Беседы с батюшкой. Показатель правильной духовной жизни

4 марта 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает протоиерей Димитрий Беженарь, клирик храма Ахтырской иконы Божией Матери (село Ахтырка), кандидат богословия, ответственный по миссионерской работе Сергиево-Посадского благочиния.

– Позвольте в начале нашей передачи почтительно обратиться ко всем нашим дорогим телезрителям и призвать их помолиться об упокоении новопреставленного иеромонаха Павла. Вот его фотография: это мой духовный отец и духовный отец тысяч духовных чад, которых за более чем сорокавосьмилетний пастырский путь он привел к Богу. Он был одним из опытнейших и рассудительнейших духовников дорогой нашей обители – Троице-Сергиевой лавры. Двадцать восьмого января отошел ко Господу на семьдесят восьмом году жизни один из выдающихся современных пастырей и молитвенников. Почтительно прошу вас, дорогие друзья, помолиться об упокоении его души.

– От лица телеканала «Союз» я тоже присоединяюсь к просьбам помолиться о новопреставленном иеромонахе Павле.

Сегодня тема нашей передачи – «Показатель правильной духовной жизни». В Книге Товита есть такие слова: «Тайну цареву хранить хорошо, а о делах Божиих говорить похвально». Расскажите подробнее о Вашем духовном отце батюшке Павле как о примере правильной духовной жизни.

– Постараюсь с радостью. Я могу лишь поделиться своими воспоминаниями, потому что, как говорит святоотеческий опыт Православной Церкви, вообще о великом человеке, человеке благодатном,  человеке праведной жизни, очень сложно говорить. Даже святой апостол Павел в своем Послании к Коринфянам говорит такие слова, которые останавливают нас, когда мы пытаемся рассказывать о великих святых людях: духовный судит обо всем, а о нем судить никто не может, потому что об этом надо судить духовно. Поэтому я могу лишь поделиться воспоминаниями о дорогом пастыре отце Павле.

Родился батюшка на Украине, в Винницкой области, в селе Счастливая, 5 июня 1941 года в многодетной благочестивой крестьянской семье и был тринадцатым ребенком. Вы сами понимаете, что это такое – родиться в июне 1941 года. И очень тяжелые военные и послевоенные годы пришлось ему пережить. С самого детства его мама (родители его Владимир и Анна) научила его молиться и возлагала на него надежды, что он будет действительно молитвенником за всю семью. Пережив в детстве очень непростые испытания, батюшка отец Павел стал тем избранником Божиим, каким мы его знаем, помним и каким с благодарностью храним в памяти и в наших сердцах.

Окончил школу он в 1958 году с отличием, имел возможность поступить в любой институт. Вступил в ряды Вооруженных сил Советской армии в 1961 году. В то время служили три года. За время службы показал себя с самой хорошей стороны: быстрее всех бегал, выше всех прыгал, по всем показателям воинской службы был образцовым и за время службы заслужил 47 благодарностей. Терпеливо переносил насмешки над своей верой, потому что вера была глубоко в его сердце. Сами понимаете, время тогда было очень непростое. За время службы в армии приобрел специальность электрогазосварщика, и некоторое время после демобилизации работал на Винницком хлебокомбинате по этой специальности.

Затем поступил в Одесскую духовную семинарию, подал прошение и был принят в братию Свято-Успенского одесского мужского монастыря. В 1967 году он поступил в духовную школу и 29 марта 1970 года высокопреосвященнейшим Сергием, архиепископом Одесским и Херсонским, был пострижен в монашество с именем Павел в честь святого первоверховного апостола.

С отличием окончил Одесскую семинарию. В том же 1970 году был рукоположен в сан иеродиакона, а 7 апреля, в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, рукоположен в сан иеродиакона. После окончания Одесской духовной семинарии поступил в Московскую духовную академию, которая находится на территории всеми нами горячо любимой Лавры. Владыкой ректором, преосвященнейшим епископом Филаретом, он был рукоположен в сан иеромонаха в 1971 году, 2 мая. С этого момента, с момента рукоположения, и открылись изобильно те благодатные дары, которыми его Господь наделил. С того момента, как он начал нести послушание духовника.

– Какие духовные дарования отличали отца Павла?

– Если говорить о духовных дарованиях человека, оставившего неизгладимый след в сердцах тысяч людей, которые с ним соприкасались, то не будет большим дерзновением, если я скажу словами горячо любимого для батюшки отца Павла святого апостола Павла, чье имя он носил. Лучшей характеристикой его пастырского служения были бы слова святого апостола Павла из Послания к Коринфянам: «Я был всем для всех, чтобы спасти хотя бы некоторых. Это делаю я для Евангелия, чтобы стать соучастником его». Во Втором послании к Коринфянам тот же великий апостол говорит: «Кто изнемогает, с кем бы и я не изнемогал? Кто соблазняется, за кого бы и я не воспламенялся?» Пожалуй, очень точная характеристика пастырского служения.

Пастырский крест, как вы сами догадываетесь, дорогие друзья, по определению не может быть легким. А представьте себе, что такое пастырский крест в годы государственного атеизма. Люди, которые недавно пришли к вере (может быть, 15-20 лет назад), даже не представляют, что такое быть глубоко верующим человеком в то время, а тем более пастырем и монахом. Действительно, во всей полноте можно было ощутить справедливость слов святого апостола Павла, что всякий, только даже желающий жить благочестиво во Христе Иисусе, будет гоним. Вот люди старшего поколения помнят, что в советское время даже покрестить ребенка нужно было тайно, порой ездили в другую область, венчаться тайно приходилось. А представьте себе человека, который поставлен служить Богу и людям и уклониться от своего пастырского служения уже никак не может.

В Лавру потянулись люди. Наиболее известные духовники той эпохи: схиигумен Савва (Остапенко), архимандрит Тихон (Агриков); архимандрит Адриан (тоже недавно почивший, он свое служение совершал в Псково-Печерском монастыре) и многие другие. Верующее человеческое сердце потянулось к таким духовникам. Если выстраивалась очередь к пастырю, который не отказывал в совете, молился с болью и любовью за других, то в советские годы были сочтены дни пребывания такого ревностного пастыря во многих обителях. Этот крест пастырского служения самоотверженно понес и отец Павел.

У отца Павла был удивительный дар, о котором нельзя не сказать. Он имел дар от Бога исправлять человека примером своей жизни. То есть это минимум слов. Все, кто имел возможность с ним общаться и хотя бы один раз в жизни ему исповедоваться, обращали внимание, что даже одной встречи с ним было достаточно, чтобы жизнь человека поменялась навсегда. Даже одна встреча, одна беседа, его лучезарная, жизнеутверждающая улыбка, его широкое благословение, ободряющие слова – и после этого у тебя появлялась внутренняя сильная мотивация исправлять свою жизнь. Это удивительно на самом деле. Сейчас мы видим изобилие негативных примеров в мире, окружающем нас, много примеров грехопадений, пороков, нарушения христианской нравственности.

В то же время сейчас, слава Богу, есть немало примеров словесного обличения безнравственности. Есть много талантливейших священников с прекрасными ораторскими данными, которые в своих проповедях, выступлениях могут ярко, четко, ясно, доступно обличить порок, рассказать о какой-то страсти, какая страсть из-за чего происходит. Могут рассказать о добродетелях. Действительно, послушаешь – сердце радуется. И пища для ума. То есть священники талантливо рассказывают, как к той или иной добродетели стремиться. И все это хорошо, прекрасно, слава Богу, что все это есть. Ни один благоразумный человек не скажет, что это плохо. Но иной раз (я думаю, вы, дорогие друзья, со мной согласитесь) хочется самую малость. Какую? Хочется еще увидеть живой пример – такой, увидев который, вы настолько сердцем окрылитесь, что у вас появится внутренняя мотивация исправляться, вы будете говорить своим близким, знакомым, друзьям: «Пойдем, я тебя познакомлю с батюшкой, увидев которого и только взглянув в его глаза, ты увидишь отражение неба. Поговорив с ним или первый раз в жизни  и исповедовавшись у него,  почувствуешь внутреннее отвращение к греховной жизни. Причем это без каких-то нотаций. Ты почувствуешь внутреннее желание жить по-другому». Это удивительный дар. Я думаю, дорогие друзья, вы согласитесь со мной, это достаточно редкий дар, когда силой своего примера, своей жизни ты можешь вдохновить на исправление других.

Наставления  отца Павла были очень немногословные. Он никогда много не говорил, всегда говорил кратко, по существу. Хотя его речь была достаточно простой по содержанию, без каких-то ораторских приемов, его слова обладали такой внутренней жизнеутверждающей силой, были наполнены такой любовью и заботой о человеке, с которым он говорил, что забыть это было невозможно. И хотелось еще и еще раз с ним встретиться. Поэтому люди потянулись к нему с самого начала его пастырского служения, открывали ему свое сердце, могли поведать обо всех своих невзгодах, скорбях (чаще всего к священнику вообще приходят не для того, чтобы радостью поделиться, а со своими скорбями, искушениями). И почувствовали силу его молитв.

Пожалуй, еще один из ярких талантов, которым Господь одарил этого подвижника, современного молитвенника, – дар рассудительности. Рассудительность – это один из даров Духа Святого, его святые отцы однозначно считают одним из высших. В частности, преподобный авва Антоний Великий говорит, что дар рассудительности – один из самых высших даров Духа Святого. В житии этого великого старца и в патериках описывается, как к преподобному Антонию неоднократно приходили ученики, которые сами уже были подвижниками веры, задавали ему разные вопросы. Неоднократно приходило трое учеников; двое задавали преподобному Антонию различные вопросы – о борьбе с помыслами, о кознях врага, о спасении, трезвении, непрестанной молитве. Преподобный Антоний отвечал им из своего богатого духовного опыта. А один из приходивших все время молчал, в конце тоже брал благословение и уходил. Однажды преподобный Антоний спросил этого постоянно молчащего ученика: «Ты все время приходишь, но ни о чем меня не спрашиваешь». На что тот ему сказал: «Авва, мне достаточно только видеть тебя».

Смотрите, дорогие друзья, какая всепобеждающая сила доброго примера! Достаточно только видеть – и ты уже получаешь назидание и пищу для ума и внутренние силы для того, чтобы жить праведной жизнью. Отец Павел как раз обладал таким даром: одной только встречи с ним было достаточно, и люди, которые доселе могли вести светскую жизнь, далекую от Церкви (ни Евангелие не читали, ни святых отцов, в храм не ходили, ни разу не исповедовались),  начинали  в корне менять свою жизнь. Вот такая всепобеждающая сила доброго примера. Тут уместно, дорогие друзья, вспомнить пример из Священного Писания, из Евангелия от Иоанна. Апостол Филипп, увидев Христа, приглашает апостола Нафанаила и говорит: «Мы нашли Иисуса из Назарета». (То есть Спасителя мира, Мессию.) А на недоуменный и даже скептический вопрос Нафанаила, может ли из Назарета быть что доброе, апостол Филипп не стал ему ничего доказывать, приводить цитаты из ветхозаветных пророков, а просто сказал: приди и посмотри. По-церковнославянски: «Приди и виждь». И апостол Нафанаил подошел к Спасителю и только взглянул на Него, а Господь сказал: «Прежде нежели ты был под смоковницей, я видел тебя». То есть Господь открыл ему то сокровенное, что известно только Богу, о той молитве, которой когда-то апостол Нафанаил молился; никто не был свидетелем его молитвы. И сердце апостола Нафанаила перевернулось, он сказал: «Равви, Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев!» Вот это всепобеждающая сила благодати и доброго примера. Таким был покойный отец Павел.

– Перед тем как мы начали передачу, Вы говорили, что батюшка никогда никого не осуждал, от него нельзя было услышать ни одного слова ропота.

– Да-да, совершенно верно. Я имел счастье  много лет у него окормляться, спрашивать его святых молитв и не могу вспомнить ни одного раза, чтобы отец Павел на высоких тонах с кем-то говорил или с раздражением, пристрастием за что-то ругал. Вообще формат беседы в форме осуждения кого бы то ни было никогда не звучал. Более того, несмотря на то что он нес очень тяжелый пастырский духовнический крест, никто ни разу не слышал – и это могут засвидетельствовать множество духовных чад, которые у него окормлялись, – слов ропота, что он устал, что больше нет сил, что он не может тебя выслушать, принять. Как бы ни было ему тяжело, никогда ни одного слова ропота. Раздраженным, гневливым я его не видел никогда, и не только я. Видели его уставшим, но никогда не видели раздраженным или озлобленным. Именно этот благодатный мир, как один из даров Духа Святого, как один из плодов правильной духовности, постоянно обитал в его сердце.

– Значит, показатель правильной духовной жизни, правильной духовности – это кротость и смирение?

– Кротость, смирение и внутренний душевный мир. Попытаемся сформулировать, какой показатель и критерий правильной духовной жизни, правильной работы над собой, по какому критерию сам человек, христианин, священник, монах, просто мирянин, в любом месте совершая свое служение, свое поприще спасения души, может определить, что он более-менее идет в правильном направлении. Это постоянное покаяние, постоянное осознание своей греховности перед Богом, самопожертвование ради ближних, когда себя не берешь в расчет. Это любая возможность, когда нужно послужить ближним, кому-то помочь, услужить. И внутренний душевный мир.

В частности, преподобный Исаак Сирин говорит: даже если человек достиг высот добродетелей, но если во время молитвы он не молится как великий грешник, если молится без покаяния, Господь не принимает его молитву. Видите, постоянное покаяние как внутреннее состояние души, внутренняя потребность всегда каяться перед Богом. Одновременно с самопожертвованием. Вот человек думает: я молюсь, пощусь, у меня все нормально, а до других мне нет дела; у кого-то какие-то проблемы, но это их проблемы. Кому-то надо помочь – ну а зачем я буду помогать, у меня же все хорошо. Естественно, при таком эгоистичном подходе внутреннего душевного мира никогда не будет. А внутренний душевный мир и есть плод благодати.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский в своем известном духовном дневнике «Моя жизнь во Христе» так и пишет, что именно благодатный душевный мир есть свидетельство того, что человек пребывает в Боге. Апостол Иоанн Богослов говорит, что пребывающий в Боге не согрешает. Не согрешит тот, кто в Боге пребывает. Без Бога мы не можем делать ничего. Свидетельство для человека, что ты по-Божьи живешь, – это наличие внутреннего душевного мира. Кстати, еще очень важная деталь, о которой тоже надо знать, дорогие друзья. Внутренний душевный мир пребывает в сердце, даже несмотря на внешние гонения, испытания, клевету, поношения, недопонимание. Как мы знаем, мученики и исповедники претерпевали очень тяжелые и физические, и душевные страдания со стороны гонителей. А внутри у них постоянно пребывал душевный мир. Почему? Потому что там пребывала благодать.

– Такая подушка безопасности...

Вопрос телезрительницы: «Терять духовного отца очень тяжело. Я тоже знала отца Павла, сейчас очень скорблю, молюсь о его упокоении в Царствии Небесном. Посоветуйте, пожалуйста, как правильно поступать – искать нового духовного отца или жить, помня советы усопшего духовника? Чувствуем сильное духовное сиротство. Как нам быть?»

– Спаси Господи. Чувство духовного сиротства останется скорее всего на всю жизнь. Мне приходилось общаться с близкими духовными чадами архимандрита Тихона (Агрикова), который преставился в 2001 году; в 2004 году отошел ко Господу протоиерей Николай Гурьянов, известный старец с острова Залит; в 2006 году отошел ко Господу архимандрит Иоанн (Крестьянкин), известный всей России подвижник, духовник Псково-Печерского монастыря. Смотрите, сколько лет прошло, а чувство сиротства и духовной утраты у близких духовных чад осталось и ничем не может быть уврачевано в полной мере. Разумеется, благодать Божия укрепляет, и Господь Милостив, Он утешает. И только один Господь может утешить по-настоящему. Но вопреки распространенному выражению, что время лечит, я бы дерзнул сказать, что время не все лечит. Время может немножко затушевать рану душевную, немножко боль притупить, но вылечить чувство духовного сиротства время бессильно. Так мне кажется. Может быть, у кого-то другая точка зрения, но мне кажется так.

Как нам жить дальше, как вообще жить в целом, если Господь призывает к Себе духовного отца?.. Жить по тем заветам, наставлениям, как нас учил духовный отец; воплощать в жизнь все то доброе, ценное, спасительное, чему он учил. И как святые отцы Церкви говорят, жить по совету с единомысленными братьями. То есть нельзя жить, руководствуясь только своим умом. Это очень опасно – доверять себе. Всегда надо жить по совету с единомысленными братьями, сестрами. Безусловно, если будете просить, молиться, Господь пошлет вам на жизненном пути другого духовного наставника, другого священника, который так же будет Вас окормлять, вести по пути спасения. Самое главное, пожалуй, – всем духовным чадам молиться, чтобы Господь всем даровал единомыслие, единодушие и любовь.

– Как важно хранить светлую память о человеке! По этому поводу такой вопрос. Известно, что о новомучениках и исповедниках Российских встречаются иногда воспоминания, порочащие их память. Воспоминания, которые принадлежат их духовным чадам, келейникам. Такие воспоминания, порочащие память канонизированных, прославленных святых, очень часто смущают православных христиан.

– Безусловно.

– Как в этой ситуации быть?

– Согласен с Вами. Я бы даже Вас поправил: не духовных чад, а бывших духовных чад. Сколько в трагический ХХ век было исповедников веры, выдающихся архипастырей! И когда какой-нибудь келейник известного архипастыря, пострадавшего за Христа в тюрьмах, лагерях, или духовное чадо какого-то известного священника, священноинока впоследствии оставляет свои мемуары, которые порочат память уже даже прославленного в лике святых человека, безусловно, это смущает. Но тут сразу вспоминаются слова из послания святого апостола Иоанна Богослова: «Они вышли от нас, но не были наши». Собственно, они от нас почему вышли? Потому что никогда нашими не были.

Тут можно провести еще такую параллель. Представьте себе, дорогие друзья, умозрительно, если бы Иуда Искариотский остался жив, не сразу наложил на себя руки, если бы он дожил до дня Пятидесятницы и увидел бы, как другие апостолы начали активно, бесстрашно проповедовать о Христе распятом и воскресшем… Наверняка бы и другие современники, обращаясь к Иуде и помня, что он тоже был среди учеников Христовых, говорили: «Иуда, а ты-то чего не с ними?» Посмотри, апостола Иакова Зеведеева усекли мечом, он пострадал за проповедь; апостола Петра посадили в темницу, затем побили камнями святого первомученика архидиакона Стефана. Как бесстрашно апостолы идут проповедовать и язычникам, и иудеям о Христе, сколько они терпят лишений! Наверняка современники спрашивали бы: «Иуда, почему ты не с ними? Ты-то чего не проповедуешь?» И с большой долей вероятности можно представить, что Иуда, отвечая, обязательно бы оправдывался. Он бы говорил: «Христос меня как-то отстранял, Он мне не до конца доверял… Не было с Его стороны достаточно ко мне внимания, любви».

Иными словами, любой иуда в истории всегда свои воспоминания, мемуары строит по принципу самооправдания и очернения того святого человека, с кем Господь его свел на жизненном пути. Слава Богу, что Иуда Искариотский, первый в истории, не успел никаких мемуаров оставить, а вот многие другие иуды в истории, увы, воспоминания свои оставили.

… Церковь принимает свидетельства тех, кто остался верным Христу до конца. Так, евангелист Иоанн остался верным до конца: он и в Гефсимании остался со своим Учителем, и до дома Каиафы был со своим Учителем; даже на Голгофе стоял рядом, не боясь, не беря себя в расчет, не думая о себе. Даже на Голгофе стоял единственный из апостолов до конца. Ему Господь поручил Пресвятую Богородицу и его усыновил Ей. Вот свидетельство верного ученика Святая Церковь принимает.

Поэтому и нам, если мы не хотим путаться, ошибаться, надо принимать свидетельства верных людей. Если есть какие-то документы, свидетельства о новомучениках и исповедниках, надо почитать воспоминания о них тех людей, которые остались с ними и были верны Церкви, верны своему пастырскому или монашескому долгу. Вот свидетельства таких людей достоверны.

– Вопрос телезрительницы: «Упокой, Господи, душу усопшего отца Павла. Когда отец Павел приезжал каждую среду молиться в Покровский храм в академии, какое же это было утешение для всех, кто его знал!

Отец Димитрий, у меня такой вопрос. Почему мы так легко теряем душевный мир по пустякам? Почему так легко верим советам малознакомых людей? А тем, кто нас знает и кого знаем мы, не доверяем. Почему так случается?»

– Благодарю Вас за добрые слова в адрес отца Павла, постараюсь на Ваш вопрос ответить следующим образом. Еще великий святой нашего времени преподобный Паисий Святогорец обращал внимание: если быстро теряешь душевный мир, это говорит о том, что подлинного душевного мира нет. Он очень мудро говорил: это значит, что одно душевное беспокойство сменяется другим. А подлинный душевный мир не теряется так быстро. Если мы, живущие в ритме современной жизни, часто выходим из себя и теряем душевный мир, это свидетельство, что настоящего душевного мира у нас пока еще нет. И никогда не было.

Вы правильно обратили внимание: есть интересный, загадочный феномен, когда мы словам людей, которые нас любят, о нас заботятся, нас хорошо знают, склонны не доверять, относиться к ним скептически, недоверчиво, а советы какого-нибудь первого встречного человека (первая симпатия, первое впечатление)  тут же принять. Какую вам привести аналогию? Представьте себе, что у вас есть лечащий врач, который хорошо знает вас, знает историю вашей жизни, историю болезни. Допустим, мы сдаем анализы; лечащий врач по результатам анализов знает в общих чертах состояние нашего здоровья. И он рекомендует лечь в стационар, принимать какие-то лекарства или изменить образ жизни, отказаться от того, что вредит здоровью. Лежите в больнице, принимаете лекарства, слушаете советов врача, который вас знает.

И вдруг в коридоре больницы видите медбрата: идет молодой человек в белом халате, приятный; друг на друга посмотрели, друг другу понравились, познакомились. Он вас спрашивает, что вы здесь делаете. «А вот мне врач прописал быть здесь». – «А что у вас?»  Вы: то-то и то-то. И вдруг человек, которого вы видите в первый раз, говорит: «Слушай, да с твоим состоянием здоровья забудь, что ты когда-нибудь вылечишься. Посмотри на свою жизнь, какие тебе лекарства? Все, раз ты сюда попал, финишная прямая тебе на кладбище; что ты будешь принимать лекарства? Принимаешь лекарства, а потом жалеешь. Ты их лучше вообще не принимай, у тебя шансов нет». И человек сразу же может немножко взбодриться: «А ведь мой лечащий врач со мной никогда так не говорил, а этот молодец; вот это настоящий врач, он мне прямо душу перевернул. Вот это настоящий врач! Он встряхнул меня, никто так со мной не разговаривал. Теперь я буду слушаться его советов».

Я думаю, пример прост, даже банально прост. Благоразумно ли слушаться человека, с которым ты случайно встретился в жизни, который тебя не знает и, что самое главное, ответственность за твое здоровье не несет как лечащий врач? То же самое бывает в любой семье. Люди достигают подросткового возраста – и слова родителей, которые их любят, за них переживают, душу за них готовы положить, ночами не спали, не принимают. А какой-то сверстник сказал: «Да не слушай ты своих родителей, пойдем туда, там весело и красиво», – и сразу доверяешь его словам.

К сожалению, так бывает и в духовной жизни. Например, приходской священник или ваш духовный отец буквально носит вас на руках, по сантиметру, миллиметру приближает вашу душу к Богу, к исправлению, более-менее знает ваше состояние души, знает, что сказать, а что не сказать. Даже вдумайтесь в само это слово: что значит пастырское душепопечение? Это когда человек печется о твоей душе, за нее переживает, молится, воздыхает о ней, знает, где тебе что-то сказать, где воздержаться, чтобы не ранить твое самолюбие. Вот он тебя несет буквально на руках. Поэтому священник, который вас знает, может мягко, деликатно говорить. И вдруг вы встретите случайно где-нибудь в паломничестве или в святом месте человека, который вас не знает и ответственности за вас не несет. И ему сказать: «Вот мне батюшка благословил причащаться (или исповедоваться)…» Он ответит: «Да слушай, ты посмотри на свою жизнь, какое тебе Причастие? Посмотри на себя, с твоими грехами причащаться нельзя, тебе исповедоваться уже поздно. Посмотри, какое ты ничтожество, ты не спасешься, забудь. Что ты будешь делать добрые дела? Дашь кому-то милостыню, потом начнешь жалеть. Ты лучше не давай, чтобы не жалеть. А будешь молиться – еще в прелесть впадешь. Ты лучше не молись».

И человек может сказать: «Вот это да! А мой духовный отец, наш приходской священник, так никогда со мной не говорил. Почему он меня ничтожеством не назвал, почему не говорил, что мне причащаться нельзя? Он все как-то со мной мягко, по святым отцам, все о спасении да о спасении. А вот этот молодец, душу мне вывернул». Но тут есть один очень важный нюанс. Вы сейчас в восторге, что вам вывернули душу, но пройдет два-три дня, и враг нашего спасения дьявол расчехлит свои орудия, начнет прицельный огонь помыслами уныния: тебе нельзя причащаться, исповедоваться, тебе поздно спасаться. И этими помыслами уныния враг доведет тебя до отчаяния. Тот человек, который дал вам совет, он же далеко, он ответственность за вас не несет. Священника, который вас носил на руках, душепопечением вашим занимался, вы отвергли. Он как бы в ваших глазах пал. И вы попадаетесь на удочку врага. Так мы порой поступаем по неопытности. Поэтому надо быть очень осторожными в принятии советов, особенно в духовной жизни.

Вопрос телезрителя: «У меня остались очень добрые, светлые воспоминания о встрече с отцом Павлом, который крестил и Ваших детишек; я присутствовал при этом неоднократно и после этого слушал его беседы. Восьмого марта будет уже 40 дней, как он ушел. Царствие ему Небесное. У меня есть вопрос, который, наверное, у многих сейчас есть. Старцев Господь забирает, они внезапно уходят. Нам-то, немощным, как быть? Как спасаться в нынешнее непростое время?»

– Вспоминаются слова из Второго послания к Тимофею святого апостола Павла, где он, уже предчувствуя свой исход, пишет: «Я течение совершил, веру сохранил, теперь готовится мне венец правды, который дарует мне Праведный Судия, и не только мне, но и всем возлюбившим явление Его». Таков духовный закон: когда человек духовно созреет, Господь берет его с поприща крестоношения, чтобы вознаградить изобильно, утешить человека, который в земной жизни, как воин Христов, не обязавшись никакими куплями житейскими  (говорю словами из Акафиста преподобному Сергию), нес свой крест до конца, духовную битву совершал с силой победоносной благодати Божией. Господь Сам знает, кого когда взять.

Вспоминается отец Иоанн (Крестьянкин), у него есть замечательное произведение «Размышление о бессмертной душе». Он там говорит, ссылаясь на святых отцов, что иногда  у какого-то подвижника веры настолько уже вся душа, все устремления в Боге, в той будущей жизни, что даже пребывание на земле для него своего рода страдание. О таком человеке можно сказать словами апостола Павла, которого мы сегодня не раз упоминаем: «Я желаю разрешиться и быть со Христом, для меня смерть – приобретение». Есть люди, которые настолько живут для Бога, для вечности, что их пребывание на земле – страдание. Вся их душа устремлена к Богу, и они к этому готовы. Всё их сокровище, как в Евангелии от Матфея сказано, перенесено на небо. Где сокровище ваше, там и сердце ваше будет. Сердце этих людей уже на небе. Они живут здесь столько, сколько Господь отмерил, живут ради нас. То есть живут в служении ближним. А Господь Сам знает, сколько кому надо терпеть.

Кончина старцев всегда для нас внезапна, неожиданна, но не для них самих. Для людей, которые возлюбили Бога всей душой и только для Бога живут, смерть – приобретение. Они ее как бы ждут, не боятся ее. А для нас, немощных, грешных людей, это всегда утрата,  всегда неожиданно, всегда боль. Что тут сказать, как нам жить дальше... Надо просто понимать смиренно и терпеливо, что, наверное, такое время: забирая благодатных молитвенников, исповедников, Господь и нас тем самым хочет научить, чтобы мы больше обращали свои надежды, упования к Богу, чтобы мы к Богу прилепились, чтобы серьезнее относились к себе. Чтобы мы (наверное, вот почему Господь так быстро благодатных людей забирает) научились что-то доброе видеть и стараться доброму подражать. Не быть нерадивыми и не видеть только плохое.

Согласитесь, это тенденция в современном мире – видеть только плохое. Вот там плохо, там плохо, а завтра будет еще хуже. Но почему же ты, дорогой друг, брат, сестра, светлого, доброго не видишь? Неужели доброго нет вообще? Такой потребительский, эгоистичный подход к жизни надо уврачевать, наверное. Поэтому (я предполагаю, дорогие мои друзья, я не дерзаю и никто не дерзнет дать всеобъемлющий ответ на вопрос, почему Господь забирает старцев и что делать нам) это и дается для того, чтобы мы серьезнее относились к духовной жизни.

– Чем душевный мир отличается от мирского покоя, равнодушия, безразличия?

– Подлинный душевный мир в сердце того человека, который живет для других, живет для Бога и ближних. Подлинный душевный мир рождается в сердце, в котором есть жертвенность. Именно жертва является местом для почивания благодати Божией, для душевного мира. У человека, который равнодушен, безразличен ко всем, живет только для себя (меня не трогайте, это все мое, это только мое, в мой мир, в мое пространство никто не заходите) всегда внутреннее беспокойство. Это внутреннее беспокойство ничем – ни алкоголем, ни развлечениями, ни музыкой, ни науками, ни искусством – невозможно уврачевать. А подлинный душевный мир там, где самопожертвование.

– У одного из современных проповедников я услышал такую формулировку: «Не заражайся страданием других людей». Что можно противопоставить такой позиции?

– Если не ошибаюсь, это один из современных греческих авторов архимандрит Андрей (Конанос). По памяти воспроизведу цитату: «Не заражайся болью ближнего, потому что каждый должен пройти свой путь. Если ты слишком за ближнего переживаешь, то ты как бы хочешь Богу сказать: Господи, Ты неправильно поступаешь с тем-то, поэтому он страдает». Архимандрит Андрей призывает как бы более спокойно относиться к страданиям и переживаниям ближних. Сложное и очень неблагодарное дело давать комментарии ныне здравствующим священникам или архимандритам и вообще кому бы то ни было, потому что когда не знаешь всего контекста, в котором что-то сказано, очень сложно давать оценку. Поэтому я скажу, что преподобный Паисий Святогорец советует примерно на ту же самую тему.

«Если кто-то страдает за других, испытывает за них боль, делает их проблемы своими, то его ждет воздаяние мученика. Насколько же просветлены люди, которые жертвуют всем! У них нет никаких затруднений, их лица сияют, потому что они постоянно исполнены Божественной радости. Вся основа духовной жизни в том, чтобы думать о другом, а себя ставить на последнее место и не брать себя в расчет. Если мы ставим себя на место нашего ближнего, если мы его понимаем, то находимся в родстве со Христом».

Мне кажется, преподобный Паисий как бы отвечает на предыдущую цитату ныне здравствующего архимандрита Андрея (Конаноса). Я не противопоставляю их, просто эта цитата мне ближе. И она намного ближе к истине.

– Вопрос телезрительницы: «Соболезную о нашем великом молитвеннике, ушедшем в вечность. Все помним его, молимся за нашего отца Павла, Царство ему Небесное. Вопрос: через неделю будет строгий пост; что было бы лучше почитать именно в пост для пользы души?»

– Можно посоветовать любому человеку на любом уровне его духовного образования и духовного развития  книги почившего в прошлом году архимандрита Лазаря (Абашидзе). Иногда в одном переплете две его книги – «О тайных недугах души» и «Грех и покаяние последних времен». Одна из самых полезных для современного христианина книг. Она приоткрывает глаза на твое внутреннее состояние, и это ключ к пониманию святых отцов Церкви.

Очень полезно было бы в пост почитать книгу игумена Никона (Воробьева) «Нам оставлено покаяние». Книги преподобного Паисия Святогорца: «Духовная борьба», третий том; или пятый том «Страсти и добродетели». А примерно к концу Великого поста очень рекомендую всем почитать книгу святителя Иннокентия Херсонского «Последние дни земной жизни Господа Иисуса Христа». Тогда все события Страстной седмицы, евангельские чтения, богослужения, богослужебные тексты по-новому будут для вас открываться.

– Может быть, короткое традиционное наставление для наших телезрителей…

– Дорогие друзья, еще раз призываю всех вас почтительно помолиться об упокоении новопреставленного иеромонаха Павла, моего духовного отца. В заключение хотелось бы вспомнить одно из тех наставлений, которое он чаще всего говорил своим духовным чадам: старайтесь жить так, чтобы в жизни была четкая граница – вот это меня к Богу приближает, а вот это удаляет. То, что удаляет от Бога, я никогда не буду делать, даже если буду страдать и умру. Не делать то, что удаляет от Бога, а только то, что к Богу приближает. И отец Павел говорил своим духовным чадам учиться прощать. Торопитесь научиться прощать. Никогда никого не осуждайте, потому что Господь все видит, все знает. Торопитесь научиться прощать. Храни вас всех Господь.

Ведущий Денис Береснев

Записала Маргарита Попова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать