Беседы с батюшкой. Торжество православия

15 марта 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель храма святых равноапостольных Константина и Елены протоиерей Михаил Браверман.

– Тема сегодняшней передачи посвящена предстоящему воскресенью – удивительному празднику, который называется Торжество православия. Именно об этом мы сегодня будем говорить.

Когда я впервые в своей жизни услышал о таком празднике, мне казалось, что это, наверное, самый главный праздник в истории Церкви. Потому что само название – Торжество православия – это торжество православной веры, торжество православных христиан. Даже если смотреть на икону «Торжества православия», возникает ощущение какого-то невероятного праздника. В чем же главная суть этого праздника?

– В том, что Бог торжествует в Своем мире, Бог торжествует в истории, Бог торжествует в Своей Церкви. У нас есть полнота радости – о том, что мы принадлежим Православной Церкви, что мы учимся жить как православные христиане. И прежде чем говорить о торжестве православия, скажем о том, что же такое вообще православие.

Когда-то, еще в I веке, благая весть о Христе Спасителе и Благая Весть Христа Спасителя пришла из Иерусалима в Афины, в мир греческой мысли. Именно в этом мире евангельская весть получила богословское измерение, и очень многие греческие слова, термины мы до сих пор используем в нашей церковной жизни.

По-гречески слово «православие» («ортодоксия») состоит из двух слов. «Орто» – значит, «прямо», «право, правильно». А вот слово «докса» имеет два значения: «мнение» и «слава». Таким образом, чтобы правильно славить Бога, необходимо иметь о Нем правильное представление. Потому что именно из нашего знания о величии Бога происходит наше смиренное представление о самих себе. Именно из нашего знания о Боге происходит наша к Богу молитва, наша убежденность в том, что Господь с нами – и мы можем славить Его в храме и жизни.

В 843 году, в первое воскресенье Великого поста, в главном храме Византийской империи – Храме Софии Премудрости Божией – состоялся праздник, связанный с постановлением иконопочитания, догматически утвержденного еще Седьмым Вселенским Собором 787 года. Тогда этот день назвали воскресением православия. Теперь этот праздник – Торжество православия – понимается нами как победа над всеми искажениями, всеми лжеучениями, всеми ересями, которые когда-то возникали в церковной истории. И конечно, радостно, что Бог может торжествовать в нашей жизни, а мы можем правильно Бога славословить; в этом наше христианское призвание.

– Я так понимаю, это очень краткое изложение...

– Это история того, что было когда-то, но в чем сейчас мы участвуем, потому что первое воскресенье Великого поста доныне всегда – Торжество православия. И, совершая Великий пост, мы хотим, чтобы Бог торжествовал в нашей жизни.

– Было время, когда быть православным было просто опасно для жизни. Сейчас времена очень благополучные, и сейчас никто не будет укорять или обвинять в том, что ты православный, и за нательный крестик никто не будет тебя преследовать...

– В России.

– Да, в России. Торжество православия – это только российский праздник или он празднуется и в других странах?

– Это праздник всей Православной Вселенской Церкви по всему миру, это торжество здравого, правильного учения о Боге. И как замечательно, что этот праздник связан именно с иконопочитанием, потому что икона – это живое свидетельство о том, что Бог действительно стал Человеком. И как говорит Седьмой Вселенский Собор в своем определении, честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу; и поклоняющийся иконе поклоняется ипостаси того, кто на ней изображен.

Принадлежа Православной Церкви, будем помнить, с какими трудами, какими подвигами была связана защита правого, правильного учения от лжеучения, искажения. Будем ценить возможность не просто называться православными, а учиться быть православными. Будем ценить возможность видеть Бога на иконах и поклоняться образу, тем самым воздавая честь Первообразу – Самому Христу Спасителю.

– Вопрос телезрителя из Белгорода: «До VI века христианство было и в Сирии, и в Египте, по всему Ближнему Востоку. Что произошло с торжеством нашего православия, что мы не только потеряли все территории и православия, и христианства, но и столицу потеряли – все попало к мусульманам туркам? Что случилось?»

– Христова Церковь называется апостолом Павлом Христовым Телом; соответственно, Церковь повторяет в истории путь Христа Спасителя. Христос Бог, когда служил на земле, не принимал царских почестей, кроме одного дня – когда входил в Иерусалим накануне Своей крестной смерти. Христос Бог был гоним. И апостол Павел так и говорит всем нам: «Все хотящие жить благочестиво будут гонимы». Торжество Христовой Церкви, торжество православия – это не внешняя победа над врагами или язычниками, это победа здравого учения о Боге, это победа Самого Бога, Который присутствует и в гонениях, и в страданиях. Это победа Бога, Который стал Человеком и принял на кресте смерть. Но принял ее для того, чтобы эта смерть стала началом Его воскресения, а соответственно, и воскресения нашего. Поэтому видимые неудачи, видимые неуспехи, видимые поражения Христовой Церкви не должны нас смущать, потому что от этого мира в конце концов останется только то, что будет воцерковлено и приведено к Богу.

– Спасибо большое за такой хороший, подробный ответ.

Торжество православия – это торжество православной веры. Это значит, что все люди, исповедующие православие, должны быть уверены в том, что они православные. Ведь часто мы называем себя православными, не ходя в церковь, не читая Евангелие, не молясь, а просто по принадлежности к вере отцов, так скажем.

– И это хорошо. Лучше быть укорененным в своей традиции, лучше знать, чему учит Христова Церковь.

– Но насколько все-таки в нашей повседневной жизни нам необходимо познавать свою православную веру? И каким образом это можно сделать? Только ли через чтение, например, святых отцов или через посещение катехизаторских курсов? Или для этого нужно слушать священника? Каким образом человек может отвечать перед Господом за то, что он православный?

– Начнем с того, что каждый разумный человек понимает, что он плохой православный. Но человек хочет исправиться. И для этого нам дано время Великого поста – чтобы мы чуть-чуть стали ближе к Богу. Но мне кажется, что на самом деле все начинается с богослужения и Евангелия; более того, на богослужении Евангелие и звучит. То есть быть православным – это не просто выучить наизусть Символ веры, не просто прочесть несколько книжек. Быть православным означает жить в Церкви и жить Церковью. И все, что Церковь нам предлагает – богослужение и участие в нем, участие в церковных таинствах, Священное Писание, творения святых отцов, а теперь еще и катехизаторские курсы, – все это замечательно и  должно составлять неотъемлемую часть жизни православного христианина. Потому что всю жизнь мы – Христовы ученики, всю жизнь мы учимся Бога любить и учимся жить по Его святым заповедям.

– Вопрос телезрителя из Воронежа: «Как получилось такое разъединение внутри православия? Есть Константинопольская Церковь, Элладская Церковь, Грузинская Церковь и так далее. Я сам армянин, но принял православие. По своей сугубой молитве я избавился от греха (не скажу какого), приняв православие, что лишний раз свидетельствует о том, что истина в православии. Даже мусульмане или буддисты почитают Богородицу, и они знают, что истина во Христе. Есть тайные мусульмане, есть тайные иудеи, которые поклоняются Христу. Но что я хочу сказать? Самые святые места (после Иерусалима) – это четыре места: Иверская земля – удел Богородицы, Киево-Печерская лавра, Дивеево (самый святой монастырь в России) и Святая Гора Афон. Прошу прокомментировать мои слова, потому что Ваше мнение для меня очень важно».

Как я понял, вопрос в том, почему есть разделение на Церкви?

– Существуют Поместные Церкви, они самоуправляемые, но между ними существует братское единство в молитвах и таинствах. Поэтому само по себе деление на Поместные Церкви – Албанскую, Американскую, Чешских земель и Словакии, Японскую (автономную), Финскую (автономную) – не разделяет христиан, потому что где бы христиане ни жили, какого бы правящего архиепископа, патриарха ни поминали, они соединены друг с другом в молитве и церковных таинствах.

Существует другое разделение, – разделение, которое является греховным. Господь говорит: «По тому узнают, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою». И вот разделение, которое является не единством любви, а разделением ненависти, действительно разделяет людей; люди – грешники.

– В любом случае Глава нашей Церкви – Господь Иисус Христос. Поэтому все наши разделения могут быть преодолены...

– ... знанием и памятью о том, что Глава Церкви – Сам Христос Спаситель, Он есть Первосвященник. Все остальные священнослужители (диаконы, священники, епископы) – это те, кто участвует в служении Христа, те, кто Ему сослужит. Потому что таинства совершаются Духом Святым, Господом Животворящим.

– Где-то я читал, что пока служатся литургии, ничто не может одолеть православие. Бывая в разных церквях, видишь в одной церкви на богослужении много верующих, в другой – два-три человека. Я помню, на литургию в одном большом соборе в будние дни приходил один человек или даже никто не приходил. В любом случае литургия ведь служится не только для прихожан. Литургия – это какой-то необходимый акт для самих служащих?..

– Литургия – это действо, которое необходимо для жизни нашего мира, потому что на литургии поминаются и живые, и усопшие. Литургия являет присутствие Христа среди нас. Поэтому не так уж важно, большой это собор или маленький храм. Господь говорит: «Где твое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них».

– В каждом храме мы видим много икон. Понятно, что иконы Спасителя и Богоматери для нас самые главные, и даже если нет алтарной преграды, эти иконы обязательно стоят, и мы предстоим пред ними. Дома в домашних иконостасах (в наборе икон, скажем так) есть много икон, в том числе разных святых. Я слышал о том, что если есть икона какого-то святого, то необходимо обязательно читать молитву этому святому. Получается, если икон у человека много, то это должна быть большая служба. Поясните, пожалуйста, этот вопрос.

– Если икон очень-очень много, более того, если это икона всех святых, не надо перечислять их имена, можно сказать: «Все святые, молите Бога о нас. Аминь». Но вообще замечательно, что Господь дал нам Свой образ. У нас есть образ Пречистой Божией Матери. И у нас есть иконы святых. Когда мы на них смотрим, мы видим, сколько же святых помощников дал нам Господь в нашей жизни!

Апостол Павел говорит, что в Церкви мы сограждане святым. Мы, самые обычные, духовно очень маленькие люди, в Христовой Церкви являем единую Церковь, единую общину вместе со всеми святыми. Как это замечательно! И действительно, можно и нужно изображать Христа Спасителя, можно и нужно изображать Божию Матерь. И раз можно изображать Бога, ставшего Человеком, то можно изображать и святых – тех людей, в которых Духом Святым просиял Сам Христос Спаситель.

– Вопрос телезрительницы из Санкт-Петербурга: «В Ветхом Завете Господь упоминается под именем Саваоф. Что значит это имя? Почему со временем оно исчезло и Господа так больше не называют?»

– В Ветхом Завете вообще очень много самых различных имен Божиих, и никуда они не исчезли, потому что весь Ветхий Завет принят Православной Церковью. Имя «Саваоф» означает «Бог небесных воинств». Это имя звучит в Божественной литургии в одной из тайных молитв священника. Поэтому это имя, как и многие другие имена, присутствует и в богословии, и в богослужении.

– Следующий мой вопрос связан с иконопочитанием. Есть иконы, которые с течением времени стали ветхими; например, лик Господа потемнел, потому что икона хранилась неправильно, допустим. Что в этом случае делать?

– Так исторически было, что иконы в России покрывали олифой. Олифа со временем темнела, поэтому люди в какой-то момент забыли, какие у них красивые, прекрасные иконы. И только когда реставраторы их открыли заново, началось возрождение иконописи. Произошло это в конце XIX – начале XX века. Икону, если она старинная, должен реставрировать профессиональный реставратор, конечно.

– А если, например, нет денег на реставратора, можно ли принести такую икону в церковь?

– Можно, конечно.

– Я видел иконы, которые называют запечатанными. Это иконы, на которых стоит штамп XIX века о том, что эта икона запечатана, то есть как бы запрещена. В связи с чем было такое?

– Я не видел таких икон, но действительно среди икон канонических, одобренных Церковью, существуют и неканонические образы. Например, понятно, что Бога Отца никак нельзя изобразить, тем не менее традиция изображает Бога Отца в виде некоего старца. Хотя эти иконы и неканонические, они встречаются в церкви; к этому надо относиться спокойно.

– Вопрос телезрителя из Москвы: «Можно ли держать в доме старообрядческие иконы, которые достались по наследству? Мы принадлежим православной вере. Или стоит эти иконы отнести в старообрядческий храм?»

– Я думаю, что можно и нужно держать старообрядческие иконы в своем доме и возносить перед ними молитвы Христу Спасителю. Это наша история.

– Иконы в доме часто соседствуют, например, с телевизором – ну, маленькие у нас квартиры. Например, у людей в стенке в одном отсеке стоят иконы, а рядом – телевизор. Что в этом случае делать?

– Иконам, согласно определению Седьмого Вселенского Собора, должно воздаваться должное поклонение. Представьте себе, позвал кого-то президент Российской Федерации к себе на прием. Человек же будет готовиться целую неделю, рубашку новую купит, ботинки почистит. Точно так же и в храм человек должен заходить – в Церковь мы приходим к Богу Отцу, поэтому как благоговейно внутренне и как достойно внешне должен вести себя человек!

Икона – это память о Боге, икона – это присутствие Бога Своею благодатью среди нас. Поэтому, конечно, икона дома должна находиться в соответствующем, приличном для этого месте.

– Продолжим разговор об исповедании веры православной. Торжество православия – праздник, который объединяет нас всех. Объединяет еще и особой любовью, потому что в этот день всегда видишь, как люди радуются и приходят на этот праздник не в черных одеждах, не в черных платках. Сложилась традиция во время Великого поста выглядеть и одеваться, так сказать, великопостно: не просто скромно, а очень аскетично. Но все-таки мы приходим к Господу на литургию, наверное, с радостью. Можно ли прийти в праздничной одежде?

– Можно. Конечно, есть связь между нашей одеждой и нашим внутренним устроением. Естественно, если человек хочет вести внутреннюю строгую жизнь в течение поста, то, как следствие, он будет одеваться более скромно, более строго, чем в обычные дни. Но Господь говорит нам, что мы должны поститься не видимым образом, чтобы показаться таким людям, – тогда нашей наградой будет наше тщеславное мнение о самих себе и оценка других людей. Поститься надо только для Отца, и, как говорит Господь, «Отец, видящий тайное, воздаст тебе явно».

Конечно, люди должны приходить в храм и со слезами о своих грехах, и с радостью о том, что Господь нас любит, нас прощает, нас к Себе принимает. В храм идем в идеале как на праздник, и не только в день Торжества православия, но и во все воскресные дни, потому что каждое воскресенье в Церкви – это всегда воспоминание о самом главном событии мировой истории – о победе над смертью. И в Воскресении Христовом, как говорит святитель Григорий Палама (чью память мы будем прославлять через неделю), мы все участвуем и будем участвовать. Будем участвовать, потому что Бог Отец, воскресивший Сына Своего, воскресит и  нас; а уже участвуем потому, что уже сейчас, в этой жизни, мы принадлежим Христу, принадлежим Православной Церкви.

– Как я понимаю, Торжество православия – это для нас повод, чтобы вообще задуматься о своей жизни. Потому что ведь иконоборчество было совсем недавно. Я помню, как в храме на Лесном проспекте настоятель рассказывал, что во времена, когда церковь была закрыта, несколько сотен икон храма пошли в банно-прачечный комбинат в качестве дров. Люди мылись в бане, которая топилась вот такими, что называется, дровами. Я знаю, что бывают такие случаи, когда человек, кощунственно относясь к святыне, получает явное наказание за это при своей жизни, и это наказание бывает явным и для других. Но мы знаем и о том, что люди, творящие очень много беззаконий, вроде бы жили нормально в течение всей своей жизни и умерли в глубокой старости...

– Но ведь со смертью не заканчивается бытие души. Со смертью человека ожидает суд, а на суде – либо оправдание, либо осуждение. Поэтому не надо этому давать оценку, только Господь Бог ведает посмертной судьбой человека.

– Вопрос телезрительницы из Санкт-Петербурга: «Хочу спросить, что означает полумесяц на православном кресте на некоторых храмах?»

– В древности было изображение креста с проросшим из него древом жизни. Потом это изображение стало изображением креста с якорем. Якорь есть христианский символ надежды. Вот так бы я ответил.

– То есть это такой якорь в небо.

– Якорь в Царство Небесное.

– Сейчас задам вопрос, который, может быть, покажется совсем глупым: только ли иконы, изображения святых являются иконами? Может быть, еще что-то для нас является иконой?

– Наверное, весь мир является в чем-то иконой Божией любви. Не иконой Самого Бога, но Его к нам отношения, Его о нас Промысла. Я бы сказал, что звездное небо над нами – это икона всемогущества Божьего и Его же любви, потому что среди всех миров, галактик, есть наша планета, которую Господь сотворил для человека, и на этой планете Господь еще и воплотился, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную.

– Мы знаем, что человек создан по образу Божьему. Можем ли мы относиться к человеку как к иконе?

– Именно как к образу Божьему мы и должны относиться к человеку. Другое дело, что каждый должен знать, что человек поврежден грехом. Икона может потемнеть, икону можно чем-то сверху закрасить. Но внутри человека таится образ Божией любви. И задача человека, задача всей его жизни, особая задача Великого поста – это раскрытие иконы, раскрытие образа Божьего, то есть актуализация всего того, что нас с Богом роднит, актуализация самых добрых, лучших качеств человека.

Часто мы сталкиваемся с таким явлением. Например, есть Феодоровская икона Божией Матери, Владимирская икона Божией Матери, Казанская и так далее. И если молиться, например, от пьянства, то только перед иконой «Неупиваемая Чаша». Я помню, на одной из выставок икон была выставлена большая икона начала XIX века, где буквально на каждом изображении было подписано: эта икона помогает от курения, например, эта – от пьянства и так далее. Вот такая «пояснительная» икона. Возможно ли такое прочтение иконы?

– Все возможно верующему. Конечно же, когда мы получаем благодатную помощь от иконы или хотим эту помощь получить, мы помним о том, что икона для нас как окно к тому, кого она изображает. Если мы молимся, например, перед той или иной иконой Пречистой Божией Матери, то помощь исходит от Самой Царицы Небесной. Так уж получилось, что перед той или иной иконой молятся при тех или иных обстоятельствах. И правильно делаем, что молимся; просто будем помнить, от кого исходит помощь.

– Если мне необходимо помолиться об избавлении от того или иного греха, но этой иконы у меня нет, то не стоит унывать, можно просто обратиться к Первообразу, к Божией Матери. То же самое по поводу святых. Есть у нас особо почитаемые святые: Николай Угодник, Спиридон Тримифунтский и так далее. Мы читаем о тех чудесах, которые они совершили, и эти чудеса нас так возгревают, что мы молимся именно этим святым. Откуда взялась традиция обращаться к святым? Например, к святителю Николаю?..

– Святитель Николай – это особая история. Потому что святой Николай, можно сказать, самый добрый святой, и у нас есть некая внутренняя уверенность, что он нам не откажет. Об этом на самом деле говорит его житие. Мы знаем, что при земной жизни святитель Николай помогал самым разным нуждающимся людям. И у нас есть уверенность (а у кого-то и опыт), что он нам действительно не откажет, что всегда поможет, всегда услышит.

Почитание святых – вещь удивительная. Потому что, конечно же, в храм мы приходим к Богу. Но на пути к Богу мы не одиноки – у нас есть и в этом мире друзья и помощники, есть священнослужители, наставники, духовники. Более того, у нас есть Церковь Торжествующая, Церковь всех святых – Церковь ангелов, архангелов и множества святых. Конечно, если мы любим Христа, то любим и Пречистую Божию Матерь, от Которой Бог рожден прежде всех век и стал еще и Человеком. И любим всех святых – тех людей, которые Богу благоугодили своей жизнью. И знать жития святых, знать историю святых, недавнего времени и совсем древнего – это необходимость, потому что мы хотим иметь помощников, друзей, мы хотим иметь тех, кто нам может помогать.

– Вопрос телезрительницы из Воронежской области: «Мария Египетская, как сказано в ее житии, была с длинными волосами. А на иконах ее почему-то иногда изображают с короткими волосами. Почему? И еще один вопрос. Часто, стоя в храме, я смотрю на икону Христа Спасителя. А надо ли смотреть? Или нужно стоять, опустив глаза? Дома я не смотрю так, а в церкви она меня почему-то притягивает. Скажите, как правильно себя вести? Ведь иконы не похожи на людей, а мы обращаемся к ним как к живым. Как вести себя с иконой?»

– Замечательный вопрос. Прекрасно, что Ваши глаза притягивает лик Спасителя на службе. И зачем смотреть в пол, когда можно смотреть на лик Христа Спасителя и помнить, что незримо Он действительно присутствует во время богослужения в Божьем храме?

Икона, как Вы сказали, не очень похожа на реального человека. Икона действительно имеет символический язык, и присутствие Бога в нашей жизни на самом деле превосходит обыденную реальность. Вспомните, Евангелие рассказывает о том, как ученики после воскресения, встречая Христа, каждый раз Его видели, но не узнавали. Они понимали, что это Он, но внешне не могли Его узнать. Действительно, образы Христа Спасителя немножко отличаются один от другого, но, глядя на каждую икону Христа, мы не можем не узнать в ней нашего Бога, ставшего еще и Человеком.

– Вопрос о литургии и об ангелах. Во время литургии есть такой момент, когда поется Херувимская песнь «Иже Херувимы...». Диакон кадит иконы и нас. Что это означает? Если мы призываем помощь ангела-хранителя – это одно. А здесь какой-то очень сакральный момент. Мы в этот момент становимся как ангелы?

– Церковь призывает нас в какой-то момент стать как ангелы. Что делают ангелы на небесах? Ангелы внимают Богу, ангелы Бога славословят. И вот Херувимская песнь призывает нас по примеру ангелов отложить всякое житейское попечение и сосредоточиться на том, что будет происходить в храме. А в храме будет происходить Великий вход, являющий собой выход Христа Спасителя на крестную смерть в Иерусалим, и дальше будет происходить самая главная часть литургии – пресуществление, изменение, преложение хлеба и вина в истинное Тело и Кровь Христа Спасителя. И вот Херувимская песнь и призывает нас в какой-то момент стать как ангелы – отложить всякое земное попечение и служить Богу молитвой, богомыслием и поклонением Ему.

– Опять вопрос, связанный с иконами. После того как человек причастился, священники не рекомендуют целовать иконы. Так ли это?

– После причащения Святых Даров куда идут миряне?

– Запить.

– Такой технический момент... Запили – дальше сосредотачиваемся на богослужении. А в конце литургии мы крест же целуем, правда? Соответственно, можно прикладываться и к иконам.

– Еще один вопрос, связанный с иконами в храме. Расположение икон каким-то образом регламентировано?..

– Иконостас строго регламентирован, в определенном порядке располагаются лики святых… Наш храм был построен десять лет назад, и когда мы его оформляли, просто исходили из целесообразности размещения того или иного образа в том или ином месте, не придерживаясь какой-то особой строгой системы.

– В разных обстоятельствах, в том числе и во время литургии, бывает, раздают маленькие иконки, бумажные или пластиковые. Их в течение года накапливается много. Их сложно поставить, потому что они падают. Хранить их пачкой?.. Что с ними делать?

– Хороший вопрос. И, будучи выпускником Санкт-Петербургской семинарии и академии, все-таки затрудняюсь на него ответить. Единственное, могу сказать, что икона – такой предмет, который является сакральным, святым. То есть в любом случае икону надо хранить с благоговением, независимо от того, бумажная она или написанная на доске. Спросите у сердца, дорогой Глеб.

– Каждый год у нас выходит из употребления церковный календарь. Или, например, одна из духовных книг стала настолько ветхой, что рассыпается. Например, Священное Писание в 90-е годы печаталось на очень плохой бумаге, оно рассыпалось буквально по страницам. Что в этом случае делать?

– Какие есть варианты?

– Не знаю.

– Как не знаете? У Вас есть печка на даче?

– Понял.

– Ну не в мусор же...

– Это понятно. В этом случае можно утилизировать в непопираемое место. Либо предать огню. При монастырях наверняка есть такие места для сжигания.

Во время поста наверняка люди обращаются к Вам с очень разными вопросами. Есть ли вопросы по великопостной молитве определенным святым? Например, Великим постом каким-то святым мы молимся особенно. Хотя я понимаю, что важна сама молитва...

– Пост – время усиленной сугубой молитвы. Соответственно, в пост больше, чем обычно, молимся; чаще, чем обычно, приходим в храм. Вопрос – как сделать так, чтобы торжество православия стало нашим личным торжеством. Жить в Церкви, радоваться о Христе Спасителе, плакать о своих грехах.

– Да, и у нас еще есть время для покаяния.

– Я надеюсь, что у каждого из нас будет время покаяться.

– Будем надеяться на то, чтобы у нас это время было... Благодарю Вас, отец Михаил, за такой серьезный разговор и за то, что Вы нашли время прийти в студию. Очень прошу благословить наших телезрителей на следующую неделю Великого поста.

– Попросим, чтобы Христос Бог Своею благодатью и человеколюбием благословил нас проводить время поста осмысленно, учиться жить с Богом, учиться находить Бога в Церкви, в молитвах и церковных таинствах.

– И тогда у нас торжество православия будет каждый день.

– Аминь.

Ведущий Глеб Ильинский

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать