Беседы с батюшкой. С протоиереем Димитрием Смирновым

3 ноября 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы телезрителей отвечает протоиерей Димитрий Смирнов, настоятель храма святителя Митрофана Воронежского на Хуторской (Москва).

(В расшифровке сохранены некоторые особенности устной речи) 

– С наступающим праздником Казанской иконы Божией Матери вас, дорогие наши зрители! 

– Очень многие люди считают эту икону хранительницей дома; она есть во всех домах. Как Вы думаете, в чем причина такой любви именно к этой иконе? 

– Любовь к какому-то иконописному изображению Божией Матери всегда связана с конкретным опытом. С тех пор, как она явилась, а патриарх Гермоген написал, если можно так назвать, ее «жизнеописание» (историю и явление), она стала очень популярна. В честь этой иконы было построено очень много храмов и приделов. Люди хотели, чтобы это тоже был и престольный праздник. Ее во множестве писали и в монастырях. Потом, с изобретением других технологий, эти иконочки стали печатать. 

– Но на Руси всегда почиталось множество более древних икон, чем «Казанская». И вдруг появление Казанской иконы Божией Матери... 

– Ну, вот сейчас в России появилась икона «Всецарица». В какой храм ни придешь – «Всецарица» висит на очень почетном месте. А еще недавно мы ее не знали. Когда стали ездить на Афон, стали заказывать там, узнали про нее и стали почитать, стали перед ней молиться. Множество исцелений происходит от нее. Только из молитвенного опыта. То же самое после XVII века произошло с иконой «Казанской». 

– То есть люди увидели, насколько молитва перед этой иконой приносит скорый ответ. 

– Да. Во-первых, перед ней молились Минин и Пожарский; во-вторых, Михаил Илларионович Кутузов; в-третьих, даже во Вторую мировую войну. Так что народ это познал на своем духовно-молитвенном подвиге. 

– К нам пришел вот такой вопрос: «Священник в нашем храме на проповеди часто говорит о причастии в осуждение. У меня и многих прихожан нашего храма даже возник страх перед причащением: вдруг я причащусь недостойно и в осуждение – и мне от этого будет только хуже. Батюшка, как преодолеть этот страх и что делать в этой ситуации?» 

– Только причастием. Тут вот в чем дело: если кому-нибудь из вас (я имею в виду братьев и сестер вашего прихода) вдруг придет в голову, что он достоин, надо остановиться и не причащаться, потому что апостол Павел, когда причащался, говорил: «Вем, Господи, яко недостойне причащаюся… и суд себе ям и пию». 

– Но вот «страх, что причащусь в осуждение»... 

– Конечно, в осуждение. Обязательно! Потому что ни один человек, находящийся на земле, не может причаститься достойно. От недостоинства может освободить его Своей благодатью только Сам Господь: «Если грехи твои будут как багряное – как снег убелю». Это зависит от искренности покаяния, а не от достоинства. 

– То есть если человек перед Богом искренне раскаивается в своих прегрешениях, причастие будет ему в помощь? 

– Конечно! Требуется только покаяние со смирением, осознанием собственного недостоинства. И упаси Бог, если кто подумает про себя, что он достоин. 

– Правило прочитал, три дня попостился, на всенощной был... 

– Что можно сказать? Молодец! Это значит – хорошо потрудился. Молодец, это очень похвально. Но перед Богом это ничто, потому что главная подготовка – это открытое для покаяния сердце. Для того, чтобы измениться к лучшему. 

– А болезни, трудности, неприятности, которые происходят иногда сразу после причастия? Они могут свидетельствовать о том, что человек причастился в осуждение? 

– Нет, не могут. 

– То есть не надо связывать с ними именно причастие? 

– Потому что бывает и не от этого. 

– Как это понять человеку? 

– А не все можно понять. Но нужно принимать все, что попущено Богом: «Благодарим Тебя, Господи, и за скорбь, и за радость. Прости мои согрешения». 

– Даже если человек почувствовал, что он, может быть, причастился в осуждение, это не повод для того, чтобы перестать причащаться? 

– Мы всегда причащаемся в осуждение. И пусть батюшка не стращает. 

– Я надеюсь, что батюшка говорит-то все верно, но такое восприятие у прихожан. 

– Он говорит все правильно. Но так как говорит об этом слишком часто, то это излишне. Получается, акцент немножко не в ту сторону... Видать, он еще молод. 

– Вопрос: «С годами, по мере моего воцерковления и духовного роста, круг близких мне по духу людей стал совсем мал – это мои дети. Чувствую сильную отдаленность в отношениях с родственниками и неверующими друзьями. Не является ли такое мое отношение к людям проявлением гордыни? И нужно ли искать новых друзей в храме? Совсем не испытываю в этом необходимости». 

– Нет, специально искать не нужно. Если такой человек встретится, это дар Божий с небес. И слава Тебе, Господи! А если с детьми такая общность – это лучшее на свете. Это значит, Вы многого достигли в своем строительстве домашней церкви. Это просто радость необыкновенная! 

– А то, что люди уходят из жизни, от активного общения, – это, в общем-то, не страшно? 

– Преподобные отцы говорили: «Бегай людей». Не «уходи подальше», а «бегай». 

– Потому что от людей порой исходит такой соблазн, что человеку впору только бежать от него. 

– Да. И дело даже не в соблазне. А потому, что на алтарь этого общения придется слишком много положить: времени, недопонимания, каких-то глупых обид неизвестно почему. Вдруг человек надулся и перестал разговаривать, а ты будешь думать, чем ты виноват. На пустом месте разыгрываются какие-то трагедии в стакане воды без куска сахара. 

– Но люди так воспринимают: если кто-то обиделся, значит, я перед ним согрешил... 

– Всем мое почтение. И всё. 

– Вопрос телезрителя Дмитрия из Полтавы: «После посещения Гроба Господня появилось желание отдать деньги тем, кого обыграл в карты с помощью шулерских приемов. Что делать, если рука не поднимается продать все, что есть, и раздать тем, кого обыграл?» 

– Советовать не могу, но как бы сделал я на Вашем месте? Начал бы с кого-нибудь; например, кого обыграл больше. Позвонил, приехал в гости, посидели поговорили. Потом: «Кстати, хочу тебе вернуть один должок». Я думаю, он не откажется. Потом немножко отдохнул и спустя месяц позвонил другому, следующему. Так, потихонечку... И душа Ваша воспарит и будет очень радоваться. Только не надо никому рассказывать, что Вы таким образом возвращаете такие долги, это будет дело Ваше и Господа Бога. 

– Закхей даже предложил вчетверо отдать тем, кого чем-то обидел. 

– Я слышал, есть Книга такая интересная, я ее даже читал. 

– Насколько нам стоит ему подражать? Или достаточно отдать то, что задолжал? 

– Я думаю, в нашем случае достаточно отдать то, что задолжал. 

– Вопрос: «Скажите, грех ли православному лечиться индийскими лекарствами, шампунями, маслами и использовать их методики в лечении?» 

– Я не врач. И я категорически против самолечения, когда человек самостоятельно начинает знахарствовать. Это очень опасно. 

– Но эти методики много пропагандируются разными людьми. 

– Теми людьми, которые этим торгуют. Или людьми, исповедующими язычество, которое есть перед Богом мерзость. 

– Поэтому неплохо разобраться вообще в сути. 

– Разбираться – это очень долго. 

– В чем здесь заключается опасность? В том, что можно чем-то повредить душе? Или телу нанесешь какой-то вред? 

– Сначала душе, а потом и телу. 

– Вопрос телезрительницы: «У нас умер родственник, и его отправили в морг. В морге нам сказали, что цепочку с крестиком нужно снять, потому что умершего нельзя хоронить, когда у него на шее что-то. Правильно ли мы поступили, сняв крест, который был на нем?» 

– Неправильно. Так что не слушайте всяких сумасшедших. 

– Вопрос: «Серафим Саровский в беседе с Мотовиловым говорил, что надо смотреть, что дает большую благодать, и тем духовным делом стяжать ее. Я могу понять, к какому духовному деланию больше лежит мое сердце и какое легче получается. А как понять, какое из духовных дел дает мне большую прибыль?» 

– Смотреть по результату. 

– А может ли человек сам оценить результат? 

– Когда благодать Божия касается сердца человека, это нельзя перепутать ни с чем. 

– Но люди часто душевный восторг воспринимают как благодать Божию. 

– Бывает. Но когда их сердца касается подлинная благодать Божия, они уже ничего не путают. Просто ни с каким душевным восторгом это нельзя перепутать. 

– Но если у человека нет опыта? 

– Он будет испытывать разные подходы к тому подвигу, который собирается нести, и обязательно почувствует. 

– А то, что возникает смущение, когда человек предпринимает какое-то делание? 

– Смущение всегда от дьявола. 

– Это свидетельствует о том, что нужно идти дальше, не останавливаться? Или все-таки задуматься? 

– Это надо рядом с ним сидеть и говорить. Если он ошибется, ничего страшного. Господь всегда рядом с человеком, который собирается что-то совершить ради Христа, и Он не хочет человека подловить, а хочет его поощрить и наградить. 

– Страх ошибиться порой останавливает людей в каком-то очень добром делании. 

– Совершенный в любви, Он побеждает всякий страх. 

– Но это надо так возлюбить Христа, чтобы уже ничего не бояться! 

– Да, совершенно верно. Совершенная любовь изгоняет страх. Что и требуется. Отца Небесного бояться не надо, Он совсем не злой. 

– Но страхи в людях гораздо больше распространены. 

– Потому что они веруют в какого-то другого бога. А через подвиг они могут познать Истинного Бога. 

– Нередко люди спрашивают: правильно ли они сделали? 

– Да это вообще ничто: с крестом хоронить, без креста хоронить... Это вообще ни на что не влияет. Ничем. 

– Но для людей это очень важно. 

– Это важно, потому что они ничего не понимают в христианстве. Поэтому сатана и отводит, путает. Представляешь, что люди делают? Черными тряпками в доме загораживают зеркала! 

– Иногда еще стулья переворачивают. 

– И столы. Это о чем? Какой-то языческий самоизобретенный фокус. Столоверчение какое-то. Вместо того, чтобы Евангелие почитать. По-моему, для них очень важно, сколько водки покупать на поминки. 

– Ну, это проще. 

– И вот: как правильно? Сколько водки купить? Им скажешь: нисколько. Они удивляются и все равно покупают. Хоть говори, хоть нет. 

– Ну, аргумент очень простой: люди не поймут. 

– Ну, дай им с собой по бутылке: пусть напьются. Но зачем из похорон делать свадьбу? 

– Но вот выпить за помин души – это считается главным в поминовении. 

– Это неправильно. Помин от слова «помнить», а водка память отшибает напрочь. Что такое помин? Это когда молюсь утром и вечером (или на кладбище) и в этот момент вспоминаю имя человека (в данном случае новопреставленного); и вспоминаю не то, что у него на шее (веревочка или золотая цепь в палец толщиной), а его имя, его добрые дела, прошу у Бога прощения его грехов. Вот это называется «помин», а не водку пить. 

– Вопрос телезрительницы: «Мой духовник, протоиерей Георгий, умер в канун Казанской иконы Божией Матери. Это было 31-го числа, и на третий день мы его похоронили по всем правилам, как хоронят обычно священника. Он служил в церкви Казанской иконы Божией Матери, очень добрый был батюшка, у него было очень много духовных чад. Я не помню, чтобы он когда-нибудь нас пугал, или злил, или обижался на нас. Он был просто сама любовь. Помяните новопреставленного протоиерея Георгия. И вопрос такой: как нам молиться за своего батюшку сейчас?» 

– Сейчас я Вас удивлю. Молиться надо так. Сложить три перста, сделать крестное знамение и произнести: «Упокой, Господи, раба Твоего, в священном сане Тебе послужившего, протоиерея Георгия». Вот так и молиться. 

– Молиться усердно, с благодарностью Богу за все его благодеяния. 

– Но это ты говоришь о чувствах, которые у меня в этот момент должны быть в сердце. Когда я сейчас помолился, так и было. 

Очень жаль, что отец Георгий вас этому не научил. И у нас в молитвослове много заупокойных молитв. Давеча у нас была родительская суббота. Удивляюсь, как это вы его не помянули? Не знаете, для чего родительская суббота? А это для того, чтобы новопреставленного батюшку помянуть. Вопрос очень странный: как молиться? Самая главная молитва, которая чаще всего в церкви звучит: «Господи, помилуй». Вы как-нибудь сходите в церковь и послушайте. Молятся и по сорок раз «Господи, помилуй», и по двенадцать, и по три раза. 

– Самая часто звучащая молитва. 

– Да, самая главная молитва. И можно быть неграмотным человеком и всю жизнь так молиться. А если уж молитвослов есть и человек различает буквы, то кто мешает? 

– Человек целый день осуждал, критиковал, возмущался, роптал, вечером встал: «Господи, помилуй мя», а Господь говорит: «Ну, как вы милуете, так и помилованы будете». Не получается ли наша молитва после такого дня пустым звуком? 

– Если мы нарушаем все просьбы от Отца Небесного к нам, то и наши просьбы Бог не то чтобы не услышит (Бог все слышит), но Он будет стараться добиться, чтобы мы по-человечески к этому относились. А то телезрительница нам рассказала, какой был прекрасный батюшка: и добрый, и хороший, и ничем не обижал. И вот он отошел ко Господу, а они не знают, как молиться. Дети трехлетние знают. 

– Вопрос телезрительницы: «Мы читаем апостола Павла, у него, по сути, фундаментальные основы православия. А с Христом он встречался один раз или, может быть, по преданию, несколько раз встречался? Откуда у него все эти знания?» 

– Это очень легко. Он ни разу не встречался со Христом, только на пути в Дамаск слышал Его голос и видел свет. Это было. А просвещен он был от Святого Духа Евангелием Христовым. И не только он. Мария Египетская была неграмотная женщина, но знала наизусть Священное Писание. Откуда? От Духа Святого. Очень многие святые знали совершенно дивные тайны от Духа Святого. Так что это известный образ познания Божественной истины. 

– Следующий вопрос: «Одни святые советуют обязательно просить у Бога то, в чем ты нуждаешься. Мол, Господь ждет, что мы вначале к Нему обратимся, и только потом вмешивается. Другие, наоборот, говорят, что не надо просить, ибо Господь и так знает, кому что полезно. Поясните, как лучше поступать?» 

– Я лично не знаком с тем человеком, который спрашивает. Но из самого вопроса кое-что можно понять о личности этого человека. Я бы посоветовал все-таки просить у Бога то, что потребно. 

– Но Господь Сам говорит: Отец Небесный знает прежде вашего прошения, в чем вы нуждаетесь. 

– Для Бога важнее всего само общение. Есть дедушка, а у него есть внучек. И когда внучек к нему подходит и что-то у дедушки спрашивает, для него это высшая радость – просто выслушать, что тот просит. И для него за счастье это исполнить. Так же и Отец Небесный. 

– И в этом зарождается какая-то любовь между этими двумя людьми: стареньким и маленьким. 

– Она не то что зарождается, это уже развитие. Зарождается – это когда ребеночек только хочет, у него возникает желание обратиться к дедушке. А когда он уже обратился, она уже родилась. 

– То есть в его обращении есть доверие – очень важный элемент. 

– И доверие, и желание общения. Потому что маленькие дети иногда спрашивают что-то очень малозначительное. И их речь довольно часто о том, чтобы показать свои достижения, чтобы дедушка удивился, похвалил, еще кому-нибудь из домочадцев сказал: «Вот что внучок нынче сказал». Он слушает и очень доволен. И в этом есть от деда поощрение. Вот это общение двух людей: того, кто прожил большую жизнь, и того, кто только в нее вступает; через это ребенок учится жить правильно. 

– Дети часто задают вопросы, иногда даже не дослушав ответ на предыдущий; задают новый и новый… 

– Да. Они это общение едят как шоколад. Потому что бывает вопрос по делу, когда ребенок действительно хочет узнать. Например, почему солнце круглое? Такой вопрос очень интересный, и можно подробно ему ответить. И он этот ответ запомнит на всю жизнь, потом сам будет кому-то задавать такой вопрос: «А ты знаешь, почему солнце круглое?» И начнет объяснять то, что ему дедушка рассказал. 

– Но с ребенком понятно. А если взрослый человек порой к Богу обращается, даже не слушая то, что Бог ему отвечает? 

– Большинство людей на земле молятся механически, им никак в голову не вобьешь, что не играет роли ни веревочка, ни золотая цепочка. Почему? Они переживают неизвестно что, у них все время переживания о каких-то глупостях. А переживания такие сильные, что всякие умности закрывает как тучей. И в этом «компоте» пребывает их мозг и сердце. 

– Вопрос телезрительницы: «Можно ли православному человеку лечиться гомеопатией, если традиционная медицина не помогает?» 

– Вообще-то гомеопатия официально признана, но она относится к недоказательной медицине. У меня был друг, который наступил на гвоздь; и возникла гангрена. Он очень уважал гомеопатию, очень хорошо ее знал и умер от гангрены, потому что лечил ее гомеопатией. Если бы лечил антибиотиками и решился отрезать себе ногу, он бы жил и сейчас. Это я точно знаю и до сих пор о нем скорблю. Поэтому гомеопатия может и не помогать. Пробуйте. А медицина – аллопатия – излечивает миллионы людей. Такой статистики о гомеопатии нет, это обычно только слухи, но, безусловно, она помогает в отдельных случаях. 

– Следующий вопрос: «Страсти побеждаются смирением. Как стяжать смирение, если ты руководитель и собственник небольшого бизнеса, а вокруг (не только внутри моей компании) одни идиоты? Мысли о несовместимости смирения и занятия бизнесом иногда приводят просто в отчаяние. Облегчение приносит только надежда на Бога. Как же это совместить?» 

– Мне кажется, во-первых, самое главное в бизнесе – это подавать команду… Часто для порядочных, не алчных людей работа – это пребывать среди нормальных людей, а не только деньги во что бы то ни стало. Тогда будет гораздо легче. У одного святого, который был руководитель на мельнице, спросили, как ему удается так делать, чтобы его рабочие так хорошо работали. А он за всех молился. И это приносило успех. Может быть, и Вы попробуете? 

– Даже наш президент признал, что в стране дефицит кадров. 

– Страшный дефицит. Вообще порядочных людей очень мало, ему не хватает даже на должность губернатора. Но все-таки у президента шире задачи, а в таком маленьком бизнесе это возможно, я надеюсь. Слава Богу, никаким бизнесом не занимаюсь, это очень трудное дело. 

– Как часто бизнес разводит, наоборот, людей. Два друга начинают совместный бизнес, потом… 

– … потом один другого убивает. 

– Здесь деньги, когда появляются, людей очень меняют. 

– Да, конечно, я в курсе дела. 

– И вот набираешь команду; вроде человек и знающий, и честный, но как только появляется возможность заработать, как-то все меняется. Не угадаешь, как на человека это повлияет. 

– Угадать трудно, но существуют определенные психологические технологии. 

– Вопрос: «Такая ситуация, батюшка. На исповеди я жаловалась, что не могу найти мужа. Пару раз даже плакала в церкви, сейчас все переосмыслила, решила: раз не дает Бог мужа, так тому и быть. А тут вижу, что на меня засматривается в храме один служитель, и его хотят со мной познакомить. Меня эта ситуация раздражает – мне не нравится этот человек, для меня лучше одной, чем мучиться с нелюбимым. Может, храм поменять? Как в этой ситуации посоветуете мне быть?» 

– Нравится или не нравится – это очень легковесный аргумент. Я бы предпочел на месте этой вопрошающей нас дамы некоторое время подождать, посмотреть. Пусть познакомят, изучит – может быть, окажется замечательный человек. 

– Да, частенько симпатия потом меняется на противоположную. 

– И так бывает. Тут спешки не надо, она только повредит. 

– Вопрос: «Отец Димитрий, Вы часто критикуете русского мужчину, говоря, каким он не должен быть». 

– Да, мне же обидно. Я же не собираюсь Россию покидать, я все время общаюсь с русскими мужчинами, в основном на исповеди. 

– «А каким русский мужчина должен быть? Только, если можно, не поверхностно, а как-то поподробнее расскажите об этом». 

– Я об этом много раз говорил, как-то сейчас наша передача идет к концу, поэтому можно в другой раз, если напомните. 

– Вопрос: «Приятельницу бросил парень, с которым она была близка, он не выходил на связь около полугода, а когда вышел, сказал, что подумает и, может быть, когда-нибудь вернется, а пока в режиме ожидания она стала себя тешить дальнейшими надеждами. В итоге решила хитростью вернуть его, но я помешала. Отец Димитрий, из вашего 40-летнего опыта скажите: были ли шансы, что этот парень действительно вернется?» 

– Шанс-то был, только принимать такого в общение – это просто испортить свою жизнь. И это как раз тот вариант, каким не должен быть мужчина, это вообще не мужчина, а просто барахло. Это рваная телогрейка, поэтому лучше новую купить. 

– Вот удивительно, но эта рваная ближе, милее и дороже новой. 

– У каждого нормального человека после знакомства развивается привязанность, но одно из главных свойств мужчин – должна быть ответственность. Сто лет назад, если мужчина приходил в дом, где есть невеста, он должен был на ней жениться. О том, чтобы ходить в гости, а потом не жениться, это безответственно, потому что он бросает на женщину тень. А настоящий мужчина не может бросить тень на женщину. Значит, либо он неотесанный чурбан, либо грязная скотина. Давай взвесим, что лучше и в этом случае, и в том. Он барахло, а папа и мама хотят девушку выдать за доброго, хорошего человека. 

– Вопрос от телезрительницы: «В Новом Завете написано, что с блудниками и прелюбодейцами за одним столом не есть и не пить. Как быть, если близкие родственники или друзья, к примеру, сожительствуют вне брака? Если их позовешь к себе, значит, поощряешь их беззаконие. Если не позовешь, то подумают, что считаю себя лучше и чище. И как быть в такой ситуации, хотя это сейчас повсеместно? Посоветуйте, пожалуйста». 

– Я не знаю, как делать, но я таких в дом к себе не зову. И всё – спокойно. 

– Иоанн Лествичник говорит: «Лучше обидеть человека, чем Бога». И ситуация такова, что явно Богу не угодно, а человек хочет. 

– Вот есть у человека слабость винопития, и каждый раз, когда он где-то появляется, он довольно быстро, как это у нас по-русски называется, нажирается, и бывает скандал. Чего-то начинает громко говорить, какие-то скабрезные анекдоты – зачем такого звать? – «А он обидится». Ну и хорошо. Может быть, перестанет в таком количестве поедать спиртное. Чтобы тебя звали и так далее. И звать такого – человекоугодие, а написано: рассыплет Господь кости человекоугодника. Поэтому совершенно не надо угождать людям, у которых образ жизни не соответствует образу жизни, принятому в вашей семье. Все, спокойно совершенно. 

– Вопрос: «У меня отец тиран и деспот, все детство прожила в страхе и тревоге, боялась даже выйти из своей комнаты – он постоянно кричал, унижал и оскорблял. С годами отец не изменил ко мне своего отношения, и до сих пор я его боюсь и не хочу с ним общаться. Очень хочу его простить, но никак не получается. Подскажите: как его простить и избавиться от ненависти к отцу?» 

– Надо уехать от него, и через годик-другой нам будет вспоминаться что-то микроскопически хорошее. Этим и будем жить, и никакого общения ни в каком виде. 

– Обида даже на расстоянии не отпускает. 

– Понимаю, это дело непростое. 

– Тем более если человек видит плоды того отношения в сегодняшней жизни. 

– Вот я и говорю: уехать надо. Называется по-русски: бежать куда глаза глядят, как от чумы. Человек этот явно психически больной, потому что не любить для отца свою дочь – это совершенная психическая аномалия. 

– И, став больным уже, совершенно немощным, он начинает предъявлять своим детям порой претензии: вы должны. 

– Пусть предъявляет. Нет, никто ему ничего не должен. 

– «Так я ваш отец, вы мои дети – неужели вы меня бросите?» 

– Конечно, бросим. Вот если на коленях попросит прощения, на iPhone запишет обращение, через WhatsApp пришлет: дорогая доченька, я был не прав, слова тебе грубого не скажу, умоляю тебя, прости... И пришлет. Можно приехать посмотреть, как это будет исполняться. Если хоть четверть слова скажет из прошлого лексикона, сказать: «Папочка, сейчас на кухню схожу, чай поставлю»… И всё. 

– Батюшка, спасибо Вам за ответы. 

Ведущий Александр Березовский, протоиерей 
Записали Людмила Ульянова и Елена Кузоро

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы