Беседы с батюшкой. С прот. Дмитрием Смирновым. Эфир от 1 декабря

2 декабря 2013 г.

Аудио
Скачать .mp3

Передача из Москвы. Эфир от 1 декабря 2013 года.

В студии протоиерей Дмитрий Смирнов, настоятель храма святителя Митрофана Воронежского на Хуторской, г. Москва.

Ведущий протоиерей Александр Березовский.

 

 - Добрый вечер, дорогие телезрители, дорогие братья и сестры, мы с вами в прямом эфире передачи «Беседы с батюшкой» и сегодня в воскресный вечер у нас в гостях протоиерей Дмитрий Смирнов. Батюшка, добрый вечер!

- Добрый вечер, отец Александр! Добрый вечер, дорогие братья и сестры.

 

-  Батюшка, сегодня вечером мы начали праздновать память святителя Филарета, митрополита Московского. Скажите несколько слов о значении этого человека для нашей Церкви и ее истории.

- Святитель Филарет фактически был первоиерархом нашей Церкви в первую половину 19 века, почему и был назван многими историками и исследователями «филаретовским». Высочайшей ученостью, обаянием личности святителя, его прекрасной проповедью и выдающимися государственными способностями  был украшен этот век. Он стал одним из самых одаренных деятелей русской православной Церкви. Митрополит Филарет Дроздов – удивительнейший человек, «обыкновенный» русский гений. Даже его резолюции на различных документах – и это уникальный случай – были изданы, потому что поражали людей совершенством формы литературного русского языка, глубиной проникновения в предмет и абсолютно точным юридическим смыслом.

При этом святитель был одновременно и аскет, и администратор. Даже лик его замечателен, от него невозможно оторвать взгляда. Трудно даже просто перечислить все его достоинства. Это человек, который был щедро одарен Богом, и благодаря своей деятельности чрезвычайно приумножил эти дары. Потому то, что митрополит Филарет был причислен к лику святых, его святые мощи перенесены в Москву, стали доступны и столь торжественно прославляются Святейшим Патриархом и по его благословению всем московским духовенством – все это заслуженная дань памяти одного из величайших сынов Церкви и Отечества. Приглашение святейшим Патриархом на праздничную службу всего московского духовенства – архипастырская инициатива для того, чтобы все мы пристально всмотрелись в житие этого божественного человека. Святость митрополита Филарета дает нам образец христианского совершенства.

 

- Часто, смотря на образец совершенства, мы понимаем свое полное недостоинство, невозможность достичь такой высоты, и это может порой даже вызывать уныние.

- То, что этот маленький, сухонький человек сумел быть таким, во-первых, очень радует, ведь мы его соотечественники и принадлежим к Церкви, в которой он был Первоиерархом, первенствующим членом Святейшего Синода, к мнению которого безусловно прислушивались абсолютно все: и обер-прокурор, и император, его слово значило для всех очень много.

Благодаря святителю Филарету в обществе изменилось отношение к Церкви в целом. Благодаря его духовному, и даже, прежде всего, умственному авторитету, потому что его интеллект потрясающе превосходил не только многих, но, не побоюсь сказать, всех. Перед ним каждый чувствовал себя нерадивым учеником. При чрезвычайном христианском смирении святителя его гениальность была всем очевидна, ему поручали составление государственных документов первой важности, и во многом благодаря этому и изменилось отношение к Церкви.

 

- Значит, настолько важен авторитет Первоиерарха?

- Авторитет Первоиерарха важен чрезвычайно. Митрополин Филарет был благодатнейший человек. Даже другой русский гений, современник, Александр Сергеевич Пушкин, при всей его образованности и уме не выдерживает сравнения со святителем, который, кроме этого, был еще и нравственно совершенен. Потому век и называется «филаретовским», а не пушкинским, хотя Александр Сергеевич его безусловно украсил и по праву считается создателем русского литературного языка: то есть, ни до, ни после него не удалось создать языка лучше - выше, чище, благородней и изящней. При имени Александра Сергеевича трудно представить кого-то, равного ему в слоге, однако митрополит Филарет не только не уступает ему, но и превосходит всеми нами любимого поэта чистотой своей жизни.

 

Вопрос телезрителя: В школе, где учатся мои дочери, вводят пропускной режим, для которого нужна карточка, которая одновременно будет своего рода паспортом ребенка, также на ней будут храниться деньги, чтобы покупать себе завтраки и обеды. Карточка не именная, на ней будет стоять код. Какова христианская точка зрения  по этому вопросу?

- Это очень удобно, гораздо удобнее, чем ключ. Например, я потерял ключи от своей машины и не знаю, что теперь делать, а если бы у меня была подобная карточка, то проблемы не было, так как мне бы просто прислали новую.

 

- Опасения в том, не повредит ли такая карточка каким-то образом душе ребенка?

- Не представляю, как кусок пластмассы с намагниченной лентой может повредить его душе. По-моему, гораздо больше душе ребенка может навредить телевизор, особенно те передачи, какие он будет смотреть в отсутствии родителей. Просмотр телевизора – это очень опасное «упражнение» для детей.

 

- А этакий «полет» по Интернету, в который уже можно выйти с телефона?

- Вот это уже подлинная опасность и чрезвычайно вредно для детей. Но почему-то ни один родитель не спрашивает об этом, но беспокоятся из-за каких-то карточек.

 

- Является ли комплекс неполноценности смирением, так как основан на том, что человек считает себя хуже, чем все остальные люди?

- Нет, комплекс неполноценности – это проявление гордости,  симптом этой страсти.

 

- То есть это не психическое расстройство?

- Может привести к психическому расстройству. Всякий комплекс от гордости, потому что человек хочет занять место в людской иерархии, но испытывает комплекс, например. что он недостаточно красив или умен, а так как смирения у него нет, он страдает.

 

- Может быть, это основано и на зависти?

- Гордость не бывает без зависти. Сатана спал с неба от того, что сперва возгордился, а потом позавидовал. Гордость первична, а зависть – родная дочка гордости.

 

- Можно сказать, что комплекс неполноценности – противоположность смирению?

- Да, комплекс неполноценности – это симптом, по которому мы определяем болезнь. Если у человека комплекс неполноценности, а он бывает не только у людей, но и у целых народов, то значит, этот человек или все эти люди исполнены гордости и зависти. Почему, например, завидуют русскому народу. Потому что таких людей, как митрополит Филарет, имеет далеко не каждый народ. Хотя мудрейшие и святые люди есть у разных народов, и некоторые имеют великих иерархов, но его уровня достигает далеко не каждый. Поэтому русские, как чрезвычайно талантливые и даровитые во всех областях, вызывают зависть и комплекс неполноценности, и потому их мелко подозревают в различных интригах и прочее.

 

Вопрос телезрителя: Я регулярно посещаю Церковь, хожу на вечернюю и утреннюю службы, но я слабовидящий человек и мне трудно вычитывать все каноны к Причастию. Могу ли я причащаться?

- Конечно, а как это связано? Если человек слепой, ему разве нельзя причащаться? Тогда надо было бы объявлять в Церкви, что слепым причащаться нельзя. Необходимо рассуждение в таких вещах. Вы думаете, пушкинская няня Арина Родионовна вычитывала все каноны? Нет, у нее даже книжки такой не было. Она и читать не умела, а сказки Александру Сергеевичу рассказывала наизусть. И вот прошло двести лет, а мы ее помним.

 

- «Не отдавай души жене твоей, чтобы она не восстала против власти твоей», - сказано премудрым Сирахом. Как это понимать?

Имеется в виду пристрастие. Имеется в виду урок, который преподал царь Соломон, который был женолюбив и всю душу свою отдал своим любимым женам и наложницам, уступая им во всем, даже в служении языческим богам, бесам.  И вот от этого и  предупреждает Иисус, сын Сирахов.

 

- То есть, человек не должен из жены сделать кумира?

Да, он всегда должен помнить о своем служении, о том, что он глава семейства и должен править.

 

- Сейчас очень часто жена работает, а муж с детьми - роли в семье поменялись.

- Про сейчас можно не говорить, мы живем в мире, о котором надо сказать, что он полностью сошел с ума. Церковь всегда говорит о том, как надо, а то, как сейчас,  и так все понимают.

 

- Понимают и продолжают жить в этом сумасшедшем мире?

- Ну что ж, Церковь должна настойчиво повторять то, чему нас научил Господь. Свидетельствовать об истине в надежде, что из каждого поколения выйдут люди, которые захотят служить Истине.

 

- В надежде, что хоть кто-то откликнется на призыв. Потому что до всего народа голос Церкви не доходит.

- Да, и делать это как можно шире. Поэтому мы и пользуемся телевидением, радио, для того, чтобы донести голос Христа, Бога нашего, и перекладываем на тот язык, который людям понятен.

 

- Чем дальше, тем образованнее люди, у них по два, три высших образования.

- Это не играет никакой роли, потому что образования эти никак не связаны с духовной жизнью. Подлинное образование – когда знания восстанавливают в человеке образ Божий. Полученные высшие образования напитывают человека различными знаниями, в чем-то полезными, но когда человек переходит в иной мир, там нет ни физики, ни химии, ни астрономии, все это – здешняя часть. Все эти знания мы можем воспринимать как некое упражнение ума. Например, решение шахматных задач развивает ум и память, что в известном смысле полезно. Пока живешь на земле, можешь искать применение математике, физике, всем наукам, даже искусствоведению. Но мы же оставим все музеи, картины, артефакты здесь, на земле, а собой возьмем лишь память - те образы, которые запечатлелись в нашей душе. Поэтому все наши достижения здесь – лишь явления нашей краткой жизни, а духовный образ – достоинства или качества, которые мы уносим с собой. Этому нигде не учат, а ведь это главное, потому что вечно. Церковь потому и должна преподать людям, которые интересуются вечной жизнью, здравое учение о душе и образе Божием в человеке, чтобы они стремились к нему и старались ему соответствовать. Вот это образование – быть соответственным образу, образу Христовому.

Христос стал человеком, чтобы явить нам наш совершенный образ, каким задумал его Бог. Будучи тварными существами, мы имеем достоинство детей Божиих, но для этого нужно восстановить в себе образ Божий и подобие Ему. Такая сложная задача на тот короткий отрезок времени, который именуется жизнью. Но люди ставят перед собой совсем другие задачи. Сначала – образование с целью получить как можно больше денег от этого образования. Потом – замужество или женитьба для того, чтобы оставить после себя потомство. Обычно одного ребенка, чуть реже двоих. Вот, собственно, и все. А все задачи, что перед человеком ставил Господь, полностью игнорирует, и это, конечно, делает его полностью несчастным. Ведь задачи, которые человек решает здесь: насыщение знаниями, приобретение вещей, достижение карьеры как задачи главные – это все обман. Потому что человек так увлекается всем этим, что делает такие вещи, которые можно назвать преступными и перед человеком, и перед Богом, и перед уголовным кодексом, чтить который призывал еще Остап Бендер.

 

Вопрос телезрителя: Мы готовимся к крещению ребенка, но не можем договориться с супругой о выборе крестных родителей. С моей точки зрения, в нашем окружении нет людей, которые могут быть примером христианского поведения и гарантировать будущее участие в жизни нашего ребенка. В связи с этим можно ли крестить ребенка без участия крестных родителей, если же они будут, повлияют ли их образы на духовную жизнь ребенка?

- Это говорит о том, что Вы вяло и во многом формально ведете церковную жизнь, потому что я мог бы назвать десятки, сотни людей, которых – если бы у меня были маленькие дети – я бы пригласил в крестные. Потому что мы ведем активную церковную жизнь. Не понимаю, почему вокруг Вас такой вакуум. Вот, например, на земле Франца Иосифа, где есть храм, но живет тридцать с небольшим человек, или в Арабских Эмиратах, там, наверное, трудно найти крестных. Если же Вы живете на селе или в городе, среди родных и близких, Вам это не должно быть трудно. Зачем лишать ребенка крестных и выпадать из традиции. Бывают, конечно, ситуации, когда не до крестных: когда крестят в больнице или, например, умирающих. Вам надо оглянуться вокруг себя и посмотреть на людей.

 

- Сейчас на всех приходах, по крайней мере, в Москве проводятся мероприятия, которые объединяют людей, помогают им познакомиться, узнать друг друга. Может быть, и на приходе телезрителя есть такие возможности.

- Возможно. В любом случае надо интенсифицировать свою приходскую жизнь.

 

- Господь призывает нас к радости, «всегда радуйтесь, непрестанно молитесь», святые отцы говорят о том, что мы должны непрестанно плакать о своих грехах. Как плакать и радоваться одновременно?

- Очень просто, даже есть специальный святоотеческий термин – «радостотворный плач». Плач покаяния всегда дает душе умиление и радость, ибо он очищает душу. Эта радость не просто от веселия, как например, при встрече с любимыми родственниками, а именно от Духа Свята. Это подлинная духовная радость, которая рождается в результате покаянного плача.

 

 - Как возродить в себе этот покаянный плач?

- На вопрос «как», по любому поводу, есть только один ответ – «молись». Проси у Бога. Бог – податель всего: и радостотворного плача, и покаяния, и молитвы, и примирения, и исцеления, и терпения в болезни - всего.

 

- Просим, подолгу просим…

- Ну что ж, это так и должно быть. Сам смысл жизни в стремлении к Богу, а молитва – завершение этого стремления.

 

- Бывает, приходит человек и говорит: «Бог меня не слышит».

- Это клевета. Бог не может не слышать, просто Он сам знает, что ему делать. Одна двухлетняя девочка на аэровокзале уже не помню какой страны увидела игрушку и стала просить ее у папы таким отвратительным голосом. И все время, около полутора часов, пока мы ждали самолет, продолжала этим противным голосом, с одной и той же интонацией повторять свою просьбу. Отцу негде было уединиться с ней, чтобы выбить ее из этого состояния, и она продолжала требовать свое. Ведь многое зависит от интонации, как, в каком тоне это делается.

 

- За тоном редко кто следит.

- Наша задача – рассказывать, как надо. А кто редко, кто метко… Тот мужчина, отец, меня поразил. Мамы не было рядом, он сам занимался с девочкой, и я подумал: вот это терпение, не ангельское, а архангельское. Это меня поразило и утешало, помогая переносить этот детский крик. Для меня это был пример терпения.

 

Вопрос телезрителя: Мы с супругой недавно повенчались, но не все так хорошо, как хотелось бы. Как должны жить венчанные люди в браке, создавая семью, есть ли у них равноправие?

- Равноправие, конечно, есть у всех людей. Перед законом мы все равны: и маленький ребенок, и мужчина, и женщина. Каждый из нас - человек, у всех одинаковые права, а вот равенства нет. Ни в росте, ни в физической силе, ни в интеллектуальных способностях, ни в финансовых - мы все разные. Поэтому мужчина должен быть главой семьи и должен сделать свою жену счастливой. Так устроить свою семейную жизнь, чтобы жена была счастлива, и соответственно счастливы дети. Если мы хотим воспитать их по-христиански, они должны жить и воспитываться в атмосфере счастья, а это счастье дает только любовь.

 

- У каждого человека свое понимание счастья.

- Если есть любовь, счастье будет.

 

- Очень часто слышится: если ты мне в чем-то перечишь, значит, ты меня не любишь.

- Почему молодым желают: «Совет да любовь»? Потому что очень важно, чтобы супруги приходили к согласию. «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет», - говорил Иван Андреевич Крылов, «христианнейший» писатель.

 

- Ох, как это непросто.

- Но ведь не будешь ездить на спущенных колесах или отвинченных баллонах. Надо сначала взять ключ, завернуть колеса, иначе убьешься. Почему-то с машиной все понятно, а с семейной жизнью нет. Надо и рулить, и следить, чтобы скорость соответствовала твоим пилотским возможностям, состоянию дороги, количеству автомобилей, - все надо учитывать. Для того мужчина и наделен разумом, чтобы все эти задачки мгновенно решать.

 

- Поживет лет этак двадцать пять в браке и научится.

- Некоторые даже раньше, через двадцать лет, но раньше, конечно, вряд ли.

 

- К двадцати годам жизни нет ни этого умения, ни знания, ни опыта.

- Конечно. Если люди только повенчались, все заново, все трудно. Повезло тому, кто сам родился и вырос в счастливой семье. Вот, я, например. В нашей семье были всякие шероховатости, комната у нас была одна, поэтому дети наблюдали все коллизии между папой и мамой, лучше сказать, между мамой и папой, ее многое не устраивало. Когда же мы подросли, и нам стало лет по пятнадцать-двадцать, они уже жили душа в душу.

 

Вопрос телезрителя: В Евангелии от Марка написано: «И сказал им: вам дано знать тайны Царствия Божия, а тем, внешним, все бывает в притчах, так что они своими глазами смотрят – и не видят, своими ушами слышат – и не разумеют. Да не обратятся и прощены будут им грехи». Кто такие внешние? Внешние для Церкви? и какие грехи им будут прощены?

- Да, внешние для Церкви. Есть даже образ для Церкви – невидимая ограда. Кто в ограде Церкви, а кто вне ограды - внешний, и те люди ничего не понимают в нашей жизни, хотя и проявляют интерес. Потому что каждый человек по своей природе религиозен. Но у многих эта «религиозность» проявляется в интересе ко всякой бесовщине: гадания, знахари, астрология и так далее. Потому что это все очень просто, можно даже сказать примитивно. Постичь религию отцов – это им представляется невозможным. Поэтому для внешних – только в притчах, сказать притчу – пусть думают над этим ребусом, что он значит, а если сказать прямо, то это будет «метать бисер перед свиньями». Они начнут спорить, говорить «я считаю» и нести сущую ахинею. Когда я был в больнице, ко мне подошел гражданин очень приятной наружности восьмидесяти шести лет и сказал, что когда-то прочитал в Библии о грехопадении людей и пытался объяснить мне, что грех в том, что Адам познал Еву. Я пытался объяснить ему, что Церковь так не считает, что «брак честен и ложе нескверно», но разве его своротишь. И мне стало все про него понятно, я спросил, какое радио он слушает, и когда гражданин ответил, что слушает «Эхо Москвы», я только и мог сказать: «Что же тогда взять с тебя, бедного».

 

Вопрос телезрителя: Что важнее – один батюшка служит в храме или в хоре поет, а другой болеет, и он оправдывается тем, что не может к нему прийти потому, что служит в храме или поет в хоре. Правильно ли это?

- А ночь? В храме служба отошла, пошел да проведал. Не понимаю, я тоже служу в храме, и не в одном, но это не мешает мне навещать больных, причащать их. Давеча в субботу причастил двух достойных людей, одному девяносто четыре, а другой – девяносто два. Прошло уже более суток, а у меня до сих пор замечательное впечатление после того, как с ними пообщался. Сначала я собирался к ним в понедельник, но поскольку в понедельник утром праздничная служба в храме Христа Спасителя, на которой мы все вместе будем прославлять святителя Филарета, я позвонил им в субботу утром и договорился, что приду причастить. Конечно, когда навещаешь больного, то надо отложить чуточку какие-то свои дела, чуточку, может быть, недоспать, но есть такие вещи – посетить больного, человека в темнице, дать поесть голодному, одеть того, кто мерзнет – которые нам заповедал сам Господь. Если не посещаешь больного, ты не христианин.

 

- Одна женщина жалуется, что больная родственница просит ее навестить или чем-то помочь именно, когда она собирается на службу в храм, и это происходит каждый раз.

- Надо пойти после службы или до нее. Я не знаю такого лекарства, которое нужно прямо сейчас, хотя тоже их  принимаю, бывает, что забудешь, тогда примешь вечером.

 

- Не страшно сказать этой родственнице: «Ты потерпи, а я через пару часов тебя навещу».

- Конечно, можно. Но иногда можно все отложить и съездить посмотреть, что будет. Потому что есть люди, которые могут манипулировать, этого допускать нельзя. Эта недопустимость манипулирования собой относится к тому же выражению Иисуса, сына Сирахова, которое цитировалось в начале передачи. Ведь это касается не только жены, но и вообще всех людей, так не должно быть.

 

- А если так:  «Ой, мне плохо, я умираю».

- Вызову тебе скорую, ведь я не врач.

 

Вопрос телезрителя: «У меня были непростые отношения с отцом, мы доставляли друг другу много неприятностей, не так давно он умер, и меня мучает, что он отошел в мир иной некрещеным и без покаяния. Могут ли мои личные покаяние и молитвы хоть как-то ему помочь?»

- Могут. Когда человек причащается, то получаемая от Бога благодать почиет на всем роде, потому что все мы, хотя, к сожалению, и не представляем этого, все очень тесно связаны между собой. Поэтому, если причастившись, еще и помолиться за отца, то он, безусловно, это воспримет. Человеку очень полезно молиться, особенно после Причастия, потому что он не бывает к Богу ближе, чем после того, как причастился.

 

- Нередко видно, как прихожане, только что причастившись, начинают что-то активно друг с другом обсуждать.

- Потому что дьявол, который хочет, чтобы человек потерпел кораблекрушение уже в гавани, устраивает так, что человека просто распирает, и он отвлекается от главного события своей жизни.

 

Вопрос телезрителя: «Существует ли такое явление как приворот, действует ли он абсолютно на всех людей и каковы его последствия?»

- Нет, только на верующих в приворот. Все эти вещи оживляются верой. Ты веруешь, что колдунья делает тебе порчу, тогда все начинает действовать. Стоит торшер, в нем лампочка, а темно. Ты берешь вилку, вставляешь в розетку, пошел ток – и лампочка загорелась. Также и здесь, если ты не веришь в эти чары, то ничего и не произойдет.

 

- Нередко люди странным образом меняются без каких-то видимых причин, и это объясняют каким-то колдовским воздействием на него, хотя человек об этом не просил, никуда не ходил и ни с кем не общался.

- Люди вообще склонны объяснять различные действия не зависящими от них причинами. Но если с человеком начинаешь говорить, то обнаруживаешь, что причина внутри него, и она весьма банальная. Причина всегда внутри самого человека.

 

- Спасибо, батюшка. Нас просят заканчивать, наше время подошло к концу.

- Всего доброго. До свидания!

 

Гость передачи: протоиерей Дмитрий Смирнов.

Ведущий: протоиерей Александр Березовский.

Расшифровка: Юлия Подзолова.

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает протоиерей Валерий Швецов - настоятель храма Иоанна Милостивого на улице Доблести, храма Покрова Божией Матери в Южно-Приморском парке, домового храма Покрова Божией Матери при больнице №15, домового храма святых новомучеников и исповедников Российских при школе-интернате №7 и храма святого праведного Иоанна Кронштадтского при Психоневрологическом интернате №7. Тема беседы: «Милость к падшим».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы