Беседы с батюшкой. Православное отношение к успешности

28 ноября 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель храма иконы Божией Матери «Всецарица» в поселке Керро священник Олег Герасимов.

– Темой сегодняшней беседы мы выбрали православное отношение к успешности. Когда мы говорим об успешности, то не думаем, что это может быть плохо. Успешный человек – это, наверно, очень хорошо. С другой стороны, сейчас в нашем обществе много говорят о необходимости бытьуспешным во всех сферах жизни: и в профессии, и в материальном плане, и в моральном. И есть такое понятие, которое сейчас часто употребляется: неудачник, или лузер. Скажите, пожалуйста, успешный человек в Вашем понимании и в понимании общества – это одно и то же или это разные понятия?

– Успешность, которую пытаются нам навязать в качестве модели, прежде всего связана с таким понятием, как обеспеченность. То есть успешный человек – это богатый человек. И если человек богатый, то ему разрешается многое. Поэтому для достижения богатства у человека развязываются руки, он использует методы, которые не совсем хороши или, может быть, не совсем морально обоснованные. Но он это все покрывает тем, что показывает: он успешный, он достиг своей цели. Даже специальные тренинги проводятся, чтобы научить человека, как выработать в себе эти качества.

Но при этом как-то забывается, что у успешности должна быть какая-то цель. И вот тут самое важное, как мне кажется, не то, как человек выглядит внешне, а то, к какой цели он стремится. И, наверно, в понятие успешности со светской точки зрения и с церковной  вкладываются какие-то разные смыслы. Например, я думаю, успешный человек – необязательно богатый. Это человек, знающий, куда он идет, и стремящийся к этой цели. Это очень важно.

Я как-то прочитал в одной неправославной книге (меня сама мысль зацепила) о том, что если  ставишь цель в пределах этой жизни, то это не цель, а просто промежуточный этап. Ты ее достиг, надо ставить следующую цель. Настоящая цель должна выходить за рамки этой жизни. То есть цель, к которой нужно стремиться, не может быть достигнута в этой жизни. И вот тогда, если человек действительно этой целью движим, он может прийти к тому пониманию успешности, которое мне ближе всего.

– В любой семье, православной или считающей себя нормальной, хорошей, обычной, говорят, что ребенок должен хорошо учиться для того, чтобы не работать дворником. Мы часто слышим: «Будешь плохо учиться – будешь работать дворником». Соответственно, есть какая-то градация: дворником быть плохо. Самое лучшее в представлении родителей – это окончить какой-нибудь престижный институт, чтобы получить востребованную профессию. Я часто слышу, когда говорят, что в какой-то профессии  будешь нищим или этот путь приведет к тому, что не очень модно. Но одно дело, когда целиком все общество заточено под поиск успешности, и другой разговор, что об этой же успешности говорят и те семьи, которые ходят в Церковь и слышат учение Христа.

– Я думаю, не нужно считать богатство самоцелью. Когда говорят о том, чтобы ребенок окончил престижный вуз с целью получать большие деньги, выходит, что эти большие деньги и есть цель, потому что ты можешь при этом себе многое позволить. Но мне при этом представляется такая картинка. Представьте, человек  купил дорогой и красивый автомобиль, навороченный, сидит в нем и отдыхает. Вот он сидит в ней – и что дальше? А дальше надо ехать. И тут встает проблема: куда ехать? покататься? Теоретически ты можешь ехать на этом автомобиле с большим комфортом и большой скоростью, но здесь вопрос: а есть ли куда тебе идти? или нет? Поэтому само по себе наличие какой-нибудь высокооплачиваемой работы еще не является целью.

Целью должно быть что-то большее. Для этого, конечно, в большинстве случаев надо учиться. Это так странно звучит, но и дворник может быть успешным в том смысле, что он знает, для чего  живет. А вот тот миллионер, который имеет много яхт и всего того, что душа пожелает, не понимает, для чего это ему. В этом смысле успешным может быть человек, у которого профессия не самая престижная.

– Давайте разделим богатство и успешность. Например, человек может быть богатым, но богатство свое использовать для строительства церкви, помощи другим людям  – поступать так, как должен поступать нормальный человек. Представим, что человек выиграл в лотерею и получил миллион рублей…

– … распорядился так, как совесть ему позволяет.

– Да, но при этом мы можем сказать, что человек успешен потому, что много успевает в своем спасении... Мы знаем страны, где люди живут очень бедно, но при этом счастливо. Есть и другие варианты, когда, наоборот, очень высокий достаток, но все очень грустно. В этом смысле вопрос, наверно, в том, насколько может быть человек успешен, но при этом не зависеть от денег? Это свобода? Но какая свобода? От нравственно-моральных принципов или свобода от денег благодаря тому, что человек морален и успешен в этом плане?

– Мне кажется, деньги не являются характеристикой человека. Богат ты или беден – это не является ни показателем твоего духовного роста, ни показателем твоей духовной бедности. Господь в Своих притчах и примерах, которые Он приводил, показывает нам, что важно не само по себе количество какого-то имения, а твое отношение к этому.

Самая яркая притча – о богаче и Лазаре. Про Лазаря сказано просто, что он беден. Но очевидно, что он попал в то место, на лоно Авраама, которое он заслужил, вовсе не потому, что он бедный. Хотя про него ничего больше не сказано, но важно то, что упомянуто его имя. То есть Господь почтил его – это значит, что Он помнит его (богача Он не назвал по имени). Очевидно, что Лазарь умел эту свою бедность обратить на свою духовную пользу.

И, наоборот, про богача сказано только то, что он ел, пил, ярко жил и его похоронили. Вот все, что о нем известно. То есть максимум, что он сделал, – это то, что себе обеспечил богатые похороны.

– Вопрос телезрителя: «Я хотел сказать свое мнение на этот счет. Я считаю, что для начала надо стать человеком, чтобы про тебя говорили: вот этот человек слово держит. А потом уже успешность и бизнес. Чтобы потом не сказали, что ты стал успешным подонком. Вот что самое главное».

– Хорошее очень словосочетание: «успешный подонок». Мы прекрасно знаем, что есть изворотливые негодяи, которые достигли каких-то высот, но при этом они такие люди, с которыми общаться не хочется. Самый яркий пример опять же из Евангелия – про мытаря Закхея. Помните эту притчу? Про него сказано, что он был маленького роста и залез на дерево, чтобы на Христа посмотреть. Про него было сказано, что он был начальник мытарей. То есть, по-нашему, начальник налоговой службы; и он был очень богат. Но при этом отношение к мытарям было очень пренебрежительным, с ним сидеть за столом было очень зазорно.

Для нас сейчас это странно, а тогда – вот богатый человек, а им гнушаются: «Ну и что, что ты богатый? Мы знаем, каков ты». И вот сейчас, наверно, это трудно себе представить. Сейчас, если ты богатый, то априори уважаемый. Но да, можно быть успешным подонком, Вы правильно сказали.

– Здесь есть интересный аспект. Когда мы говорим о богатстве и спасении, понятно, что мы говорим о человеке. И здесь возникает очень интересный вопрос. Когда мы говорим о человеке, мы ведь не отказываем никакому человеку в том, что он образ и подобие Божие. Мы к людям, по идее, должны относиться со всяческим желанием им добра. Но сейчас есть некое расхожее мнение, это было еще в Ветхом Завете: человек считается любим Богом, если он богат. Если человек нищий – значит, его наказывает Бог. И сейчас это мнение, я смею Вас уверить, очень часто можно встретить, в том числе в неопротестантских кругах: если ты богат, то тебя любит Бог.

– Мне кажется, это упрощение. Хотят выработать такой четкий, ясный критерий, который позволяет видеть: Господь с тобой или не с тобой. И в этом смысле неопротестанты пошли по такому простому пути. Логично: если тебе Господь дает деньги, то  Он тебя любит и к тебе благоволит. Здесь, мне кажется, все намного сложнее, потому что как же тогда быть с тем, что святые отцы говорят: если человека посетила беда, то Господь его посетил? Это никак не укладывается в протестантское понятие.

Мне доводилось читать истории, когда человек был богат, успешен, но вот он пошел в Церковь – и вдруг все развалилось, стало плохо. И вместо того чтобы озлобиться, начать винить всех и вся, он понял, что здесь Господь показал ему: тот путь, по которому он шел, хоть и давал ему какие-то признаки успешности, но он тупиковый. Потому что когда человек зашел, уперся головой в стену, Господь ему показал: давай вернемся назад, начнем не совсем с нуля, но, по крайней мере, сколько-то отмотаем... И если человек это понимает, то это свое внешнее падение, которое все расценивают как полный крах, он начинает воспринимать как новое рождение. И тут появляется, что называется, успех. Хотя внешне все вокруг могут сказать: «Да это же фиаско!» Нет, это самый-самый расцвет.

У меня был знакомый. Он был алтарником у нас, и так получилось, что он попал (положено это или не положено, но так случилось) в тюрьму. И мы сейчас поддерживаем с ним общение, переписываемся. Может, он нас смотрит или сможет посмотреть; он поймет, что о нем речь. Меня поражает, когда он говорит: «Слава Богу, что так произошло. Я в такой зашел тупик…» После того как он в церкви с самого раннего детства, он поалтарничал и вроде как должен был пойти потом в семинарию, а он уехал в Москву, стал бизнесом заниматься, говорит: «Ногой дверь открывал разным знаменитостям». И вдруг на него такое обрушилось – он потерял все. И сейчас он говорит: «Слава Богу». Вот это показатель успешности, на мой взгляд.

– Вопрос телезрителя: «В каких областях не должен работать христианин?»

– Нет такого прямого запрета. Есть такие области, в которых не может участвовать не только христианин, но и любой нормальный человек: порнобизнес, наркотики. Понятно, что это невозможно не только для христианина, но и для здравомыслящего человека. Христианин – это не профессия, не социальный статус, это мировоззрение.

– Я всегда по этому поводу говорю: «православной инженер, православный повар»…

– Да, который святую воду добавляет в кирпичи, суп. Нет, православный человек – это человек, который живет Христом. Кем он при этом работает, не важно. Господь ему поможет в любой деятельности – главное, чтобы он делал ее добросовестно, как из рук Христа принятой. И тогда понятно: да, есть такие вещи, которые неприемлемы для христианина.

– Всем известны слова святителя Иоанна Златоуста: «Слава Богу за все». Это хороший девиз для любого успешного человека. Вопрос: можно ли быть успешным человеком без памяти о Боге?

– Я думаю, здесь зависит от того, что вкладывать в это понятие. С моей точки зрения (я не берусь говорить за всю Церковь, это невозможно), успешность без памяти о Боге – это тот случай, когда человек не знает, для чего он живет. И если он делает деньги просто ради денег, то в какой-то момент он просто упирается в стену. Есть случаи, когда люди на себя руки накладывают, с ума сходят, потому что, как я уже сказал, цель выходит за пределы этой жизни.

– Как в одном известном фильме говорится: человеку нужен человек. Действительно, Бог нам нужен, человеку нужен Богочеловек. Хочется вспомнить Иова и то, что говорила ему супруга, когда он потерял все. Иов был богатым человеком, он был благословлен Богом, но жена ему говорила: «Похули Бога».

– Но она же с таким добрым намерением: «Чтобы поскорей тебе умереть»… Но независимо от того, где ты и в каких условиях – все-таки всегда нужно быть с Богом и за все благодарить Его. Это высший полет, это то, к чему мы стремимся.

– Совсем недавно я был на выставке Репина. И на одной из картин изображено, как Иов разговаривает с друзьями. Илья Ефимович интересно построил композицию картины, потому что с Иовом говорят друзья, жена ему что-то нашептывает на ухо, а он настолько в молитве, что все становится понятно...

Мы часто просим у Господа хлеба насущного: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь». Не секрет, что многие воспринимают эту просьбу так: пельмени на сегодняшний день подай нам. Говорится, что всякий просящий получит у Господа. Можно ли просить: «Господи, дай мне денег, машину… (и так далее)»?

– То есть хлеб, масло, икру.… Ну, просить-то все можно. Просто Господь нам показывает, что Он исполняет не все просьбы, Он их как бы корректирует. И это приводит к тому, что мы не сразу получаем просимое или получаем не то, что просим, и только потом понимаем, что получили то, что надо. Так что просить просите, но Господь Сам скорректирует просимое.

– Вопрос телезрителя: «Успешность бывает духовная: прощение грехов, страстных пороков. И бывает житейская, материальная успешность… Прежде всего, наверно, должна быть духовная успешность, а потом уже просить то, что хочется? Как тут правильно понимать?»

– Даже не сначала должна быть успешность духовная, а она должна быть первой и единственной. Как у Булгакова: свежесть – она первая, она же и последняя. Если человек идет к Богу, если он старается понять свое место в этой жизни, то Господь будет давать ему то, что ему на этом пути нужно. Если это подразумевает то, что он должен взойти по этой лестнице, он на нее взойдет. Мы знаем прекрасных православных руководителей. Есть пример преподобного Серафима Вырицкого, который был в свое время успешным купцом, а потом оставил все и стал монахом.

– Но он до этого хотел стать монахом, он с юности мечтал им быть…

– Но это же не помешало ему стать успешным. Это значит, что иногда предполагается какое-то время нести бремя денежных вещей. У меня такого бремени нет, но я имею опыт общения  с людьми, которые имеют деньги, и они говорят, что деньги – это головная боль. В глазах людей это пропуск ко всем благам мира и так далее, но их же надо как-то сохранить, их надо куда-то вкладывать, беспокоиться, чтобы их не украли. Как это страшно...

Вот проезжаешь мимо каких-то богатых домов – что первое бросается в глаза? Огромный забор и камеры. Потому что люди боятся, что к ним залезут, у них украдут что-то. Это бремя. И если Господь на пути духовного возрождения человеку это бремя дает, Он дает это для того, чтобы тот распорядился этим бременем так, чтобы преуспеть в своем пути к Богу. И тогда все будет на своих местах, все остальное приложится.

– Есть еще один интересный аспект по поводу молитвы. Можно ведь молиться не об этом: «дай мне машину, денег, жену-красавицу». Я называю это молитвой по горизонтали. Но действительно можно молиться так: «Господи, дай мне сил, знаний, здоровья, дай мне возможность заработать, чтобы позаботиться о своей семье, близких».

– Но здесь, мне кажется, опять же все Господь корректирует. Нам кажется: получи я сейчас просимое  – и мы распорядимся этим так, и только так. Но, к сожалению, это не всегда подтверждается, потому что есть примеры, когда человек получает миллион и потом становится скрягой. И миллион его губит. Господь знает, что кому дать. Вот Вы затронули тему здоровья, и сразу вспоминается тот случай, когда Господь пришел к теще Петра. Помните, Он пришел, она лежала в горячке, Он ее исцелил, и она встала и служила Ему. Он не просто так дает здоровье: здоровье ради здоровья. Такой, знаете, фетиш – здоровье, здоровый образ жизни. Нет, здоровье для чего-то. И когда я что-то прошу, я, конечно, могу просить чего угодно, а Господь Сам этот список отредактирует.

Есть замечательная притча, как некий человек то ли в видении, то ли во сне увидел, как он пришел в какую-то лавку, а за прилавком Сам Господь. Человек говорит: «Господи, можно?» Господь отвечает: «Можно, проси все, что пожелаешь». Тот попросил и денег, и здоровья. Господь выносит маленький-маленький пакетик. «Как, Господи, так мало?» –«Да, Я забыл предупредить, что Я продаю только семена. Но сделать что-то ты должен сам». Поэтому Господь тебе поможет, если ты хочешь что-то получить, но сделать ты это должен будешь сам.

На самом деле молитва – это обоюдное: и мы Бога просим, и Он вкладывает в душу то, чего нам и следует попросить. В одной молитве есть такие слова: «Господи, Сам во мне молись. Я не знаю, что у Тебя просить. Ты лучше знаешь». Мы можем, конечно, по горизонтали что-то просить, но потом сами понимаем, что есть вещи, которых просить не стоит.

– Есть еще один аспект. Мы молим Господа усердно, мы убеждены, что это нам необходимо. Мы не просим: «Да будет воля Твоя», а просим: «Да будет воля моя». И в этом случае мы, наверно, просим помощи не у Господа. Но здесь еще один интересный аспект, который касается успешности. Один очень известный профессор был в паломничестве, в поездке в Австрию. И наши православные женщины (а это были тяжелые девяностые времена) говорили: «Ой, смотрите, сколько здесь всего, как люди улыбаются. Это потому, что они не задумываются, во что одеваться нужно». На что наш знаменитый профессор ответил: «Зато у нас легче спасаться».

– Там, где всё есть в магазинах, когда к первому твоему требованию прибегает целая армия «спасателей», Богу как-то некуда приложить усилия.

– Вопрос телезрительницы: «Как вы советуете причащаться в Рождественский пост?»

– По поводу того, как часто надо причащаться, есть много мнений. Начиная тем, что несколько раз в год, и заканчивая тем, что чуть ли не каждый день. Дело в том, что отношение к причастию у всех разное. И те, и другие крайности имеют своих сторонников, и все могут объяснить – почему. Я своим прихожанам рекомендую причащаться чаще. Раз в месяц – тот край, дальше которого затягивать нельзя. На мой взгляд, причастие – это встреча с Богом, по Которому нужно соскучиться. И если ты причащаешься слишком часто, то это может стать неким дежурным актом.

Если же без причастия потомишься, то начинаешь понимать, что без Бога не можешь. Мой опыт подсказывает, что где-то в течение месяца это очень чувствуется. Дальше происходит обратный эффект. Если человек не причащается долго, то его это не так уже и трогает. Год проходит, и уже вроде как  не нужно совсем. Я это объясняю для себя тем, что душа поступает не так, как наш организм: когда он голодный, мы насыщаемся. Потому что иначе нельзя, иначе умрешь.

А душа тихо засыпает, она перестает тебя тревожить. И тогда происходит страшная вещь. Если ты долго не причащаешься, то потихонечку становишься живым человеком очень условно. И такой человек может прийти на причастие раз в год. Спрашиваешь у него: «В чем ты грешен?» – «А ни в чем. Потому что грехов своих не вижу».

В этом смысле редкое причастие, мне кажется, пагубно. Но и частое причащение тоже, может быть, не совсем хорошо. Хотя есть люди, которые причащаются каждый день так, что я им даже завидую. Так что причащайтесь так, как скажет вам ваш духовник. Но я считаю, что раз в месяц – это край.

Постом удобнее причащаться потому, что об одном из атрибутов подготовки к причастию уже думать не надо: пост и так идет. Соответственно, можно и чаще.

– Кроме того, во время поста мы усиливаем молитву, а когда мы усиливаем молитву, чаще обращаясь к Господу, начинаем испытывать тот самый голод, о котором Вы говорите.

– Нет ничего такого, что отличало бы Рождественский пост по внешним каким-то признакам. Чем хорош Великий пост? Тем, что там богослужение сразу меняется, сразу начинаешь понимать: пост пришел. А Рождественский пост – это личное делание. Я сам должен себе поставить такой предел, которого я должен постараться достичь. Есть, конечно, что-то, что Уставом положено. Но как я должен почувствовать, что это пост? Богослужения те же самые, если, в общем, ничего снаружи не меняется. Вот попробуйте тогда участить причащение. Это было бы здорово.

– Рождественский пост – это личная аскетика.

– Да, очень тяжело поститься, когда тебя к этому ничего вроде как не понуждает.

– А тут ведь, отче, есть то, что касается нашей темы успешности: праздник Новый год. На мой взгляд, это абсолютно языческий праздник. Есть даже такие приметы, что нужно записать на салфетке желание и сжечь ее. Очень много в это время говорят о гороскопах, но прежде всего все говорят о желаниях, и эти желания – очень плотские, материальные. И в семье этот праздник долгое время был одним из самых главных. Каким образом христианину противостоять желанию семьи встречать Новый год?

– А надо ли противостоять? Вопрос не в том, чтобы показать, что ты такой православный. К сожалению, был такой период, когда Восьмое марта считалось бесовским праздником, и тем самым обижали людей, которые пока этого не понимали. Православный человек – это человек, который пытается, чтобы через него был виден Христос. Когда он просто показывает, что он православный (мяса не ест, отрицает все языческие праздники), то это фарисейство...

Нет, православный человек не такой. Я думаю, люди встречают праздник, и то, что это праздник, – уже хорошо, это уже повод, чтобы поговорить о Начальнике всех праздников. Нет,даже не поговорить, не надо говорить о Христе. Какой-то старец сказал: «Не надо разговаривать с людьми о Боге, надо жить так, чтобы людям хотелось с вами о Нем поговорить». Надо так себя вести, и тогда сможем этот праздник…

– …превратить в радость общения.

– Да, чтобы он не был напоминанием о язычестве. Чтобы это было не огульное желание чего-то и чего-то. Такие есть слова: как год встретишь, так его и проведешь. Это отчасти может быть и верно. Можно с радостью, желанием доставить радость другим, при этом, не нарушая пост, каким-то образом переплавить аккуратно языческую составляющую. И я могу сказать, что Церковь так всегда и  делает. Когда она пришла на Русь, не устранили же праздники (ту же Масленицу), а просто аккуратно придали им новый контекст.

Будем стараться. У нас шутки ходят, что на Новый год будем освящать шампанское. Но это шутки. А есть храмы, в которых богослужение проводят на Новый год, потому что лучше провести этот праздник в храме, чем за столом. В этом тоже есть свой смысл.

– У нас литургия тоже будет в храмах. В каждом благочинии обязательно будет новогодняя литургия. Насколько я понимаю, у нас всегда есть возможность выбора. И в этом случае, когда мы говорим о служении Богу и служении деньгам, – эти две вещи совместимы?

– Да, совмещать это действительно невозможно. Есть попытки совмещать, и всякий раз, когда люди это делают, они думают, что открывают что-то новое. Но Евангелие, которое написано 2000 лет назад, актуально. И с каждым годом все более актуально. Перепроверять и убеждаться, что все это нельзя совмещать, действительно не нужно. Но здесь важно для себя сделать вывод. Люди приходят в церковь, бывает, уже с определенным достатком, и на первом этапе их это отпугивает. Они думают: «Неужели мне придется это оставить? Неужели мне придется в монахи сразу постричься? Я вынужден буду теперь на молитвах простаивать,  мне надо будет все раздать?»

Таких людей я успокаиваю, что это не является обязательным условием. Это, что называется, высший пилотаж. Если тебя Господь призовет, то Он сделает это максимально деликатно. Ты сам поймешь, что это твой путь. Но это вовсе не означает, что это путь всех. Не всем дано быть монахами, даже священниками. У каждого свой путь. И когда человек, который боится лишиться денег, пытается сделать шаг в пользу мамоны, он идет по тупиковому пути. Мамона – это очень плохой бог. Он своих последователей обманывает в конце концов. Люди, которые ему служат, в конечном счете обманываются. Этому подтверждений бесчисленное множество. Если же ты служишь настоящему Богу, то Господь тебе даст ровно столько и ровно тогда, сколько и когда тебе это будет нужно.

И здесь просто каждый день и каждый шаг – подтверждение того, что Господь рядом, что Он нас слышит. Когда тебе очень нужно, ровно столько и приходит.

Вспоминаю отца Василия Ермакова. Это было действительно чудо. Мне нужно было ехать на очередную сессию в Свято-Тихоновском университете. Я пришел к отцу Василию, говорю: «Все плохо, с работы не отпускают». Надо было отпуск оформлять за свой счет, а у меня там дела, не отпускают. И денег нет. А надо в Москве жить целый месяц неизвестно где и неизвестно как.

И здесь отец Василий надо мной немножко, может быть, подтрунил. Вот писали про святого праведного Иоанна Кронштадтского, что он брал пакет и, не распаковывая, отдавал его. И вот отец Василий мне дал пакет, на нем написано: «Отцу Василию». И там было ровно столько, сколько мне нужно. Я уехал в Москву,  смог прожить этот месяц. Для меня это было чудо. Потому что для меня в тот момент было два пути: или уходить из института, или где-то искать деньги. И вот этот жест: «На, возьми» – я до сих пор помню, и для меня это подтверждение, что Бог слышит все.

– Еще один аспект. Все-таки мы в молитве к Господу должны быть очень осмотрительны, чтобы возложить всю свою жизнь в руки Господу, и тогда у нас будет все хорошо.

– Благословен Бог наш. Я призываю на вас Божье благословение, поздравляю с началом Рождественского поста и желаю вам провести его максимально к пользе душевной и к достижению успешности – в том смысле, в котором мы сейчас это обсудили.

Записала Наталья Культяева

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель строящегося храма во имя святой блаженной Матроны Московской города Санкт-Петербурга священник Михаил Проходцев. Тема беседы: «Самомнение, своенравие, своеволие и смирение».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать