Беседы с батюшкой. Уральская духовная школа

20 мая 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
В екатеринбургской студии нашего телеканала на вопросы отвечает иеромонах Корнилий (Зайцев), ректор Екатеринбургской духовной семинарии.

– Заканчивается очередной учебный год, впереди лето. Для студентов это прекрасное время отдыха, а для профессорско-преподавательского состава – период подготовки к новому учебному году. С чем входит в этот период Екатеринбургская духовная семинария?

– Хочу отметить, что большие перемены произошли в семинарии в начале учебного года:  стала действовать магистратура по церковной истории, а также помимо здания при кафедральном соборе у нас появилось еще одно красивое отдельное большое здание, в котором мы смогли разместить всех магистрантов очного и заочного отделений и подготовительный курс. То есть в течение всего учебного года занятия проходили в двух основных зданиях (помимо спортивных залов, площадок, где у наших студентов проходят занятия по физической культуре).

Год близится к завершению, у кого-то уже начинаются экзамены, зачеты. Выпускным курсам еще только предстоит сдать единый государственный экзамен, защитить выпускную квалификационную работу. В дальнейшем – как всегда, приемная кампания. Поэтому заканчивается один этап учебного года, а следующий этап наступает. Мы уже сейчас готовимся к приемной кампании. К сожалению, мы не смогли провести день открытых дверей так, как хотели провести, но придумали разные другие варианты, как  можем общаться с абитуриентами. Диалог уже есть, мы получаем вопросы и отвечаем на них. В общем, жизнь учебного заведения идет вот в таких рамках: учебный процесс, сессии, зачеты, экзамены, выпускной и – новый поток, новый набор.

– Какие воспоминания остались о предыдущем этапе? Чем он запомнился помимо того, что есть новое здание и введена новая магистерская программа?..

– Этот год вообще останется ярким на воспоминания не только в учебных заведениях, а вообще во всех сферах жизни нашего общества и страны в целом. Но если говорить о каких-то особых этапах уходящего года, то могу отметить следующее. Мы постарались держаться на том же уровне, на каком и всегда была наша семинария. Мы приглашаем интересных людей, гостей, проводим конференции. Наша конференция имеет очень высокий статус, к нам приезжают высокие гости, которые встречаются со студентами не только нашей семинарии, но и вузов, проводят встречи с православной общественностью. Это такие замечательные гости, как протоиерей Павел Великанов, протоиерей Стефан Домусчи. К нам приезжала Нина Валериевна Квливидзе, искусствовед; она проводила встречи с нашими студентами и со студентами Уральского федерального университета. Особые встречи у нее прошли в Ново-Тихвинском женском монастыре с матушками, которые также занимаются иконописью. Такие встречи, такие лекции сами по себе незабываемы и неповторимы. Много было и других гостей, всех перечислять не буду, но хочу сказать, что это одна из главных характеристик нашей семинарии – у нас каждый месяц (один раз в месяц) проходит интересная встреча.

Мы посещаем какие-то интересные места, совершаем паломничества в святые обители, значимые святые места, храмы. Посещаем пожилое духовенство (тех, что находятся на заслуженном отдыхе); с ними проходят встречи, на которых они делятся опытом. Уже традиционно перед праздником 9 Мая приглашаем ветеранов и тех людей, которые воевали в горячих точках. Устраиваем концерты к Новому году, Рождеству, Пасхе, где тоже бывают гости. Общаемся со студенчеством города, то есть к нам приезжают студенты из других вузов, предлагают свою программу, мы в ответ – свою программу. Наши студенты стали частыми гостями в других учебных заведениях.

Особо мне хотелось бы выделить Уральский юридический университет Министерства внутренних дел. Ректор очень благоволит к нам, проявляет особую заботу о своих студентах, об учебном заведении. Когда бываешь у него в гостях, видишь, как там все происходит, как трепетно он ко всему относится, сам загораешься, самому хочется так же трудиться, что-то делать, вносить какие-то новации. Все, в принципе, понятно, но на самом деле это яркие страницы уходящего года нашей семинарии.

– Весенние месяцы этого года выдались напряженными в связи с угрозой заражения коронавирусной инфекцией. Из-за этого учебные заведения по всей стране вынуждены были перейти на новые форматы учебного процесса. Как эти задачи решила Екатеринбургская духовная семинария?

– Мы эти задачи решили очень просто. Мы – духовное учебное заведение, но учебное заведение, у которого есть лицензия на образовательную деятельность, и сейчас ведется подготовка к получению государственной аккредитации. Мы как бы в двойном подчинении: в первую очередь мы подчиняемся Учебному комитету и в целом Министерству образования; все рекомендации, которые были озвучены для всех вузов страны, мы неукоснительно исполняем. И как только мы получили благословение отца Максима всех студентов отправить домой, мы это сделали. Тогда еще не были до конца понятны масштабы этой эпидемии. Я помню, как с болью сердца встретился со студентами – мне не хотелось расставаться с ребятами. У нас были планы: впереди был светлый праздник Пасхи, мы готовились к этому празднику. У нас была особая программа, посвященная 75-летию Победы. Но так как было благословение, я созвонился с митрополитом Кириллом, нашим правящим архиереем, получил его благословение, и в этот же день все студенты разъехались – каждый к себе домой.

– В глазах у ребят была грусть или радость?

– Естественно, когда слышишь, что едешь домой, глаза блестят по-особому – предстоят особые встречи с родными, друзьями. Но при этом, конечно, есть и грусть, потому что планы, совместные праздники, дни рождения, концерты – все это остается под вопросом. Поэтому как я был в замешательстве, не знал, что будет дальше, так и ребята задавали вопросы: «Батюшка, сколько это продлится? Когда брать обратный билет?» Представляете, каково мне было говорить, что не надо брать билеты до определенных указаний...

Все студенты разъехались по домам, и на следующий же день мы перешли на дистанционное обучение. То есть у нас почти не было перерыва. Это благодаря тому, что у нас уже была платформа, мы готовились. Дистанционное образование – это новый этап в образовательном процессе в целом, очень хорошее подспорье для дополнительного получения каких-то параллельных знаний. Поэтому платформа уже была готова, нужно было только правильно сориентировать некоторых преподавателей (как действовать) и подключить ребят.

К сожалению, мы живем в такое время, что в далеких уголках нашей страны, в том числе нашей области, нашего края, не у всех даже есть Интернет, и тут приходилось проявлять какую-то смекалку. Иногда приходилось записывать все уроки, лекции, которые проводились дистанционно, и потом отправлять этому студенту, чтобы он по телефону смотрел, как все происходит. Но, как показало время, дистанционное обучение тоже может быть увлекательным, интересным, занимательным, нужно просто творчески подходить к этому. И дистанционное обучение тоже может принести свои плоды, которые не будут формальными. Нужно дать навыки студенту самому получить информацию, разобраться в вопросе, а потом вопросы, которые остались, озвучить преподавателю или целой группе на семинаре.

Но при таком хорошем, успешном ведении дистанционного образования я все равно скажу, что стационарное, очное обучение оно не заменит. Потому что образование – это не только учебный процесс, хотя это на первом месте. Но равно важно и воспитание, воспитательный процесс, когда мы видим студента, общаемся с ним, он чувствует нас, а мы чувствуем его. Думаю, что стационарное образование должно остаться в приоритете; по крайней мере, в таком учебном заведении, как духовная семинария Русской Православной Церкви.

– Вы предвосхитили мой вопрос: что дальше? Сейчас дистанционное образование имеет место, и его сильные стороны вы используете в своем учебном заведении. А как дальше? В ближайшей перспективе вы так и планируете?

– Конечно, нет; таких планов у нас нет. Форма дистанционного обучения будет присутствовать, продолжать совершенствоваться, расти. Мы будем разрабатывать курсы, выделять специальных преподавателей, чтобы они занимались именно только этой платформой, но полностью перейти на дистанционное образование невозможно и было бы неправильно.

Раньше студента духовной семинарии именовали воспитанником. Думаю, это правильно и четко подмечено, потому что студента не только обучали, но и воспитывали. А воспитание в себя включает очень многое. Это и дисциплина: вовремя встать, помолиться, вовремя лечь, прийти на ужин, вовремя прийти на богослужение, подготовиться к богослужению. Дистанционно это сделать сложнее. Конечно, студент может все расписать, как должна идти служба, но нет той атмосферы, которая есть в храме, когда общаешься, прихожане молятся, священник в алтаре и нужно все подготовить для богослужения. Дистанционно это сделать сложно.

И вообще в целом очень важен контакт преподавателя и студента. Ведь когда я присутствую на лекции, я вижу глаза своих студентов; вижу, как они усваивают материал, как они его принимают. Если они что-то не поняли или пропустили, мне приходится сделать какие-то правильные акценты. Студент должен иметь возможность задать вопрос профессору, и это личностное общение очень важно. Студент должен научиться говорить в аудитории, отвечать. Этому тоже нужно учиться, без этого никак.

– Да, это необходимые навыки.

– Эти навыки как раз формируются, приобретаются именно в очной среде, когда студент погружен в эту среду, видит, как другие сверстники это делают. Один урок пения чего стоит! Представьте, сидит группа в тридцать человек, студент выходит, и ему надо спеть тропарь на какой-нибудь глас. Кто-то сделает это легко, потому что привык петь дома на клиросе, а кто-то раньше никогда не пел. И студент должен побороть свой страх и стыд, выйти и спеть. Эти уроки важны, потом в храме легче будет служить. Представьте, если очень стеснительный батюшка будет скромно давать возгласы, тогда тот, кто стоит в конце храма, не сможет услышать, какая молитва, какая часть богослужения сейчас идет. Все эти моменты вроде незаметны, не всегда лежат на поверхности, но они очень важные.

Поэтому, думаю, сейчас нужно немножко подождать, как дальше будут развиваться события. Большой поклон всем тем, кто трудится, не жалея своих сил, в борьбе с этим вирусом. Низкий поклон врачам, которые полагают свои жизни. Они помогут выровнять, исправить эту ситуацию. И как только все встанет на свои места – приедут студенты, заселятся в комнаты, придут в аудитории, пойдут в библиотеку, получат книги, получат доступ к электронной библиотеке (у нас подписано соглашение и есть доступ к любой библиотеке по всей стране и даже за границей). Всему этому нужно учить, и все эти навыки студенты будут приобретать в стенах семинарии.

– Как будет проходить прием вновь поступающих? Какая форма?

– Мы готовы и к первому варианту, и ко второму. Если ситуация не позволит вызывать абитуриентов для сдачи вступительных экзаменов, мы готовы провести это дистанционно. Здоровье каждого человека – это приоритет, и рисковать этим мы, конечно, не будем. Поэтому если будут оставаться какие-то сомнения, если будут рекомендации со стороны Министерства образования, Министерства здравоохранения и нашего начальства, мы проведем прием дистанционно. Можно будет подать заявку, написать заявление, какое-то эссе, выйти по скайпу (или любой другой удобной программе) на видеосвязь, поговорить, обозначить какие-то моменты. А со временем, когда это станет возможно, приехать и учиться. Если Божьей милостью в августе пандемия сбежит от нас и мы забудем о ней как о страшном сне, тогда стены нашей семинарии заполнятся смехом, разговорами, громкими голосами студентов – и все будет по-другому.

– На какие направления происходит набор? Какие программы действуют в этом году, отличаются ли они от предыдущих?

– Глобально ничего не меняется. Так же происходит набор на пастырское отделение (бакалавриат), которое готовит будущих пастырей. Немножко меняется учебный план. Дело в том, что мы стараемся идти в ногу со временем и все рекомендации Учебного комитета, которые поступают, считаем за благословение, которое мы должны выполнить, не оттягиваем их на год-другой, а стараемся в начале года воплотить. Поэтому какие-то изменения будут. Где-то появляются новые дисциплины, где-то появляются дисциплины немного подредактированные, где-то дается больший объем часов на изучение. То есть изменения есть, учебный план поменяется. Это то, что касается бакалавриата.

Если говорить о магистратуре, то магистратура живет первый год, и очень успешно. Ребята получают образование, учатся, выступают с интересными докладами, посещают конференции. Есть у нас планы что-то изменить, открыть что-то новое, но пока мы не будем об этом говорить. В следующий раз, когда Вы пригласите меня на беседу, я расскажу об этом, задумки есть.

Также у нас есть регентское отделение церковного пения, где мы готовим регентов церковного хора. Приглашаем ребят и девчат. В этом году у нас стали действовать еще вечерние курсы. По благословению Святейшего Патриарха наша семинария одна из первых воплотила в жизнь такую идею: регентам храмов, не имеющим музыкального образования или имеющим светское музыкальное образование, но не имеющим церковного образования, мы оказываем помощь, поддержку. Это экспресс-курсы, где предоставляются книги, литература, ноты, формируются определенные навыки. То есть сейчас регентская школа имеет некий объем подачи учебного материала: ребята не только стационарно учатся, но есть вечерние курсы, и вот эти курсы для уже трудящихся на клиросе.

– Расскажите немножко подробнее о подготовительном курсе, который начал действовать буквально с прошлого года. Будет ли он в этом году?

– Он начал действовать в новом формате. До этого был подготовительный курс, но он считался как первый курс семинарии. Для того чтобы сохранить пятилетнее образование, не терять целый год, мы сохранили первый год, назвав его подготовительным. Но в этом году мы решили немножко поэкспериментировать и сделать его действительно подготовительным. То есть ребята живут теперь не в общем здании, а отдельно, при храме Успения Божией Матери. У них свое здание, свои аудитории, к ним приезжают преподаватели. Каждый день они посещают богослужение. Полная подготовка к богослужению, проведение богослужения и уборка после богослужения – все это на ребятах. Батюшка вносит какие-то коррективы, подсказывает, но колокольный звон, приготовление просфор, облачения, пение, чтение на службе – все это на плечах студентов.

Более того, мы рискнули – они у нас говорят проповеди. Хотя по учебному плану проповеди произносят студенты уже выпускных курсов. Мы стали читать каждую среду акафист Божией Матери, и после акафиста в небольшом Успенском храме студент выходит и говорит краткую проповедь, посвященную Божией Матери, молитве к Пресвятой Богородице. Как показывает практика, это оказалось очень важно, и я ни разу не пожалел об этом, не было такой мысли, что зря мы поспешили.

Таким образом, ребята посещают занятия, выполняют домашние задания, у них очень много пения, чтения на славянском языке. Потому что церковнославянский язык – это язык молитвы, богослужебный язык. Иногда смотришь: студент вроде бы уже выпускник, а делает какие-то ошибочки, которые бабушки отмечают. Так вот, мы решили сделать этот подготовительный курс действительно подготовительным. Ребята читают Псалтирь, Евангелие на церковнославянском языке; все это разбирается, объясняется, какие-то слова выписываются.

Подготовительный курс у нас в особых, тепличных условиях. С ребятами проводится очень много бесед на разные темы. Иногда темы этих бесед ребята задают сами. Мы с ними просматриваем какие-то фильмы и потом их обсуждаем. С ними больше проводим экскурсий. Все семинаристы посещают какие-то выставки, экскурсии, но с ними (я был куратором этого курса) мы просто ходим, например, в лес гулять или можем пройтись просто по улице. Если ко мне приезжают какие-то гости, я их тоже всегда приглашаю, чтобы они видели, как происходит общение, в каком формате, как все это нужно организовать, провести. Например, проходят встречи с ветеранами войны, с пожилыми прихожанами, которые уже двадцать лет посещают храм (со времен его строительства).

Еще ребята берут интервью, учатся и этому. Может быть, в будущем они будут Вашими коллегами. Например, у прихожанки юбилей, мы им даем задание, чтобы они поговорили с ней немножко, а потом написали что-то в нашей местной газете. Ребята это делают. У нас есть социальные сети, где публикуется разная информация, и мы иногда ребятам даем задание написать, например, что прошла служба, а после службы состоялся такой-то концерт. Вот таким образом ребята задействованы. Мне показалось, что это очень хороший опыт, мы будем его продолжать, и, даст Бог, в предстоящем учебном году подготовительный курс будет в таком же формате.

– Если у этих ребят обучение еще впереди, то выпускникам совсем скоро предстоит период сдачи единого государственного экзамена, защита своих дипломных работ и получение диплома на руки. Учебное заведение заботится о том, куда дальше пойдут студенты? Хотел бы спросить Вас, как ректора, куда дальше отправятся ваши выпускники?

– Во-первых, хочется сказать, что это удивительное время для выпускников. С одной стороны, оно трогательное: человек волнуется, переживает, что его ждет. Я тоже волнуюсь, как их судьба будет устроена. Но перед этим им предстоит сдать экзамены, и это стрессовая ситуация, переживания; в этот момент особая молитва.

Наших выпускников мы не бросаем, всех распределяем на места служения. Некоторые из них (кто находится в священном сане) уже имеют место служения. То есть они имеют приход, где совершают свое диаконское или священническое служение. Тот, кто еще не определился, у кого все только намечается, после того как будет рукоположен в сан диакона или священника, точно так же получит указ на место своего служения. У нас обучаются студенты не только из нашей епархии, но со всей митрополии, со всей области, то есть из пяти епархий. Наши выпускники едут и в соседние епархии, их ждут и в Челябинске, и в Ханты-Мансийске. Им там рады, потому что их багаж знаний, их опыт важны и могут там пригодиться. Поэтому все студенты, как правило, получают направления. Ну а те, кто желает, могут продолжить свое обучение в магистратуре в нашей семинарии или в столичных духовных школах, это не возбраняется. Главное, чтобы был интерес, желание и мотивация.

– Разные дороги. Выбор есть.

– Да.

– Вы несколько раз уже подметили в нашей беседе, что обучение в семинарии – это не только образовательный процесс, но еще и воспитательный. Хотелось бы услышать от Вас, в чем заключается этот элемент обучения в Екатеринбургской духовной семинарии.

– Да, я сам все время и себе, и другим напоминаю, что наши студенты – это еще и воспитанники, которым мы будем прививать особые навыки (богослужебные, молитвенные и в целом как учиться). Иногда ребята приходят после школы и не знают, как учиться: как составить конспект, как подготовиться к зачету, экзамену или просто к семинару. Все эти навыки они приобретают в семинарии. В семинарии они вместе живут, вместе питаются, делят стол, делят аудиторию, несут какие-то общие послушания. Поэтому волей-неволей все мы друг на друга влияем, и очень хорошо и правильно, когда это влияние будет нести только положительный заряд. Но всякое бывает в жизни; бывают и такие моменты, которые тоже нужно пройти, и это тоже важный опыт. Бывает, возникает какое-то недопонимание – как разобраться, как разрешить эту ситуацию? И здесь как раз и помогают воспитательные процессы.

Святитель Феофан Затворник пишет о воспитании, что это очень нелегкое, но благородное дело. Без любви, без самоотдачи, без чего-то настоящего сложно воспитать – дети тебе не поверят; они будут говорить «да», но выполнять свое и жить по привычке, как они привыкли. Потому что у каждого уже есть какой-то опыт: положительный, негативный, опыт доверия или недоверия, разочарования в людях. И наша задача – научить доверять в первую очередь Богу, что тоже трудно, а потом доверять друг другу; видеть в том, кто рядом с тобой, образ Божий. Человек, который рядом, – это твой ближний, о котором говорил Христос. Кому ты должен помочь? Тому, кто рядом, – он твой ближний. Вот это и есть воспитание.

Воспитательный процесс не ограничивается только распорядком дня. Это и посещение театров, выставок. Это и общие богослужения, причем не только в нашем кафедральном соборе, но в Храме-на-Крови или в других храмах, в которые мы выезжаем на богослужения, где много гостей, архиереев. Это тоже воспитание. Студенты видят культуру церковную, видят, как это должно быть. Ведь многие не знают и никогда не узнают, как это должно быть, а мы должны воспитать их, сделать церковными, культурными людьми, передать им традицию, красоту Православной Церкви, которую очень важно сохранить и не потерять.

Ко многому можно относиться так, что это необязательно, не столь важно; мол, если не сделаешь, то ничего страшного не будет. Я думаю, воспитательный процесс закладывает в человеке важные ценности, и когда тот выходит из стен семинарии, по нему сразу видна выправка, подход к некоторым вопросам, ответственность, серьезность к тем или иным событиям, к богослужению, к людям, к освящению своей жизни и жизни других людей. Ведь мы должны быть светильниками для других и для себя, мы должны светить своей жизнью. Поэтому воспитательный процесс имеет важное значение в нашей духовной школе; без него никуда.

– Семинария у обывателя обычно ассоциируется с обучением только молодых людей. Но ведь в Екатеринбургской духовной семинарии обучаются в том числе и девушки. Например, на регентском отделении...

– Да. Екатеринбургская духовная семинария состоит из пастырско-богословского отделения и певческого (регентского), где мы готовим регентов церковного хора. Но это не только для девушек. Бывает и парень великолепным регентом и может справляться с этим. Поэтому это особый факультет, очень интересный, там приобретают навыки не только хорового пения, но занимаются вокалом, дирижированием, изучением истории Церкви, истории богослужения, литургикой. Все эти дисциплины раскрывают всю глубину и красоту церковной службы, объясняют, почему нужно служить вот так, а не иначе, как правильно подобрать репертуар церковного пения для всенощного бдения и литургии, чтобы создать особый, правильный молитвенный дух, чтобы это не было концертом, но и не было уныло, печально. Всему этому можно научиться, все эти секреты можно узнать на факультете церковного пения.

Мне так верится и хотелось бы, чтобы в ближайшем будущем девушки могли получать не только образование регента, певчего. Можно открывать и другие факультеты: церковное искусство, иконопись, шитье… Здесь у нашей семинарии есть очень большой потенциал и простор для роста. Я надеюсь, будут какие-то новые предложения для наших потенциальных абитуриентов.

– Отец Корнилий, спасибо большое за эту беседу. Мне хочется, чтобы в конце программы Вы обратились к будущим абитуриентам и вообще к нашим зрителям. Возможно, что-то Вы не успели сказать; или в процессе разговора родилась какая-то мысль, которую хочется озвучить...

– Дорогие друзья! Выбор профессии – это всегда волнительно, всегда интересно. С детства мы мечтаем кем-то стать, что-то нас привлекает, влечет к себе. Но кто-то из нас слышит в своем сердце зов Божий и призывается к служению Церкви, Богу, людям. Откликнуться на этот зов Божий очень важно. Постарайтесь услышать этот голос Божий в своем сердце, сделайте первый шаг. Я уверен, у вас все получится, устроится – и вы будете учиться в одном из самых лучших учебных заведений нашей страны и Урала.

Ведущий Тимофей Обухов

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель строящегося храма во имя святой блаженной Матроны Московской города Санкт-Петербурга священник Михаил Проходцев. Тема беседы: «Самомнение, своенравие, своеволие и смирение».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать