Беседы с батюшкой. Преображение Господне

13 августа 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает протоиерей Олег Стеняев, клирик храма Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках.

– Сегодня тема нашей передачи – «Преображение Господне». Отец Олег, хотелось бы напомнить нашим телезрителям о событиях преображения Господня перед тем, как серьезно углубиться в эту тему. Давайте напомним нашим телезрителям, что произошло две тысячи лет назад на горе Фавор. 

– Надо сказать, что этому событию предшествовал разговор Христа с учениками о крестоношении. Ученики услышали Его слова: «Кто идет за Мной и не берет креста своего, тот недостоин Меня». В Евангелии от Матфея мы видим, как одна тема перетекает в другую. И после этого у Матфея уже описываются события, связанные с преображением Господним. И возникает вопрос: а какая связь между призывом нести крест и преображением? А эта связь есть. 

Если Христос нас позвал, то возникает вопрос: «А куда мы идем за Христом? Что нас ожидает впереди? Почему мы должны добровольно переносить трудности, даже проявлять терпение?» Так вот, в преображении Христос обозначил цель для каждого из нас, чтобы мы искали для себя такого же состояния. И, имея такую цель, как собственное, личное преображение, мы действительно уже готовы терпеть и скорби, и переживания. Поэтому эти два события связаны напрямую в Евангелии от Матфея. Ведь как бы человек совершал подвиги, как шел на мученичество, не имея в виду эту цель – пережить собственное преображение? 

Таким образом, мы видим: все, что делает Христос, Он делает ради нас и нашего спасения... Он преображается, чтобы нас преобразить; Он воскрес из мертвых, чтобы мы искали нравственного и морального воскресения и для самих себя. 

– То есть терпение скорбей не имеет смысла, если оно не ведет к преображению? 

– Да, человек должен понимать цель и почему он должен все безропотно переносить. А имея целью собственное преображение, он даже с охотой может взять крест и следовать за Христом, именно к этому блаженному состоянию. 

– Вопрос телезрителя из Москвы: «В чем заключается смысл праздника Преображения Господня, который по-другому называется "Яблочный Спас"? И что мы должны вообще из этого понять?» 

– В русской традиции было принято вкушать фрукты именно после того, как в праздник Преображения прочтется специальная молитва на освящение этих фруктов. Но надо прямо сказать, что не во всех Православных Церквах существует такая традиция. Может быть, это особенность нашего климата. В древности было принято, когда собирали урожай (сбор урожая означал, что он созрел), делать приношение части урожая Богу, на благие дела (чтобы раздавать нищим). В нашей реальности действительно ко дню Преображения фрукты уже созревают и годны для употребления. Поэтому эти события как бы немного взаимосвязаны. 

– А с чем связан запрет не вкушать плоды до Преображения? 

– Это связано с русской традицией и с тем обстоятельством, что созревание плодов у нас происходит как раз ко дню Преображения. 

– Я слышал, что если человек вкусил плод до Преображения, то он накладывал на себя пост, сорок дней не вкушал плоды. 

– Вполне возможно, потому что наши предки очень серьезно относились не только к библейским заповедям, к канонам Церкви, но и к тем народным обычаям, которые существовали в Русской Церкви, они ими тоже не пренебрегали. 

– А сейчас это актуально? Есть ли смысл себя так ограничивать? 

– Если человек это делает ради воздержания, ничего плохого в этом нет. С другой стороны, лучше есть созревшие фрукты. 

– Изменило ли преображение природу Христа? 

– Нет, природа Христа не может быть измененной после того, как в самом зачатии Христа от Духа Святого и Девы Марии происходит ипостасирование человеческой природы в Божественную природу Сына Божия. Это ипостасирование ничего не прибавило Божественной природе, а человеческой природе дало буквально все. И с этого момента, как в чреве Девы Марии происходит эта встреча Божественного и человеческого, истинное Божество и истинное человечество Христа нераздельны, неразлучны и неизменны. То есть ничего не меняется на самом деле, и об этом надо помнить. У преображения была другая задача, о которой мы поговорим, может быть, чуть позже. 

– Какое значение это преображение имеет для нас сегодня? 

– Конечно, огромное значение. Как я уже сказал, все, что делал Христос, Он делал ради нашего спасения. И если Он преобразился (а Божество не может преобразиться; сказано, что Христос всегда и вовеки Тот же), преобразилась человеческая природа Христа, когда через нее как бы проступило Божественное присутствие: Он и Бог, и Человек одновременно. И в этом смысле Он просто показал нам, что произойдет с нами. 

И смотрите, что пишет апостол Павел в Послании к Филиппийцам: Наше же жительство – на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа (то есть в Его Втором Пришествии), Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его (а слава Христа Богочеловека проявляется именно в преображении), силою, которою Он действует и покоряет Себе всё. 

То есть преображенный Христос на горе Фавор – это Христос, Который показал нам, что ожидает нас в Его Втором Пришествии. Нас ожидает всецелое изменение нашей природы. Об этом же пишет Иоанн Богослов (это Первое послание): Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что́ будем (то есть какими будем). Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему (то есть Христу), потому что увидим Его как Он есть. Таким образом, мы видим, что преображение Христа обозначило для нас цель нашего собственного преображения. И к этой цели мы идем, к этому состоянию стремимся. 

И вот другой текст, это уже Первое послание к Коринфянам (15-я глава, с 45-го по 49-й стих): Так и написано: Первый человек Адам стал душою живущею (то есть на земле); а последний Адам (так апостол Павел называет Христа) есть дух животворящий. Но не духовное прежде, а душевное, потом духовное. Первый человек (то есть Адам) – из земли, перстный (созданный перстами Бога); второй человек (это Иисус Христос как Второй Адам) – Господь с неба. Каков перстный (то есть Адам, созданный из праха), таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные (то есть во Христе как в Новом Адаме мы меняемся). И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного. 

Таким образом, мы видим, что в библейском понимании преображение – это на самом деле центральная тема, это то, что нас ожидает, что мы имеем как цель, к чему стремимся. 

И, собственно говоря, Христос рождается в этот мир ради того, чтобы мы пережили преображение, Он умирает на Кресте, Он переживает чудо воскресения, Он восходит на небеса в нашем человеческом теле. И все это Он делает ради того, чтобы нам, как пишет апостол Павел, ходить в обновленной жизни, быть преображенными соответственно славному преображению Его тела. И когда в день Преображения мы будем смотреть на икону Преображения и видеть славу Христа, мы должны это воспринимать как ту цель, которая поставлена перед нами. 

Конечно, своими силами мы ничего такого не можем достигнуть, но действием Божественной благодати через таинства Церкви мы действительно этого достигаем. Ведь Святые Дары, например, предлагаются нам как «святая святым». Поэтому спасение в православном понимании – это не просто бросить пить, курить (это, конечно, тоже важно), это восстановить человека в том достоинстве, в котором он был до грехопадения. Но уже не по образу Адама перстного, а по образу Иисуса Христа – Адама небесного, Человека с неба, Который и становится Человеком, чтобы нас сделать богоподобными, и сходит на землю, чтобы нас вознести на небеса. 

– Вопрос телезрительницы: «Какое у Вас мнение по поводу крещения в Гатчинском храме, что сейчас активно обсуждается в СМИ?» 

– У святых отцов есть такое выражение: одна-две ласточки – еще не весна. То есть по какому-то отдельному случаю судить о целой епархии неправильно. Я знаю Гатчинскую епархию, это очень динамичная епархия, очень хорошо развивается, знаю владыку Митрофана. Удивительный человек с апостольскими качествами. Это епархия, где служит много молодых священников, которые преданно служат Христу и Святой Церкви. И в этой епархии каждый год летом в Череменецком монастыре проходит миссионерский съезд, куда собираются люди из разных стран. Это настоящий международный миссионерский форум, и это дает динамичное развитие для других епархий – то служение апостолата, которое совершается проповедниками в этой епархии. 

Никто из нас не застрахован от такой ситуации, и кто-то рядом с нами может поступить неправильно. Но надо отметить, что владыка Митрофан очень быстро отреагировал на эту ситуацию. Насколько я знаю, он принес извинения этой семье за клирика, который поступил очень опрометчиво, на мой взгляд. И здесь вспоминаются слова отца Павла Флоренского, который говорил, что вся разруха в духовной жизни бывает от невнимания к культу. То есть когда что-то делается с поспешностью – это невнимание к культу, к его обрядовой стороне. А у каждого таинства есть еще и обрядовая сторона. 

Поэтому я думаю, что эта епархия сможет как-то пережить этот катаклизм местного значения и будет продолжать дальше динамично развиваться. И мы должны, конечно, молиться за эту епархию, она в некотором смысле действительно духовно развитая. Как я уже сказал, там много молодых священников; и все с очень хорошим богословским образованием. Это, может быть, отличительная черта того региона. 

И мы, конечно, не должны без молитвы оставлять и эту семью, для которой это было потрясение, чтобы Господь дал мир их сердцам, чтобы они не ожесточились от какой-то обиды. Но мы должны молиться и за священника, который пережил какое-то выгорание. И вот эта его поспешность, которую многие видели и не соглашаются с таким поведением, – его беда. Насколько я знаю, по-моему, на год его сейчас отстранили от служения. Это мера может заставить его все-таки немного остановиться, отдышаться, прийти в себя и войти в более правильный ритм. 

В свое время авва Дорофей говорил так: даже не подходи к человеку со словами обличения, если у тебя нет для него слов исправления. Мне кажется, что действия епархиальных властей Гатчинской епархии как раз продуманные, конкретные, имеющие целью исправить эту ситуацию как бы на всех уровнях этого скандала, этой проблемы. 

– Вопрос телезрителя: «Все ли будут преображены, как показал Господь на Фаворе, и как это будет?» 

– Преображение будет происходить только с теми, кто уверует во Христа. Более того, мы знаем из Священного Писания, что лица нечестивых людей, которые не переживут духовного преображения, покроются мраком в день суда; только праведные просияют светом Христовым. Но наша праведность проистекает из праведности Христа. 

Однажды апостолы спросили Господа: «Кто может спастись?» И Он ответил: «Человекам это невозможно, но не Богу, ибо Богу все возможно». И вот Богу, Которому все возможно, было возможно воплотиться на земле, стать Человеком, подобным нам во всем, кроме греха, как пишет апостол Павел, и наметить для нас путь настоящего преображения. У Иоанна Богослова мы читаем эти удивительные слова: «Не знаю, какими будем, только знаю, что будем подобны Ему». 

И апостол Павел в Первом послании к Коринфянам (13-я глава) пишет, что сейчас мы видим все как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, а когда сами войдем в тот мир, познаем, как мы познаны. Но, имея такую цель, мы можем и должны проявлять смирение, спокойно переносить трудности, как и сказал Христос: «Претерпевший до конца – спасется». Но мы знаем, ради чего мы терпим, к какой цели движемся, взяв крест и безропотно идя за Христом. 

– Если преображение – это цель, мы призваны двигаться к этой цели. 

– Да. 

– Есть ли какие-то признаки на пути, что мы правильно движемся? Есть ли, может быть, какие-то промежуточные этапы преображения? 

– Вы знаете, на что надо обращать внимание в наше время? В православии цель не оправдывает средства, а именно средства обнаруживают: то ли мы приближаемся к цели (а цель – это Христос), то ли безнадежно удаляемся от нее. И апостол Павел об этом пишет (Первое послание к Коринфянам, 13-я глава): «Имеешь всю веру, имеешь все познание, а любви не имеешь – нет тебе в том никакой пользы». То есть совершаю я таинство с любовью, бережно, осторожно (например, мне младенца дали на руки) или с какой-то поспешностью это делаю – от этого много зависит. 

Потому что в православии цель не оправдывает средства, именно средство обнаруживает, то ли мы приближаемся к цели, то ли безнадежно удаляемся от нее. Поэтому, в понимании отцов, Бог судит не наши поступки, а прежде всего наши намерения. И если наши намерения благие и благостные, всегда движимы любовью, тогда и вера наша принимается, и усердие верности канонам. А в противном случае бывает так, как сказано: любви не имеешь – как медь звенящая или кимвал звучащий; в общем, как погремушка. 

– Что мы знаем о преображении? 

– Давайте обратимся к самому тексту и посмотрим по нему, какие здесь основные темы. 

По прошествии дней шести взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних (Мф.17, 1). 

Сразу возникает вопрос, почему Он берет не всех (двенадцать) апостолов, а только троих? Христос говорил о Себе, что Он пришел не нарушить закон, но исполнить. По закону Моисееву любое слово, любое действие верно при устах двух-трех свидетелей. Он берет с собой этих двух-трех свидетелей. 

И преобразился перед ними: и просияло лицо Его, как солнце, одежды же Его сделалися белыми, как свет (Мф.17, 2). 

Надо сказать, что в Пришествие Христа преобразится и мир, в котором мы живем, вот этот физический космос. У пророка Исайи сказано: луна будет светить как солнце, а солнце будет светить в семь раз ярче. Поэтому преображение Христа показывает прежде всего, что произойдет с нами, когда мы услышим слова: «Войдите, благословенные, в покой Мой, уготованный для вас прежде создания мира». Это будет слава света, которая осияет нас. 

Одежды его сделались белыми, как свет. Одежды Христа, в понимании отцов, символизируют святых и праведных, в которых Господь как бы облачается. Христос есть Глава Церкви, а Церковь – мы, верующие, Его Тело. 

И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие (Мф. 17, 3). 

Почему только эти два пророка являются – Моисей и Илия? Моисей является потому, что Христу предстояло умереть по закону. На это обращает внимание Новый Завет. А Илия является потому, что Христу предстояло в теле вознестись на небо (Илия был живьем взят от земли на небо). И Христос беседует с Моисеем и беседует с Илией. 

Что значит «Он должен умереть по закону»? В законе сказано: проклят висящий на древе. Он повиснет на древе, чтобы взять на себя проклятие наших грехов. Сказано: не бывает прощения грехов без пролития крови – Он будет истекать кровью по закону. Сказано: за грех смерть – Он по закону умрет на Кресте, взяв на Себя грехи всего мира. Но в то же время чудо вознесения Илии – как икона предстоящего вознесения Христа на небо. И Он беседует с ними двумя, и это не случайное обстоятельство. 

С другой стороны, обратите внимание (на это обращает внимание блаженный Иероним Стридонский): в момент преображения присутствует свидетель преображения Христа с неба – пророк Илия, присутствует Моисей – человек из преисподней (все тогда находились в аду, пока Христос не сошел во ад и не вывел их), и есть три человека с земли – Его апостолы, которых Он взял с Собой. Таким образом, свидетелями чуда Его преображения являются и небеса, и преисподняя, и земля – тот мир, в котором мы живем. То есть чудо Его преображения имеет как бы космическое значение для духовного космоса, для физического космоса, для космоса живых людей и умерших. То есть это центральное событие. 

И четвертый стих: При сем Петр сказал Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии. 

Древневизантийский экзегет XII века Евфимий Зигабен называет такое поведение Петра священным безумием. Петру понравилось находиться в общении с Моисеем, Илией, которые беседуют со Христом, он поражен величием Христа в славе от этого сияния, и он хочет остаться жить здесь и готов поставить три кущи (три шалаша). Петр был очень импульсивный человек, но ведет он себя как ребенок: радостно, восторженно. 

Когда он еще говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте (Мф. 17, 5). 

Эти слова прозвучали впервые на Иордане, когда было Крещение Христа. Но там не было этого добавления: Его слушайте. Почему тогда не было этого добавления? Потому, что тогда Христос не произнес еще ни одной проповеди. Он начинает проповедовать Святое Евангелие только тогда, когда Иоанн Креститель будет взят под стражу. Тогда слова прозвучали именно так: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение. Это на Иордане. А здесь, на горе Фавор (между Иорданом и Фавором была и Нагорная проповедь, были и притчи Христа, и многие другие наставления), Бог Отец добавляет: Его слушайте. То есть то, что вы услышали от Него, примите с полным доверием и растворите верой в своих сердцах. 

И, услышав, ученики пали на лица свои и очень испугались (Мф. 17, 6). 

Мы знаем, даже Моисей испытывал страх перед общением с Господом. А еврейский народ вообще не мог слышать голос Бога, и они умоляли Моисея: пусть с тобой разговаривает Господь, а ты нам пересказывай Его слова. 

Но Иисус, приступив, коснулся их и сказал: встаньте и не бойтесь. Возведя же очи свои, они никого не увидели, кроме одного Иисуса (Мф. 17, 7–8). 

О чем это? А разве мало для нас одного Иисуса? Апостол Павел говорит: все почитаю за сор ради превосходства в Иисусе Христе. В Иисусе мы имеем общение с Богом Отцом, в Иисусе мы имеем возможность через Его искупление принимать Духа Святого, в Иисусе мы имеем общение и с Моисеем, и с Илией, потому что Он и есть тот Божественный Логос – Слово. Он вещал через Моисея, через Илию, через других пророков. 

Как в Новом Завете сказано, Дух Христов издревле говорил в пророках. Поэтому то выражение – некая священная ирония: они никого не увидели, кроме Иисуса. Это не умаление Иисуса, это Его прославление, потому что в Нем мы имеем всё. Он Сам говорил: никто не приходит к Отцу, как только через Меня. Спасение – это достижение такого состояния действием Божественной благодати, когда мы и сами преобразимся. 

Давайте опять прочитаем текст, с которого мы начали беседу. Здесь сказано о Христе: ... Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его, силою, которой Он действует и покоряет Себе все (Флп. 3, 21). 

То есть силой Духа Святого, а Дух Святой – это освящающая сила. И осеняющее облако, в понимании отцов, символизировало действия Духа Святого, которые доносят до людей глас Бога Отца с небес. Как в Библии сказано, никогда пророчества не изрекались по воле человеческой, но изрекали их мужи Божии, будучи движимы Духом Святым. 

– Вопрос телезрительницы: «Я живу с мужем 25 лет, но мы живем в невенчанном браке. И муж не крещен. Могу ли я настаивать, чтобы повенчаться с ним, или мне положиться все-таки на волю Божию и потерпеть еще?» 

– Церковь признает светский брак. Надо с этого начать. Апостол Павел пишет: если жена имеет неверующего мужа и он хочет с ней жить, она не должна его бросать. Павел же не пишет: если женщина имеет неверующего сожителя. Он пишет: жена имеет мужа. А если он неверующий? Значит, никакого венчания не было, ибо до таинств не допускают неверующих, тем более некрещеных. 

В каком случае жизнь без венчания есть блуд? Если мужчина верующий, женщина верующая и они вступают в отношения подобного рода и не ищут венчания, церковного благословения, – это блуд. В этом случае мы говорим, что это именно искажение нравственных норм Синайского откровения. Но получилось так, что когда благодать Божия сошла в этот мир, кого-то она настигла сразу, кого-то через какое-то время. 

И у первых христиан было что? У кого-то муж верующий – жена неверующая, у кого-то жена верующая – муж неверующий. И апостол Павел пишет: неверующий муж освящается верующей женой; и неверующая жена освящается верующим мужем. Если взять время до революции, тогда такое было немыслимо – жизнь без венчания, потому что все были верующие, все были крещены. 

Но наши последние времена напоминают первые. После советского атеизма, безбожия у нас кто-то пришел к Богу, а кто-то еще не успел. Поэтому наставление дается: жена, откуда знаешь, не спасешь ли мужа своего? Так же и мужу. То есть каждый может воцерковить рано или поздно неверующую половинку. И, пройдя таинство Венчания, они обретут каноничность своих отношений и сообщат такую же благостную каноничность своим детям, которые будут уже считаться принадлежащими к семье, где все было по закону Божью. 

И, конечно, великое счастье для детей – рождаться от венчанного брака. Я благодарен своей бабушке, Журавлевой Матрене Федоровне (Царствие ей Небесное), она была мать-героиня, и ее величайшая заслуга – она добивалась того, чтобы все ее дочери и сыновья вступали в брак через венчание. И мы, ее внуки, рождались от венчанных браков, то есть как вполне законнорожденные. 

– Что такое Фаворский свет? Какова его природа и каков его источник? 

– Фаворский свет предначертал славу будущего века, ту славу, которая ожидает всех верующих в Иисуса Христа. Надо сказать, что тема света в православии – это очень важная тема, она как раз перекликается с темой преображения. Во-первых, когда мы читаем Библию, мы видим, что первое творение Божие, которое сотворяется непосредственно словом Бога, – это свет. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет (Быт.1, 3). 

И возникает вопрос: если свет – первое, что создано речением Бога, но не является самостоятельной субстанцией, он должен от чего-то отражаться и что-то высвечивать? А этот материальный свет возникает уже через несколько дней, когда Бог творит солнце, луну, звезды. Так для чего был создан свет духовный в самом начале? Чтобы обозначить цель существования этого мира. А цель есть та, чтобы «во свете Его мы узрели свет». 

Когда свет призывающей благодати действием Духа Святого касается наших сердец, а мы отвечаем на этот всполох Божественного света согласием, каемся, крестимся, становимся православными христианами, то мы уже знаем, что во свете Его мы обретаем доступ к свету вечной жизни. И когда сияние этой материальной, физической жизни погаснет для нас, свет Христов воссияет для спасенных, которые принадлежали к Святой Церкви. 

Напротив, нечестивые, которые не обратятся ко Христу, будут пребывать во мраке. Макарий Египетский настаивает на том, что адский огнь не является источником света, он является источником мрака – это черный огнь. И находящиеся в аду, пребывая в этом абсолютном мраке, в понимании отцов, будут как-то повернуты друг к другу, но не будут видеть друг друга. И каждому будет казаться, что он один находится тут, что все как бы пошли путем спасения, а он один только оказался в этом мраке. 

Поэтому на призыв Христа во свете Его узреть свет (когда Он говорит: Я есть свет миру) мы должны ответить согласием. Чтобы мрак и тьма не сковали нас. И Церковь несет этот свет. Как сказано, свет во тьме светит, и тьма не может его обуять. И сила нашей веры в том, что мы сами должны проявлять свет Божий, который, отражаясь от нас, приходит к другим людям. 

Святой свят силой Христа, святостью Христа. Как луна, она не является источником света. Она отражает свет солнца, и только в той мере, в какой свет солнца падает на нее. Поэтому мы имеем разные фазы луны. Так и верующий. Он в силу Божественной благодати отражает тот свет в своей жизни, который касается его. А Христос прямо говорит в Нагорной проповеди: Так да светит свет ваш пред людьми с тем, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца Небесного (Мф. 5, 16). 

– Вопрос телезрительницы: «Верую в Бога очень сильно (Господи, хоть бы не возгордиться), а вера-то без дел мертва. Я доброго для Господа ничего не сделала. Апостол Иаков говорит: вера без дел мертва. Апостол Павел: без любви ты кимвал звенящий... А я очень сильно надеюсь на Господа, на Его милость, на Его любовь к человечеству. А Вы мне что скажете? Преобразит Он меня с такой моей надеждой, когда я приду к Нему, а мне нечего будет ответить доброго? Преобразит Он меня по Своей милости?» 

– Очень хороший вопрос. Апостол Павел пишет, что делами закона не оправдается перед Ним никакая плоть, ибо законом познается грех. И если мы откроем весь корпус книг «Добротолюбия», то самая часто встречающаяся там цитата из Библии – это слова Христа: «Без Меня не можете делать ничего». И вот силой благодати Христа, которую мы переживаем, которой приобщаемся в святых таинствах Церкви, мы можем сотворить что-то, и это что-то будет благоухание Христовой праведности, на чем настаивают святые апостолы. И как свет солнца отражается от луны, так и жизнь Христа, которая в Святых Дарах Тела и Крови входит в нашу жизнь, может проявиться даже через нашу немощь. 

И надо прямо сказать, что в Церкви есть все необходимые условия для того, чтобы человек обрел путь спасения для себя и шел бы по нему. Если у человека грехи – он приходит из мира к Богу, он крестится в оставление грехов. Если после крещения возникают грехи – он исповедуется, и священник данной властью от Иисуса Христа отпускает ему грехи. Если есть склонность к грехам, она попаляется Святым Причастием, и человека причащают в оставление грехов и жизнь вечную. Каждое таинство Церкви связано с каким-то нашим несовершенством. Любое таинство, даже хиротония – поставление в иерархические должности. Там в молитвах есть такие слова: благодать, немощная врачующая и оскудевающая восполняющая. Это как духовная реанимация. 

Поэтому чаще вспоминайте диалог Христа с учениками, когда они спросили, кто может спастись. Он ответил: «Человекам это невозможно». И тут же добавил: «Но Богу все возможно». И вот Богу, Которому все возможно, оказалось возможным воплотиться здесь, на этой земле, и совершить чудо нашего преображения. Поэтому в день Преображения мы будем думать о том, как благодать Божия уже в этой жизни преображает, преосуществляет нас из состояния чад гнева в состояние чад Божиих. А это та реальность, которую переживает каждый человек, приступая к таинствам Церкви. 

А добрые дела, исполнение закона Божия? Без Христа мы не способны на это. Мы никто и ничто без Христа. А если мы действуем Божиим благословением, Господь даст нам возможность совершить свое служение доброделания так, как это положено. И дай Бог, чтобы на Вашем пути упование Ваше было всецело на Бога. 

Но здесь есть некая двойственность. Один средневековый богослов говорил так: веруй всецело, что спасение зависит только от Бога, но живи так, как будто спасение зависит только от твоих дел. И вот эту двойственность надо воспринимать. Ибо как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва. 

– Каков духовный смысл в том, что Господь преобразился именно на горе? Не где-нибудь на равнине или в другом месте... 

– Через это действие Господь показывает нам возвышение. Например, Его самая главная проповедь так и называется – Нагорная. Потому что Он возвысил слушающих до вершин Божественного откровения. Когда человек хочет обрести веру во Христа как в Бога, ему не надо заниматься схоластическими исследованиями по Библии. Просто прочитай Нагорную проповедь – и увидишь, что эта нравственность и мораль проистекает прямо с небес, когда Христос говорит: «Будьте совершенны, как совершенен Отец Небесный». И тут же отвечает, в чем совершенство Бога. В бесстрастии. 

Бог посылает свет солнца на праведных и неправедных и дождем дождит на праведных и неправедных. Кто из людей смог бы сказать: люби врагов, благословляй проклинающих, молись за обижающих? Никто. Но именно Божественное учение Нагорной проповеди, которое выводит нас из плоскости «товарно-рыночных» отношений, когда мы любим любящих и ненавидим ненавидящих, являет нам образ Христа как Божественного Учителя. 

А чудо преображения имело еще другую причину. Он показал ученикам, с одной стороны, цель, к которой они идут и стремятся; с другой стороны, Он показал им Свою славу, чтобы потом, когда они увидят Его распятым на Кресте, они бы не соблазнились и поняли, что это страдание добровольное. 

– Время нашей передачи подходит к концу. Прошу Вас подвести итог нашей сегодняшней теме. 

– Пусть Господь благословит всех светом Фаворского света, пусть этот свет войдет в наши дома, в наши сердца, в сердца наших детей, внуков, наших дорогих и любимых. Пусть свет Фавора наполняет наши храмы, епархии, пусть свет Фавора осияет Русь действием призывающей благодати Духа Святого. Поздравляю всех с праздником Преображения, который приближается. Пусть чудо нашего собственного преображения оказалось бы той реальностью, которая возможна только во Христе и со Христом. 

Ведущий Денис Береснев 
Записала Елена Кузоро

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель строящегося храма во имя святой блаженной Матроны Московской города Санкт-Петербурга священник Михаил Проходцев. Тема беседы: «Самомнение, своенравие, своеволие и смирение».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать