Беседы с батюшкой. С прот. Дмитрием Смирновым. Эфир от 22 декабря

23 декабря 2013 г.

Аудио
Скачать .mp3

На вопросы телезрителей отвечает протоиерей Дмитрий Смирнов, настоятель храма святителя Митрофана Воронежского на Хуторской, г. Москва. Передача из Москвы. Эфир 22 декабря 2013 г.

 

- Добрый вечер, дорогие телезрители. Добрый вечер, братья и сестры. Мы с вами  в прямом эфире передачи «Беседы с батюшкой». Сегодня, как обычно в воскресный вечер у нас в гостях протоирей Дмитрий Смирнов.

Добрый вечер, батюшка.

 

- Добрый вечер, отец Александр. Добрый вечер, дорогие братья и сестры. Особенно здравствуйте, ставропольцы, с которыми я расстался буквально сегодня в обед.

 

- Расскажите, пожалуйста, о целях Вашей поездки в Ставропольский край и встречах, которые там состоялись.

 

- Встречи были со старыми и новыми друзьями. Моя поездка была связана с тем, что там возник некий местный филиал Русского Народного Собора, где рассматривалась близкая мне тема о защите семьи, и я принял приглашение митрополита Ставропольского и Невинномысского Кирилла.

 

- Организация местного филиала Русского Народного Собора – это инициатива только Церкви или также местной власти?

 

- Инициатива исходила от христиан-мирян, что ценно, ее поддержала Церковь, а затем присоединились и местные власти. Там присутствовали довольно активная молодежь, казаки и представители кавказских народов.

Были интересные знакомства, например два очень интеллигентных чеченских профессора Ставропольского университета. Практически по всем вопросам у нас совпадения, если не буквальные, то в целом по идеологии мы вполне совпадаем.

 

- Вопрос: Сейчас проводится общенародное голосование по запрету абортов в России. Почему только сейчас государство захотело узнать мнение народа?

 

- По-моему, это не государственная инициатива, а церковной и околоцерковной молодежи. Если соберут сто тысяч голосов, тогда Дума будет рассматривать эту инициативу. Только сама Дума к этому еще не готова.

На самом деле, этот проект касается политики нашего государства в глобальном масштабе, потому что это связано с миллионами людей. Но сначала надо подготовить почву, которая совершенно не готова. В Думе заседают те же самые советские люди, и для них запрет на аборт менее понятно, чем запрет на курение в общественных местах; но даже и этот проект долго обсуждался, по телевидению шла специальная социальная реклама.

В случае с проектом о запрете абортов, его выдвинула молодежь, и она не понимает, что даже если Дума примет проект к рассмотрению, результат будет отрицательный, и вопрос будет закрыт на долгие годы. Посыл о запрете абортов абсолютно правильный, и я его целиком поддерживаю, но мне хотелось бы результата,  однако его при нынешней ситуации не будет.

 

- Что нужно, чтобы наша Госдума приняла положительное решение? Надо сменить ее состав или воспитать новых чиновников?

 

- Во-первых, нужно добиваться от каждой партии, а в следующем году будет много одномандатников, тогда буквально от  каждого требовать в предвыборной кампании ответ на вопрос: «Как Вы относитесь к запрету абортов?»

Во-вторых. Сейчас президент Владимир Путин под воздействием в первую очередь церковной общественности, запретил рекламу абортов. Вторым шагом  должен стать запрет бесплатных абортов за счет бюджета.

Третьим шагом должно стать отделение абортов от Минздрава, поскольку беременность – это не заболевание, а аборт не исцеление, а напротив, очень серьезная травма с далеко идущими последствиями. Поэтому этим должна заниматься иная структура. Скажем, когда в такую структуру приходит женщина, ее встречают психолог, священник и врач и задают вопрос о том, знает ли она о последствиях аборта. Священник спрашивает, знает ли она, какие последствия может повлечь нарушение заповеди «Не убий». Акушер – о том, какие последствия могут быть для всего ее родильного аппарата, слома, перестройки организма. Также должен быть юрист. И все они всячески должны постараться убедить. В Саратове добились того, что каждая консультация проводит такие собеседования, и каждого десятого ребенка удается спасти.

Еще одна мера: каждый врач акушер-гинеколог имеет право отказаться делать аборт. И чтобы впоследствии эту процедуру делал не врач, а специально обученный техник по убийству детей. Врачи должны быть готовы к тому, что если после убийства ребенка откроется кровотечение и прочее, он должен оказать помощь. Сейчас в нашей стране огромные средства расходуются на лечение последствий абортов для женского организма.

Во всех школах необходимо обязательно ввести программу антиабортного воспитания с 9 по 11 класс. Обязательно этот курс должен пройти каждый учащийся.

Все это обязательно показывать по телевидению и постоянно говорить. Нужно настроить «скрипку общественного мнения» настроить против убийства детей, которое есть самоубийство народа. Понятно, что члены нашей представительской власти будут благодаря всему этому в курсе и будут настраиваться. Благодаря нашему центру «Жизнь» за двадцать лет мы, по крайней мере, оповестили население, что это убийство. Любой человек теперь знает, что это убийство, как бы он к этому не относился. Не знают только подростки в силу возраста.

Все это должно быть постоянно и обязательно, надо специально заниматься этим, оповещая в прессе и социальной рекламе. И тогда население будет готово, и можно будет проводить кампанию. Такая преждевременная кампания будет также непонятно, как, например, попытка привить нашему народу либеральные ценности или двухпалатную парламентскую систему. Практически любой россиянин при слове Дума, Совет Федерации просто плюется, потому что не понимает, ни кто это, ни что это, чем они таким занимаются, что им платят такие деньги.

 

- Давно уже идет голосование, но почему-то немногие люди голосуют против абортов. Что это – безразличие или не информированность?

 

- Это и безразличие, и неинформированность, и, как говорят, очень сложная процедура этого голосования. Сделано, как нарочно, сложно.

 

- Через какое-то время возможно провести, например, общероссийский референдум на эту тему?

 

- Одним из наших исследовательских центров уже проводился социологический опрос на эту тему. Результат такой же, как в США: противников абортов чуть менее половины населения, но за запрет абортов менее 30%.

 

- Вопрос телезрителя из Рязани: Я хочу крестить сына и в качестве крестного отца выбрал достойного, на мой взгляд, человека, но он протестант. Имеет ли он право быть крестным?

 

- Если кратко, то нет. Вообще, жалко, что Вы не понимаете роль крестного. Потому что достойного человека можно найти и среди коммунистов, и мусульман, и атеистов.

Крещение – это принятие человека в Русскую Православную Церковь. Попросить быть крестным протестанта равносильно тому, что попросить быть президентом Соединенных Штатов очень достойного человека, но не имеющего американского паспорта. Это технически невозможно. Вам надо читать катехизис, чтобы понять основы православной веры.

 

- Вопрос телезрительницы: Почему Бог много лет не дает детей людям, которые очень хотят их иметь? Каково отношение Церкви к искусственному оплодотворению?

 

- Для того чтобы узнать отношение нашей Церкви к искусственному оплодотворению, отсылаю Вас к документу «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», его можно найти в интернете или приходской библиотеке.

Бог не дает детей по разным причинам. У родителей Пресвятой Богородицы Иоакима и Анны тоже долго не было детей, они очень ждали и молились, и вот у них родилась единственная девочка и стала Богородицей.

Бывает, за грехи. Бывает, чтобы научить людей молиться. Много знаю случаев, когда бездетная семья решается взять сироту. Возьмут одного сироту, другого сироту, и третьего зачинают сами. Возможно, Богу угодно проверить, что для этих людей важно: свое собственное или они просто любят детей.

 

- Одни просят детей, и Бог им не дает, а другие готовы убить нерожденного ребенка, и Бог знает, кто хочет, а кто нет.

 

- Когда люди участвуют в создании ребенка, в большинстве своем они вовсе не в браке, это такое своего рода дополнение к выпивке. Но Богом уже создан такой механизм зачатия. Это происходит не для того, чтобы люди убили ребенка, а для того, чтобы они опомнились. Люди должны понять, что нарушение одной заповеди постепенно приводит к нарушениям всех других. Очень логично, что за нарушением заповеди «Не прелюбодействуй» идет нарушение заповеди «Не убий».

 

- Вопрос телезрителя: Что значит выражение Господа нашего Иисуса Христа “Или как скажешь брату твоему: “дай, я выну сучек из глаза твоего”, а вот, в твоем глазе бревно?»

 

- Это означает, что человек в другом замечает и небольшой грех, а большого греха в себе самом он не видит. Каждый осуждающий видит в другом человеке то, что лежит на поверхности, а своего бревна не чувствует. Такого свойство падшего человеческого разума, от которого Господь нас предупреждает, чтобы мы никого не осуждали.

То, что чужой сучок кажется нам бревном, а наше бревно сучком – это от того, что мы неправильно держим бинокль, у нас перевернутое, искаженное восприятие действительности.

 

- Вопрос телезрителя: Год назад женился, но теперь понял, что семейная жизнь не моя стезя. Я и раньше хотел в монастырь, могу ли я развестись, чтобы полностью посвятить себя Богу?

 

- Во-первых, человек может все: и развестись, а потом опят жениться на той же, с которой развелся, бывают такие случаи. Но не все, что мы можем делать, нам полезно. Полезно же нам нести ответственность за наши поступки, потому что брак – это ответственность за другого человека и взятые на себя обеты строить Домашнюю Церковь, а нести взятые на себя обеты человек должен до конца.

Что значит «понял, что не моя стезя»? Есть вещи, которые человек обязан понимать заранее, а иначе – грех, и будешь нести все последствия греха. Ты ошибся, а если твоя ошибка кого-то убила? Надо как-то искупить эту ошибку, донести крест до конца.

 

- Поэтому многие молодые говорят, что для того, чтобы понять подходим ли мы друг другу, поживем вместе пока без регистрации.

 

- Так поживем – это и есть уже вместе начинать свою жизнь, уже есть ответственность между двумя. А потом – что-то ты как-то вяло с кухни в магазин бегаешь, нет, ты мне не подходишь, а она на тебя потратила уже три года жизни.

Поэтому если женщина не хочет оказаться в таком положении, а большинство из живущих в гражданском браке женщин через три года оказываются выброшенными. Если не готов, то путь идет готовиться: занимается гимнастикой, читает книжки, значит, это еще не мужчина. И тогда к каждой женщине выстроится очередь.

 

- Вопрос телезрительницы: Я президент фонда, и мы возим детей на Святую землю. Возили уже три группы: группа слепоглухонемых детей из Сергиева Посада, вторая из Ярославля и еще группа из Сергиева Посада, и даже есть некоторые исцеления. Мой вопрос о том, как можно упростить процедуру вывоза детей-сирот на Святую землю, все происходит очень медленно. Может ли Церковь как-то помочь в этом вопросе?

 

- Наш приход создал базу для отдыха детей на Азовском море, но вывезти туда своих детей-сирот из трех детских домов я не могу, потому что очень сложная процедура, которую я не знаю, как преодолеть. Притом, что детям при их заболеваниях необходим такой отдых на море, и мы не берем у государства ни копейки на этот отдых, преодолеть чиновничьи барьеры мы не можем. Так что я поздравляю Вас, что Вам удалось вывезти на Святую землю целых три группы, нам пока это не удается.

 

- Вопрос: «Батюшка, отвечая на вопрос, какой должна быть женщина, Вы сказали: целомудренной. Мне тридцать лет, я целомудренная девушка, вполне привлекательная, образованная. Моя подруга такая же, к тому же состоятельная. Но очереди из женихов к нам не выстраивается, никто не завоевывает».

 

- Я же говорил еще одно условие должно быть: все женщины должны договориться, все. До революции у нас было меньше половины процента разводов, а сейчас их 65%.  Потому что женщина стала легкодоступна. К тому же старшее поколение толкает сейчас молодежь «пожить так», а в итоге женщина отдает свои лучшие годы тому, кто на ней жениться и не собирался.

Но для бизнес-леди выход есть: в силу инфантилизма наших мужчин ей надо самой выбрать мужчину и сделать ему предложение. Надо выбрать образованного, хорошего, с небольшой зарплатой, родить от него детей, а он потом может с ними дома сидеть.

 

- Вопрос: «Будет ли добрым делом заставлять ребенка учиться, если он сопротивляется этому всеми силами?»

 

- Это сложный вопрос. Очень важно заинтересовать ребенка каким-нибудь поприщем. Есть принцип, который называют принципом «арабской лошади». Говорят, что когда выводили эту породу, то корм вешали перед лошадью далеко впереди, ей приходилось вытягивать шею, чтобы достать, в результате чего у этой породы и развилась ее прекрасная шея.

Ребенка нужно чем-то заинтересовать, впереди у него должна быть мотивация, поприще. И даже если потом он это поприще сменит, навык тянуться у него останется, и он может кем-нибудь стать, но для этого его нужно изолировать от компьютера и телевизора. Две эти игрушки развращают детей.

Среду общения для детей нужно создавать из тех, чьи родители ставят такую же задачу. По этому же принципу надо выбирать и школу.

Силком заставлять можно только до известного предела. Если ребенок отравлен этими игрушками, то он уже этим отравлен.

 

- Вопрос телезрительницы из Московской области: Моей внучке девять лет, у нее с классом была экскурсия в Третьяковскую галерею. Вид обнаженной натуры на картинах и в скульптуре вызвал у девочки недоумение: она привыкла к тому, что хотя человеческое тело красиво, оно не должно быть обнажено. Как относиться к такой реакции ребенка?

 

- Девочка явно не готова к такой экскурсии в Третьяковскую галерею. Реагирует она в соответствии со своим возрастом и мироощущением. То, что ей предлагается, преждевременно для нее и является психической травмой. Здесь недоработка родителей и учителя. Вместо пользы ей нанесли травму, которую девочка будет изживать не один год. Это зависит только от возрастной психической подготовленности ребенка.

Как некоторым мальчикам в семь лет рано идти на исповедь, а родители упорно тянут их. Цифра семь возникла давно, когда мальчики в этом возрасте были гораздо более развиты и психически, и умственно, и нравственно, и социально.

 

- Вопрос телезрительницы: Я преподаю в Воскресной школе, количество желающих столь велико, что группы переполнены. Не могу отказать родителям, хотя вижу, что дети многих далеки от Церкви. Как правильно осуществлять набор детей?

 

- Вам надо спросить у Вашего настоятеля. Наша задача преподать христианское учение как можно большему количеству людей. Если при храме проблема с подходящим помещением, можно обратиться в ближайшую школу. Сами родители должны в этом поучаствовать, если надо, сброситься на дополнительное жалование завучу, чтобы выделили помещение для занятий. И преподавателей надо столько, чтобы охватить все количество детей. Отсеиваться, конечно, будут, но это неважно, дети хотя бы услышат об Иисусе Христе. Родителям тоже требуется Воскресная школа, чтобы могли с детьми поговорить.

 

- Вопрос телезрителя из Екатеринбурга: В одной из утренних молитв есть строчки «Приидите поклонимся Цареви нашему Богу», к Кому конкретно они обращены? Я думаю к Богу Отцу, Богу Сыну и Богу Святому Духу, так ли это?

 

- Вполне подходящее объяснение, но можно считать, что они все обращены к Господу Иисусу Христу. Обращаясь ко Христу, мы обращаемся ко всей Пресвятой Троице, поскольку Она нераздельная и единосущная.

 

- Вопрос: Как Вы относитесь к поиску будущей жены через интернет? Я довольно застенчивый молодой человек, и познакомиться лицом к лицу мне трудно. Возможно ли это для православного человека?

 

- Издревле знакомились люди по интернету, так что ничего не православного здесь нет.

Интернет – это же сеть. Мы закидываем сеть, вытаскиваем – и начинаем рассматривать, какая рыба попалась. Всю ядовитую выкидываем, а поскольку всю рыбу нам не съесть, оставляем одну, которая нам знакома и по вкусу.

Потом надо познакомить девушку с мамой, батюшкой, приятелем, чтобы они с ней поговорили, раз Вы застенчивы.

Надо делать это не спеша, пообщаться год-два, познакомиться с семьей девушки, родителями, братом, женой брата, в общем, надо сначала пуд соли вместе съесть, а потом принимать решение.

 

- Спасибо Вам, батюшка, за Ваши ответы, нам пора прощаться с телезрителями.

 

- Пожалуйста. До свидания. Будем живы, увидимся.

 

Ведущий: протоиерей Александр Березовский.

Расшифровка: Юлия Подзолова.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать