Беседы с батюшкой. С протоиереем Димитрием Смирновым

20 января 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы телезрителей отвечает протоиерей Димитрий Смирнов, настоятель храма святителя Митрофана Воронежского на Хуторской (Москва).

(В расшифровке сохранены некоторые особенности устной речи)

– Батюшка, очень многие люди в эти дни, особенно в ночь с 18-го на 19-е, идут к купелям, чтобы окунуться в освященные воды и тем самым получить благодать Божию. 

– Я где-то читал об этом, да.

– Но при этом в храмах хоть и много народу, но гораздо меньше, чем у проруби.

– Разве? Нет, у нас в трех храмах, в трех приделах, и в четвертом, и в пятом – везде народ был.

– Я просто был у одной из таких купелей.

– Может, это популярная купель. Где же такая?

– У нас, на Тимирязевских.

– Ну да, там удобно.

– Народ с охотой окунается в ледяную воду.

– Народ у нас вообще любит всякие забавы. Салют – собираются сотни тысяч людей и кричат «ура»… Это у нас с XVIII века. Примерно с этого времени и купания начались.

– Но вот погружение в духовную жизнь людей привлекает не очень.

– Они же не знают, что это такое. Никакого представления. Хотя можно было бы через мультфильмы, телевидение народ научить. Тогда бы у нас не было ограблений старух милиционерами – если б дети с детства знали, что такое хорошо и что такое плохо, что деньги – это не самое главное в жизни. А у людей, кроме денег, светочей нет. Поэтому думают: надо добыть много денег любым путем – тогда будешь счастлив или успешен. Успех измеряется деньгами. Но это же просто вранье. Совсем не этим он измеряется.

– Еще чтоб здоровье было. Это необходимо.

– А как тратить деньги, если у тебя здоровья нет? Не выпьешь, не закусишь – то тут болит, то там. Поэтому надо учить, но никто не учит. Это же очень просто технически, миллиардов не надо, по крайней мере – много миллиардов. Создать регулярные программы: детские и юношеские, для тридцати-, сорока-, пятидесятилетних. Прямо разжевывать. И, конечно, многое бы изменилось. Не печется никто о народе.

Церковь делает попытки, но для того, чтобы это принесло успех, надо обязательно создавать «тотальную» программу, или, как любят говорить, – глобальную. Нам глобус-то не нужен, хотя бы Русь-матушку, все наши народы, почти двести национальностей, просветить.

– То есть в наш просвещенный век народ совершенно не просвещен.

– Да темень непролазная! Как говорил мой преподаватель искусствоведения Иван Иванович Ястребов: «Густопсовое невежество». Достаточно послушать, что говорит народ у купели, – это полная ахинея. Я уж не говорю, что там целые сгустки всяких ересей. Надо с детства, прямо с трех лет, начиная с самых простых вещей, все объяснять. Разработать программу с элементами индивидуального воспитания – это гораздо лучше, чем что угодно из любых предметов. Это самое важное: качество человеческой души. Необязательно, что человек сразу будет кем-то замечательным, преподобным. Но он будет знать.

... Вот чем должно быть озабочено государство, которое любит народ. А государство?.. Вон замгубернатора пришла, две недели поработала, и ей – миллион премию. Нормально. Внаглую воруют, смотрят, своими оловянными глазами не хлопают. Сразу нужно отстранять от должности – и в сторожа.

– Вопрос телезрителя: «Почему у нас в храмах нет образа Туринской плащаницы? Есть образ, но нет самого лика Туринской плащаницы. А как мы знаем, Туринская плащаница – это истинный лик Христа, по ней мы знаем, как выглядел Господь в Свои тридцать три года».

– Вы такой мечтатель... Что тут нужно изменить? Архимандрит Тихон (сейчас он митрополит) съездил в Турин, приобрел копию плащаницы, освятил ее там, на месте, привез и повесил в Сретенском монастыре. Я съездил в 2000 году, когда ее там выставляли, приобрел тканевые копии и повесил: и у себя в приемном зале, и в храме в алтаре. Это же зависит от инициативы. А Вы спрашиваете: почему? Поезжайте в Турин. Купите себе хороший велосипед, доедете за лето. Там все это продается, купите – и в рамочку; преподнесите настоятелю, он с удовольствием разместит.

Почему Вы меня спрашиваете? Да потому, что Вы до сих пор не удосужились приобрести для своего храма подлинный облик Христа Спасителя. Это Ваша лень, Ваша мечтательность. Вот и все. Если нет у Вас времени – соберите деньги, пусть настоятель съездит, оплатите ему билеты туда и обратно... Нужна инициатива, а не мечты.

Я не наезжаю – я любя. Я просто захотел да съездил. Прошло уже девятнадцать лет. До сих пор помню – такое впечатление! Потрясающе! Я попросил, мне разрешили приложить плащаницу к подлиннику, я освятил. «О, русский падре!» Пожалуйста! Очередь раздвинули, такой почет, уважение, любовь…

– Вопрос: «Ефрем Сирин сказал: "Ничего не предпринимай без любви". А как это исполнить, если я в себе любви не имею?»

– Надо поупражняться. Одному человеку оказать любовь, второму, потом, согласно математической индукции, энному. А потом «n+1» тоже любовь получит, и уже войдешь во вкус.

– Творить дела любви.

– Да. Я приводил такой пример? Некоторые у нас знают электрику: если ротор крутить двумя руками, то на клеммах возникает разность потенциалов. Так же и здесь. Если нашу неповоротливую душу, как этот тяжелый ротор, крутить, то там появится энергия. Это энергия любви.

– Вопрос телезрительницы Светланы из Новгородской области: «Вопрос по посланиям святого апостола Павла. Там есть такое выражение: "Будьте мудры на зло и просты на добро". Приведите, пожалуйста, примеры мудрости на зло и простоты на добро».

– Попробую. Нам нужна мудрость на зло, чтобы его избежать, вот что имеется в виду. А простота на добро – там долго думать не надо. Надо – но недолго. Все это гораздо проще. Потому что душа любого человека удобопреклонна к добру. Поэтому тут не так страшно ошибиться, как вляпаться во зло. Зло непривлекательно, поэтому оно очень часто маскируется под добро. И тут требуется мудрость, чтобы это различать.

– Частенько люди задают вопросы, как быть, когда зло направлено против них.

– Есть разная степень. Иногда нужно бежать, иногда – сражаться, иногда – просить о защите. Тут нужно довольно быстро соображать. Жизнь наша такова – особенно рассуждать не приходится.

– Вопрос: «Как возыметь любовь к молитве?»

– Только молясь. Например, как возлюбить гречневую кашу?

– Чем больше ешь, тем больше не любишь. (Смеется.)

– Нет, по-всякому. Хотя у меня был такой случай с моим другом. Я люблю гречневую кашу, могу есть ее каждый день, а он, оказалось, нет. Но он с чрезвычайным смирением ее ел… И однажды он себя выдал. «А можно, – говорит, – не гречневую?» Я говорю: «Миша, прости! Я это не нарочно».

Но если гречневую кашу каждый раз разнообразить – луком, чесноком, укропом, поджаренной морковкой, грибами разными, сметаной в непостные дни, то ее вполне можно взять за основу. И, думаю, получится. Потому что как меня научили есть гречневую кашу? Только практически.

– Говорят, что в ней очень много полезного для человеческого организма.

– Да, столько много, что я забыл уже половину из того, что в ней полезного. А что значит «полезно»? Вообще еда – полезная вещь. Если сорок дней не едим – умираем.

– Но не всякая.

– То, что сейчас продают в магазинах, вообще нельзя назвать едой. Хоть один и тот же корень со словом «трава», но это «о-трава». Это просто самоубийство.

– Обычно пишут: натуральный продукт.

– И отрава бывает натуральная. Как у Александра Сергеевича Пушкина: «Ты что, старуха, белены объелась?» Белена – это неполезный продукт, но натуральный. И опийный мак – неполезный продукт.

– То есть в молитве человек может преуспеть, если будет каждый день в ней упражняться?

– Вообще-то «каждый день» – это маловато. Нужно все время ходить перед Богом. Едите ли, пьете ли –  все делайте во славу Божию. Тогда Бог будет всегда присутствовать. Что бы ты ни ел, досолил или пересолил – все будет в сладость. Я имею в виду не во вкусовую, а в духовную. Само пребывание сердца в любви к Богу дает блаженство. А если просто читать молитвослов все время – это ничего не дает.

– Батюшка, как раз следующий вопрос: «Когда человеку морально плохо и все мысли о проблеме, нужно ли и можно ли молиться? Или надо сначала успокоить мысли, а потом уже молиться?»

– Нужно крепко запомнить, либо над кроватью сделать табличку, либо на носу: «Непрестанно молитесь». Такого вопроса, если человек хочет вести духовную жизнь, не существует. Есть категорический императив, высказанный великим Павлом: «Непрестанно молитесь». Хорошо тебе, плохо, средне – ты должен непрестанно молиться. Вот и все.

– И неважно, в каком ты месте находишься.

– Да хоть в невесомости. Потому что, судя по лицам космонавтов, там даже веселее.

– Но одно дело, когда ты в транспорте, зажатый со всех сторон людьми…

– Это похоже на космос.

– …а другое дело – дома, когда все тихо, спокойно. Все спать улеглись, и ты можешь встать на молитву.

–  Конечно, тишина и ночь – это благоприятные условия для молитвы. Сам наш Учитель и Господь дал нам такой пример: Он удалялся в пустынное место, чтобы остаться один на один с Отцом Небесным. Чтобы даже шелест листьев не мешал.

–  Один человек пришел и говорит: «Могу молиться, только когда куда-то еду, другого времени просто не нахожу».

– Ну и пусть молится на здоровье. Говорят, Николай Васильевич Гоголь тоже любил молиться, поэтому ему нравилось все время находиться в путешествии. Некоторые говорят, что это у него такое психическое отклонение. А у меня, когда в семинарию в Сергиев Посад каждый день ездил, даже выработался рефлекс: колеса тронулись – и сразу как-то…

–  … молитва пошла.

–  Что значит «пошла»? Молитва не ходит… Даже не знаю, какой глагол подобрать. Она как-то оживает.

–  Но есть такое понятие, как движение молитвы.

–  Да. Я в последнее время стал слова забывать и подыскиваю какие-то аналоги.

– Вопрос телезрителя: «Каждый вечер становится на душе плохо из-за человека. Что мне делать?»

–  О, это просто! Надо купить лопату средней величины. Как стало плохо, спускаешься на улицу и всю территорию перед подъездом чистишь до асфальта. И приходишь бодрый, хороший. Тот человек уже спит, на небе – звезды. И такое хорошее чувство, что ты сделал нечто доброе. Пусть не великое, но очень правильное. И все пройдет.

–  Вопрос: «Мой муж часто говорит мне, что я недостаточно его благодарю за то, что он много работает. Я стараюсь его хвалить, но ему всегда мало. Как правильно хвалить? Полезна ли похвала в больших количествах?»

– Вашему мужу –  безусловно. А избыточная похвала детям – только до определенного возраста.

– То есть хвалить взрослого человека – не вредно?

– Не хвалить, а подхваливать. Мера нужна, конечно, потому что иногда может стать приторно.

– Но вот человек желает всегда больше.

– Если он желает, надо ему дать эту похвалу. У нас в детском доме мальчики недоиграли  (у них не было возможности играть, как у обычных детей), они недоласканные, там очень много всяких внутренних, душевных проблем. Мальчики уже большие, им 13-14 лет, а они с удовольствием тянутся к объятиям, к игрушкам. Например, мальчик может спать с мягкой игрушкой, с каким-нибудь енотиком. То есть ему не хватает ласки. Надо ему дать такую возможность, чтобы он доразвился.

Может, у ее мужа такая же ситуация, мы не знаем. Чтобы на всякий вопрос полностью адекватно дать ответ, нужно исследовать человека научно. А для этого надо знать весь анамнез – и тогда уже давать советы. Но в данном случае, мне кажется, можно смело хвалить.

– Вопрос: «В результате неправильного воспитания со стороны своих родителей выросла грубой, холодной. Есть ли шанс стать женственной, ласковой, нежной, доброжелательной девушкой, какой и должна быть по замыслу Божьему? И что для этого надо делать?»

– Избрать из ближнего окружения объекты и начать оказывать им любовь. Пусть сначала неуклюже, как в «Демьяновой ухе». Но постепенно, смотря на реакцию, на плоды, совершенствоваться. И вполне можно преуспеть. Дело в том, что человек с помощью веры и с помощью молитвы к Богу может полностью изменить и свой характер, и очень многие вещи в себе.

– Да, некоторые люди говорят: «Такой у меня характер».

– Это духовные бездельники.

– То есть человек нашел оправдание своему скверному характеру.

– Да любого «с характером» посади в тюрьму, и там ему в первую ночь покажут характер. Сделают шелковым. Не умеешь – научим, не хочешь – заставим. Все равно со своим характером будешь выполнять тюремные порядки как миленький. А не то – по морде, и весь характер. И обижаться не на кого – порядок такой.

Но гораздо лучше и ценнее, когда человек это делает сам. Вот девушка осознала – это замечательно, это уже начало покаяния. И нужно следовать этому покаянию, изменяться. Конечно, изменения будут не сразу, не один год на это уйдет. Но зато уже начнется благодатная жизнь. С чего начала матерь наша, преподобная Мария Египетская? Кошмар! А чем закончила? Ходила по воде, яко по суху.

– Вопрос телезрительницы: «Четыре года мой батюшка меня воспитывает: "Перестаньте баловать сына". Вы рекомендуете закрыть холодильник на замок, я до этого наконец-то созрела. Сыну теперь девятнадцать, начали летать сапоги, тарелки, торты. Сын стал употреблять бранные слова на любое замечание.

В результате два месяца назад все это закончилось: я набралась смелости и стала с ним скандалить. Просто прекратила баловать сына, идти ему навстречу, что-то просить, деньги предлагать (наверное, я до этого созрела). И стала ему чужим человеком. Наконец-то у нас наступил покой. Два более-менее чужих человека живут рядом спокойно. У нас прекратилось летание сапог, прекратились скандалы.

Вопрос вот в чем. Я не причащалась уже почти два месяца, и теперь мне очень надо причаститься. А пойти попросить прощения у сына за прошлое я не могу. Потому что однажды он мне сказал: "Сколько ты ни будешь меня тут воспитывать, препираться со мной – все равно придешь просить прощения!"»

–  И не надо просить никакого прощения. Что за бред? Это сын, или дочь, или внучка у бабушки должны просить прощения. А тут-то за что? Он Вам будет потом очень благодарен, что Вы сломали плохую тенденцию своего порочного воспитания.

У меня есть прихожанин, можно сказать, довольно юный друг. Я говорю: «Коля, а что ты не куришь?» Он рассказывает: «Когда я учился в школе, папа нашел у меня в кармане табак. И так меня выпорол, что до сих пор ему благодарен. С тех пор я сигарету в рот не брал. Он сказал: "Еще раз увижу – еще выпорю". И все кончилось». Он благодарен! Отец уже давно умер, и мать умерла, а он все папке благодарен. За то, что Вы для него сделали, – прощения просить? Это уже, извините, какие-то извращения, а не прощения. У Вас в голове все наоборот.

– Одна из заповедей евангельских: «Мир храните между собой». И вот воцарился мир.

– Мир воцарился. Но его же надо создать... Он раньше делал что хотел, ноги вытирал о маму. Как в храме: принесут ребенка, он орет – мама стоит спокойно. Но люди-то пришли молиться, а не слушать твоего сынка. Это же просто храм… Пойди в Большой театр с ребенком, с младенцем, пусть он орет. Там «То̀ску» поют, а он будет орать. Выведут тут же!

– Вряд ли пустят.

– Допустим, он лежит как кулек, спит – могут пропустить. Не знаю, какие там правила, не читал. Мне такая чушь, как с младенцем прийти в Большой театр, в голову, конечно, не придет. Все-таки всему свое время и место.

Почему все обязаны это слушать? Да еще пробираются поближе, чтобы им было удобно. Но ребенок, видя такое отношение, начинает думать, что он тут главный. Но он тут вообще не главный, это только развивает в нем самые поганые качества. Мама это поняла – за два месяца все прошло. Но это замечательно. Без участкового обошлось.

– Набралась мужества, как она сама свидетельствует.

– Тут особенного мужества и не надо, немножко соображать, и все.

– Всегда страшно, не будет ли хуже.

– Хуже, чем было, не будет. Это самое ужасное – такое отношение к матери. Его могла молния разбить, он мог под трамвай попасть за такое отношение к матери. Вот это похуже, это горе еще больше. А кто виноват? Мать. Он идет по трамвайной линии, руками машет, злится, ничего не видит под собой. Тут –  «бом» – и трамвай сшибает. Потому что он увлечен всеми этими так называемыми эмоциями.

– Вопрос телезрителя: «Чем отличается богоявленская вода от крещенской?»

– Ничем. Праздник называется Богоявление, или Крещение. Каждый год на этот вопрос отвечаем, иногда по два-три раза.

– Большинство людей вообще этот вопрос для себя давно решили.

– А некоторые решают каждый раз.

– Бог им судья. Пусть решают как хотят.

– Нет, за что тут судить. На здоровье.

– Вопрос: «После измены супруга пропало доверие. Что делать?»

– А это смотря какая цель.

– То есть что человек хочет теперь в этой ситуации, к чему идет?

– Да, к чему идет. Потому что измена дает право на развод, например. Если ты хочешь идти по этой стезе, то пожалуйста. Если хочешь примирения – это более сложная ситуация. А восстановление доверия – это только с годами. Но человек может на это пойти и начать в этом направлении трудиться над своей душой.

– Частенько спрашивают: если человек не просит прощения, его надо простить?

– Не просит прощения – может, его мама не научила. Если, допустим, ты гуляешь с каким-то парнем и он за те четыре года, что вы вместе гуляли, ни разу ни за что прощения не попросил, за такого замуж выходить нельзя.

– То есть обязательно на этом потом споткнешься.

– Конечно. Невоспитанное хамье, как с ним потом жить? Он из тех, которые всегда правы. Разве можно жить с таким человеком?

– Пытаются не замечать недостатков, а видеть только блеск.

– Ну, испытай –  получишь полной мерой. У нас в Измайлове продают большие деревянные половники. И эту кашу нужно будет есть целые десятилетия большой ложкой.

– Вопрос телезрителя: «В одной из предыдущих передач Вы говорили, что болезни посылаются человеку по милости Божией и полезны. У меня уже два месяца тяжелая болезнь, слегка обездвижен. Но это по моим грехам, чтобы я исправился. А почему многие святые, в том числе Серафим Саровский, Амвросий Оптинский, болели до конца своей жизни? В чем милость Божия заключалась в этих болезнях?»

– Представьте себе алмаз. Что это такое? Это серый невзрачный камешек. А что такое бриллиант? Это драгоценный, сверкающий на солнце, ограненный алмаз, цена которого вырастает в десятки раз. И чтобы придать алмазу свойства бриллианта, его нужно огранить. Представьте себе, что этот алмаз живой. Когда его полируют с помощью абразивов – ему больно.

Все апостолы, все святые, и упомянутый Вами преподобный Серафим, страдали. Без страданий нет ни одного. Как наша царская семья пострадала... Мальчик и так больной, а в него еще стреляли, это просто бесчеловечное убиение… Это для того, чтобы огранить алмазы. И так их «огранили», что они сверкают светом святости, отраженным светом благодати Божией. Это необходимый процесс. Вам болезнь дана за грехи, а им – для того, чтобы они просияли святостью не только на всю Россию, но и на весь мир, дабы светить всем.

–  Вопрос: «Настраивать ребенка только на пятерки в школе, золотую медаль, красный диплом – это цель христианская?»

– Нет. Совсем не христианская.

–  А насколько необходимо такое напряжение всех сил?

–  Это должно быть, но этому нельзя придавать значение. Гораздо ценнее настраивать ребенка не на первое место, а на перенесение ударов судьбы: несправедливость, болезнь не вовремя и так далее. И чтобы ребенок все невзгоды переносил спокойно, стойко, весело и без всякого расстройства. А не так – шахматную доску переворачивает: «Не буду я в эти дурацкие шахматы играть!»

Сейчас всякие детские конкурсы показывают – я сразу выключаю телевизор. Не могу этого видеть: «Ты лучший! Ты самый лучший! Ты прямо лучше всех!» Но это же просто убийство души ребенка. ... До семи лет ты гений, до пятнадцати ты способный. А дальше – один из многих. А если у тебя гордыня уже разрослась, ты будешь в депрессии все время, всю жизнь. Это убийство душ детей, приведение их к самой ужасной болезни – гордыне. Это даже не гордость, а гордыня – высшая стадия гордости. Бесовское свойство, сатанинское…

– Ребенка ругают даже за четверки в школе, он должен всегда учиться на «отлично».

– Сумасшедшие родители, что ж делать… Они сами умирают от тщеславия и честолюбия и ребенка тоже в этом воспитывают.

– Считают, что ребенок способен на большее, хотят, чтоб не ленился.

– Все дети способны на большее. Но родители не знают, как это выявить, поэтому у них такие репрессивные методы – ругать.  Мне прислали анекдот: «"Фима!" – "Что, дедушка?" – "Иди сюда, будем играть на скрипке". – "Дедушка, а ты меня сегодня уже бил"». Мне очень понравилось. То есть хватит уже, норма выполнена.

– Вопрос телезрительницы: «Я всегда устраивала вертеп к Рождеству. И так произошло, у меня сгорела икона вместе с вертепом. Что-то это означает? Нет ли каких-нибудь предрассудков? Как-то неприятно, и меня это очень беспокоит».

 – Это означает, что у Вас в доме очень плохо с пожарной безопасностью. Это чревато и потерей имущества, и ожогами. Более 40 % ожогов кожи – это смертельно опасно. Вот что это означает. Что еще хуже?

– Вопрос: «Умер знакомый парень, ему было двадцать один с небольшим. Очень хорошо учился в медицинском университете. Сгорел от рака за несколько месяцев. Все говорят, что стал бы хорошим врачом, спас бы не одну жизнь. Неужели Богу не нужны здесь, на земле, хорошие врачи, раз Он попустил его смерть?»

– Почему не нужны? Просто для Бога важно не то, что этот человек станет врачом и будет умирать от тщеславия и делать бизнес на больных. Ему важна душа человека. Цветок вырос – Господь взял этот красивейший цветок к Себе в Царствие Небесное.

Как глиняный горшок может рассуждать о делах горшечника? Ты кто такой? Ты о ком вообще говоришь? Это – Отец Небесный, Который создал небо, землю, все галактики, метагалактики... Это Он сделал так, что мы находимся над магмой, где десятки тысяч градусов. И ты тут рассуждаешь… Ты что, жизнью и смертью распоряжаешься?..

– Вопрос: «Мой 66-летний отец вступил в секту иеговистов. Все бросил: жену, внуков, работу, женился на женщине с тремя детьми, которая младше меня, и уехал жить к ней в другой город. Нужно ли поддерживать с ним общение, чтобы не нарушалась заповедь о почитании родителей?»

– Нет, не нужно. О нем нужно молиться как о человеке, повредившемся умом. Потому что это серьезное повреждение.

– Но общение с ним лучше прервать?

– А зачем продолжать? Он уже совершенно другой человек. Это как Иуда. Вступил в запрещенную в Российской Федерации секту. Он просто преступник. Когда вас ведут к иеговистам – не ходите. Вырваться оттуда очень трудно, там специальные технологии, которые помогают удержать и общипать человека в финансовом плане. Иеговисты в этом очень преуспели.

Потом еще, из своего опыта. Все руководители этой секты, которые приезжают в Россию из Америки (а центр иеговистов там), как правило, – сотрудники контрразведки и других американских спецслужб: ЦРУ, ФБР и так далее. Я это готов под присягой подтвердить, на любом суде. Так что ты сразу становишься агентом враждебного России государства.

– Спасибо за совет, батюшка.

– Всего доброго, дорогие, еще раз всех вас с праздником! Молитесь Богу!

  Ведущий протоиерей Александр Березовский

Записала Татьяна Муравьева

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы