Беседы с батюшкой. С прот. Дмитрием Смирновым. Эфир от 6 октября

7 октября 2013 г.

Аудио
Скачать .mp3
Передача из Москвы. Эфир 6 октября 

Здравствуйте, уважаемые телезрители! В эфире телеканала «Союз» программа «Беседы с батюшкой». Сегодня у нас в гостях протоиерей Дмитрий Смирнов. Здравствуйте, батюшка!

Здравствуйте!

Я напоминаю, что мы работаем в прямом эфире и вы можете позвонить к нам в студию и задать любые интересующие вас вопросы. Телефон в Москве 8(495)781-49-54.

Итак, вопросы от наших телезрителей. «Как правильно хвалить ребёнка (1,5 года), чтобы не воспитывать в нём тщеславие, гордость?»

Гордость — это свойство падшего человеческого существа. Её не надо воспитывать или не воспитывать, она будет присутствовать в нём изначала. Наше воспитание заключается в том, чтобы ему привить такое отношение к собственной гордости, как к чему-то неправильному и нехорошему. Но для этих занятий 1,5 года рановато, конечно, потому что в 1,5 года человек только начинает говорить первые слова, поэтому он такие сложные понятия вряд ли сможет освоить. А вот уже начиная с 3 лет, можно с ним беседы проводить, книжки читать детские, где гордость является свойством какого-то персонажа. Потом с ним можно на эту тему поговорить, но только очень кратко, не больше 3-5 минут: «Поступок, дескать, нехороший». Он тогда будет на себя это как-то примерять.

А на момент, когда ребёнку 1,5 года, хвалить его или не хвалить? Если хвалить, то как?

Дети нуждаются в похвале, потому что это даёт им дополнительный стимул к развитию, к занятиям, к учёбе. Они должны чувствовать благорасположение к себе со стороны родных людей, это для них очень важно. Дети бывают очень обеспокоены тем, что они что-то делают не так, и взрослые ими не довольны. Поэтому нет ничего плохого в том, чтобы детей до 4 лет баловать. Это правильно. Все слышали выражение: «Как ты лодку назовёшь, так она и поплывёт». Если ребёнку говорить: «Ты болван», то очень много шансов, что он таким болваном и станет. Он будет думать о себе: «Я болван, я уже обречённый человек», в нём будет развиваться уныние — это другой смертный грех, из которого человека гораздо труднее выводить, чем из гордости.

Спасибо. Ещё один вопрос. «Доброго здравия. Справедливо ли мнение, что Бог открылся для мусульман только со стороны силы? Если это так, то можно ли сказать, что христиане и мусульмане веруют в одного и того же Бога? Мне думается, что это не так. Спасибо.

Мусульманин мусульманину рознь. С некоторыми мусульманами мы верим в одного Бога, а с некоторыми нет.

С теми, которые едят людей, которые убивают невинных…

Но они тоже считают себя мусульманами?

Ну, считать же никому не возбраняется. Человек думает, что он служит Богу, а на самом деле он служит дьяволу, и таких людей, к сожалению, немало.

Получается, с какими-то мусульманами мы верим в одного Бога?

Конечно. Они веруют в единого Бога и мы в единого Бога. Только в силу того, что мусульмане не знают Евангелия, они не знают, что Бог есть Святая Троица Единая и Нераздельная и повторяют те басни, которые им рассказывают про Бога и про христиан их учителя, о том, что мы многобожники, язычники — это же всё не так. Мы как раз веруем во Единого Бога, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого. Если бы они имели охоту учиться, мы бы рассказали им про веру христианскую, и они бы увидели. Но очень многие мусульмане и веруют по-христиански и милостыню творят. Вот случай был недавно: когда был праздник Курбан-Байрам, к нашему детскому дому подошла одна мусульманка и говорит: «У Вас есть детский дом, сегодня праздник, я хочу подать милостыню». Она подала денег — конечно небольшую сумму, но такое благорасположение к сиротам, говорит о её добром сердце. Бог есть Любовь, как учит Святая Православная Церковь и Новый Завет, поэтому я уверен, что с этой мусульманкой мы веруем в одного Бога.

Спасибо. Следующий вопрос. «Я долго молилась Господу о даровании работы. Вот уже 2 месяца работаю по профилю — управляющей офисом в банке, но меня очень тревожит непрозрачность и недобросовестность по отношению к клиентам этого банка. Скажите, пожалуйста, работа мне дана по Божьей воле, теперь нужно терпеть и смиряться? Но как христианке мне тяжело всё это видеть и переживать. Как мне быть?

Надо поступать по совести. Если работа в этом банке надрывает её, то надо идти в другой. Если они жулики, то у них совершенно другие задачи.

Но получается, что она молилась о даровании работы и получила ту самую работу, о которой молилась?

Я не знаю. Это можно проверить только опытным путём, а опыт может быть такой, что в тюрьму сядешь. Может быть, таким образом Господь хочет, чтобы она увидела нелепость того, что она у него просила. Мы же не знаем. Это просто как один из вариантов. Очень часто люди просят у Бога совсем не того, что им полезно, и тогда Господь даёт, но для того, чтобы вразумить человека.

Спасибо. Следующий вопрос. «Крестилась в 25 лет, не осознавая зачем. Сейчас пришла к вере. Меня смущает вопрос, являюсь ли я крещённой, если обряд крещения не сопровождался погружением в воду (меня просто побрызгали водой)?

Количество вылитой на человека воды не влияет на суть таинства.

Ясно. Ещё один вопрос. «Батюшка Дмитрий, когда Вам задают вопросы по поводу выбора мужа или жены, Вы в ответах много говорите, что надо присмотреться к семье потенциального жениха или невесты. Из Ваших слов даже кажется, что это практически самое главное. Я не могу сказать, что не согласна с Вами, но тогда получается, что если человек родился и вырос в неблагополучной семье, то как бы он не старался, у него нет шансов создать благополучную семью. Или я неправильно понимаю? И вообще есть такие люди, которые не хотят быть похожими на своих родителей, даже стыдятся их. Есть ли у Вас какие-то примеры или мысли по поводу этой проблемы?

Сколько угодно. Присмотреться — это не значит сделать отрицательный вывод. Можно присмотреться и увидеть контраст молодого человека и его семьи. Его несмешивание с той средой, откуда он вышел, свидетельствует в его пользу. Папа в тюрьме, мама — алкоголичка, а парень — прекрасно воспитанный, стремится к учёбе, получает хорошее жалование, на работе к нему хорошо относятся, друзья его очень любят, ни в чём дурном не замечен. Это говорит о том, что он поднялся над своей средой и свидетельствует в его пользу. Так бывает, но нечасто. Например, дети из семьи, где нету папы, заканчивают хорошие вузы только в 7% случаев, но эти 7% есть — такова статистика, а остальным развод родителей или отсутствие одного из них наносит такую душевную травму, что все силы их души уходят на преодоление этой травмы. У них уже не остаётся сил на обучение, на хорошее поведение, потому что хорошее поведение требует гораздо больше усилий, чем плохое. Поджечь кнопки в лифте легче, чем покрасить стены в подъезде. Плевать на пол и сморкаться в скатерть проще, чем стирать её и мыть полы в подъезде. Безумно хохотать и сквернословить проще, чем выучить «Евгения Онегина» от начала до конца и так далее.

Спасибо. У нас звонок. Нижний Новгород на связи. Здравствуйте, мы Вас слушаем!

Батюшка Дмитрий, если бы Вы пошли проповедовать на улицу и начали бы подходить к прохожим, как это делают Свидетели Иеговы, что самое главное Вы бы им сказали?

Я бы сказал: «Извини, я хам, и нахал и не умею себя вести, поэтому пристаю к прохожим на улицах. Поэтому если тебе встретятся на улицах такие же хамы, как я, ты с ними не разговаривай, отвернись и иди домой». Прежде чем мне проповедовать на улицах, мне надо стать психом и полностью измениться личностно, тогда я пойду. Сейчас у меня есть телеканал «Союз», я тут сижу в тепле, с прекрасным парнем беседую, и Вы тут подключаетесь. Сами посудите: зачем мне идти на улицу и соревноваться со свидетелями Иеговы? Это же просто смешно!

Видимо, человек хотел узнать, что бы Вы сказали в какой-то экстремальной ситуации?

В экстремальной ситуации надо искать выход из экстремальной ситуации. Если человек псих, то вместо того, чтобы спасать другого человека, он начнёт ему что-то рассказывать про борьбу с сектами.

У нас есть ещё вопросы от наших телезрителей. «При желании похудеть с помощью воли всё получалось, а сейчас при желании избавиться от чревоугодия воля не помогает даже при сильной молитве. Почему так происходит? Что-то не так?»

Не так. Здесь странное выражение «сильная молитва». Это где такие динамометры продают, чтобы силу молитвы измерять? Молитва ценится по результату. Если человек потянулся в постели и ещё до того как почистить зубы, не вставая, сказал горе сей: «двигнись и ввергнись в море», и она это сделала, значит эта молитва была хорошая и угодная Богу. Вот и всё. Только по результату. Сама по себе молитва она же ничего не может сделать. Это магическое представление о молитве, как о некоем заговоре. А если человек обращается к Богу, а Бог, который творит чудеса, — Он один — послушал человека и сделал то, что человек у него просил — вот это результат. Рассуждать о силе молитвы также глупо, как рассуждать о силе Божией. Бог бесконечно силен — даже может Собственные законы нарушать: по воде ходить или благословлять другим ходить, как Марии Египетской, например. Поэтому, когда человек рассуждает о силе молитвы, это значит, что он ничего не понимает. А если обратиться к Богу и попросить: «Господи, избавь меня от чревоугодия!», если человек серьёзно этого хочет, то потихонечку он будет побеждать благодатью Божией эту страсть.

То есть не силой воли?

Нет. Силу воли нужно направить на неустанность в молитве.

Спасибо. Ещё один вопрос. «Если вездесущим и всевидящим является только Бог, как наши молитвы слышат святые?»

Они слышат их через наших Ангелов-хранителей, которые являются посланниками от нас к небесам.

Спасибо. «Здравствуйте, отец Дмитрий. У меня вопрос. Вы говорили недавно, что милостыню подавать можно только из заработанных денег. Если я инвалид и не работаю, то мне милостыню из своей пенсии подавать бесполезно? Поделиться с людьми очень хочется.

Человеку, который получает пенсию и на это живёт, гораздо лучше творить милостыню какими-то своими делами. Что-то для этого человека сделать. Во-первых, молиться. Кому хочешь оказать милостыню, помолиться за него. Вот, например, за меня. Я буду этому очень рад и буду это ценить гораздо больше, чем если он мне даст что-то от своей пенсии. Я тоже пенсию получаю и как-то это будет в некотором смысле странно. Пенсия даётся человеку на еду, на лекарства и на то, чтобы платить за квартиру, и я не представляю, какая должна быть пенсия, чтобы из неё ещё творить милостыню. Во-вторых, что-нибудь сделать. Лишний раз позвонить, порадовать человека, поздравить его (не надоедая). Или если человек иностранный язык знает, то можно что-то важное и ценное перевести на русский, чтобы другой человек прочитал. То есть как-то от рук своих.

Любое доброе дело?

Да. Вот это, мне кажется, гораздо лучше. Или, допустим, составить круг людей-инвалидов, которых можно поддержать. Одному позвонил, другому…потому что такие люди, они, обычно, испытывают одиночество. Таких всегда можно найти и это лучше всякой денежной помощи. Я бы так посоветовал. Но опять же может быть разная инвалидность. Может быть, человек глухонемой, и ему это невозможно, значит, надо ещё подумать, поискать.

Я бы ещё хотел вопрос задать от себя.

Пожалуйста.

Сегодня я гулял в Кусковском парке и увидел там одного очень интересного юношу. Ему где-то 15 лет, и он продаёт свои картины. Они очень красивые: акварельные, карандашные, видно, что очень большой талант. Все рассматривают его произведения, хвалят его. Глядя на такого талантливого молодого человека, я задумался о том, какие подводные камни могут подстерегать человека на его творческом пути. Что Вы могли бы посоветовать молодым людям, которые только начинают свой путь в творчестве или какой-то другой сфере?

Я никогда не даю совета, если меня не спрашивают.

Ну вот, например, я спрашиваю.

Тогда спросите о себе, а не о нём.

Я о себе спрашиваю.

Все художники живут со своего творчества. Что тут такого? Я когда занимался творчеством, тоже продавал картины размером 2 кв.метра по 5 рублей, по 3 рубля. Это не даром было. Но так как дёшево получалось, то они всё равно погибли. Если бы я продавал их по 2000 иностранных рублей, то они бы до сих пор сохранились, потому что люди ценят по-разному. Ничего в этом плохого нет, а всяких соблазнов очень много, потому что художественную среду именуют «богемой» — это очень опасное болото. Там, конечно, очень много всяких миазмов, и это главный соблазн для молодого человека. Очень много гибнет и актёров, художников, поэтов, на корню, потому что там, во-первых, постоянные искушения собственной талантливостью, тщеславие растёт, гордыня, зависть. Например, в театральной среде очень развита зависть. Вот недавно мы были свидетелями случая в Большом театре: худруку плеснули в глаза кислотой. Это как раз типичный случай. А так, к сожалению, очень много и пьянства, вообще больше соблазнов, чем в любой другой среде. Но если человек просто работает, ему нравится творчество…хотя, к сожалению, так бывает, что обычно людям нравится то, что безнадёжно плохо, потому что для того, чтобы воспринимать искусство, нужно быть так же готовым, как сам художник. Настоящие ценители искусства очень редко бывают также талантливы от природы. Как правило, человек должен учиться, поэтому все великие коллекционеры учились понимать живопись. Там особый язык, и нужно очень разбираться, потому что обычный обыватель не может разобраться в таких вещах, это мы видим даже по музыке, которую люди слушают. То, что популярно, вообще музыкой не является, ни в каком виде! К сожалению, особенно для людей молодых, которые никогда этому не учились — на них влияет больше мода, нежели собственный анализ музыкальных произведений.

А если кратко, то чем бы Вы посоветовали вооружиться молодому человеку на его пути?

Книгами и мастерством. Очень хорошо поучиться у какого-то мастера, который и нравится, и действительно умеет, и имеет некое признание, но только не у самого известного. У него и времени не будет и зачастую самые известные мастера действуют в угоду публике, а не святому искусству. Это тоже соблазн. Человек может научиться творить на потребу публике. Это всегда во вред качеству. Ну и книги, конечно. Есть масса книг. Если он живописец, есть книга француза Эжена Фромантена об изобразительном искусстве, которую я всем рекомендовал.

«Здравствуйте, батюшка! Я много лет страдаю депрессией и унынием. Как мне избавиться от этой болезни?»

Это надо к доктору. Другого пути нет. Сначала вылечим депрессию, а потом будем бороться с унынием. Есть масса современных лекарств, если врач хороший и будет внимательно относиться, это можно победить. Не сразу. Если Вы никогда не лечились, то на это уйдёт не меньше года, а то и больше. Надо запасаться терпением, идти к врачу. Бог Вам в помощь!

«Люди ищут радости в семейной жизни, но часто находят там лишь разочарование. Как этого избежать?»

Представьте себе, некоторый человек пошёл за грибами в галантерейную лавку. Ходил там целый день и ни одного гриба не нашёл, и испытывает из-за этого глубокое разочарование. Это же нормально? Нормально. Брак существует совершенно для других целей. Брак существует для того, чтобы строить семью на основах любви и христианских заповедей. С целью приведения детей, которые будут в браке, к Богу. Вырастить для Бога детей Божьих. Вот цель брака — служение. А если человек хочет создать семью для того, чтобы от неё брать утешение, комфорт, удовольствие…За этим в театр ходят! Посидел, отдохнул, в антракте выпил шампанского и съел дорогой бутерброд с сёмгой. Потом домой пришёл, повспоминал и забыл. А семья — это поприще, на котором люди трудятся десятилетиями. И на этом поприще приобретают очень много разного: любовь жены, любовь детей, внуков, потому что для них трудился всю жизнь. И тогда они этому человеку платят тем же. И он прямо-таки живёт в огромном облаке любви! Внуков человек 50, представляете? Обычный человек он любит себя и получает только от человека, которого он даже называет партнёром, (как в пинг-понг поиграл две партии и всё. И это ненадолго, пока партия длится). Это если любви нет. А если относишься к своей спутнице как к драгоценной принцессе, с любовью, хочешь ей послужить, во всём ей помочь….

Не сядет на шею?

Ну если отношения, как у дрессировщика и медведя в цирке, то да. А если отношения у супругов, как к супругам, там не предполагается такого. Там предполагается, что каждый наперегонки: кто больше сумеет оказать любви? Соревнование в другую сторону. Не «кто меньше сделает, и кто меньше эксплуатнёт другого — тогда бывают разочарования. В чём? «Эх, я меньше получил!» Начинают считаться. «Вот мы апельсин разделили, а у тебя долька больше, чем у меня!» Готовы загрызть друг друга в песочнице из-за разницы объёма дольки апельсина. Это один подход к жизни. А другой подход к жизни — «На тебе всё! Я получаю удовольствие от того, что ты кушаешь, съел и радуешься, а я тебе доставил это удовольствие». Потому что это удовольствие духовное. Когда ты жрёшь, чавкаешь и у тебя течёт апельсиновый сок — это меньшее удовольствие, чем когда ты дал другому. Просто обычные, теперешние люди, они этого ничего не знают. Они думают отнять и съесть самое вкусное — это самое главное удовольствие. Но это удовольствие для животных. Да, животные так поступают. Лев сначала ест, потом львица, а потом львята. У людей не так. Мать сначала грудных детей накормит, потом тех, кто чуть постарше, потому что они маленькие, им трудно терпеть. Потом уже сами сели вместе со взрослыми детьми. Здесь совершенно другие задачи. Поэтому не надо в галантерейной лавке искать грузди — это безумие. А люди опускаются в это безумие и через год-два разводятся, потому что они-то ждут другого! Они думают, что в галантерейной лавке будут грузди. Брак — это очень серьёзное поприще, и человек должен отдавать себя всего — от начала до конца. Это самое главное дело жизни человека. Очень трудное, поэтому большинство людей на это теперь не способны. Они способны только на лёгкое партнёрство без всякой ответственности и чтоб только не было детей!

Страдает ли от этого дело человека, которым он занимается, если так много сил, крови и пота отдаётся браку?

Главное дело человека на земле — это семья. Всё остальное — барахло. А если у него в семье всё прекрасно, то можно и каким-то делом заняться. Одно другому никак не противоречит. Бывает так, что некое дело, например, молитва, для человека самое важное. Иди в монастырь! Масса учёных, художников не были женаты — Микеланджело Буонаротти, например. не был женат, и его творчество, например, известно всему миру. Хочешь заниматься искусством? Пожалуйста. Наукой? Пожалуйста. Просто семья даёт человеку наибольшую полноту счастья, потому что Бог создал человека, как семью. Не как индивидуума, а как семью. Человеку одному быть нехорошо. Ему хорошо быть женатым, а женщине в десять раз лучше быть замужем. Она когда не замужем — страдает. Даже если она 15 раз «эмансипе», всё равно. Она своё «эмансипе» засунет куда-нибудь в мусоропровод, если ей будет маячить какая-нибудь хорошая партия. Она может быть счастлива только замужем.

Вы говорите, что любовь — это плод труда, и её нужно выстраивать?

Конечно. Любовь — это Добро-Детель. Так же как, допустим, пост. Но пост — это же не значит, что человек что-то делает. Это при чревоугодии он что-то делает: ест-ест-ест, а тут, наоборот, воздерживается. Вроде бы он ничего не делает, но то, что он воздерживается, это тоже делание. Так же и любовь. Это постоянная жертвенность собой ради того человека, которого ты любишь. Для мужчины — это его принцесса-королева. Он ей служит. Он должен быть всегда рыцарем, должен в этом находить радость, удовольствие. Самое для него блаженство — это когда она села ему на шею, и он её носит на себе, как латы. Они тяжёлые, но зато они свидетельствуют о его рыцарском достоинстве.

То есть любовь появляется со временем?

Конечно. С первого взгляда бывает только влюблённость. «Шибко понравилась».

То есть это труд, который проявляется…?

Да. Если человек начинает служить, любить, он входит во вкус, тогда любовь становится всё больше-больше-больше.

То есть первый шаг — это усилие служения?

Да. Для этого брак и существует, потому что Христос пришёл на землю, чтобы послужить людям, и Его служение заключалось в том, чтобы создать Церковь. И Церковь на земле существует для чего? Чтобы послужить людям. Вот в этом смысл Церкви. Я вот сейчас только прилетел, и сразу приехал к вам. Вот мы ведём передачу, кому-то это надо. Мы не получаем за это ничего кроме усталости, но смысл жизни в том, чтобы каждый служил тем, чем может. Священник должен вот этим служить: проповедать Слово Божие, отвечать на вопросы мирян, потому что все миряне воцерковлены в разной степени. Одни только начинают, другие уже давно в церковь ходят, третьи и сами могут кого хочешь научить. Я 3 дня общался среди таких мирян, каждый второй из которых учёней меня в 4 раза. Я у этих людей учусь с благоговением.

А в чём тогда разница между счастьем для воцерковлённого человека и счастьем для невоцерковлённого человека? Есть какая-то разница?

Есть, конечно. Для воцерковлённого человека его счастье одухотворено, потому что я служу не только своей принцессе, но и делу, которое она делает, например, воспитывает детей. Или, например, я служу ещё на том поприще, где мне довелось, которое я выбрал, и так далее. Есть ещё служение Господу Богу. Апостол Павел говорил: «Едите ли, пьёте ли, всё делайте во Славу Божию». Всё надо делать во Славу Божию, поэтому это имеет ещё и Божественный смысл, Божественное измерение, космическое. А жизнь человека, который этого всего не знает, очень узкая и плоская.

То есть не на таком высоком уровне?

Ну да. Это же Божественная высота. Выше этого ничего нет.

То есть разница в отношении. Человек может делать одно и то же дело, но у воцерковлённого человека более возвышенное отношение?

Можно пить воду, как голубь пьёт из лужи, а можно пить и благодарить Бога. Это же такая простая процедура: восполнять испарившуюся влагу и одновременно пребывать в общении с Богом. Служение и общение наполняется колоссальным смыслом, потому что оно происходит не только с собеседником, но и с Богом. Это же лучше. А человек, который этого не знает, похож на человека, который не знает, что такое балет, что такое вокал, скульптурная форма, архитектура, математика, садоводство. Его жизнь плоская. А человек, который это знает, это знает, у него то пространство, в котором он живёт, всё время растёт, дышит. А общение с Богом включает в себя всё, потому что все человеческие занятия на земле — от Бога. Жизнь приобретает колоссально интересный смысл.

Хотя внешне они могут заниматься одним и тем же делом. И тот, и другой ходит на работу и делает другие занятия.

Представьте себе, что один едет на работу на коне, а другой ползёт на брюхе. Разница есть? С коня-то кругозор выше и скорость больше. Он на работу прискачет раньше и раньше приступит к своему любимому делу.

То есть воцерковлённый человек относится к своему делу больше как к служению?

А какой тогда смысл воцерковляться? Церковь создана Богом из любви, чтобы человек от Церкви научился служению. Смысл Церкви на земле — служить людям, а через людей служить Богу, потому что не научившись любить людей, как научишься любить Бога? Это будет самообман. А если научишься любить людей, тогда твоё сердце будет расширяться и станет обителью Святой Троицы и благодати Святаго Духа. Человек служа, приобретает, а будучи эгоистом обкрадывает себя. Ну что может человек утащить? А тут целые миры!

«Чем отличается духовная радость от обычной радости?»

Тем, что она имеет вот эту координату. Каждый человек это существо духовное. Просто не все это знают, и в некоторых людях духовная жизнь спит, а когда это открывается, то это как прозрение слепого человека после операции. Перед ним открылся мир, который видят все люди. Он сразу стал гораздо богаче — в 4 раза, потому что 80% информации человек получает через зрение. Так же и в духовном плане. Если человек приобрёл общение с Богом, он стал богаче бесконечно, потому что Бог бесконечен, и то, чем обладает Бог, стало принадлежать человеку. Человек становится наследником Бога — он получает не просто дворянство или графство, как некий титул или какое-то большое имение. Он получает в наследство Царство Божие, которое принадлежит одному Богу. Он становится чрезвычайно богат, причём богат неисчерпаемо и может любого обогатить. Это же круто! Не то что Олимпийские игры или миллиарды денег — это всё так плоско по сравнению с этой координатой. На самом деле это не плоско — миллиард это очень даже неплохо, никто этого не презирает, но по сравнению… Так что, дерзайте!

Спасибо большое, отец Дмитрий.

Всего вам доброго, до свидания! Спасибо за ваше внимание.

Я напоминаю, что у нас в гостях был протоиерей Дмитрий Смирнов. Всего вам доброго, до новых встреч.

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы отвечает духовник и старший священник Алексеевского женского ставропигиального монастыря города Москвы протоиерей Артемий Владимиров.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать