Беседы с батюшкой. С прот. Дмитрием Смирновым. Эфир от 17 ноября

18 ноября 2013 г.

Аудио
Скачать .mp3

На вопросы телезрителей отвечает протоиерей Дмитрий Смирнов, настоятель храма святителя Митрофана Воронежского на Хуторской, г. Москва. Передача из Москвы. Эфир от 17 ноября 2013 года.

 

Добрый вечер, дорогие телезрители, добрый вечер, братья и сестры. Мы с вами вновь в прямом эфире передачи «Беседы с батюшкой» и у нас в гостях, как обычно в воскресный вечер, протоиерей Дмитрий Смирнов.

Здравствуйте, отец Александр. Добрый вечер, дорогие братья и сестры.

 

Начну с вопросов, которые пришли на наш сайт. В г. Эфесе во время языческого праздника, когда толпа при неистовом пении и плясках обносила идолов вокруг города, навстречу им вышел святой апостол Тимофей с проповедью о Христе, после чего был срезу забит насмерть палками и камнями. Господь наш Иисус Христос говорил: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями». А святой апостол вышел на верную смерть, понимая в каком возбужденном состоянии находится толпа язычников. Почему он так поступил?

«Аще кто исповедует Меня перед людьми, того и Я исповедаю перед Отцем Моим Небесным», - сказал Христос. Повинуясь слову Господа нашего Иисуса Христа, апостол это совершил.

 

Но толпа была не в состоянии воспринять его слова о воскресшем Христе.

Мы этого не знаем. И я уверен, что кто-то воспринял, особенно из тех, кто осмысливал произошедшее уже несколько позже. Наверняка. Кровь мучеников не бывает напрасной, даже если она проходит не на глазах.

 

Т.е. этот подвиг, он был осмыслен людьми позже, воспринят, принят.

Я уверен, что еще на тех, кто осмысливал его в дальнейшем, в следующие годы, это повлияло. А по поводу бисера, который мечут перед свиньями: если уже он обратился с проповедью ко всем, это не есть метание бисера. Мы тут тоже беседуем, на евангельские темы в том числе,  и нас тут слушают разные люди, и воцерковленные, и не воцерковленные, и крещеные, и не крещеные, и люди, которые исповедуют Христа не как православные, есть даже люди иных религий. Нас слушают, и я точно об этом знаю, есть даже фанаты нашей передачи, которые очень часто нас смотрят и выражают по этому поводу свое удовольствие. Разве это есть метать бисер перед свиньями, разве мы тут нарушаем что-то? Нет, не нарушаем. Когда Господь так говорит, речь идет о несколько другой ситуации. Мы выходим с целью проповеди, а не с целью кого-то убедить, кому-то что-то доказать. Пустые разговоры, сражения, всякие доказательства – вот это и есть метание бисера. А проповедь – нет. Тут есть нюансы в оттенках.

 

Часто современную Церковь обвиняют в том, что она очень мало проповедует. А в какой из форм проповеди она могла быть больше, шире, глубже?

Самая широкая форма – это интернет. На втором месте телевизор, на третьем – радио, и, конечно, проповедь в храме тоже остается. Все способы хороши. И через книги, и через газеты.

 

Людям хочется, чтобы Церковь вообще на все события общественной жизни имела свое суждение, мнение.

Кто-то хочет, а кто-то хочет рот заткнуть; говорят, что мы вмешиваемся.

 

А это правильно было бы, если бы Церковь на все события жизни выражала свое мнение?

Мне кажется, что это просто невозможно. Все происшедшие события, освещаются ньюсмейкерами – изготовителями новостей, поэтому нет нужды нам идти у них на поводу. Иногда это может совпадать – Церковный интерес и попадание ньюсмейкеров в одну и ту же точку, и тогда вопрос кончается призывом, или желанием, чтобы Церковь в лице кого-либо из ее служителей высказалась по тому или иному поводу. Так бывает. Есть темы, которые имеют в себе духовное, этическое, моральное содержание. Тогда очень закономерно, что обращаются к Церкви, которая есть душа народа, узнать, а как она на это реагирует. Но так как СМИ руководимы людьми заведомо не церковными, заведомо не христианами, то итог получается не всегда тот, который нам нужен. Но расслышать голос Церкви там возможно. Пусть удается часто сказать только одну фразу, я часто даю интервью, и из него обычно попадает одна-две фразы. В интернете мы публикуем все интервью целиком, что бы каждый желающий мог обратиться к первоисточнику и посмотреть, что было сказано  по этому поводу, полностью.

 

Был у нас тут как-то один вопрос: почему нет открытой дискуссии между православием и, скажем, иудаизмом, протестантизмом, теми или иными течениями?

А с какой целью?

 

Наверное, с целью просвещения людей.

Кого? Людей, которые исповедают другие религии?

 

С теми, которые выбирают ту или иную религию.

А пусть они и выбирают, слушают одного, другого, третьего, как Князь Владимир Красное Солнышко. Для России это традиционно. Пожалуйста, выбирай, читай книги, учи языки арабский, древнееврейский. А полемика - это и есть метать бисер, в этом нет нужды. Мы со смирением уважаем верования других людей. Хотя понятно, что мы веруем иначе, и у нас учение о Боге совсем иное, чем у наших братьев мусульман, иудеев. А со старообрядцами нашими родными у нас учение о Церкви различное. Мы считаем, что их учение о Церкви повреждено. Есть у нас разногласия. А зачем нам обижать людей? Даже если мы победим в каком-либо споре, в этом есть некоторая неприятность. Каждый человек может найти ответ на любой интересующий его вопрос, например, в полемике с представителями римо-католической церкви.

 

То есть такой диалог ни к чему не приведет?

К хорошему? Ни к чему, конечно. Поэтому мы в прямой диалог и с коммунистами не вступаем. Коммунизм - это сатанинская религия, но так как приверженцев у нее много, и она для нашей страны уже довольно традиционна и существует в России века полтора, мы не вступаем в диалог, как и с нашими братьями баптистами, и даже адвентистами седьмого дня. Мы полемизируем только с тоталитарными сектами, так как они просто вредны и деструктивны для государства вообще, народа, психики – здесь мы должны как-то предупредить. Тут мы уже даже не полемизируем, а просто ругаемся по поводу гороскопов, выражаем свое недовольство, так как это является мерзостью, обманом, т.е. называем вещи своими именами, нравится им это или нет. Но полемизировать с каким-то гороскопом, это уже просто смешно, это все равно, что с брандспойтом полемизировать, никаких аргументов ты не дождешься. Иногда нарвешься на какой-нибудь канал, где всякие колдуньи выступают, или нечто подобное, я задерживаю свое внимание, ну несут полную ахинею. Если это расшифровать и дать прочитать, это просто поток безумного сознания, там не с чем полемизировать.

 

Вопрос из Белгородской области: в нашем храме служит батюшка уже второй год, очень хороший, душевный батюшка. Но как-то я заболела, и на службе, после причастия он подошел ко мне и стал бить крестом. Очень сильно бил крестом и говорил: «Терпи, терпи». Я возмутилась и спросила, зачем он это делает, ведь это крест. Батюшка опять сказал, чтобы я терпела и что если меня начнет трясти, когда я вернусь домой, чтобы я ему срочно позвонила, что я противлюсь кресту, и во мне сатана. Я была возмущена, так как это происходит не только со мной, а бывает со многими прихожанами. Я хочу спросить Вас, правильны ли действия нашего батюшки и как себя  вести прихожанам?

В любой епархии, в том числе и в Белгородской, есть специальный человек – наблюдатель, по-гречески называется епископ. Митрополитом Белгородским является владыка Иоанн. Вы напишите ему письмо, что не согласны с действиями вашего молодого, душевного, очень внимательного батюшки. И ему, этому батюшке, выйдет от епископа разъяснение. Если он ему не последует, придется дорогому батюшке идти работать в такси. Вот и всё, очень всё просто.

 

Как привести взрослых детей к вере, если они и Бога не отрицают, но и дальше не идут?

Привести корову на водопой, это довольно легко. А вот привести человека к вере, это невозможно. Нет таких способов. Человек должен дозреть, особенно взрослый, у него должно быть к этому желание. Когда человек еще маленький, ребенок, то в силу того, что душа у него еще чистая, он на слова о вере очень хорошо отзывается. В этот момент можно ребенка привести к вере. А взрослый человек приходит сам. Вы немножко упустили время.

 

То есть теперь просто молиться и ждать, когда они, может быть, прозреют?

Нет, специально ждать не надо, а молиться можно. Можно ждать и не дождаться, нужно было раньше думать…

 

Ведь многие родители и сами-то пришли к вере недавно.

Ну, на «нет» и суда нет. Время-то все равно упущено, сами они недавно пришли, или давно. Если взрослые дети веруют, но не приходят в Церковь,  значит, она им не нужна.

 

Большинству людей она не нужна. Люди уже научились строить жизнь без Бога.

Да. Без Бога и без Церкви.

 

Церковь только мешает какими-то своими правилами, требованиями…

Да никто этих требований, во-первых, не знает, во-вторых, не выполняет, а в-третьих, и не собирается выполнять. Это не значит, что мы не должны о них говорить, мы говорим. Но лишь какая-то очень небольшая часть к этому прислушивается. А уж чтобы изучать правила, узнавать, почему они, на это у людей уже не остается энергии…

 

Вопрос: меня очень беспокоит вопрос игры в нарды. Если я православная христианка, могу ли я играть в эту игру? Моя мама, тоже православная христианка, ругается и говорит, что эта игра не для христиан. Но ведь шашки и шахматы – это тоже игра, пожалуйста, ответьте мне на этот вопрос.

А почем игра? Все зависит от этого почем за партию?

 

Просто, на очки, конфеты, дома играть, между собой, между подругами. Раньше так в лото играли.

За конфеты уже нельзя, потому что возникает азарт. А так как в шашки можно, пожалуйста. Скажите маме, что я разрешил.

Хотя  в древности, еще в веке XVI, может быть, частично даже и в XVII, в шахматы тоже не очень благословлялось играть, потому что в некотором смысле это пустая трата времени. Но потом, уже позже, выяснилось, что игра в шахматы развивает ум, а это полезно.

Мы в моем детском доме даже организовали шахматный клуб. К нам приезжал чемпион мира Анатолий Евгеньевич Карпов и открывал этот клуб, там наши детки занимаются шахматами. У нас есть два очень хороших специалиста, люди уже пожилые,  и даже одна женщина  гроссмейстер, они показывают детям различные партии. Я считаю, что для наших детей это необходимо.

 

Вопрос: отец Дмитрий, скажите, в современной жизни какой путь является наиболее предпочтительным, семейный или монашеский? Какой из них наиболее спасительный?

Когда я занимался в пионерском лагере ездой на мотоцикле, была у нас такая секция, все ребята интересовались у тренера, какой мотоцикл самый-самый лучший. И он нам отвечал: самый-самый – это собственный. Также и здесь: тот путь, который твой, он самый лучший. И самый спасительный.

 

Иди им до конца, и спасешься.

Да. Ведь люди пробуют разные специальности, разные институты, что-то еще. Взять, например, Александра Розенбаума – он был доктором на станции скорой помощи, и военным доктором был, а потом стал певцом, так сменил свой путь. Также бывает, что поживет человек в миру, а потом становится монахом.

 

А побыв монахом, вернуться в мир, это как?

Такие случаи тоже бывают, но это уже некое поражение, потому что монах дает Богу обещания, по-славянски обеты. И, если он уходит из монашеской жизни, значит, он нарушает обеты.

 

Переоценил человек свои силы, не смог.

Нет, я говорю, что отдельные случаи, таких единицы, бывают. Человек остается христианином и просто переходит в другое звание, но это уже грех на всю жизнь, это нарушение обещания Богу.

При крещении мы все тоже даем обеты, отрицаемся сатаны, и вдруг человек после крещения отрекается от обетов и переходит в другую религию, разве это не грех? Конечно, грех.

 

То есть шаг в монашество – это ступенька вверх?

Нет, нельзя сказать, что монашество выше обычной службы мирянина. Святая Церковь так не учит. Это равночестные пути. Есть разница в обетах. Обеты крещения, данные человеком, сохраняются, и добавляются дополнительные: нестяжание,  послушание, целомудрие.

 

Вопрос из Орловской области: можно ли молиться и как молиться о некрещеных людях.

Молиться так: складываем  персты троекратно, осеняем себя крестным знамением, делаем поклон и говорим «Господи, помилуй». Вот так и молиться за некрещеных. Всё очень просто.

А когда молишься о своих родственниках, нужно ли разделять крещеных и не крещеных, или это может быть в общем списке?

Может быть в общем списке, это не играет никакой роли.

 

Одних мы именуем рабами Божьими, а другие таковыми не стали, не приняв крещение.

Дело в том, что и некоторых из принявших святое крещение, назвать рабами Божьими можно с большой натяжкой, я бы сказал, условно.

 

Ну, все-таки человек шаг такой сделал...

Это не он, это его в детстве крестили, основную массу людей крестят в детстве.

 

Вопрос: что реально может сделать горожанин для вымирающей деревни, кроме молитвы? Сердце разрывается от боли, когда видишь, что происходит в наших деревнях.

Да, у меня тоже сердце разрывается. Что сделать? У каждого свои возможности. Например, у нас очень много, десятки многодетных семей, у которых нет никакого жилья. Можно этим семьям предложить дома, собрать их всех в одну деревню, они могли бы там жить.

 

Хочешь помочь деревне, оставь в город, поезжай в деревню. И попробуй хотя бы одну деревню спасти от вымирания.

 

Вопрос: имеют ли Ангелы свободную волю или за них все решает Господь? И в частности, Ангел-Хранитель может отступить от человека, если ему вдруг что-то не понравится?

Ангелы имеют свободную волю. Отступить от послушания Богу Ангел не может. Почему, потому что не хочет. Ему очень нравится исполнять волю Божию.

 

Т.е. воля Ангельская всегда соотносится с волей Божией.

Да, в истории Церкви мы не наблюдали таких случаев, когда бы Ангел отступал от воли Божией. Те, которые некогда отступили от воли Божией, превратились в бесов, и этот процесс уже давно закончился.

 

Это было какое-то единовременное падение?

Мы не знаем, потому что в том мире нет времени. Шел ли этот процесс одномоментно, или продолжался миллиарды лет, для того мира этой категории не существует.

 

Вопрос: моя свекровь часто упоминает имя Божие всуе, как присловье. Как вести себя, когда она приезжает к нам и делает это при детях?

В зависимости от того, как часто она это делает. Если она приезжает часто, то надо поговорить с ней и попросить. Если она забывает, то сказать ей: давай так договоримся, как только ты всуе помянешь, я тарелку об пол шваркну, и ты должна сразу понять, что сделала что-то не так. Я думаю, это сыграет свою роль. Скажите ей, что это для того, чтобы не делать ей замечания, так как это не очень прилично, а просто, хлоп тарелку об пол и всё. Я думаю, на второй тарелке этот процесс закончится.

 

Самая большая проблема в этой ситуации - это как не обидеть маму или свекровь.

Какая тут обида, не об голову же ей...

 

Её учат...

Конечно, а как же, учат. Если человек чего-либо не знает, пришел в чужой дом и начинает нарушать заповедь Божию... А если она соседа пригласит и постелет в проходной горнице себе с ним кровать? Разве нельзя сказать ей: "Этот гражданин не муж тебе, и мне бы не хотелось, чтобы детки это наблюдали". А ведь и это нарушение заповеди, и то нарушение заповеди Божией, вопрос принципиальный. Очень многое можно потерпеть, оказать снисхождение, но если человек ведет себя противно нашему воспитанию, то вполне можно, конечно, ласково и деликатно, как апостол говорит "увещевайте такового в духе кротости"...

 

Но в большинстве случаев никакие увещевания, ни в кротости...

Говорят, что тарелка помогает. Надо попробовать, а ели не поможет, тогда что-нибудь придумаем, пусть еще раз позвонит, так и будем подбирать.

 

Вопрос: у меня три дочери. Старшая дочь стала крестной младшей. После мои подруги наговорили по этому поводу всякую ерунду, что первыми надо крестить мальчиков, что девочки не выйдут замуж, что я натворила такое... И я просто испугалась. К сожалению, я не успела спросить у батюшки, правильно ли я поступила.

Чтобы поступить правильно, надо Вам пойти на исповедь и покаяться в злостном суеверии. То, что говорят Ваши подруги, это злостное суеверие. А то, что Вы испугались, говорит о том, что Вы верите этому суеверию, а это есть грех. Раз грех, надо покаяться в Вашем маловерии и вере во всякую ерунду. Логики-то нет никакой, почему сначала – мальчики, почему замуж не выйдет, и потом, кто это сказал, что обязательно надо замуж выходить?

 

Может, она монашеский путь изберет.

Вот именно. «Она не выйдет замуж». И как это связано? Вы сами-то не понимаете, что это абсолютная чушь? Окрестили девочку, а после этого она замуж не выйдет – ну как это связано? До чего же у нас серый, темный народ. Идите на исповедь и кайтесь.

 

В послании апостола Павла к Римлянам говорится: «Вы умерли для закона и принадлежите Христу. Закон свят, но живущий во мне грех производит смерть через закон». Через какой закон?

Дело в том, что закон, он как бы ставит человека перед проблемой. А в отдельных случаях, когда закон повелевал,  допустим, побивать камнями, это исполнялось фактически. Но самом деле это делает не закон, а делает все равно сам грех, просто закон обнажает это, закон ставит диагноз.

 

Закон Ветхого Завета был дан Богом.

Да, конечно.  Люди настолько стали темными, вроде звонившей недавно женщины, той подружка сказала, она испугалась. Чего тут пугаться, не понятно. Люди стали настолько темными, что перестали понимать, что убивать людей нехорошо, что воровать нехорошо, клеветать, завидовать – нехорошо. Люди потеряли  это понимание, поэтому понадобился писаный закон: «Почитай Бога и ему одному служи. Чти отца и мать»… Люди одичали, вроде современных русских мальчиков и девочек – те напропалую хамят родителям. Это о чем говорит? Они одичали. Они относятся к родителям хуже, чем незнакомые последним мальчики и девочки. Незнакомые мальчики и девочки порой стесняются чего-либо, а свои могут такое сказать, и уже не стесняясь.

 

Т.е. дабы люди поняли, что есть что, для этого и есть закон,

Да, и уже воспитывались так, что закон нельзя нарушить – это грех, Бог накажет. По некоторым пунктам этого закона полагалась смертная казнь.

 

Можно сказать, что если не было бы закона, не было бы и вины человека, вина-то есть перед законом.

Нет, вина бы всё равно была, но человек не мог ее осознать, настолько  он отупел.

 

Внутренние чувства очерствели…

Да. Сегодня я беседовал с семейной парой, пытался поговорить с мужем, так как затрещала их семейная жизнь, и что нужно предпринять, чтобы это всё исправить. Исправить довольно просто, но он как будто не слышит, не понимает простых вещей. Я вижу, что женщина меня понимает очень хорошо, а он  нет, упрямствует. Рушится семья, ребенок без отца остается, много всяких проблем, а для него главное – собственная гордая амбиция. Что делать, это такое одичание.

 

Хочу, чтобы меня поняли.

Там понимать нечего. Как огрызок карандаша, всё просто донельзя. Разжевываешь всё, кладешь в рот человеку, всё равно…

 

Трудно признать неправоту.

Но ведь он же пришел к священнику, спрашивает, ему отвечают: так и так, ты ни в чем не прав, ты должен вот это, это, и это изменить. Твое отношение к жене, оно для нее невыносимо. А он считает, что в этом ничего особенного нет. Это для тебя ничего особенного, а ты спроси у нее. Она говорит: «Особенно, для меня это невозможно». Он считает, ничего особенного. Ну тогда ты всё потеряешь – жену, сына… Из-за каких-то совершенно глупых дегенератизмов он лишается очень важных вещей, прожив 20 лет…

 

Вопрос: я пономарю в храме, пономарь, и хотел бы посвятить свою жизнь священству, но некоторые из батюшек, которые служат вместе со мной в храме, говорят: «На это должна быть воля Божия, мало ли чего ты хочешь, хочет ли этого Господь?» Другие говорят: «Да, иди, не сомневайся, поступай». Кого мне слушать, батюшка?

А Вам сколько лет-то?

45 лет.

Ну знаете, тут уж надо как-то самому определяться. В 45 лет мужчина должен быть решительным человеком. Если у Вас есть к этому склонность, значит, есть и воля Божия. А если воле Божией нет, то вы хоть голову разобьете, а священником не будете. Это же решает епископ. Придите к своему епископу, я такой-то пономарь, хотел бы послужить в священном сане, не требуются ли у нас в епархии священники, он поспрашивает и решит, нужны Вы ему или нет. Спросит у благочинного, у священников, они дадут характеристики, исследуют. Не подойдет, в другую епархию, в третью, в сотую, в ста пятидесятую, найти можно.

 

А не будет ли это именно своеволием, что человек во что бы то не стало хочет реализовать свое желание?

А в чем тут своеволие? Он же хочет послужить Церкви. Что тут такого, ну пономарь, ну священник, какая разница? Что важнее, мизинец на правой руке, или мизинец на правой ноге? Это всё одно тело.

Есть ответ в Священном Писании: «Желающий епископства, доброго дела желает». Чего он, молодой мужчина 45 лет, такого плохого желает? Раз у него родилось такое желание, значит, на то есть воля Божия.

 

Никто не может прийти ко Мне, если Отец Небесный его не позовет.

Видишь, ты тоже, оказывается, Священное Писание знаешь.

 

Вопрос из Самары: скажите, пожалуйста, женщины, сделавшие аборт, у этих младенцев на небесах будет ли душа?

Не то что будет, она уже есть. Эти женщины, конечно, потеряли своих детей, а у Бога ни одна душа не потеряна.

А возраст? Там не имеет значения.

А возраст у души тот же самый.

Во всеобщем воскресении из мертвых в каком теле они воскреснут, если оно у них еще не сформировалось?

Христос, когда воскрес, Он воскрес в другом теле. В другом по свойствам. Апостолы даже не узнавали Его. Это воскресшее тело, какое оно, мы не знаем. Да, на Его теле были следы ран, но оно все равно было другое. Апостолы узнавали Его по каким-то другим признакам. Так же и у этих младенцев будет обыкновенная человеческая душа.

И еще скажу: ведь не у всех мощи остаются нетленными. Все в могиле рассыпается, бывает и кости даже. Но воскресает-то все равно в теле. Это будет некое идеально-духовное тело. Но это будет тело, а не душа. А в этом теле будет бессмертная душа, именно та, которую мамочка с благословения папочки загубила.

 

Вопрос: во время чтения Евангелия иногда возникают мысли, что описываемые события вымышленные. Как побороть эти помыслы и почему они возникают.

Дьяволу не угодно, чтобы человек веровал, он пытается его разрушить, бесы бомбардируют человека помыслами. А как бороться? Только молитвой. «Господи, помилуй».

То есть все сомнения, возникающие при чтении Евангелия, просто отвергать.

Да, не принимать помысел. Ведь может возникнуть помысел ограбить ближайший продуктовый ларек. Может такой помысел возникнуть?  Вот человек читает и вдруг такой помысел. И что, надо идти срывать замки? Так же и здесь. Это дьявол хочет взломать наше сердце и посеять в нем недуг маловерия. Надо стоять на страже.

 

Вопрос: слышала, что пока не очистишь ум и сердце, в него не войдет Христос, и все исповеди, молитвы и всё остальное не принесет пользы человеку. Так ли это на самом деле? И как очистить ум и сердце, чтобы в него вошел Христос?

Очищается покаянием.

То есть не сам человек очищает, а Дух Святой.

Только благодать Божия в Таинстве Покаяния.

 

Человек пришел на исповедь, раскаялся в содеянном, и за собой следит.

Нет, этого недостаточно. С человеком должен произойти целый переворот. Он должен изменить всю свою жизнь, направление этой жизни. У обычного человека направлением жизни является земля: урожай,  дети, их образование строительство дома. Недавно нам звонила женщина с вопросом, как привести взрослых детей в Церковь – это земной вопрос. Это она не о спасении детей беспокоится, а о собственном комфорте, так как ей очень тяжело осознавать, что детям Церковь не нужна. Она хотела бы, чтобы дети были в Церкви, и ее душа была спокойна, вот чего она хочет – покоя душе. А чтобы обрести покой в душе, надо прийти ко Христу. Тогда этот покой будет у тебя независимо от того, ходит твой сын в церковь, или не ходит, гонитель ли он Церкви, или преподобный – не играет никакой роли. Когда человек со Христом, это перестает быть важным. И вот таким образом нужно направление жизни менять – с земного на небесное, потому что человек все время хочет устроить на земле себе комфорт: телесный, чтобы все было для тела; и душевный, чтобы для души. А надо думать о небесном, как бы угодить Христу Богу нашему, и вот этого как раз человек и не понимает. Так вот, покаяние как раз и есть смена ориентира в жизни, с земного на небесное.

Ранее звонившаяя женщина с тремя детьми, ведь что ее взволновало? Дочка не выйдет замуж - это что, проблема? Ее не взволновало, что дочь не будет христианкой, маму волнуют исключительно земные вещи. Это направление жизни надо изменить. Это, и только это и есть покаяние. А не то, что что-то съел, или чем-то подавился.. Когда человек помышляет о небесном, тогда он уже и ведет себя иначе, и жизнь по-другому строит,  для него ЭТО главное, тогда он и детей будет воспитывать для Неба. Главное, что у человека в душе. Конечно, забота о том, как накормить своих детей, она необходима, но это уже вторично.

 

Звонок из Казахстана: мне 65 лет, у нас была Библия, которую дарили моей прабабушке по окончании института благородных девиц. Ее сын, мой дедушка, был ярый атеист, и все время рвал эту Библию, и заставлял и меня в 4-х летнем возрасте рвать Библию вместе с ним, мы ее рвали. После этого ко мне стали приходить всякие сущности, я кричала по ночам. Так как я не знала молитв в то время, моя бабушка меня отмаливала, но они беспокоили меня очень много лет. Как мне быть дальше, они до сих пор нет-нет, да появляются, и я этого побаиваюсь, чем мне от них защищаться?

Частым причащением. И когда сущности эти появляются, надо молиться. Читать Покаянный канон или канон Матери Божией.

 

Вопрос: отец Дмитрий, как-то Вы говорили о разработке сайта Патриаршей комиссии по вопросам семьи, председателем которой Вы являетесь. Хотелось бы узнать, как обстоят дела и когда сайт будет открыт?

Открыт. Уже можно на него зайти. Сайт только начал свое развитие. Адрес его звучит так:  pk-semya.ru. Кого интересуют вопросы семьи, тех трудов, которые мы собираемся предпринимать, пожалуйста, милости просим, заходите на этот сайт.

А вообще, как дела в комиссии обстоят? Уже разработаны стратегия, тактика, выбраны основные направления?

Да. Пожалуй, все направления уже названы и начаты труды по этим направлениям, такая работа ведется уже в половине епархий русской православной церкви.

Эта деятельность заметна?

Для меня – да. Мы собираемся сделать такой "сбор тружеников" на этой почве, на этой ниве в Рождественских чтениях, будет организована секция, уже существует план, как все это будет происходить. Вот там мы уже поглядим друг на друга, на всех соратников.

 

Существует множество общественных организаций и церковных, и не церковных, занимающихся вопросами семьи. Вы с ними сотрудничаете? И насколько плодотворно.

С некоторыми сотрудничаем, а вообще приглашаем к сотрудничеству всех. Ведь каждая организация базируется в том или ином городе, а мы хотим в каждой епархии сделать такое подразделение нашей комиссии. Наша – патриаршая,  а те, предположительно, будут епархиальные.

 

Как вас восприняли другие организации? Не как конкурентов, а все-таки как соратников?

У нас не может быть конкурентов. "Жила бы страна родная, и нету других забот". Если кто-то занимается определенной темой и улучшает жизнь одиноким мамам, многодетным семьям, способствует уменьшению или преодолению разводов, абортов, это же наши союзники. Я даже не предполагаю, какая тут может быть конкуренция.

Ну, может быть, неприятие ваших методов...

А какие у нас методы? Наш самый главный метод – это проповедь и, как в реальной экономике, реальная помощь.

Адресная помощь нуждающимся.

Сегодня я рассказывал про семью. Я сижу с ними за столом и занимаюсь - вот она реальная адресная помощь. Если бы была такая организация, которая могла бы адекватно им помочь, я бы им передал, пожалуйста, занимайтесь. Моя задача сохранить семью, а уж кто это будет делать, председатель комиссии, или организация по спасению семьи, да на здоровье, и ради Бога.

 

А как оценивается деятельность комиссии в правительственных кругах?

Я не слышал каких-либо оценок, но, судя по тому, какое проявляется уважение, наши труды ценятся и, можно сказать не на высоком, а на высочайшем уровне.

То есть о деятельности комиссии уже знают.

Разумеется. А сайт будет способствовать тому, что можно будет узнать последние новости о нашей деятельности, не отходя от телефона.

 

Батюшка, а если бы Вам выделили время на телевидении, Вы смогли бы его как-то занять?

Конечно. И обязательно займем. Телеканал "Спас" будет попадать в мультиплекс, в сотню цифровых каналов, на государственном уровне, и там обязательно будет программа, посвященная этой теме. Степень доступности "Спаса" будет такой же, как у всех центральных каналов, а не просто у пользователей кабельных сетей.

 

Ну что ж, замечательно,  дай Бог, чтобы это произошло.

Мы ждем, работа ведется, мы надеемся и молимся Богу, чтобы это случилось, чтобы любой говорящий или понимающий по-русски человек мог услышать и получить необходимые советы.

 

Спасибо, батюшка, за Ваши ответы. Наша передача подошла к концу. Всего вам доброго, до свидания.

 

Гость в студии – протоиерей Дмитрий Смирнов, настоятель храма святителя Митрофана Воронежского на Хуторской, г. Москва.

 

Гость передачи: протоиерей Дмитрий Смирнов

Ведущий: протоиерей Александр Березовский

Расшифровка: Римма Адомайтите

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать