Беседы с батюшкой. С прот. Дмитрием Смирновым. Эфир от 11 мая

11 мая 2014 г.

Аудио
Скачать .mp3

На вопросы телезрителей отвечает протоиерей Дмитрий Смирнов, настоятель храма святителя Митрофана Воронежского на Хуторской, г. Москва. Передача из Москвы. Эфир 11 мая 2014 г.

 

- Добрый вечер, дорогие телезрители. Добрый вечер, братья и сестры. Христос Воскресе! Мы начинаем нашу передачу в прямом эфире и сегодня, как обычно в воскресный вечер, у нас в гостях протоирей Дмитрий Смирнов.

Добрый вечер, батюшка.

 

- Христос Воскресе!

 

- Начну с вопросов, которые в большом количестве поступают на наш блог.

«Может ли человек некрещеный быть угодным Богом и войти в Царствие Небесное»?

 

- Разумеется, первый такой человек – разбойник на кресте. Он не был крещен и первым вошел в Царствие Божие.

 

– Как тогда понимать слова, что если не родитесь от воды и Духа, не сможете войти в Царствие Божие?

 

- Буквально понимать. «Бог идеже хощет, побеждается естества чин: творит бо елика хощет». Это как раз посрамление всех фарисеев. Господь исцелил человека, который болел тридцать восемь лет, а они захотели его за это убить, потому что суббота. Такие вот любители инструкции. Потому что в каждой инструкции есть смысл, но они его не видят, воспринимая лишь формально.

 

– Сегодняшний евангельский расслабленный тоже был некрещеным, однако Господь призрел на него и дал исцеление, возможно даровал ему и спасение.

 

- Люди часто задают вопросы, ответы на которые есть в Евангелии. Но, к сожалению, люди прочитывают глазами, а смысл не улавливают.

 

– Нередко в Евангелии находят противоречащие друг другу моменты.

 

- Эти противоречия носят характер не глубокий, а чисто технический.

 

– Человек входит в Царство Небесное через врата Церкви: сначала он принимает крещение, а затем наследует Царство Небесное.

 

- Разумеется, единственный путь к Богу лежит через Церковь. Кому Церковь не мать, тому Бог не Отец.

Вся Церковь в те времена была сосредоточена во Христе, как в семени, расслабленный обратился ко Христу, значит и к Церкви тоже.

- То есть, во Христе вся полнота Церкви, и Он аще что захочет, то и совершит.

- Представьте: деревенский храмик, на котором ремонтируют крышу. Стоит страшный стук, батюшка бегает, и по этому случаю отменили службу. И тут приходит человек и говорит, что хотя он человек некрещеный, но всеми силами своей души хочет спастись. Батюшка бросается в храм, хватает крестильный ящик, оборачивается – и видит, что тот человек упал замертво. Некрещеный – да. Мертвый – да. Но все слышали, что он говорил, что всеми силами своей души хочет спастись. Вот задачка для второго класса. Ведь никаких сомнений.

 

– «Может ли человек укорениться во зле настолько, чтобы спасение для него стало невозможно?»

 

- Разумеется, об этом также сказано в Евангелии: всякому хулящему Духа Святаго не простится ни в этом веке, ни в будущем.

- Если человек все-таки покается?

- Если покается, это уже будет другой человек. Человек укоренился во зле, покаяние для него невозможно. Но если через несколько минут он покаялся, он просто стал другим, все предыдущее ему вообще не вменяется. Как было с апостолом Павлом? Свет осиял его на пути в Тарс, и голос сказал:

- Савл, зачем ты Меня гонишь?

 А он ответил:

- Кто Ты, Господи?

 

– Люди думают, что путь к спасению – это что-то многолетнее, монастырское.

 

- Безусловно, бывает и так. Через монастыри прошли тысячи и тысячи людей и нашли свое спасение. И в то же время пришедший в одиннадцатый час своей жизни получает тот же динарий. Потому что ничего большего нет, нельзя дать два, нельзя половину. Благодать либо спасает и очищает от всякия скверны. Человек не может быть наполовину очищен от всякия скверны. Представим белую крахмальную рубашку, на грудь которой плеснули чайную ложку мазута. Можно сказать, что эта рубашка наполовину чистая? Либо она вся чистая, либо она грязная, даже если на ней есть белые пятна.

 

– Вопрос телезрительницы из Саратовской области: «Мой муж тяжело болел два года и недавно умер. Он оставил завещание, но после его смерти появились родственники, которые просят раздела имущества, невзирая на завещание. Можно ли нарушать волю усопшего, если больной был в здравом уме при составлении завещания».

 

- Тот, кому завещано, волен распоряжаться по своему усмотрению, он может все отдать, кому хочет. Если кого-то по этому поводу мучает зависть, я очень ему сочувствую. Видимо, Ваш муж знал «бескорыстную» любовь своих родственников к деньгам, потому и составил предусмотрительно завещание. Составить завещание – очень правильная и хорошая вещь, всем советую.

 

– «Можно ли считать буквальными слова «не стоит город без святого, а село без праведника». Если да, можно ли просить Господа явить миру этих людей?»

 

- Просить бесполезно, потому что, когда Богу угодно, они открываются. Если это для кого-то будет спасительно, иначе это праздное любопытство.

Например, моя жена была свидетелем такой сцены: сидит известный старец, к которому ездит половина Москвы. Он сидит согбенный, ему девяносто лет, исповедует людей. Входят люди крестить ребенка, и один из них говорит:

- А что неужели этот дед еще что-то соображает?

А человек этот самый настоящий святой. Он рядом стоит, на него смотрит и не видит. У каждого какие-то свои ожидания.

 

– Вопрос телезрительницы: Я «светская христианка», стараюсь каждое воскресение посещать храм, но у меня не получается каждую неделю прочитать три канона, правило ко Святому Причащению, попоститься, посетить Всенощное бдение. Возможно ли мне причащаться каждое воскресение, не посещая субботнюю службу, или это невозможно.

Второй вопрос: Меня смущает, что Новый год приходится на время поста. Пытается ли Патриархия решать с правительством вопрос о праздновании Нового года по старому календарю, чтобы приучать нашу молодежь к правильному пониманию праздников?»

 

- Не вижу причин, чтобы Вам не ходить на Всенощное бдение, не соблюдать существующее перед причастием молитвенное правило. Если, скажем, Вы усыновите семь детей, и заботы о них не дадут Вам возможности прийти на Всенощную, тогда можно обсудить.

У меня была прихожанка, у которой не было ноги, и зимой она не могла приходить каждое воскресение в храм, и я ходил к ней сам. Если причина уважительная, то священник, который будет Вас исповедовать, может ее рассмотреть. Если он сочтет, что она заслуживает снисхождения, то он даст послабление. Причастие – самое важное событие в жизни человека, поэтому ради этого можно отложить все.

По поводу календаря, в этом нет никакой проблемы. Новый год – никакой не праздник. Любой праздник имеет под собой какую-то историческую подоплеку, а здесь меняется число, что здесь происходит, что можно было бы праздновать. Петр Первый изменил празднование нового года с 1 сентября на 1 января, как в Европе. Празднуйте, как Вам угодно. Думаете, всей молодежи интересен Ваш пост? Им важен футбол, хоккей, Евровидение. Люди даже Великим постом играют свадьбы, их смущает лишь, чтобы не попало на май, чтобы потом не маяться всю жизнь. Великий пост, Страстная седмица – это волнует исключительно православных христиан, причем тех, для которых это важно.

Проблема не в том, что кто-то празднует во время поста, а в том, что некому этих людей обратить ко Христу. Всем «светским христианам» я бы посоветовал стать самому учителем веры, пойти в Воскресную школу, подучиться и новое поколение воспитывать в основах православной культуры, а не светской. Или, например, получить дипломом, дающий право преподавать «Основы православной культуры», пойти в среднюю школу и предложить преподавать этот предмет. Это будет действительно вклад в это дело.

 

– «Что такое «достойные плоды покаяния»? Это наши добрые дела или то же самое, что апостол Павел называет «плодами Духа»?

 

- То же самое, что «плоды Духа». Добрые дела возможны и для людей, которые ничего о Христе не знают. Даже не знают о том, что их душа по природе христианка. Есть люди добрые от природы, им нравится угощать, помогать, поздравлять.

Как-то я ездил в Америку изучать опыт помощи бедным. Люди одной из церквей, не помню, какой деноминации, после воскресной службы, на которой они как-то по-своему молятся, убирают в храме, ставят большие столы и собирают за ними тех, кого мы называем бомжами. Все члены этой церкви работают при этих бомжах официантами, получают на кухне тарелочки, ставят, и они едят. Обслуживать этих бомжей ходят и буддисты, и индуисты, и атеисты, им всем очень нравится кормить этих людей.

Там люди разных вероисповеданий и конфессий, меня это поразило более всего. Очень удобный молитвенный зал, органчик, и каждое воскресение он превращается в такую столовую. И приходят люди разных национальностей, рас, вероисповеданий. Этим людям нравится делать добро, и на это очень полезно посмотреть.

 

– Вопрос телезрительницы: Мой муж лежит после операции в госпитале, мужчина в его палате дал нашему сыну, пришедшему навестить отца свечку, сказав, что это свеча от Сергия Радонежского. Брать ли эту свечу и что с ней делать? Не является ли это плохой приметой?

 

- Как Вам будет угодно, это же Вам подарили. Странный вопрос. А в приметы мы вообще не верим, Вы не туда позвонили. Дай Бог здоровья Вашему супругу и его соседу.

 

– «Что такое «умное делание»?»

 

- «Умное делание» - в узком смысле так называют сердечную молитву, а в широком смысле – это вообще христианство. Потому что христианство – это, прежде всего религия, которую нужно осознать умом, иначе человек дальше странных примет не пойдет.

 

– «Насколько нужно разбираться в Библии, чтобы укрепиться в вере?» То есть, достаточно ли хорошо знать Новый Завет или надо бы знать всю Библию?

 

- Очень полезно вникнуть во все. Смотришь на баптистов, там даже не так много людей с высшим образованием, тем не менее, они очень хорошо знают Библию, изучают ее. Пусть по-своему, по-протестантски, но все же люди способны к этому.

 

– Ветхий Завет уже умер, когда Господь пришел на землю, ведь он был как бы преддверием Нового Завета?

 

- В Ветхом Завете мы читаем, как Господь дал Моисею завет Десятисловие. Разве эти десять заповедей потеряли свою актуальность? Просто появился свет, Господь говорит: «Аз есмь Свет миру», и в этом свете преобразился Ветхий Завет, стало видно многое, что не было видно до пришествия Христа. Это как внутриутробное развитие человека, это ведь очень важно, хотя не видно. Как ребеночек, который развивается, но которого мы не видим, лежит он в материнской утробе, если все нормально, вверх ногами. Так и в Ветхом Завете все немного вверх ногами.

 

– Иногда люди с возмущением цитируют Ветхий Завет, как такое могло быть благословлено Богом: и жестокость, и наказания.

 

- Для этого и необходимо понимание. Нужно знать историю вопроса, это очень полезно.

 

– «Что значит: когда даешь милостыню, делай так, чтобы левая рука не знала, что делает правая. Как это возможно?»

 

- Это образные слова: рука ничего знать не может, все наши знания сосредоточены в голове. Имеется в виду, что цель милостыни не то, что у тебя в руке, а в том, чтобы ты принес реальное добро. Если бездумно давать милостыню, можно принести вред. Чтобы милостыня «вспотела в руке»: чтобы человек подумал. Не бездумно раздавал направо и налево, а чтобы вышла реальная польза.

И чтобы не было никакого тщеславия: сделал, Бога поблагодарил и забыл.

 

– «Как справиться с обидой на родственников, которые при встрече всегда находят повод для насмешек надо мною?»

 

- Надо использовать это как упражнение в терпении, смирении. Против обиды есть совет Самого Спасителя: молитесь за обижающих вас. Когда мы молимся за обидчиков, обида проходит. Пусть насмехаются, ведь уже не маленький ребенок. Надо вместе с ними хохотать и радоваться.

Лучший способ избавиться от насмешки – не замечать их.  Если человек не реагирует, насмешка повисает в воздухе, и насмешник оказывается сам в дураках.

 

– Вопрос телезрительницы: Что значит словосочетание в молитве «страстию безстрастною»? Второй вопрос: Можно ли исцелиться колокольными звонами?

 

- Под колокольные звоны сомневаюсь, что можно излечиться. Всяких поверий в народе существует масса, но я все же сторонник доказательной медицины.

«Страстию безстрастной» имеется в виду следующее: когда мы говорим о страсти души, это заболевание. Когда человек со всей страстью своей души отдается молитве или доброделанию, или работе – это благо. Здесь подчеркивается, что имеется в виду не та страсть, которая приведет к винопитию или иным порокам.

 

– «Моя крестная мать уверовала в Виссариона. Может ли она оставаться моей крестной матерью или лучше не иметь с ней контактов?»

 

- Во всяком случае, крестной матерью она уже не может быть, потому что этот человек отпал от Церкви Божией. Ее даже нельзя отпевать. Ленин был и крещен, и венчан, но кто бы рискнул его отпевать?

 

– «Что такое «кризис веры», и как его преодолеть?» Так говорят, когда у человека возникает охлаждение и к Церкви, и к молитве.

 

- Не знаю, в богословии нет такого понятия. Но охлаждение – вещь закономерная, это бывает и в молитве, и в чтении. Такие периоды в жизни человека бывают. Лучше всего от этого помогает смирение. Смирение привлекает благодать Божию, а благодать Божия оживотворяет человека. Нужно со смирением нести этот период, оставаясь верным Христу. Умом понимаешь, что Христос – это истина, и остаешься вместе с Ним в таком трудном душевном состоянии.

Охлаждение в молитве – все равно молишься. Охлаждение к храму – все равно идешь на службу. Охлаждение к посту – все равно по возможности постишься. Охлаждение к добрым делам, все равно стараешься делать их по доброй привычке, из верности Христу. Господь видит твою верность и вернет тебя.

- Такое состояние, видимо, пережил Силуан Афонский, когда воскликнул: «Господи, Ты неумолим!»

- У подвижников такие состояния бывают даже чаще, потому что на них сильнее нападения бесовских сил.

 

– Вопрос телезрительницы: Я читаю толкования к Новому Завету и встретила в пояснении к словам Спасителя «Не мир принес Я вам, но меч» комментарий, что «не всегда хорошо согласие, порой требуется и разделение». Имеется в виду несогласие с домашними? Лучше молчать и не реагировать на них?

В другом месте говорится о том, что для того, чтобы вырасти в достойного христианина, надо действовать с ревностью, но ведь ревность - это грех?

 

- У слова «ревность» есть два значения. Когда человек на стадионе кричит «Спартак» – чемпион!», он проявляет ревность. Он так р`евнует о победе своей команды. Это одна ревность.

Другая ревность бывает, когда молодая леди видит, что понравившийся юноша пошел в кино с другой, и к этой другой она испытывает ревность.

То и другое называется ревностью, но речь идет о разных вещах. О чем именно идет речь, надо узнавать из контекста.

В толковании Писания обычно говорится о ревности о Боге, о подвиге. В монастырь люди уходят зачастую потому, что ревнуют о Боге, хотят приблизиться к Нему.

По поводу согласия надо проявлять мудрость. Иногда несогласие проявляется в том, что надо взять автомат и начать стрелять, а иногда в том, чтобы промолчать. Иногда несогласие может быть выражено в том, что он садится за свои убеждения в тюрьму. Формы несогласия бывают очень разные. Надо четко понимать, в чем твое несогласие, как ты хочешь его выражать, сколько ты готов потерпеть за отстаивание своей позиции. Кто является твоим противником, возможно ли его в чем-то убедить?

 

– В Евангелии от Марка написано: «Истинно говорю Вам: некоторые из вас не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе». Что это означает? Ведь все, стоявшие там, давно умерли?»

 

- Имеется в виду смерть духовная. Тот, кто умирает во Христе, сразу переходит от смерти в жизнь. Эти же люди не просто уверовали, а стали подлинными христианами, ибо и бесы веруют и трепещут.

 

– Вопрос телезрительницы: Мой племянник только что разбился на автомобиле, даже не был за рулем, сидел рядом. Ребенок был очень верующим, всегда в Церковь ходил, посты держал, а вот теперь мы его похоронили. Не понимаю, почему так получилось?

 

- У каждой кончины, помимо «технических вещей», есть еще и духовный смысл. Может быть, Господь увидел, что парень хороший, верующий, молится Богу, но, может быть, в дальнейшем он может испортиться, поэтому взял себе пораньше. Такое тоже часто бывает.

Это тайна Божия, нам надо этому покориться, а если наше сердце болит о нем, надо усерднее молиться об упокоении его души.

 

– «Может ли мать быть крестной своему приемному ребенку?»

 

- Может. Но если он воспринимает ее как мать, лучше, чтобы у него была еще и крестная, чтобы не создавать у него в голове путаницы и лишних вопросов.

 

– «Не могу разобраться в себе: как не сердиться на мужа, как не обижаться, не гордиться, не гневаться?»

 

- Это очень просто: надо стать христианкой, и это сразу все отшелушиться. Сначала надо покаяться, то есть стать другой. Все силы своей души направить на изменение самой себя, это называется покаянием.

- Говорят: хочу, но не хватает силы воли, Богу молюсь, а в то же время делаю то, что не хочу.

 

- В нас есть, как говорит апостол Павел, некий закон греха. Но каждый разумный человек может развивать в себе волю, научить себя сдержанности.

 

- Одна женщина говорит мне, что все время кричит на детей. Говорю: давай начнем с того, что ты не будешь повышать голос. Приходит в следующий раз и говорит: они меня теперь не замечают, пока опять не начинаю кричать.

 

- Какое-то время так будет, это неизбежно. Надо найти другие способы обращать на себя внимание. С отдельными детьми этот процесс может быть и необратим, но это не означает, что надо вновь начать кричать. Это просто антивоспитание.

- Но тут хоть какой-то контакт возможен.

- Когда взрослый орет на ребенка, в этом контакта нет. Есть испуг, закрытость и желание врать.

- Она говорит: я прошу, убеждаю, с каждым в отдельности беседую, вроде вижу понимание в глазах, а потом все куда-то исчезает. Повышаю голос – и вроде опять слышат.

- Просто они испугались и делают вид, на самом деле это лицемерие. Ничего положительного на крике не происходит. Заорать можно, когда ребенок выбегает за мячом на проезжую часть и мчится машина. Только надо обязательно учитывать, что при этом он встанет, как вкопанный. Часто этот окрик может привести к трагедии: мог бы пробежать, а тут…

Если размышлять, от многого убережешься, но это не значит, что у меня самого это всегда получается.

 

- Да, батюшка. Спасибо, нам пора прощаться.

 

- Всего вам доброго. До свидания. Христос Воскресе!

 

Ведущий: протоиерей Александр Березовский.

Расшифровка: Юлия Подзолова.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать