справиться с этим нашествием не хватит. А почему оно случилось? Всегда люди русские знали: если кто посягает на веру – значит, враг, с ним разговор короткий. Но когда люди поддались на эту пропаганду, тогда потеряли все, даже свое имя потеряла наша Россия. 

Вот тогда решили, что справиться своими силами не смогут, хотя были молебны, крестные ходы (например, в 1918 году был крестный ход святителя Николая на Красной площади). И тогда решили, что нужно восстановить празднование русских святых, и начали писать службу. Святитель Афанасий (Сахаров), наш великий святой, новомученик и исповедник, который тридцать лет провел в лагерях и ссылках, все эти годы совершенствовал службу русским святым. И чудесным образом остался жив, прошел все испытания.

Кстати, молился он пророку Илье, потому что в лагере серьезно стоял вопрос питания. А ведь пророк Илия во время голода напитал сарептскую вдовицу; и молились ему. И в день пророка Илии их прямо завалили посылками. Даже на каком-то помещении пришлось написать «Продуктовый склад». Вот опыт наших предков, совсем близких к нам. А они нам передали опыт своих предков. И вот эта ниточка, эта традиция, эта связь, это духовное преемство – наша великая сила, которую нужно хранить и умножать.

– Попрошу Вас сказать еще несколько слов в качестве итога нашей передачи и благословить наших телезрителей.

– Итог такой. Дай Бог всем нашим молодым соотечественникам, которые, конечно же, ищут смысл жизни, ищут правды, ищут свое место в жизни, ищут верности своему Отечеству (это замечательные стремления),  обрести их в нашей святой православной вере, в нашей Святой Православной Церкви. И да хранит нас Господь! И Матерь Божия Пресвятая Богородица, и все русские святые пусть хранят нас на всех наших путях.

Ведущий Денис Береснев

Записала Елена Кузоро

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает председатель Совета по культуре Санкт-Петербургской епархии священник Илия Макаров. Тема беседы: «Празднословие и дар слова».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы